Опальный танковый завод. Причины низкого качества Т-34 из «Красного Сормова»

48

Т-34 на марше. Источник: waralbum.ru

Объективные обстоятельства


В предыдущей части истории шла речь о низком качестве танков с завода «Красное Сормово» и реакции высшего руководства страны на этот факт. Иосиф Сталин напрямую требовал от наркома Малышева принять меры для разрешения проблемы «Сормовских уродов», на которых танкисты отказываются идти в бой. Забегая вперед, стоит сказать, что только после этого нарком по-настоящему озаботился улучшением условий работы на опальном заводе.


Экипаж танка рядом с танком Т-34 с собственным именем «Горьковский пионер». 1 сентября 1941 года учащиеся 102-й школы города Горького (ныне Нижний Новгород) обратились ко всем пионерам и школьникам Горьковской области с призывом построить танк «Горьковский пионер». Уже 18 января 1942 года в действующую армию был передан танк, построенный на заводе № 112 «Красное Сормово». Всего же в годы войны на средства, собранные пионерами и школьниками Горьковской области, было построено 7 танков. Источник: waralbum.ru

Завод не только отправлял на фронт танки неудовлетворительного качества, но и хронически не выдавал нормы плана. Одной из причин отставания была нехватка комплектующих. В частности, непростая ситуация сложилась с карбюраторными моторами М-17Т, которые на «Красное Сормово» отрядили из-за постоянной нехватки дизелей. Собирать танковые варианты авиационных моторов должны были в Горьком на ГАЗе. Для этого там был организован «спеццех № 10». Но на автозаводе не хватало оборудования и порядка 300 рабочих, что, естественно, срывало графики поставок заказчику.



Кратко о моторе. Перевести его в разряд танковых решено было в 1936 году, ввиду нехватки силовых установок для бурно развивающейся советской танковой программы. Для адаптации свечи зажигания переместили внутрь развала цилиндров, укоротили носок коленвала и снабдили его шпонкой для крепления шкива, а также заменили шестеренчатую масляную помпу поршневой. Особенности эксплуатации в составе бронетанковой техники заставили инженеров увеличить ресурс М-17. Для этого снизили обороты мотора за счет меньших размеров жиклеров и диффузоров карбюратора, а также установкой предохранителя на дросселе, не позволяющего мотору выходить на максимальные обороты. Лишили за ненадобностью танковый вариант высотного крана, предназначенного для регулирования подачи бензина в зависимости от плотности воздуха на разных высотах полета. Мощность М-17Т составляла 500 л. с., что вполне позволяло ему заменять танковый дизель В-2 аналогичной производительности.

Сложности с освоением производства мотора в Горьком (ранее авиационный вариант М-17Ф выпускали в Рыбинске) не позволили выйти «Красному Сормову» на плановые параметры выпуска танков. В августе 1941 года поставили всего один мотор, в сентябре – 10, в октябре – 75, а в декабре – 104. При этом на танкосборочном предприятии № 112 ждали до конца года 745 М-17Т, а получили 218. В 1942 году ситуация немного выровнялась – из Горького получили уже 466 бензиновых двигателей из плановых 740, а из Свердловска (завод № 76) 2458 дизельных В-2, хотя должно было быть 3020.

Одной из самых критичных областей отечественного машиностроения в предвоенный период было производство шарикоподшипников. С началом войны ситуация с поставками их на заводы оборонного значения особенно обострилась, и «Красное Сормово» (как завод «второго плана») хронически недополучал этот «стратегический ресурс». Дошло до того, что шарикоподшипники доставлялись на предприятие транспортными самолетами небольшими партиями, которых хватало всего на два-три дня.

Отдельного упоминания заслуживает эпопея с радиостанциями. Традиционно для завода № 112 поставщик не выполнял в полном объеме обязательства и в 1941 году отправил на «Красное Сормово» всего 45 радиостанций. Надо отдать должное руководству танкового предприятия, которое в оперативном порядке организовало на заводе имени Фрунзе разработку и производство радиостанции 12-РТ. Этой удачной моделью радиостанции танки комплектовали до самого конца войны. Интересно, что в «Красном Сормове» станции не монтировали на танки: для этого Т-34 своим ходом шли на завод имени Ленина и уже там оснащались переговорными устройствами и 12-РТ.

Масштабы срыва поставок комплектующих на «Красное Сормово» очень наглядно иллюстрирует письмо к секретарю Сормовского райкома ВКП(б) 9 января 1942 года от членов партбюро Гусева, Демьяненко и Кузнецова. В нем отмечалось невыполнение сразу тремя заводами (Верхне-Исетским, Тирланским и Кузнецким) нарядов на тонкую листовую сталь. Письмо содержало также претензии к руководству завода имени Кагановича, которое отказывало «Красному Сормову» в прокате стального листа по чисто ведомственным причинам.


Отработка взаимодействия пехоты и Т-34 с дополнительной броней (выпуска завода № 112 Красное Сормово). Ленинградский фронт, осень 1942 г. Источник: waralbum.ru

Помимо нехватки ресурсов и комплектующих для Т-34, на заводе были серьезные проблемы с трудовыми ресурсами, появившиеся еще в предвоенное время. На особом контроле были металлурги «Красного Сормова». 14 января 1941 года бюро Сормовского райкома ВКП(б) обсуждало вопрос о снабжении металлургического цеха № 19 шихтой. Отмечалось, что «главный металлург завода тов. Лобашов вопросами организации работы металлургических цехов занимается недостаточно».

В финале одного из докладов на заседании райкома отмечалось, что в 1939 году убыток от брака составил 5 487 000 рублей, в 1940 году – 5 098 000 рублей. И в качестве итога: «Культура производства находится на крайне низком уровне, существует разболтанность в технологической дисциплине». Вполне понятно, с началом Великой Отечественной войны лучше не стало. В первые годы, в частности, озвучивались претензии «к стахановцам литейных цехов»: «Слишком недоброкачественное вы даете литье на башни, защиты, вызывая тем самым большой брак в обрабатывающих цехах».

Стахановцам на заводе № 112 вообще доставалось. В мае 1942 года парторг ЦК ВКП(б) товарищ Нестеров обвинил заводские партийные организации в недостаточном внимании к стахановцам и плохом контроле производственной деятельности. Многочисленные комиссии, пытавшиеся выяснить причины низкого качества выпускаемых Т-34, писали в отчетах неизменное: «На низком уровне стоит трудовая дисциплина, царит безответственность, что в условиях Отечественной войны граничит с предательством Родины».

Справедливости ради, стоит отдельно упомянуть о настоящих героях производства на заводе «Красное Сормово». Мастер Евдокимов – к 16 мая 1942 выполнил месячную норму. Стахановцы Березин и Калмыков не выходили из цеха по 38-40 часов. Мастер Бурмистренко – в некоторые дни выполнял до пяти норм!

Исправление ошибок


Упоминаемый в первой части директор завода Ефим Эммануилович Рубинчик с самого начала работы в мае 1942 года принялся решать проблему нехватки траков. Он заручился поддержкой наркома Малышева, локализовал штамповку траков по сталинградским рецептам и организовал двойную оплату за выполнение плана по выпуску. Так, начальник цеха получал 5000 рублей премии, его заместитель – 4000 рублей, а механики, мастера, бригадиры и десятники – по одному-двум месячным окладам. Для выполнения плана начальник цеха по штамповке траков получал 150 тысяч рублей на премирование своих 150 работников, каждый из которых дополнительно снабжался парой обуви и 3,5 метрами шелка или шерсти. В июле 1942 года из цеха № 20 был выделен и реконструирован самостоятельный цех № 7, оперативно оснащенный оборудованием с максимальной механизацией всех процессов производства. Общая сумма затрат на новый цех составила до 3 миллионов рублей. Новый трак самостоятельного производства показал в эксплуатации себя положительно, помимо сокращения брака была улучшена стойкость и выносливость гусениц. Как видим, в 1942 году танковые траки для Т-34 стали чуть ли не стратегическим ресурсом.


Экранированные в "Красном Сормово" Т-34. Источник: warspot.ru

И, наконец, самой главной проблемой производства танков на «Красном Сормово» были пресловутые трещины в броне. Это наблюдалось на всех танковых заводах Советского Союза периода Великой Отечественной войны, но предприятие № 112 отличилось в этой истории особенно. Для ускорения производства (план требовал танки фронту!) технологию механической обработки корпуса танка значительно упростили. Также заводчане заменили двойную закалку башни одинарной, сократили время высокого отпуска брони 8С, а также отменили повторный отпуск ряда мелких деталей корпуса. В итоге сэкономили 8 часов времени на сборку Т-34, но заметно повысили склонность брони к трещинообразованию. При этом трещины нередко не выявлялись на этапе военной приемки, а обнаруживали себя уже в войсковой эксплуатации. Разразился скандал, и к лету 1942 года ГКО даже вынес специальное постановление о ситуации с бронекорпусами Т-34 на «Красном Сормово». Историки П. В. Пустырев и Е. И. Подрепный в одной из своих работ пишут о предпринятых мерах:

1. Запрещена резка кислородом термически обработанных деталей на высокую твердость.
2. Запрещен низкий отпуск в пламенных печах, не обеспечивающих устойчивую температуру низкого отпуска 250-330°.
3. Ограничен хим. анализ по углероду, для деталей, более предрасположенных к трещинообразованию, как передний лобовой лист и борт.
4. Введен индукционный подогрев деталей № 34.29.904 с защитой «ДТ» и рымами.
5. Ограничена сила тока приварки защиты «ДТ» и рымов до 250 ампер при диаметре электрода 5 мм.
6. Отменено применение при сварке лобового листа электрода марки «МД» с заменой более качественным аустенитовым электродом.
7. Введен низкий отпуск сваренного узла детали 34-29-9О4 с защитой «ДТ» и рымами.
8. Проведены конструктивные изменения узлов в местах стыка с целью устранения необходимости подрезки деталей во время сборки.
9. Введен низкий отпуск корпусов после сварки.

Кроме этого, все сварщики были переаттестованы на право сварки бронеконструкций, а также были приняты меры по подготовке высококвалифицированных кадров сварщиков, газорезчиков, термистов, сборщиков.

В итоге доля корпусов с трещинами стала медленно, но снижаться – с 35,2 % (в 1942 году) до 5,4 % (в 1945 году). Стоит помнить, что до середины 1943 года на заводе «Красное Сормово» могли только мечтать об аппаратах автоматической сварки Е. О. Патона. Нарком Малышев только после прямого намека Сталина, о котором говорилось выше, отправил на завод № 112 два сварочных автомата и несколько металлообрабатывающих станков. В августе 1943 года был введен карусельный станок для изготовления зубчатых венцов большого диаметра, а также прибыло подкрепление в виде группы конструкторов и технологов с Уралвагонзавода, «Уралмаша» и из Института электросварки АН СССР. С этого времени о «Сормовских уродах» в армии, наконец, забыли.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    6 ноября 2020 06:37
    Завод пахал на протяжении всего периода войны - от звонка до звонка!!!
    Честь и хвала!!!
    1. +1
      7 ноября 2020 09:06
      Цитата: Коте пане Коханка
      Завод пахал на протяжении всего периода войны - от звонка до звонка!!!

      Люди пахали, а тут бац читаю - проблемы «Сормовских уродов»,, а ведь буквально не давно город решил проголосовать за звание город трудовой славы! Увековечить трудовой подвиг горьковчан!! Не, ну такие статьи заслуживают жирного минуса за фразу -
      С этого времени о «Сормовских уродах» в армии, наконец, забыли.
  2. +16
    6 ноября 2020 06:42
    на данный момент с прискорбием могу сказать что только серии господина Федорова привлекают мое внимание и приносят приятное удовлетворение от прочтения на ВО. не могу не отметить сей факт. спасибо.
    1. +8
      6 ноября 2020 09:56
      Цикл о броне Евгения изумительный!!!
      С уважением, Влад!
    2. +4
      6 ноября 2020 13:05
      Цитата: carstorm 11
      на данный момент с прискорбием могу сказать что только серии господина Федорова привлекают мое внимание и приносят приятное удовлетворение от прочтения на ВО

      ну, не знаю...Есть ряд эссе на морскую тему очень достойные, кмк.
      1. +4
        6 ноября 2020 17:05
        Абзац, на мой взгляд, без Андрея Ч морской раздел "сидит на мели". Роман со своей серией о крейсерах на уд.тянет. ЯРКИХ МАТЕРИАЛОВ НЕТ!
        1. +2
          6 ноября 2020 17:44
          Да нет, я, конечно, не имел в виду Скоморохова (при всём к нему уважении)
  3. +16
    6 ноября 2020 06:52
    Причем здесь опальный завод? А если да, то у кого он попал в опалу? На самом деле в статье речь идет о титанической работе коллектива по повышению качества продукции в условиях войны, в условиях тотальной нехватки ресурсов и людей. В конце концов справились. И это можно назвать подвигом.
    1. +5
      6 ноября 2020 09:38
      Цитата: oracul
      у кого он попал в опалу?

      Ну, видимо, у обстоятельств. :) Скорее, ситуация "нелюбимого ребёнка", чем опала:
      Одной из причин отставания была нехватка комплектующих.

      С "фаворитом" так не поступили бы. Да оно и понятно — что "танкистам" дело до какого-то "левого" корабела... Обычные межведомственные неурядицы.
      Ну, автор немного ошибся в терминологии, бывает. :)
  4. +3
    6 ноября 2020 08:10
    И, все таки, не смотря на все перечисленные трудности, завод выдавал фронту танки. Те самые, нужные и не заменимые.
    Не такие качественные, как у противника, не такие вычурные, как у союзников, но это были ТАНКИ! Наши танки. Машины победителей.
    1. +7
      6 ноября 2020 10:05
      Соморово был ориентирован на ГАЗ, но не срослось полностью.
      От сюда изыски с бензиновым М-17, броневым металлом с Урала и Сибири и др.
      Знать где упасть соломки наложил. Не получилось предугадать. Снизив технологическую составляющую пошёл брак. С это момента завод вошёл в «опалу» в военных кругах. На броню его танков жаловались и ругались. Завод пытался гнать план и огрызался. На помощь заводу пришли специалисты по варке брони из Свердловска, Тагила и Москвы. В 1945 ситуацию исправили. Ну где-то так.
  5. BAI
    +12
    6 ноября 2020 09:15
    1.
    Дошло до того, что шарикоподшипники доставлялись на предприятие транспортными самолетами небольшими партиями, которых хватало всего на два-три дня.

    Где то видел инфу, что подшипники ленд-лиза составляли 90% потребности Советского машиностроения.
    2. Танки на фото - без звезд. Это к недавней статье про сохранение памяти о войне.
    1. 0
      6 ноября 2020 13:13
      Цитата: BAI
      2. Танки на фото - без звезд. Это к недавней статье про сохранение памяти о войне.

      Вот Вы злопамятный)
    2. +2
      6 ноября 2020 22:01
      BAI. Танки не только без звёзд, но даже без номеров, что полагалось иметь на каждом танке. Он вообще не номерованный и такой танк легко украсть и продать на металлолом. А из траков сделать дороги, вместо асфальта. Некоторые части содержащие желтый по цвету металл можно было продать зубным техникам и цыганам, или обменять на презервативы для танковых стволов, что бы дождь не заливал экипаж.
  6. +11
    6 ноября 2020 10:45
    Спасибо за качественную статью, без "ура-патриотизма" и реальной критикой производства.

    Отмечу свои дополнения.

    Отдельного упоминания заслуживает эпопея с радиостанциями. Традиционно для завода № 112 поставщик не выполнял в полном объеме обязательства и в 1941 году отправил на «Красное Сормово» всего 45 радиостанций. Надо отдать должное руководству танкового предприятия, которое в оперативном порядке организовало на заводе имени Фрунзе разработку и производство радиостанции 12-РТ.

    Дело в том, что производство радиоламп в СССР было тоже с большим количеством брака.
    Из чего было собирать радиостанции? Под шумок "всё для фронта и победы" без компенсации у народа реквизировали все радиоприёмники для изьятия необходимых радиоламп. И вдруг в конце 1942г проблема исчезла. Чудеса прямо. Но об этом чуть позже.

    Для ускорения производства (план требовал танки фронту!) технологию механической обработки корпуса танка значительно упростили. Также заводчане заменили двойную закалку башни одинарной, сократили время высокого отпуска брони 8С, а также отменили повторный отпуск ряда мелких деталей корпуса.


    Инженеры и тех персонал не пошли бы на грубое нарушение карт технологического процесса, дураков добровольно под трибунал тогда среди них не было. Что же в реальности тогда происходило? Кто в реальности тогда был "врагом народа"?

    Приведу интересную статью

    https://sputnik-georgia.ru/columnists/20200430/248368842/Chiaturskiy-marganets-bronya-i-relsy-Pobedy.html

    Прорыв немецкой армии на Украине, захват Донбасса и второго важнейшего в СССР месторождения марганца в Никополе (немцы оккупировали его 17 августа 1941 года), поставил комбинат в тяжелое положение. Он лишился возможности вывозить свою продукцию.

    Железные дороги были забиты военными и эвакуационными грузами, вагонов под марганцевую руду не давали. С сентября 1941 года добыча в Читатура велась на склад, но уже в конце октября они были заполнены полностью — 325 тысяч тонн руды.

    27 октября 1941 года было принято решение поставить рудник на временную консервацию. Горняки и часть оборудования перебрасывались на угольные шахты в Грузии. Там стали испытывать острую нехватку квалифицированных кадров из-за ухода шахтеров в армию, а потребности страны в угле только возрастали.

    Специалистов с бронью, которые не подлежали призыву, послали на укрепление угледобычи. Среди них были и работники "Чиатурмарганца", и эвакуированные работники Никопольского марганцевого комбината.

    Основные источники и того, и другого были или захвачены, или заблокированы – как чиатурский марганец. На всех других советских месторождениях марганца, например, на Мазульском руднике на окраине Ачинска в Красноярском крае, делали все, чтобы нарастить добычу. Но восполнить потери не удавалось.

    Это привело, в частности, к тому, что в 1942 году была разработана другая марка броневой стали ФК, в которой было 2% ферромарганца. Но вынужденное решение привело к снижению качества и стойкости танковой брони Т-34, которая пробивалась немецкими 50-миллиметровыми противотанковыми пушками и орудиями танка Pz III.



    Как видите всплывают удивительные факты, оказывается марганца было много, но его не могли привезти.

    Лично у меня сложилось странное мнение, судя по воспоминаниям как рабочих так и солдат до конца 1942 большая часть самолетов, танков, автомобилей, стрелкового и артиллерийского вооружения, боеприпасов, радиооборудования выпускалось с огромным браком и в некомплектном состоянии. Моё мнение лишь поставки консервов, станков, материалов, вооружения, автомобилей, танков, самолетов по лен-лезу смогли решить данную проблему иначе бы брак гнался бы до конца 1943 года.
    1. +8
      6 ноября 2020 12:43
      Цитата: Vovk
      Прорыв немецкой армии на Украине, захват Донбасса и второго важнейшего в СССР месторождения марганца в Никополе (немцы оккупировали его 17 августа 1941 года), поставил комбинат в тяжелое положение.

      В Никополе также добывался (и добывается) титановый конценрат - рутил, необходимый для производства сварочного флюса для автоматической сварки, которую внедрил на УВЗ Е.О. Патон. Рутил также входит в состав обмазки аустенитных электродов, которыми варятся броневые стали.
      1. +2
        6 ноября 2020 14:18
        В Никополе также добывался (и добывается) титановый конценрат - рутил
        В Никополе рутил не добывают. Рутил добывают в Вольногорске.
        1. +3
          6 ноября 2020 17:36
          В. Н.металург и знает,что говорят
          1. +3
            6 ноября 2020 17:37
            Я живу недалеко - 180 км.
    2. 0
      8 ноября 2020 04:08
      Есть у меня книга "Короткая ночь долгой войны" Арсеньева. В ней описан случай, когда по причине бракованных взрывателей авиабомб прямо в воздухе взрывались на собственных бомбах Ил-2.
    3. 0
      9 ноября 2020 22:46
      Дело в том, что производство радиоламп в СССР было тоже с большим количеством брака.
      Из чего было собирать радиостанции? Под шумок "всё для фронта и победы" без компенсации у народа реквизировали все радиоприёмники для изьятия необходимых радиоламп. И вдруг в конце 1942г проблема исчезла. Чудеса прямо. Но об этом чуть позже.

      А про просьбы к населению о сдаче патефонов и граммофонов в Мурманской области вы не слыхивали? А было и такое. Требовались пружины для установки в дисковые магазины для ППШ-41. Корпуса были, а вот с пружинами было плохо... И люди сдавали эти музыкальные аппараты - добровольно!
  7. +2
    6 ноября 2020 13:30
    Интересно, что в «Красном Сормове» станции не монтировали на танки: для этого Т-34 своим ходом шли на завод имени Ленина и уже там оснащались переговорными устройствами и 12-РТ.


    20 км своим ходом с КрС до п/я 455, чтобы установить радиостанцию?
    Довольно нестандартное решение.
    1. +3
      7 ноября 2020 10:03
      Когда собирали уралмашевские сау в Свердловске, их самостоятельно гоняли на полигон в калиновские капониры. По дороге на турбинке отлаживались дизеля и ставили пулеметы. Отстреливали оружие и ставили на погрузку петля километров 15-20. Брак возвращали обратно. Вот такой марафонский пробег перед отправкой.
      Сейчас на Калиновской горке есть целая пулеметная мишенная установка на территории УрЮИ МВД России!
      1. -1
        7 ноября 2020 13:04
        А на каких наших сау стояли пулемёты????
        1. +2
          7 ноября 2020 13:38
          Оптику сау пристреливали пулемётами. Из копонира по мишенным установкам с 1 по 8.
          Потом пулемет снимался.
        2. +1
          9 ноября 2020 02:42
          На всяких су ису 152 дшк бывали...
          1. +1
            9 ноября 2020 22:52
            На средних и тяжёлых СУ пулемётов не было. Только на ИСУ были зенитные ДШК. Только в комплекте Су-76 шёл пулемёт ДТ.
            1. 0
              10 ноября 2020 04:27
              Смотря про какие сау, если артиллерию то их вообще толком не было, буксируемые орудия разве что, пт если на 76 85 100 не ставили точно на су что то то же не видно, может единичные случаи, вообще ДШК с 40х годов производили непонятно почему его в первой половине вов не видно нигде, ладно там всякие Т 70 смысла нет но и для КВ не было...
              1. 0
                10 ноября 2020 18:49
                В Советском Союзе (во время Великой Отечественной Войны) в производстве были следующие Самоходные Артиллерийские Установки: ЗиС-30; Су-122(У-35); Су-76 (Су-12/12М/15М) с пулемётом ДТ в укладке; Су-С-1 (Су-76И); Су-152; Су-85/Су-85М; Су-100; ИСУ-152 зенитный ДШК; ИСУ-122 зенитный ДШК.
                1. 0
                  12 ноября 2020 13:25
                  Когда это на су100,дшк ставили???ису 122,152 это было дело и то вроде бы не на каждую
                  1. 0
                    12 ноября 2020 19:10
                    Никогда. Вы наверное не заметили, что все самоходные установки в вооружении, которых был тот или оной пулемёт, вместе с установленным пулемётом и записаны. Остальные машины записаны по общепринятым названиям. И к ним нет подписи о пулемётном вооружении.
                    ису 122,152 это было дело и то вроде бы не на каждую

                    Так и не все на БТ-7 или Т-26 ставили зенитную турель П-40. Однако такие машины были!
              2. 0
                10 ноября 2020 18:53
                Танки КВ-1 иногда комплектовались зенитным ДТ. Как и довоенные танки Т-26 и БТ-5/7.
              3. 0
                12 ноября 2020 13:23
                За всю вмв изготовили 9 000 шт. Дшк, америкосы для сравнения более 400 тыс. Не хватало нашей армии пулеметов
                1. -1
                  12 ноября 2020 19:25
                  Нашей Рабоче-Крестьянской Красной Армии много не хватало. Но победили.
                  Такова была наша промышленность.
                  У немцев к примеру так-же не всё было хорошо в плане пехотных крупнокалиберных пулемётов.
                  А к концу войны они и винтовки уже не могли производить в нужных количествах.
      2. +1
        9 ноября 2020 22:55
        Это был своеобразный пробег на выявление неисправностей!
        По другому не могли. Не имели времени на доскональные испытания свежеизготовленных машин! Фронт требовал...
  8. +2
    6 ноября 2020 13:46
    Нарушение тех.процесса отпуска никогда до добра не доводили, что тогда, что сейчас. Но и нарушения такого рода нужно одобрение как минимум главнрго инжинера предприятия с подачи главного сварщика. Вот отсюда и растут ноги брака, понятно что всё вызвано форсмажором, но ведь не качесивом брони жертвовать в угоду количеству!
    1. +2
      6 ноября 2020 17:45
      И с молчаливого согласия наркома Малышева. Когда Сталин напрямую потребовал :"принять меры для разрешени проблемы:"Сормовских уродов" и только Малышев нашел помочь, а не потребуй Сталин,что тогда? Малышев отлично знал все проблемы, но ради плана...
  9. +2
    6 ноября 2020 16:49
    Есть ли в интернете точная инфа о процентном ухудшении бронирования немецких танков конца вов ввиду проблем с качеством стали? Хочется узнать на сколько упало качество брони относительно техники других сторон конфликта а точной инфы не найду.
    1. +1
      7 ноября 2020 13:39
      Читайте Автора, у него есть и про немцев
  10. +5
    6 ноября 2020 17:11
    Благодаря новому карусельному станку, для обработки диаметров более1500мм, Сормовский завод первый перешел на выпуск Т-34-85, также они первые улучшили вентиляцию в башне, их схема- один вентилятор на вдув, другой над казенником на выдув, была принята другими танкозаводами выпускающими Т-34.
    1. 0
      13 ноября 2020 06:11
      Станок, американский был???
  11. +2
    6 ноября 2020 17:25
    "Обнаруживали себя уже в войсковой эксплуатации", но какой ценой! Ведь,зачастую речь шла о жизни экипажа.
  12. +4
    6 ноября 2020 20:16
    Ёк макарёк. Столько год прошло, а ничего особо и не меняется. На производстве.
    Читаю- как на работе только что побывал. Хотя и так, часа три как от- туда...
    Отрасль у меня правда малость другая, но все болезни и причины- ничем принципиально не отличаются. request
    "Кроме этого, все сварщики были переаттестованы на право сварки бронеконструкций, а также были приняты меры по подготовке высококвалифицированных кадров сварщиков, газорезчиков, термистов, сборщиков."
    Незнаю как тогда, но сейчас вы знаете как происходит переаттестация сварных в условиях реального производства?
    Могу рассказать. Если, кому интересно. Недавно сам учавствовал в этом мероприятии.
  13. 0
    6 ноября 2020 23:21
    Спасибо автору, отличный цикл статей.
  14. +2
    9 ноября 2020 22:42
    Уважаемый Автор!
    Хотелось бы спросить почему вы не озвучили и внесённые заводчанами изменения в конструкцию?
    Например отказ от кормового люка в башне "пирожком". На заводе смогли от него отказаться доказав военным, что орудие можно демонтировать и без этого люка. Люки отрывало при обстреле их из ручных пулемётов.
    Следующей была командирская башенка для шестигранной башни. Именно "сормовское" изделие было признано самым удачным и внедрено на всех заводах.
  15. 0
    29 ноября 2020 21:14
    Что то не бьётся. Недавно прочёл так скажем исследование по танку Т-28. «Т-28 против «Пантеры» или танковый «день сурка» Сухиненко Б.Н.
    На котором прекрасно работали эти самые двигатели и проблем не создавали. Более того
    «…уже в 1936 г. танковых моторов в Рыбинске выпускали втрое больше, чем авиационных…» Нетрудно посчитать, что танков БТ-7 (основных потребителей танковых авиамоторов М-17Т) было выпущено всего 4 841 шт., а моторов М-17Т (индекс «Т» – танковый) – 7 951 шт. (в 1,64 раза больше). Никакой статистической необходимости в танковом применении «списанных» авиамоторов не было. Кроме того, конструкция танкового М-17Т существенно отличалась от конструкции авиационного М-17Ф, достаточно вспомнить различие их коленчатых валов (и много чего еще).
    Это официальные данные. К стати моторесурс этого"негодного движка" 300 моточасов в отличии от сырого дизеля где 120 моточасов было за счастье. В общем кто то со смешной фамилией провернул мощную многоходовку, лишив СССР средних танков, которые можно было строить на любом паровозостроительном заводе, Т-28 39 года с 85 мм пушкой мог потягаться с Пантерой 43 года. Более того была уничтожена и документация на Т-28. И горели наши танкисты в картонных Т-70, т-60 и сырых т-34.Не говоря уж про Т-26 и БТ.
  16. -2
    1 января 2021 17:42
    Дизель-немецкая копия, подвеска Кристи, алюминий корпуса двигателя-американский, присадки к броне-американские карусельный станок изготовления погона башни-американский, порох и взрывчатка в снарядах- американские, обрезиненный каток американский, радиостанция и лампы американские СТАНОК ДЛЯ РАССВЕРЛОВКИ СТВОЛА АМЕРИКАНСКИЙ. Надоело перечислять.
  17. 0
    11 января 2021 17:57
    На сколько я знаю завод в 39 был передан из наркомата вмф в габту.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»