Боевые самолеты. Недооцененный уникум, ставший жертвой

56

Перед нами сегодня весьма неординарный самолет, по факту ставший прообразом и платформой для начала разработок целого семейства машин, главным предназначением которых было бы обеспечение десантных операций.

Все началась в середине 30-х годов прошлого века, когда начался авиастроительный бум. Командующие армиями по всему миру сообразили, какие выгоды сулит быстрая переброска войск на большие расстояния с помощью соответствующих самолетов. Так что кто мог, тот озаботился созданием новых видов самолетов, транспортных/грузовых. Кто не мог позволить себе такой роскоши, приготовился покупать у первых.



Балом в указанное время правил «Юнкерс», удачная модель которого, Ju.52m, выпускался в самых разных модификациях и, кроме Германии, был приобретен 27 странами по всему миру.


Эксплуатация «Тетушки Ю» показала, что к переброске войск, в особенности техники, нужно подходить иначе, чем к переделке пассажирского самолета в грузовой. В первую очередь надо было вывести на иной уровень скорость погрузочно-разгрузочных операций, что требовало нового подхода к конструированию.

Немцы первыми поняли, какие выгоды сулит быстрая перевозка техники на большие расстояния. И в Люфтваффе пришли к выводам, что Ju 52/3m уже устаревает, и ему на смену необходимо разработать новый самолет, с помощью которого можно будет перебрасывать не только людей и грузы, но и боевую технику, в том числе и гусеничную.

За дело разработки взялись не корифеи (что удивительно), а фирмы, можно сказать, стоявшие в стороне от больших контрактов, «Арадо» и «Хеншель». Видимо, причиной стала загрузка того же «Юнкерса» и «Хейнкеля» другими проектами.

Фирмам были направлены технические условия для проектирования самолета. Вообще, условия были весьма интересны, проектируемая машина должна была нести две бронемашины и уметь садиться и взлетать с неподготовленных площадок ограниченных размеров.

Два проекта были представлены в срок, то есть к осени 1939 года. В конкурсе победил проект «Арадо», который было решено воплотить в металле в количестве двух экземпляров для испытаний. Самолет получил наименование Ar-232.

Боевые самолеты. Недооцененный уникум, ставший жертвой

Сказать, что новичкам везет, в нашем случае нельзя. «Арадо» была фирмой известной, вот только заказами ее не баловали. Дело было в своеобразных отношениях семьи Стиннесов с гитлеровским режимом. Фирма «Арадо» входила в империю, созданную Гуго Стиннесом, так что ставшая впоследствии известной «Arado Flugzeugwerke GmbH» ведет свое происхождение из германо-американской империи семьи Стиннесов.

С 1925-го до 1945 года, за 20 лет, фирма «Арадо» разработала и построила разные самолеты: от учебных до первого в мире реактивного бомбардировщика Ar-234.

Но нас интересует тот самолет, который был назван Ar-232.


Самолет был создан главным конструктором «Арадо» Вильгельмом Ван Несом и получился мало того что оригинальным, так еще и с довольно хорошими ЛТХ в плане скорости, дальности полета и взлетно-посадочных характеристик.

То есть то, что было нужно, по идее.

Самолет был задуман высокопланом, с расположением крыла сверху фюзеляжа и двигателями на крыле. Вертикальное оперение было сделано по модной разнесенной двухкилевой схеме, что позволило применить небольшое по площади горизонтальное и вертикальное оперение с малым аэродинамическим сопротивлением.

Но главной «изюминкой» самолета Ван Неса было шасси. Шасси – это, конечно, нечто такое, невообразимое для тех лет. Для взлетов и посадок с нормальных аэродромов самолет имел обычное трехстоечное шасси с носовым колесом. А вот для работы с неподготовленных площадок в днище фюзеляжа было устроено еще одно шасси, состоящее из 22 колес небольшого диаметра.


Такое новшество давало возможность садиться практически везде. Препятствиями не были ни ямы, ни канавы, даже стволы поваленных деревьев не были чем-то критическим. За такой необычный вид и способности в Люфтваффе за самолетом закрепилось прозвище «Tausendfüßler», в прямом переводе — «Тысяченожка», но по смыслу ближе «Многоножка».

В плане погрузочно-разгрузочных работ самолет был прекрасен. Задняя часть фюзеляжа могла опускаться с помощью гидравлического привода, играя роль рампы. В потолке грузового отсека были проложен рельс, по которым двигался электрический тельфер.


Оборонительное вооружение предполагалось из трёх спаренных пулемётов MG-81Z. Одна установка размещалась в носу, одна — кругового обстрела на верху фюзеляжа, одна — над рампой для стрельбы назад.

В июне 1941-го первый образец Ar-232V1 выполнил первый полёт, который, с одной стороны, оказался неудачным, а с другой – благополучным. Во время посадки отказало основное шасси. Обычный самолет, естественно, при посадке «на брюхо», скорее всего, был бы разбит. Но «Многоножку» вполне нормально посадили на дополнительное шасси и все закончилось без эксцессов.

Вслед за первым самолетом был собран второй прототип, на котором конструкторы изрядно поработали над вооружением. Вместо носового и устанавливаемого над рампой MG.81Z установили пулеметы MG.131 калибром 13 мм, а вместо верхней пулеметной установки – 20-мм пушку MG-151/20.


Это был более серьезный расклад. Все-таки к 1941 году стало понятно, что время трещоток винтовочного калибра окончательно ушло и крупнокалиберные пулеметы смотрятся более предпочтительно.

Кроме того, на каждом борту было оборудовано 4 шкворневых установок, из которых могли вести огонь из пулеметов, например, принятые на борт десантники. Восемь пулеметов 7,92-мм – это тоже неплохое такое подспорье, когда речь идет о том, чтобы отбиться от истребителей противника.

Всего было изготовлено 10 самолетов предсерии А-0, которые начали эксплуатацию в роли транспортных в эскадре KG-200.

Самолет очень понравился. А так как аппетит приходит во время еды, то в Люфтваффе решили, что в «Арадо» запросто справятся с проектированием и изготовлением четырехмоторной модификации Ar-232В с двигателями BMW-Bramo 323R-2 Fafnir мощностью по 1000 л.с. каждый.

И в «Арадо» справились, причем обескураживающе быстро. Вроде бы сложная задача оказалась решена очень просто: в крыло спроектировали вставку в центральную его часть с еще двумя моторами. Дешево и сердито, а главное – технологически просто.


Первый самолет Ar-232В поднялся в воздух в мае 1942 года. Машина летала совершенно так же, как и двухмоторная версия, но, естественно, брала больше полезной нагрузки. После испытаний была заказана и заложена серия из 18 машин.

У Ar-232 обеих моделей было довольно перспективное будущее. Эти самолеты планировали использовать и в Африке, и в Арктике, и между этими крайностями. Потому сразу начались разработки комплектов для применения самолетов как в условиях холода, так и в жару и пыль.

Но увы, история распорядилась иначе.

Первое боевое применение «Многоножки» состоялось при попытках снабжения окруженной в Сталинграде армии Паулюса. Именно туда были направлены два первых четырехмоторных прототипа серии «В» для «боевых» испытаний.

Первый самолет до Восточного фронта вообще не долетел, поскольку над территорией Польши попал в сильный снегопад и в итоге разбился.

А вот второй четырехмоторный и четыре двухмоторных самолета летали в Сталинград вплоть до самой капитуляции 6-й армии. И получили самые лестные отзывы, поскольку конструкция машин позволяла им то, чего не могли другие самолеты: садиться без лыж где угодно.


Использовались «Многоножки» и в Арктике. Именно с помощью этих самолетов была осуществлена доставка на Шпицберген автоматической аппаратуры для сбора метеорологической информации. Для этого пришлось установить дополнительные топливные баки, но 5 тонн топлива позволили спокойно слетать из Банака (Норвегия) до Шпицбергена и обратно.

Летал Ar-232 и на остров Медвежий с тем же заданием. Причем экипаж умудрился засадить самолет в грязь по самые ступицы при посадке, но через сутки ударных земляных (точнее, грязевых) работ самолет смог взлететь и взять курс на базу.

Оценили самолет и наши специалисты. Один из летавших в Арктике Ar-232 совершил аварийную посадку неподалеку от села Куклово Архангельской области. «Многоножку», точнее, то, что от нее осталось, осмотрели специалисты НИИ ВВС РККА и по итогам выдали следующее заключение:

Немецкий четырехмоторный военно-транспортный самолет «Арадо-232» представляет собой свободнонесущий моноплан металлической конструкции с высоким расположением крыла и двухкилевым оперением, укрепленном на хвостовой балке. Самолет имеет два шасси: трехколесное убирающееся и многоколесное не убирающееся. Экипаж самолета состоит из пяти человек.

«Арадо-232» специально спроектирован для перевозки крупногабаритных грузов и вооружения, а также для воздушного десанта. Это обеспечивается наличием вместительного грузового отсека длиной 10 м при ширине 2,5 м и высоте 2 м, а также большими размерами грузового люка.

Осмотр остатков аварийного самолета "Арадо-232" дает некоторое представление о его конструкции. Сохранился фюзеляж самолета с хвостовой балкой, органы управления, часть оперения и крыльев.

В остекленной носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа. Сиденья двух летчиков размещаются рядом в передней части кабины. Непосредственно за ними укреплены сиденья стрелка-радиста и штурмана. Вся остальная часть фюзеляжа, отделенная от кабины пилотов перегородкой, представляет собой грузовой отсек.

Для входа в самолет служит дверь в левом борту фюзеляжа. Погрузка и выгрузка грузов производятся через заднюю часть фюзеляжа. По потолку грузового отсека проложен монорельс. По нему передвигается таль грузоподъемностью до 2000 кг. В полу и стенах отсека имеются ушки для крепления грузов. Для размещения десанта вдоль бортов грузового отсека укреплены откидывающиеся сиденья на 24 человека. Дюралевое хвостовое оперение с двумя килями прямоугольной формы укреплено на специальной балке.

Основное шасси — трехколесное, убирающееся в полете при помощи гидравлической системы. Стойки боковых ног служат гидравлическим домкратом для опускания самолета на многоколесное неубирающееся шасси и подъема на основное трехколесное шасси.

Дополнительное вездеходное шасси состоит из десяти пар колес с пружинной амортизацией, установленных под фюзеляжем вдоль оси самолета. Оно служит для посадки самолета на неподготовленные площадки. В этом случае боковые ноги основного шасси в укороченном положении являются боковыми опорами, предохраняющими самолет от сваливания на крыло.

Погрузка и выгрузка грузов производятся при стоянке самолета на многоколесном шасси, для этого передняя нога убирается, из стоек боковых ног стравливается давление, и они укорачиваются. Часть пола отсека откидывается на землю и образуется трап, а задняя стенка фюзеляжа поднимается к потолку грузовой кабины.

В результате образуется вход внутрь грузового отсека. После окончания загрузки все операции выполняются в обратной последовательности. Руление и взлет производятся на трехколесном шасси.

Бомбардировочного вооружения и броневой защиты самолет не имеет. Радиосвязь обеспечивается радиостанцией FuG-16 и дополнительной переносной рацией.

«Многоножки» отпахали всю войну, перевозя грузы туда, куда только было можно их послать. Снабжали в том числе окруженные советскими войсками группы немцев, эвакуировали кого было можно, но чем дальше к концу войны, тем сложнее все это было делать. Все-таки превосходство советский авиации становилось тотальным, а в таких условиях не полетаешь.


В 1944 году фирма «Арадо» предложила на рассмотрение Люфтваффе проект глубокой модификации самолета под названием Ar-432. Это был самолет в духе конца войны: смешанной конструкцией с деревянными внешними секциями крыла и хвостовым оперением. В рейхе становилось плохо с металлом, и любая экономия только приветствовалась.

Идея в Люфтваффе понравилась, и была дана команда приступить к постройке прототипа. А само серийное строительство Ar-432 было решено начать с октября 1944 года. Нет точных данных, были ли построены испытательные прототипы Ar-432, после войны было найдено несколько частично собранных узлов и агрегатов самолета на заводе в Егере.

Кроме создания Ar-432 под индексами Ar-532, 632 и Е.441, планировалось проектирование увеличенных в размерах версий этого самолета. Все они практически не отличались друг от друга и имели размах крыла 60 м, шесть двигателей и дополнительное шасси с 30 колесами.

Однако в декабре 1943 года пришло обескураживающее распоряжение от командования Люфтваффе: прекратить выпуск Ar-232 всех модификаций в пользу выпуска истребителей Fw-190.

Кроме того, на новые модели планировалось устанавливать двигатели BMW.801МА, которые шли на те же «Фокке-Вульфы».

Фактически это был приговор нашему герою. На деле получилось выпустить все 22 машины всех модификаций, что, конечно, совершенно не могло оказать даже мизерного влияния на ход войны.


Стоит отметить, что Ar-232 был отличной заменой Ju 52/3m. Он имел скорость на 70 км/ч выше, летел дальше, поднимал вдвое больше груза, взлетал и садился где угодно и был довольно прилично вооружен.

Ко всему прочему пилоты Ar-232 имели отличный обзор из кабины (более 200 градусов), погрузка и выгрузка техники и грузов была быстрой и удобной.

Именно с этого самолета в районе Смоленска были высажены два агента «Абвера» с мотоциклом, задачей которых было покушение на Сталина с помощью реактивного гранатомета «Панцеркнакке».

Можно смело утверждать, что первый в мире специализированный военно-транспортный самолет, способный действовать с неподготовленных взлетно-посадочных площадок, удался. Единственное, что убрало его со сцены, – это неминуемый крах Третьего рейха.

А самолет вышел весьма хороший, надо отдать должное фирме «Арадо». И многие подобные машины будущего строились с оглядкой на этот, может, и странный на вид, но весьма полезный самолет.


ЛТХ Ar.232b-0

Размах крыла, м: 33,50.
Длина, м: 23,60.
Высота, м: 5,70.
Площадь крыла, кв. м: 138,00.

Масса, кг:
— пустого самолета: 12 790;
— нормальная взлетная: 20 000.

Двигатели: 4 х BMW-Bramo-323 «Fafnir» х 1200.

Максимальная скорость, км/ч: 305.
Крейсерская скорость, км/ч: 288.
Практическая дальность, км: 1 300.
Максимальная скороподъемность, м/мин: 285.
Практический потолок, м: 6900.

Экипаж, чел.: 5.

Полезная нагрузка: 2000 кг груза и 8 пассажиров.

Вооружение:
— один подвижный 13-мм пулемет МG-131 в носу с 500 патронами;
— одна 20-мм пушка МG-151 в верхней башне;
— два 13-мм пулемета МG-131 с 500 патронами в задней установке.
56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    6 октября 2020 18:12
    Спасибо.Действительно хорошая машина.
  2. +6
    6 октября 2020 18:31
    Действительно интересный образец авиационной техники.
  3. +3
    6 октября 2020 18:33
    Компоновка передовая, но массовая отдача не высока даже в сравнении с Ю-52 - 15% у Юнкерса и 10 % у Арадо, у Дугласа ( и Ли-2) и вовсе за 20%
    1. +3
      6 октября 2020 19:27
      Это цена,за то что все время "таскать" 22 неубирающихся колеса.И вес и аэродинамика.Хотя мысль неплохая,сказать- транспортный самолет для спец заданий
      1. -1
        6 октября 2020 19:48
        Дак зачем "переплачивать" - можно было лыжу поставить.
        1. +5
          6 октября 2020 20:33
          Там,в статье,сказано,что даже стволы деревьев-не проблема.С лыжей врядли такое получилось.Точно-спец.самолет.
          1. +4
            6 октября 2020 20:38
            Всему то верить не надо что в статье написано, смотрите своими глазами. Ч.з. стволы деревьев шасси по любому будет сломано при посадке, а о взлете даже речи быть не может.
        2. 0
          7 октября 2020 06:32
          Цитата: mark1
          Дак зачем "переплачивать" - можно было лыжу поставить.

          Лучше гусеницу, тогда уж...
          1. +1
            7 октября 2020 07:06
            Вес, прежде всего вес. Лыжа легка и проста (не надо только воспринимать ее конструктив, как близкий к лыжам горнолыжника или охотника). Так то назначением колесиков было сохранение устойчивости самолета при погрузке-разгрузке а не для перемахивания ч.з. буреломы, но лыжа бы и с этим справилась. Чрезмерное количество огневых точек тоже отрицательно на общий вес влияет, гидропривод открывания-закрывания створок тоже излишество при столь небольшой г.п. Хвостовая балка в виде трубы не большого диаметра имеет малую прочность и подвержена вибрации, при грубой посадке может отломиться.
            1. +2
              7 октября 2020 07:52
              Цитата: mark1
              Лыжа легка и проста

              Проста? :) Ну, это смотря при каких размерах...
              (не надо только воспринимать ее конструктив, как близкий к лыжам горнолыжника или охотника).

              Вы это к чему?
              Так то назначением колесиков было сохранение устойчивости самолета при погрузке-разгрузке

              Смешно.
              при грубой посадке может отломиться.

              Да ну?! :))) Серьёзно? :)
              1. -1
                7 октября 2020 08:22
                Цитата: Avis
                Ну, это смотря при каких размерах...

                А что, размеры запредельные?
                Цитата: Avis
                Вы это к чему?
                А это к вам..
                Цитата: Avis
                Смешно.

                Почитайте описание, например Дэвида Дональда, друг мой смешливый.
                Цитата: Avis
                Да ну?! :))) Серьёзно? :)

                Ну не все же вам хиханьки, иногда бывает и серьезно
                1. -2
                  7 октября 2020 08:34
                  Цитата: mark1
                  Цитата: Avis
                  Ну, это смотря при каких размерах...

                  А что, размеры запредельные?
                  Цитата: Avis
                  Вы это к чему?
                  А это к вам..
                  Цитата: Avis
                  Смешно.

                  Почитайте описание, например Дэвида Дональда, друг мой смешливый.
                  Цитата: Avis
                  Да ну?! :))) Серьёзно? :)

                  Ну не все же вам хиханьки, иногда бывает и серьезно

                  Понятно. Просто треплешься.
                  1. -4
                    7 октября 2020 08:49
                    Вот и не трепись не зная темы.
                    1. +1
                      7 октября 2020 09:11
                      Цитата: mark1
                      Вот и не трепись не зная темы.

                      Ню-ню...
      2. +1
        8 октября 2020 08:25
        Не только + усиленное вооружение + механизация разгрузки
  4. +7
    6 октября 2020 18:35
    В 1944 году, на одной из версий "Арадо" в наш тыл были заброшены два агента немецкой разведки - Таврин, и Шилова с целью совершения покушения на Сталина. При пересечении линии фронта самолёт был обстрелян, повреждён и совершил вынужденную посадку. Таврин и Шилова с места посадки уехали на мотоцикле, который находился в этом же самолёте. Через некоторое время были задержаны, впоследствии Шилова согласилась принять участие в радиоигре, которая длилась почти до окончания войны. sad
    1. +1
      6 октября 2020 19:24
      Цитата: Radikal
      В 1944 году, на одной из версий "Арадо" в наш тыл были заброшены два агента немецкой разведки - Таврин, и Шилова с целью совершения покушения на Сталина. При пересечении линии фронта самолёт был обстрелян, повреждён и совершил вынужденную посадку. Таврин и Шилова с места посадки уехали на мотоцикле, который находился в этом же самолёте. Через некоторое время были задержаны, впоследствии Шилова согласилась принять участие в радиоигре, которая длилась почти до окончания войны. sad

      И всё равно расстреляли
      После ареста Петр Таврин и его жена Лидия Шилова находятся в тюрьме. Их используют в интересах советской разведки. В конце сентября 44-го в Германию отправлено первое донесение: "Прибыли благополучно. Начали работу". Последнее сообщение отправлено за месяц до капитуляции Германии. Приговор – расстрел – вынесен обоим только спустя семь лет после неудачной заброски, в 1952 году.
      Подробнее: https://www.m24.ru/articles/sovetskij-soyuz/14052014/44278?utm_source=CopyBuf
      1. 0
        7 октября 2020 00:56
        нашим военнопленным из котлов и приговоров не выносили. загнали в поле, колючкой отгородили и дохните как хотите. А эти пожили еще 7 лет на гособеспечении. странно, что не сразу в 45-м шлепнули, кормили столько лет
        1. 0
          7 октября 2020 12:15
          Цитата: ecolog
          нашим военнопленным из котлов и приговоров не выносили. загнали в поле, колючкой отгородили и дохните как хотите.

          странная параллель. И какую ценность "наши военнопленные" представляли для немецкой разведки в плане комбинационной игры? Они что, сплошь майоры Вихри и Кати Козловы были?
    2. +3
      6 октября 2020 19:55
      Цитата: Radikal
      Шилова согласилась принять участие в радиоигре, которая длилась почти до окончания войны

      Радиоигра длилась до апреля 1945, когда Центр перестал отвечать на сообщения "агента". Но вот сама игра продолжалась до расстрела диверсантов в 1951, поскольку [предположительно] органы надеялись, что бывшие союзники заинтересуются таким "сладким" вариантом готовой агентуры в Москве.
  5. +8
    6 октября 2020 18:37
    Все началась в середине 30-х годов прошлого века, когда начался авиастроительный бум. Командующие армиями по всему миру сообразили, какие выгоды сулит быстрая переброска войск на большие расстояния с помощью соответствующих самолетов
    Все началось в начале 20-х годов, когда британские военные поняли, какие выгоды сулит переброска войск с помощью соответствующих самолетов, особенно с учетом территории Британской империи.
    Поэтому в 1921 году появился первый специализированный транспортный самолет Vickers Vernon.

    Самолет вмещал 11 человек и имел дальность 510 км.
    А в 1923 Vickers Vernon из 45-й и 70-й эскадрилий Королевских ВВС перебросили по воздуху почти 500 военнослужащих в Киркук , Ирак, после того как город был захвачен курдами. Это была первая стратегическая переброска войск по воздуху.
    1. +5
      6 октября 2020 18:48
      До Ме 323, конечно, не дотягивает - другая весовая категория, а вот компоновка сыграла свою роль. В свое время мне довелось полистать альбом силуэтов самолётов вероятного противника 1950х годов издания, так там схожая компоновка встречалась как у американцев, так и французов. К сожалению, альбома сейчас под рукой нет, а память подробности опускает...
      1. +3
        6 октября 2020 18:52
        Между ними - 20 лет разницы. Для того времени - эпоха.
      2. +2
        6 октября 2020 19:05
        Цитата: Вождь краснокожих
        альбом силуэтов самолётов вероятного противника 1950х годов издания, так там схожая компоновка встречалась как у американцев, так и французов. К сожалению, альбома сейчас под рукой нет, а память подробности опускает...

        Врать только не надо. В 1940-60-ых похожим самолётом был только Си-82 (и его наследник Си-119), а также Nord 2500 Noratlas, но только при взгляде в профиль. На деле компоновка совсем другая, принципиально отличная от "арадо" из статьи.
        1. +2
          6 октября 2020 19:24
          Ну, и в чем мое враньё? Вы сами только что перечислили три похожие компоновки.
          И заметьте - я не говорил о полном подобии. Я просматривал альбом силуетов.
          Вот нашел обложку книги в интернете:
          1. +1
            6 октября 2020 19:43
            Цитата: Вождь краснокожих
            Ну, и в чем мое враньё? Вы сами только что перечислили три похожие компоновки.

            Во всём. Компоновки, повторяю, не похожи, они различаются кардинально: "арадо" не двухбалочный самолёт. Перечисленные мною самолёты похожи на него не больше, чем дельфины на акулу.
          2. +3
            6 октября 2020 19:55
            PS/
            И, если внимательно смотреть в указанную книжку (широко известную с 1980-ых годов), то прекрасно видно, что эти самолёты совсем другие.


            1. +4
              6 октября 2020 19:59
              Тут вы правы. Не спорю. Но о том, что память уже не та, я также написал. Так что прощения просим.
              1. +3
                6 октября 2020 20:15
                Цитата: Вождь краснокожих
                Тут вы правы. Не спорю. Но о том, что память уже не та, я также написал. Так что прощения просим.

                Ладно... Проехали.
              2. +2
                7 октября 2020 00:55
                Учитывая изначальный посыл и тон вашего комментария, к вам педантски предрались.
                Как к орфографическим ошибкам в написании комментария, типа делая вид "какой ужос, ужос"...
  6. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  7. +6
    6 октября 2020 19:09
    Два проекта были представлены в срок, то есть к осени 1939 года.
    Проектов было минимум три. И самый оригинальный был у Gerhard Fieseler Werke - Fieseler Fi 333.

    Проект предполагал самолет со сменными специализированными грузовыми кабинами. Подвесные кабины разрабатывались нескольких видов : для перевозки пассажиров, для транспортировки десанта, контейнер для топлива (предусматривалось создание в том числе самолёта-заправщика) или для перевозки различных грузов. Подобная концепция должна была ускорить оборотистость самолёта на земле,уменьшить время нахождения на аэродроме и ускорить доставку грузов : загруженные кабины должны были ожидать самолёт и оставалось только закрепить их под фюзеляжем.
    Для того времени концепция была слишком революционная и продолжения проект не получил.
  8. -2
    6 октября 2020 20:58
    Интересный и своеобразный самолет! До чего только эти немцы не додумались... Но наша Победа все-равно перечеркнула эти нацистские выпендрежи!
    1. -3
      6 октября 2020 22:33
      Но наша Победа все-равно перечеркнула эти нацистские выпендрежи!
      Отсутствие "выпендрежей", подобных германским, компенсировалось дополнительным количеством солдатских могил, сирот, вдов и других потерь.
      Поэтому эти "выпендрежи" СССР копировал после Победы еще много лет. Но для турбопатриотов это за гранью понимания.
      1. +1
        7 октября 2020 12:41
        Цитата: Undecim
        Отсутствие "выпендрежей", подобных германским, компенсировалось дополнительным количеством солдатских могил, сирот, вдов и других потерь.

        Тут как бы "формулку" неплохо привести было бы. А то возникает встречный вопрос: а сколько могил наплодили те вундервафли, которые немцы не смогли выпустить в необходимом и достаточном количестве? Просто в силу технической сложности "выпендрежей". По теме статьи - неужто 22 самолёта с грузоподъёмностью в 2 т (пусть и с уникальными в/п характеристиками) могли сделать погоду? И да, а когда немцы перестали выпускать "тётушку Ю", на смену которой вроде бы и должен был придти Ар-232?
        1. -2
          7 октября 2020 12:47
          Тут как бы "формулку" неплохо привести было бы
          Так приведите, что мешает?
  9. 0
    6 октября 2020 22:22
    Цитата: Вождь краснокожих
    Ну, и в чем мое враньё? Вы сами только что перечислили три похожие компоновки.
    И заметьте - я не говорил о полном подобии. Я просматривал альбом силуетов.
    Вот нашел обложку книги в интернете:

    Точно в интернете нашли, или может у вас за...терялась? На чердаке дачи. wink hi
    1. 0
      7 октября 2020 06:27
      Цитата: Radikal

      Точно в интернете нашли, или может у вас за...терялась? На чердаке дачи. wink hi

      Она есть в интернете целиком.
  10. -2
    7 октября 2020 00:36
    Читая такие статьи, понимаешь, насколько же немцы превосходили в техническом уровне Советский Союз. И ещё больше восхищаешься предками, которые смогли сломать эту вражескую машину
    1. -2
      13 октября 2020 00:31
      Нашёл чем восхищаться, наши за это заплатили 42 млн. жизней.
  11. -2
    7 октября 2020 08:36
    так вот откуда ан-14 пчелка появился!
    1. +1
      7 октября 2020 10:43
      Даже вообще не рядом.
      Зачем такую заведомую ерунду писать?
      Не буробили бы вы абы чего...
      1. 0
        7 октября 2020 10:45
        это была шутка. Но согласитесь, компоновка обеих машин имеет много общего.
        1. 0
          7 октября 2020 15:01
          Цитата: yehat2
          компоновка обеих машин имеет много общего.

          Не больше, чем Bf.109 и ЛаГГ. Даже меньше.
          "Арадо" свободнонесущий, Ан-14 — подкосный. Шасси у "арадо" убираются в мотогондолы, а у Ан-14 — не убирается вообще и прикреплено к фюзеляжу. У "арадо" к гондоле прикреплена хвостовая, а у Ан-14 — полноценный фюзеляж (пусть и суженный) до самого оперения.
  12. +3
    7 октября 2020 09:21
    Для взлетов и посадок с нормальных аэродромов самолет имел обычное трехстоечное шасси с носовым колесом.
    Для 30-х годов трехстоечное шасси само по себе было необычным . Много ли их тогда было ?
    1. +1
      7 октября 2020 15:07
      Цитата: sivuch
      Для взлетов и посадок с нормальных аэродромов самолет имел обычное трехстоечное шасси с носовым колесом.
      Для 30-х годов трехстоечное шасси само по себе было необычным . Много ли их тогда было ?

      А, ведь верно. :) Сейчас ромочка Вам отомстит — как минимум, удалит Ваш постинг.
  13. 0
    7 октября 2020 16:40
    еще один креатив "сумрачного гения"...
  14. 0
    9 октября 2020 01:33
    Автору спасибо, удивил)
  15. 0
    9 октября 2020 12:58
    C-82 Packet был выдающимся транспортным самолетом.


    Его дальнейшее развитие С-119 Flying Boxcar и С-120 Packplane привели к появлению всем известной схемы Fairchild C-123 Provider с задней подъемной рампой - которая стала примером для всеобщего подражания (например в Ан-8).


    А схема Арадо, более нигде не применялась, как и многоколесное шасси подобного типа не нашло постоянного применения.
  16. 0
    9 октября 2020 13:12
    Ar.232b имел один очень существенный недостаток - очень узкая хвостовая балка круглого сечения, была подвержена и поперечным, и продольным, и крутильным колебаниям.
    Подобная силовая схема крепления хвостового оперения, читается ошибочной, поскольку не позволяет обеспечить прочность и низкую массу конструкции.

    Гораздо более прочной и выгодной в весовом совершенстве, оказалась схема C-82 (двухбалочная двухкилевая -замкнутая силовая часть из развитых моторных гондол)
  17. +1
    9 октября 2020 13:24


    Вот Fairchild XC-120 - был с претензией на модульность.
    Вот это действительно оригинальная идея для того времени.
  18. 0
    12 октября 2020 19:30
    Роман, скажите, этот самолет учавствовал в заброске диверсантов в Казахстан? И вообще, очень интересно было бы услышать Ваше мнение по поводу той мутной истории.
  19. 0
    13 октября 2020 00:30
    Были у них и летающие лодки для заброски диверсантов в наш глубокий тыл для диверсий на железных дорогах. Но одну машину подбили наши из засады, смертельно ранив пилота, и он далеко не улетел.
  20. 0
    13 октября 2020 10:18
    Цитата: ua1osm
    Нашёл чем восхищаться, наши за это заплатили 42 млн. жизней.

    У вас проблемы с пониманием прочитанного.
  21. 0
    17 октября 2020 19:07
    Я не специалист в транспортной авиации Третьего Рейха, но вставка про мотоцикл, Панцеркнакке и т.д. приводит к мысли, что и про самолёт может быть весь материал херня какая-то.
  22. 0
    21 октября 2020 08:44
    Несколько лет назад,я ездил на заброшенное урочище копать по старине,почему то стало попадаться много дюралевой обшивки с самолёта.Странно подумал я,местные жители недалёко раздербанили какой то самолёт? На большом камне лежал механизм из многих никелированных рычагов.Короче,позже выяснил у местных жителей это был немецкий самолёт, именно "Арадо",который доставил Шилова-Таврина.Обшивка серого цвета.
    Место приземления находится между двух деревень, точно мог показать местный житель.
    1. 0
      22 октября 2020 23:32
      Смысл моего поста.. Есть фото AR-232, .. когда команда самолёта разбежалась ,на три группы,они много чего секретного закопали по ходу в лесу. Часть команды взяли в плен,а других перебили.Там надо искать( чего они успели закопать), любые свидетельства тех событий . Итоги этой знаменитой операции НКВД будут подтверждены.Места там тихии.