Самолет-разведчик Ил-20М – 40 лет на службе Отечеству
Разработан на базе гражданской версии самолета Ил-18 – Ил-18Д в конце 1960-х годов конструкторским бюро С.Ильюшина. Основное предназначение – вскрытие радиоэлектронной обстановки на ТВД и ведение радиолокационной разведки. Серийно создавался на 30-м московском авиационном заводе «Знамя Труда». Было построено двадцать самолетов-разведчиков Ил-20М. Последний самолет построен в 1976 году.
Устройство и оборудование Ил-20М
Конструктивно самолет-разведчик аналогичен базовому Ил-18Д. На борт машины установили многоканальную аппаратуру разведки, которая работает сразу в нескольких частотных диапазонах. На фюзеляже, в нижней его части, установили контейнер, в котором размещена фазированная антенная решетка радиолокационной станции бокового обзора «Игла-1». Аппаратура радиолокационной станции размещена во внутреннем багажном отсеке. Впереди на фюзеляже установлены специальные фотографические камеры А-87ПА в обтекателях. Рядом установлены антенны станции общей РТР «Ромб-4». Дальше вынесены антенны станции детальной РТР «Квадрат-2». Все оборудование и аппаратура станций размещены во внутренних отсеках самолета. Кроме вышеперечисленных станций, на борт самолета установили станцию РР СРС-5 «Вишня» для выполнения задач радиоперехвата. Пассажирский отсек переоборудован под восемь рабочих мест операторов станций. Из известных внутренних изменений – переоборудование кислородной системы, кресла лётного экипажа и операторов переоборудованы под парашют. Люк багажного отсека правого борта переоборудован под аварийный люк, соединенный с пассажирским отсеком специальной шахтой.
Самолет способен проводить радиолокационную разведку местности с высоким разрешением, точно определять расположение больших и контрастных в радиолокационном отношении объектов, например, мостов, плотин, автодорожных развязок, осуществлять фотографирование необходимых объектов и перехватывать радиопереговоры противника. Зарубежный аналог - американский самолет-разведчик от компании Боинг – «Boeing KC-135» в основном использовался над территорией Восточной Европы, Закавказья и Дальнего Востока.
Судьба Ил-20М
В 90-х годах, из-за быстрого устаревания бортовой радиоаппаратуры, самолеты-разведчики все чаще снимаются с выполнения боевых задач и дежурств, но вместо них новых самолетов-разведчиков не создают. В принципе, их могли бы заменить самолеты воздушной разведки из Дальней авиации. Но стоящие на вооружение Дальней авиации Ту-22РДМ тоже к 1990-м годам устаревают и снимаются с полетов, а новейшие Ту-22МР поступают и в Дальнюю Авиацию в ужасающе малом количестве. Поэтому основные функции, возложенные на Ил-20М, стали выполнять фронтовые разведчики МиГ-25РБ и Су-24МР в разных вариантах оснащения. Но не все Ил-20М выведены из строя или переделаны – несколько самолетов до сих пор выполняют возложенные на них задачи. Основная часть самолетов-разведчиков превратилась в обычные транспортники, а с некоторых вообще сняли все оборудование и они теперь «обыкновенные Ил-18».
Теперь Ил-20М - история военной авиации, и в ней он занимает достойное место первого отечественного самолета-разведчика, выполнявшего задачи комплексной воздушной разведки, который использовал разные принципы обнаружения и получения необходимых данных.
Известные модификации:
- изделие 17 или Ил-20М – самолет РТР, производился серийно, выпущено 20 экземпляров;
- Ил-20РТ – воздушный измерительный пункт, выпущено 4 экземпляра.
Основные характеристики:
- длина – 36 метров;
- высота – 10.1 метра;
- размах крыла – 37.5 метра;
- диаметр фюзеляжа – 3.5 метра;
- двигатель – четыре АИ-20М;
- общая мощность – 17 000 л.с;
- взлетный вес – 64 тонны;
- практический потолок 10 километров;
- скорость крейсер/макс – 650/685 км/ч;
- дальность действия – 4.3 тысячи километров;
- длина разбега/пробега – 1000/800 метров;
- экипаж лётный/оператор – 5/8 человек.
Источники информации:
http://ru-aviation.livejournal.com/1659138.html
http://aviaros.narod.ru/il-20m.htm
http://azlok.livejournal.com/434832.html
Информация