Гибель и слава. Последний поход подлодки Щ-317

87

"Щ-317" на военно-морском параде. Ленинград, 1939 г. Фото War-book.ru

В 1942 г. подводные силы Балтийского флота оказались в сложном положении. Выход на боевую службу затруднялся наличием береговых батарей, минных заграждений, противолодочных кораблей и патрульной авиации. Однако и в таких условиях подводники решали боевые задачи и совершали подвиги. Так, летом в свой последний боевой поход отправилась подлодка «Щ-317» капитан-лейтенанта Николая Константиновича Мохова.

Лодка и ее командир


Средняя дизельная подлодка «Щ-317» проекта «Щука» X серии начала службу в составе Балтфлота осенью 1936 г. Осенью и зимой 1939-40 гг., во время Советско-финской войны, она совершила два боевых похода, однако не имела контактов с вражескими судами и не смогла открыть свой боевой счет.



Гибель и слава. Последний поход подлодки Щ-317

Капитан-лейтенант Н.К. Мохов. Фото Rg.ruZ

На момент нападения гитлеровской Германии «Щ-317» находилась в г. Таллин на среднем ремонте. Вскоре началась эвакуация, и техническую готовность восстановили только в Кронштадте. В конце сентября начался очередной поход, вновь безрезультатный. Следующая служба стартовала в начале ноября и вскоре закончилась. Из-за плохой организации боевой работы лодка попала под «дружественный огонь» и была вынуждена вернуться в Кронштадт для ремонта.

Будущий командир лодки «Щ-317» Н.К. Мохов (1912-1942) в то время был командиром 9-го учебного дивизиона подлодок, оснащенного «Малютками». На этой должности Мохов получил негативную характеристику: командование отмечало, что высокую требовательность к подчиненным он чередует едва ли не с панибратством. Имелись и иные претензии к дисциплине. Вследствие этого 16 января 1942 г. капитан-лейтенанта Мохова понизили в должности, поставив командиром подлодки «Щ-317».


Подводники с "Щ-317" занимаются обслуживанием пушки, начало 1942 г. Фото Sovboat.ru

Вероятно, такая должность больше устраивала Н. Мохова, и он быстро проявил себя с лучшей стороны. В тяжелейших условиях первой блокадной зимы в Ленинграде он смог организовать подчиненных и смежников и провести необходимый ремонт своей лодки. Как отмечалось в наградных документах, «Щ-317» первой в своей бригаде подготовилась к боевым действиям в 1942 г.

В конце весны корабль был готов к выходу в море и охоте на вражеские суда. Для этого на борту было 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата с боезапасом из 10 торпед калибра 533 мм.

Подлодка в походе


Целью подводной кампании Балтийского флота в 1942 г. являлось нарушение морских перевозок противника. Транспорты на Балтийском море решали задачи снабжения группы армий «Север», а также обеспечивали поставки финских и шведских ресурсов. Все эти суда, а также корабли прикрытия следовало топить.


Транспорт Argo - первая цель "Щ-317". Фото Sovboat.ru

В ночь на 6 июня подлодка «Щ-317» под командованием Н. Мохова вышла из Ленинграда и направилась в Кронштадт. Уже этот переход был связан с трудностями. Южный берег Финского залива был занят противником, и подлодка рисковала попасть под обстрел артиллерии и авиации. К счастью, ее не заметили.

Завершив подготовку, поздним вечером 9 июня подводники вышли из Кронштадта и направились к о. Лавенсари (ныне о. Мощный), где находилась передовая база. Первую часть пути, до Шепелёвского мыса, из-за малой глубины пришлось преодолевать в надводном положении. Противник несколько раз замечал подлодку и начинал обстрел – к счастью, безрезультатно. Пройдя мыс, «Щ-317» погрузилась и добралась до Лавенсари без происшествий.


Пароход Ada Gorthon - цель второй успешной атаки. Фото Sovboat.ru

Для выхода на назначенную боевую позицию и на оперативный простор по установленному маршруту подлодке предстояло преодолеть два немецких минных заграждения. Южнее и восточнее о. Гогланд, между островом и южным берегом залива, находилось заграждение Seeigel («Морской еж»). Это заграждение включало несколько тысяч якорных мин, расположенных в 8-12 рядов с разными промежутками и на разных глубинах.

Западнее Таллина залив перекрывало заграждение Nashorn («Носорог»). На этот раз подводникам мешали шесть линий из нескольких сотен мин. В составе обоих заграждений имелись неконтактные донные мины, мешавшие проходу под якорными.

Преодоление заграждений оказалось крайне сложным мероприятием. Лодке приходилось идти на максимально допустимой глубине, чтобы не попасть на якорные мины. При этом нельзя было приближаться ко дну – во избежание срабатывания донных. На путь от Гогланда за пределы «Носорога» у «Щ-317» ушло около трех суток.

Подводники в бою


16 июня «Щ-317» первой из подлодок Балтфлота сообщила о выходе на боевую позицию. Любопытно, что это сообщение перехватила немецкая радиоразведка – но командование не придало ему значения. Немцы считали свои заграждения достаточно надежными, чтобы ни одна советская подлодка не могла прорваться в открытое море.


Эсминец HMS Ehrensköld, противник в бою 1 июля. Фото Wikimedia Commons

В тот же день подводники заметили финский транспорт Argo с грузом минеральных удобрений. Сделав необходимые расчеты, Н. Мохов выполнил стрельбу и поразил цель – и записал на свой боевой счет первое судно на 2513 брт. На сигнал бедствия с «Арго» пришел шведский пароход Ulla. Советские подводники попытались атаковать его, но промахнулись.

18 июня вблизи о. Готланд заметили судно Orion (2405 брт), под датским флагом возившее шведскую руду в Германию. Последовавшая атака оказалась частично успешной. Торпеды попали в цель, команда покинула пароход, но тот не затонул. Через несколько дней его привели в ближайший порт. Следующей целью «Щ-317» стал рудовоз Ada Gorthon (2400 брт), обнаруженный 22 июня вблизи о. Эланд. Судно и груз отправились на дно. 25 июня провели еще одну атаку, потопив неустановленное судно на 2500-2600 брт.

1 июля в том же районе обнаружен пароход Galeon в сопровождении эсминца HMS Ehrenschiöld ВМС Швеции. «Щ-317» отстрелялась торпедами и выдала себя; эсминец попытался применять глубинные бомбы. Обе атаки оказались неудачными – противники разошлись и потеряли друг друга. 4 июля подводники безуспешно атаковали легкий транспорт Fortuna, а 6 июля вновь подверглись атаке сами. Эсминец HMS Nordenskjöld нанес лодке некоторые повреждения, но она осталась на позиции.


Судно Otto Cords - 966 брт к боевому счету "Щ-317". Sovboat.ru

8 июля в перископ капитан-лейтенанта Мохова попал германский транспорт Otto Cords (966 брт). Судно пошло на дно вместе с грузом. Вероятно, в следующие дни имели место новые атаки, но безуспешные.

10 июля «Щ-317» сообщила командованию об израсходовании боекомплекта, потоплении пяти судов и скором возвращении домой. Это была последняя радиограмма – более лодка на связь не выходила. Через несколько дней в документах отразили: подлодка погибла при переходе с боевой позиции на базу. Погибший экипаж был представлен к наградам. Командир удостоился ордена Ленина (посмертно).

Гибель и память


В течение нескольких десятилетий обстоятельства гибели «Щ-317» и ее экипажа оставались неизвестными. Высказывались версии об атаке со стороны надводных кораблей, береговой артиллерии или самолетов противника. Также под подозрением были два минных заграждения на пути к базе.



Фрагмент представления Н.К. Мохова к награде из базы "Подвиг народа"

Все стало ясно только несколько лет назад. В июне 2017 г. на дне Финского залива между островами Гогланд и Большой Тютерс были найдены останки затонувшей подлодки. Весной следующего года экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» установила, что это была «Щ-317». В преддверии Дня победы на корабле закрепили доску в память о 41 погибшем подводнике.

Местоположение и характерные повреждения подлодки прояснили обстоятельства ее гибели. «Щ-317» успешно прошла через заграждение Nashorn и преодолела большую часть Seeigel. На последней линии «Морского ежа» подлодка зацепила мину – с фатальными последствиями.

Подводные успехи


В июне-июле 1942 г., за 30-40 дней боевой службы подводники с «Щ-317» использовали все 10 положенных торпед и провели несколько атак, в т.ч. пять успешных – как указывалось в радиограмме. Для того времени это были значительные успехи. Подводники Балтийского флота сталкивались с различными трудностями, и далеко не каждый поход завершался хотя бы одним потопленным судном.


Останки "Щ-317" на дне. Фото Wikimedia Commons

На боевом счету капитана-лейтенанта Н.К. Мохова и его «Щ-317» три подтвержденных судна суммарно почти на 5900 брт. Еще одно судно на 2405 брт атаковали и поразили, но не потопили. Пятая успешная атака пока не получила подтверждения. Хотя прочие торпедные стрельбы были безуспешными и имеют место споры об одной из удачных атак, в целом показатели подлодки «Щ-317» весьма примечательны.

Первый и последний боевой поход капитан-лейтенанта Мохова завершился трагедией. Однако до этого подлодка «Щ-317» и ее экипаж успели наглядно показать германскому флоту, что Балтийской флот и его подводные силы рано списывать со счетов. Они по-прежнему являли собой серьезную силу, способную действовать и наносить урон в самых сложных условиях, невзирая на блокаду, минные заграждения и корабли охранения.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

87 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    14 октября 2020 07:16
    Геройская ПЛ. Низкий поклон...

    Руководство БФ ничего не смогло противопоставить минной блокаде , запершей его на три года, увы.
  2. +6
    14 октября 2020 07:20
    Светлая память героям..
  3. +1
    14 октября 2020 07:29
    [quote] ...шведский пароход Ulla. ... судно Orion (2405 брт), под датским флагом [quote]
    [quote]... 1 июля в том же районе обнаружен пароход Galeon в сопровождении эсминца HMS Ehrenschiöld ВМС Швеции. «Щ-317» [/quote]
    [quote] ... провели еще одну атаку, потопив неустановленное судно на 2500-2600 брт. [/quote]
    [quote]... подводники безуспешно атаковали легкий транспорт Fortuna,Эсминец HMS Nordenskjöld нанес лодке некоторые повреждения [/quote]
    [quote] ...22 июня в 3-4 милях от Нора Мёклебю (восточное побережье Эланда) пошло на дно шведское судно «Ада Гортон» в 2.399 брт с грузом железной руды для Германии. Пароход ушел под воду в течение минуты. 14 членов команды, в том числе и капитан судна, погибли. Восьмерым морякам удалось продержаться на воде, пока их не подобрали рыбаки [/quote]
    Ну, и что получается? Из всех потопленных и атакованных судов только один немец. Все остальные нейтралы. Да, возили немцам руду, да, поступали очень нехорошо и правильно сделали, что их утопили. Но почему германских подводников в таких же ситуациях называют военными преступниками? Тогда уж давайте будем честными и пиратов будем называть пиратами, и это нисколько не умаляет их вклада в общее дело.
    P.S. Знаю, что сейчас минусов накидают -- валяйте, только без излишней патетики и уряканья.
    1. +2
      14 октября 2020 08:21
      oper_1974
      Как мы топили шведов. 1942 год.
      А. Почтарев "Цена взаимных отступлений от принципов".
      "Уничтожать все транспорты и неприятельские военные корабли, за исключением военных кораблей шведского флота, атаки которых запрещаются"
      Стокгольм отреагировал на инцидент нотой своего МИД, а командование шведских ВМС ввело в данном районе эскортирование своими боевыми кораблями гражданских судов, плававших там под любым флагом, самолеты же шведских ВВС начали ежедневное патрулирование над своими терводами.
      Hарком ВМФ на ноту отреагировал приказанием воздержаться от атак шведских транспортов и уже 25 июня соответствующая радиограмма была направлена на подводные лодки в море. Однако, по всей видимости, на Щ-317 ее по какой-то причине не получили, а установить это сейчас не представляется возможным, поскольку лодка на базу не вернулась.
      Предполагается, что она еще две недели оставалась в том районе, так как шведские архивы содержат данные о безуспешной торпедной атаке здесь подводной лодкой транспорта "Галеон" 1 июля и о первом в ходе второй мировой войны бомбометании, проведенном по ней шведскими кораблями спустя час, а также о неудачной подводной атаке их миноносца 4 июля и еще о двух разнесенных на 6 часов по времени в бомбометаниях по неизвестной ПЛ.
    2. +14
      14 октября 2020 08:39
      без патетики --видели детей-дистрофиков и понимали кто работает на рейх и зарабатывает на войне
      нейтралы -условные
      1. +4
        15 октября 2020 06:03
        "Щ-317, самая эффективная “Щука” Балтфлота: история, поиск, идентификация"
        СОСТОЯНИЕ ЛОДКИ НА ДНЕ
        Лодка лежит курсом 80. Без кренов, с дифферентом на нос, таким образом, что нос погрузился в грунт чуть выше ватерлинии, а корма приподнята над грунтом так, что кормовые горизонтальные рули находятся на уровне грунта, частично видны винты. Корпус лодки полностью цел, кроме разбитых стекол рубки и погнутых антенных стоек. Верхний рубочный люк закрыт. Зенитный перископ опущен и повернут на нос. Командирский перископ приподнят на метр, и его линза развернута в сторону острова Большой Тютерс. Репитер гирокомпаса с закрытыми защитными крышками, машинный телеграф поверхностного хода, ручки которого стоят в положении «стоп». По бортам мостика находятся вертлюги для зенитных пулеметов. Оба орудия лодки 21-К находятся в походном положении, стволы заткнуты дульными пробками, прицелы сняты. Винторулевая группа лодки частично доступна для осмотра. Кормовые горизонтальные рули находятся в положении «ноль». Руль направления в положении «ноль». Носовые горизонтальные рули осмотру не доступны. Аварийные буи на лодке отсутствуют, места их расположения заварены. Аварийные люки закрыты.

        ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОСМОТРА
        Исходя из осмотра остова подводной лодки Щ-317 можно сделать следующие выводы: Форсируя минное поле «Зееигель», не имея информации о наличии в этом месте вражеского минного поля, командир лодки, вероятно, принял решение подвсплыть под перископ для уточнения своего местоположения по островам Тютерс и Гогланд. Щ-317 задела немецкую большую противокорабельную мину EMC из минной линии «Зееигель 3», одной из последних линий, которой оставалось преодолеть лодке. Мина, имевшая вес ВВ 250 кг и снабженная свисающей вниз вдоль минрепа антенной (которая подрывала мину при касании корпусом лодки минрепа), взорвалась над носовой частью Щ-317.
        От повреждений, полученных от взрыва, лодка провалилась на грунт носом вперед. Часть экипажа, вероятно, выжила после подрыва, но предельная для лодки глубина в почти 80 м не позволила экипажу эффективно бороться за живучесть лодки или покинуть ее.

        Вечная Память.....
    3. +9
      14 октября 2020 08:56
      Цитата: Морской Кот
      Да, возили немцам руду

      кстати говоря, КБФ утопил за всю войну, емнип, всего десяток транспортов шведов. А немцы - 270. Потому что шведы половину своего торгового тоннажа предоставили в распоряжение союзников.
      Цитата: Морской Кот
      Тогда уж давайте будем честными и пиратов будем называть пиратами, .

      Уважаемый Кот, искать какую-то мораль в идеологии подводной войны вообще глупо, кмк. Этический вопрос был закрыт ещё в ПМВ.
      1. +2
        14 октября 2020 09:02
        Этический вопрос был закрыт ещё в ПМВ.

        Вы имеете в виду Валентинера и компанию?
        Да я и не искал там никакой морали, просто надоело -- там преступники, здесь герои -- а делали одно и то же.
        Что до передачи шведами своего торгового тоннажа союзникам, это Вы Антивирусу объясните, у него шведы
        нейтралы -условные
        smile
        1. -2
          14 октября 2020 09:18
          Цитата: Морской Кот
          Что до передачи шведами своего торгового тоннажа союзникам, это Вы Антивирусу объясните, у него шведы
          нейтралы -условные

          не буду. Если он завёл шарманку про "детей-дистрофиков" - диалога не получится. В его представлении, так полагаю, наши подводники перед атакой на одинокий свейский рудовоз сурово пишут краской на торпедах "получи, шведская гадина, за блокаду Ленинграда!" ))
          1. -2
            14 октября 2020 09:30
            Ну и правильно, не имеет смысла связываться.
        2. 0
          14 октября 2020 10:38
          Что до передачи шведами своего торгового тоннажа союзникам, это Вы Антивирусу объясните, у него шведы

          Сколько "обломилось тонн" для СССР?
          1. +1
            14 октября 2020 13:31
            Цитата: hohol95
            Сколько "обломилось тонн" для СССР?

            Глупый вопрос.
            СССР "обломилось" то, что зафрахтованный в 41-ом Британией шведский торговый тоннаж использовался в числе прочего и в союзнических конвоях. Этого мало?
            1. 0
              14 октября 2020 18:21
              Глупый вопрос.
              СССР "обломилось" то, что зафрахтованный в 41-ом Британией шведский торговый тоннаж использовался в числе прочего и в союзнических конвоях. Этого мало?

              Названия судов будут приведены?
            2. +1
              14 октября 2020 19:16
              13 августа 1940 года U 60 потопила шведское судно «Нильс Гортон». Хотя пароход нёс флаг нейтрального государства, он был в английском фрахте и перевозил груз леса из Канады в Великобританию. «Нильс Гортон» был торпедирован у входа в Северный канал и стал первым судном, потопленным Шнее в должности командира подводной лодки.

              Шведские суда перевозившие грузы для Третьего Рейха были зафрахтованы или же их команды выполняли рейсы по собственному желанию на свой страх и риск?
              По шведской доброте душевной...
            3. +3
              14 октября 2020 19:23
              1941 год
              транспорт «Rydboholm» (3,197брт), конвой OB-290, потоплен 26 февраля 1941 U-47 (ком.: Guher Prien)
              транспорт «Japan» (5,230брт), конвой OB-310, потоплен 4 мая 1941 U-38 (ком.: Heinrich Liebe)
              транспорт «Korshamn» (6,673брт), конвой HX-112, потоплен 16 марта 1941 U-99 (ком.: Otto Kretschmer)
              транспорт «Liguria» (1,751брт), конвой OB-302, потоплен 29 марта 1941 U-46 (ком.: Engelbert Endrass)
              транспорт «Calabria» (1,277брт), конвой SL-76, потоплен 22 июня 1941 U-141 (ком.: Philipp Schüler)
              транспорт «Norita» (1,516брт), конвой OG-69, потоплен 28 июля 1941 U-203 (ком.: Rolf Mützelburg)
              транспорт «Garm» (1,231брт), конвой SC-42, потоплен 11 сентября 1941 U-432 (ком.: Heinz-Otto Schultze)
              транспорт «Scania» (1,999брт), конвой SC-42, потоплен 11 сентября 1941 U-202 (ком.: Hans-Heinz Linder )
              Эти конвои шли в СССР?
              1942 год
              А эти?
              транспорт «Yngaren» (5,246брт), конвой HX-168, потоплен 12 января 1942 U-43 (ком.: Wolfgang Lüth)
              транспорт «Tolken» (4,471брт), конвой ONS-92, потоплен 13 мая 1942 U-94 (ком.: Otto Ites)
              транспорт «Hammaren» (3,220брт), конвой OS-36, потоплен 22 августа 1942 U-507 (ком.: Harro Schacht)
              транспорт «Suecia» (4,966брт), конвой SC-95, потоплен 16 августа 1942 U-596 (ком.: Gunter Jahn)
              транспорт «Blankaholm» (2,845брт), конвой TAW-13, потоплен 18 августа 1942 U-553 (ком.: Karl Thurmann)
              1943 год
              транспорт «Neva» (1,456брт), конвой UR-59, потоплен 22 января 1943 U-358 (ком.: Rolf Manke)
              транспорт «Milos» (3,058брт), конвой SC-121, потоплен 9 марта 1943 U-530 (ком.: Kurt Lange)
              транспорт «Vaalaren» (3,406брт), конвой HX-231, потоплен 5 апреля 1943 U-229 (ком.: Robert Schetelig)
              1945 год
              транспорт «Magne» (1,226брт), конвой FS-1756, потоплен 14 марта 1945 U-714 (ком.: Hans-Joachim Schwebcke)
              1. -1
                14 октября 2020 20:38
                Это Вы к чему этот список?
                1. 0
                  14 октября 2020 20:44
                  Просто так. Укажите хоть один конвой шедший в СССР в этом списке!
                  1. -1
                    14 октября 2020 22:18
                    и что это меняет?
                    1. +5
                      15 октября 2020 08:03
                      Хочу увидеть хоть один шведский пароход зашедший с грузом в порт СССР во время Великой Отечественной.
                      И не надо из шведов делать "белых и пушистых агнцев".
                      Знали они о риске и от него не отказывались. За это и деньги получали от немцев. Так они страну свою "берегли от оккупации". А истинный нейтрал никому и ничего вообще не должен был продавать! И войска через свою территорию пропускать. А шведы это делали и не высказывали претензий !
                      1. -4
                        15 октября 2020 09:34
                        Хочу увидеть хоть один шведский пароход зашедший с грузом в порт СССР во время Великой Отечественной.

                        и что изменит зашедший именно в порт СССР?
                        А истинный нейтрал никому и ничего вообще не должен был продавать!

                        Должен был отдавать бесплатно?smile
                        Бывало и так. До декабря 1941 года.
                        Нейтралитет предусматривает, что торговать с воюющими сторонами нужно на одинаковых условиях вообще-то.
                      2. +1
                        15 октября 2020 16:31
                        Пропуск солдат воюющей армии по своей территории то-же допускается нейтралитетом?
                      3. -2
                        16 октября 2020 08:44
                        Нет, не допускается.
                        Как и пропуск вспомогательного крейсера Корморан для нападений на торговые суда с нарушением Гаагской конвенции в другой нейтральной стране.
                        Но нет ничего идеального в этом мире.
                        hi
                      4. +1
                        17 октября 2020 00:12
                        Нет, не допускается.
                        Как и пропуск вспомогательного крейсера Корморан для нападений на торговые суда с нарушением Гаагской конвенции в другой нейтральной стране.
                        Но нет ничего идеального в этом мире.

                        СССР объявлял о своём нейтралитете?
                      5. -3
                        15 октября 2020 10:43
                        Цитата: hohol95
                        А истинный нейтрал никому и ничего вообще не должен был продавать!

                        это с какого такого перепугу? Нейтралы имеют право беспрепятственно вести торговлю с воюющими странами, фрахтовать их суда и выступать фрахтовщиком для перевозки своих грузов и заниматься перевозкой дозволенных грузов, принадлежащих собственникам воюющих держав. Кто отменял положения Парижской декларации?
                      6. +1
                        15 октября 2020 16:33
                        Кто отменял положения Парижской декларации?

                        Там есть статья о разрешении нейтральным странам пропускать через своё воздушное пространство авиацию воюющей армии?
                      7. +3
                        15 октября 2020 16:51
                        Если войска одной из воюющих сторон окажутся на территории нейтрального государства, оно обязано интернировать их и разместить вдали от театра военных действий.

                        Правовой режим нейтралитета в воздушной войне не урегулирован специальными соглашениями. На воздушную войну распространяются общие правила нейтралитета. Воздушное пространство над территорией нейтрального государства неприкосновенно. Запрещены пролеты через него летальных аппаратов воюющих сторон, преследование противника или вступление в бой. Приземлившиеся военные самолеты задерживаются, экипаж интернируется до конца войны. Воюющие стороны нс вправе транспортировать через воздушное пространство нейтрального государства войска и военное имущество. Допускается транспортировка на самолетах больных и раненых.

                        В 1942 году шведское воздушное пространство пересекали 1434 немецких «курьерских» самолета в различных направлениях.
                        Нейтральное государство обязано не допускать снаряжения и вооружения любого судна и его выхода из территориальных вод, если есть основания полагать, что оно примет участие в боевых действиях.

                        Швеция также выполнила немецкий заказ на поставку 45 рыболовецких траулеров для последующего переоборудования их в военные катера.
                        Arbetarrorelsens arkiv. P. A. Hansson, vol. 8, b. 106—110.
                        Фараго Л. Игра лисиц. С. 495.
                      8. +1
                        15 октября 2020 16:51
                        Нейтралитет в морской войне регулируется XIII Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных государств в случае морской войны.
              2. Комментарий был удален.
    4. +6
      14 октября 2020 09:01
      Цитата: Морской Кот
      Тогда уж давайте будем честными и пиратов будем называть пиратами, и это нисколько не умаляет их вклада в общее дело.

      Все познается в сравнении. При бомбардировке немецких городов сколько сотен тысяч немцев, гражданских, погибло? И цель была - именно гражданских. Зажигательными бомбами. А японские города, которые сжигались теми самыми же зажигательными бомбами и ядерным оружием. Города, с гражданскими лицами.
      Но историю пишет победитель, потому немцы и японцы были средоточием зла, а союзники - ангелы в белых одеждах.
      1. -5
        14 октября 2020 17:02
        Цитата: sevtrash
        Все познается в сравнении. При бомбардировке немецких городов

        не надо про бомбардировки и союзников. На борту Гойи из 7 тыс. пассажиров 2/3 были гражданские беженцы. Выжило менее 200 человек. Коновалов - герой?
        1. +5
          14 октября 2020 18:48
          Будем "Гойю" сравнивать с советскими судами потопленных германской авиацией и катерами?
          И подводниками на Севере?
          Или заключённые и женщины с детьми погибшие 17 августа 1942 года (расстрел каравана судов у Матвеева острова (из 328 человек было спасено 23 человека) хуже утонувших бюргеров бегущих от "пархатых большевистских орд".
          Не надо лить "горячее" на могилы...
          1. -2
            14 октября 2020 19:09
            Цитата: hohol95
            Не надо лить "горячее" на могилы...

            так и не лейте. Не я начал лепить тут банальности типа
            Цитата: sevtrash
            Все познается в сравнении.

            Гибель "Гойи" единогласно считается крупнейшей морской катастрофой 20-го века, но прямой её виновник, тем не менее - герой. Парадоксальные моральные стандарты.
            Цитата: hohol95
            хуже утонувших бюргеров

            вообще-то, оперировать категориями "хуже-лучше" тут не уместно.
            1. +4
              14 октября 2020 19:11
              Гибель "Гойи" единогласно считается крупнейшей морской катастрофой 20-го века, но прямой её виновник, тем не менее - герой. Парадоксальные моральные стандарты.

              Кто загрузил беженцев на военное судно?
              С того и спрос!
              1. -2
                14 октября 2020 19:30
                Цитата: hohol95
                Кто загрузил беженцев на военное судно?
                С того и спрос!

                да это понятно - спрос всегда с побеждённого, не поспоришь.
                1. +5
                  14 октября 2020 20:43
                  Вы наверно в перископ ПЛ пуговицы на кителе капитана корабля разглядите в сплошном тумане...
                  1. -7
                    14 октября 2020 21:18
                    А я что, писал где-то, что Коновалову или Маринеско следовало отказаться от атак. ?
                    Просто несколько сдержаннее, полагаю, надо быть в оценках их побед,учитывая послезнание. А не заниматься сочинением фуфла про 'личного врага Гитлера' и натягиванием совы на глобус с 'уничтоженной элитой подплава третьего рейха'',а мирняк, мол - просто случайные мешочники, сами виноваты, что вскочили на подножку.
        2. -2
          20 октября 2020 23:42
          Да, Герой! ВСЕ корабли врага должны были быть потоплены. И если враг отправлял мирняк на военном транспорте, то это его проблемы и ошибка.
      2. +4
        14 октября 2020 22:20
        все познается через существовавшие тогда правила ведения войны.
        Бомбардировки городов по Гаагской конвенции 1907 года- допустимый и законный способ ведения войны.
        это запретили уже позже, по результатам Второй мировой.
    5. +4
      14 октября 2020 11:36
      Цитата: Морской Кот
      Ну, и что получается? Из всех потопленных и атакованных судов только один немец. Все остальные нейтралы. Да, возили немцам руду, да, поступали очень нехорошо и правильно сделали, что их утопили. Но почему германских подводников в таких же ситуациях называют военными преступниками? Т

      1.Какие ..."нейтралы"?

      ФИНСКИЙ теплоход, ДАТСКИЙ пароход-это прямые противники.

      2. Согласно решениям союзников (т.е. международного права) была абсолютно официально введена морская блокада Германии, траспортировка грузов, в т.ч. и железной руды, считалась КОНТРАБАНДОЙ со всеми вытекающими.

      Цитата: Морской Кот
      Но почему германских подводников в таких же ситуациях называют военными преступниками?

      Да не в таких, а за атаки ПАССАЖИРСКИХ судов и уничтожение их команд и пассажиров.
      1. +3
        14 октября 2020 13:16
        Цитата: Ольгович
        Какие ..."нейтралы"?

        время зря тратите на очередного русофоба request
      2. -2
        14 октября 2020 13:29
        Ну, Андрей, нашли Вы себе здесь друга и единомышленника -- поздравляю. laughing
      3. -5
        14 октября 2020 15:45
        Цитата: Ольгович
        1.Какие ..."нейтралы"?

        ну ладно, допустим, "Арго" тащил калийные удобрения из Любека в Турку, груз стратегически важнейший, война без него никак, хорошо, Финляндия - враг, пустили на дно. Ну а на хрена шведскую "Уллу", которая пришла на помощь терпящим бедствие, надо было пытаться торпедировать??? Только не надо песен, что командир "не знал, не опознал, флага не видел" и прочее.То есть, спасающего моряков нейтрала торпедировать - это нормально?
        "Ада Гортон" ушла на дно в течение минуты - восемь моряков барахтались в воде - да и фиг с ними, "нехай дохнут". Повезло им - рыбаки подобрали полуживых. Командир ПЛ помощь не оказал. Ну и, разумеется, всё, что эскортировалось шведскими ЭМ ему было не по зубам - одиночек расстреливать сподручнее и безопаснее, это логично.
        Так что - хватит двойных стандартов, что волки Дёница - все трусливые мерзавцы и преступники, а наши - сплошь герои с нимбом благородства. Подводная война не вписывается в эти тупые лекала.
        Не оскорбляйте своими оценками людей в отсеках.
        1. -3
          14 октября 2020 15:55
          "Ада Гортон" ушла на дно в течение минуты - восемь моряков барахтались в воде

          Товарищ Лунин с Свереного флота в отношении норвежских рыбаков похлеще дела делал (да еще и предельно неудобно засветился) и ничего, геройский флер не испортил. Война была абсолютно неограниченная, с редкими проблесками проявлений человечности.
        2. 0
          14 октября 2020 18:49
          Что по вашему означает нейтралитет страны в войне?
        3. -2
          15 октября 2020 02:50
          Так что - хватит двойных стандартов, что волки Дёница - все трусливые мерзавцы и преступники, а наши - сплошь герои с нимбом благородства. Подводная война не вписывается в эти тупые лекала.
          Не оскорбляйте своими оценками людей в отсеках.

          Именно это я и пытался объяснить, но если люди не хотят понимать, то им уже ничего не докажешь. hi
        4. +3
          15 октября 2020 06:53
          Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
          Так что - хватит двойных стандартов, что волки Дёница - все трусливые мерзавцы и преступники, а наши - сплошь герои с нимбом благородства. Подводная война не вписывается в эти тупые лекала.

          А НАШИ, в отличии от ваших, действительно Герои.
          Вы примерами бросаетесь и вставляете их в равные по своим задачам условия. Но условия могут быть разными. Начните с 1941. Кто был агрессором? Чьи войска под Ленинградом? Чья руда (и т.п.) уносит жизни ваших родственников и друзей? Кто защищает СВОЮ Родину?
          Поставьте себя в те условия, и после этого спрогнозируйте ваши действия.
          Насчет шведского парохода "Ulla". Вы с уверенностью заявляете, основываясь только на то, что написано в статье, а где конкретика? Кто где, в каком рапорте доложил - " Атаковал теплоход "Ulla" идущего под нейтральным флагом с целью уничтожить. "?
          Как вариант: торпедировали «Арго», который после первой атаки был ещё на плаву, промахнулись. И попробуйте данную версию опровергнуть.
          Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
          восемь моряков барахтались в воде - да и фиг с ними, "нехай дохнут".
          - вы в подводной лодке были? Вы представляете себе какие каюты у плавсостава подводной лодки? Сходите хотя бы на экскурсию, что бы иметь представление о возможностях размещения и питания в автономном плавании дополнительных членов экипажа... У вас получится срыв боевой задачи - досрочное оставление места боевого дежурства.

          Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
          Не оскорбляйте .... людей в отсеках.

          Вот именно - не оскорбляйте!!!
        5. +4
          15 октября 2020 07:25
          Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
          Ну и, разумеется, всё, что эскортировалось шведскими ЭМ ему было не по зубам - одиночек расстреливать сподручнее и безопаснее, это логично.

          Лжете:
          1 июля в том же районе обнаружен пароход Galeon в сопровождении эсминца HMS Ehrenschiöld ВМС Швеции. «Щ-317» отстрелялась торпедами
          Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
          Ну а на хрена шведскую "Уллу", которая пришла на помощь терпящим бедствие, надо было пытаться торпедировать??? Только не надо песен, что командир "не знал, не опознал, флага не видел" и прочее.То есть, спасающего моряков нейтрала торпедировать - это нормально?

          Руду перевозить нельзя-см. правила блокады Германии
          Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
          Повезло им - рыбаки подобрали полуживых. Командир ПЛ помощь не оказал.

          Как не оказал? Не убил-значит, оказал.

          Так что - хватит двойных стандартов, что волки Дёница - все трусливые мерзавцы и преступники, а наши - сплошь герои с нимбом благородства. Подводная война не вписывается в эти тупые лекала.

          Преступления нацистов подводников давно общепризнаны ВСЕМИ в мире.

          Наших таковыми не признал НИКТО: доходит разница, не?

          Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
          Не оскорбляйте .... людей в отсеках.

          belay fool
          Что за бред?
          1. -7
            15 октября 2020 10:22
            Цитата: Ольгович
            Лжете:
            1 июля в том же районе обнаружен пароход Galeon в сопровождении эсминца HMS Ehrenschiöld ВМС Швеции. «Щ-317» отстрелялась торпедами

            Ну, отстрелялась - и что? Результат-то какой? Эскорт её отогнал? Я и говорю - не по зубам сопровождаемые суда - что не так?.

            Цитата: Ольгович

            Руду перевозить нельзя-см. правила блокады Германии

            Да брось ты, Ольгыч, какие ещё "правила", не смеши уже. "Правила" пишутся исключительно для того, чтобы их нарушать. Нет ничего более эфемерного, чем декларации великих держав. Ок, смотрим:
            что там было в Парижской декларации 1956 года (формулировка, кстати, России) - в случае войны на море нейтральные страны имеют право беспрепятственно вести торговлю с воюющими странами, фрахтовать их суда для перевозки своих грузов и заниматься перевозкой дозволенных грузов, принадлежащих собственникам воюющих держав, так?
            Ладно, далее - Лондонская декларация 1909-го ввела категории абсолютной и условной контрабанды, хорошо, допустим.
            Эти же две декларации, кстати, регламентируют и морскую блокаду.
            Всё весьма витиевато, но в целом понятно и может быть худо-бедно принято в качестве стандарта.
            Но все "мирные" декларации проверяются войной, как известно. Первая мировая ожидаемо похерила всё - каждая морская держава издала свои инструкции в отношении блокадных правил - французы, итальянцы, американцы, немцы - кто во что горазд и в свою, разумеется, пользу.
            Ну а контрабанда.....Британия в 1916-ом отказалась от Лондонской декларации и заявила, что у неё свои списки. Германия это сделала годом ранее.
            Так что - не надо про "правила". Первое правило - никаких правил. И, кстати, отчего же тогда после потопления Ады Гортон в шведских ТВ советский ТАСС поспешил выступить с опровержением типа #ихтамнет - к потоплению не причастны, наших лодок нет, а то, что фрагмент нашей торпеды - да ХЗ, как она у Эланда оказалась, сами в шоке.


            Цитата: Ольгович
            Преступления нацистов подводников давно общепризнаны ВСЕМИ в мире.


            да ладно, кем "всеми"? Кригсмарине признано МВТ преступной организацией? Нет? Экка расстреляли - поделом, да. Больше ни одного доказанного случая "преступлений" нет. Наезд Моррисона на Бауэра (U-126)? Опровергнуто. Бродде (U-209) в инциденте у Матвеева острова? Ни одного архивного документа, ни следствия, ничего. Кроме, конечно, тяжёлого бреда двух "историков" Афанасьева и Тониной, сочинивших под тяжёлыми галюциногенами "мемуары Генриха Шульце", которых нет в природе.
            1. -5
              15 октября 2020 11:05
              Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
              что там было в Парижской декларации 1956 года

              1856-го, конечно. Опечатка.
          2. -5
            15 октября 2020 16:31
            Цитата: Ольгович
            Не оскорбляйте .... людей в отсеках.


            Что за бред?

            Бред, Ольгыч - это лубок типа "Первый после бога".
            1. +2
              16 октября 2020 09:18
              Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
              Бред, Ольгыч - это лубок типа "Первый после бога".

              , бред, Абзацыч, вот это:
              Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
              Не оскорбляйте .... людей в отсеках.
              ,

              кого и где ...."оскорблили"? belay
        6. -1
          20 октября 2020 23:45
          Представляю капитан всплывает выходит и приглашает барахтающихся в воде: "Соизвольте подняться на борт, если вы нейтралы".
          1. -2
            21 октября 2020 08:19
            У Вас довольно скудное воображение. Лучше не пытайтесь что-нибудь представить.
    6. +3
      14 октября 2020 13:13
      Цитата: Морской Кот
      и пиратов будем называть пиратами,

      экая у вас каша в голове - пираты это морские бандиты! hi

      Цитата: Морской Кот
      без излишней патетики и уряканья.

      а зачем? не в коня корм bully
      1. -2
        14 октября 2020 13:28
        У меня в голове головной мозг, а вот что у Вас. это ещё вопрос из вопросов.
        1. 0
          14 октября 2020 13:31
          Цитата: Морской Кот
          У меня в голове головной мозг, а вот что у Вас. это ещё вопрос из вопросов.

          вы себе откровенно льстите, что хорошо видно из низкопробного уровня ваших сообщений... request
          что до меня, то объективно на моем фоне вы малограмотный диваноармеец, впрочем я не готов открыть инкогнито для ущемления вашего самолюбия по банальной причине - зачем метать бисер перед... hi
          1. -3
            14 октября 2020 13:43
            Потрясающее самомнение замешанное на убогости слога. Успокойтесь, Ваше инкогнито вряд ли кого-то заинтересует. tongue
          2. -1
            14 октября 2020 13:45
            Цитата: DrEng527
            то объективно на моем фоне

            минуточку, милейший. Вы ещё ни одной внятной мысли не выдали в этой ветке, чтобы говорить о каком-то Вашем фоне. Но очень резво перешли на личности. Вам есть, что сказать по сабжу?
            1. 0
              14 октября 2020 14:07
              Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
              минуточку, милейший.

              вы разве в кабаке? laughing
              Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
              Вы ещё ни одной внятной мысли не выдали в этой ветке, чтобы говорить о каком-то Вашем фоне

              научитесь читать, а лучше понимать текст... hi
              Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
              Вам есть, что сказать по сабжу?

              если не секрет - вы на каком языке изъясняетесь? теперь более понятно, что вы не смогли понять текст на русском... request
              впрочем дам вам 2ой шанс из вежливости:
              Цитата: DrEng527
              Цитата: Морской Кот
              и пиратов будем называть пиратами,
              экая у вас каша в голове - пираты это морские бандиты!
  4. -4
    14 октября 2020 08:25
    а 6 июля вновь подверглись атаке сами. Эсминец HMS Nordenskjöld нанес лодке некоторые повреждения, но она осталась на позиции..

    ГБ повредили топливные цистерны, по пятнам соляра шведы решили, что убили "щуку".
    На последней линии «Морского ежа» подлодка зацепила мину – с фатальными последствиями.

    Вообще-то, последняя версия - Щ-317 убил ГБ шведский ЭМ "Стокхольм". До этого была версия о подрыве на мине 15 июля и добитии лодки финскими минзагом, сторожевиком и самолётом.
    1. +2
      15 октября 2020 09:34
      Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
      Вообще-то, последняя версия - Щ-317 убил ГБ шведский ЭМ "Стокхольм".

      Кроме Вики чем нибудь пользуетесь? "Последние известия" у вас явно устарели.
      30 апреля 2018 года
      Состоялось погружение и идентификация Щ-317. Место гибели существенно отличается по месту, от места якобы уничтоженной ЭМ "Стокхольм" Щ-317 .
      Объекты, которые нашла Разведывательно-водолазная команда К. Богданова:
      2012 год – подводные лодки П-1 "Правда" и С-5;
      2013 год – подводная лодка С-9 и линейный корабль "Лефорт";
      2014 год – транспорт "Вайндло", парусники XIX века, МКТ Т-387, бронетранспортный крейсер "Паллада", подводная лодка "Акула", миноносец Т18, тральщики "Взрыв" и "Проводник";
      2015 год – подводные лодки Щ-324, Щ-306 и М-95;
      2016 год – Щ-408 "Балтийский варяг";
      2017 год – подводные лодки Щ-406 и Щ-320;
      2018 год – эсминцы "Прямислав" ("Калинин") и "Новик" ("Яков Свердлов"), подводные лодки С-12, Щ-405 и Щ-317.
      1. -5
        15 октября 2020 10:25
        поменял местами версии, да) Предпоследняя.
  5. +5
    14 октября 2020 10:17

    Финский минный заградитель Ruotsinsalmi.

    Финский сторожевой катер «VMV-6».
    По одной из версий 15 июля 1942 года эти два корабля финских ВМС глубинными бомбами потопили подводную лодку "Щ-317".
    1. 0
      14 октября 2020 10:41
      Цитата: Undecim
      По одной из версий 15 июля 1942 года эти два корабля финских ВМС глубинными бомбами потопили подводную лодку "Щ-317".

      дополню:
      бомбер СБ из состава LeLv6 (6-я морская эскадрилья). На таком экипаж л-та Терлса участвовал в потоплении Щ-317 совместно с указанными Вами судами.

      Эмблема эскадрильи - белая утка с чёрной бомбой в лапах в жёлтом кольце.
      1. +8
        14 октября 2020 10:56
        Последняя версия, которую я нашел - это подрыв на германской якорной мине типа ЕМС С.

        Якорная система позволяла применять эти мины на всей акватории Балтийского моря с минимальными глубинами до 6,5 м. Установка на заданное углубление осуществлялась автоматически с поверхности, штерто-грузовым способом. Углубление мины могло составлять от 60 до 0,5 м, то есть они могли применяться против мелкосидящих тральщиков. Минимальный минный интервал 130 м, время приведения в боевое состояние 10–15 минут. Существовало несколько модификаций мин типа ЕМС, в том числе антенные и с индивидуальной противотральной защитой. Последняя представляла из себя стальную гофрированную трубку КА длиной 27,3 м, насаженную на верхнюю часть минрепа. При захвате резаком трала трубка не перерезалась им, а силой трения смещалась кверху, вследствие чего замыкался контакт, соединенный с запальным стаканом, и мина взрывалась электрическим током, поступавшим от специальной батареи.
        Предполагается, что лодка могла зацепить противоминную защиту минрепа при попытке всплытия на перископную глубину.
        1. +1
          14 октября 2020 11:32
          Все версии имеют право быть)
          но лично мне "минная" представляется наиболее предметной. Поисковики утверждают, что буквально рядышком друг с другом лежат три "щуки" - 320, 406 и 317. Они уверены, что все лодки стали жертвами "Морского ежа", хотя, как грица - #ноэтонеточно.
          Щ-320 Вишневского - три версии: германские корабли ПЛО, мина, торпеда финской ПЛ Ику Турсо
          Щ-406 Осипова - три версии: финский минзаг «Риилахти", германский "Арадо-196", мина.
          ну, и по Щ-317 версии были выше.
          И так практически по всем ПЛ КБФ.
          Вообще, "минная" версия исключается лишь в абсолютно доказанных случаях - как, например, с Щ-305 Сазонова, тараненной финской ПЛ «Ветехинен», или с С-7 Лисина, торпедированной той же «Ветехинен».
  6. +1
    14 октября 2020 10:34
    Балтика - суп с клецками, в котором могут поместиться только специальные разведывательно-диверсионные подлодки водоизмещением меньше "Малютки", а также сторожевики водоизмещением 500 тонн и менее. Для поражения надводных целей существуют ракетные войска и авиация.

    Но история учит, что наших бравых военморов ничего не научит: они ударными темпами строят очередной Балтфлот с фрегатами, корветами и "Вашавянками" - типа надо жить кучеряво и проводить парады на Неве am
    1. +5
      14 октября 2020 10:45
      Российская Газета
      02.10.2020
      Тральщик Балтийского флота обезвредил в Финском заливе 12 мин
      Тральщик Балтийского флота "Александр Обухов" обнаружил и обезвредил в Финском заливе 12 мин времен Великой Отечественной войны.

      10 якорных и 2 донные.
      При этом тральщик должен был проводить учебное траление.
      И при этом экипаж наткнулся на настоящие мины.
    2. 0
      14 октября 2020 12:13
      Цитата: Оператор
      Для поражения надводных целей существуют ракетные войска и авиация.

      речь, на минутку, о Второй мировой. Какие, нафиг, "ракетные войска"?
      Цитата: Оператор
      Балтика - суп с клецками, в котором могут поместиться только специальные разведывательно-диверсионные подлодки водоизмещением меньше "Малютки"

      и зачем они были бы нужны в 1942-ом? Боевых пловцов под рудовозы подвозить?
      1. -1
        14 октября 2020 12:32
        Вообще-то я говорил о сегодняшнем БФ.
        1. 0
          14 октября 2020 12:44
          Цитата: Оператор
          Вообще-то я говорил о сегодняшнем БФ.

          да как-то упоминание "малютки" слабо коррелирует с "сегодняшним БФ")
          Цитата: Оператор
          а также сторожевики водоизмещением 500 тонн и менее.

          это МАКи имеете в виду? Или вооще 4-ый ранг?
    3. +2
      14 октября 2020 12:35
      Цитата: Оператор
      Балтика - суп с клецками, в котором могут поместиться только специальные разведывательно-диверсионные подлодки водоизмещением меньше "Малютки", а также сторожевики водоизмещением 500 тонн и менее.

      А немцы-то и не знали - строя свои "205" и "206" как раз для Балтики. smile
      1. -9
        14 октября 2020 12:39
        Я противник рабского копирования, особенно зарубежных косяков.
        1. +2
          14 октября 2020 13:34
          Цитата: Оператор
          Я противник рабского копирования

          поза, конечно, красивая, но что сказать-то этим хотите?
          1. -2
            14 октября 2020 13:35
            См. мой коммент от 10:34.
            1. -1
              14 октября 2020 13:36
              Цитата: Оператор
              См. мой коммент от 10:34.

              а при чём тут
              Цитата: Оператор
              рабское копирование

              кого рабски копируем?
              1. -2
                14 октября 2020 13:39
                Забугорье, вестимо.

                Слава Богу, в последнее время начали копировать (пытаться) нас - ГКР, НПА, КПБ.
  7. +1
    14 октября 2020 14:22
    Получается вот такая статистика:
    Потопила 3 (5824 брт) и повредила 1 (2405 брт) судно противника (+26):
    1. Транспорт «Арго» (Финляндия, 1892) 16.06.42 (2513 брт, 98,5х13,47х6,22 м, 8,5 уз)(груз- калийная соль)(+9)
    2. Транспорт «Орион» (Дания) 18.06.42 (2405 брт)(в балласте)(сильно поврежден)(+3)
    3. Транспорт «Ада Гортон» (Швеция, 1917) 22.06.42 (2405 брт, 89х13,4х6,1 м, 9 уз)(груз- железная руда)(+14/2)
    4. Транспорт «Отто Кордс» (Германия, 1910) 8.07.42 (906 брт, 70,6х10,3х3,7 м, 13 уз)
  8. +1
    14 октября 2020 14:49
    Из-за плохой организации боевой работы лодка попала под «дружественный огонь» и была вынуждена вернуться в Кронштадт для ремонта.

    3 ноября 41-го лежала на грунте у Гогланда. Услышали шум винтов, начали всплытие. Выдал воздушный пузырь, советский сторожевик (а наверху оказался он) забросал ГБ. Получили повреждения, всплыли, были обстреляны из орудия (15 снарядов 45мм). В результате меткой стрельбы советских артиллеристов пробит ПК в районе 28-29 шпангоутов (пробоина 1.5 м выше ватерлинии). Возгорание во 2-ом отсеке. Повреждена запасная торпеда. Из-за КЗ в цепи освещения выключились батарейные автоматы. Погас свет. При входе в бухту Суркюля дизелисты, перепутав задний ход с передним, посадили лодку на камни. Получила дополнительные повреждения подводной части корпуса.
    Никто из экипажа не пострадал.
    1. 0
      15 октября 2020 07:41
      А чего минусим?
      Не вписывается в героическую матрицу?
      Ну, тут уж - что было, то было.
    2. 0
      15 октября 2020 10:39
      Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
      3 ноября 41-го лежала на грунте у Гогланда. Услышали шум винтов, начали всплытие. Выдал воздушный пузырь, советский сторожевик (а наверху оказался он) забросал ГБ. Получили повреждения, всплыли, были обстреляны из орудия (15 снарядов 45мм).

      Тут все вопросы к тем, кто планировал переход ПЛ совместно с КОН на Ханко с присоединением оной ПЛ к КОН только в районе Гогланда. Как охранение КОН должно было отличить свою ПЛ от вражеской, чтобы допустить свою ПЛ к КОН?
      Естественно, что, обнаружив неопознанную всплывающую ПЛ, экипаж МО-4 сначала отбомбился (под перископ всплывает - будет стрелять), затем отстрелялся, и лишь после получения опознавательных прекратил огонь.
      Причём это был не единичный случай - ЕМНИП, в 1942 г. группа МО-4, встречавшая возвращающуюся ПЛ, точно так же, не получив опознавательных, отбомбилась по ней и донесла в штаб о потоплении вражеской ПЛ. Подводники, от греха подальше, покинули район встречи - и вернулись на следующие сутки. На этот раз они успели дать опознавательный - и выслушали красочные рассказы, как вчера охотники топили вражескую ПЛ. smile
      1. 0
        15 октября 2020 11:02
        Бывает.
        Даже Кречмера свои не узнали у Бергена в июне 1940-го. Шарнхорст своей арадой чуть не угробил будущую "звезду")
  9. +3
    14 октября 2020 14:54
    Через несколько дней его привели в ближайший порт. Следующей целью «Щ-317» стал рудовоз Ada Gorthon (2400 брт), обнаруженный 22 июня вблизи о. Эланд. Судно и груз отправились на дно.


    Опровержение ТАСС
    Газета "Кр. Звезда" от 11.07.1942г.
    ))
    Никаких подводных лодок....
  10. 0
    14 октября 2020 15:35
    Про подводную войну на Балтике есть интересная автобиографическая книга командира п/л Л-3 капитана 1 ранга П.Д.Грищенко "Схватка под водой".
  11. Комментарий был удален.
  12. 0
    15 октября 2020 19:43
    Цитата: hohol95
    Не понятно к чему, но за раскопанные факты +! В конце концов мы здесь ищем правду. Пропаганда тоже важна, но, увы, часто они далеки друг от друга...
  13. 0
    15 октября 2020 19:44
    Цитата: hohol95
    1941 год
    транспорт «Rydboholm» (3,197брт), конвой OB-290, потоплен 26 февраля 1941 U-47 (ком.: Guher Prien)
    транспорт «Japan» (5,230брт), конвой OB-310, потоплен 4 мая 1941 U-38 (ком.: Heinrich Liebe)
    транспорт «Korshamn» (6,673брт), конвой HX-112, потоплен 16 марта 1941 U-99 (ком.: Otto Kretschmer)
    транспорт «Liguria» (1,751брт), конвой OB-302, потоплен 29 марта 1941 U-46 (ком.: Engelbert Endrass)
    транспорт «Calabria» (1,277брт), конвой SL-76, потоплен 22 июня 1941 U-141 (ком.: Philipp Schüler)
    транспорт «Norita» (1,516брт), конвой OG-69, потоплен 28 июля 1941 U-203 (ком.: Rolf Mützelburg)
    транспорт «Garm» (1,231брт), конвой SC-42, потоплен 11 сентября 1941 U-432 (ком.: Heinz-Otto Schultze)
    транспорт «Scania» (1,999брт), конвой SC-42, потоплен 11 сентября 1941 U-202 (ком.: Hans-Heinz Linder )
    Эти конвои шли в СССР?
    1942 год
    А эти?
    транспорт «Yngaren» (5,246брт), конвой HX-168, потоплен 12 января 1942 U-43 (ком.: Wolfgang Lüth)
    транспорт «Tolken» (4,471брт), конвой ONS-92, потоплен 13 мая 1942 U-94 (ком.: Otto Ites)
    транспорт «Hammaren» (3,220брт), конвой OS-36, потоплен 22 августа 1942 U-507 (ком.: Harro Schacht)
    транспорт «Suecia» (4,966брт), конвой SC-95, потоплен 16 августа 1942 U-596 (ком.: Gunter Jahn)
    транспорт «Blankaholm» (2,845брт), конвой TAW-13, потоплен 18 августа 1942 U-553 (ком.: Karl Thurmann)
    1943 год
    транспорт «Neva» (1,456брт), конвой UR-59, потоплен 22 января 1943 U-358 (ком.: Rolf Manke)
    транспорт «Milos» (3,058брт), конвой SC-121, потоплен 9 марта 1943 U-530 (ком.: Kurt Lange)
    транспорт «Vaalaren» (3,406брт), конвой HX-231, потоплен 5 апреля 1943 U-229 (ком.: Robert Schetelig)
    1945 год
    транспорт «Magne» (1,226брт), конвой FS-1756, потоплен 14 марта 1945 U-714 (ком.: Hans-Joachim Schwebcke)

    Не понятно к чему, но за раскопанные факты +! В конце концов мы здесь ищем правду. Пропаганда тоже важна, но, увы, часто они далеки друг от друга...
    1. 0
      15 октября 2020 22:04
      Это к тому - подавали ли шведы ноты протеста в Третий Рейх за потопление своих судов?
      Хоть и зафрахтованных британцами! Шли то они под своим, шведским флагом!
      Ответов с противоположной стороны "беседы" НЕТ!
      И советские моряки топили суда шедшие в Третий Рейх. И потопили всего около 10 судов! А протесты шведы слали с завидной регулярностью.
      А вот немцы постарались на славу... А от шведской стороны ни одного "выхлопа".
  14. +1
    16 октября 2020 16:01
    Цитата: hohol95
    Это к тому - подавали ли шведы ноты протеста в Третий Рейх за потопление своих судов?
    Хоть и зафрахтованных британцами! Шли то они под своим, шведским флагом!
    Ответов с противоположной стороны "беседы" НЕТ!
    И советские моряки топили суда шедшие в Третий Рейх. И потопили всего около 10 судов! А протесты шведы слали с завидной регулярностью.
    А вот немцы постарались на славу... А от шведской стороны ни одного "выхлопа".

    Шведьи ставили минние поля по просбе Германии и ни одно минное поле по просбе СССР.
    Правда на их мин, которие они ставили по просбе Германии, утонуло по ошибке 3 немецких минзага, но ето часто бивает.
    Дениц судили за расстрел моряков потоплених судов находящихся в спасательних шлюпках. И самое главное - его судили потому что рейх войну проиграл. Он должен бил сам себе харакири сделат для сохранение чести. Капитан уходит вместе со своим кораблем а он бил гросадмирал

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»