«Тайгэй»: Япония возвращается к дизель-электрическим подлодкам

43

Церемония спуска на воду

14 октября на судостроительном заводе Mitsubishi Heavy Industries в г. Кобе состоялась торжественная церемония спуска на воду подлодки «Тайгэй». Это головной корабль нового проекта 29SS, при помощи которого в будущем планируется заменить устаревшие субмарины. В новом проекте современные системы сочетаются с идеями, которые ранее считались устаревшими.

Под шифром 29SS


По известным данным, технический и технологический задел для перспективного проекта подлодки начали создавать еще в середине двухтысячных годов. Тогда стартовали исследования по теме новых радиоэлектронных, гидроакустических и вычислительных средств, а также опыты в области воздухонезависимых энергоустановок.



Работы по новой электронике и другим компонентам успешно завершились к середине десятых годов. Незадолго до этого было решено отказаться от применения ВНЭУ в пользу другой архитектуры энергоустановки. Исследования и опыты показали, что более эффективной и малошумной будет дизель-электрическая схема с применением современных аккумуляторных батарей.


В 2015 и 2017 гг. были заложены две неатомные подлодки типа «Сорю» с перестроенной энергоустановкой. Они лишились двигателей Стирлинга, но сохранили дизель-генераторы и получили литий-ионные аккумуляторные батареи. К настоящему времени первая из этих субмарин прошла испытания и подтвердила правильность примененных решений.

К 2017-18 гг. основные компоненты новых корабельных систем прошли испытания и получили рекомендацию к использованию в полноценном проекте. К началу 2018-го был подготовлен проект с шифром 29SS, по которому планировалось строить новые лодки. С недавнего времени проект называют по имени головного корабля – «Тайгэй».

В процессе строительства


Морские силы самообороны Японии на данный момент планируют построить семь подлодок нового типа. Имеются контракты на четыре корабля, и один из них близится к выполнению. Еще два заказа пока находятся на разных стадиях строительства, их завершение ожидается в обозримом будущем.

Головную подлодку «Тайгэй» заложили в марте 2018 г. Спуск на воду состоялся несколько дней назад, 14 октября. Теперь лодке предстоит пройти все необходимые испытания, после которых она сможет войти в состав МСС. Приемка заказчиком ожидается весной 2022 г. Таким образом, строительство заняло достаточно много времени, и испытания тоже не будут быстрыми – это связано с высокой сложностью проекта. Кроме того, в ближайшем будущем «Тайгэй» планируется эксплуатировать в основном для наработки опыта, а не как полноценную боевую единицу.


Новая лодка отличается достаточно высокой стоимостью. Ее строительство обошлось примерно в 710 млн долл. США. Для сравнения, серийные НАПЛ «Сорю» стоили менее 490 миллионов, а их дизель-электрическая модификация требует затрат в 608 млн долл.

В январе 2019 г. на заводе Mitsubishi Heavy Industries заложили вторую подлодку, имя которой пока остается неизвестным. Ее собираются спустить на воду в следующем году и принять на службу в 2023-м. В прошлом году заложена еще одна субмарина – ее спустят после второй и сдадут в 2024 г.

График строительства следующих четырех кораблей пока остается неизвестным. Можно предполагать, что судостроители и военные планируют выйти на высокие темпы строительства с ежегодной сдачей готовых кораблей. В таком случае седьмая запланированная подлодка начнет службу в 2027 г. Впрочем, те или иные затруднения, связанные со сложностью проекта, могут привести к сдвигу сроков вправо.

Технические особенности


Своими внешними обводами и схемой новая ДЭПЛ «Тайгэй» похожа на предыдущие неатомные / дизель-электрические субмарины типа «Сорю», однако имеет большее водоизмещение. Кардинальные отличия скрываются внутри корпуса и затрагивают все основные системы, включая прямо влияющие на боевую эффективность.


Длина новой лодки – 84 м, ширина – 9,1 м. Надводное водоизмещение – 3 тыс.т, подводное должно превышать 4,2-4,3 тыс.т. Использован обтекаемый корпус, незначительно отличающийся от «Сорю». Сверху на нем располагается доработанное ограждение рубки с горизонтальными рулями. Кормовые плоскости выполнены по Х-образной схеме.

Энергоустановка корабля построена с применением дизель-генераторов, литий-ионных аккумуляторных батарей и ходового электромотора с одним гребным винтом. Типы компонентов и характеристики не раскрываются. Ранее упоминалось, что такая схема энергоустановки позволяет нарастить основные характеристики и получить преимущества перед другими архитектурами.

Для проекта 29SS разработаны новые радиоэлектронные средства разведки и связи. Также создана гидроакустическая станция «нового поколения» на основе волоконно-оптических решеток. За счет такого оснащения улучшатся возможности по обнаружению и сопровождению подводных целей. На основе имеющихся разработок и компонентов создана новая боевая информационно-управляющая система.

Вооружение новых лодок состоит из четырех носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм. Подлодка сможет использовать имеющиеся на вооружении торпеды, в т.ч. последних моделей При помощи торпедных аппаратов будет осуществляться запуск ракет Harpoon.


За несколько дней до спуска. Видно оформление носового обтекателя

Экипаж корабля состоит из 70 человек. На борту обеспечены комфортные условия проживания и службы. Высокая степень автоматизации снизит нагрузки. Особо отмечается, что при строительстве подлодки учтены особые потребности женщин-подводников. Такая особенность проекта 29SS важна ввиду того, что в этом году академия подводных сил впервые приняла девушек-курсанток.

Перспективы и проблемы


В ближайшее время головную ДЭПЛ нового проекта выведут на ходовые испытания, в рамках которых она должна будет продемонстрировать все свои преимущества перед техникой предыдущих типов. В целом ожидаются положительные результаты по всем основным направлениям, от БИУС до условий для экипажа. Однако наибольший интерес в проекте представляет энергоустановка оригинальной архитектуры.

По результатам исследований недавнего прошлого МСС Японии потеряли интерес к воздухонезависимым энергоустановкам и решили вернуться к дизель-электрической схеме, но на новом технологическом уровне. Подобная схема уже прошла проверку на доработанной ДЭПЛ «Сорю» и показала свои преимущества. Вследствие этого перспективные корабли будут оснащаться дизелями и аккумуляторами.


Корма корабля. Гребной винт скрыт

Главное преимущество ДЭПЛ перед НАПЛ по типу «Сорю» заключается в меньшей шумности. В отличие от двигателей Стирлинга, электрическая энергоустановка на всех режимах, в т.ч. под водой производит меньший шум. Кроме того, используются литий-ионные батареи, по всем параметрам превосходящие традиционные свинцово-кислотные.

При этом выбранные аккумуляторы не лишены недостатков. В первую очередь, это высокая стоимость. Кроме того, во время зарядки и разрядки батареи выделяют тепло, а при нарушении режимов работы могут выделять токсичные пары или воспламеняться. Все это предъявляет особые требования к оснащению аккумуляторных ям, от которого зависит живучесть и устойчивость корабля и жизни его экипажа.

На фоне конкурентов


Строительство подлодки «Тайгэй» и планы командования МСС весьма интересны – особенно на фоне предыдущих японских разработок и текущих планов зарубежных стран. Считается, что дизель-электрическая схема устарела, и неатомный подводный флот нуждается в принципиально новых системах. Развивая эти идеи, Япония оказалась в числе первых стран, освоивших и использовавших на практике технологии ВНЭУ. Теперь же она первой отказывается от них.

Доработанный вариант проекта «Сорю» уже подтвердил правильность такого решения, и теперь создан принципиально новый проект. До конца десятилетия проект 29SS / «Тайгэй» существенно повлияет на развитие подводных сил МСС Японии. Кроме того, нельзя исключать, что японские работы повлияют на мировое подводное кораблестроение. И тогда другие страны тоже вернутся к дизель-электрическим энергоустановкам.
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    19 октября 2020 06:19
    Повторюсь - без ТТХ обсуждать нечего.
    Хотя...
    при строительстве подлодки учтены особые потребности женщин-подводников
    Это просто отдельные каюты или наличие бидэ в гальюне?
    1. +11
      19 октября 2020 06:42
      Биде... Вы видели японские унитазы? Это надо видеть....серьезно. yes
      1. +2
        19 октября 2020 11:35
        Цитата: Улиточник N9
        Вы видели японские унитазы?

        видел
    2. 0
      19 октября 2020 09:15
      По словам бывшего командующего подводными силами японских Морских сил самообороны вице-адмирала в отставке Масао Кобаяси, применение литиево-ионных аккумуляторных батарей «должно драматически изменить действия неатомных подводных лодок». Как показывают некоторые расчеты, теоретическая дальность подводного хода лодки водоизмещением 1500- 1800 т при использовании ЛИА составляет 16 000-18 000 миль на 8 узлах, а на ходу в 22-24 узла – 2000 миль
      1. +3
        19 октября 2020 10:16
        Цитата: Улиточник N9
        Вы видели японские унитазы?

        Со встроенной системой голосования! good wassat
      2. +11
        19 октября 2020 10:40
        Цитата: Пиджак в запасе
        Как показывают некоторые расчеты, теоретическая дальность подводного хода лодки водоизмещением 1500- 1800 т при использовании ЛИА составляет 16 000-18 000 миль на 8 узлах, а на ходу в 22-24 узла – 2000 миль

        Не стоит верить всему что написано. На заборе тоже три буквы, а за ним только дрова. ;) Нет таких батарей, кроме атомного реактора, на которых ПЛ могла бы пройти без перезарядки 16-18 тыс. миль. Не существует да же в проектах. Такой бред мог написать только "чайник" от журналистики, которому пофиг что написать, лишь бы побольше.
        Максимум что могут ЛИА на данном технологическом этапе - увеличить дальность подводного хода лодки в пределах 1500 миль (ну может чуть больше), причем только экономичным ходом. Это около 16-20 суток 3-5 узловым ходом. Данные сопоставимые с ВНЭУ. Но в отличии от ВНЭУ, они в любой момент могут дать полный ход в 20+ узлов. А ВНЭУ максимум 5-7 узлов. В современном бою, скорость подводного хода, а следовательно и большая маневренность имеют очень важное значение, особенно в бою с МАПЛ. Скрытность важна только до первого выстрела.
        1. 0
          19 октября 2020 11:37
          Цитата: Hammer
          Но в отличии от ВНЭУ, они в любой момент могут дать полный ход в 20+ узлов. А ВНЭУ максимум 5-7 узлов

          если не секрет вы полагаете, что у ДЭПЛ с ВНЭУ нет аккумуляторных батарей? bully
          1. +2
            20 октября 2020 03:41
            Цитата: DrEng527
            если не секрет вы полагаете, что у ДЭПЛ с ВНЭУ нет аккумуляторных батарей?

            Конечно же есть (они и на АПЛ есть). Но она по своим характеристикам (емкости, заряда/токо-отдачи и т.д.) будет значительно уступать ПЛ с ЛИА. А если брать во внимание работы в области аккумуляторных батарей нового поколения, с емкостью в разы большей чем у ЛИА, но при сопоставимых характеристиках заряда/токо-отдачи, то перспективы ПЛ с классической архитектурой энергетической установки выглядят в перспективе очень неплохо.
            1. 0
              20 октября 2020 11:23
              Цитата: Hammer
              будет значительно уступать ПЛ с ЛИА.

              зато соответствую обычным ДЭПЛ
              Цитата: Hammer
              в перспективе очен

              перспективы всегда хороши, вопрос в том, сколько это будет стоить - в статье стоимость ДЭП подошла к нижнему порогу АПЛ request
              1. +1
                20 октября 2020 16:38
                Цитата: DrEng527
                зато соответствую обычным ДЭПЛ

                Не совсем понял, что имеете ввиду. Кто соответствует ДЭПЛ? ВНЭУ или ПЛ с ЛИА? И по какому параметру?
                Цитата: DrEng527
                перспективы всегда хороши, вопрос в том, сколько это будет стоить - в статье стоимость ДЭП подошла к нижнему порогу АПЛ

                Что то низковат у Вас порог получается. ))) У американцев МАПЛ от 2 млрд начинается, у англичан в пересчете в доллары примерно так же. Французы подешевле строят, так у них и лодки попроще. Стоимость вопрос относительный... Головные в серии лодки всегда дорогими получаются. Далее от борта к борту цена падает и значительно. Как сказал Сергей Королев - быть первым всегда трудно и дорого.
                1. 0
                  20 октября 2020 18:21
                  Цитата: Hammer
                  Что то низковат у Вас порог получается. )

                  у франков тоже... request
                  Цитата: Hammer
                  ак у них и лодки попроще.

                  а надо ли усложнять? hi может за цену 885 построить 2-3 попроще? request Белые слоны это порочная концепция... feel
                  Цитата: Hammer
                  Как сказал Сергей Королев - быть первым всегда трудно и дорого.

                  вроде АПЛ строят уже 70 лет bully
                2. 0
                  20 октября 2020 18:22
                  Цитата: Hammer
                  Не совсем понял, что имеете ввиду.

                  да батарею аккумуляторов...
    3. Комментарий был удален.
  2. KCA
    +13
    19 октября 2020 07:03
    Как-жеж так, на ВО каждодневный плач Ярославны о ВНЭУ, особенно упоминая Японию, как пример, и, вдруг, обычная ДЭПЛ, где-то собака порылась, не иначе...
    1. +3
      19 октября 2020 08:32
      Цитата: KCA
      и, вдруг, обычная ДЭПЛ, где-то собака порылась, не иначе

      Обычная, да необычная.
      Не зря же написано про новый технологический уровень
      Емкость новой батареи с лихвой перекрывает мощность всяких стирлингов и иже с ними, а дизель , он и так есть на всех лодках с ВНЭУ. Ибо на стирлинге далеко не уплывешь, он всего лишь дополнительно к "обычному" дизелю+батарея.
    2. +5
      19 октября 2020 08:38
      Цитата: KCA
      Как-жеж так, на ВО каждодневный плач Ярославны о ВНЭУ, особенно упоминая Японию, как пример, и, вдруг, обычная ДЭПЛ, где-то собака порылась, не иначе

      Заметили? Всем поперек! Лодка, конечно, странная. Очень большая, и всего 4 торпедных аппарата. Экипаж ну очень большой...мне кажется, что то они не договаривают. Ну, насколько они подняли ёмкость батарей? Надо вообще бы на порядок. Но чем больше лодка, тем больше потребность в энергетике. И какую скорость лодка будет развивать под водой и на поверхности? На какое расстояние сможет красться в подводном положении?
      Важна тенденция. Сил и времени на ВНЭУ они по на или отчётливо...и раз отказались, да ещё и сразу заложили серию - значит решили - там тупик... Вот бы и нам вспомнить...малогабаритную ЯЭУ, работающую на генератор... и с такими же батареями!
      1. +1
        19 октября 2020 08:52
        Очень большая, и всего 4 торпедных аппарата. Экипаж ну очень большой

        Возможно боекомплект СНТ и ПКР весьма внушительный. А еще и разные спецсредства для боевых пловцов, раз она такая сверхмалошумная...
      2. KCA
        +4
        19 октября 2020 09:06
        Судя по всему, с малогабаритными ЯЭУ у нас всё хорошо, ну не могут-же все поголовно врать, и у нас, и не у нас, а вот с аккумуляторами не очень хорошо везде, даже Теслы на лет тридцать проверенных пальчиках 18650 горят на раз-два, ну и Лошарик...
      3. 0
        19 октября 2020 09:36
        Как раз примерно до порядка выходит большая энергоемкость у литий-ионных аккумуляторов по сравнению со свинцово-кислотными (удельная энергоемкость свинцово-кислотных аккумуляторов: 25-40 Вт*ч/кг, у литий-ионных:110-270 Вт*ч/кг, по данным Википедии).

        Вот малогабаритная ЯЭУ, вряд ли будет полезной вещью - отдача энергии маленькая, и с этим ничего не сделать - только увеличить размеры.
        1. +2
          19 октября 2020 10:38
          Цитата: Bobrick
          Вот малогабаритная ЯЭУ, вряд ли будет полезной вещью - отдача энергии маленькая, и с этим ничего не сделать - только увеличить размеры.

          Вот тут вы не правы. Проект 705 ("Лира" по натовски - "Альфа") никак на мощность не жаловалась, 41 узел подводного хода!!! А водоизмещение подводное 3100, меньше, чем у "японки". Так что компактные ЯЭУ существуют... Прошло много лет с той поры. Технологии развиваются.
          1. +2
            19 октября 2020 11:53
            Так вы про такие малогабаритные установки, мощностью в 155 МВт (с выработкой, сравнимой с потреблением города). Надо было мощность указывать.

            Просто есть какой-то предел, когда смысла городить ЯЭУ нет никакого, кроме небольшого роста времени работы, пусть будет условно 1-2 МВт, как замены 1-2 ДЭУ на 1000 л.с. в качестве источника заряда аккумуляторов (проблемы с загрузкой - выгрузкой из за малого объема топлива, сложные правила и нормы при работе с реактором, цена эксплуатации и т.п. перевешивают все плюсы).
      4. -1
        19 октября 2020 11:41
        Цитата: Горный стрелок
        малогабаритную ЯЭУ, работающую на генератор

        нет, без генератора - надо реактор сразу выдающий электричество за счет термоэмиссионных преобразователей и т.п. - иначе опять повышенная шумность... как делали в космосе на лианах... hi
        1. +3
          19 октября 2020 11:45
          Цитата: DrEng527
          нет, без генератора - надо реактор сразу выдающий электричество за счет термоэмиссионных преобразователей и т.п. - иначе опять повышенная шумность... как делали в космосе на лианах.

          Во первых, КПД ниже плинтуса, во вторых - температуры высокие. Требуется интенсивное охлаждение. Насосы шум... Это не космос, там тепло излучением сбрасывается.
          1. +2
            19 октября 2020 11:53
            Цитата: Горный стрелок
            Во первых, КПД ниже плинтуса, в

            не существенно! энергетики хватит на год работы - ля условий войны это более чем достаточно...
            Цитата: Горный стрелок
            во вторых - температуры высокие.

            и что?
            Цитата: Горный стрелок
            Требуется интенсивное охлаждение. Насосы шум..

            у воды хорошая теплоемкость! а насосы бываю и малошумные - например электрические - не на электродвигателях, а именно электрические... морская вода проводник... hi
            Цитата: Горный стрелок
            Это не космос, там тепло излучением сбрасывается.

            в космосе сложнее - надо избежать перегрева электроники при этом, а в море два контура охлаждения и все... например первый на металле (свинец), а второй - обычный теплообменник... да, тепловой след, но при 300кВт и кпд 5% это всего 6МВт тепла...
            1. +1
              19 октября 2020 13:56
              Цитата: DrEng527
              в космосе сложнее - надо избежать перегрева электроники при этом, а в море два контура охлаждения и все... например первый на металле (свинец), а второй - обычный теплообменник... да, тепловой след, но при 300кВт и кпд 5% это всего 6МВт тепла

              Эмиссионный реактор работает в вакууме. Именно поэтому он подходит к космосу. На земле и тем более на лодке - не вариант...
              1. +1
                19 октября 2020 14:50
                Цитата: Горный стрелок
                миссионный реактор работает в вакууме.

                вакуум нужен для его работы? bully
                Цитата: Горный стрелок
                На земле и тем более на лодке - не вариант...

                голословное утверждение, не более... request
                1. +1
                  19 октября 2020 20:47
                  голословное утверждение, не более...

                  Что, технарь, сложно на "ВО" бодаться ? Привыкай ... wink
                  Вы правы, Сергей. Цикл лодки "ползём на малом - летим на полном" вполне позволяет обойтись для подзарядки в 20-40 раз меньшей мощностью , чем мощность главной установки. И обойтись РИТЭГами реально . Наверное, проблема в мелочах, которые нам не видны. Тактика применения лодок, или цена, или ....
                  Вообще вопрос - если лодка не имеет возможности высунуть раз в пару недель трубу для подзарядки , то что делают остальные наши силы в этой акватории ? Тут любую лодку затравят, даже невсплывающую.
                  1. 0
                    20 октября 2020 11:20
                    Цитата: dauria
                    Наверное, проблема в мелочах, которые нам не видны. Т

                    думаю тут проблемы другого плана, но по косвенным данным есть подвижки... feel
                    Цитата: dauria
                    сложно на "ВО" бодаться ? П

                    Отнюдь, часто просто смешно - люди не знают элементарного, но апломб... request
                    Цитата: dauria
                    Вообще вопрос

                    вопрос верный, но жизнь сложнее... включение РПД сразу демаскирует лодку, а это не нужно в любом случае... hi
      5. kig
        0
        19 октября 2020 14:53
        Цитата: Горный стрелок
        Очень большая

        Возможно, это из-за батареек, которым требуются особенные условия эксплуатации.
      6. +2
        19 октября 2020 22:12
        Цитата: Горный стрелок
        Вот бы и нам вспомнить...малогабаритную ЯЭУ, работающую на генератор... и с такими же батареями!

        1. ВАУ-6 уже история. Но, на сколько мне известно, Росатому поручено разработать новый малогабаритный ядерный реактор. Сначала, видимо для космоса, потом, возможно, и флоту что-то перепадет ...
        2. ЛИАБ. Попробовали...но неудачно. Лошарик не выдержал. Погибли люди...
        3. Есть новое направление кремний-сернистые аккумуляторы, которые имеют в 5 раз большую энергоемкость, чем ЛИАБ.
        4. Другой вариант -- "ядерные" АБ. Но это перспектива. Нужна служба РБ, санпропускники и прочая хрень по обеспечению режима.
        Наверняка возникнет проблема теплоотведения, и, как следствие, тепловой следности ПЛ.
        Есть исчезающая надежда на то, что наши вундерМЭНЫ все-таки допилят ВНЭУ прямого получения электричества из химической реакции риформинга ДТ.
        Как-то так, однако.
    3. -3
      19 октября 2020 13:22
      Ума у япов не хватило сделать хорошую схему Стирлинга, вот и пошли по пути наименьшего сопротивления.
  3. +2
    19 октября 2020 08:27
    К вопросу устаревания Варшавянок ...
    1. +6
      19 октября 2020 08:50
      А что Варшавянки?
      Там кроме батареи времён первой мировой, всё остальное оборудование тоже далеко не ровня японскому.
      Если батареи еще можно просто заменить (теоретически), то с гидролокатором и БИУС просто не получится, надо всю лодку разбирать.
      И да, батарей у нас таких тоже нет.
    2. 0
      19 октября 2020 10:53
      Варшавянка при наличии большой емкости аккумуляторов еще долго не устареет.
      1. +11
        19 октября 2020 11:13
        Она уже давно устарела, там чтобы просто сделать её применимой против какого-нибудь противинка с ПЛО половину лодки надо перелопатить.
      2. +6
        19 октября 2020 11:44
        Трагический опыт "Лошарика" показывает, что простая замена свинцовых батарей на литий-ионные чревата катастрофой, т.к. потушить горящую литий-ионную батарею практически нельзя. Но литий-ионные батареи практически не требуют обслуживания в отличии от свинцовых. Следовательно, при внедрении литий-ионных батарей нужно менять конструкцию ДЭПЛ: выносить батареи в отдельные герметичные пожаростойкие отсеки, оснащенные мощной хладоновой системой пожаротушения.
        1. +2
          19 октября 2020 20:38
          Не нужно ничего оснащать хладоновыми системами пожаротушения. Во-первых, это не поможет, а во-вторых, гермоблоки с батареями в межкорпусном пространстве при пожаре ничем лодке не угрожают.
          1. 0
            21 октября 2020 13:28
            От двухкорпусной архитектуры наверное пора отказаться, как от анахронизма. "Англичане давно уже ружья кирпичом не чистят"....
  4. +1
    19 октября 2020 11:38
    удивляют большие габариты ПЛ и величина экипажа - какая там автоматизация? bully
    а так все верно - наигрались с ВНЭУ и поняли банальное - выигрыш в автономности есть, но цена чрезмерная - потеря скрытности... request
  5. +18
    19 октября 2020 13:08
    Неужели и японцы экономить начали?
  6. +1
    19 октября 2020 16:17
    судя по фото.заявленное водоизмещение сильно занижено.
  7. 0
    19 октября 2020 19:58
    погоня, отход после атаки это малогабаритная ЭУ, а вот подкрадывание и атака на АКБ одназначно, на сегодня самая тихая ЭУ
  8. +2
    19 октября 2020 21:01
    У меня простой вопрос - Почему японцы не применяют водомёт?
    1. 0
      19 октября 2020 23:09
      Логическое развитие стирлинга это цикл Калины и далее монотермическая установка Яйли (если она действительно возможна) , а японцы просто темнят.