Перспективы отечественного судостроения

22
Перспективы отечественного судостроения

Без долгосрочной программы сиюминутные решения торжествуют над здравым смыслом

25 июля исполнилось 75 лет Валентину Михайловичу Пашину – научному руководителю ЦНИИ имени А. Н. Крылова, Герою России, академику РАН.

Накануне юбилея редакция газеты «Военно-промышленный курьер» попросила одного из известнейших создателей отечественной морской техники ответить на ряд вопросов.

– Валентин Михайлович, в последнее воскресенье июля наша страна, как всегда, отметит День Военно-морского флота. Как лично вы оцениваете нынешнее состояние ВМФ? В общих чертах.
– Конечно, по отношению к тому периоду, когда наш Военно-морской флот составлял одну треть мирового флота по суммарному тоннажу, сегодняшнее его состояние оставляет желать лучшего. Но тем не менее уже можно отметить положительную динамику. Все чаще поднимается военно-морской флаг на сдающихся флоту кораблях. Российские корабли вновь выходят в дальние плавания. Проводятся совместные учения с кораблями зарубежных флотов.

Руководство страны оценивает роль ВМФ совершенно адекватно геополитическому положению России на мировой арене. Соответственно выделяемые на возрождение ВМФ средства – около пяти триллионов рублей – вселяют оптимизм. В текущей десятилетке флот должен получить около 100 новых кораблей и подводных лодок.

– В состоянии ли промышленность решить эти грандиозные задачи?
– Задачи действительно непростые. Трудностей много: кадры, кооперация, стабильность решений в области тактико-технических характеристик и типажа кораблей, соответствие темпов финансирования графику технологического процесса и т. д. Это текущие, но постоянно стоящие в повестке дня вопросы. Есть и другие, решение которых относится к уровню руководства.

– Не могли бы вы их обозначить?
– Прежде всего определение приоритетных задач флота. Не могут быть все задачи важными. Затем обоснование и принятие долгосрочной программы кораблестроения. На 30–40 лет. Решение о разработке такой программы неоднократно принималось руководством страны. Без нее мы имеем торжество сиюминутных решений над здравым смыслом. Отсюда многотипье, ставшее барьером эффективного использования выделяемых средств. Необходимо перейти от широкомасштабной разработки и постройки головных кораблей по статье ОКР с трудно прогнозируемой ценой и сроками сдачи заказчику к массовому строительству с твердо установленной ценой и по жесткому ТТЗ.

– На этом, судя по всему, перечень проблем не заканчивается?
– Не заканчивается. Нельзя заказывать корабли со стопроцентным набором комплексов радиоэлектронного вооружения и оружия. Необходима взаимная ответственность кораблестроителей и ВМФ. Недопустимо менять тактико-техническое задание в процессе проектирования и тем более при постройке. Требуется сделать обязательной технологическую экспертизу институтами промышленности проектов кораблей, ТТЗ, проектов государственной программы вооружения и гособоронзаказа. Я уже неоднократно и подробно высказывался на сей счет в прессе, в том числе и на страницах газеты «Военно-промышленный курьер».

– Но вместе с тем на очереди принятие на вооружение нескольких АПЛ, в том числе «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» с ракетным комплексом «Булава-30».
– Это, безусловно, радует. Будем надеяться, этот процесс не прервется. Как говорил неизменно дальновидный и системно оценивающий ситуацию конструктор-академик Сергей Никитич Ковалев в процессе обсуждения вопросов строительства ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, при рассмотрении проблем подобной важности и многогранности нужна не только красивая решительность, но и осмотрительность…

Подобная осмотрительность в конце 90-х могла бы изменить представление об оптимальности решений по проектированию РПК СН. Возможно, тогда ВМФ не имел бы столь длительного перерыва в получении подобных АПЛ.

– Как же обстоят дела с надводным кораблестроением?
– За 20 лет для отечественного ВМФ не было построено ни одного надводного корабля. Достраивались «Петр Великий», «Адмирал Чебаненко» и «Ярослав Мудрый» – корабли, заложенные еще в советский период. Зато мы имеем в избытке типаж прибрежного «москитного» флота. Почему сразу после сдачи первых трех кораблей индийским ВМС не продолжили серию фрегатов 11356 для отечественного флота? Все технологии освоены, производство готово к крупносерийной постройке... Решение приняли спустя десять лет. Но снова вопрос: параллельно идет строительство фрегатов по новому проекту, а почему нужно одновременно строить фрегаты по двум проектам? По существу на этот вопрос никто не отвечает. Объяснение, что это связано с необходимостью ускорить ввод кораблей морской зоны, не вполне убедительно. Эту задачу можно было бы решить ускорением темпа постройки фрегатов нового проекта, в том числе и на нескольких заводах. Причина, видимо, кроется в другом.

Это один из примеров того, как рождается многотипье. Перечислять можно практически по всей номенклатуре кораблей и подводных лодок. Кстати, на это обращалось внимание в заключениях института имени Крылова. Требуется глубокий и беспристрастный анализ причин этого явления. Иначе будем строить в основном головные корабли.

– Что же в таком случае можно сказать о гражданском судостроении?
– Очень многое. Прежде всего России нужны новые верфи – чисто гражданского судостроения. Строить конкурентоспособную гражданскую технику на заводах военного кораблестроения невозможно. Противоположны цели менеджмента военного и гражданского судостроения. Различны составы производства и кадров. Примеры постройки гражданской техники на заводах военного кораблестроения тому подтверждение. Это проекты, либо имеющие целью социальную поддержку завода, либо косвенно дотируемые за счет других заказов.

К сожалению, вопрос создания чисто гражданских верфей решается недопустимо медленно. В то время как потребность в судах да и в другой морской технике достаточно высока. Они необходимы для внешних и внутренних перевозок, добычи рыбы и морепродуктов, разведки полезных ископаемых на шельфе, освоения ресурсов шельфа, реализации программ изучения океана и для других целей.


И еще. Россия существенно отстает от мировых лидеров по уровню технологий и организации работ. Удельная трудоемкость в три-пять раз выше, сроки постройки в два-три раза больше. Причины тому разнообразны. Многие из них коренятся в нашем советском прошлом.

– Что делать в этой ситуации?
– Думаю, мы не вполне осознали причины нашей технологической отсталости. Заботясь о сухих доках и большегрузном оборудовании – кранах, транспортерах и т. п., мы, безусловно, правы. Это дает возможность постройки крупнотоннажных судов, потребность в которых очевидна. Но ни сроки постройки, ни трудоемкость при этом существенно не снизятся. Нужны принципиально иные технологические процессы и организация производства. В первую очередь это касается точной сборки на основе современных цифровых технологий. Создание цифровых методов описания проектируемых объектов тормозилось прежде разрывом в уровнях возможностей компьютерной техники «у нас» и «у них». Еще более сложная ситуация со стыковкой проектных цифровых моделей с производственным процессом на заводе или верфи. То есть требуются соответствующие средства на модернизацию. Они предусмотрены различными федеральными программами. Таким образом, для преломления существующей ситуации нужны понимание, воля и решительные действия.

– Россия вступает в ВТО. Многие считают этот шаг убийственным для российской промышленности. Ваше мнение?
– Если исходить из очевидного факта, что перспективные технологии – благо, а рыночная конкурентная среда – мощный стимул для инноваций, то вступление России в ВТО в долгосрочном плане – определенно системообразующий фактор перспективного развития судостроения. Прямая конкуренция с ведущими игроками мирового судостроительного рынка потребует внедрения инновационных технологий. А это повлечет за собой и развитие науки, и всестороннюю модернизацию промышленности, и уникальную экспериментально-сертификационную базу.

Судостроение в рамках ВТО может занять лидирующие позиции в создании наукоемкой морской техники, в первую очередь предназначенной для эксплуатации в суровых арктических условиях. Именно в этой области Россия имеет несравнимо богатые знания, что подтверждается интересом многих зарубежных компаний к нашему опыту.

Конечно, при этом возникнут трудности, связанные с необходимостью выполнения условий Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам. Преодолевать их можно за счет правильного использования возможностей льготного периода и грамотного применения так называемых правомочных субсидий, общих и специальных.

– Вы говорите о развитии науки, инновациях, новых технологиях. Но, по оценкам того же Минобрнауки, мы далеко не в первых рядах.
– Говоря о науке, авторы этой оценки имеют в виду университеты и РАН. Не надо отождествлять науку только с получением исходных фундаментальных знаний. Они крайне необходимы, но существенно недостаточны для реализации всей инновационной цепочки, которая замыкается опытно-конструкторскими работами, конкретными технологиями и производственными процессами. Этим занимаются отраслевые научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, научно-производственные комплексы и другие структуры.

– Почему не идут инновации?
– Вижу три причины. Во-первых, бизнес не заинтересован вкладываться в инновации. Заработать можно и без риска использования инновационных решений. Например, за счет административного ресурса – ведь рыночная конкурентная среда пока еще не стала «движителем прогресса». Во-вторых, система федеральных органов исполнительной власти ориентирована на отдельные составляющие инновационной цепочки – образование, наука, технологии, промышленность курируются разными ведомствами. Третья причина кроется в неоптимальных принципах финансирования науки и технологий. Если фундаментальная наука финансируется по определению, то прикладная, имеющая дело с разработкой технологий, живет либо на вольных хлебах, либо на конкурсных началах да еще и в рамках известного 94ФЗ.

– Что же делать, по вашему мнению?
– Нужно признать необходимость создания целенаправленного научно-технического задела за счет бюджета страны, причем в справедливой форме для всех участников процесса. Накладнее, чем сейчас, не будет. Особенно если устранить кормушки по типу «рогов и копыт», успешно пользующиеся особенностями упомянутого федерального закона.

Может быть, целесообразно будет вернуться к такой федеральной структуре, как бывшее Министерство промышленности, науки и технологий РФ.

Необходимо узаконить понятие «инновация», которое сейчас является просто пропуском к бюджетным средствам. Понятие должно наполниться четким и обязательным содержанием: инновация – это исследование, опытно-конструкторские работы, технологии, производство, потребительский спрос на рынке. Соответственно финансовые вложения должны даваться только под цельный процесс.

В заключение хочу поздравить всех моряков и корабелов с Днем Военно-морского флота. Пожелать им побольше новых кораблей, счастливых ближних и дальних походов. А корабелам – новых заказов.

И всем семь футов под килем, как говорят на флоте!
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Василий79
    +9
    3 августа 2012 08:14
    Какие светлые и правильные мысли.
    1. 755962
      +7
      3 августа 2012 11:44
      Так и хочется спросить , Валентина Михайловича кроме нас, кто нибудь читает,слушает????Эх...Такие Люди в родном отечестве!Статье +++++++++++++
      1. +2
        3 августа 2012 12:26
        Полностью с Вами согласен.Самого не раз посещали такие мысли.Если Вы специалист в этой области,то свои доводы надо высказывать тем,от кого зависит принятие решений,а демонстрировать широкой общественности,как Вы правы и не правы другие по меньшей мере не эффективно.
      2. sazhka0
        +3
        4 августа 2012 06:00
        Двадцать лет "всего" прошло..И "вдруг" начали думать.
  2. Джон из США
    +5
    3 августа 2012 08:53
    для преломления существующей ситуации нужны понимание, воля и решительные действия

    Цитата, остается распечатать большим шрифтом и повесить над столом больших руководителей.

    Как в советское время в цехах висели плакаты - всё для достижения социализма.
    1. sazhka0
      0
      4 августа 2012 06:37
      К сожалению Вы просто мальчик с ГРЯЗНОЙ ЖОПОЙ .Не вам судить
  3. Йошкин Кот
    +1
    3 августа 2012 09:55
    странно, а где бандупутинаподсуд? laughing
    1. 755962
      +3
      3 августа 2012 11:40
      laughing hi drinks весь уржался..
    2. sazhka0
      +1
      4 августа 2012 06:40
      Одобрямсов много ..Можешь не надеятсья
  4. +4
    3 августа 2012 10:14
    Я искренне надеюсь что в России это не единственный человек который так думает и хочу вспомнить слова Петра Великого.
    -Российскому флоту быть!
  5. Vito
    +4
    3 августа 2012 11:04
    Хорошая статья, жизненная, как говорится без прекрас и розовых очечьков!
    Вселяет оптимизм, что такие темы начинают видеться в правильном свете и это дает надежду.!
    Сколько еще предстоит выстрадать, прежде чем эта отлаженная машина начнет наполнять ФЛОТ тем, что ему нужно!
  6. +1
    3 августа 2012 11:38
    думаю что так мыслят большинство Отцов-Кораблестроителей. Не все там для того что бы бюджет"осваивать".
  7. +1
    3 августа 2012 12:27
    Надо четко понимать, что нынешние состояние напоминает латание дыр..
    Да и не было среди главкомов ВМФ человека, похожего на Н.Г.Кузнецова..адмирала, у которого было бы четкое представление о том, каким должен быть флот, человека, способного отстаивать свое мнение на самом верху.
  8. механик11
    0
    3 августа 2012 14:27
    Кто будет работать на ваших верфях?Молодеж не хочет идти на завод.Лучше в рокуроры,или в менты-хлебнее что-ли.А то на морозе собирай ваше железо.Вам же ясно сказано-основная проблема-кадры.
    1. +3
      3 августа 2012 14:40
      А кто сказал что на верфях работают на морозе?
    2. КАРБОН
      +1
      3 августа 2012 14:56
      Это из той же оперы, что в России медведи на Красной площади и все русские завтракают водкой)
  9. механик11
    +1
    3 августа 2012 15:27
    Кто тут работает на верьфи-отзовись!Я тут недавно деталь в проточку заносил-цех огромный-на воротах войлок чтоб не дуло-топят и дуйки дуют для обогрева-все равно холодно-с офисом не сравнить.Сквозняки сильные-и это в закрытом цехе.!
  10. +2
    3 августа 2012 16:25
    А кого сейчас по ТВ показывают? Менты, ..ляди, прокуроры, "звезды" шоу бизнеса, модели, модельеры, олигархи и т.п. кто после этого добровольно пойдет в рабочие. Нет понимания у поколения "пепси" ...
  11. -4
    3 августа 2012 18:06
    Дедушка явно не в себе. Всерьез воспринимает эти сказки про ВТО. Конкуренция поможет и т.д. Помнится в конце 80-х такие же охломоны твердили: будет у нас рынок и все наладится само собой.
    Жизнь ничему таких как Пашин не учит.
  12. механик11
    +1
    3 августа 2012 18:07
    В теплых ,хорошо отапливаемых верфях,где рабочие не пьют ни грамма водки было собрано ни одного корабля.
    1. bambu
      +1
      3 августа 2012 19:48
      девушка ,вы хоть понимаете что пишите???
      ладно что бредт так и с ошибками))) laughing
      1. +3
        3 августа 2012 21:40
        А он из польши, ему пох..., главное, чтоб за катынь заплатили...
  13. +1
    4 августа 2012 00:56
    В этой и прочих темах о ВПК больше всего меня настораживает возраст наших светлых голов и на инженерных и на технических должностях. Уйдут они, а где достойная смена? Смена, которая не станет расчитывать на помощь заклятых "друзей" в виде мистралей и прочих ивеко...
    1. Космонавт
      +1
      4 августа 2012 05:11
      Учусь пока что.
  14. sazhka0
    0
    4 августа 2012 06:48
    Это проекты, либо имеющие целью социальную поддержку завода, либо косвенно дотируемые за счет других заказов.

    Чего же боле?

    это не ошибка
  15. Капитан Врунгель
    0
    4 августа 2012 06:53
    Время и ситуация в мире заставят пересмотреть отношение власти к судостроению. Реорганизация и модернизация заводов на уровень современных технологий, подготовка специалистов всех уровней, серийное строительство, все это окупится в короткие сроки, когда время на строительство будет занимать не годы, а месяцы, стоимость изделия в серии упадет в два раза по сравнению с головным. Когда будут прислушиваться к мнению специалистов и эксплуатационников, а не определять политику производства парикмахерами и свадебными адмиралами в высоких кабинетах на берегу Москвы реки. Слишком они оторваны от действительности и многого не знают, не понимают или забыли за давностью лет. Статья сильная, грамотная. Определяет генеральную линию развития кораблестроения и рекомендации ее выполнению.
  16. 0
    28 октября 2012 09:57
    хорошая статья - очень правильные мысли

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»