Многоцелевой вертолет «Минога» как будущее морской авиации

26

Ка-27 морской авиации ВМФ. Фото Минобороны РФ

Несколько лет назад стало известно о начале работ по перспективному вертолету для палубной авиации с шифром «Минога». В дальнейшем проект прошел ранние стадии, и теперь открыта опытно-конструкторская работа. Появление вертолета-прототипа ожидается через несколько лет.

От идеи до проекта


Первые сведения о разработке нового многоцелевому вертолету появились в 2015 г., тогда же стал известен шифр «Минога». В некоторых источниках использовался неподтвержденный шифр Ка-65. В дальнейшем неоднократно сообщалось о проведении тех или иных работ, разработке отдельных компонентов и т.д. К середине 2019 г. было завершено эскизное проектирование.



В феврале 2020 г. руководство холдинга «Вертолеты России» сообщило новые подробности продолжающихся работ. На тот момент авиастроители и военное ведомство занимались согласованием технического задания на будущий вертолет. По результатам этих мероприятий ожидалось открытие ОКР – уже в этом году.

Договор о разработке технического проекта «Миноги» был подписан в конце августа в рамках военно-технического форума «Армия-2020». К этому времени был сформирован облик будущего вертолета и утверждено техническое задание. Проектирование поручено Национальному центру вертолетостроения им. Миля и Камова. На первый этап ОКР отводится три года.

Многоцелевой вертолет «Минога» как будущее морской авиации
Один из концептов, предположительно, вертолета "Минога". Графика Bastion-karpenko.ru

В конце сентября гендиректор «Вертолетов России» Андрей Богинский дал большое интервью РИА Новости, в котором, среди прочего, рассказал о перспективах «Миноги». Он отметил, что от начала разработки до первого полета вертолета обычно проходит 5-7 лет. Появление опытного вертолета по новой ОКР и начало испытаний на режиме висения он ожидает в 2025-26 гг. Технические подробности при этом не оглашались.

Технические особенности


Задачей проекта «Минога» является создание перспективного многоцелевого вертолета для авиации ВМФ. Такая машина в будущем должна будет заменить существующие Ка-27 всех модификаций, сейчас выполняющие различные задачи. На ранних стадиях проработка облика вертолета осуществлялась фирмой «Камов». Утверждалось, что она использует все свои компетенции, накопленные за последние 50 лет. После недавних преобразований проектированием будет заниматься объединенный НЦВ.

Точный облик и функции будущей «Миноги» пока не раскрывались. При этом имеются сведения о применении тех или иных компонентов. Кроме того, на выставках и в различных презентациях демонстрировались «безымянные» макеты и концепты, которые могут иметь отношение к новому проекту. В прошлом году в свободный доступ попала фотография, на которой якобы присутствует недостроенный полноразмерный макет «Миноги». Все это позволяет представить примерный облик будущего палубного вертолета и оценить некоторые его характеристики.

Макеты демонстрируют вертолет сосной схемы с двумя турбовальными двигателями и развитым хвостовым оперением. Предусматривается крупная грузопассажирская кабина с аппарелью под хвостовой балкой. На бортах фюзеляжа находятся спонсоны, вмещающие основные стойки шасси и другие агрегаты. Внешне такая «Минога» похожа на Ка-27 и другие вертолеты марки «Камов», но заметно отличается от них.


Фотография из сборочного цеха. На заднем плане, предположительно, макет "Миноги". Фото Aviaforum.ru

Силовая установка «Миноги» должна включать два турбовальных двигателя ТВ7-117ВК разработки АО «Климов». Максимальная взлетная мощность двигателя – 3000 л.с., чрезвычайная – 3750 л.с. Управление двигателем осуществляется при помощи цифровой автоматической системы БАРК-6. ОКР по новому двигателю начались в 2015 г. и должны были завершиться в 2020-м.

Уже в 2016 г. стало известно о разработке части радиоэлектронной аппаратуры. Нижегородское НПП «Полет» (Объединенная приборостроительная корпорация) создало для «Миноги» комплекс связи. Указывалось, что это совершенно новая цифровая аппаратура, обеспечивающая полную интеграцию вертолета в автоматизированные системы управления войсками. Комплекс обеспечит голосовую связь и передачу данных разного рода. Предусмотрены средства автоматической настройки, самодиагностики и т.д. За счет ряда нововведений повысится устойчивость к помехам и уровень защиты передаваемой информации.

Новый вертолет по своим габаритам и массе будет соответствовать ограничениям корабельных ангаров и взлетных площадок. С этой точки зрения он не будет принципиально отличаться от Ка-27 или других отечественных палубных вертолетов.

Цели и задачи


«Минога» создается в качестве замены для существующей машины, что определяет минимально необходимый круг решаемых задач. Ка-27 существует в противолодочной, транспортно-боевой и поисково-спасательной модификациях – каждая из них предусматривает свой набор оборудования. «Минога» должна иметь схожее оснащение и те же функции. Кроме того, предлагалось создание других модификаций, например, десантной.


Двигатель ТВ7-117ВК. Рядом - возможный облик вертолета. Графика Bmpd.livejournal.com

В прошлом «Вертолеты России» упоминали, что в новом проекте рассматривается возможность создания универсальной машины с быстрой перестройкой под те или иные задачи. Вероятно, речь шла о модульной архитектуре целевого оборудования. Также официальные лица говорили о возможности создания беспилотной модификации. Список версий и вариантов «Миноги» должен определяться заказчиком.

Новый вертолет создается с учетом весовых и габаритных ограничений, накладываемых стандартами кораблестроения. Это может затруднять его разработки, но обеспечит простую и эффективную эксплуатацию. Все отечественные корабли, способные принимать Ка-27 или другие машины, смогут нести и новую «Миногу». Такие возможности имеет широкий круг кораблей – от корвета до авианесущего крейсера.

В отдаленном будущем «Миноги» смогут войти в авиационную группу универсальных десантных кораблей пр. 23900. Каждый такой УДК сможет нести до 16 вертолетов разных типов, включая транспортно-боевые, десантные и ударные. В будущем может быть принято решение о строительстве авианосца – такой корабль тоже не обойдется без многоцелевых вертолетов.

Вопрос сроков


Точные сроки завершения ОКР по «Миноге» пока не называются, руководство «Вертолетов России» дает только примерные оценки. Впрочем, прогнозы прошлых лет и последнего времени выглядят реалистично и могут приниматься во внимание, но только до появления точной информации.


Поиск и спасение пострадавшего силами Ка-27ПС. В будущем такие задачи будет решать "Минога"

На научно-исследовательские работы с формированием технического облика и последующую выработку технического задания на «Миногу» ушло около пяти лет. Техническое проектирование займет около трех лет, после чего два года потратят на строительство опытного образца и его подготовку к первым полетам.

Такие сроки не выглядят невозможными. НЦВ им. Миля и Камова, а также смежные авиастроительные предприятия имеют большой опыт и способны справиться с поставленными задачами в течение нескольких лет. Соответственно, в 2025 г. или чуть позже могут начаться летные испытания. Старт серийного производства в прошлом относили к 2027-28 гг., и это тоже реально.

Таким образом, процессы обновления ВМФ России продолжаются и охватывают все основные направления. Строятся корабли и суда, в т.ч. принципиально новых классов, а параллельно принимаются меры по модернизации морской авиации. Сейчас одной из ее основ являются Ка-27 всех модификаций, но в конце десятилетия они начнут уступать свое место более новым «Миногам». Эти меры окажут заметное влияние на общее состояние и потенциал ВМФ – хотя их и придется ждать несколько лет.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    2 октября 2020 05:32
    Попутного ветра этому проекту пожелаю...но сделал бы замечание ...неплохо бы сразу начать разработку вертолетоносца под этот вертолет...наподобии постройки штурмовика А-10 под многоствольную пушку Гатлинга.
    Это решило бы в будущем многие вопросы с десантными вертолетоносцами типа Мистраль...тогда проект будет иметь законченный вид.
    1. -7
      2 октября 2020 07:13
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      неплохо бы сразу начать разработку вертолетоносца под этот вертолет...наподобии постройки штурмовика А-10 под многоствольную пушку Гатлинга.

      Не совсем очевидно,что же всё-таки вы имели ввиду,высказывая такое пожелание,но мне кажется ,что вы несколько припоздали...

      В Керчи ,в присутствии президента РФ уже заложены новейшие российские вертолётоносцы,отличного от "Мистраля" УДК проекта 23900 "Прибой",с большими размерами,водоизмещением,вооружением и иным,более обширным арсеналом высадочных средств нежели у француза...

      Более того,корабль ,в отличии от "Мистраля" получил возможность нахождения в полярных широтах в сложной ледовой обстановке.
      1. +14
        2 октября 2020 11:33
        1. Не надо называть проект 23900 словом "Прибой", под шифром "Прибой" шла совсем другая работа.
        2. Не надо пихать картинки УДК "Лавина" как иллюстрацию к проекту 23900 - они не имеют ничего общего.
      2. +1
        2 октября 2020 19:53
        Цитата: Инсургент
        В Керчи ,в присутствии президента РФ уже заложены новейшие российские вертолётоносцы,отличного от "Мистраля" УДК проекта 23900 "Прибой"

        Ваша информированность похвальна, но чего неактуальные картинки вставляете?
        Моделька красивая и заезженная до дыр - но не того, что строится на "Заливе".
    2. KCA
      -1
      2 октября 2020 07:45
      У А-10 габариты пушки 3 метра, её только на МИ-26 ставить, если поставят, то стандартные 2А42 или ГШ-23-2, с подвеской НУРСов для высадки десанта должно хватить
      1. Hog
        0
        2 октября 2020 08:23
        Цитата: KCA
        У А-10 габариты пушки 3 метра, её только на МИ-26 ставить, если поставят, то стандартные 2А42 или ГШ-23-2, с подвеской НУРСов для высадки десанта должно хватить

        Тут имелось ввиду совсем другое.
        А-10 создавался под пушку, а не пушка под него.
      2. 0
        2 октября 2020 16:01
        Лучше уж (9-А-620) ГШ 6-23 тем более 74 года выпуска, серийная)
  2. 0
    2 октября 2020 07:24
    Силовая установка «Миноги» должна включать два турбовальных двигателя ТВ7-117ВК разработки АО «Климов». Максимальная взлетная мощность двигателя – 3000 л.с., чрезвычайная – 3750 л.с.


    Это размерность Ми38?
  3. +5
    2 октября 2020 07:27
    Очередная заметка "ниачем"...
    Интересно, и эта заметка оплачена?
    1. +4
      2 октября 2020 08:05
      Интересно, и эта заметка оплачена?

      Естессно, иначе бы не появилась.
      1. +8
        2 октября 2020 08:29
        Вононочо...
        Тогда и читателям надо приплачивать
        за прочтение и комментирование этого
        набора предложений.
        1. +4
          2 октября 2020 19:09
          Тогда и читателям надо приплачивать
          за прочтение и комментирование этого
          набора предложений.

          И выдавать молоко за вредность такой работы
  4. +8
    2 октября 2020 11:30
    Все отечественные корабли, способные принимать Ка-27 или другие машины, смогут нести и новую «Миногу».


    А вот это до сих пор большой вопрос. В ВМФ по крайней мере. Никто точно не знает, каким окажется этот вертолёт
    1. +1
      2 октября 2020 15:57
      Не совсем понятно на что они собрались столько лет потратить то. Это при всем имеющемся то опыте.
    2. +3
      2 октября 2020 16:06
      Особенно если учесть что даже КА-27 с трудом садиться на преднозначеные для него корабли. Кстати большой минус ещё с Совецкого флота идёт... Вертушки рассматривают как вспомогательные и при том на третьих ролях. За исключением противолодочных вертолетоносцев кои довно почтили в бозе... :(
      1. +1
        11 ноября 2020 16:05
        А вы как предлагаете рассматривать вертушку на корабле в количестве 1 штуки? На главных ролях?
    3. +2
      2 октября 2020 16:47
      Цитата: timokhin-a-a
      А вот это до сих пор большой вопрос. В ВМФ по крайней мере. Никто точно не знает, каким окажется этот вертолёт

      Что-то мне сразу история с размерами БЭК для тральщика пр. 12700 вспомнилась. smile
    4. +3
      2 октября 2020 17:12
      У нас на флоте через одно место все, можно даже ставки принимать))) Сначала вертолет построят, потом будут года два засовывать в ангар)))
      1. +6
        2 октября 2020 17:19
        Причём в 1 ЦНИИ так прямо и говорят - неизвестно, будет ли он помещаться в ангар.
        Такова глубина наших глубин.
        1. +1
          11 ноября 2020 16:43
          В чей ангар? На ангары корветов и фрегатов, на которых по 1 вертолету - в принципе пофигу. Принципиального улучшения боевых возможностей за счет бафа единственного вертолета не произойдет. Главное что бы входил в ангар УДК по высоте и помещался на его же лифт.
    5. -1
      17 ноября 2020 19:54
      Предлагаю назвать комплекс "Надежда"....В голове от МЛП осталось-Партийная кличка Н.К. Крупской была "Минога". laughing
      1. 0
        17 ноября 2020 23:06
        Ненапомните где посмотреть карт с СиБриз и курсами Посейдона и местоположениями "подводных объектов"?

        Надо для статьи.
  5. +1
    2 октября 2020 23:19
    Как не трепыхайся но не морская Россия держава не морская....
  6. -1
    31 октября 2020 18:28
    У проекта "Минога"тупиковая концепция. Данный проект должен идти на замену вертолета Ка-27/М/ПС и Ка-29, но ВМФ строит корабли по проектам, где заложены габаритные характеристики под вертолет Ка-27. Ветка вертолета Ка-27 себя уже исчерпала, т.к она вышла из вертолета Ка-25 (для сравнения он весил 6 тонн, а Ка-27 10 т). Макет Миноги уже выходит по длине за Ка-27, длина и диаметр Миноги взяты как у Ка-52, чтобы было унифицированно производство. Получится что большинство кораблей (одиночного базирования) не смогут принимать Миногу. А пользоваться габаритами Ка-27 не получишь улучшенных характеристик, даже более мощные двигатели не улучшать ТТХ вертолета, т.к двигатели и редуктор это треть веса вертолета.
  7. Комментарий был удален.
  8. 0
    25 декабря 2020 18:31
    Вот у нас все мутно.......другие публикуют рисунки, модели концептов....
  9. 0
    1 марта 2021 20:15
    не знаю.. многое. что указано, не очень связывается. Если Минога делается в форм-факторе Ка-27/29 то зачем ему такой мощный двигатель? на Ка-29 он мощностью меньше чем 2300 л.с, ТВ7-117В на Ми38 развивает 2800 л.с. но у него максимальная взлетная масса на 4 тонны (почти на треть) больше , 30 человек десанта против 16 на Ка-29. Правильнее было бы выбрать может не самый мощный двигатель на 2500..2800 л.с. но максимально экономичный. Проблема Ка-29 в том, что из-за размещенного снизу бака десант сидит в нем в полулежа и покинуть вертолет быстро не может. поэтому вопрос топливной экономичности и размещения топливных баков - в данном случае очень важен - ведь габариты то нужно сохранить.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»