60 лет назад поднялся в воздух первый в нашей стране вертолет продольной схемы

15
60 лет назад поднялся в воздух первый в нашей стране вертолет продольной схемы

Первый испытательный полет опытного Як-24 состоялся 3 июля 1952 г. Длился полет менее десяти минут. Поднял машину в воздух С.Г. Бровцев, получивший в дальнейшем звание Героя Советского Союза.

Як-24 стал первым в нашей стране двухвинтовым вертолетом продольной схемы. По мощности двигателей и полезной нагрузке он в то время превосходил все зарубежные машины. В конце 1955 г. на нем установили два мировых рекорда, подняв груз весом 4 т на высоту 2902 м, а затем груз в 2 т на высоту 5082 м.

Серийный Як-24 применялся в трех вариантах: десантном, транспортном и санитарном. Он позволял транспортировать 19 десантников с полным вооружением или до 12 раненых в сопровождении медицинского работника. В различных комбинациях перевозились пушки калибра до 76 мм, минометы калибра до 120 мм с расчетами и боеприпасами, два мотоцикла с колясками и десантниками или шесть мотоциклов без колясок также с десантниками. В грузовом отсеке свободно размещались ГАЗ-67Б и ГАЗ-69.

На вооружение вертолет был принят в 1955 г. Четыре вертолета Як-24 принимали участие в парадах в Тушине в 1955 и 1956 гг. В 1959 г. Як-24 принимал участия в маневрах на территории ГДР и в районе Киева. Вертолет успешно выполнил перелеты по маршрутам Москва-Берлин и Москва-Киев.

Первые 10 серийных Як-24 проходили войсковые испытания в 652-м вертолетном полку ВВС Московского военного округа (г. Торжок Тверской области). За первые 4 года туда поступило 33 вертолета, объединенных в две эскадрильи.

С 1960 г. и по сегодняшний день развитие продольного вертолетостроения в нашей стране прекратилось. Известно, что продольная схема расположения винтов имеет ряд недостатков, но одновременно и ряд преимуществ перед классической одновинтовой схемой. Фирмой Пясецкого (американца, русского по происхождению) одновременно с Як-24 также построена в 1953 г. машина продольной схемы. По сей день летают американские вертолеты продольной схемы СН-47 «Чинук».

Особо нужно отметить, что за все время внедрения и эксплуатации на Як-24 не произошло ни одной катастрофы с человеческими жертвами! В музее ВВС в Монино под Москвой представлен единственный в мире вертолет Як-24.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    3 июля 2012 21:07
    Жаль хорошая машина была.
    1. 755962
      +3
      3 июля 2012 21:48
      Вертолет Як-24 был спроектирован за очень короткий срок: от начала эскизного проектирования (октябрь 1951 г.) до первого полета (июль 1952 г.) прошло всего девять месяцев. Проектирование сопоставимого по грузоподъемности вертолета Пясецкий Н-16 началось в 1946 г., а впервые он поднялся в воздух только в 1953 г. Именно вертолеты Пясецкого послужили катализатором появления большого транспортного вертолета продольной схемы в Советском Союзе."Летающий вагон" получил неплохое паблисити на страницах западных авиационных изданий. Тема вертолетов продольной схемы в 50-е годы была очень актуальна: работы Пясецкого и Хафнера будоражили воображение чиС 1960 г. и по сегодняшний день развитие продольного вертолетостроения в нашей стране прекратилось, хотя всю оставшуюся жизнь Игорь Александрович Эрлих прилагал немало усилий доказывая, что это ошибка. В своем дневнике в 1970 г. он сделал лаконичную запись: "...в 60-м году я оставил дела по продольным вертолетам. Яковлев взялся делать это дело. Страна осталась без продольных вертолетов...".

      Возникает вопрос - почему? Известно, что продольная схема расположения винтов имеет ряд недостатков, но одновременно и ряд преимуществ перед классической одновинтовой схемой. Знаменитый конструктор самолетов и вертолетов, наш соотечественник И.И. Сикорский, которого справедливо считают вертолетчиком, был противником двухвинтовой продольной схемы, а вот его конкурента американца (русского по происхождению) Пясецкого не смущало ее неудобство. Его фирмой одновременно с Як-24 построена в 1953 г. машина как раз продольной схемы. По сей день летают американские вертолеты продольной схемы СН-47 "Чинук", выпускаемые фирмой "Боинг-Вертол".
      1. +6
        3 июля 2012 22:05
        Горький парадокс страны, разодранной Гражданской войной -Сикорский, Пясецкий,- конструкторы вертолетов потенциального противника. Но не оскудела умами Земля русская, вот этот, по моему, вообще жесть.
        1. +2
          3 июля 2012 22:19
          Расчет расположения винтов гениален-трехточка самая устойчивая конструкция а не тубурет как многие думают!
          1. +1
            3 июля 2012 22:30
            Можно трубы на Крайнем Севере возить, а на крайняк, "Воздушный старт" с разделяющимися и ложными БЧ подвесить - поди. разберись, что эти дикие русские над тайгой таскают.
        2. +4
          3 июля 2012 22:24
          История создания этого вертолета хорошо описана в книге Яковлева . Точное название не помню , но по-моему " Цель жизни". Если кого заинтересует , то отвечу завтра - надо добраться до библиотеки родителей . И с теме проблемами с которыми Яковлев столкнулся при его создании , например вибрацией . В последствии оказалось , что нужно подрезать лопасти - укоротить . Для своего времени это был выдающийся вертолет .
          А книга очень интересная . Там от кроватной мастерской до КБ Яковлева . История создания ЯК-1 , 3 , 9 ; вертолета ; самолета с вертикальным взлетом ; борьба за сверхзвук , Як-40 . Особенно интересно читать про военные годы . Кому интересна история авиации, я бы порекомендовал ее прочесть . Сам читал ее раз 5. Там жизнь Конструктора с большой буквой .
          1. IGR
            IGR
            +2
            3 июля 2012 23:41
            Причина - успешное применение вертолетов американцами в Корее. У нас полное отсутствие транспортным вертолетов. сентябрь1951 года начала разработок МИ-4, МИ-6, Як-24, Ка-18.
            А "Яковлев" это просто бренд, не всегда удачный и порядочный.
            Главным конструктором Як-24 все же был И.А. Эрлих.
            ... за все время внедрения и эксплуатации на Як-24 не произошло ни одной катастрофы с человеческими жертвами! Судьба Игоря Александровича могла круто переменится в середине 1963 г. Дело в том, что еще в 1959 г. Эрлиху стало известно о стремлении С.П. Королева использовать для снижения космического корабля, его торможения в атмосфере и посадке на землю авторотирующий несущий винт, подобный вертолетному. По инициативе Королева осенью того же года состоялся телефонный разговор между ним и Эрлихом, в котором Игорю Александровичу было предложено заняться этим вопросом. Эрлиха проблема заинтересовала, и в ноября 1961 г. он получил авторское свидетельство на изобретение способа установки лопастей шарнирного снижающего винта. В июне 1963 г. произошла их первая встреча, где И.А. Эрлих был приглашен на работу в ОКБ С.П. Королева на должность заместителя Главного конструктора. До него мне приказывали или поручали, обязывали или заставляли выполнять какие-то работы, исходившие сверху или со стороны. А Сергей Павлович меня искренне просил, страстно и самозабвенно упрашивал сделать ему роторный спуск, роторную посадку. И не потому, что его самого обязали заниматься таким спуском, что ему это дело было записано. Он просто видел свой долг в том, чтобы нас не обогнали чтобы мы - он сам, я, наш народ, наша страна - шли впереди всех в освоении космоса, - напишет Игорь Александрович в 1981 г., вспоминая о встречах с Королевым. Но просьба Королева о переводе Эрлиха не была удовлетворена министром авиационной промышленности.
            Последний важный этап инженерно-конструкторской деятельности И.А. Эрлиха связан с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в мае-июле 1986 г. Выполненные в Чернобыле в течение 77 дней под непосредственным руководством Игоря Александровича мероприятия по сложности и точности значительно превзошли все известные в мировой практике работы вертолетов с грузами на внешней подвеске

            интереснейший человек и минимум информации о нем!
          2. mind1954
            0
            4 июля 2012 04:27
            Было у меня первое издание !
            Кто-то взял почитать и с концами,
            только суперобложка с ЯК-25 и осталась .
            Потом было много изданий и они отличались друг от друга.
            Насколько помню, он же взял "два МИ-4" для ЯК-24.
          3. Спартач
            0
            4 июля 2012 19:47
            Касым , уважаемый ссылку на книгу не забудь скинуть. Заранее благодарю !
        3. mind1954
          0
          4 июля 2012 04:33
          Да интересная штука ! Никогда о такой не слышал. Хоть бы сделали один
          экспериментальный экземпляр !
      2. mind1954
        0
        4 июля 2012 04:19
        Это, если не ошибаюсь, из Афганистана была фотография, где наш МИ-26
        на подвеске тащит СН-47 ???!!!
        Но вот,что интересно, перестали заниматься продольной схемой и Миль
        создал МИ-6, а американцы дальше СН-47 и СН-53 не уехали ???!!!
        1. 0
          4 июля 2012 11:10
          Именно потому перестали заниматься продольной схемой, что Миль М.Л. создал Ми-6, который по всем параметрам превосходил Як-24. Да и не удалось конструкторскому коллективу избавиться от всех детских болезней Як-24. Потому то он и был выпущен всего лишь в количестве около полусотни штук.
          Разработку уникального по тем временам двадцатичетырехместного вертолета продольной схемы начала 24 сентября 1951 г. группа в составе Г.И. Огаркова, С.А. Бемова, Л.М. Шехтера и И.А. Эрлиха под руководством Н.К. Скрижинского и П.Д. Самсонова.
          - http://www.airwar.ru/enc/ch/yak24.html
          В разработке отдельных узлов вертолёта принимали участие конструкторские коллективы Миля М.Л. и Камова Н.И.
          Производство Як-24 велось в Ленинграде, где был образован филиал конструкторского бюро Яковлева А.С. Возглавил его Эрлих И.А. в качестве заместителя генерального конструктора. В дальнейшем сей талантливый конструктор сменил несколько конструкторских коллективов, но нигде не смог ужиться с генеральными.
      3. gor
        gor
        +1
        4 июля 2012 14:59
        сикорский поляк))))))))))))))))))))))))))или кто-то поспорить хочет?и пясецкий поляк
        1. +1
          5 июля 2012 05:47
          поляк из России
  2. 0
    3 июля 2012 23:15
    Хорошие вертолеты умели и умеем делать...
  3. +1
    4 июля 2012 01:29
    Да и в этой области не обошлось без русских. Никто не задавался вопросом, за счёт какого количества русских идей ( в % отношении ) Америка вылезла в мировые лидеры? С уважением.
  4. ТехнарьМАФ
    0
    4 июля 2012 07:24
    Помимо всего она(машина)выполняла роль заправщика для бронетехники, заправляя одновременно два танка.Прекрасная машина для маневренного боя с глубоким прорывом мехчастей в тыл противника.
  5. 0
    4 июля 2012 23:29
    "Особо нужно отметить, что за все время внедрения и эксплуатации на Як-24 не произошло ни одной катастрофы с человеческими жертвами! В музее ВВС в Монино под Москвой представлен единственный в мире вертолет Як-24"-жалко машину...
  6. 0
    5 июля 2012 07:04
    Эта модель вертолёта даже успела принять участие и оставить память о себе в сьёмках х/ф ..Карьера Димы Горина..Где наглядна показала свои возможности,вытаскивая на подвеске заглохшую в реке полуторку.:-)А использовалась она в народном хозяйстве в том числе и при строительстве ЛЭП !