«Шишига»: легенда номер 66

72

История начинается с Dodge ¾


Сама концепция армейского автомобиля, которая в итоге выкристаллизовалась в ГАЗ-66, берет своё начало с лендлизовского грузовичка Dodge WC 51/52. Эта машина не имела аналогов ни в Красной Армии, ни в мире. Главным плюсом была уникальная для тех времен универсальность машины – размеры и тяговооруженность позволяли без особых проблем использовать её в качестве артиллерийского тягача, личного транспорта высоких чинов, а также санитарного автомобиля. Однако мировая война закончилась, началась «холодная», и запасы иностранной техники в Красной Армии стали угасать.


С определенной долей условности именно с Dodge WC 51/52 ГАЗ-66 начал свою историю




Первой заменой американского полноприводного грузовика планировали сделать капотный ГАЗ-62 с полезной нагрузкой в 1,2 тонны. Примечательно, что с таким индексом на Горьковском автозаводе еще в 1940 году был собран экспериментальный полноприводный «газик», а наш второго этапа ГАЗ-62 появился 12 лет спустя. Поэтому главное в них не запутаться. Грузовичок получился ладным и, пожалуй, оказался гораздо гармоничнее младшего брата ГАЗ-69, работы над которым шли параллельно. В некоторых вариантах машина комплектовалась бортовым кузовом и лебедкой, а в самой безумной версии с индексом Б вообще имел восемь колес.

«Шишига»: легенда номер 66

ГАЗ-62 — второй автомобиль в череде неудачников 62-й серии ГАЗа



ГАЗ-62Б так и остался опытным


В общей сложности автомобиль вмещал 9 человек десанта плюс пассажира с водителем и по всем параметрам был достаточно совершенной машиной для начала 50-х годов. Но неожиданно Министерство обороны сменило требования к 62-й машине, проект в первозданном виде закрыли и перешли к теме создания аэротранспортабельного бескапотного грузовика. Фактически нишу «неизданного» ГАЗ-62 в начале шестидесятых занял позже бескапотный УАЗ-451. А тем временем, потеряв без малого десять лет, горьковские конструкторы приступили к новому проекту, уже серьезно напоминающему «Шишигу». Основным ограничивающим фактором были размеры машины – она должна была помещаться в грузовую кабину военно-транспортного самолета Ан-8. Именно поэтому пришлось размещать кабину над передней осью, что в дальнейшем станет чуть ли не главным недостатком ГАЗ-66.






ГАЗ-62 последней, третьей генерации. Здесь уже несложно увидеть будущий 66-й. На первом фото не что иное, как компьютерная графика — "живой" машины для потомков не оставили


Правда, в те времена было сложно предположить, что характер войн будущего будет преимущественно партизанский с широким распространением мин и СВУ. В итоге габариты второй итерации ГАЗ-62 (или уже третьей, главное — не запутаться) пришлось уменьшать, делать весь верх кабриолетного типа. Складывались ветровое стекло, боковые окна и брезентовая крыша, позволяя вместить машину в Ан-8. В книге «Автомобили Советской Армии 1946-1991» историк автомобилестроения Евгений Кочнев пишет, что если для ГАЗ-62 от 1952 года прототипом можно считать упоминаемый Dodge WC51/52, то для 62-го грузовичка образца 1958 года ориентиром стал немецкий Unimog. И действительно, некоторые компоновочные решения просматриваются и у ГАЗ-62, и у его наследника ГАЗ-66. В Советском Союзе позже проводились даже сравнительные испытания «Шишиги» и немецкой машины.


Сборная опытная авиадесантируемая машина с кабиной от ГАЗ-62. 1959 год


Все-таки называть Unimog и ГАЗ-66 одноклассниками нельзя – отечественный грузовик разрабатывался в первую очередь как сугубо военная машина (кстати, 66-й был первым таким в своем роде), а «немец» был прежде всего гражданской техникой, по своему функционалу сходной с трактором.

Но вернемся к ГАЗ-62, которым в итоге военное ведомство оказалось недовольно, несмотря на принятие в производство. Машина уже успела не только обосноваться на конвейере (выпустили 69 грузовиков), но и попасть в справочник «Отечественные автомобили» с расчетом на использование в народном хозяйстве. Индекс 62 для ГАЗа вообще стал несчастливым – три машины в разное время оказались не у дел, а последний бескапотный вариант вообще не удосужились даже сохранить в заводском музее. Новой грузовой машине, пришедшей на смену плеяде неудачных, присвоили, как оказалось, гораздо более счастливый индекс 66, прославивший Горьковский автозавод на весь мир.

Легенда со знаком качества


Главным конструкторов 66-го ГАЗа с конца 1957 года стал Александр Дмитриевич Просвирнин, который, помимо этого, руководил разработками практически всех знаковых для автозавода машин – от ГАЗ-53 до ГАЗ-14 «Чайка». Что же нового Просвирнин реализовал в проекте легкого армейского грузовика-тягача? Прежде всего машина увеличилась в размерах, очевидно, по причине появления новых военно-транспортных Ан-12 с большей вместимостью грузовой кабины – все-таки аэротранспортабельность ставилась Министерством обороны в первую очередь.




Главный конструктор Александр Просвирнин и его детище на образцово-показательной фотографии


Далее «Шишига» получила очень высокую удельную мощность – порядка 33 л. с./т, что было чуть ли не рекордом для серийных машин. Это во многом обеспечивал 8-цилиндровый мотор ЗМЗ-66, мощностью 115 л. с., разработанный специально для нового горьковского грузовика. Самую высокую проходимость среди всех серийных грузовиков Советского Союза начала 60-х «Шишига» получила с внедрением межколесных самоблокирующихся дифференциалов повышенного трения на обоих осях, а также централизованной системе подкачки шин. Кстати, конструкцию «самоблоков» наши инженеры подсмотрели на немецких вездеходах еще в ходе войны и после, со значительными доработками, разработали свой механизм. На пользу внедорожным способностям ГАЗ-66 играло и почти эталонное распределение веса по осям на груженой машине – 50%/50%.


ГАЗ-66Б


Первый настоящий серийный ГАЗ-66 (опытная партия машины была собрана в начале ноября 1963 года) появился на свет 1 июля 1964 года и спустя пять лет первым среди советских автомобилей получил престижный знак качества. Правда, злые языки утверждали, что особой пользы от этого не было – так, во время контрольных испытаний на полигоне НИИИ-21 Министерства обороны был зафиксирован знаковый дефект — «течь ржавчины из-под знака качества».

В 1971 году аналогичным отличительным знаком, подтверждающим высокое качество изготовления, наградили бензиновый ЗМЗ-66. Первоначально в гамме ГАЗ-66 присутствовал вариант с литерой Б для ВДВ, который отличался упоминаемыми откидными ветровым стеклом и матерчатой крышей. При погрузке на платформу для десантирования П-7М или ПП-128-5000 приходилось складывать кабину вровень с деревянными бортами кузова и спускать колеса. Кроме этого, опускались спинки сидений вместе с телескопической рулевой колонкой. Это была уникальная конструкция, не имеющая в те времена аналогов в мире. ГАЗ-66Б был способен выдержать перегрузки до 9g при приземлении с четырёх- и пятикупольными парашютными системами, при этом на шасси монтировались топливная цистерна, санитарный модуль, система залпового огня и, внимание, секции понтонного парка ДПП-40. Однако с появлением у ВВС самолетов Ил-76 и тем более Ан-22 необходимость в сложной складной конструкции отпала и в конце 70-х годов машину сняли с производства, заменив обычными ГАЗ-66 со стальной кабиной. Кстати, версию Б разрабатывали на Опытном заводе № 38 МО в Бронницах, а выпускали на одном из ремонтных заводов.


ГАЗ-66 опытной партии с "ранним" исполнением ветрового стекла. Еще сохранились гнутые боковые секции и деревянный кузов. 1960 год



Лев Еремеев — классик советского автодизайна


Характерный и узнаваемый внешний вид грузовика ГАЗ-66 спроектировал дизайнер Горьковского автозавода Лев Михайлович Еремеев, который приложил талант к многим шедеврам, среди которых можно выделить ЗИЛ-111, ГАЗ-21 и ГАЗ-14. Изначально перед Еремеевым стояла задача обеспечить хорошую обзорность водителю, для чего на первых прототипах было ветровое стекло с гнутыми боковыми секциями. Но по требованиям Министерства обороны их заменили характерными форточками, ставшими настоящими изюминками 66-й машины. Так отпала необходимость изготавливать сложное гнутое стекло и упростилась процедура замены разбитого.

Новая машина ГАЗ-66 сразу же стал бестселлером в войсках Советской Армии — грузовик быстро вытеснил ГАЗ-63 и стал основным легким грузовиком вооруженных сил. Впереди были бесчисленные модификации, эксперименты и нелегкая службы в боевых условиях.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    1 октября 2019 18:19
    Первая моя машина. Люблю её.
    1. +16
      1 октября 2019 18:56
      А я люблю Шишигу за то ,что меня на дембель в ней везли.С " точки" в часть ,в декабре ,в кузове ,с песнями в моём исполнении!
      1. +5
        1 октября 2019 19:44
        Цитата: andrewkor
        А я люблю Шишигу за то ,что меня на дембель в ней везли

        У нас на ней "красначи" ездили(комендатура), и возили на ней на гауптвахту(если поймают конечно). Движок "шишиги" мог отличить от любого, ибо это был залог свободы в самоволке. laughing
  2. 0
    1 октября 2019 18:20
    Также читал версию, что идею компоновки кабины взяли от Unimog.
  3. +7
    1 октября 2019 18:20
    Проходимый автомобиль. Но качество и расход бензина не радует.
    1. +3
      1 октября 2019 18:53
      Цитата: ssergey1978
      Но качество и расход бензина не радует.

      А что не так с качеством? Мне лично не нравилось, что там триплекс стоит. Ну и неудобства, связанные с техзаданием.
      1. +4
        1 октября 2019 19:02
        Цитата: мордвин 3
        А что не так с качеством?

        В основном - двигатель. Д-240 на эту машину прям просится..
        1. +10
          1 октября 2019 19:10
          Цитата: dvina71
          Д-240 на эту машину прям просится

          С дизелями - проблема. Коробка слабовата, а вкупе с большим моментом у дизелей на низких оборотах - и вовсе печально получалось - и коробки рвали, и полуоси на переднем мосту.. Правда, в основном из за раздолбайства прокладок, когда понту для трогались с третьей передачи. Да и дизеля зимой - уж больно хлопотная вещь.
          1. +5
            1 октября 2019 19:44
            Цитата: Феликс
            С дизелями - проблема.

            Коробка в чугунном корпусе...,вполне себе крепкая. Сыпятся они уже от старости.. Полуоси летят и на бензинке.. Дизель зимой не так уж и хлопотен. Д-240 стандартными приспособами (ЭФУ) заводится до -25С.(проверено, долго владел Зил -5301). Бензиновый в такой мороз надо долго греть ..кипятком через систему охлаждения и паялкой в поддон..
        2. +3
          1 октября 2019 19:11
          Цитата: dvina71
          Д-240 на эту машину прям просится..

          У Д-240 хватает проблем с ТНВД, которые без спецоборудования трудновато починить. Хотя можно было, наверно обе версии делать.
          1. +12
            1 октября 2019 19:30
            Цитата: мордвин 3
            У Д-240 хватает проблем с ТНВД

            Чаво чаво? УТНМ проще любого карбюратора.. если руки туда не совать.а совать их туда не надо от слова совсем.. Почему тот же двигатель на Беларусях в колхозах ползал годами,питался помоями,не знал толкового техобслуживания? Д-245(240) в конце концов стал на ЗиЛ-5301 и был там лучшей частью машины. Сейчас на 66 ставят Д-240 и вполне себе довольны.

            Это надо было сделать с завода.
            1. +9
              1 октября 2019 19:50
              Цитата: dvina71
              Д-245(240) в конце концов стал на ЗиЛ-5301 и был там лучшей частью машины.

              Вы не представляете, как я заколебался этот ТНВД с бычков снимать для ремонта. Одна из самых неудобных работ, от которой плеваться охота. Впрочем, бычок - самая худшая машина, по моему. Напихали черте что.
              1. +2
                1 октября 2019 19:59
                Цитата: мордвин 3
                Вы не представляете, как я заколебался этот ТНВД с бычков снимать для ремонта

                Представляю. У меня была такая машина.. И это совсем не сложно.Вот в эту поездку я снимал ТНВД с заклинившей рейки с Вольво..,прямо на территории скдлада,где грузился.. Вот это я вам скажу развлекуха...)))
                УТН ,кста снимается соверщенно без проблем...в течении менее часа.Вот ТНВД ЯЗДА-773..,если стоит не планетарный стартер..,то надо первоначально его снять..потом уж ТНВД..
                И Бычок не самая плохая машина.. Там одна серьезная беда - тормоза. Что мешало сразу поставить туда пневматику..? Для меня загадка.. НАверно тоже самое,почему на 66й ставили бензинку..при живом д-240..
                1. +1
                  1 октября 2019 20:14
                  Цитата: dvina71
                  И Бычок не самая плохая машина.. Там одна серьезная беда - тормоза.

                  А чудной редуктор? А пальцы на рессорах, которые фиг выбьешь для замены? А пальцы на дверных петлях, которые упираются при выбивании в сгиб двери? А, я вообще про этот драндулет писать не хочу ничего. sad Только кабина нравилась. 130-ый куда как более ремонтопригоден был. А, значит вам для того чтоб ТНВД с Быка снять, стартер снимать не надо было. А вот с ними то и мученье.
                2. 0
                  3 октября 2019 06:46
                  наверное бензинку проще завести в морозы(как вариант). и в случае чего к ней и вернутсяпри необходимости(чего сапсем не хочется..это только при войне...)
                3. -2
                  22 декабря 2019 19:13
                  Простота конструкции, надежность, способность после доработки ехать на дровах. Это военная машина.
            2. +3
              1 октября 2019 20:29
              Цитата: dvina71
              Это надо было сделать с завода.

              Ваша правда, вот он-красавчик:
          2. +4
            2 октября 2019 00:44
            Цитата: мордвин 3
            У Д-240 хватает проблем с ТНВД, которые без спецоборудования трудновато починить. Хотя можно было, наверно обе версии делать.

            Проблем хватает, если стоит насос НД-21-4. Такие двигателя попадались на вездеходах ГАЗ-73 с дизелями Д-245. У нас такие вездеходы были у геологов, вот их то и приходилось менять на УТН-5 (4-УТНМ).
        3. 0
          8 октября 2019 02:11
          На ДВ вкорячивают ТД 27 (Ниссан Террано, Датсун). Вполне езжабельно. Еще автор забыл про самовытаскиватели на переднем мосту.
        4. 0
          5 декабря 2019 14:37
          На ДВ вкорячивают ТД27.
    2. +6
      1 октября 2019 20:04
      Цитата: ssergey1978
      расход бензина не радует.

      А "Урал" на 93-м бензине. У нас в части на "срочке" автовладельцы офицеры потихоньку сливали с них бензин. А на учения их брали на "галстук", включали прямую передачу и мотали километраж для списания слитого ранее бензина. А 66-й был в части "на побегушках", "хозяйка" в общем. Пришлось его однажды зимой ехать поднимать из кювета на "своём" 131-м с лебёдкой.
      1. +9
        2 октября 2019 10:14
        Бензиновые "Уралы" под Европу заточены были, тогда бензина было хоть залейся. "Шишигу" в ГДР 88-ым кормили - отлично бегала.
      2. 0
        8 октября 2019 02:13
        Работал на автобазе ДВНЦ (выпускающий доктор). Видел корректор спидометра сделанный из электропривода дворников. Хотя это ученые, военные могли и не знать ;)
        1. 0
          8 октября 2019 11:39
          Цитата: phair
          Хотя это ученые, военные могли и не знать ;)

          Для военных через чур замысловато. Чего проще, два солдата цепляют одну машину к другой и погнали! soldier
          1. 0
            10 октября 2019 02:46
            ЭтТ цитата из анекдота: на военке препод рассказыват- поступил на вооружение танк, который может действовать при температуре -300 градусов. Курсант возражает, типа темпер абсолютного нуля 273! Препод парирует- танк секретный, ученые не знают!
            1. 0
              10 октября 2019 11:34
              Цитата: phair
              Препод парирует- танк секретный, ученые не знают!

              laughing
      3. -2
        22 декабря 2019 19:15
        А дайте ссылочку на документ, где указано, что Урал 375 работал на 92/93 бензине.
        Вот уже лет тридцать никак не могу найти.
        1. 0
          22 декабря 2019 21:53
          Цитата: 75Сергей
          А дайте ссылочку на документ, где указано, что Урал 375 работал на 92/93 бензине.
          Вот уже лет тридцать никак не могу найти.

          Ссылку дам, https://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/ural-375/
          такие "Уралы" были в роте 1978-1979 годы. КБВО.

          Двигатель автомобиля «Урал-375»
          На вездеходе «Урал-375» используется 8-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель ЗиЛ-375. Мотор имеет конструкцию, аналогичную силовому агрегату армейского и гражданского вездехода ЗиЛ-131. Отличия заключаются в диаметре цилиндров, других поршнях, иной форме маховика и масляного поддона.
          До 1966 года выпускные коллекторы двигателей имели монолитную конструкцию.
          Затем ввели составную конструкцию, включавшую в себя три части, отлитые из ковкого чугуна. Применение такого коллектора позволило преодолевать водные преграды с увеличенной глубиной без риска растрескивания.
          Бензиновый двигатель развивает мощность 180 л.с. при рабочем объеме 7 л. Интересной особенностью моторов ЗиЛ-375 ранних выпусков является использование деревянных уплотнительных элементов для предотвращения протечек масла на заднем конце коленчатого вала.
          Еще одной особенностью двигателя является необходимость использования в качестве топлива высокооктанового бензина АИ-93. Прочие армейские вездеходы (ГАЗ-66 или ЗиЛ-131) приспособлены к работе на бензине А-76.


        2. 0
          22 декабря 2019 22:23
          Цитата: 75Сергей
          Вот уже лет тридцать никак не могу найти.

          Держите.

          https://sinref.ru/000_uchebniki/00660dvigateli/005_avtomobilni_dvigatel_zil_130_Kriger_1973/030.htm
          Плохо искали, наверно. Мы потом на такие Уралы ЯМЗ ставили, заместо бензинового.
  4. +7
    1 октября 2019 18:20
    Спасибо за статью , два года в этом чуде откатался , есть что вспомнить .
  5. +13
    1 октября 2019 18:56
    Каждое лето катаюсь на шишиге в горах. Каждый раз поражаюсь фантастической проходимости. Броды по кузов, валуны с колесо размером, грязь, колея по бампер, все пофигу. С ностальгией смотрю на знак качества. Местные приспособились японские вентиляторы охлаждения прямо спереди на морду устанавливать, больше апгрейдов нет. Ходят и ходят, и ничего им не делается. Ремонт на коленке и вперед.
    1. +10
      1 октября 2019 19:04
      Цитата: Сибиряк 66
      больше апгрейдов нет.

      я ещё зажигание апгрейдил - трамблер с датчиком Холла, коммутатор с японской Короллы - зимой и летом заводилась без особых хлопот. И печку немного дорабатывали, ибо зимой в Амурской области совсем нежарко было)))
  6. +4
    1 октября 2019 19:02
    Додж ещё имел прозвище - три четверти. Особенно он приглянулся авиамеханикам. В мемуарах все тепло о нем отзывались.
    1. +4
      1 октября 2019 19:53
      Цитата: Али Коканд
      Додж ещё имел прозвище - три четверти .
      То есть грузо-подъёмность 750 кг. На этих фото тащит пару 120 -ых.

  7. +12
    1 октября 2019 19:08
    Газ 66 - отличная машина для бездорожья, даже если застрянет в грязи, то очень легко её вытащить с помощью лаг, если не за что зацепиться лебедкой, имеется некоторый недостаток на горных склонах легко опрокидывается (центр тяжести высоко), но опять же легко вручную ставится на колёса, после разгрузки груза. Ещё один недостаток водила и пассажир сидят на колесе, наезд на мину и.....
  8. +4
    1 октября 2019 19:22
    что в дальнейшем станет чуть ли не главным недостатком ГАЗ-66

    Однако из этого происходили и его достоинства
  9. +6
    1 октября 2019 20:20
    Странно что сняли с производства. Довести до современных реалий можно без проблем. Ну очень проходимая машина. Зачем отказыватся? Не логичней модернезировать?
    1. +1
      1 октября 2019 21:18
      А чем Садко не модернизация?
      1. +2
        1 октября 2019 21:35
        Садко смотрится много солидней. И сложней. Хотя может это от капотной схемы так кажется.
        1. +4
          2 октября 2019 00:50
          Цитата: garri-lin
          Садко смотрится много солидней. И сложней. Хотя может это от капотной схемы так кажется.

          У "Садко" свои головные боли и самая главная- трещины рамы между кабиной и кузовом.
          1. +3
            2 октября 2019 01:45
            Накладки не судьба в этом месте поставить? Поражает инертность производителей.
            1. +4
              2 октября 2019 05:02
              Цитата: garri-lin
              Накладки не судьба в этом месте поставить? Поражает инертность производителей.

              Ставили и накладки и вкладыши из кусков старой рамы, но увы конструкторский просчёт этим не исправить. У нас, где я работал, ГАЗ-3308 и было штук 15-20 точно не помню, но у всех машин стояли или накладки или усиления из кусков рамы, при том что у двух ГАЗ-66 таких проблем не было.
              1. +4
                2 октября 2019 11:36
                У 66 вобще одна проблема. Расход. Остальное при прямых руках не проблема а мелочь. Я помню как на Камазе груженом дровами застряли в лесу. На мосты сели. Приехала шишига и вытащила. Пришлось часть чурок её в кузов перекидать чтоб не буксовала. Нобез проблем выташила.
    2. 0
      10 октября 2019 02:54
      там был замут под взрывом фугаса под водителем. Спорно, дискутабельно...
  10. +6
    1 октября 2019 21:01
    Цитата: garri-lin
    Странно что сняли с производства. Довести до современных реалий можно без проблем. Ну очень проходимая машина. Зачем отказыватся? Не логичней модернезировать?

    В последних модификациях ставили уже двиг 126 лс. Порезвее машинка становилась. А потом... потом просто гайдарята перестали финансировать армию, потому что она "всех объела", армия соответстенно перестала что-либо закупать, включая самолеты, танки и автомобили. Танкостроение и самолетостроение Су спасли индийские заказы. ГАЗ никто не спас, хотя "Садко" видели в Сирии...
    1. +13
      2 октября 2019 20:56
      ну с Газом то все еще нормально более или менее было по меркам 90-х - спасли газели и волги. А вот ЗиЛ и Азлк- да, закопали с концами, как многие другип заводы. Иногда складывается впечатление что от фашистов ущерб был поменьше в ВОВ, чем в 90-е от либерастов, особенно если учесть предприятия загнувшиеся в хохлостане и прочих бантустанах.
  11. +11
    1 октября 2019 21:12
    Говорили, что у тех, кто долго ездит на Шишиге, в руке появляется дополнительный сустав.
    1. +3
      2 октября 2019 18:19
      Шишига единственная в армии машина, которая умеет выхлопной трубой пускать колечки дыма.
  12. 0
    1 октября 2019 22:54
    Да... Наше детство и наша юность...
    Шишига - этого не забыть никогда!
  13. +3
    1 октября 2019 23:48
    Да уж.. Шишига. "Застава в ружье!"До сих пор погранцов катает.
    1. +2
      2 октября 2019 08:38
      На стыке 12 и 13 застав московского ПогО шишарик с новобранцами зимой сдох. Тащил их на буксире САУ2с1 до заставы.
      1. +7
        2 октября 2019 10:11
        Фонарики на крыше - вещь ценная. Если горят, значит проверка едет. Если нет, значит можно по сокращённому варианту посты менять.
  14. +7
    2 октября 2019 01:36
    Как то в Африке, в Мозамбике, застряли после дождя в буше и вдруг из-за пригорка появляется ГАЗ 66, груженный неграми, и тамошний водитель оказался таким смышленным, что смог завезти нашу заглохшую Тойоту...
    Офигительный автомобиль !!!
  15. +6
    2 октября 2019 07:58
    На базе ГАЗ-66 был создан трёхосный вариант ГАЗ-34.На машину устанавливался бензиновый двигатель ГАЗ-41, V8 объемом 5.5 литра и мощностью 140 л.с., сцепление было усиленное от ЗИЛ-130, от ЗИЛа была и коробка передач, пятиступенчатая с синхронизаторами всех передач кроме перовой. Раздатка была 2-х ступенчатой. Однако по разным причинам и в связи с выпуском ЗИЛ-131 и УРАЛ-375, машина в серию не пошла.
    1. 0
      7 октября 2019 21:33
      Прикольная трехмостовка.)
  16. 0
    2 октября 2019 08:34
    Ходовая у "шишарика" великолепная, но бензин он жрёт, как проклятый.(((
  17. +1
    2 октября 2019 09:36
    Меня в шишиге выбивает теснота сидений и рычаг за спиной. Тут новый газон смотрится много лучше для водителя и пассажиров.
  18. 0
    2 октября 2019 19:07
    Dodge ¾ - легендарная весчь! И наша "Шишига", а ещё: "Студер", "Виллис" и ЗиЛ-157 и любую войну на раз!
    1. +4
      3 октября 2019 05:28
      К своему стыду, ничего не знал об этом человеке, Льве Михайловиче Еремееве. Теперь буду знать. Спасибо автору! good
  19. +2
    2 октября 2019 20:05
    Хорошая, добротная статья о хорошей машине, которая является символом Советской Армии с шестидесятых. Как говорится, это целая эпоха в истории автомобильных войск.
  20. +1
    2 октября 2019 21:22
    По проходимости слышал только положительные отзывы.
    Тут и Унимог мало чем может похвастаться
    (в сетевых службах моего родного города есть и шишиги, и новые капотники по типу Садко, и новенький Унимог).
    Единственный минус-чрезвычайно неудобное расположение кпп и, соответственно, рычага кпп.
    Двигатель...
    Как говорил один знакомый водила, со стажем из еще советских времен-как на газонах появились V8-так вообще забыл, что такое поломки и прочий геморрой, чем славились рядные шестерки.
  21. 0
    3 октября 2019 13:39
    На Доджике в начале статьи баллончики новолриобретенные, от тракторной тележки 9.00-16.
  22. 0
    3 октября 2019 15:17
    Несколько не соглашусь с автором.

    "...с лендлизовского грузовичка Dodge WC 51/52. Эта машина не имела аналогов ни в Красной Армии, ни в мире..."

    Аналоги были, причем накануне войны, в 1941 году, и именно в Красной Армии.
    Полноприводная машина Газ-61-417, созданная Виталием Грачевым.
    На кадрах кинохроники можете посмотреть: без проблем, зимой, таскает 57-мм пушку ЗиС-2 вместе с б/к и расчетом. По грузоподъемности этот "Газик" примерно равен Доджу, но по мощности движка-естественно, уступает. Попроще бы ему кузов и крылья -и был бы наш, "советский додж"! Но возможности промышленности и сложность производства поставили крест на этой интересной машине. Выпущено было всего 36 таких машин.Участвовали в битве за Москву, до Победы ни одна не дожила, к сожалению.
  23. +1
    3 октября 2019 17:38
    Шишига! Посадить и засадить нереально. Хотя находились специ которые так умели. Для езды по бездорожью рычаг коробки должон нормально работать ну и рууи должны знать как на конкретном авто передачи работают.
    Геометрия располагает к проезду через любые препятствия. Если работает подкачка предел очень далеко. Но 90% водил садят его там где 131 проходит.
    Проблемными являются механизм управления коробкой и подкачка. Хотя подкачка сильно от водилы зависит!
  24. 0
    4 октября 2019 10:42
    Катался я на армейской шишиге, когда с батей приехали к дядьке в армию где-то в Азербайджан ещё когда СССР был. Дядька на ней служил в автобате. Мне тогда лет 5 было, не больше. Но мне сразу шишига понравилась. Дядька говорил уже позже, что шишига была единственная грузовая машина, работающая на 93 бензине. Правда ела она этот бензин вёдрами.
  25. +1
    7 октября 2019 20:48
    "спроектировал дизайнер Горьковского автозавода Лев Михайлович Еремеев".

    Не было такого предмета в Советских ВУЗах, как дизайн.
    У нас это называлось художественное конструирование.
  26. -1
    8 октября 2019 11:26
    В статье автор говорит что не надо сравнивать газ-66 и унимог , мол унимог гражданский...Это не верно. Сравнивать не только надо, но и просто необходимо, ведь вдохновителем создания газ-62, а значит шишиги был именно унимог, только не первые серии 401 и 411, а военный унимог s или по другому 404 серия . А вот по проходимости их действительно не сравнить, но только не в ту сторону как пишет большинство
  27. 0
    8 октября 2019 18:40
    Проходимость шишиги не безгранична, и в сравнении с унимогом 404 она проигрывает. Но вот чего не отнять у советского автомобиля, так это надёжности и ремонтнопригодности.

  28. 0
    9 октября 2019 13:01
    Цитата: dvina71
    Цитата: мордвин 3
    У Д-240 хватает проблем с ТНВД

    Чаво чаво? УТНМ проще любого карбюратора.. если руки туда не совать.а совать их туда не надо от слова совсем.. Почему тот же двигатель на Беларусях в колхозах ползал годами,питался помоями,не знал толкового техобслуживания? Д-245(240) в конце концов стал на ЗиЛ-5301 и был там лучшей частью машины. Сейчас на 66 ставят Д-240 и вполне себе довольны.

    Это надо было сделать с завода.

    И еще пятиступенчатую коробку от ЗиЛ-131
  29. bar
    0
    10 октября 2019 10:16
    ГАЗ-66, берет своё начало с лендлизовского грузовичка Dodge WC 51/52

    Статья интересная, но выводы странные. Автор зачем то приплел Dodge WC 51/52, и почему то забыл про ГАЗ-63, который собственно и был папой 66-го.

    Я понимаю, американский автопром во многом помог советскому, но не замечать очевидного нехорошо.
  30. 0
    11 октября 2019 06:44
    В 80 годы в казачьих лагерях (учебный центр НВВККУС) нас кинули на обслуживании техники. Как сейчас помню, стоим возле шишиги и обсуждаем какая машина красивая! Офицер который отвечал за эту "красоту", усмехнулся и сказал, что вся ее красота ничто по сравнению с ужасом обслуживания и эксплуатации. Сто раз я потом вспомнил слова этого командира когда заполучил данное "счастье"!!! Слабый и капризный двигатель, вечно летящее сцепление, тормоза для которых норма сработать на третий раз, расход бензина, вечная проблема с запчастями.... Кстати, я когда смотрю как украинцы воюют на шишигах, то уже заранее им сочувствую! И для товарищей любителей данного чуда, меня может понять только командир с раздолбаями в подчинении, а не владелец частный!
    Да и еще, на марше через пару часов не знаешь куда себя девать, очень трудно сидеть скрюченным!
  31. 0
    13 октября 2019 18:42
    Первое воспоминание о шишиге - кмб, набивались всем взводом в кузов и после ползанья в грязи под дождём это кузов под тентом казался верхом уюта... А потом покатушки в горах Кавказа и срезанный на камнях речки кардан :)

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»