Индустрия танковой брони. Советские достижения предвоенного периода

56

Источник: t34inform.ru

В ожидании войны


Проблемы с танковым производством в Советском Союзе 20-30-х годов, связанные прежде всего с неготовностью промышленности, отчасти объяснялись отставанием броневой отрасли. К началу 1932 года только два предприятия из запланированных четырех могли выплавлять и прокатывать броню. Это были ижорский и мариупольский заводы. По причине чрезмерно высоких требований к скорости производства (это было приметой того времени) данные заводы хронически отставали от планов. Так, на одном из старейших предприятий страны, ижорском заводе в городе Колпино, за год смогли освоить только 38% плана, а в Мариуполе на заводе имени Ильича – всего одну четверть. Во многом это было связано с производством сложной цементированной гетерогенной брони, которую в нашей стране умели делать еще с 1910 года. Подобный сорт брони требовался для противостояния остроголовым снарядам и пулям, чего обычная гомогенная средней и низкой твердости не обеспечивала. На то время цементированная броня делилась на два сорта: низкоотпущенная односторонне цементированная с достаточной твердой тыльной стороной и во втором варианте — с тыльной стороной средней твердости. В основном для производства подобных «бутербродов» требовалась хромомолибденовая и хромоникельмолибденовая сталь, требовавшая дефицитных импортных ферросплавных присадок. Основным легирующим элементом этих сталей являлся хром (1,5–2,5%), способствующий интенсивному науглероживанию и достижению высокой твердости цементированного слоя после закалки. Попытка использования для цементированной стали взамен импортного хрома отечественного марганца и кремния дали отрицательный результат. При легировании марганцем выявилось, что сталь склонна к росту зерна при температуре цементации (920–950 градусов Цельсия), особенно при длительных выдержках, необходимых для цементации на большую глубину. Исправление перегретого при цементации науглероженного слоя представляло значительные трудности и было связано с необходимостью применения многократной перекристаллизации, что вызывало значительное обезуглероживание цементированного слоя и поводки листов, а также экономически было нерентабельно. Тем не менее, до начала 30-х годов цементированная броня находила применение как в авиации, так и в танкостроении. В самолетах бронелисты толщиной до 13 мм были цементированные, как танковая броня до 30 мм. Были также разработки пулестойкой 20-мм цементированной брони, которые дальше экспериментальных разработок не пошли. Такая броня однозначно должна была быть массовой, что требовало просто гигантских ресурсов на освоение производства.


Выплавка брони для Т-34 в военное время на заводе №183. Источник: t34inform.ru

Несмотря на такие сложности с производством цементированной брони, из неё практически полностью изготавливался корпус танка Т-28. Но постепенно отечественная промышленность отказывалась от технологий цементирования бронелистов, во многом по причине крайне высокого брака. Учитывая планы производства, которые требовали правительство и профильные наркоматы, это было совсем неудивительно. Первым на новую броню перешел ижорский завод, освоив выплавку высокотвердой хромо-кремнисто-марганцовистой брони «ПИ». В Мариуполе освоили гетерогенную марганцевистую «МИ». Страна постепенно переходила на собственный опыт проектирования брони. До этого времени он основывался на иностранных технологиях (преимущественно британских). Отказ от цементирования брони заставил при неизменной бронестойкости делать листы толще. Так, вместо 10- и 13-мм цементированной брони корпус Т-26 приходилось варить из 15-мм листов ижорской стали «ПИ». В этом случае танк тяжелел на 800 килограммов. Надо отметить, что переход с дорогой цементированной стали на относительно низкозатратные технологии гомогенной брони оказались очень кстати в военное время. Если бы этого не произошло в предвоенные годы, освоение выплавки и проката дорогостоящих сортов брони было бы маловероятно с учетом эвакуации предприятий в 1941-1942 годах.



С предвоенных лет главную роль в поиске и исследованиях новых типов брони играл «Броневой институт» ЦНИИ-48, который сейчас известен как НИЦ «Курчатовский институт» — ЦНИИ КМ «Прометей». Коллектив инженеров и ученых ЦНИИ-48 определял магистральные направления отечественной индустрии брони. В последнее десятилетие перед войной серьезным вызовом стало появление за рубежом бронебойной артиллерии калибров от 20 до 50 мм. Это заставило разработчиков искать новые рецептуры варки танковой брони.

Рождение 8С


Заменить цементированную броню, устойчивую к остроголовым снарядам и пулям на легкой и средней бронетехнике, можно только высокотвердой сталью. И это с успехом освоили отечественные металлурги. Из брони высокой твердости толщиной 8 и 10 мм изготавливали корпуса бронеавтомобилей БА-10, легких танков Т-60 (толщина брони 15 мм, лобовой — 35 мм), Т-26 (толщина брони 15 мм) и, конечно, средних танков Т-34 (толщина брони 45 мм). У немцев также в приоритете была высокотвердая броня. Фактически вся броня (начиная с касок пехотинцев и заканчивая авиационными защитными конструкциями) со временем стала высокой твердости, заменив цементированную. Пожалуй, только тяжелые КВ могли себе позволить броню средней твердости, но за это пришлось расплачиваться большей толщиной листов и конечной массой танка.

Настоящим венцом творчества отечественных металлургов стала бронесталь 8С, основа противоснарядной защиты танка Т-34. Надо отметить, что производство брони 8С в предвоенные годы и период Великой Отечественной войны представляло собой два серьезно различающихся процесса. Даже для предвоенной промышленности Советского Союза производство 8С было сложными и дорогим процессом. Успешно его освоить смогли лишь в Мариуполе. Химический состав 8С: С – 0,22-0,28%, Mn – 1,0-1,5%, Si — 1,1-1,6%, Cr – 0,7-1,0%, Ni – 1,0-1,5%, Mo – 0,15-0,25%, P – менее 0,035% и S – менее 0,03%. Для выплавки требовались мартеновские печи емкостью до 180 тонн, разливающие будущую броню в относительно небольшие изложницы по 7,4 тонны каждая. Раскисление жидкого сплава (удаление лишнего кислорода) в печи производилось затратным диффузным способом с применением углерода или кремния. Готовый слиток из изложницы доставали и прокатывали с последующим медленным охлаждением. В дальнейшем будущую броню снова нагревали до 650-680 градусов и охлаждали на воздухе: это был высокий отпуск, призванный придать стали пластичность и снизить хрупкость. Только после этого можно было подвергать листы стали механической обработке, так как последующая закалка и низкий отпуск при 250 градусах делали её слишком твердой. Фактически после финальной процедуры закалки с 8С сложно было что-то сделать, кроме как сварить из нее корпус. Но и здесь были фундаментальные трудности. Значительные внутренние сварочные напряжения, возникающие вследствие низкой пластичности металла брони 8С, особенно при невысоком ее качестве, приводящие к образованию трещин, которые часто увеличивались с течением времени. Трещины вокруг швов могли образовываться даже через 100 дней после изготовления танка. Это стало настоящим бичом танкостроения Советского Союза в годы войны. А в довоенный период самым действенным способом предотвращения образования трещин при сварке брони 8С являлось применение предварительного местного подогрева зоны сварки до температуры 250-280 градусов. Для этой цели в ЦНИИ-48 были разработаны специальные индукторы.

Индустрия танковой брони. Советские достижения предвоенного периода
"Завод имени Ильича. Разливка стали". Автор Н. К. Бендрик, 1937 год. Источник: pinterest.com



Источник: t34inform.ru

8С не являлась единственной маркой стали для изготовления брони Т-34. Где была возможность, ее меняли на другие, более дешевые сорта. В предвоенное время в ЦНИИ-48 разработали конструкционную броню 2П, производство которой серьезно экономило электроэнергию и упрощало прокат листов. Химический состав 2П: С – 0,23-0,29%, Mn – 1,2-1,6%, Si — 1,2-1,6%, Cr – менее 0,3%, Ni – менее 0,5%, Mo – 0,15-0,25%, P – менее 0,035% и S – менее 0,03%. Как видно, основная экономия заключалась в дефицитных никеле и хроме. В то же время для 2П оставались неизменными очень жесткие допуски по наличию фосфора и серы, что, конечно, было сложнодостижимым, особенно в военное время. Несмотря на все упрощения, конструкционная броня из стали 2П все же подвергалась термической обработке – закалке и высокому отпуску, что существенно загружало термическое оборудование, необходимое для термической обработки более ответственных броневых деталей танков, а также значительно увеличивало цикл производства. В ходе войны специалисты ЦНИИ-48 сумели разработать технологии получения аналогичных сталей, производство которых освобождало ресурсы под основную броню 8С.

Продолжение следует…
56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    15 октября 2020 05:31
    Спасибо Евгений за статью hi очень интересно...довелось поработать термистом...очень тяжелый труд ...не каждому под силу ....поэтому могу представить себе все то что вы описали.
    Жду продолжения.
    1. 0
      15 октября 2020 19:37
      Раз уж вы в теме поясните пожалуйста. Высокий отпуск упоминаемый в статье это отжиг на современном сленге?
      1. +2
        17 октября 2020 10:26
        Нет. Отжиг и отпуск разные процессы
        Отжиг представляет собой операцию термической обработки, заключающуюся в нагреве стали, выдержке при данной температуре и последующем медленном охлаждении вместе с печью[i][/i]. В результате отжига образуется устойчивая структура, свободная от остаточных напряжений.
        Отпуск – это технологический процесс, суть которого заключается в термической обработке закалённого на мартенсит металла либо сплава, основными процессами при котором являются распад мартенсита, рекристаллизация и полигонизация. Проводится с целью снятия внутренних напряжений, для придания материалу необходимых эксплуатационных и механических свойств. Производиться нагревом до температуры ниже критической и последующем охлаждением в вакууме или воздухе. При высоком отпуске сталь получает наилучшее сочетание механических свойств, повышение прочности, пластичности и вязкости, поэтому высокий отпуск стали после закалки ее на мартенсит назначают для кузнечных штампов, пружин, рессор и деталей, подверженных действию высоких напряжений (например, осей автомобилей, шатунов двигателей).
        1. 0
          17 октября 2020 12:45
          Получается разница в температуре нагрева и условий остывания. Спасибо огромное.
  2. +18
    15 октября 2020 05:50
    Никогда не думал, что про броню читать интересно!
    Спасибо огромное, Евгений!
    Всем доброго дня, Коте!
    1. +10
      15 октября 2020 06:01
      Цитата: Коте пане Коханка
      Никогда не думал, что про броню читать интересно!

      Это же магия. Доводилось в литейке бывать, завораживающие зрелище, когда расплавленный металл течет.
    2. +5
      15 октября 2020 06:11
      Цитата: Коте пане Коханка
      Никогда не думал, что про броню читать интересно!

      А ещё читал мемуары не помню кого, там у них броня не получалась, позвали деда-мастера, тот начал молитвы бубнить и свечки кидать. Типа - без божьей помощи не получится...
      1. 0
        27 ноября 2020 10:44
        Норм, когда часов нет. Прочтешь молитву и как по хронометру ;)
    3. +6
      15 октября 2020 06:37
      Цитата: Коте пане Коханка
      Никогда не думал, что про броню читать интересно!

      Такое же ощущение what yes hi
  3. +5
    15 октября 2020 06:56
    Спасибо, автор, за интересный материал. Очень интересно читать. Когда то давно попалась в руки книга, отмеченная Сталинской премией, кажется "Сталь закипела". Там, также были описаны трудности металлургов по производству брони после эвакуации.
    1. +6
      15 октября 2020 09:57
      Доброе утро .
      Возможно и есть книга "Сталь закипела" , но думаю вы ошиблись .
      "Как закипела сталь " и "Сталь и шлак" две книги которые читал в юности . Описывается производство стали до войны , если не ошибаюсь , на Донбассе , и во время оккупации .
      Спасибо что напомнили , надо бы еще раз прочесть .
      1. +3
        15 октября 2020 10:03
        Очень может быть. Давно читал, ещё в детстве. Спасибо за поправку.
        1. +7
          15 октября 2020 10:07
          Не стоит благодарности .
          Для меня книга много лучше любого фильма .
          Еще вчера задавал себе вопрос , что почитать ? Вы помогли .
  4. +18
    15 октября 2020 07:12
    Основным легирующим элементом этих сталей являлся хром (1,5–2,5%), способствующий интенсивному науглероживанию и достижению высокой твердости цементированного слоя после закалки.
    Хром на науглероживания не влияет никаким образом. Хром является карбидообразующим легирующим элементом. При низком соотношении Cr/C содержания хрома по отношению к железу образуется только цементит вида (Fe,Cr)3C. С увеличением отношения содержания хрома и углерода в стали Cr/C появляются хромистые карбиды вида (Cr,Fe)7C3 или (Cr,Fe)23C6 или оба. Хром повышает способность сталей к термическому упрочнению.
  5. +3
    15 октября 2020 08:15
    Мариуполь, хорошо. Давай Магнитогорск!
  6. +4
    15 октября 2020 08:56
    Да, вот чем больше узнаешь, тем больше понимаешь, что война - это не только поле боя. Она ведётся и в глубоких тылах. Кто быстрее и дешевле насытит войска хорошим оружием ( не лучшим - это всегда дорого) а ДОСТАТОЧНО хорошим - даст своим войскам преимущество, а противнику - головную боль, утрату инициативы и, в итоге, поражение.
  7. BAI
    +4
    15 октября 2020 09:08
    ЦНИИ-48, который сейчас известен как НИЦ «Курчатовский институт» — ЦНИИ КМ «Прометей».

    ЦНИИ КМ «Прометей» и НИЦ «Курчатовский институт» не одно и то же. С 2016 года самостоятельное ЦНИИ входит в состав НИЦ. НИЦ выступает в роли некоего холдинга. Здесь уместнее вспомнить, что у ЦНИИ-48 есть наследник - НИИ стали, который активно занимается вопросами брони в наше время.
  8. +16
    15 октября 2020 09:53
    Так, вместо 10- и 13-мм цементированной брони корпус Т-26 приходилось варить из 15-мм листов ижорской стали «ПИ».
    Тут автор пропустил очень существенный этап.
    В 1932 - 1933 годах в производстве танков начали переходить от клепаных и болтовых соединений элементов корпуса и башни к сварке. При этом выяснилось, что сталь "ПИ" для этой технологии совершенно не подходит ввиду плохой свариваемости. Процент брака был настолько велик, что план производства танков Т-26 и Т-28 срывался катастрофически.
    Поэтому в 1933 году на Ижорском заводе начали разработку новой броневой стали. Было последовательно разработано шесть рецептур. Один из 6 опытных слитков, из которого были изготовлены броневые плиты, показал, при обстреле на полигоне, пулестойкость, превосходящую броню «ПИ». Основными легирующими элементами были кремний, марганец и молибден. Стоимость новой стали была ниже, чем у прежней брони.
    Для подтверждения технологичности и пулестойкости новой стали были отлиты две мартеновские плавки. Из этих плавок были изготовлены броневые плиты.
    На основании полученных результатов по согласованию с Главным Артиллерийским Бронетанковым Управлением (ГАБУ), новой стали было присвоено наименование «ИЗ» и вместо "ПИ" в производство пошла сталь "ИЗ".
    Эта сталь, с небольшой модернизацией, использовалась по назначению вплоть до 1970-х годов. Еще и сегодня можно встретить пулестойкую сталь "2П", в основе котрой рецептура "ИЗ"
    1. -2
      15 октября 2020 13:47
      В последнее десятилетие перед войной серьезным вызовом стало появление за рубежом бронебойной артиллерии калибров от 20 до 50 мм.
      Извините 20мм это калибр зенитных пулеметов ПВО.... Естественно таким калибром к началу ВОВ можно было расстреливать лишь легко-бронированные цели типа грузовик, танкетка, бтр.

      Но надо понимать что танки довольно долгое время задумывались и проектировались только как огневая поддержка наступающей пехоты и конницы - поэтому и проектировались изначально быстроходными и с противопульной броней.
      1. +4
        15 октября 2020 13:54
        Извините
        Извините, но Вы перед кем извиняетесь?
      2. +7
        15 октября 2020 14:28
        Извините 20мм это калибр зенитных пулеметов ПВО....
        Как так??? Пехоте нашей скажите в 41м.
        1. +2
          15 октября 2020 14:38
          Извините 20мм это калибр зенитных пулеметов ПВО....
          Как так??? Пехоте нашей скажите в 41м.
          И что ??? Ваше фото подтверждает на 200% мои слова !!! Вот это создавалось именно как подвижная огневая точка - для поддержки пехоты !!! А потом уже совсем накануне 2-й мировой немцы и наши догадались вот это объединять вместе с танками по мощнее в бронированный кулак и этим прорывать фронт.
          Да и вообще в реальном бою артиллеристам нужно орудие которое эффективно против всех видов бронетехники - зенитные же пулеметы ПВО это крайне неординарный случай применения их против бтр или танков - от безнадеги и по крайней ситуации...
          1. +4
            15 октября 2020 14:53
            Просто вот это: 20мм это калибр зенитных пулеметов ПВО прозвучало слишком категорично, может быть я просто не так понял Ваш посыл, но всё же не только ПВО. Создавались вполне для "земных" целей.
            Авиационная пушка ШВАК

            Танковая пушка KwK30 L/55

            Танковая пушка ТНШ-20 (ТНШ-1)
            1. -1
              15 октября 2020 15:09
              категорично, может быть я просто не так понял Ваш посыл, но всё же не только ПВО. Создавались вполне для "земных" целей.
              Авиационная пушка ШВАК
              То что в вермахте называлось грозно танком Т-2 в СССР вообще никто не считал за танк !!! Так - танкетка - разведка боем или быстрая огневая поддержка пехоте. То есть средство для решения узконаправленных задач... Надо полагать что "Версальская удавка" все таки удавила Германию. еще до начала 2-й мировой - это видно по отставанию предвоенной Германии в танкостроении...
              1. +5
                15 октября 2020 15:40
                т2 имел броню до 30 мм, а наши танкетки только противопульную, и то не самую надежную.
            2. +2
              15 октября 2020 22:35
              Вы пропустили 20 мм ПТР "Золотурн", который венгры установили в башне своего легкого танка "Толди I"
              И итальянскую 20-мм автоматическую пушку Breda 35. Танк танк L6/40/
      3. +3
        15 октября 2020 14:37
        Цитата: Selevc
        Извините 20мм это калибр зенитных пулеметов ПВО.... Естественно таким калибром к началу ВОВ можно было расстреливать лишь легко-бронированные цели типа грузовик, танкетка, бтр.

        Читаем внимательно:
        В последнее десятилетие перед войной серьезным вызовом стало появление за рубежом бронебойной артиллерии калибров от 20 до 50 мм.

        Последнее десятилетие перед войной началось в начале 30-х. В те времена 20-мм вполне могли бороться с танками.
        А к концу этого последнего десятилетия вполне себе существовала 25-мм ПТП.
        Цитата: Selevc
        Но надо понимать что танки довольно долгое время задумывались и проектировались только как огневая поддержка наступающей пехоты и конницы - поэтому и проектировались изначально быстроходными и с противопульной броней.

        Это смотря где. Французы, например, строили ещё тех толстолобиков. У нас же традиционно номенклатура производимой продукции определялась во многом возможностями промышленности и армейским бюджетом. Освоила промышленность БТ и Т-26 в начале 30-х - и гнала их до последнего. ХПЗ, помницца, для перехода на Т-34 пришлось получить втык из Москвы.
        1. +1
          15 октября 2020 16:10
          Вот толстолобик вышел условно толстолобым, из-за низкого качества французской литой брони даже 40 мм лба R35 -го легко пробивалась колотушкой на дистанции эффективного огня 400-500 м. Что говорить 25 мм француженка его любила отлично.
      4. BAI
        +6
        15 октября 2020 14:44
        20мм это калибр зенитных пулеметов ПВО

        20 мм - это пушка.
        1. +3
          15 октября 2020 16:26
          Цитата: BAI
          20 мм - это пушка.

          Не факт, не факт... у нас в документах был "20-мм пулемёт ШВАК".
          Благодаря тому, что автоматика ШВАКа была первоначально сконструирована на калибр 12,7 мм, пришлось для применения в ней 20 мм патрона сделать снаряд крайне легкого веса (91 грамм против нормального для этого калибра веса 125-150 грамм) и малой длины. Вследствие этого снаряд получил пониженные баллистические качества, приводящие к быстрой потере начальной скорости.
          Это обстоятельство приводит к значительному понижению бронепробиваемости 20 мм пулемета ШВАК и сокращению дистанций зенитного огня сравнительно с 12,7 мм пулеметом

          © Начальник вооружения и технического снабжения РККА командарм 2 ранга Халепский и начальник Артиллерийского управления РККА комкор Ефимов. "Справка о 12,7 мм и 20 мм пулеметах ШВАК".
          1. +1
            15 октября 2020 17:34
            "В 1934 году был принят на вооружение 12,7 авиационный пулемет В Г Шпитального и С В Владимирова ШВАК. В ходе отработки и испытаний выявилась возможность сделать его бикалиберным-12,7 и 20 мм. В 1936 году была создана 20-мм ПУШКА ШВАК..."
            Источник цитаты-книга "Оружие Победы", Москва, "Машиностроение", 1987 год, стр 286.
            1. +1
              15 октября 2020 17:57
              Цитата: борис эпштейн
              Источник цитаты-книга "Оружие Победы", Москва, "Машиностроение", 1987 год, стр 286.

              1987 год. Тогда терминология уже устоялась.
              А в 30-е годы 20-мм ШВАК считали пулемётом не кто-нибудь, а начальник вооружения и технического снабжения РККА и начальник Артиллерийского управления РККА.
      5. +3
        15 октября 2020 17:23
        20 мм-это калибр автоматических пушек. Боеприпас для них начинялся взрывчатым веществом в отличии от пули.
        1. +5
          15 октября 2020 17:53
          Цитата: борис эпштейн
          20 мм-это калибр автоматических пушек. Боеприпас для них начинялся взрывчатым веществом в отличии от пули.

          Пули с взрывчатым веществом тоже вполне себе существуют - небезызвестные МДЗ.
      6. +3
        15 октября 2020 18:00
        Цитата: Selevc
        20мм это калибр зенитных пулеметов

        пулеметов не бывает таких калибров - это уже пушки... request
        "Артиллерийское орудие — разновидность огнестрельного ствольного оружия калибром более 20 мм."
        1. 0
          16 октября 2020 15:20
          Вы правы
          Артиллерийское орудие — разновидность огнестрельного ствольного оружия калибром более 20 мм


          20 мм это не более 20 мм laughing

          А если серьезно, 20 мм - это предел классификации, и некоторые в период, предшествующий Второй мировой войне, относились к такому оружию как к пушке (например, Германия, о чем свидетельствует 2 cm KwK 30 L / 55 (2 cm Kampfwagenkanone 30 L / 55)), а некоторые как пулемет - например, в Польше 20-мм оружие называли самыми тяжелыми пулеметами - NKM - najcięższymi karabinami maszynowymi - например Nkm wz.38FK 20mm


          1. 0
            17 октября 2020 14:02
            Цитата: Кonstanty
            в Польше 20-мм оружие называли самыми тяжелыми пулеметами -

            так это Польша... bully а если серьезно - надо смотреть снаряд - может маломощный? Получен из патрона крупнокалиберного пулемета заменой пули на снаряд? Этим многие грешили...
            1. 0
              17 октября 2020 21:07
              В других комментариях я вижу, что и в некоторых советских документах 20mm ШВАК указан как пулемет, а не как пушка, точно так же финский (и венгерский) Lahti - это противотанковое ружье, а не пушка. Поэтому проблема не так очевидна, независимо от типа используемых боеприпасов.

              Ps. У самого тяжелого польского пулемета wz.38FK боеприпасы Solothurn AG 20x138 mmB
              1. 0
                19 октября 2020 11:02
                у ШВАК заметно слабее 20×99 мм
                1. +1
                  19 октября 2020 14:06
                  Да, но калибр 20 мм, и об этом шла полемика.
                  Кроме того, не только в Польше к пулеметам относили оружие калибром 20 мм.
                  В Японии (точнее, в японском флоте) пушки «E shiki 1 gou» 99-1shiki (20mmx72RB) и «E shiki 2 gata» 99-2 shiki (20mmx101RB) обозначались как kijuu (сокращение от kikan juu или «пулемет»). ")
                  1. +1
                    19 октября 2020 14:48
                    СПАСИБО ЗА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР! drinks
                    1. 0
                      19 октября 2020 22:39
                      СПАСИБО ТАКЖЕ drinks
      7. Комментарий был удален.
      8. +1
        15 октября 2020 19:24
        Цитата: Selevc
        Извините 20мм это калибр зенитных пулеметов ПВО.... Естественно таким калибром к началу ВОВ можно было расстреливать лишь легко-бронированные цели типа грузовик, танкетка, бтр.

        Немецкий 2cm FLAK-30, с дистанции 300м, мог успешно "поковырять" наши БТешки, Т-26, Т-38, Т-40 , Т-50.
        1. 0
          17 октября 2020 14:04
          Цитата: BORMAN82
          с дистанции 300м, мог успешно "поковырять" наши БТешки, Т-26,

          а их 20К сделает Т-2 дырку с 1 км... request
      9. +4
        15 октября 2020 19:28
        Пулемёт - это который стреляет пулями. А пуля не имеет ведущего пояска, максимальный их калибр - 14,5 мм. Немецкие (точнее, Швейцарские) зенитные "Эрликоны" стреляли 20-мм снарядами с ведущими медными поясками.
      10. 0
        13 ноября 2020 11:05
        Пулемет - до 20мм, от 20мм и выше считается пушкой. А вот пример ПТО близкого калибра: canon de 25 mm semi-automatique modèle 1934. В в войсковой ПВО вполне себе использовались калибры 12,7 (ДШК) и 7,62 (счетверенная установка М4).
  9. +3
    15 октября 2020 17:15
    Цитата: Alexey RA
    Благодаря тому, что автоматика ШВАКа была первоначально сконструирована на калибр 12,7 мм, пришлось для применения в ней 20 мм патрона сделать снаряд крайне легкого веса (91 грамм против нормального для этого калибра веса 125-150 грамм) и малой длины.

    Приветствую уважаемый Алексей!
    Сдесь вы встаёте на тонкий путь коллизии. Упомянутый Вами автор сам видимо путается, упоминая в одной строке и патрон, что свойственно для пулеметов и снаряд, характерное отличие пушки! Возможно причиной подобного послужило то, что ШВАК - изначально закладывался под калибр 12,7мм, позже откормленный до 20мм. В связи с чем автор строк ссылается изначально на патрон пулемета, а потом описывает Недостатки снаряда пушки!
    В целом - это недоразумение было изжито к концу 30-х и в документах она проходила пушкой, а не пулеметом.
    Дополнительным маркёром, считается описание гильзы. Тут все четко.
    Более интересен спор по немецким 15мм пулеметам. Здесь есть возможность развернуться для дискуссии.
    1. +2
      15 октября 2020 17:45
      Цитата: Коте пане Коханка
      Упомянутый Вами автор сам видимо путается, упоминая в одной строке и патрон, что свойственно для пулеметов и снаряд, характерное отличие пушки!

      Командир сказал - хорёк! Значит - хорёк! И никаких сусликов! © smile
      Начальник вооружения и технического снабжения РККА и начальник Артиллерийского управления, находясь на своих постах, непогрешимы в вопросах вооружения.
      Цитата: Коте пане Коханка
      Возможно причиной подобного послужило то, что ШВАК - изначально закладывался под калибр 12,7мм, позже откормленный до 20мм. В связи с чем автор строк ссылается изначально на патрон пулемета, а потом описывает Недостатки снаряда пушки!

      ПМСМ, именно поэтому: 20-мм ШВАК делали практические без изменений из 12,7-мм ШВАК (дабы не трогать наконец-то работающую автоматику и обойтись минимальными изменениями в производственном процессе). Посему в документах 30-х и проходят 12,7-мм пулемёт ШВАК и 20-мм пулемёт ШВАК.
      Цитата: Коте пане Коханка
      Более интересен спор по немецким 15мм пулеметам. Здесь есть возможность развернуться для дискуссии.

      Не надо! belay
      1. +3
        15 октября 2020 18:37
        Значит Вы подтверждаете мою версию, что пулемётом 20мм ШВАК называла по инерции. В 40-х от данной практики ушли. В 50-х к этому спору не возвращались. Пулемёт ШВАК это 12,7 мм, Пушка ШВАК - 20мм!
        Цитата из СВЭ за 1973 год, Москва.
        . Як-9ТК с двигателем М-105ПФ являлся модификацией Як-9Т стем же двигателем и отличался от него в основном тем, что на нем впервые была предусмотрена возможность установки четырех вариантов (в зависимости от требований ВВС) мотор-пушек: ШВАК калибра 20 мм, ВЯ-23 калибра 23 мм, НС-37 калибра 37 мм и НС-45 калибра 45 мм.
    2. +3
      15 октября 2020 17:52
      Цитата: Коте пане Коханка
      Более интересен спор по немецким 15мм пулеметам. Здесь есть возможность развернуться для дискуссии.

      По немецким пулеметами дискуссию можно начинать с 13мм MG-131 - там пуля тоже имеет полный комплект снарядных "половых признаков" lol
  10. +3
    15 октября 2020 17:58
    Интересно и познавательно! love Совет автору: более наглядно будет давать составы брони в таблице feel , как и термообработку разных сталей, с указанием температур и сроков.. hi
  11. +4
    15 октября 2020 22:16
    Несколько месяцев назад на сайте уже обсуждали сварку наших танков. 09.10.2020 обсуждали, как на СЕВМАШе будут по новой технологии строить апл. А сегодня вновь про танки... И вновь металлургию и технологию сварки уважаемый автор сумел в материале смешать... Пока под руководством Е.О. Патона не внедрили автоматическую сварку под флюсом - Т-34 трескались. Практически любой сплав можно варить. НО!!! Для этого нужны мелочи: подбор электрода по хим составу, по скорости плавления, подбор тока (постоянный или переменный), его сила и напряжение, его полярность, способ изоляции сварочной ванны от окружающего воздуха, способ разделки кромок свариваемого металла, направления сварки, температура и площадь нагрева основного металла и то же самое для привариваемой детали, количество проходов электродом, направление сварки, способ очистки первого прохода сварного шва и корня сварного шва от шлака и ещё уйма мелочей, которые интересны только технологу - сварщику...Не правильно вешать всех собак по проблемам брони на наших металлургов...Повторю мысль, что написал несколько месяцев назад: мы победили Германию и, вместе с ней, всю Европу, в том числе и потому, что у нас был институт Патона, а в Европе его не было.
  12. +2
    16 октября 2020 01:26
    Тем не менее, до начала 30-х годов цементированная броня находила применение как в авиации, так и в танкостроении. В самолетах бронелисты толщиной до 13 мм были цементированные,


    Извините, а какие модели советских самолетов (потому что это следует из контекста) имели броневые листы толщиной 13мм до 1930 г. ?
  13. 0
    16 октября 2020 14:52
    Очень интересная,познавательная статья. Выделю не технический аспект. Каким великим напряженным трудом Советскому Народу далась оснащение, в предвоенные годы, РККА бронетехникой. И как бездарно разбазарили " военачальники", в начале ВОВ ,все это богатство. Недоумки - либероиды обвиняют Сталина и соратников в кровавом беспределе в 37 и в последующие. Еслиб откровенную контру не вычистили,страшно представить что- бы было. За преступления в начальный период ВОВ, кроме Павлова,со штабом к стенке ,почти ни кого и не прислонили. Еденично. За потерю всей европейской территории и всей брони и авиации,надо было шлёпать сотнями разгильдяев и предателей. А у этих недоумков Сталин кровавый тиран. Не тронул,дал возможность исправить дело.
  14. +1
    16 октября 2020 15:11
    В следующей статье автор пишет о стали 8С как насчет стали высокой твердости, использованной в Т-34, тогда как твердость стали, из которой эти танки изготавливались во время войны, составляла всего 250–280 баллов по шкале Бринелля. Даже изделия довоенного производства достигали в среднем около 320 баллов по шкале Бринелля, настолько низкого, что их можно было бы охарактеризовать как сталь с высокой твердостью.
  15. 0
    2 декабря 2020 21:24
    Спасибо интересно.