Россия работает над ядерным двигателем

44

Опытный образец ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса, предназначенной для межпланетных миссий, появится в России в 2017 году.

«Сегодня ведутся научно-экспериментальные работы. Россия здесь лидер, несмотря на то, что был застой, но много было сделано в советское время. Это, например, энергоустановки «Топаз», – сообщил журналистам глава Роскосмоса Владимир Поповкин.

«Росатом сейчас разрабатывает ядерный реактор, мы (Роскосмос – прим.) – всю остальную часть. Думаю, что на опытный образец выйдем в 2017 году, и там уже надо будет принимать решение – делать летную машину или нет. Но пока надо сделать опытный образец и отработать его на земле», – сказал В.Поповкин.

Ранее сообщалось, что создание ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса для перспективной космической техники обойдется России более чем в 7 миллиардов рублей. Согласно документам Росатома, «финансирование проекта осуществляется за счет средств федерального бюджета».

По планам, к концу 2017 года будет осуществлена подготовка ядерной энергодвигательной установки для комплектации транспортно-энергетического модуля (перелетного межпланетного модуля). К концу 2018 года транспортно-энергетический модуль будет подготовлен к летно-конструкторским испытаниям.

Реализация проекта позволит сформировать основы для реализации перспективных космических программ по изучению и освоению дальнего космоса, в том числе полетов к дальним планетам, экспедиций на Марс, создания лунных баз, отмечается в документах.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +22
    18 июля 2012 12:36
    летающая космическая кузькина мать - это круто. Проект двойного назначения.
    1. +12
      18 июля 2012 13:24
      Все что в космосе фактически двойного назначения.
    2. +5
      18 июля 2012 14:23
      Цитата: vorobey
      летающая космическая кузькина мать

      Саша, приветствую! Осталнется только эту "кузькину мать на орбиту" чем то доставить, учитывая приведущую статью где Поповкин заявляет что нам не нужны тяжелые носители это становится проблемой.
      1. Teploteh - nick
        +5
        18 июля 2012 16:21
        Цитата: Россия здесь лидер, несмотря на то, что был застой, но много было сделано в советское время.
        Слава СССР!!! drinks
        Слава России!!! drinks
        Гореть в аду - Амерам, Нате и Оранжевизне!!! am am am
        1. +3
          18 июля 2012 20:33
          Цитата: Teploteh - nick
          Слава СССР!!!

          Цитата: Teploteh - nick
          Слава России!!!

          Цитата: Teploteh - nick
          Гореть в аду - Амерам, Нате и Оранжевизне!!!

          Все это, конечно, хорошо, правильно, но с Соседом общайтесь поменьше. Похоже, комментарии в форме лозунгов дело заразное, передающееся ... даже не предположу каким путем.
          1. -1
            18 июля 2012 21:32
            Проекты ядерных двигателей действительно велись еще в СССР. Среди проектировавшейся линейки был даже такой, который (по расчетам) мог разогнать спутник до 10% от световой скорости (30 000 км/сек).

            Цитата: vorobey
            летающая космическая кузькина мать - это круто. Проект двойного назначения.


            А вот с "кузькиной матерью" такой двигатель сравнить нельзя, так как никакого потенциала ядерной бомбы такой двигатель не имеет (нет критической массы, и специального взрывного устройства, например по имплозивной схеме)

            Цитата: Сахалинец
            Все что в космосе фактически двойного назначения.


            Это верно!!!

            Цитата: Терский
            Осталнется только эту "кузькину мать на орбиту" чем то доставить


            Этим двигателем и будут выводится (правда будет загрязнение, но незначительное, кстати, в СССР от идеи таких двигателей отказались, так как и СССР и США побоялись гонки таких двигателей, и, как следствие, масштабного загрязнения из-за массовости стартов).

            На Википедии есть статья: "Ядерный ракетный двигатель"
    3. +1
      18 июля 2012 17:25
      Цитата: vorobey
      летающая космическая кузькина мать - это круто. Проект двойного назначения.

      О ядерной энергетической установке, "кузькина мать" - это так же круто, как Чернобыль или "подводная группировка ГЛОНАСС" - круто, это когда она работает по назначению, без ЧП.
      Двойное назначение - это как? Электричество будет идти не только на ионные двигатели станции\спутника, но и на аппаратуру?
      Последователи Гагарина, блин, по теме полтора комментария и желтушный заголовок тоже доставляет.
      1. +2
        18 июля 2012 19:21
        Немного о истории вопроса и перспективы.


        Татьяна ДЕВЯТОВА

        ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГИЯ И КОСМОС


        Первым ядерным реактором, применённым на космическом аппарате, был американский SNAP-10A (System of Nuclear Auxiliary Power) на борту аппарата Snapshot массой 440 кг, запущенный 3 апреля 1965 г. ракетой-носителемАтлас. Реактор был разработан компанией Boeing по заказу ВВС и Комиссии по атомной энергии США. Реактор на тепловых нейтронах использовал уран-235 в качестве топлива, гидрид циркония как замедлитель и натрий-калиевый расплав в качестве теплоносителя. Тепловая мощность реактора составляла около 40 кВт. Электрическая мощность, обеспечиваемая термоэлектрическим преобразователем составляла от 500 до 650 Вт. Реактор проработал 43 дня.

        Советский термоэлектрический реактор-преобразователь «Ромашка» был впервые запущен в Институте атомной энергии («Курчатовский институт») 14 августа1964 г. Реактор на быстрых нейтронах имел тепловую мощность 40 кВт и использовал в качестве топлива карбид урана. Термоэлектрический преобразователь на кремний-германиевых полупроводниковых элементах выдавал мощность до 800 Вт. Сергей Павлович Королёв намеревался использовать «Ромашку» на космических аппаратах в сочетании с импульсными плазменными двигателями. Испытания «Ромашки» закончились в середине 1966 года уже после смерти Королёва, но реактор так и не был использован в космосе.

        Следующая ядерная энергетическая установка БЭС-5 «Бук» была использована на спутнике радиолокационной разведки «УС-А». Первый аппарат этой серии был запущен 3 октября1970 г. с Байконура («Космос-367»). Сам «Бук» разрабатывавался с 1960 г. в НПО «Красная Звезда». В состав установки входил реактор на быстрых нейтронах БР-5А с тепловой мощностью 100 кВт. В качестве топлива использовался уран, в качестве теплоносителя — калий-натриевый расплав. От установки с выходной электрической мощностью 3 кВт питался бортовой радиолокатор бокового обзора. Всего с 1970 по 1988 г. было запущено 32 КА с этой установкой.

        Следующей советской космической ядерной энергетической установкой стала ТЭУ-5 «Тополь» («Топаз-1»), впервые выведенная на орбиту 2 февраля 1987 г. в составе экспериментального КА «Плазма-А» («Космос-1818»). Работа над «Топазом» велась с 1960-х гг. Наземные испытания были начаты в 1970 г. Топливом в реакторе служил диоксид урана с 90% обогащением, теплоносителем калий-натриевый расплав. Реактор имел тепловую мощность 150 кВт, причём количество 235U в реакторе было снижено до 11,5 кг по сравнению с 30 кг в БЭС-5 «Бук».

        В «Топазе» использовался термоэмиссионный преобразователь тепловой энергии в электрическую. Выходная электрическая мощность преобразователя составляла от 5 до 6,6 кВт. При расчётном ресурсе в один год, уже на втором КА «Плазма-А» («Космос-1867») «Топаз» проработал более 11 месяцев.

        Реактор-преобразователь «Енисей» предназначался для работы в составе спутника телевизионного вещания «Экран-АМ», но этот проект был закрыт. Изделие представляло собой реактор, в активной зоне которого находились не традиционные тепловыделяющие элементы, а интегральные электрогенерирующие каналы. Они представляли собой «таблетки» диоксида урана, обогащённого до 96%, катод, анод, цезиевый канал и всю остальную «обвязку». Тепловая мощность «Енисея» была порядка 115-135 кВт, электрическая мощность 4,5-5,5 кВт. Теплоносителем являлся натрий-калиевый расплав.

        В 1992 г. США приобрели в России две ЯЭУ «Енисей» («Топаз-2»). Один из реакторов предполагалось использовать в 1995 г. в «Космическом эксперименте с ядерно-электрической ДУ» (Nuclear Electric Propulsion Spaceflight Test Program). Однако в 1993 г. из-за сокращения бюджета было решено ограничиться только наземными испытаниями, а в 1996 г. проект был закрыт.

        Возрождение космической атомной энергетики

        Сегодня, в условиях модернизации и перехода на инновационный путь развития, космическая атомная энергетика снова становится актуальной. «Роскосмос» совместно с «Росатомом» предлагают разработать проект космического корабля, оснащенного ядерным ракетным двигателем мощностью более мегаватта для полетов к Луне и Марсу.

        На Международном астронавтическом конгрессе-2010 глава ФКА «Роскосмос» А.Н.Перминов заявил о том, что «попытки улучшить характеристики существующих двигательных систем бесперспективны…Сколько бы специалисты всего мира по ракетным двигателям не трудились, возможный максимальный эффект будет исчисляться долями процентов. Из существующих ракетных двигателей, будь это жидкостные или твердотопливные, "выжато" все, и попытки увеличения тяги, удельного импульса просто бесперспективны". Значительное увеличение этих параметров способны обеспечить только ядерные энергодвигательные установки (ЯЭДУ).

        "ЯЭДУ дают увеличение в разы. На примере полета к Марсу - сейчас надо лететь 1,5-2 года туда и обратно, а можно будет слетать за 2-4 месяца. Альтернатива таким двигательным установкам может появиться только в будущем. На сегодняшний день в науке таких альтернатив нет".

        На создание и испытания транспортной космической системы с ядерным двигателем, по мнению Перминова, потребуется 17 млрд рублей и девять лет работы. На эскизный и технический проекты ЯЭДУ с изготовлением и испытанием агрегатов и систем необходимо 3 млрд рублей, еще 250 млн - на эскизный проект транспортно-энергетического модуля (ТЭМ). 4,5 млрд рублей требуются на наземную отработку ЯЭДУ. Наиболее затратным этапом (9 млрд) является создание ТЭМ на основе ЯЭДУ. Сюда входят наземные и летные испытания транспортно-энергетического модуля.

        Генеральный конструктор, президент ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота на заседании Межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству при администрации Президента РФ сообщил о том, что летный вариант космической платформы с ядерной энергетической установкой Россия может иметь к 2015-2018 гг.

        В.Лопота представил также концепцию универсального космического аппарата военного назначения, подготовленную российскими ракетными инженерами. Это будет аппарат с ядерной энергетической установкой мощностью 150-500 мВт. Он позволит наблюдать за территориями и воздушным пространством, обеспечивать информационное превосходство, в том числе, и в ходе вооруженных конфликтов, а также преимущество в указании целей и управлении. «Он также будет способен решать и задачи поражения». По расчетам специалистов, масса такого КА составит порядка 20 тонн, ресурс - 10-15 лет.

        В 2011 г. планируется начать работу по созданию стандартизированных модулей атомных силовых установок для космических аппаратов. Первые запуски реакторов мощностью от 150 до 500 кВт надеяться осуществить в 2020 г.

        Разработка ядерных энергосистем мегаваттного класса для пилотируемых космических кораблей имеет решающее значение для сохранения конкурентоспособности России в космической отрасли, в том числе, в исследованиях Луны и Марса. Корпорация "Энергия" работает также над концепцией атомного космического буксира, который позволит более чем в два раза сократить количество расходов на выведение грузов на орбиту.

        продолжение здесь: http://m-atom.ru/article/25
  2. Дядя Сережа
    +21
    18 июля 2012 12:38
    СССР не только был пионером в разработке ядерных двигателей. Более того, в МВТУ на факультете Энергомашиностроения даже кафедра была (Э-8, если мне память не изменяет), готовившая специалистов по таким двигателям "впрок".
    Радует, что несмотря на "безвременье" девяностых, задел оказался таким, что мы все еще на коне и свой статус первой в мире космической державы ронять не собираемся.
    Разработчикам удачи!
    1. +7
      18 июля 2012 13:51
      Цитата: Дядя Сережа
      Разработчикам удачи!

      а еще хорошего и бесперебойного финансирования!!!
      1. +2
        18 июля 2012 14:34
        Вот с этим наверняка будут проблемы! Откатами 75% финансирования сожрут в самом Роскосмосе!
        1. свобода
          +2
          18 июля 2012 15:04
          Это точно ССИ! Откаты прут по полной, в наглую.
    2. почтальон
      0
      21 июля 2012 01:07
      Дядя Сережа,

      Э-8 это плазменные энергетические установки
      Э-1 (4) -это ЯРД, все практически без работы с начала 90х

      Дядя Сережа,
      Изменяет память.
      Э-8 это плазменные энергетические установки.
      Э-1 это РД.
      Было 1.1,1.2,1.3,1.4
  3. патриот2
    +5
    18 июля 2012 12:43
    Давно пора, а то всё твёрдотопливные и жидкостные - XXI век уже давно начался, а у нас всё химические процессы движут космонавтику.
    Новость на +
  4. +2
    18 июля 2012 12:45
    И это ХОРОШО! good
  5. 8 рота
    -7
    18 июля 2012 12:46
    Что-то ядерный двигатель лет 20 делают, и еще отложили. Не исключено, что к тому времени когда закончат, окажется, что изобрели принципиально новые способы передвижения в космосе, и движок поставят в парке Горького рядом с "Бураном".
    1. +2
      18 июля 2012 15:28
      Цитата: 8 рота
      к тому времени когда закончат, окажется, что изобрели принципиально новые способы передвижения в космосе

      Паруса на солнечном ветре? Или телепортация? Я тоже на досуге фантастику почитываю.... laughing
      1. Одиозный
        +2
        18 июля 2012 16:00
        8 рота
        Ribwort
        Не хочу с вами соглашаться потому как это скучно и не перспективно.
        С таким настроем в свое время и "Буран" и "Энергию" и "100" и муссу шикарных проектов закрыли. Западенци частников в космос отправляют, а мы как летали на "Союзе" ( спасибо Королеву), так и летаем.
        Минус господа.
        1. +1
          18 июля 2012 20:31
          Цитата: Одиозный
          Не хочу с вами соглашаться

          Коптерщик, читайте внимательнее. Мой комментарий был ответом в ироничной форме 8 роте, на
          Цитата: 8 рота
          принципиально новые способы передвижения в космосе

          А вот исследования в области ядерных двигателей вполне себе...
  6. +1
    18 июля 2012 12:48
    Реакторы уже были изготовлены в Союзе, даже летали, а двигатели только ионные подходят на данный момент, видимо, основная сложность именно в создании чего-то другого, хотя, что здесь можно придумать кроме бАААльшёго ионного двигателя...
  7. pribolt
    +2
    18 июля 2012 12:50
    Да раньше про ядрёные двигатели для ракет можно было прочитать только космической фантастике. Очень рад что у нас есть такие проекты good
  8. +5
    18 июля 2012 12:55
    Цитата: pribolt
    Да раньше про ядрёные двигатели для ракет можно было прочитать только космической фантастике. Очень рад что у нас есть такие проекты

    У нас ещё и не такое есть, вот когда начнут углеводороды к концу подходить, вот тогда из архивов различных НИИ и начнут доставать старые разработки и применять их к повседневной жизни! Вот только на наш век углеводородов хватит с избытком но, надеюсь всётаки повидать запуск пилотируемого корабля с атомными двигателями!
  9. GG2012
    +11
    18 июля 2012 12:57
    Корабль с ядерным двигателем будет называться "Ядрёна Вошь"
    1. chistii20
      +6
      18 июля 2012 13:06
      Цитата: GG2012
      Корабль с ядерным двигателем будет называться "Ядрёна Вошь"

      А что прикольно Кузькина мать Ядрена вошь В нашем духе
      1. GG2012
        +8
        18 июля 2012 13:37
        Продолжу тему:
        Сообщение ТАСС "Сегодня на орбите Российский ядролёт "Кузькина Мать" пристыковался к американскому кораблю "Гей ЮСЕЙ". Пристыковка произошла нормально. Все американские астронавты довольны".
        1. +3
          18 июля 2012 14:01
          Цитата: GG2012
          "Сегодня на орбите Российский ядролёт "Кузькина Мать" пристыковался к американскому кораблю "Гей ЮСЕЙ". Пристыковка произошла нормально. Все американские астронавты довольны".

          Не надо наших путать с геями laughing
          1. GG2012
            +1
            18 июля 2012 14:04
            Мы не Они. Они не Мы.
            Где здесь путаница?
      2. -1
        18 июля 2012 14:02
        неее, лучше Ядрёна Мать)))
        1. +1
          18 июля 2012 14:10
          А кто то серьезно верит в это? Если учесть что у нас на аэро-космических производствах работают только пенсионеры, а спецов младше 40 нет?
        2. GG2012
          +1
          18 июля 2012 14:19
          Да. Согласен. А ещё "Ядренный ЭКИБАСТУЗ" wassat
  10. -2
    18 июля 2012 13:01
    Ещё в 70х видел ТУ-95 с атомными движками во Владимировке.Правда на стоянке.
  11. +4
    18 июля 2012 13:05
    Археологи Поповкина нашли проект
  12. SenZey
    +1
    18 июля 2012 13:13
    Ядерный двигатель это хорошо. Было бы где его применить. Нужны долгосрочные космические программы программы освоения ближнего космоса. А это огромное финансирование. Если потянем хорошо.

    1. +2
      18 июля 2012 14:42
      Эта штука не для ближнего космоса. Тяга не велика, но истечение раб. тела (скорее всего это усовершенствованный ионный двигатель, был в СССР аппарат "Янтарь" по-моему назывался) очень быстрое. Для дальнего космоса сия вещь.
  13. 0
    18 июля 2012 13:14
    Saturm.mmm Нет он сам выпал из общей массы изобретений. fellow
  14. +1
    18 июля 2012 13:26
    Интересный самолет был-Ту-119,летал над Семипалатинским полигоном.
  15. +2
    18 июля 2012 13:44
    Вот это красиво!
    Россия даешь дальний космос!!!!!!

    Надо бы в будущем застолбить планетку. И назвать ее Россия. И заселить только нашими, без амеров, бриттов и прочей нечисти.
    1. +1
      18 июля 2012 14:27
      Цитата: volkan
      заселить только нашими, без амеров, бриттов и прочей нечисти.

      Владимир приветствую, может проще выселить всех перечисленных на Марс, главное близко и гораздо дешевле wink
      1. +1
        18 июля 2012 14:47
        Виктор приветствую Вас
        Вы смотрели День Радио?
        Там был такой диалог по телефону
        Виталя привет нам надо помочь ...........
        Я не Виталя, Ой Володя извини у нас тут такая запарка, забыли как себя то зовут
        Да и не Володя я .......Я Сергей

        А я Андрей laughing

        А так Мысль в принципе хорошая, только вот как в том фильме, птичку (Марс)жалко. ученые то вроде говорят, что можно атмосферу восстановить, а значит и заселить.
        А этих упырей надо куда нибудь на Плутон, подальше.
      2. gor
        gor
        -9
        18 июля 2012 18:26
        а вы типа чистенькие?))))))))))))вот и не удивляйтесь почему к ывам такой любовью все воспылали)))))))з.....ли одну шестую часть суши и теперь места не хватает .планету им подавай.лучше научились убираться за собой и глядишь всё в порядке и у вас будет
        1. +5
          18 июля 2012 18:31
          О нарисовался. привет. а че завидно все таки что столько места занимаем.
        2. +2
          18 июля 2012 18:33
          gor
          а Вы не могли бы конкретней пояснить, что же мы все таки сделали с одной шестой частью суши.
          А то знаете ли Ваше з....ли, может содержать массу вариантов laughing



          А если серьезно.....то мы за собой сами и убираем, а Ваши х......а только роток и разевают на наш огород.

          Только вот у нас на всяких воров помимо берданки с солью еще кое что имеется.
          так что вам не обрыбится.


          А уж если совсем серьезно, так это Ваши боссы загадили всю планету неся дерьмократию. А дерьмецо то надо убирать за собой.
          Дать совочек?
        3. +3
          18 июля 2012 18:41
          Гор,а почему на твоих погонах три черепа-наверное от большой и светлой любви.
          Цитата: gor
          вот и не удивляйтесь почему к ывам такой любовью все воспылали)

          И ты не удивляйся,что тебя терпеть не могут,
          Цитата: gor
          научились убираться за собой и глядишь всё в порядке и у вас будет

          За нами ,гострабаитеры убирают-приезжай подзаработаешь. Зарплата высокая и самое главное тебя бя будут,если не любить,то уважать точно.
        4. DERWISH
          0
          19 июля 2012 01:49
          ЭТО некоторые из амеров засирают умы всяким европейским тугодумам своей дерьмократией
    2. 0
      18 июля 2012 15:33
      Цитата: volkan
      заселить только нашими, без амеров, бриттов и прочей нечисти.

      Геев, алконавтов и наркош я бы тоже отсеял smile
    3. 0
      18 июля 2012 17:24
      я бы сказал не планетку, а звездную системку !!! внимание!!! вы вторглись в независимую звездную систему "РОССИЯ" назовитесь или будете уничтожены!!! laughing laughing laughing
  16. +1
    18 июля 2012 13:46
    Наработки еще с Советских времен остались,и я думаю не маленькие.
  17. drossel81
    +2
    18 июля 2012 13:48
    Прогресс на лицо, либералы вахуэ...)))
  18. -1
    18 июля 2012 13:52
    А вроде же был какой то мораторий на использование ядерной энергии в космосе типа по причине безопасности ...по их версии ядерный взрыв в космосе приводит к тому что на земле сгорает вся электроника т.к ионосфера работает на усиление электромагнитного импульса...Затолкали что ли очередные ограничения?
  19. +1
    18 июля 2012 14:03
    Главное - не дать возможности приделать этому проекту "ноги", а то в последнее время много толковых изобретений и разработок уходит на Запад. Доделывайте, ученые мужи, а уж применение найдем!
  20. gen.meleshkin
    0
    18 июля 2012 14:17
    Статья порадовала. Межпланетный двигатель - это класс.
  21. scrack
    -2
    18 июля 2012 15:31
    Сделаем ядерный движок для МБР, и тогда янки не спасутся своей ПРО
  22. DUTCH
    0
    18 июля 2012 16:13
    Да, запустим кузькину мать в космос и пусть сцуко все ссать начнуть, хз на кого упадет))))))))))
  23. ЗКБМ-НО
    0
    18 июля 2012 16:51
    а что за двигатель такой? он для чего? чтоб электричесвом обеспечивать? или чтоб предовать движение? кто что знает, подскажите.
    1. Одиозный
      0
      18 июля 2012 18:07
      Леша вот вам ссылочка - очень подробно и доходчиво.
      http://nocturnal-kira.livejournal.com/58281.html
  24. +2
    18 июля 2012 20:47
    Думаю что срок 2017 назван потому, что необходима доработка старого проекта с использованием новых материалов и технологий. Кстати идут испытания плазменного двигателя для космоса. С уважением
    1. +1
      18 июля 2012 22:12
      Я так понимаю, что плазменный и ионный - суть одно и тоже? Тогда уже не испытания идут, а летают уже вовсю.
    2. почтальон
      0
      21 июля 2012 14:41
      suharev-52,
      2017 потому,что следующие выборы президента РФ....
  25. 0
    19 июля 2012 12:33
    Поповкин на язык мастак как моя соседка б Дуся