Российское авиастроение. От частного к общему

29

В прошлом материале, посвященном задаче переоснащения российской военно-транспортной авиации, были упомянуты некоторые из проблем, которые предстоит решать, коль скоро перевооружение ВВС на новую технику признается необходимым. Однако, следует понимать, что в целом проблемы стоящие перед отечественным авиастроением представляют собой лишь часть общих структурных проблем российской экономики и управленческого механизма, и их решение лежит, зачастую, за пределами возможностей и полномочий руководителей авиапрома. Тем не менее, обо всем по порядку.

Немного о задаче

Данный материал никоим образом не является рецептом немедленного оздоровления отечественного авиапрома и его вывода на лидирующие мировые позиции. Долго и пристально наблюдая за происходящим в российской авиации и авиационной промышленности, я полагаю, что эти наблюдения дают определенное понимание происходящего, и в данной статье излагаю не более и не менее как свои личные взгляды на события, и личную же точку зрения на оптимальное их развитие. Засим, помолясь, приступим.

Формулируя проблему

На мой личный взгляд, сегодня главная проблема российского авиастроения звучит следующим образом: оно отсутствует. В стране есть производство различных летательных аппаратов, агрегатов, оборудования, запасных частей, но авиастроение – отсутствует. Хотя, конечно же, оно было. И конечно же, сегодня его пытаются воссоздать. Что же такое авиастроение, и каковы признаки его наличия?

Авиастроение можно определить как комплексную научно-техническую систему, включающую в себя собственно производственный, опытно-конструкторский, научно-технический и коммерческий компоненты. Задачей государства в современных российских условиях является обеспечение условий для:

серийного производства востребованной авиатехники, агрегатов, оборудования и т.д.

регулярного совершенствования и замены производимых конструкций более современными по мере надобности

научных исследований, обеспечивающих новые разработки и производство соответствующим фундаментом

экономической обоснованности всего вышеперечисленного, которая отнюдь не сводится к примитивному «доход должен превышать расход». Оставляя в стороне военную авиацию, к которой эта категория вообще малоприменима, следует понимать, что государство, а точнее – страна и общество в целом обладают определенными конечными ресурсами для достижения своих целей. И в данном случае – задача авиастроения – обеспечить максимально эффективное расходование этих ресурсов. В нашем случае – авиационный транспорт, как часть транспортной системы государства, должен выполнять свою работу по поддержанию логистической связности страны, обеспечивая гражданам, хозяйствующим субъектам и государству максимально широкий набор способов решения транспортных задач, при оптимальных затратах.

Что мы имеем сегодня? Сегодня мы имеем ситуацию, в которой названные направления функционируют (а чаще – не функционируют) практически независимо друг от друга, что приводит к системной деградации отрасли в целом, продолжающейся уже два десятилетия. Впрочем, надо отметить, что корни многих бед современного российского авиастроения были заложены еще в благополучные советские времена, во второй половине 60-х – начале 80-х годов, когда руководством страны и авиационной промышленности был допущен ряд системных ошибок в определении путей развития авиации1.

Пролив слезу над упущенными возможностями, вернемся в «сейчас» и попробуем оценить масштаб работы. Для начала – активы. Что у нас в плюсе?

У нас, в общем-то, все хорошо с вертолетостроением. Развиваясь в рамках отдельной структуры – «Вертолеты России» – оба основных отечественных вертолетных КБ и основные серийные заводы сохраняют свой потенциал. Представление о производстве вертолетов может дать нижеследующая таблица:

Производство вертолетов в России по годам, 2007-12 (в т.ч. для МО). Источник – данные «Вертолетов России».

Российское авиастроение. От частного к общему

* - расчетное кол-во

Все данные познаются в сравнении, и мы можем сравнить эти показатели с советскими: (нижеследующая таблица взята из работы С.К. Колпакова «История авиационной промышленности России)



Нас интересует в данном случае именно «кирпичный» столбец – вертолеты. В 2012 году производство этой техники в России превысит показатели 1990 года, и исходя из достаточно осторожных прогнозов о 15% росте производства в ближайшие два года, достигнет в следующем году рубежа в 360 машин, а в 2014 – превысит пиковый показатель 1986 года. Напомним, этот показатель был достигнут в условиях афганской войны, требовавшей непрерывных поставок вертолетов взамен потерянных и списанных по физическому износу, и активного снабжения Советским Союзом дружественных режимов вооружением и военной техникой, в том числе вертолетами, по всему миру и чаще всего – за свой счет. Кроме того, этот показатель был достигнут на куда более примитивных по оснащению и оборудованию машинах: стандартный Ми-8Т/Ми-17 1985 года отличается от современного МТВ или АМТШ или экспортного Ми-171 примерно также, как армейский «Штейр-Пух» от навороченного «Гелендевагена», хотя внешне они явные братья. То же самое можно сказать в отношении Ми-24В/П в сравнении с Ми-35М, Ми-28 и Ка-52.

У нас все, в общем-то, очень неплохо с боевой авиацией. Семейство истребителей на платформе Т-10 уверенно держит лидерство по числу построенных и реализованных машин в последние 20 лет, благодаря отличным характеристикам платформы и широчайшему выбору вариантов. От относительно простых и дешевых Су-27СК/Су-30МК2/МКК до навороченных Су-30МКИ и его производных, цена которых для инозаказчиков давно и крепко вылезла за рубеж в сто миллионов долларов за единицу. В ближайшее время потенциал этой ветви укрепится в том числе и за счет возобновления серийных поставок машин на платформе Т-10 для ВВС России.

Нельзя не упомянуть и о том, что сегодня Россия наряду с США является единственной страной, сумевшей поднять в воздух истребитель пятого поколения. При всем том, что платформа Т-50 пока находится в самом начале своего жизненного пути, можно уже уверенно сказать, что новый истребитель есть – помимо самого самолета Россия испытывает комплекс БРЭО для этой машины, перспективный двигатель, и новое вооружение. При этом по каждому из вариантов есть резервные решения, страхующие на случай возможной неудачи2.

У нас сохранилось двигателестроение. Ответственнейшее направление авиации во всю ее историю, сегодня, при всех трудностях, в России оно есть, как военное, так и гражданское. Говорить про итерации АЛ-31Ф, новый «117-й» и перспективный «129-й» двигатель смысла уже нет, все интересующиеся и так наверняка имеют в голове уже полное досье. В гражданском двигателестроении сигналом о его сохранении стало начало испытаний головного двигателя нового семейства ПД-14, который должен в ближайшие 10 лет прийти на смену ПС-90.

Это основные плюсы. Минусов, к сожалению, больше.

Российский авиапром не имеет сегодня серийной коммерческой машины. Это постоянно ставит авиапромышленность в положение просителя, вынужденного искать деньги. Семейство авиалайнеров сегодня является подлинной опорой авиационной прмышленности, давая львиную долю оборотов западной авиапромышленности.

Здесь читатель может возмутиться и ткнуть автора в SSJ-100. Автор, в свою очередь, выразит создателям SSJ-100 глубокое уважение, и скромно понадеется, что в ближайшие годы его серийное производство все же доберется до заветных 50-70 машин в год. Если оно будет продолжаться «полусерийным» темпом в 10-15 самолетов, то программу можно хоронить уже сейчас – даже текущие заказы с таким темпом выполнены не будут.

Кроме того, стоит возложить надежды на успешную реализацию проекта МС-21: по масштабу работ программа уже более, чем серьезна а менеджмент «Иркута» пока не давал поводов усомниться в своем профессионализме.

Но, повторюсь – пока это все лишь надежды. Устойчиво производимого и продаваемого многими десятками ежегодно лайнера сегодня у России нет.

Российский авиапром, как и вся оборонка, испытывает сегодня глубочайший кадровый голод. Этот голод не может быть «утолен» исключительно усилиями самого авиапрома по выращиванию и привлечению кадров, и здесь помощь государства необходима в максимальной степени.

Российский авиапром также страдает от деградации производственных мощностей. Если не брать вертолетчиков и отдельные «самолетные» островки стабильности типа «Иркута», остальные «живые» самолетостроительные заводы представляют собой довольно печальное зрелище, в значительной степени тормозя все планы быстрого наращивания производства. Во многом эта проблема взаимосвязана с упомянутой выше проблемой кадров.

Сюда можно втиснуть множество других проблем, но хватит пока этих. Их решение, как минимум, «сломает тенденцию».

Малые дела

Обозначенные проблемы – стратегические, но их решение можно облегчить рядом довольно быстро реализуемых тактических мероприятий, которые, как минимум, «оживят» авиастроение, и позволят расшить некоторые узкие места. Начнем по порядку: увеличение объемов производства SSJ на заводе «Гражданских самолетов Сухого» в Комсомольске, дело, конечно, полезное и нужное, но здесь и сейчас у России есть готовый к серийному производству и довольно современный среднемагистральный лайнер, известный в своей очередной модификации как Ту-204СМ. Спасение этой машины видится в действиях по трем направлениям: смена менеджмента ОКБ Туполева, в последние годы продемонстрировавшего неумение и нежелание работать с авиакомпаниями; обеспечение твердого контракта на закупку нескольких десятков Ту-204СМ со стороны контролируемых государством компаний (прежде всего «Россия» и «Аэрофлот», возможны и другие); госзаказ на поставку нескольких десятков же Ту-204 в различных «военизированных вариантах», от перевозчика высшего комсостава, до «Открытого неба» и противолодочников.

Точно так же, твердыми контрактами с живыми деньгами, которые можно вложить в производство, можно оживить и строительство транспортных машин Ил-76МД-90 (известных как Ил-476), и запуск в серию Ан-70, и рестарт Ан-124. И здесь роль государства должна быть определяющей – оборонный заказ и поддержка парка государственных АК требуют вложения государственных же средств. Частный авиационный бизнес в России подобными средствами не располагает.

Решение кадрового голода в оборонке сложнее. Во многом оно завязано на решение традиционной для частного бизнеса во всем мире проблемы экономии на персонале. У нас же персонал является традиционной жертвой очередной кампании за экономию бюджета, несмотря на то, что доля зарплат в российской экономике и авиастроении тоже – и так не велика. Разумеется, рост зарплат не повысит сходу качество кадров и их уровень, но он даст дополнительный стимул «остаться в оборонке» тем, кто в нынешних условиях хочет попытать счастья с другой стороны проходной авиазавода. Возможно, стимулом к решению этой проблемы станет рост ответственности за свои действия менеджмента авиационной промышленности. Все показания для этого есть – как минимум для увольнений, в ряде случаев. Мы помним исторический период, когда за меньшие грехи платили жизнью, а отнюдь не безработицей.

Решение первых двух проблем – во многом ключ к решению третьей. Наличие средств на развертывание производства в сочетании с лучшим стимулированием кадров, должно помочь восстановить производство довольно быстро. Положительные примеры, повторюсь, есть. «Иркут». Завод «Прогресс» в Арсеньеве и большинство других вертолётных заводов России. Причем в названных случаях проблемы решались, можно сказать, «своими силами», без увязки в общегосударственный комплекс мер.

Артельно же, как известно, даже батьку бить сподручнее. Дело за артельщиком.

1 Разговор об этой проблеме сам по себе может потянуть на десятки страниц, поэтому ограничусь утверждением о том, что в СССР «просмотрели» момент консолидации основных разработчиков гражданской авиатехники на Западе, когда количество разработчиков и производителей современной авиатехники резко уменьшилось, с параллельным увеличением наукоемкости и ростом интегральных затрат на каждый отдельный проект. Объективно уступая Западу по уровню экономического и технологического развития, СССР не мог позволить себе содержать одновременно три (три с половиной если считать гражданское направление фирмы Антонова) независимых ветви развития коммерческой авиации. К сожалению, понимание этого факта пришло слишком поздно.

2 Именно отсуствие всех указанных «дополнительных пунктов» не позволяет пока назвать самолетом китайский проект J-XX, реализуемый в основном на чужих решениях и чужой технологии.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    30 июня 2012 13:09
    Поднимать нужно авиацию в самые кратчайшие сроки. Такой могучий флот был уничтожен полностью. Мне кажется, что то , что сейчас делается для развития ВВС все это ничтожно мало. Нужно гораздо больше, быстрее и качественнее. Хотя я прекрасно все понимаю, что не все так просто...
    1. С_мирнов
      -1
      30 июня 2012 13:36
      В России созрел политический еризис, Управление государством настолько неэффективно, что каждый год поднимают налоги и акцизы,
      http://demotivation.me/9qcdp6646mi3pic.html
      В данной ситуации развить авиастроение - невозможно. Ведь авиастроение это не сферический конь в вакууме, это еще химическая промышленность, легкие сплавы, да наконец просто подшипники - которые у нас выпускает один завод в стране. Для успешного развития авиастроения необходима крепкая экономика базирующаяся на тяжелой промышленности. При современном правительстве никакого улучшения экономической ситуации не наблюдается, предпосылок для повышения эффективности управления страной тоже нет.
      Соответственно ситуация с авиастроением в лучшем варианте замрет на уровне 2000г.
      1. Ильич
        +6
        30 июня 2012 15:26
        Цитата: С_мирнов
        В России созрел политический еризис, Управление государством настолько неэффективно, что каждый год поднимают налоги и акцизы

        Каковы же признаки этого кризиса? Поднятие налогов и акцизов? Так это не из области политики, а из области экономики. Ваш комментарий - "В огороде бузина, а в Киеве - дядька"
        1. С_мирнов
          -3
          30 июня 2012 18:12
          Главный признак этого кризиса нелегитимность власти. Т.е. власть не зависит от народа. Ниодин депутат госдумы не выбран народом, судебная ветвь власти полностью назначается президентом, т.е. не народом. Функции самого президента вообще не понятны, он вообще за что отвечает-то, кто нибудь знает?
          И если Вы Ильич думаете, что экономика никак не зависит от политики, то сильно заблуждаетесь.
          1. Ильич
            +8
            30 июня 2012 18:40
            Цитата: С_мирнов
            Главный признак этого кризиса нелегитимность власти. Т.е. власть не зависит от народа. Ниодин депутат госдумы не выбран народом, судебная ветвь власти полностью назначается президентом, т.е. не народом. Функции самого президента вообще не понятны, он вообще за что отвечает-то, кто нибудь знает?

            Ну тогда в Арабских эмиратах - вообще жить невозможно. А также в Саудовской Аравии, Катаре, Брунее, и еще в добром десятке государств. Там уже даже не кризис, а самая настоящая политическая катастрофа. Потому что в этих государствах власть не зависит от народа.
            Знаете, я Вам вот что скажу: власть нигде и никогда не зависела от народа. Ни в феодальной Франции, ни в СССР, ни в США. Нигде! Имеет значение лишь то, какие цели она преследует.
            Или может быть Вы считаете, что в тех же США, "светоче демократии", власть зависит от народа? Тогда Вы очень наивный человек.

            Главные признаки политического кризиса - это не независимость власти от народа, а невозможность различных фракций и ветвей власти договориться между собой. Эдакая патовая ситуация во власти.
            Или открытое столкновение между различными властными группировками. Когда вместо управления страной эти группировки заняты исключительно войной между собой.

            Цитата: С_мирнов
            И если Вы Ильич думаете, что экономика никак не зависит от политики, то сильно заблуждаетесь.


            Ни в коем случае такого не говорил. Еще когда писал предыдущий коммент, предполагал, что Вы именно на эту взаимосвязь и будете напирать. Конечно они взаимосвязаны. Но поднятие налогов и акцизов - это не следствие политического кризиса. Просто потому, что налоги и акцизы это одно, а политический кризис - совсем другое.
            Налоги могут подниматься в разных случаях: при снижении эффективности экономики, при протекционистских мероприятиях, при резком уменьшении базы налогообложения и сокращении бюджетных поступлений, при увеличении расходной части бюджета и т.д.
            Но политический кризис совершенно ни при чем. С уважением...

            П.С. Легитимность - это не то, что Вы думаете. Это не зависимость власти от народа, а степень согласия народа с действиями власти. Но если Вы скажете, что народ не согласен с действиями российской власти - будете неправы. Титанические усилия оппозиционеров по привлечению народа на митинги об этом четко говорят.

            П.С. Легитимность - это не то, что Вы думаете. Это не зависимость власти от народа, а степень согласия народа с действиями власти. Но если Вы скажете, что народ не согласен с действиями российской власти - будете неправы. Титанические усилия оппозиционеров по привлечению народа на митинги об этом четко говорят.
            1. Ильич
              +3
              30 июня 2012 18:40
              П.С. Легитимность - это не то, что Вы думаете. Это не зависимость власти от народа, а степень согласия народа с действиями власти. Но если Вы скажете, что народ не согласен с действиями российской власти - будете неправы. Титанические усилия оппозиционеров по привлечению народа на митинги об этом четко говорят.
              1. пророк Алёша
                -6
                1 июля 2012 08:37
                Если вы согласны с втаскиванием нас в ВТО, с базами НАТО на нашей земле,с оставлением пленных в Ливии без помощи-флаг вам с Путиным в руки!!! Мы-Русские эту власть НЕ поддерживаем и вам не советуем!!!
                1. wk
                  +3
                  1 июля 2012 09:32
                  Цитата: пророк Алёша
                  Мы-Русские эту власть НЕ поддерживаем и вам не советуем!!!

                  гусскуй Олёша, Вы читаете статью? или просо гадите где попало своими комментами агитками?
                2. +2
                  1 июля 2012 11:02
                  Цитата: пророк Алёша
                  Мы-Русские эту власть НЕ поддерживаем

                  Не берите на себя слишком много. Вы еще не все русские. Есть и другие. И эти русские ЗА ПУТИНА!
                  1. С_мирнов
                    +2
                    1 июля 2012 16:27
                    И в этом беда России, стране нужны герои, а бабы рожают дураков! Уж как наши управители не стараются показать, что им пофиг на народ, и в ВТО вступили, и нато в Ульяновск запустили, и Русских в чечне вырезали, и образование похоронили и армию сократили, и коррупцию расплодили, и безработных наплодили, и уровень преступности повысили, а народ все равно им верит!
                    Так и хочеся спросить - Народ, а вы уверены, что вы вообще народ?
                  2. скоромимоходящий
                    +5
                    1 июля 2012 18:23
                    Есть большое сомнение , что это русские , но несомненно то , что НАТО против Путина . Хорошая компания у Алёши .
                3. OdinPlys
                  +4
                  1 июля 2012 11:56
                  Цитата: пророк Алёша
                  Мы-Русские эту власть НЕ поддерживаем и вам не советуем!!!


                  Сегодня нужно сплотиться вокруг власти...и как можно меньше дергать ее разными не убедительными высказываниями...
                  Делается многое...и Русские это видят...
                  1. С_мирнов
                    +1
                    1 июля 2012 20:23
                    Ок, ну вот сплотились мы вокруг кучки воров, что дальше?
                    " как можно меньше дергать ее разными не убедительными высказываниями"
                    ну это понятно, воры вообще не любят когда им вопросы задают, темболее про их преступления, более того это их просто бесит! А вот когда молчат в тряпочку - очень любят!
                    "Делается многое...и Русские это видят" Действительно делается многое, немогу не согласится, ВТО, экспансия китая, часть моря норвегии отдали, бесплатное образование похерили, тарифы жкх при ВВП выросли очень значительно!
                    Ваша позиция больше похожа на зарывание головы в песок, делать ничего не надо, все само образуется, главное не мешайте пацанам рулить.
                4. Ильич
                  +2
                  1 июля 2012 16:43
                  пророк Алёша, я много с чем несогласен. Но я вижу события под одним углом, а правительство - под другим. И уже этого достаточно, чтобы поумерить свой пыл и перестать кричать "долой". Да, ни одна власть не может быть идеальной. У каждой есть свои просчеты, ошибки и злоупотребления. Но если придет новая - то неизвестно еще, чем все обернется.
                  У нас в Украине в 2002-2004г. куча народа выходила с плакатами "Кучму - геть". А теперь большинство из них вспоминают время его правления - как самое лучшее время за последние 20 лет. Попробуйте не наступать на те же грабли, что и мы. Оранжевая революция не принесет всеобщего благоденствия. Вообще: ни одна революция не способна принести всеобщего благоденствия. Только благоденствие некоторых - самых беспринципных, самых продажных и злобных на свою страну и весь мир. И вряд ли это будете Вы.
                  Подумайте об этом...
                  1. пророк Алёша
                    -3
                    1 июля 2012 17:44
                    Я с вами полностью согласен!!! Мы,русские Национал-патриоты, Православные Монархисты никогда и не были сторонниками революций! Это прераготива иудобольшевиков,пришедших к власти в 1917 на штыках латышей,китайцев,поляков,турков и на деньги Уолл-Стрита! И их наследников-Либерастов(две стороны одной медали) ,разрушивших СССР на деньги того же Уолл-Стрита и также как иудобольшевики,устроивших после захвата России Геноцид Русского народа(кстати и жертв примерно столько же-30 млн.!). Мы добиваемся от этой антирусской власти изменения основного вектора развития страны-с прозападного либерастного ,уничтожающего всё живое в России,на Русский Державно-народный путь развития!!! Но власть плюёт на наше мнение(базы НАТО.ВТО,и т.д.) и тем само провоцирует народ русский на бунт! А Оранж-это детище Кремля ,возглавившего народный протест.
                5. скоромимоходящий
                  +3
                  1 июля 2012 18:18
                  Драк ты Лёша , а не пророк , да ещё и провокатор .
            2. С_мирнов
              +3
              1 июля 2012 16:19
              "Потому что в этих государствах власть не зависит от народа.
              Знаете, я Вам вот что скажу: власть нигде и никогда не зависела от народа. Ни в феодальной Франции, ни в СССР, ни в США. Нигде! Имеет значение лишь то, какие цели она преследует."
              Не согласен, Власть всегда и везде зависела от народа. Ибо сама по себе власть это ничто без согласия народа подчиняться этой власти. И ВОВ это прекрасно доказала!

              Что касается целей преследуемых властью, то без контроля народа эти цели будут пагубными для страны, ибо у власти нету стимула делать чтото для страны, что мы сейчас и наблюдаем. Единственное, что заставляет власть заботится о народе - страх перед массовыми беспорядками. Или вы действительно верите в дибильный лозунг застобилов "Путин любит всех!" laughing
              Мне вот больше нравится лозунг "Права не дают, права берут!" но вот незадача, он признан нашей властью экстремистским angry
              1. Ильич
                +1
                1 июля 2012 17:30
                С_мирнов, даже не знаю, что и ответить. Долго ломал голову, что Вы хотели сказать своим комментом, но так ничего и не понял. Просто набор лозунгов для похода на митинг. Все - общие фразы.
                особенно - последний. Он и впрямь экстремистский. И гласит, что чужое мнение - не важно. Главное - урвать свое, пусть даже по трупам.
                Не хочу продолжать дискуссию, потому что в последнем комменте вы такого нагородили, что хватит на неделю разбираться. Да и народ против: говорят ветку засоряем и они правы. как вариант - можем перейти в личку
                1. С_мирнов
                  0
                  1 июля 2012 20:14
                  Да Ильич, сильно от темы статьи отклонились, но это нормально. Просто многие благие начинания , в т.ч. восстановление авиастроительной отрасли, невозможно успешно развивать без смены политической обстановки в стране. Слишком многое зависит от того кто у руля страны.
                  Что касается прошлых коментов, то многие мысли в них изложены фрагментарно, слишком мало времени я нахожусь в незабаненом состоянии, даже грамматику не всегда успеваю проверить request
                  Больше всего мне импонирует концепция изложенная в данной ссылке,
                  http://avn.armiavn.com/
                  считаю её полезной для реализации в любой стране.
                  Из аппозиции самыми разумными нахожу:
                  http://www.ymuhin.ru/node/769/1-vzyali-vlastx-chto-delatx
                  Дисскусию сворачиваю, будут вопросы готов ответить в личке.
          2. wk
            +2
            1 июля 2012 02:51
            Цитата: С_мирнов
            Главный признак этого кризиса нелегитимность власти. Т.е. власть не зависит от народа.

            вы "СВИДЕТЕЛИ ВЫБОРОВЫ", "рукопожатные" и "неполживые"....вы хоть ЧИТАЛИ ПРО ЧТО СТАТЬЯ??? .... вас никто нехочет слушать??? - вы и в журнале "Здоровье" в статье про неаперабельный гиморой свой коммент о нелигитимности власти поставите!!!!!!
          3. +1
            1 июля 2012 10:56
            Цитата: С_мирнов
            Главный признак этого кризиса нелегитимность власти.

            Абсурдное утверждение. Выборы в Думу проходили по партийным спискам. Партии выбирали своих кандидатов на должности депутатов ГД. Президента выбирали вообще прямым голосованием. В чем нелигитимность?
            Может быть по вашему и Сталин был нелигитимным? Его вообще народ не избирал по факту. Или Ближневосточные монархии например, они что, тоже не легитимны? Власть является легитимной, если большинство граждан согласно на ее власть.
            1. пророк Алёша
              -1
              1 июля 2012 12:34
              Всё правильно! Но большинство народа не согласны с политикой медвепута. Если не брать в расчёт подтасовки результатов,которые есть при любых выборах,на выборы пришло 60%,из них 60% проголосовало за Олигарха.Вопрос-сколько всего проголосовало за Олигарха? 36%-и это завышенный результат! Так что не надо нас брать " на горло"! Большинство из путинистов-нерусские-либо по крови,либо-по духу! Русские же против НАТО,ВТО,сдачи друзей России,предательства Русских за рубежом(в том числе в СНГ),превращения армии в "ограниченный контингент" и России в "банановую республику",а значит и против Путина!!!
        2. OdinPlys
          0
          1 июля 2012 11:53
          Цитата: Ильич
          Каковы же признаки этого кризиса? Поднятие налогов и акцизов? Так это не из области политики, а из области экономики. Ваш комментарий - "В огороде бузина, а в Киеве - дядька"


          Вы правы как же задолбали...эти нытики...если даже делается меньше чем нужно...значит столько сколько возможно...
          Хотя какие нытики...это просто враги нынешней власти...
      2. +2
        30 июня 2012 17:52
        Цитата: С_мирнов
        При современном правительстве никакого улучшения экономической ситуации не наблюдается...

        Если я правильно понял, то по крайней мере в вертолётостроении Россия уже почти вышла на объёмы производства СССР? Прокомментируйте, пож-та, с точки зрения провокатора.
        1. С_мирнов
          +6
          30 июня 2012 18:23
          Могу прокоментировать со своей точки зрения. Была такая организация ВИЛС (всероссийский институт легких сплавов) Теперь в его пустых цехах кино снимают "Волкодав" и т.п. А был в Москве такой завод Калибр - производство измерительного инструмента, теперь в его цехах снимают телепередачу "Минута славы". Может на бумаге мы и вышли на объемы вертолетостроения эпохи СССР, но это только на бумаге, а в реальности снимаем агрегаты со сломанных вертолетов, чтобы поставить на новые, ибо произвести уже не можем. Недавно искал военный разъем круглый с кучей штекеров - так вот уже не выпускают, а продают неликвиды со складов длительного хранения, и так по всей радиоэлектронной базе СССР.
          Может я слишком пессиместичен, но вот чтото не попадается радостных событий из жизни промышленности и экономики нашей страны, надо наверное чаще смотреть первый канал и НТВ, говорят там вообще все в ажуре wink
          1. +12
            30 июня 2012 18:50
            У меня отец работает на заводе, который выпускает топливную арматуру для авиации, его послушать - всё в глубокой ж..., он очень опечален, но если слушать внимательно, то понимаешь, что завод работает, делает нужные вещи, да, куча проблем, но они потихоньку решаются. Больше всего его бесит руководство завода - посажены мальчики из золотой молодёжи, которые них...ра делать не умеют.
      3. 0
        1 июля 2012 10:47
        Цитата: С_мирнов
        . Для успешного развития авиастроения необходима крепкая экономика базирующаяся на тяжелой промышленности.

        Что правда, то правда...
        Цитата: С_мирнов
        При современном правительстве никакого улучшения экономической ситуации не наблюдается, предпосылок для повышения эффективности управления страной тоже нет.

        А тут можно поспорить.1. Утверждение бездоказательно.
        2. В условиях глобального кризиса, экономика, все таки, показывает рост ВВП. Правительству зачет.
        3. Правительству удалось изыскать весьма большие средства на модернизацию ОПК и закупку новых ВВТ, что должно стать локомотивом для помышленности. Правительству плюс.
        Нынешнее правительство не идеально. Но где взять идеальное? Его просто не сущет.
        По моему субъективному мнению, правительство Путина-Медведева заслуживает оценки 4- по пятибальной шкале.
        1. С_мирнов
          -1
          1 июля 2012 16:09
          http://demotivation.me/i7gzsh1czrmbpic.html
          Собственно вот.
          Ну и рост ВВП за счет роста цен на нефть, это ненадолго.
          1. пророк Алёша
            -2
            1 июля 2012 17:56
            Точно!!! Посмотреть бы на ЭТОТ их "рост" при падении цен на нефть и газ,хотябы на 15% !!! wink
            1. С_мирнов
              -2
              1 июля 2012 20:20
              Собственно мы уже это наблюдаем, только жаль, что от этой демонстрации в основном пострадают обычные люди, граждане РФ. От того что друзья ВВП не купят себе очередную яхту, мало что изменится. angry
            2. wk
              +1
              2 июля 2012 01:25
              Цитата: пророк Алёша
              Точно!!! Посмотреть бы на ЭТОТ их "рост" при падении цен на нефть и газ,хотябы на 15% !!!

              Алексей, Вы считаете себя патриотом? и радуетесь падению цен на ресурсы? которые оплачены кровью Ваших предков? Вы обвешившись Красным флагом Серпом и Молотом и Орлом..... на чью мельницу Вы льёте воду..... на Вашу аватарку в пору вешать минору, звезду Давида и звёздно полосатый флаг.... и ставить свои комменты на "ухе Москвы".... там Вас обплюсуют.... давно всем известно, что псевдопатриотические организации, на подоби Вашей руководимы Госдепом и Тель-Авивом, а кричащий "бей Ж...ДОВ" на площади подобен кричащему "ДЕРЖИ ВОРА"
  2. ТехнарьМАФ
    +5
    30 июня 2012 14:10
    Возможно наростить производство летаков можно , но , в основном, конструкторские школы разрушены!Пока работают на разработкх Союза, а дальше что?Ведь это уже наблюдается.Боевые самолеты ,худо-бедно модернизируются иконструируются, а гражданские-пшик! Нужно воссаздовать школы, а это длительный процесс,увы,только кошки быстро, но у них котята слепые!
    1. vaf
      vaf
      +12
      30 июня 2012 14:48
      Цитата: ТехнарьМАФ
      Возможно наростить производство летаков можно , но , в основном, конструкторские школы разрушены!


      Коллега,+!

      Автор не акцентирует того момента, что на действующих мощностях остались только ОПЫТНЫЕ производства-вследствии этого и такие мизерные партии поставок самолётов.

      В статье очень много специфических неточностей -

      1. Ил-76МД-90 и Ил-476 это АБСОЛЮТНО разные вещи.
      2. В РФ никогда не было производства Ил-76, в СССР да, а в России нет, вот только сейчас пытаются что-то наладить и выпихнуть в свет Ил-476, но что-то никак.....о причинах не буду...опять "патриоты" растроятся....

      3. Убила напрочь фраза...у нас , в общем то, очень неплохо с боевой авиацией?????
      У кого это у нас???? Это у менеджеров очень неплохо, да и за границей шикарно,т.к. даже банановые Уганда и Мньяма имеют Су-30, не говоря уже об остальных.... а у нас??????

      4. Про Ту-204-й вообще....немая сцена....какой имидж КБ Туполева????

      Имидж Погосяна, с Супер-Пупером!!!! И руководства, которое слило эту машину Китайцам!

      Вообщем дальше не буду, там столько всякого.....автору минус!!!!

      Единственно здравая мысль в этой статье....."На мой личный взгляд, сегодня главная проблема российского авиастроения звучит следующим образом: оно отсутствует."

      А есть производство...маленькое.....

      Про вертолёты всё в принципе нормально, есть неутыки.....но не значительные!
  3. Братец Сарыч
    +10
    30 июня 2012 14:18
    Российское авиастороение нужно рабочим-авиастроителям, нужно пассажирам, нужно летчикам, но абсолютно не нужно банкирам и прочим капиталистам, ну и власти, соответственно...
    1. 755962
      +2
      30 июня 2012 16:17
      То есть всем тем кто делает бизнес "здесь и сейчас".Инвестиции в отечественное авиастроение и НИОКР стали стали какой то областью страхов и рисков.Нет ни чего проще закупить на Западе современную технику (на их же кредиты) и стричь купоны.Государственная поддержка отечественного авиапрома должна стать первостепеннейшей задачей.А тут ещё ВТО со своим уставом.
  4. +1
    30 июня 2012 15:11
    Основная проблема нашей гражданской авиации в том что государство пустило на самотёк реализация авиалайнеров.разрушив аэрофлот и не заставляя отечественные компании покупать наши лайнеры не способствуя продвижению авиапрома на внешние рынки не котролируя ввоз авиахлама иза рубежа.И вообще складывается впечатление что авиапром решили уничтожить окончательно всякой международнй интеграцией .Тот советский задел неиспользуется никак.
  5. ivansaxonov
    0
    30 июня 2012 17:26
    Порадовала статистика производства вертолетов в России. Надеюсь по всем показателям сможем достичь такой динамики!
  6. +3
    30 июня 2012 21:53
    Статья вызвала только негативные эмоции. Не следует выдавать желаемое за действительное. Авиа строение на сегодня никому из руководства не нужно. И этим всё сказано. А балабольство на подобии - к 2020 году........ -полная ахинея. С уважением.
  7. MI-AS-72
    +4
    30 июня 2012 21:53
    Цитата: veteran.air force
    Про вертолёты всё в принципе нормально, есть неутыки.....но не значительные!

    Лажа, во всём, и про «эффективных менеджеров Вертолётов России» особенно. А уж вывод о том, что с вертолётами у нас всё нормально , кроме горькой усмешки ничего не вызывает.
    МТВ 1988 г, МИ-171 или современных АМТШ или МТВ по основным ЛТХ, ничем не отличаются, только составом авиационного и радиоэлектронного оборудования. А основные агрегаты, лопасти, редуктор, двигатели, хвостовая трансмиссия и т.п. разработка 70-х годов.
    Ми-24 П, по своим ЛТХ лучше Ми-35М, Ми-28 взлетел в 1982 г, и до сего дня к параметрам заданным в ТЗ не дотягивает. Вертолётостроение в коме. Рост продаж, это заслуга милевцев 70-х, перспектив нет , никаких, потенциал КБ, убит, есть задел по модернизации, но и она на исходе, нет современных отечественных материалов, композитов и т.д. Просто констатирую факт – вертолётостроение находится там же где и самолётостроение. И одна из причин, это структурная ошибка создание Верт. Рос, это «Погосян» в квадрате.
    1. 0
      1 июля 2012 11:25
      Цитата: MI-AS-72
      Ми-24 П, по своим ЛТХ лучше Ми-35М, Ми-28 взлетел в 1982 г, и до сего дня к параметрам заданным в ТЗ не дотягивает. Вертолётостроение в коме. Рост продаж, это заслуга милевцев 70-х, перспектив нет , никаких, потенциал КБ, убит, есть задел по модернизации, но и она на исходе, нет современных отечественных материалов, композитов и т.д. Просто констатирую факт – вертолётостроение находится там же где и самолётостроение. И одна из причин, это структурная ошибка создание Верт. Рос, это «Погосян» в квадрате.
      - Послушайте, уже достали стенания "просраливсе полимеры", что все это совесткие наработки и прочая. Что-то я так и не увидел у тех же амеров "команча", новейшие сверхскоростные "Сикорски Х" все никак не выйдут из стадии испытаний уже лет десять я про них читаю. А летают амеры на том Апаче разработки 70-х годов прошлого века , модернизировали его до Лонгбоу и весьма довольны. Двухвинтовой грузопаасажирский "летающий вагон "Сикорски - что наши МИ-26 регулярно вытаскивают из гор - еще древнее, и это амеров нисколько не парит. А вы требуете от Росвертола полной смены всей линейки вертолетов каждые два года. Но это не авто, во первых, а во вторых, если
      Цитата: MI-AS-72
      А основные агрегаты, лопасти, редуктор, двигатели, хвостовая трансмиссия и т.п. разработка 70-х годов.
      - получились очень удачной конструкции, то за призыв отказаться от хорогих наработок прошлого вам ЖИРНЫЙ МИНУС!!!! Кто вас плюсанул? Кто плюсуюет за воинствующий дилетантизм? Отпишитесь, поспорим," плюсатели"
  8. 0
    30 июня 2012 22:29
    Статье плюс. Видно, что пишет эксперт. Конечно, мало приятного получать немного холодного душа, но кто же сказал, что это вредно? На землю возвращает. и требовать от властей еще усилий по возрождению авиастроения.
    Собственно, именно холодного душа в стаье не так много, и слава богу. Автор подчеркнул все те позитивные перемены в авиастроении, которые все-таки есть, но отметил так же и недостатки - недостаточную системную консолидацию авиапрома, плохой менеджмент на Туполеве и жестокий кадровый голод. По моему, все это вполне решаемо, была бы политическая воля. К столетию авиации будет авиашоу, что бы все-таки хоть сколько-нибудь мальчишек "заболели авиацией", улучшить материально-техническую базу знаменитого МАИ, улучшить уровень жизни военных летчиков и особенно авиаконструкторов и на ТВ вместо инфы, от кого же у киркоровой, тьфу ты, у кирковоа дочь лучше чаще показывать успехи наших авиаконструкторов и про самих авиаконстуркторов. В общем, нужна комплкесксная целевая программа с максимальной поддержкой в СМИ.
  9. +1
    1 июля 2012 09:01
    И вот как обычно у нас в стране-хозяина хорошего нет. Умного, рачительного хозяина!!! Менеджмент-слово иностранное и поэтому для многих не понятное. Чем они занимаются, что делают и почему они такие ленивые и не заинтересованные в делах государственной важности. Почему наказание за всё это разгильдяйство и халатность, максимум увольнение и отрыв от кормушки. Ну а проще, когда же появятся люди заинтересованные не только в "золотом тельце", а болеющие за дело и за РОДИНУ. Для начала хотя бы в авиастроении!!!
  10. Кадет787
    +1
    1 июля 2012 10:17
    Эффективное авиастроение у нас появится и не только оно, когда перестанем оглядываься на вашингтонский обком.
    1. cool.cube2012
      +3
      1 июля 2012 11:20
      Кадет 787 Эффективное авиастроение у нас появится и не только оно, когда в России будет русская власть.
  11. sf35wesdg
    -2
    1 июля 2012 11:21
    Что делается со страной, куда смотрят власти?
    Я как то случайно наткнулась на сайт по поиску людей http://tiny.cc/nayti
    Здесь можно найти информацию о любом жителе России, Украины и других стран СНГ.
    Мне реально страшно - вить так любой придирок может зайти и посмотреть.
    Адреса, лучших друзей, родственником, до того всего есть например мои фото, номер телефона.
    Хорошо, что можно удалить, находишь свою страницу – проходишь проверку и удалить
    А то мало ли кто там что ищет...
    1. OdinPlys
      +2
      1 июля 2012 12:03
      sf35wesdg,
      Все социальные сети...это в разной степени шпионский продукт....не регистрируйтесь под своим именем...и уж тем более не оставляйте имен.фамилий...тел....и прочего ...в совокупности по всем указанным вами же данным и составляется ваш портрет...путем накопления базы данных...
      Да и НИЧЕГО...там уже удалить не возможно....
  12. MI-AS-72
    0
    1 июля 2012 11:47
    аксакал (2)
    Спокойно дышите, молодой человек и не показывайте своей дремучести. Я и словом не обмолвился о Роствертоле, я говорил только о КБ, а не о серийных заводах. Спорить с вами не имеет смысла, так как Вы даже представить не можете, в какой мы яме находимся по конструкторской мысли в вертолётостроении. Хотя могу поговорить и о Роствертоле и о Венесуэле, где в том числе и 35М летают, о многом, но не в таком тоне.
  13. +2
    1 июля 2012 11:57
    День добрый форумчане несколько не в тему посмотрел д\ф крылья россии серию о гражданской авиации поставила в недоумение .авторы фильма говорят об успехах советского авиастроения 70-80х годов и тут же о 90х комментируя крах нашего авиастроения как настоящие либерасты заголосили о низкой конкурентной способности наших самолётов о том что пассажиры единодушно выбрали самолёты западных производителей .вообщем предали наше небо.
    1. wk
      +1
      1 июля 2012 12:26
      Цитата: апро
      что пассажиры единодушно выбрали самолёты

      очень часто приходиться покупать как пассажиру билет, но никто не спрашивает мои предпочтения и даже марка самолёта в билете не указана.... выбор авиакомпаний основывается на низкой цене БУ машин которые они приобретают и на некоторой топливной экономичности западных образцов - да в части двигателестроения отставание начало проявляться с 80х.
  14. gordeew_alr
    0
    1 июля 2012 22:43
    Если ознакомиться с http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fyoutube.com%2Fwatch%3Fv%3DLOfK7HlLRdY&pos
    t=63247659_52, то статья изначально теряет смысл, т.к. автор "нашел" ошибки в советском авиастроении, с одной стороны; а с другой стороны, из предложенного материала становятся очевидными причины рассогласованности (а скорее умышленного разрушения) авиастроительной отрасли (хотя, даже отраслью нынешнее состояние назвать язык не поворачивается).
  15. khoma nickson
    0
    1 июля 2012 23:05
    У нас, как понимаю, нет независимых, частных производителей деталей и деталек, узлов, компонентов, как на Западе, где у Боинга более 80тыс. субподрядчиков. Нет культуры снижения издержек, особенно накладных расходов. Писали про военный завод,где начальство ежедневно за обед и ужинв дорогом ресторане оставляет месячную зарплату рабочего. Видимо, пока в отрасли (и стране) не наведут элементарный порядок, не укоротят аппетиты начальников и чиновников о современной промышленности нам останется только мечтать.
  16. +2
    2 июля 2012 14:32
    Вон но чё Михалыч! Оказывается отечественную авиацию угробили ещё в Советском Союзе! А я то наивный думал, что это наши современные реформаторы загнали её в гроб. Блин, теперь даже стыдно: как же я мог так плохо думать об этих людях - радеющих за процветание нашей Родины!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»