Боевое применение турбовинтовых штурмовиков в 1970—1990-е годы

22

Турбовинтовые противопартизанские штурмовики.В 1970-1990-е годы американцы поставляли своим союзникам противопартизанские штурмовики OV-10 Bronco и A-37 Dragonfly. Однако не все страны, где имелись проблемы с разного рода инсургентами и вооруженными формированиями наркомафии, могли по политическим и экономическим причинам получить специализированные антиповстанческие самолёты. В связи с этим во многих государствах «третьего мира» эксплуатировались устаревшие ударные самолёты или переделанные из поршневых и турбореактивных учебно-тренировочных машин (АT-6 Texan, АТ-28 Trojan, Fouga Magister, T-2D Buckeye, AT-33 Shooting Star, BAC 167 Strikemaster). Дряхлеющие поршневые самолёты требовали тщательного ухода, и полёты на них в связи с высокой степенью износа были связаны с большим риском, а импровизированные штурмовики с турбореактивными двигателями оказались достаточно дороги в эксплуатации и могли нести относительно небольшую боевую нагрузку. Общим недостатком поршневых и турбореактивных штурмовиков, построенных на базе УТС, было почти полное отсутствие брони и конструктивных элементов, повышающих стойкость к боевым повреждениям, что делало их уязвимыми даже к обстрелу из лёгкого стрелкового оружия.

По мере выработки ресурса поршневые и турбореактивные учебно-тренировочные самолёты, построенные в 1940-1960-е годы, списывались, и им на смену приходили турбовинтовые машины. В августе 1978 года началось серийное производство турбовинтового самолёта PC-7 Turbo Trainer. Этот УТС, спроектированный специалистами швейцарской фирмы Pilatus, не был первым самолётом такого назначения, оснащённыи турбовинтовым двигателем, но именно он благодаря удачному сочетанию высоких лётных данных, надёжности и относительно низким эксплуатационным расходам получил широкое распространение. Учебно-тренировочный РС-7 эксплуатировался более чем в 25 государствах. С учётом модернизированных вариантов было построено более 600 самолётов.




PC-7 Turbo Trainer ВВС Австрии

Самолёт с максимальной взлётной массой 2710 кг был оснащён ТВД Pratt Whitney Canada PT6A-25A мощностью 650 л.с и трёхлопастным винтом Hartzell HC-B3TN-2. Максимальная скорость в горизонтальном полёте — 500 км/ч. Скорость сваливания – 119 км/ч. Перегоночная дальность полёта – 1350 км. На шести узлах подвески могли быть размещены бомбы, блоки с неуправляемыми реактивными снарядами и контейнеры с 7,62-12,7-мм пулемётами общей массой до 1040 кг.


Правительство Швейцарии жестко ограничивало поставки продукции оборонного назначения за рубеж, и на этапе заключения контракта с иностранным заказчиком у которого имелись территориальные споры с соседями или на территории страны действовали повстанцы, специально оговаривалось условие, что самолёт не будет применяться в военных целях. Несмотря на это, в ВВС ряда стран PC-7 использовался в роли лёгкого штурмовика. На момент появления у PC-7 практически не было конкурентов на мировом рынке вооружения, и он пользовался большой популярностью среди иностранных заказчиков. Все были довольны, швейцарцы продавали его как мирный учебно-тренировочный самолёт, а заказчики после небольшой доработки получали достаточно эффективный и недорогой противопартизанский штурмовик. Так как самолёты поставлялись без вооружения и прицелов, их переоборудовали уже на месте или на авиаремонтных предприятиях в третьих странах. При этом прокладывались дополнительные электрические жгуты, монтировались узлы подвески, прицельное оборудование, кнопки и тумблеры управления оружием. Часто, но не всегда на «Пилатусы», способные нести авиационные средства поражения, устанавливали локальное бронирование кабины и баллоны с азотом для предотвращения взрыва паров топлива при простреле топливных баков.

Судя по имеющейся информации, РС-7 были впервые использованы в боевых действиях в 1982 году в ходе гражданской войны в Гватемале. Переоборудованные в штурмовики двенадцать «Пилатусов» вели вооруженную разведку в районах, контролируемых левыми повстанцами. Достоверно известно, что турбовинтовые РС-7 Turbo Trainer совместно с реактивными штурмовиками A-37 Dragonfly подвергали обстрелам и бомбардировкам не только лагеря партизан, но и деревни, населённые мирными жителями, во время которых, помимо бомб и НАР, также использовался напалм. В ходе гражданской войны американские советники делились с гватемальскими военными полученным во Вьетнаме опытом применения противопартизанских самолётов. США также финансировали обучение лётно-технического состава, ремонт самолётов и закупку запчастей.


PC-7 Turbo Trainer ВВС Гватемалы

Огнём из стрелкового оружия один «Пилатус» был сбит, а ещё как минимум один, получивший серьёзные повреждения, пришлось списать. После окончания гражданской войны большую часть турбовинтовых штурмовиков вывели из эксплуатации. В 2019 году в составе ВВС Гватемалы числился один PC-7, который использовался для тренировочных полётов.

Практически одновременно с Гватемалой 16 PC-7 закупила Бирма. После переоборудования штурмовики, развёрнутые на аэродроме Лашио, активно применялись против повстанцев, действующих в северо-восточной части страны. Один самолёт сбит зенитным огнём, ещё три разбились в лётных происшествиях. Несколько «Пилатусов» из этой партии до сих пор в строю, но в противоповстанческих операциях они больше не задействуются. Для этого предназначены китайские реактивные штурмовики A-5C и российские боевые вертолёты Ми-35.

В 1982 году Ангола приобрела 25 УТС PC-7 Turbo Trainer, и на первом этапе эти машины применялись по прямому назначению. В начале 1990-х «Пилатусы» под управлением южноафриканских наёмников частной военной компании Executive Outcomes сыграли важную роль в разгроме вооруженной группировки UNITA. Южноафриканцы, нанятые ангольским правительством, совершали весьма рискованные полёты над джунглями, осуществляя поиск объектов UNITA. После обнаружения лагерей и позиций боевиков их «помечали» фосфорными боеприпасами. Точечные цели атаковали реактивные МиГ-23, а площадные накрывали 250-кг фугасками переделанные в бомбардировщики транспортные самолёты Ан-12 и Ан-26. Уход от цели на предельно малой высоте и невысокая тепловая заметность турбовинтового двигателя позволяли «Пилатусам» избегать поражения ракетами ПЗРК. Пилоты южноафриканской компании Executive Outcomes продемонстрировали, что при правильной тактике применения турбовинтовые самолёты, используемые в роли передовых авиационных наводчиков, способны успешно действовать против противника, имеющего в своём распоряжении 12,7-14,5-мм зенитные пулемёты, 23-мм спаренные зенитки ЗУ-23 и ПЗРК «Стрела-2М». В 1995 году несколько PC-7, пилотируемые наёмниками Executive Outcomes, также участвовали в боевых действиях против «Объединённого революционного фронта» (RUF) в Сьерра-Леоне.

Самолёты Pilatus PC-7 Turbo Trainer применялись обеими сторонами в ходе ирано-иракской войны. Ирак получил 52 самолёта в 1980 году, а Иран — 35 в 1983 году. Хотя эти машины изначально были безоружными, их быстро милитаризировали на местных авиаремонтных предприятиях. Наряду с выполнением учебно-тренировочных полётов турбовинтовые «Пилатусы» привлекались для разведки, наблюдения и корректировки артиллерийского огня. Известны случаи, когда они наносили удары НАР по переднему краю противника. В ряде источников говорится, что переоборудованные иракские PC-7 в конце 1980-х распыляли отравляющие вещества над районами компактного проживания курдов, что впоследствии было признано военным преступлением. Использование учебно-тренировочных самолётов для применения химического оружия стало причиной ужесточения контроля швейцарским правительством за их экспортом, что во многом открыло дорогу бразильскому «Тукано». В настоящее время все PC-7, использовавшиеся Ираком, выведены из эксплуатации, а в Иране, согласно справочным данным, в лётном состоянии до сих пор находится два десятка машин.

В 1985 году в составе ВВС Чада появились два PC-7. Эти самолёты был переданы Францией для замены устаревших поршневых штурмовиков A-1 Skyraider, на них летали французские пилоты. Турбовинтовые самолёты воевали на стороне действующего президента Хиссен Хабре против отрядов экс-президента Гукуни Уэддея и поддерживающих его ливийских войск. Судьба этих самолётов неизвестна, уже в 1991 году они в воздух не поднимались. Три РС-7, поставленные в 1995 году, вели вооруженную разведку и атаковали конвои повстанцев в приграничных с Суданом районах. Два «Пилатуса» до сих пор числятся в списочном составе Chadian Air Force.

Первые из 88 заказанных УТС PC-7 поступили в ВВС Мексики в 1980 году. Вскоре часть самолётов была вооружена блоками НАР и контейнерами с пулемётами. Эти машины использовались для тренировки и обучения атакам наземных целей, а также совершали патрульные полёты в труднодоступных районах страны.


PC-7 Turbo Trainer ВВС Мексики

В 1994 году мексиканские РС-7 обстреливали 70-мм неуправляемыми ракетами лагеря «Сапатистской армии национального освобождения» (EZLN) в штате Чьяпас. Правозащитные организации приводили свидетельства, что при этом пострадало немало мирных жителей, это в итоге стало причиной запрета, наложенного правительством Швейцарии, на продажу учебно-тренировочных самолётов в Мексику. Согласно информации, опубликованной World Air Forces 2020, лёгкие турбовинтовые штурмовики PC-7 в настоящее время являются самым массовыми и боеспособными мексиканскими боевыми самолётами. Всего в Fuerza Aérea Mexicana их насчитывается 33 единицы.

С учётом того, насколько широкое распространение турбовинтовые PC-7 получили в странах «третьего мира», приведённый список вооруженных конфликтов, в которых участвовали эти самолеты, является неполным. Некоторые машины неоднократно переходили из рук в руки. В силу относительно невысокой стоимости эксплуатации и неприхотливости в обслуживании «Пилатусы» являлись ликвидным товаром на «чёрном» оружейном рынке. Так, несколько УТС РС-7, поставленных в 1989 году ВВС Бопутатсвана, оказались в распоряжении наёмнических групп, были переоборудованы и со второй половины 1990-х использовались в «Великой Африканской войне», в которой участвовало более двадцати вооружённых групп, представлявших девять государств. Можно констатировать, что усилия правительства Швейцарии о недопущении участия самолётов РС-7 в вооруженных конфликтах оказались тщетными. Тем не менее, высокий спрос на турбовинтовые учебно-тренировочные самолёты стимулировал процесс их совершенствования. Модификация известная как PC-7 Mk II получила новое крыло и двигатель Pratt Whitney Canada PT6A-25C мощностью 700 л.с.

Боевое применение турбовинтовых штурмовиков в 1970—1990-е годы
PC-7 Mk II ВВС ЮАР

Эволюционным вариантом развития УТС РС-7 стал PC-9. Серийное производство PC-9 началось в 1985 году. Самолёт сохранил прежнюю компоновку, от РС-7 он отличался двигателем Pratt Whitney Canada РТ6А-62 мощностью 1150 л.с., более прочным планером, улучшенной аэродинамикой и катапультируемыми креслами.

Самолёт с максимальной взлётной массой 2350 кг имеет боевой радиус действия 630 км. Максимальная скорость в горизонтальном полёте – 593 км/ч. Крейсерская скорость – 550 км/ч. Скорость сваливания – 128 км/ч. Вес боевой нагрузки на шести узлах подвески составляет 1040 кг. РС-9 может одновременно нести две 225-кг и четыре 113-кг авиабомбы или контейнеры с пулемётами и блоки НАР.


РС-9 ВВС Ирландии

РС-9 создавался по заказу ВВС Великобритании, но вместо него на вооружение приняли модернизированный Embraer EMB 312 Tucano, лицензионное производство которого было налажено в 1986 году. Первым покупателем УТС РС-9 стала Саудовская Аравия, заказавшая 20 самолётов. По состоянию на 2020 год было произведено более 270 экземпляров. С учётом широкого использования РС-7 в вооруженных конфликтах, продажа РС-9 в страны «третьего мира» была ограничена. Несмотря на попытки правительства Швейцарии избежать участия поставляемых на экспорт самолётов в региональных конфликтах, это оказалось невыполнимо. PC-9 ВВС Чада участвовали в боевых действиях на границе с Суданом, а ВВС Мьянмы использовали их для борьбы с повстанцами. Самолёты этого типа имеются также в Анголе, Омане и в Саудовской Аравии. Эти страны с большой долей вероятности могли применять самолёты в боевых действиях в качестве разведчиков и лёгких штурмовиков, но достоверных подробностей нет.

Как уже говорилось, ограничения, введённые правительством Швейцарии на экспорт турбовинтовых штурмовиков, сыграли на руку бразильской авиастроительной фирме Embraer. В 1983 году в Бразилии началось серийное производство самолёта EMB 312 Tucano, который с самого начала позиционировался не только как УТС, но и как лёгкий штурмовик. Изначально, на стадии проектирования, была поставлена задача минимизации стоимости жизненного цикла. «Тукано», будучи одним из наиболее удачных и коммерчески успешных современных учебно-боевых самолетов, стал визитной карточкой бразильского авиапрома и получил заслуженное признание как в Бразилии, так и за рубежом. Этот самолёт во многом является своеобразным эталоном для создателей других УТС и легких многоцелевых боевых самолётов с турбовинтовым двигателем. Турбовинтовой EMB 312, помимо подготовки пилотов, очень хорошо себя проявил в роли легкого штурмовика и патрульного самолёта в «противопартизанских» операциях, где отсутствовало противодействие со стороны истребителей и современных средств ПВО.


EMB 312 Tucano

Как и учебно-боевые самолёты РС-7 и РС-9, выпущенные фирмой Pilatus, бразильский «Тукано» построен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным прямым крылом и внешне напоминает поршневые истребители Второй мировой войны. «Сердцем» EMB 312 Tucano является ТВД Pratt Whitney Canada РТ6А-25С мощностью 750 л. с. с трехлопастным воздушным винтом изменяемого шага. В горизонтальном полёте самолёт способен развить скорость 458 км/ч. Крейсерская скорость – 347 км/ч. Скорость сваливания – 128 км/ч. Максимальная взлётная масса – 2550 кг. Перегоночная дальность — 1910 км. При использовании подвесных топливных баков «Тукано» способен находиться в воздухе более 8 часов.

Под фирменным обозначением EMB 312 Tucano существуют две модификации самолёта: Т-27 и АТ-27. Первый вариант в основном предназначен для углублённой подготовки лётного состава и выполнения тренировочных полётов. Второй вариант – это лёгкий штурмовик, на котором устанавливались бронеспинки и осуществлялось локальное бронирование кабины. Топливные баки, находящиеся в крыле, имеют внутреннее антидетонационное покрытие и заполняются азотом. Вооружение размещается на четырех подкрыльевых пилонах (до 250 кг на один пилон). Это могут быть подвесные контейнеры с 7,62-мм пулеметами (боекомплект 500 патронов на ствол), бомбы массой до 250 кг и блоки 70-мм НАР.

Популярности «Тукано» на мировом рынке вооружения также способствовал лицензионный выпуск самолётов данной модели за пределами Бразилии. Отвёрточная сборка самолётов, поставляемых в ближневосточные страны, осуществлялась египетской фирмой «AOI» в городе Хелуане. Во второй половине 1980-х лицензию на производство «Тукано» приобрела британская авиастроительная компания Short Brothers. Модификация для Королевских ВВС отличается двигателем Garrett TPE331-12B мощностью 1100 л. и более продвинутой авионикой. Благодаря использованию более мощного двигателя максимальная скорость увеличилась до 513 км/ч. Всего с июля 1987 года «Шорт» построила 130 «Тукано», получивших в Великобритании обозначение S312.

Short Tucano может нести контейнеры с 12,7-мм пулеметами, бомбы и 70-мм НАР. Самолёты данной модификации также поставлялись в Кувейт и Кению. Всего было произведено 664 самолёта (504 бразильской Embraer и 160 британской Short Brothers), которые летали в ВВС 16 стран.

Так как бразильцы не пытались выглядеть гуманистами в глазах мирового сообщества, «Тукано» продавались в страны, активно борющиеся с разного рода инсургентами и имеющие территориальные споры с соседями. Первым зарубежным покупателем «Тукано» в 1982 году стал Гондурас. В этой стране турбовинтовые EMB 312 заменили поршневые учебно-тренировочные самолёты Т-28 Trojan, переделанные в штурмовики.


EMB 312 Tucano ВВС Гондураса

В Fuerza Aérea Hondureña 12 «Тукано» использовались для учебно-тренировочных полётов и контроля воздушного пространства страны. В середине 1980-х турбовинтовые штурмовики, поддерживая действия «контрас», наносили удары по территории Никарагуа. В конце 1990-х в рамках усилий по борьбе с транспортировкой наркотиков самолёты EMB 312 привлекались для перехвата воздушных судов, нелегально находящихся в воздушном пространстве страны. В общей сложности было сбито и принудительно посажено пять самолётов, на борту которых находилось около 1400 кг кокаина. В 2020 году в ВВС Гондураса числилось 9 EMB 312. Сообщается, что военное ведомство Гондураса и фирма Embraer заключили контракт на ремонт и модернизацию находящихся в строю машин.

В декабре 1983 года Египет и Бразилия заключили контракт стоимостью $10 млн., в рамках которого предусматривалась поставка 10 готовых УТС и отвёрточная сборка 100 самолётов. Из этой партии 80 «Тукано» было поставлено в Ирак. Неизвестно, использовались ли эти самолёты в боевых действиях, но в настоящее время в ВВС Ирака нет ни одного работоспособного EMB 312.

Летом 1986 года Венесуэла приняла первые четыре EMB-312. Всего в Бразилии было заказано 30 самолетов общей стоимостью $50 млн. Через год ВВС Венесуэлы получили оставшиеся самолеты, разделенные на два варианта: 20 Т-27 для учебных целей и 12 АТ-27 для тактической поддержки сухопутных сил. «Тукано» трёх авиационных групп базировались в Маракае, Барселоне и в Маракайбо. Венесуэльские AT-27 Tucano наряду с OV-10 Bronco принимали активное участие во многих кампаниях по борьбе с партизанами и в операциях по пресечению торговли наркотиками и с похищениями людей в районах граничащих с Колумбией.


Турбовинтовые штурмовики OV-10 Bronco и AT-27 Tucano ВВС Венесуэлы

В феврале 1992 года «Тукано» и «Бронко» в ходе очередной попытки военного переворота мятежников наносили авиаудары по объектам правительственных сил в Каракасе. При этом один AT-27 был сбит истребителем F-16A, а еще несколько повреждены огнём зенитных 12,7-мм пулемётов. В настоящее время в ВВС Венесуэлы формально числятся 12 «Тукано», но все они нуждаются в восстановительном ремонте.

В 1987 году Парагвай приобрел шесть «Тукано», ещё три бывших в употреблении самолёта были поставлены Бразилией в 1996 году. В том же году штурмовики ВВС Парагвая задействовались в миссиях по борьбе с повстанцами.


АТ-27 ВВС Парагвая

Для перехвата самолётов с грузом наркотиков, вторгающихся со стороны Боливии, несколько АТ-27 на постоянной основе развернули на авиабазе Марискаль в северо-западной части страны. Так как 7,62-мм пулемёты при стрельбе по воздушным целям обладают недостаточной эффективностью, турбовинтовые перехватчики вооружили 20-мм пушками, а дальность полёта увеличили за счёт подвесных топливных баков.

Иран приобрел 25 «Тукано» в начале 1991 году, уже после окончания ирано-иракской войны. Со второй половины 1990-х века турбовинтовые штурмовики Корпуса стражей Исламской революции перехватывали караваны наркоторговцев в восточной части Ирана, а также наносили удары по отрядам талибов в районах граничащих с Афганистаном. В 2019 году в Иране имелся 21 EMB 312.

Во второй половине 1980-х в Перу назрела необходимость замены выработавших свой ресурс реактивных учебно-боевых самолётов Cessna T-37 Tweet. Для этого в период с 1987 по 1991 год было приобретено 30 АТ-27, но впоследствии 6 самолётов перепродали в Анголу. Первые самолеты, использовавшиеся только для учебно-тренировочных полётов, были окрашены в бело-оранжевый цвет.


Однако после того как часть перуанских «Тукано» стали привлекать для выполнения боевых задач, на них нанесли камуфляж для джунглей, а некоторые самолёты, предназначенные для ночных миссий, окрасили в темно-серый цвет. Перуанские АТ-27 для устрашения противника были украшены агрессивной акульей пастью.


АТ-27 ВВС Перу с пулемётными контейнерами

С 1991 года вооруженные контейнерами с пулемётами и блоками НАР «Тукано» ВВС Перу боролись с бандформированиями, действующими в приграничных с Бразилией и Колумбией районах. Эти машины сыграли заметную роль в борьбе с леворадикальной вооруженной группировкой Sendero Luminoso. В период с 1992 по 2000 год самолёты АТ-27 ВВС Перу сбили 9 самолётов, груженных наркотиками, и уничтожили несколько речных судов, на которых перевозили контрабанду. На рассвете 5 февраля 1995 года в ходе вооруженного конфликта с Эквадором несколько перуанских «Тукано», каждый из которых был гружен четырьмя 500-фунтовыми бомбами Mk.82, нанесли удары по позициям эквадорских войск в верховьях реки Сенепа. Для возможности действовать в тёмное время пилоты имели очки ночного видения. В этой войне АТ-27 проявили себя лучше, чем боевые вертолёты Ми-25 и реактивные штурмовики А-37, которые понесли значительные потери от ПЗРК. По сравнению с вертолётами достаточно манёвренные «Тукано» имели более высокую скорость полёта, а благодаря меньшей тепловой заметности турбовинтового двигателя его захват ИК ГСН ПЗРК был затруднён. В ходе войны с Эквадором АТ-27 совершили более 60 боевых вылетов. В ряде случаев они использовались в роли передовых авиационных наводчиков, помечая обнаруженные цели фосфорными боеприпасами, дающими хорошо заметный с воздуха белый дым. После чего по этому месту отрабатывали бомбами и ракетами более скоростные и тяжелые боевые самолёты. В начале 21 века некоторые перуанские «Тукано» получили подвесные контейнеры с инфракрасными датчиками, что позволяет обнаруживать скопления людей и технику в темноте. В 2012 году правительство Перу завило о намерении модернизировать 20 самолётов EMB-312.

В 1992 году Колумбия заказала 14 АТ-27, поставка первых шести самолётов состоялась в декабре того же года. Первые три года колумбийские «Тукано» выполняли только учебно-тренировочные полёты, но по мере ухудшения ситуации в стране их ориентировали на выполнение задач непосредственной авиационной поддержки и перехват легкомоторных самолётов, перевозящих кокаин. Во второй половине 1990-х в ходе операций против «Революционных вооружённых сил Колумбии» (FARC) «Тукано» без потерь совершили более 150 боевых вылетов.


АТ-27 ВВС Колумбии

В 1998 году колумбийские турбовинтовые штурмовики оснастили аппаратурой ночного видения, что дало возможность подавлять активность повстанцев в тёмное время суток. В 2011 году Embraer совместно с колумбийской компанией Colombian Aeronautic Industry SA при финансовой поддержке США запустили программу продления срока службы и улучшения боевых характеристик АТ-27. В ходе восстановительного ремонта самолёты получают новое крыло и шасси. Американская компания Rockwell Collins поставляет многофункциональные дисплеи, навигационную аппаратуру и системы закрытой связи.

Турбовинтовые штурмовики, созданные на базе учебно-тренировочных Pilatus РС-7/9 Turbo Trainer и Embraer EMB 312 Tucano, оказались очень удачным решением для многих стран, нуждавшихся в самолётах такого назначения. Конечно, однодвигательные самолёты несколько уступают по боевой живучести и ударному потенциалу специально спроектированным штурмовикам OV-10 Bronco, OV-1 Mohawk и IA-58A Pucarа. Однако далеко не все государства, испытывающие потребность в антипартизанских самолётах, по политическим и экономическим причинам могли позволить себе приобрести специализированные противоповстанческие штурмовики. В начале 1980-х Аргентина просила за двухдвигательный турбовинтовой штурмовик IA-58A Pucarа около $4,5 млн. В это же время EMB 312 Tucano, переоборудованный в ударный вариант Т-27, стоил на внешнем рынке $1 млн. Понятно, что лучше защищённая «Пукара», несущая к тому же более мощное вооружение, была предпочтительнее. Но можно утверждать с полной уверенностью, что при выполнении типовых задач «Пукара» в сравнении с «Тукано» не обладала в 4,5 раза более высокой эффективностью. Кроме того, стоимость лётного часа однодвигательных самолётов, построенных фирмами Pilatus и Embraer, была в 2,5-4 раза меньше, чем у двухдвигательных изделий компаний FMA, North American и Grumman, что для небогатых стран «третьего мира» является весьма критичным.

Турбовинтовые штурмовики в конце XX века проявили себя как действенное средство борьбы с повстанцами и в ряде случаев сыграли заметную роль в межгосударственных вооруженных конфликтах. Они также эффективно использовались для пресечения контрабанды наркотических веществ и незаконной добычи природных ресурсов. По мере совершенствования бортового оборудования появилась возможность осуществлять поиск и атаку целей в тёмное время суток. Уже в 1990-е годы наметилась тенденция оснащения антипартизанских самолётов высокоточным оружием, которое можно применять вне зоны зенитного огня. В 21 веке, несмотря на острую конкуренцию с беспилотниками и ударными вертолётами, интерес к лёгким турбовинтовым штурмовикам не исчез. В рамках кампании по борьбе с международным терроризмом и наркомафией они оказались востребованными и активно применялись в «горячих точках». Речь об этом пойдёт в следующей части обзора.

Окончание следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    21 октября 2020 18:08
    Как всегда отличная работа! good
  2. +6
    21 октября 2020 19:48
    А про применение турбореактивных УТС в качестве ударных самолетов будут статьи?
    1. +4
      22 октября 2020 02:32
      В ближайшее время не планировал, но подумаю. hi
      1. +3
        22 октября 2020 08:02
        hi
        Сергей, спасибо за очередную интересную статью!
        Возник ряд вопросов.

        Название 1-го самолёта из статьи связано с исторической личностью Pontius Pilatus?
        Понтий Пилат - римский префект Иудеи.
        * Выражение «умыть руки» пошло от него.
        1. +4
          22 октября 2020 08:56
          Цитата: Mister X
          Название 1-го самолёта из статьи связано с исторической личностью Pontius Pilatus?
          Понтий Пилат - римский префект Иудеи.
          * Выражение «умыть руки» пошло от него.

          Михаил, добрый день! Серёжа уехал за кедровым орехом, будет поздно вечером.
          Что касается "Пилатуса", то название фирмы связано с горным хребтом Pilatus, в предгорьях которого первоначально планировали строить авиационный завод.
          1. +3
            22 октября 2020 18:40
            Цитата: zyablik.olga
            связано с горным хребтом Pilatus

            hi Здравствуйте, Оленька!
            Спасибо за ответ!
            Я в Швейцарии не бывал, географию оказывается плохо учил ;)
            Не поленился, и поискал инфу.
            Оказывается, на вершину горы Пилатус можно забраться по железной дороге.
            Там самый большой в мире уклон для железных дорог: 48%
            Как вам такая поездочка?
      2. +4
        22 октября 2020 08:02
        Сергей,
        На новых модификациях Пилатус устанавливали двигатели Pratt Whitney Canada PT6A-25C (700 л.с.) и РТ6А-62 (1150 л.с.).
        Какой двигатель был изначально, на первых самолётах?
        1. +5
          22 октября 2020 12:31
          Цитата: Mister X
          Какой двигатель был изначально, на первых самолётах?

          РС-7 построен на базе УТС РС-3, на котором изначально устанавливался поршневой двигатель Lycoming O-435 мощностью 240 л.с.
          1. +3
            22 октября 2020 18:43
            Цитата: Bongo
            двигатель Lycoming O-435 мощностью 240 л.с.

            hi
            Спасибо!
            Кстати, добыл кедровый орех?
            1. +2
              23 октября 2020 11:02
              Здравствуйте, Михаил! Вчера 4 мешка привёз и рябчика. Сегодня опять с утра пораньше поехал, ещё не вернулся.
      3. +2
        22 октября 2020 08:19
        Сергей hi а про применение( возможное) данного класса самолетов для борьбы с беспилотниками?
        1. +4
          22 октября 2020 12:33
          Цитата: роман66
          Сергей hi а про применение( возможное) данного класса самолетов для борьбы с беспилотниками?

          Роман, приветствую! Турбовинтовые штурмовики вполне пригодны для противодействия БПЛА, впрочем как и современные боевые вертолёты.
  3. +2
    21 октября 2020 21:12
    Опыт ВОВ показал, что самым полезным самолетом для нашей пехоты и самым страшным самолетом для немецкой пехоты был штурмовик Ил-2.
    Штурмовик Ил-2(Ил-10), какая у него была бы эффективность в современных "антиповстанческих" конфликтах?
    1. +7
      22 октября 2020 00:39
      Ил-2 по сравнению даже с EMB 312 - никакая. Дальность и бомбовая нагрузка в 2 раза меньше.
    2. +6
      22 октября 2020 02:37
      Цитата: даймон
      Опыт ВОВ показал, что самым полезным самолетом для нашей пехоты и самым страшным самолетом для немецкой пехоты был штурмовик Ил-2.
      Штурмовик Ил-2(Ил-10), какая у него была бы эффективность в современных "антиповстанческих" конфликтах?

      Ил-2 и Ил-10 по всем параметрам кроме защищённости и огневой мощи встроенного вооружения проигрывают турбовинтовому А-29 "Супертукано", речь о котором пойдёт в следующей части обзора. В настоящее время в ходе боевого применения противопартизанских самолётов ставка всё больше делается на высокоточные авиационные средства поражения, что позволяет избегать потерь от зенитного огня. Кроме того, турбовинтовые самолёты оснащаются всесуточными прицельно-поисковыми системами и радиолокаторами.
      1. +1
        22 октября 2020 15:18
        Ну так вкорячить на него современный движок, тысячи на три коней. Потом переработать силовой набор, под новые нагрузки, потом...
        Тьфу, и получится новая машина.
        Но кроме шуток, по мощнее движок, и Ил -10 вполне себе потянет. Хотя и тяжеловат будет. Шесть вроде тонн, это слишком много.
      2. AVM
        0
        22 октября 2020 16:16
        Цитата: Bongo
        Цитата: даймон
        Опыт ВОВ показал, что самым полезным самолетом для нашей пехоты и самым страшным самолетом для немецкой пехоты был штурмовик Ил-2.
        Штурмовик Ил-2(Ил-10), какая у него была бы эффективность в современных "антиповстанческих" конфликтах?

        Ил-2 и Ил-10 по всем параметрам кроме защищённости и огневой мощи встроенного вооружения проигрывают турбовинтовому А-29 "Супертукано", речь о котором пойдёт в следующей части обзора. В настоящее время в ходе боевого применения противопартизанских самолётов ставка всё больше делается на высокоточные авиационные средства поражения, что позволяет избегать потерь от зенитного огня. Кроме того, турбовинтовые самолёты оснащаются всесуточными прицельно-поисковыми системами и радиолокаторами.


        Сразу по прочтении статьи тоже возник вопрос, как бы себя сейчас показал Ил-2? Понятно, что в чём то проигрывать он будет, вопрос в чём и насколько? И опять же, вопрос цены самолёта и стоимости его эксплуатации по сравнению с современными моделями.

        Не окажется ли так, что поршневой двигатель с водяным охлаждением даст меньшую заметность в ИК диапазоне, чем турбореактивный, что уменьшит вероятность поражения ПЗРК, а встроенная броня позволит лучше держать малокалиберные пушки и стрелковое оружие, + наличие второго пилота, а это дополнительные глаза в небе и возможность прижать противника к земле на выходе из атаки?

        Что касается ВТО, то оно в любом случае будет дороже, как и самолёты с РЛС. Всегда есть тенденция удорожания оружия, а потом кто-то опять сделает простейший штурмовик "для бедных"...
      3. +3
        22 октября 2020 18:59
        Цитата: Bongo
        Ил-2 и Ил-10 по всем параметрам кроме защищённости и огневой мощи встроенного вооружения проигрывают турбовинтовому А-29 "Супертукано",

        Серёжей между мини почти шесть десятков лет!
        За статью спасибо, понравилось!
  4. -1
    22 октября 2020 05:51
    штурмовики в конце XXI века проявили себя
    будущее уже наступило?
    Или корректор спит?
    1. +2
      22 октября 2020 06:37
      Цитата: Пиджак в запасе
      будущее уже наступило?
      Или корректор спит?

      Можете отправить администрации сайта уведомление об ошибке, в первоначальном варианте мой муж писал о конце 20 века.
  5. +1
    30 ноября 2020 16:30
    Как я неоднократно писал, для любых действий по поддержке наземных частей и атакам на наземные войска противника реактивные самолеты совершенно бесполезны, либо чудовищно, непереносимо для любой экономики дороги. Увы, авиационное начальство, завороженное возможностью летать "быстрее всех" за государственный счет, абсолютно не интересовали такие "мелочи". Из реально полезных на земле авиационных машин остались одни тяжелые бомбардировщики. Все остальное летающее золото, усыпанное бриллиантами, украшенное платиной и неземными камнями, если не проиграет твою войну, то точно, на сто процентов, разорит тебя к чертям.
    Естественно, для работы по живой силе и современной технике нужны МЕДЛЕННЫЕ самолеты. С невысокой скоростью сваливания, ага. Это показывает ПРАКТИКА. Значит этого никто из решающих с гарантией не примет во внимание. Наша цивилизация не смогла выработать эффективных методов управления, и оттого нас ждет ее коллапс.
    Швейцарцы молодцы, непонятно только, почему не использовались наработки лучшего штурмовика той Войны? Почему основу фюзеляжа не составлял бронекорпус кабины? Неужели непонятно, что никто не придумает в этом отношении ничего лучше, чем давно придумал Илюшин? Впрочем, видимо швейцарцы, как обычно, сами воевать не собирались вообще, а для "этих обезьян" просто не стали делать по настоящему надежный самолет. Чтоб покупали почаще.
    Итак, современные войны уже не будут сражениями гигантских масс войск в одном месте. Да, до нас, как всегда доходит "як до утки - на пятые сутки". Все сроки прошли, все возможности упущены, все подходящие для дела люди раздавлены, все мощности уничтожены. Что делаем?
  6. +1
    1 декабря 2020 09:44
    И кстати. Для того, чтобы такие самолеты смогли радикально уменьшить "поголовье" высокоскоростных истребителей денег своей страны, достаточно снабдить каждый из них кассетой с одной ракетой "воздух-воздух". Через пару-тройку дней настоящих боевых действий, которыми бы командовал настоящий военный специалист (эх, вот я размечтался!), у противника не осталось бы ни Ф 16, ни уж тем более Ф 35, ни всего прочего парка стремительно летающего хлама. Хе-хе...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»