Су-57: критический взгляд с Запада

111

Мнения экспертов


На днях американская исследовательская организация RAND (Research and Development) представила довольно резкую оценку программы разработки российского истребителя пятого поколения. Одним из первых на материал обратил внимание небезызвестный блог bmpd.

Мы неоднократно слышали восторженные и критические настроения относительно Су-57: чаще все они исходили от блогеров и публицистов, которые в широком смысле просто выражали свое мнение. В случае с Research and Development ситуация иная. RAND является некоммерческой организацией, которая выполняет функции стратегического исследовательского центра. Она работает по заказам правительства США, американского Минобороны и структур, связанных с ними. Центр основали еще в 1948 году: за все время существования в его стенах трудились больше 30 нобелевских лауреатов. Часть работ засекречена, но некоторые, как представленный недавно материал, доступны широкой публике.



Старые песни о главном


О чем же рассказали в Research and Development? Если кратко, то программа разработки российского истребителя пятого поколения является не тем, чем ее видели изначально. RAND не пишет об этом напрямую, но данный вывод можно сделать исходя из довольно критической оценки ситуации. Приведенные Research and Development трудности можно разделить на несколько условных категорий, которые не всегда соприкасаются друг с другом.

Концептуальные проблемы. По мнению американских экспертов, главная трудность кроется в неготовности двигателя второго этапа, известного как «Изделие 30». Организация напоминает, что все 76 машин, которые, как ожидается, ВВС РФ получат в 2020-х годах, не будут иметь «двигателя второго поколения». И не ясно, когда он будет готов.

Американские специалисты правы. По крайней мере, частично. Все построенные на данный момент прототипы Су-57 действительно используют двигатель АЛ-41Ф1, разработанный на основе советского АЛ-31Ф, установленного на Су-27. Это же касается и первых серийных истребителей.


АЛ-41Ф1 имеет тягу на форсаже 15 000 кгс, в то время как у «Изделия 30» она должна составлять 18 000 кгс. Установка нового двигателя — важный этап, ведь без него самолет не будет иметь требуемых характеристик пятого поколения, таких, например, как выполнение бесфорсажного сверхзвукового полета на всех диапазонах требуемых высот и с разными вариантами полезной нагрузки.

Между тем сложно согласиться, что двигатель является главным вызовом для создателей Су-57. Его разработка, насколько можно судить, идет плановыми темпами. Напомним, еще в 2017 году выполнил первый полет прототип истребителя Т-50-2 с установленным в левой мотогондоле «Изделием 30».


Важнее другое. При всей значимости силовой установки для истребителя пятого поколения куда важней другой параметр: речь о малозаметности. Якобы именно из-за несоответствия заявленным требованиям по этому показателю от самолета ранее отказались индийцы. Трудности хорошо заметны. Это «выглядывающие» из воздухозаборника лопатки компрессора двигателя, резко снижающие малозаметность. Это и отсутствие беспереплетного фонаря, а также плоских сопел (как на F-22 Raptor). И «шарик» оптико-локационной станции в носовой части, также не идущий на пользу малозаметности.

Материал RAND по какой-то причине почти не упоминает об этом, зато напоминает, что «успешная разработка этой передовой авионики была и будет оставаться серьезной проблемой для российской авиационной промышленности». По мнению экспертов, Россия имеет неудачный опыт использования в полной мере плодов революции в информационных технологиях, которая наступила после окончания «холодной войны». Усугубляется это, по мнению Research and Development, западными санкциями, а также оборванными отношениями с украинским военно-промышленным комплексом.

Доведение до боеготового состояния. Другой спектр критики со стороны RAND связан с тем, что Россия так и не получила до сих пор боеготовый истребитель: с двигателем второго этапа или без него. И хотя в СМИ мелькала информация о применении Су-57 в Сирии (речь, напомним, идет о прототипах) управляемых ракет класса «воздух-поверхность», де-факто ничего подобного не было. При этом сам факт отправки машин в Сирийскую Арабскую Республику сомнений у американцев не вызывает.

В этой связи, говоря о достижении начальной боевой готовности, RAND называет срок «не раньше середины 2020-х годов». Говоря про экспортные поставки, в Research and Development указывают на то, что они вряд ли начнутся в первой половине десятилетия.


Вышесказанное в целом не вызывает никаких сомнений. С другой стороны, нужно понимать, что доведение самолета до боеспособного состояния — долгий и трудоемкий процесс. Россия не имеет средств и возможностей, сравнимых с американскими. Еще в 2010, когда самолет совершил первый полет, мало кто из экспертов предполагал, что серийная машина появится в 2020 году. Де-факто программа разработки российского истребителя пятого поколения идет именно так, как можно было ожидать: на многочисленные заявления пропаганды мало кто из специалистов обращал внимание. Также мало у кого были иллюзии относительно смысла отправки в Сирию прототипов Су-57: чаще всего это рассматривали в качестве своего рода пиар-акции, которая едва ли напрямую касается разработки самолета.

Экспортные поставки. Research and Development не выделяет конкретно этот или один из других ранее поставленных вопросов из общего числа. Однако очевидно, что в организации уделяют экспорту Су-57 особое внимание.

По словам американцев, российскому авиастроению для его выживания критически важны иностранные инвестиции. И продажа партнерам Су-57 может решить часть проблем. Увы, таких партнеров, по мнению RAND, у России на данный момент нет. К числу вероятных относятся Китай, Турция, Вьетнам и Алжир, с явным преобладанием роли последнего.


Не так давно появились слухи о возможной продаже арабской стране партии этих самолетов. В своем отчете Research and Development напоминает, что подтверждения этих слухов мы до сих пор не услышали. Одна из причин — Россия не уложится в сроки разработки самолета. «Маловероятно, что полностью разработанный и готовый к серийному производству Су-57 появится в продаже до конца 2020-х годов», — говорится в материале организации. Другая проблема кроется в требованиях алжирцев проводить тесты машины на их территории, на что не согласится Российская Федерация.

В целом, по мнению американских специалистов, по своим возможностям Су-57 будет близок к F-15EX четвертого поколения, что, конечно, сложно назвать позитивным результатом программы. Однако никто не говорит, что это будет действительно так. Между машинами лежит целое поколение, пусть и весьма условное.
111 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    29 сентября 2020 18:03
    Собаки лаяют, караван идет.
    1. +15
      29 сентября 2020 18:39
      Цитата: polpot
      Собаки лаяют, караван идет.

      Конкуренцию в сфере ВПК, как и в других сферах, никто не отменял, поэтому писать про изделия соперника негатив очень привычно, даже если его пишут сплошные нобелевские лауреаты.
      Американскому ВПК нужно продавать свои супер-пупер изделия и совершенно "некоммерческая" организация им в этом помогает.
      Вот что значит "взаимовыручка" по-американски.
      1. +14
        29 сентября 2020 18:50
        Конкуренцию в сфере ВПК, как и в других сферах, никто не отменял, поэтому писать про изделия соперника негатив очень привычно, даже если его пишут сплошные нобелевские лауреаты.

        А то )))
        Особенно умилило
        По словам американцев, российскому авиастроению для его выживания критически важны иностранные инвестиции.

        Фонды (резервные) в стране ломятся от бабла , но обязательно нужны иностранные инвестиции , ага ... Это как вы сегодня получив зарплату , должны пойти и занять денег , чтобы купить себе хлеба .
        Вообще , я когда слышу слово " инвестиции" - знаю , что меня пытаются обмануть )))
        1. +2
          29 сентября 2020 20:25
          На фонды и без армии желающих рты раззевать достаточно. Да и подусохли они неслабо. Непонимать важность иностранных (и отечественных, которые вместо Родины за бугор уходят) инвестиций - ну не понимать в экономике от слова совсем.
          1. -7
            29 сентября 2020 20:37
            Непонимать важность иностранных (и отечественных, которые вместо Родины за бугор уходят) инвестиций - ну не понимать в экономике от слова совсем.

            Инвестиции - это подчинение чужой экономики своей .
            Других определений быть не может )))
            1. +9
              29 сентября 2020 20:41
              Когдла Вам перестанут платить зарплату и пенсию, возможно Вы захотите что то узнать об экономике. Удачи.
              1. -4
                29 сентября 2020 20:44
                Удачи

                И вам не хворать ...
            2. +2
              30 сентября 2020 07:01
              Кредитование - это рабство. А инвестиции возвращать не нужно - это риск вкладывающего, а не того, кто просит в себя вложиться.
            3. 0
              15 октября 2020 10:28
              А что Вы переживаете? Инвестиций НЕТ! Нет и НЕ БУДЕТ!
              Так что спите спокойно!
          2. 0
            2 октября 2020 09:16
            . Фонды (резервные) в стране ломятся от бабла , но обязательно нужны иностранные инвестиции

            Ваши бы слова да Набиулине в уши, "инвестиции" это альфа и омега у либералов, об этом они пишут во всех своих газетах. По сути либералы контролирующие экономику, стремятся сдать страну в наём.
        2. +1
          29 сентября 2020 21:08
          Цитата: lucul
          Фонды (резервные) в стране ломятся от бабла , но обязательно нужны иностранные инвестиции , ага ... Это как вы сегодня получив зарплату , должны пойти и занять денег , чтобы купить себе хлеба .

          Точно так и есть! Пока значит фонды ломятся от бабла, минфин наш носится с идеей увеличить долг РФ хотя бы до 30% ВВП вроде. И облигации выпускать пытаются и проценты по ним платят. Приличные такие проценты. И ЦБ наш не хочет инфляцию ниже 4% опускать чтоб значит проценты по облигациям привлекательнее были. Жалуются вот только что их при эпидемии покупать не стали.. А фонды да, все так же ломятся от бабла! wassat
          1. -3
            29 сентября 2020 21:18
            Точно так и есть!

            Усё согласно Экономиксу Адама Смита и мриям ВШЭ ...
        3. +3
          30 сентября 2020 04:22
          Цитата: lucul
          Фонды (резервные) в стране ломятся от бабла

          То бабло - кого надо бабло.
          На чужой каравай рот не раззевай.
        4. -1
          2 октября 2020 17:05
          Ломятся от бабла и что? Западный агент путин куда-нибудь инвестировал эти деньги?
      2. -1
        2 октября 2020 00:12
        “Американскому ВПК нужно продавать свои супер-пупер изделия и совершенно "некоммерческая" организация им в этом помогает.”
        Страна, которая хочет купить что-то “супер-пупер” не читает издания “некоммерческих организаций”, они читают ТТХ, инфо которых нет в открытом доступе и нам_с_вами недоступна. А нам остаётся читать статьи об изделии из источников, принадлежащих “некоммерческим организациям”. Попросите редакцию - у них наверняка есть статьи с восхитительными отзывами о Су-57 (из Китая/Вьетнама/Венесуэлы...)
    2. +8
      29 сентября 2020 20:29
      Цитата: polpot
      Собаки лаяют, караван идет.

      Судя по тому, что количество самолетов 5-го поколения растет и в США, и в Китае( причем темпы не радуют), но не у нас, караван идет либо очень медленно, либо вообще не туда.
      1. +3
        29 сентября 2020 23:59
        Цитата: Ингвар 72
        Судя по тому, что количество самолетов 5-го поколения растет и в США, и в Китае

        Ну да, 5-го ли поколения F-35 и то, что делает Китай ?
        Попадалась информация, что F-35 на сверхзвук в бесфорсажном режиме не выходит. А вот почему считают, что сверхзвуковой режим на движках АЛ-41Ф1 Су-57 неподсилу - не понятно, Су-35 ведь с этими движками на сверхзвук выходит свободно. А о китайском сверхзвуке на J-20 с нашими старыми движками и при гораздо более крупных размерах самолёта, вообще лучше помолчим.
        Это «выглядывающие» из воздухозаборника лопатки компрессора двигателя, .........

        Они что, перед воздухозаборником расположены ? о-о-о-... С какого ракурса надо светить радаром, что бы увидеть лопатки компрессора ? Стенки воздухозаборника могут быть с поглотителем, как и передние лопатки компрессора с профилем переотражать излучение на эти самые стенки (как у Ту-160).
        ....Это и отсутствие беспереплетного фонаря,....
        А у F-35 (который попал в производство гораздо позже F-22) с этим всё нормально ?

        И «шарик» оптико-локационной станции в носовой части, также не идущий на пользу малозаметности.
        ну это уже вообще, за уши притянуто.
        1. +4
          30 сентября 2020 12:27
          Это «выглядывающие» из воздухозаборника лопатки компрессора двигателя, .........

          Они что, перед воздухозаборником расположены ? о-о-о-... С какого ракурса надо светить радаром, что бы увидеть лопатки компрессора ? Стенки воздухозаборника могут быть с поглотителем, как и передние лопатки компрессора с профилем переотражать излучение на эти самые стенки (как у Ту-160)

          Илья Легат это местный желтопрессочник. Не нужно всерьез воспринимать его писанину. Ну не знает он что такое КРР - ну бывает. Не всем же быть умным и знающим lol
        2. +3
          30 сентября 2020 14:34
          Цитата: Bad_gr
          Они что, перед воздухозаборником расположены ? о-о-о-... С какого ракурса надо светить радаром, что бы увидеть лопатки компрессора ? Стенки воздухозаборника могут быть с поглотителем, как и передние лопатки компрессора с профилем переотражать излучение на эти самые стенки (как у Ту-160).


          Совершенно верно.
          Эти досужие домыслы, появившись раз в индопрессе, теперь кочуют от дилетанта к дилетанту :)
    3. +7
      30 сентября 2020 05:04
      Цитата: polpot
      Собаки лаяют, караван идет.

      Что-то медленно этот караван идёт, не спешит видимо. Действительно, куда спешить? Мы же не отстаём.
    4. 0
      8 октября 2020 15:58
      "Собаки лаяют, караван идет." - не идёт а ползёт и еле дышит
    5. 0
      4 января 2021 10:01
      ...у меня такое ощущение,что у него украинец на затылке имеется,а на столе портрет новоиспечённого президента США,это их манера мешать правду с ложью.
  2. +3
    29 сентября 2020 18:17
    RAND является некоммерческой организацией, которая выполняет функции стратегического исследовательского центра. Она работает по заказам правительства США, американского Минобороны и структур, связанных с ними.

    Все...расчехляемся,берем шинель и расходимся по домам,граждане. Луноликие сказали,что все напрасно. fellow
  3. -3
    29 сентября 2020 18:18
    К числу вероятных относятся Китай, Турция, Вьетнам и Алжир, с явным преобладанием роли последнего.

    Китаю нужны только двигатели
    Турция делает свой аналогичный самолёт, тоже в двигателях только возможно сотрудничество
    Вьетнам не имеет денег, они жмутся Миг 21 менять
    Остаётся только Алжир
  4. +4
    29 сентября 2020 18:18
    Выбор конструкции F-35 сделан в далеком 2001 году, в результате конкурса по программе JSF. С тех пор прошло 19 лет, а проблем с этим самолетом уйма. И ни кто не сможет утверждать достоверно, когда эти проблемы решат...
    Целевая программа «ПАК ФА» (программа «И-21»), разработанная совместно с Росавиакосмосом и ВВС в 2002 году. Но, во-первых: для американцев F35 это второй истребитель пятого поколения, а для России первый (Миг 1.44 как и Су47 в зачет не идут), а во-вторых, как пишет RAND, материальные ресурсы и возможности стран несопоставимы.
    Так что, работа над 5-ми продолжается...
    1. +8
      29 сентября 2020 19:38
      Ф 35 до пятого не дотягивает. Твердое четвертое. По сравнению с ф22 это и шаг вперед и шаг назад одновременно.
  5. +2
    29 сентября 2020 18:25
    Хвалёный F-35, не смог тушку на форсаже догнать, так что он тоже не относится к 5му поколению, а если учесть что им запрещают полеты в плохую погоду, так это вообще "нечто".
    1. +9
      29 сентября 2020 18:48
      Цитата: Умальта
      Хвалёный F-35, не смог тушку на форсаже догнать

      ТУ-160 на форсаже мало вообще кто догонит,так как в этом режиме,Лебедь может лететь куда дольше чем любой западный истребитель 4 поколения.
      1. +1
        29 сентября 2020 20:00
        Вообще-то говорим о пятом поколении и пример приведенный мной показывает что F-35 это не пятое поколение плюс его всепогодность весьма сомнительна, учитывая отмены полетов из-за плохой погоды.
        1. +7
          29 сентября 2020 20:02
          Цитата: Умальта
          и пример приведенный мной показывает что F-35 это не пятое поколение

          Отсутствие бесфорсажного сверхзвука известно было у Ф-35 изначально. Он и не является самолетом 5 поколения.Слово "истребитель" к нему не поворачивается язык применить.
          1. +2
            29 сентября 2020 21:47
            Ф-35 - аналог Ф-16. И имеет такую же маневренность. Норвеги
            утверждают, что даже лучше.
            У Ф-16 прекрасный боевой счет, как истребителя.
            (Сегодня - еще одна победа, кстати).
            И Ф-35 постепенно (и неизбежно) наберет боевые очки, становясь
            самым распространенным боевым самолетом в мире.
            1. +8
              29 сентября 2020 22:13
              Цитата: voyaka uh
              Норвеги
              утверждают, что даже лучше.

              А баба Клава у моего подъезда,утверждает,что Израиль станет коммунистической страной,буквально совсем скоро. Не верить ей ,у меня нет никакого основания. fellow
              1. +7
                29 сентября 2020 22:27
                Поясню.
                У норвежских летчиков вся авиация - Ф-16. И используют, тренируются они с ними в варианте именно истребителей. Ударные миссии их не интересуют. И всю авиацию они меняют на Ф-35. Хотя у них были и другие варианты: Грипен, Тайфун.
                Они устраивали учебные воздушные бои: Ф-16 против Ф-35. К ним прилетали англичане на Тайфунах для участия в учениях. Есть опыт.
                Но если Вам интереснее тетя Клава laughing и коммунизм в Израиле... - это уже не ко мне hi
                1. 0
                  29 сентября 2020 22:59
                  Удивительно было бы, если сателлиты США отказывались покупать то, что выпаривает им хозяин!! Польшаивон аж спинку прогнула находясь в коленно-локтевой позе, ка..ак хооо..чёт.
                  1. 0
                    30 сентября 2020 13:01
                    Похоже, вы просто хотите, чтобы Польша была сателлитом РФ (как в прошлом) и негодуете из-за этого. Свою политику они строят исходя из невозвращения к прошлому состоянию, ИМХО.
                    И к слову, весьма успешно развивают экономику (сравните ВВП/человека).
                    1. +2
                      30 сентября 2020 16:25
                      Я хочу чтобы Польша была самодостаточна, независима и незакомплексована и не эксплуатировала руссофобство выглядит смешно - "моська лает на слона..... ну знать она сильна!" laughing
              2. 0
                4 октября 2020 09:48
                Цитата: НЕКСУС
                А баба Клава у моего подъезда,утверждает,что Израиль станет коммунистической страной,буквально совсем скоро. Не верить ей ,у меня нет никакого основания.

                Понятно. Теперь всё стало на свои места. Вот откуда ахинея прёт.
            2. 0
              25 декабря 2020 10:43
              F-16 хороший самолет и послужной список участия в боевых операциях и победах у него лучший, но это не заслуга самого самолета , куда важнее система боевого планирования , разведка подготовка летного персонала и летчиков. Без системы целеуказания F-16 из успешного война превратился бы в тыкву. И его применения и победы были возможны только над странами в которых нет системы применения боевой авиации включающей планирование, разведку, подготовку , целеуказание, логистику.
              По сути эта система есть только у блока НАТО и России. Других вариантов увидеть равное противостояние и выяснить какой самолет и система боевого применения лучше нет. Только конвенциональная ограниченная война Россия НАТО может дать ответ какой самолет лучше, но в итоге это уже никому не будет нужно т. к. Далее в ход пойдут серьёзные боеприпасы(
    2. 0
      29 сентября 2020 19:15
      Австралийские эксперты в свое время оценили F-35 как самолет 3-го поколения с элементами 5-го.
      1. +10
        29 сентября 2020 21:41
        Эксперт был всего один. Но когда сняли ограничения ПО по перегрузкам
        планера с начальных 5 g, сначала до 7 g, а потом и до 9 g, и Ф-35 показал нормальный
        высший пилотаж с хорошей маневренностью - эксперт исчез.
        И больше не выступает.
        1. -3
          29 сентября 2020 21:51
          Эксперт был всего один. Но когда сняли ограничения ПО по перегрузкам
          планера планера с начальных 5 g

          Напомните нам , а с какой собственно целью было установленно ограничение всего в 5 G ? )))
          1. +1
            29 сентября 2020 23:29
            Если его сняли, то какая разница?
        2. 0
          29 сентября 2020 23:44
          Даже по мнению американских экспертов из NI, говорится, что F35 не предназначен для воздушного боя, тем более высокоманевренного, это Ваши фантазии о перегрузках и превосходстве над СУ 57, он предназначен для прорыва противовоздушной обороны и нанесения ударов по наземным целям, воздушные цели для него второстепенны, а также у него задача передача данных, полученных им другим самолётам (сетецентрика).
  6. +9
    29 сентября 2020 18:29
    Главная проблема Су-57 - сроки его массового (действительно массового) поступления в войска. Если оно намечается после 27-го года, то тот Су-57 должен будет сильно отличаться от Су-57 нынешнего (даже с изделием 30). И возникает второй вопрос - а какова будет готовность промышленности к массовому производству обновленной модели ? Как бы замкнутый круг не получился...
    Это я к тому, что массовое производство (несколько сотен) надо начинать уже сейчас, с последовательной модернизацией в ходе серийного производства.
    1. +3
      29 сентября 2020 18:32
      Цитата: mark1
      Главная проблема Су-57 - сроки его массового (действительно массового) поступления в войска.

      Справедливости ради F22 шёл в войска 15 лет от первого полёта.
      1. +4
        29 сентября 2020 18:35
        А куда ему было спешить? А мы уже даже не третьи.
      2. -8
        29 сентября 2020 19:19
        "Справедливости ради F22 шёл в войска 15 лет от первого полёта."
        1. F-22 и F-35 не отвечают всем требованиям, предъявляемым к пятому поколению истребителей. Очевидным недостатком F-35 является обязательность ангарного хранения. Это связано с тем, что солнечные лучи могут повредить стелс-покрытие самолета.
        2.Американский истребитель уступает российской боевой машине в плане маневренности на 25–30 процентов, что,само по себе «ущербно».
        1. +6
          29 сентября 2020 19:22
          Цитата: fn34440
          F-22 и F-35 не отвечают всем требованиям, предъявляемым к пятому поколению истребителей

          Прошу предоставить справку о несоответствии 5 поколению от «Комиссии по присвоению самолету поколения».
          1. -4
            29 сентября 2020 20:02
            Жизнь покажет, бог подаст.
        2. +1
          30 сентября 2020 13:09
          Придираетесь. «25%» - несерьезно , тем более там конструктивно ограничено отклонение (по вертикали только) smile
          Ф-22 заметно превосходит в маневренности все истребители 4 поколения без ОВТ и является таки чистым «пятым».
          Но вопрос: если РПМ на Ф-22/35 боится солнца, то почему его не боится покрытие на Су-57? Оно есть вообще? Или малозаметность только за счёт формы планера?
          1. -1
            2 октября 2020 00:41
            Какое к чёрту покрытие!! Из планера заклёпки торчат как из ёжика иглы! Какой он “невидимый”!!!
            https://www.airteamimages.com/pics/293/293622_big.jpg
            1. 0
              2 октября 2020 10:29
              Согласен good
              Неудивительно, что заявленная ЭПР всего 0,3 м2 с фронта. И очевидно, что Погосян и ко просто «приравняли» этот же параметр Ф-22/35 к нашему, дабы не было видно столь большой (на порядки) разницы. «Да кому вообще нужен стэлс, он не работает» smile
    2. +4
      29 сентября 2020 18:37
      Это я к тому, что массовое производство (несколько сотен)...

      Да вы неисправимый оптимист hi
      Несколько сотен..... Если бы 100 в войска поставили - уже отлично.
      1. +5
        29 сентября 2020 19:12
        Имеющийся контракт на Су-57 и так самый дорогой и большой за всю историю истребительной авиации в современной России.
    3. +3
      29 сентября 2020 19:17
      Цитата: mark1
      массовое производство (несколько сотен) надо начинать уже сейчас, с последовательной модернизацией в ходе серийного производства.

      Как американцы? Выпустили уже более 400 штук но так до сих пор и не приняли на вооружение и неизвестно, примут ли вообще.
      1. +2
        29 сентября 2020 19:35
        Цитата: Сергей39
        Как американцы?

        Как все. Иначе мы будем хронически отставать . Надо решительно перестраивать предприятия авиапрома на новую базовую платформу, старая хороша(особенно для производителя) но она уже старая, потенциал исчерпывается.
        1. +2
          30 сентября 2020 13:11
          Денег нет, но все держатся request
          Зато есть 2 трлн $ в США и Британии. (За последние 20 лет получено всего около 3 трлн от высоких цен на углеводороды)
          Приоритеты..
        2. 0
          24 декабря 2020 09:12
          Цитата: mark1
          Как все. Иначе мы будем хронически отставать . Надо решительно перестраивать предприятия авиапрома на новую базовую платформу, старая хороша(особенно для производителя) но она уже старая, потенциал исчерпывается.

          Вы, парень - большой оптимист. Вы не понимаете государственного устройства Российской Федерации на сегодняшний день, хотя тут живёте и каждый день читаете прессу. Вы хотите разорить всю компанию "с Рублёвки", правящую на сегодняшний день, Россией... Если они будут "решительно перестраивать предприятия авиапрома на новую базовую платформу", как вы советуете, то им придётся не только отказаться от всех своих доходов сегодня от экономики России, но и все деньги из своего кармана, которые они "честно награбили" до этого, вложить в "решительное перестроение авиапрома и всей оборонной промышленности,.. Вы хотите их "голыми" оставить, что ли? Лишить их вилл и дворцов в Майами, Куршавеле, а также сделать нищими их детей живущих на эти вывезенные из России миллиарды долларов в США... Это хотите сделать? Какой вы жестокий! Но вот они этого не хотят... Зря что ли они работали "как рабы на галерах"....
    4. +2
      2 октября 2020 10:00
      . возникает второй вопрос - а какова будет готовность промышленности к массовому производству обновленной модели ?

      На лицо нарастающее отставание, от запада. Это похоже устраивает росэлиту, к тому моменту когда отставание станет критическим, элита надеется полностью интегрироваться в западных странах. Россияне только останутся у разбитого корыта, с выкачеными ресурсами.
  7. -1
    29 сентября 2020 18:30
    Ничего нового, толчея воды в ступе. Ну мало ли что там какой-то РАНД написал.

    Насчет двигателя. Где-то на Паралае писали, что ни о каких 18 т на форсаже речь не идет. Форсажная тяга будет в районе 16 т, основные доработки идут по экономичности двигателя.

    И второй момент -- важна еще макс тяга не на форсаже. И вот тут у Ф22 значительное преимущество относительно АЛ-41. Какие либо приблизительные характеристики изделия 30 в данном режиме не особо известны
    1. 0
      30 сентября 2020 05:15
      Цитата: ole1
      Ничего нового, толчея воды в ступе. Ну мало ли что там какой-то РАНД написал.

      Насчет двигателя. Где-то на Паралае писали, что ни о каких 18 т на форсаже речь не идет. Форсажная тяга будет в районе 16 т, основные доработки идут по экономичности двигателя.

      И второй момент -- важна еще макс тяга не на форсаже. И вот тут у Ф22 значительное преимущество относительно АЛ-41. Какие либо приблизительные характеристики изделия 30 в данном режиме не особо известны

      На максимале. Писали, что 11000 кгс будет.
      Итого, 11000кгс/16000 кгс. Будет чуть-чуть помощнее, чем у ф-22. Но вес у ф-22 19600 кг, у су-57 около 18500 кг, за счёт этого тяговооруженность у су-57 будет выше.
      Только где этот двигатель в серии?? Лет 5-10 ещё ждать..
      1. +5
        30 сентября 2020 11:53
        Да, 16т/11т это прекрасные показатели, с учетом меньшей массы cу 57.
        С такими показателями су 57 - самый тяговооруженный самолет в мире, причем с хорошим отрывом от конкурентов.

        Другое дело, су 57 начли разрабатывать, когда я был студентом. В серию он видимо пойдет, когда я стану пенсионером
        1. 0
          30 сентября 2020 13:19
          С такими показателями су 57 - самый тяговооруженный самолет в мире, причем с хорошим отрывом от конкурентов.

          Когда нибудь будет. Тут уже лет пять ждали к 2020г несколько десятков серийных экземпляров.
          Понятно также, что 190 данных машин (по числу Ф-22) не будет построено в принципе.
        2. 0
          24 декабря 2020 09:21
          Цитата: ole1
          С такими показателями су 57 - самый тяговооруженный самолет в мире, причем с хорошим отрывом от конкурентов.

          Да уж что сравнивать Су-57, разрабатываемый сегодня, с Ф-22, которому "сто лет" уже будет скоро, и считать что "мы их обогнали"? Что мол "чуточку мощнее и легче будет"... Американцы тоже за это время "не спали"... Думаю за эти 40 лет и технологии у них подросли. И они сделают самолёт и полегче и помощнее Су-57...
  8. +5
    29 сентября 2020 18:30
    Этот самолёт вполне может оказаться такой же промежуточной моделью накануне чего то более совершенного.
    Конечно, если исходить из определения, что "завтра была война", может показаться что мы резко отстаём!!! Но ведь это не очень так ....
  9. +2
    29 сентября 2020 18:44
    Цитата: Doccor18
    а проблем с этим самолетом уйма.

    Этот самолет уже 500 экз.у заказчиков-уже деньги приносит. yes hi
  10. -3
    29 сентября 2020 18:55
    Усугубляется это, по мнению Research and Development, западными санкциями, а также оборванными отношениями с украинским военно-промышленным комплексом.


    Это усубляется отсутствием навыков работать головой. И без информационных технологий можно разработать все.
    1. +1
      29 сентября 2020 20:05
      Можно, но время!!
    2. 0
      30 сентября 2020 13:23
      Ошибаетесь. Данный самолёт несколько сложнее Су-27.
      Поставьте даже за кульман супер чертежника, а другого посадите за Автокад (одинаковой квалификации). Кто больше сделает?
      1. 0
        30 сентября 2020 17:58
        Ааа так все дело значит все в автокаде?
        Не говорите ерунду. Автокад это просто продвинутый кульман. Я тоже знаю что это такое и работал в нем. Короче он ума ее прибавляет.
        1. 0
          30 сентября 2020 18:17
          А я много работал в нем. А до этого - немного и на ватмане.
          Короче он ума ее прибавляет.

          Вам непонятна суть утверждения? Речь о работе. Программа заметно прибавляет производительности.
          И ваш конкурент существенно превзойдёт вас.
          1. +1
            30 сентября 2020 23:02
            Ну мы жe знаем оба, что проблем с автокадом в России нет. А вот с реализацией идей есть и технологии, в большинстве случаев тут ни при чем. Автокад это уже даже не технология а инструмент, как когда то кульман и ватман.
            1. -1
              1 октября 2020 06:00
              Верно, но более продвинутый.
              А есть куда более совершённые средства проектирования. Которые применялись при разработке того же Ф-35 и в том числе Ф-22.
              Они же нужны и для Су-57.
        2. 0
          4 октября 2020 10:11
          Цитата: mark2
          Ааа так все дело значит все в автокаде?
          Не говорите ерунду. Автокад это просто продвинутый кульман. Я тоже знаю что это такое и работал в нем. Короче он ума ее прибавляет.

          Автокад не кульман а САПР. Современные программы позволяют создавать 3D модель не только как графику для построений проекций на плоскость чертёжного листа, но как условие для инженерных расчётов числовыми методами.
  11. -3
    29 сентября 2020 18:59
    Когда в лобешник схлопочут, тогда другие песни запоют, а пока пусть лают.
    1. +1
      30 сентября 2020 13:25
      Ещё Данила Багров изрекал, что Америке хана.. Надо просто верить smile
      P.S. А как схлопочут?
      1. -3
        30 сентября 2020 13:41
        Тайна сия, велика есть, когда схлопочут, узнают. wassat
  12. +3
    29 сентября 2020 20:29
    Чтение таких статей -- форменный мазохизм. Где вы их откапываете?
    У меня есть приятель. Мой ровесник. В прошлом -- прапорщик, радиотехник. Служил где-то в ВВС, ещё на МиГ-21. У нас уже более шести лет хранится бутылка Хеннеси. Мы решили её распить, когда покажут видеоролик, о серийном производстве и как из ворот завода выкатывают первый серийный Су-57. Ждём с нетерпением.
    Ну, а пока, довольствуемся этим:
  13. +4
    29 сентября 2020 20:58
    Цитата: ole1
    И второй момент -- важна еще макс тяга не на форсаже. И вот тут у Ф22 значительное преимущество относительно АЛ-41.

    Ну это спасение для ЛТХ F-22 с его S- образными воздухозаборниками и плоскими соплами. И то и другое приводят к потерям тяги. Так что Су-57 с менее мощными двигателями по крайней мере не проигрывает по ЛТХ ,,американцу"
    И опять повторяется дурь про отсутствие на Су-57первого этапа бесфорсажного сверхзвука. Бесфорсажным сверхзвуком (правда без внешних подвесок) обладает даже Су-35С, что уж говорить о Су-57 с более совершенной аэродинамикой и внутренним расположением оружия. Ну и про радар-блокеры на Су-57 не забываем, а также гигантские ,,лопухи" килей F-22.
    1. +1
      30 сентября 2020 14:53
      А что не так с килями Ф-22? Они сильно больше таковых на Су-35 (в плане аэродинамики)?
      Таки да, внутреннее расположение подвесок позволяет не влиять им на скорость и манёвр.
      Напомню, что S-образные воздухозаборники лучше всего скрывают такой РЛ заметный элемент, как вращающиеся лопатки компрессоров ТРДД. Решение на Су-57 похоже с тем, что на Супер Хорнете: небольшое отклонение в стороны и решетки блоккеры. Менее эффективно в плане заметности, разные приоритеты разработчиков request
  14. +8
    29 сентября 2020 21:32
    Проект Су-57 Надо довести до конца, до серийного производства
    в любом случае. Это принципиальный вопрос.
    Веха в российском авиастроения. Без нее невозможно продвигаться дальше.
    1. +2
      30 сентября 2020 10:37
      это взгляд армейский, а вот ВПК смотрит иначе - им все равно, будет доведен су-57 или нет.
      Главное, чтобы деньги шли. Именно поэтому они никуда не спешат.
    2. 0
      1 октября 2020 22:16
      По поводу апоробации в Сирии. То что Шойгу показал видимо верно. Некоторие образци ВТО они действително изпитали в том числе и КР но ето никак не показало его качества именно как истребитель. КР с дальности около 400 км южно запускать и с Су-35 и никакие стелт характеристики при етом не нужни.
    3. 0
      2 октября 2020 00:11
      Цитата: voyaka uh
      Проект Су-57 Надо довести до конца, до серийного производства
      в любом случае. Это принципиальный вопрос.
      Веха в российском авиастроения. Без нее невозможно продвигаться дальше.

      Точнее сказать, лебединая песня российкого/советского авиастроения. Вряд ли что-то получится ещё сделать. Нет ни рук, ни мозгов больше.
      Полагаю, что Су-57 - вопрос престижа, а не реальной необходиости. Не сильно он будет лучше Су-35 (и без того хорошей, надёжной машины)
  15. 0
    30 сентября 2020 04:20
    программа разработки российского истребителя пятого поколения идет именно так, как можно было ожидать: на многочисленные заявления пропаганды мало кто из специалистов обращал внимание

    Простите, а кто же тогда те эксперты, которые как раз регулярно и давали своими высказываниями богатую пищу для той самой пропаганды? Не специалисты? Или они сами на свои высказывания внимания тоже не обращают?
  16. -1
    30 сентября 2020 05:02
    Согласен с этой статьей. Вряд ли чего-то стоит ожидать ранее 2025 года. Уж слишком медленно и не спеша все движется. Сердюков где-то говорил, что с 2017 по 2020 было выполнено 16 полётов с новым двигателем.
    Двигатель (как и самолёт/планер) начали разрабатывать в середине нулевых. Прошло 15 лет. И надо ещё 5 лет минимум, но скорее всего конец 2020-х. Итого 20-25 лет на машину. А потом серия. К какому году ИАПы перевооружаться на Су-57??
    Про малозаметность - вопрос дискуссионный. Нужна ли она, и так ли не заметны ф-22 и ф-35.
    1. +2
      30 сентября 2020 14:58
      Про дискуссионность: малозаметность всегда даёт тактическое преимущество. Вас же видно с меньшей дистанции. Вкупе с РЛС АФАР очень полезное сочетание.
      Бои сейчас начинаются (а порой и заканчиваются) на дистанции 50-100км. Кроме того, малозаметному самолёту проще пройти зону ПВО: ведь «куполы» обнаружения ЗРК в отношении него заметно съёживаются.
  17. +1
    30 сентября 2020 05:58
    А так ли нужна нам серия этих Су-57 ?
    Если самолет не доведён, нафига в войсках полуфабрикат?
    А с другой стороны, пока его доделают, его уже переделывать надо будет, устареет морально. Электроника и те самые информационные технологии сейчас очень быстро развиваются.
  18. -1
    30 сентября 2020 10:06
    В принципе, они правы. Хотя и с поправками на юсастость.
    Вспомнить хотябы, как после ухода индийцев наши только через год додумались о покрытии стекла кабины стелс покрытием...якобы 50% стелс дало, хвачстались потом
  19. +1
    30 сентября 2020 10:21
    Цитата: Макс1995
    только через год додумались о покрытии стекла кабины стелс покрытием

    Но заклепки! Про заклепки забыли!
  20. +3
    30 сентября 2020 10:34
    как су-57 будет равен ф-15 ЕХ, если радикально отличаются энергетика и заметность?
    У су-57 есть УВТ, у ф-15 нет
    Единственное, что у них будет примерно равно - это качество начинки и вооружение.
  21. +2
    30 сентября 2020 14:04
    Это «выглядывающие» из воздухозаборника лопатки компрессора двигателя, резко снижающие малозаметность. Это и отсутствие беспереплетного фонаря, а также плоских сопел (как на F-22 Raptor). И «шарик» оптико-локационной станции в носовой части, также не идущий на пользу малозаметности.

    Эту чушь, придумали дилетанты, далекие от техники и транслируют из статьи в статью.

    У F-35 не плоское сопло и что он уже не стелс? :))
  22. 0
    30 сентября 2020 14:30
    Вот именно то что данная компания на контракте у Пентагона и говорит о том что к критике подобного рода надо относится крайне осторожно. Легко может быть заказухой пентагона.
  23. +1
    30 сентября 2020 15:56
    Цитата: voyaka uh
    утверждают, что даже лучше.

    так и мы можем утверждать
  24. +1
    30 сентября 2020 23:47
    Цитата: 3danimal
    А что не так с килями Ф-22? Они сильно больше таковых на Су-35

    Кили у F-22 просто огромны, наверное одни из самых больших из когда либо построенных американских истребителей (найдите фото в поисковике) Сбоку они знатно светят.
    И при чем тут старый Су-35?
  25. -1
    1 октября 2020 05:49
    Американцы ругают что-то - значит это хорошая вещь. Точка.
  26. +1
    1 октября 2020 15:37
    Конкурентов травят,ничего личного - бизнес
  27. 0
    1 октября 2020 18:00
    главная задача РЭНД обосрать конкурента. так что относимся с пониманием но насрать
  28. +1
    1 октября 2020 19:36
    Когда мы оцениваем что то то нужно сразу сказать, мы оцениваем то что есть сейчас, или то что уже на испытаниях или то что только в разработке. Есть ли СЕЙЧАС движки 2го поколения и радар AЕSA для Су57 уже на самолетах или же в масовом производстве? Тоже самое по всем параметрам включая ракеты Воздух-Воздух. В разработке и исытаниях в России действительно может быть что то замечательное. Но на Рафалях, F16 и других истребителях AESA радары уже стоят. То же самое с движками, малозаметностью, вооружением и другими ТТХ. Сравнивать логичнее всего то что уже в массовом производстве и эксплуатируется в войсках. Конфигурацию воздухозаборников, фонарь кабины и радар поменять несложно. Достаточно посмотреть на огромную разницу между первыми Миражами 3 и уже готовому к производству но не пошедшему в серию Мираж 3 NG. ЕМНИП Бритты на Фантомах тоже и движки и воздухозаборники меняли. Но пока нужно сравнивать то что УЖЕ есть.
  29. 0
    1 октября 2020 20:31
    представила довольно резкую оценку программы разработки российского истребителя

    -----------
    хай клевещут... :)
  30. 0
    2 октября 2020 13:21
    При наличии ФРС и "печатного станка" ,бумаги для безграничной печати "долларовых фантиков",ВПК США даже при таком количестве "всякого рода лауреатов",производит пустышки за просто фантастическую стоимость.
    Большая часть "совсем невидимых мишеней-самолётов и кораблей, годами находятся на "приколе",выполняя время от времени,"слоновые прогулки".
    Эксплуатация стоит огромных денег,а от внешних воздействий супердорогое покрытие приходит в полную не годность.
    Да,спора нет, США впереди "Планеты всей".
    Но рано или поздно,и американские безграничные возможности,закончятся.
    Пропагандистские службы,государственные и частные,пытаются "неумело" компенсировать недостатки при помощи новых цифровых технологий: социальных сетей,и многого другого.
  31. 0
    2 октября 2020 15:47
    Не интересно и скучно. Сначала говорили, что самолёта совсем не будет. Потом начали кивать на деньги, заявили, что МО не может себе позволить этот самолёт. После заключения контракта стали говорить о том, что российские ВКС не смогут позволить себе много самолётов (копия истории с количеством F-22). Теперь говорят о том, что проблемы с двигателем второго поколения и электроникой. Результат, думаю, будет таким же, как и до этого: доведут до ума и двигатель, и электронику, и вообще сделают Су-57 второго поколения.
  32. 0
    2 октября 2020 17:00
    Так это разве проблема? По большинству известных характеристик су57 превосходит фэ35 даже со старым двигателем. А малозаметность фэ35 после первого вылета об лезет вместе с покрытием и лëтчики откажутся идти на нем в бой. И что вы скажете?
  33. -1
    2 октября 2020 17:34
    Цитата: Reklastik
    инвестиции возвращать не нужно - это риск вкладывающего, а не того, кто просит в себя вложиться.

    Это какое-то совершенно новое слово в экономике. Инвестиция это деньги которые вы вложили какой-то проект расчете на то что получите прибыль. А за это вы получаете что-то либо акции либо часть производство либо ещё что-то. Поэтому отдавать их обязательно придется. Например, путем потери контроля над заводом
  34. 0
    2 октября 2020 21:05
    Хм, ну а кто мешает этой конторе (RAND) и сейчас сделать секретный доклад по этой теме, а то, что в открытом доступе - просто вброс, чтобы отвернуть потенциальных покупателей ???
    Вот почему я могу быть неправ? Они уже ничем не брезгуют.
  35. 0
    3 октября 2020 19:16
    В стране денег как у нашего станичного козла махорки.А им все инвестиции подавай.
  36. 0
    5 октября 2020 08:38
    1. Про двигатели янки лучше промолчать, пусть на тяговооруженность своего F-35 посмотрят ( - сверхзвуковая крейсерская скорость). И про отсутствующий на нём УВТ ( - сверхманёвренность). И про небольшой внутренний отсек вооружения (в некоторых случаях - малозаметность).
    2. С малозаметностью даже не очень-то и старались. Ещё в 90-ых - 2000-ых годах бытовало мнение среди отечественных специалистов, что главное - "борт". А "стелз" - не панацея. С-300В ещё в конце 80-ых годов мог обнаруживать и уничтожать цели с ЭПР в сотые доли кв. м. С тех пор прогресс в развитии РЛС шагнул ещё дальше. Нет сомнений, что F-35 будет обнаружен современными РЛС на расстоянии десятков км., а это и есть типичная дистанция воздушного боя на средней дальности 80-90 ых годов прошлого века. Плоские сопла УВТ на F-22 не являются "всеракурсными", как на российских истребителях.
    3. Заявленный для Су-57 "борт" действительно представляет собой наиболее серьёзную проблему. Но я бы поостерёгся на месте американских экспертов делать глобальные выводы. ФАР МиГ-31 тоже "взялась из ниоткуда". И украинцев сюда мешать не нужно - не в УССР разрабатывались авиационные РЛС для истребителей. Производились ГСН для ракет - да.
    4. Для F-15EX очень серьёзной проблемой будут даже Су-35 и МиГ-35 (если он, опять-таки, получит заявленный "борт"), причём последний из-за меньших размеров (и ЭПР) и АФАР может стать даже более серьёзной проблемой.
  37. 0
    9 октября 2020 18:33
    Да оснастите вы этими самолётам хотя бы по эскадрилье в каждом округе и на каждом флоте! А потом и сравнивайте. А потом и гордитесь. Ну, рвотный рефлекс проявлется, право дело, как только (который год!) начинают обсуждать эти предсерийные аэропланы! Оборонная (наступательная) эффективность пяткА супер-истребителей в реальной войне ничтожна. Войну делают военные структуры. Важно, чтобы эти структуры были сбалансированными и дополняли друг друга.
  38. Комментарий был удален.
  39. 0
    21 октября 2020 21:10
    Может они и настоящие Нобелевские лауреаты, а может и нет! Только вот РЛС США в упор не видят СУ-57, даже в таком состоянии(недостатками), как написано!!
  40. 0
    24 октября 2020 02:12
    Культивируют в народе пралогичное мышление, но пыжатся создать лучшую в мире технику.
  41. 0
    26 октября 2020 20:14
    Здесь правильно указано про малый рынок сбыта или 3 мир или подарок Китаю для разборки и клонирования (там не заморачиваются с авторскими правами).