Платформы «Курганец-25» и «Бумеранг». Макеты и предположения

20
С осени 2010 года в околовоенной среде регулярно стали появляться обсуждения перспективной бронетехники новых проектов. Толчком к этим «волнам» стали первые сообщения о начале работ по темам «Курганец-25» и «Бумеранг». Любая новость и так привлекает к себе внимание, но на этот раз новые проекты были чем-то большим. В первую очередь, стоит отметить новый для отечественной оборонки подход к конструированию бронетехники. Ранее различные боевые машины создавались на базе какого-либо бронетранспортера или танка, а теперь планируется создать гусеничные и колесные платформы. Согласно этой задумке, для создания машины определенного назначения не потребуется серьезно изменять конструкцию. Все возможности для переоборудования будут учтены еще на стадии проектирования. Таким образом, можно будет без особых усилий максимально унифицировать БТР, санитарные и командно-штабные машины, а также ряд другой бронетехники.

До определенного времени информация о новых платформах была крайне скудной и заключалась в паре фраз, сказанных представителями министерства обороны и промышленности. Благодаря этим высказываниям стали известны примерные характеристики будущих машин. При этом следует отметить, порой называемые показатели ощутимо менялись, хотя прослеживалась некое общее направление развития. В последних числах прошедшего июня-месяца в свободный доступ попало несколько интересных изображений. На сайте фирмы Modellmix, занимающейся изготовлением сувенирной продукции (в том числе и макетов военной техники) появились фотографии якобы моделей машин на базе «Курганца-25» и «Бумеранга». Вскоре эти фото были убраны с сайта, но любители военной техники успели не только сохранить их, но и «подвергнуть» широкому распространению. Ранее в распоряжении общественности оказалось несколько компьютерных 3D-схем, на которых изображены внешний вид и приблизительная внутренняя компоновка вышеозначенных машин. Эти утечки информации стала первыми случаями в истории отечественных платформ, когда общественности стал известен хотя бы примерный облик будущей техники. Само собой, началась очередная волна обсуждений и попыток выяснить чуть больше, чем изображено на схемах и фото.

Курганец-25

Первая из пока загадочных платформ. Предполагается, что это будут средние по весу бронемашины, а их примерная боевая масса в тоннах отражена в названии проекта – 25000 кг. Достоверно известен только этот факт и тип движителя «Курганца-25». Сразу же было объявлено, что эта платформа будет гусеничной. Исходя из этого факта, начали появляться предположения относительно возможности создания на базе этой платформы того или иного типа техники. Очевидно, что средняя гусеничная платформа может нести на себе оборудование для эвакуации своих «сородичей» (вариант БРЭМ), может стать основой для санитарной машины, для командно-штабной, а также перевозить аппаратуру для связи либо для другой работы с эфиром – это может быть радиоразведка или радиоэлектронная борьба. Наконец, весь внутренний объем можно отдать под посадочные места для личного состава и сделать таким образом бронетранспортер или боевую машину пехоты. В последнем случае, скорее всего, придется пожертвовать объемами для установки серьезного боевого модуля наподобие «Бахчи». В общем, список машин на базе платформы с боевой массой порядка 25 тонн ограничен только потребностями военных и возможностями промышленности.

На попавших в Интернет фотографиях макета предполагаемый «Курганец-25» выполнен в виде командно-штабной машины (КШМ). Если макет действительно является пластиковым воплощением проекта, то платформа выглядит следующим образом. Бронекорпус, собранный из прямолинейных панелей, может быть условно разделен на две части: моторно-трансмиссионное отделение и обитаемый объем. МТО расположено в передней части машины, со сдвигом вправо. Двигатель и трансмиссия передают мощность на гусеницы при помощи переднего ведущего колеса. Подобная компоновка, надо заметить, много лет успешно использовалась на отечественных боевых машинах пехоты. Не удивительно – военные с самого начала требовали возможность высадки через дверь в корме бронемашины, а при таких пожеланиях вариантов компоновки не так уж много. Как видим, инженеры «Курганмашзавода» выбрали ту из них, которая позволяет поместить рабочие места всех членов экипажа в одном объеме, без их разнесения, как это было, к примеру, на немецком БТР TPz 1 Fuchs. Таким образом, механик-водитель боевой машины располагается в одном отделении с прочим экипажем, но для посадки и высадки он имеет свой собственный люк. Остальным бойцам полагается дверь в задней части машины. Примечательно, что на опубликованной 3D-модели «Курганца-25» эта дверь крепится к корпусу снизу, т.е. машина имеет не просто створку для закрытия проема, но аппарель для высадки десанта или экипажа.

На крыше «засветившегося» макета КШМ имеются две антенны большой длины и две поменьше. Такой набор вполне понятен в свете предназначения этого класса техники. Кроме того, из имеющихся фотографий можно составить представление о внутреннем оборудовании командно-штабной машины на базе «Курганца-25». Внутри корпуса расположены два сравнительно крупных стола для целевой аппаратуры, шкаф для дополнительного оборудования, а также четыре посадочных места для личного состава. В то же время, на 3D-модели заметны пять кресел для экипажа. Возможно, макет и трехмерное «изображение» относятся к разным итерациям проекта, если не являются плодом двух разных фантазий. Так или иначе, в обоих случаях внутренние объемы позволяют с определенным комфортом разместить и людей, и аппаратуру.

Второй макет, чьи фото оказались общедоступными, является миниатюрным воплощением мобильного пункта управления и разведки «Курганец-Палантин-П». По своей общей компоновке он в некоторой мере напоминает КШМ, c той разницей, что она не имеет такого количества разнообразных антенн и ферм на крыше. Внутри макета замечены шкафы для аппаратуры гораздо большего объема и всего два рабочих места экипажа. Вероятно, на этот раз все-таки сказался дефицит объема внутри бронекорпуса. Относительно оборудования, которым будут комплектоваться машина управления и разведки или КШМ, пока остается только догадываться. Даже после того, как «Курганец-25» будет запущен в серийное производство, некоторое время состав целевой аппаратуры некоторое время будет секретным.

Однако более интересным и перспективным вариантом «Курганца-25» выглядит боевая машина пехоты на его основе. Скорее всего, эта БМП будет оснащаться боевым модулем «Бахча», разработанным в тульском КБП. Вполне вероятно, что тульские инженеры уже полным ходом создают и новый комплекс вооружения для легкой и средней бронетехники, но в настоящее время доведен только один модуль. Соответственно, «Бахча» пока является единственным претендентом на «должность» боевого оснащения перспективной БМП. В пользу этой версии говорит тот факт, что председатель совета директоров «Курганмашзавода» А. Баков еще в мае обещал закончить подготовку проекта и строительство прототипа к концу 2012 года. Скорее всего, уже в декабре мы получим первые фотографии опытного образца новой боевой машины пехоты. Тогда же можно будет делать первые выводы относительно сегодняшних предположений.

Командно-штабная машина на базе "Курганец-25:
Платформы «Курганец-25» и «Бумеранг». Макеты и предположения




Пункт управления и разведки (ПУР) "Палантин-П" на базе "Курганец-25":



«Бумеранг»

Все той же осенью 2010-го стало известно о начале разработки другой средней платформы, на этот раз колесной. Машины семейства «Бумеранг» должны будут иметь колесную формулу 8х8 и боевую массу около двадцати тонн. Как и в случае с «Курганцем-25», колесная платформа должна иметь двери для экипажа в задней части, достаточный обитаемый объем и возможность обеспечения функционирования различных систем, которые нужны конкретной машине. Совокупность требований в итоге привела конструкторский коллектив «Военно-промышленной компании» к оригинальному решению. Ввиду необходимости размещения двери в корме машины, двигатель был перенесен из задней части в переднюю и среднюю. Под двигатель и механизмы трансмиссии отведен «ящик» большого размера. Причем, судя по фотографиям макета «Бумеранга», он занимает не всю ширину машины, но только ее часть. Между левой стенкой корпуса и МТО имеется небольшой лаз. Утверждается, что через него механик-водитель бронемашины сможет покидать свое место в случае невозможности сделать это через собственный люк.

Собственно говоря, такое оригинальное и нетрадиционное для отечественной оборонки решение и стало «краеугольным камнем» проекта. Из-за него размещение двигателя в правой передней части корпуса влечет за собой массу вопросов. К примеру, среди любителей военной техники сейчас идут активные споры на предмет подведения мощности ко всем колесам. Очевидно, что новое расположение МТО просто не позволит воспользоваться старыми наработками. Кроме того, причиной вопросов и сомнений является довольно большой объем двигательного отсека. Эта особенность конструкции иногда воспринимается в качестве основания для версии о размещении какого-либо дополнительного агрегата, например, электрогенератора. В случае с машинами, которые должны быть оснащены большим количеством электроники, генератор точно не будет лишним. Наконец, еще одним поводом для споров являются два водомета. В задней части макета четко просматриваются две трубы с винтами внутри. Как к ним подводится мощность – пока не понятно.

Стоит отметить, что специфическая компоновка внутренностей «Бумеранга» не может не сказаться на эргономике обитаемого объема. На фото макета КШМ на колесном шасси можно рассмотреть примерные пропорции собственно объема и приблизительного размера сидений для личного состава. Если в конфигурации бронетранспортера размещать сидения для десанта по бортам, то в десантное отделение получится вписать 8-10 посадочных мест. Для посадки и покидания машины, вне зависимости от конфигурации, экипаж располагает откидной (вниз) аппарелью большого размера, размещенной на кормовом листе брони. Интересно, что на аппарели довольно четко просматривается дверь меньшего размера, открывающаяся вправо (при взгляде снаружи). Механик-водитель, в свою очередь, имеет собственный люк над своим рабочим местом.

Как и в случае с «Курганцем-25», макеты «Бумеранга» были выполнены в двух версиях: командно-штабная машина и комплекс радиоэлектронной разведки и подавления. Компоновка обитаемого объема в случае с макетом КШМ сходна с размещением рабочих мест и оборудования соответствующей версии «Курганца-25». Вероятно, есть какие-либо отличия, но на имеющихся фотографиях оба отделения выглядят весьма и весьма похожими. Кроме того, на крыше КШМ «Бумеранг» размещены четыре антенны, две из которых крупнее остальных. Очевидно, при разработке двух КШМ перед конструкторами стояла задача вписать в корпус бронемашины одну и ту же аппаратуру связи и управления: именно этим можно объяснить большую степень похожести интерьеров.

На подставке всех макетов имеются таблички с описанием. Именно эти детали и позволили сравнительно быстро и точно установить предназначение машин, которые стали прототипами для моделей. Качество фотоматериалов оставляет желать лучшего, но второй макет «Бумеранга» тоже был опознан. Утверждается, что это мобильный комплекс радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы «Бумеранг-Инфауна». От КШМ эта машина в первую очередь отличается своим внешним видом. Вместо телескопических антенн этот комплекс оснащен специальным излучателем оригинальной конструкции. В рабочем положении антенна комплекса «Инфауна» поднимается на раздвижной штанге. Очевидно, этот узел не имеет возможности как-либо складываться и изменять свои габариты. Поэтому в походном положении антенна находится внутри восьмиугольной бронированной конструкции на крыше машины. Именно этот щиток является характерной отличительной чертой машины «Бумеранг-Инфауна». Что касается целевого оборудования, то, как и ранее, его расположение очень сильно напоминает машину «Курганец-Палантин-П».

Машина многофункционального комплекса радиоэлектронной борьбы "Инфауна" на базе "Бумеранг":


Командно-штабная машина на базе "Бумеранг":


Машины и сроки

Как видим, уже на данном этапе проект выглядит вполне зрелым и проработанным. Очевидно, и «Курганец-25», и «Бумеранг» в настоящее время имеют свои недостатки. Тем не менее, для их выявления существуют испытания, а для исправления – время на доводку. Так что вполне возможно, что к моменту готовности первых прототипов проектная документация будет лишена подавляющего большинства проблем и недочетов. Если все имеющиеся фотографии и 3D-модели имеют какое-либо отношение к реальным проектам, то куда большие вопросы вызывает то, как именно конструкторы смогли собрать воедино все требования военных. Прежде всего, вопросы вызывает переднее расположение двигателя и трансмиссии. Дело в том, что применение подобной компоновки смещает центр тяжести машины вперед. Для чисто сухопутной техники это некритично, но плавающая может иметь проблемы с устойчивостью при движении на воде. Что касается МТО «Бумеранга», то здесь все выглядит еще сложнее: двигатель этой машины не только расположен впереди, но и сильно смещен относительно продольной оси. Если внимательно присмотреться к конструкции сфотографированных макетов, то без особого труда можно найти еще несколько проблем различной степени сложности.

Со времен первого анонса программ «Курганец-25» и «Бумеранг» сроки их реализации практически не подвергались корректировке. Опытные образцы по-прежнему планируется отправить на испытания в начале следующего года. Далее пара лет будет использована для доводки машин и подготовки к массовому серийному производству. Военные намерены получить первые машины на базе платформ «Бумеранг» и «Курганец-25» в том же 2013 году. Полное соблюдение этих сроков возможно только в том случае, если конструкторы «Курганмашзавода» и «Военно-промышленной компании» не только знают о существовании минусов избранных решений, но и уже справились с ними. Так или иначе, говорить с большой точностью о перспективах проектов можно будет только в конце этого года, когда обе организации закончат сборку опытных образцов.


По материалам сайтов:
http://gurkhan.blogspot.com/
http://twower.livejournal.com/
http://militaryrussia.ru/
http://odnako.org/
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    17 июля 2012 08:40
    Из-за него размещение двигателя в правой передней части корпуса влечет за собой массу вопросов. К примеру, среди любителей военной техники сейчас идут активные споры на предмет подведения мощности ко всем колесам.

    Хороший вопрос, учитывая тот факт, что электромеханическая трансмиссия будет лишь на специальных машинах, типа КШМ, РЭБ, РЭП итд.Еще более волнительный вопрос, какой вариант ЭТ будет использоваться в "Бумеранге"? Мотор-ось или мотор-колесо? Первый вариант более предпочтителен для унификации с обычной трансмиссией, но и имеет ряд существенных недостатков по сравнению с МК.
    1. borisst64
      0
      17 июля 2012 10:46
      Электромеханическая трансмиссия очень тяжелая и громоздкая (вес техники немалый). Предположу что наиболее вероятна гидравлическая трансмиссия, тем более есть опыт МТ-С, хоть в серию они и не пошли, но в 80-х годах я даже покатался на таком. Кроме того гидропередача использовалась и на штабных автопоездах.
      1. +1
        17 июля 2012 10:50
        кто это вам сказал? на эту тему были свои исследования, так вот в варианте МК требуется незначительное усиление стандартной подвески (из-за счет небольшого увеличения неподрессоренной массы, при этом прошу учесть, что выкидываются все карданы, раздаточные коробки и прочая лабуда), а варианте МО-никакого.
        1. 77bor1973
          -1
          17 июля 2012 18:49
          Думаю в электромеханической трансмиссии много плюсов , вес снижается КПД вырастают на несколько процентов , но увеличивается вес электрооборудования, причём в несколько раз и всё это должно стоять на машине которая не просто движется по неровной дороге а при всех условиях должна быть поражена каким-нибудь средством ! Думаю грязь для МК больший враг чем противник с РПГ .
          1. +1
            18 июля 2012 06:18
            КПД вырастает значительно, т.к. по сравнению с обычной трансмиссией нет всяких редукторов и дифференциалов, его понижающих, далее, двигатель работает почти все время в самом экономичном режиме, на постоянных оборотах, следовательно расход существенно ниже. Вес блоков электроники, как бы это сказать...Для той мощности, что выдают МК-это капля в море, да и нет там практически никакого веса, тем более по отношению к аккумуляторам. Вот сколько будут они весить- это интересный вопрос, но и их вес по отношению к весу БКМ явл. незначительным и никоим образом не скажется на характеристиках. Более того, при грамотной их компоновке при использовании системы МК можно существенно увеличить противоминную стойкость БКМ. И последнее, все электроника НЕ располагается в объеме, занимаемом МК, т.к. как я уже писал выше это увеличивает неподрессоренные массы, да и какой дурак будет ее туда совать, если достаточно проложить кабели? По поводу грязи, от нее там все защищено даже более чем надо, тут вопрос не в самой "грязи", а в ресурсе уплотнений итд, да и как Вы думаете, как с этим справляются на обычном БТРе, тем более, ЕМНИП, там в колесе также стоит редуктор?
            1. 77bor1973
              +1
              18 июля 2012 23:00
              А какая трансмиссия переменного или постоянного тока , как двигатели будут соединены последовательно или параллельно , или смешанно !? Даже это уже определяет электрооборудование ( не электронику ) куда входят куча контакторов , трансформаторов, кабелей, выпрямителей . Для примера можно взглянуть на устройство карьерного самосвала или тепловоза !
              1. 0
                19 июля 2012 06:23
                Так Вам все сразу и расскажи, хехе. Вот когда примут решение о показе БКМ журналистам, тогда узнаете какого типа ЭТ итд, хотя и сейчас, зная что там возможно wink будет стоять МК можно сделать вывод, что ЭТ последовательного типа.
  2. Братец Сарыч
    +6
    17 июля 2012 08:49
    А может лучше все-таки набраться терпения и подождать, когда можно будет в живую все это увидеть? Честно говоря надоели все эти фантазии и предположения...
    1. +2
      17 июля 2012 09:44
      Уж лучше такие фантазии на тему, чем как некоторые говорят, что проект в тихую уже сворачивают.
  3. +6
    17 июля 2012 08:56
    Цитата: Братец Сарыч
    надоели все эти фантазии и предположения...

    Тем не менее, статье одозначный "плюс"... весьма "пользительна" в информационном плане о возможно-дальнейшем развитии инженерной мысли.
  4. +2
    17 июля 2012 10:23
    Хех, сдается, Бумеранг будет с финским акцентом - когда министерство обороны заявило о заинтересованности о приобретении 200 машин Patria и как при этом неоднозначно задергались финны, логично предположить, что речь зашла не только о машинах, но и о передачи технологий, с наличием которых у нас похоже не есть хорошо.
    1. CashPoint
      -1
      17 июля 2012 12:12
      Не с финским акцентом, а с китайским, Бумеранг выглядит как клон БТР ZBL-09


      1. +1
        18 июля 2012 00:17
        Он пока ещё никак не выглядит. А из-за компоновки они все похожи:

  5. Йошкин Кот
    +1
    17 июля 2012 14:43
    условия современных войн изменились, нельзя готовится к ВОВ, при наличии ядерного оружия фронтов от моря до моря не будет, а в локалках колесный привод мобильнее
  6. insomnia
    +2
    17 июля 2012 16:24
    Даже беглый просмотр эскизов говорит о том, что дизайн бронемашин имеет явно НАТОвские корни, что кого опечалит, а кого и обрадует. Лично я думаю, что ничего плохого в заимствовании образцов техники у других стран нет. Надо поступать как те же китайцы: брать лучшее и дополнять это своими идеями. Главное, чтоб не во вред...
  7. Ottofonfenhel
    +2
    17 июля 2012 17:45
    Главное чтобы не получилось корыто вроде американского "Страйкера".
  8. +1
    17 июля 2012 21:06
    Увы, но пока что только лишь модели, рисунки и предположения... sad
  9. +1
    17 июля 2012 22:12
    Спасибо автору за статью! Интересна в информативном плане!
  10. Мимопроходящий
    +1
    18 июля 2012 00:15
    Если внимательно присмотреться к конструкции сфотографированных макетов, то без особого труда можно найти еще несколько проблем различной степени сложности.

    Вот если-бы автор произвел разбор и анализ этих самых предположительных проблем, поставил бы плюс, а так не за что, вся статья - набор общих фраз.
  11. mind1954
    0
    18 июля 2012 00:15
    А как же, всё-таки, насчёт V-образного брюха ???
  12. -1
    18 июля 2012 06:40
    при уничтоженной промышленности что то будут выпускать?а где,?в китае?
  13. vylvyn
    +1
    18 июля 2012 13:49
    Интересно, когда конструкторы реально задумаются об установке вооружения на БМП и БТР для защиты задней и боковых проекций корпуса от тех же гранатомётчиков? На БТР и БМП во время боя всё вооружение и наблюдение направлены практически всегда вперёд. Бока и з а д слепые и незащищённые (безоружные). Отсюда ужасные потери техники и личного состава. Надежда на скорость (проскочу-непроскочу) оправдана в полевых условиях, и то повезёт-неповезёт. Предусмотреть скажем по углам корпуса (сзади) по одному АГС-17 "Пламя" (для защиты задних и боковых полусфер от гранатомётчиков) и потери бронетехники сократятся. Вот и получился бы реальный огневой ёж. Такой ползал бы по улице и расчищал не только дорогу впереди, а ещё и по бокам. Почему это не делается - непонятно. При этом пехоте меньше было бы работы по зачистке зданий.
  14. +1
    19 июля 2012 05:39
    Цитата: Ottofonfenhel

    Главное чтобы не получилось корыто вроде американского "Страйкера".

    Обоснуйте,уважаемый.
  15. bask
    0
    22 августа 2012 21:55
    Всё новое всегда лучше старья.Дизайн какая подвека это всё не вопрос.Главное живучесть-безопасность комфорт экипажаА тагже сроки поступления в войска в тыс..единиц а не штучно.Комплекс вооружения Бахча усторел.Необходимо орудие САУ НОНА Вена 120мм и БМП 57 мм зенитным орудием.Со спаренными 23 мм зенитными пушками.НУ И без АГС 17 тоже не куда.А Страйкер чо хорошая бронетачанка.