В космос на метеоракете: проекты сверхмалых космических ракет-носителей

66

Покорение космического пространства стало одним из важнейших и эпохальных достижений человечества. Создание ракет-носителей и инфраструктуры для их запуска потребовало огромных усилий от ведущих стран мира. В наше время наметилась тенденция по созданию полностью многоразовых ракет-носителей, способных осуществлять десятки полётов в космос. Их разработка и эксплуатация по-прежнему требует огромных ресурсов, которые могут выделить только государства или крупные корпорации (опять же, при поддержке государства).


Советская ракета Р-7, которая 4 октября 1957 года впервые вывела на орбиту Земли искусственный спутник, и концепт американской сверхтяжёлой ракеты BFR, на текущий момент потенциально способной стать наиболее совершенной, полностью многоразовой ракетой-носителем, доступной человечеству

В начале XXI века совершенствование и миниатюризация электронных компонентов позволила создавать малогабаритные спутники (так называемые «микроспутники» и «наноспутники»), масса которых находится в диапазоне 1-100 кг. В последнее время речь идёт уже о «пикоспутниках» (массой от 100 г до 1 кг) и «фемтоспутниках» (массой менее 100 г). Такие спутники могут запускаться в качестве сборных грузов от разных заказчиков или в качестве попутной нагрузки к «большим» космическим аппаратам (КА). Такой способ запуска не всегда удобен, поскольку производителям наноспутников (в дальнейшем будем использовать это обозначение для всех размерностей сверхмалых КА) приходится подстраиваться под расписание заказчиков вывода основного груза, а также из-за различий в орбитах вывода.



Это привело к появлению спроса на сверхмалые ракеты-носители, способные осуществлять вывод космических аппаратов массой порядка 1-100 кг.

DARPA и КБ «МиГ»


Существовало и разрабатывается множество проектов сверхлёгких ракет-носителей – с наземным, воздушным и морским стартом. В частности, проблему быстрого запуска сверхмалых космических аппаратов активно прорабатывало американское агентство DARPA. В частности, можно вспомнить проект ALASA, начатый в 2012 году, в рамках которого планировалось создание малогабаритной ракеты, предназначенной для запуска с истребителя F-15E и вывода на низкую опорную орбиту (НОО) спутников массой до 45 кг.

В космос на метеоракете: проекты сверхмалых космических ракет-носителей
Проект ALASA

Установленные на ракете ЖРД должны были работать на монотопливе NA-7, включающем монопропилен, закись азота и ацетилен. Стоимость запуска не должна была превышать 1 миллион долларов США. Предположительно именно проблемы с топливом, в частности с его самовоспламенением и склонностью к взрыву, поставили крест на этом проекте.

Аналогичный проект прорабатывался и в России. В 1997 году конструкторское бюро «МиГ» совместно с «КазКосмосом» (Казахстан) начало разработку системы выведения на орбиту полезной нагрузки (ПН) с помощью переоборудованного перехватчика МиГ-31И («Ишим»). Проект разрабатывался на базе задела по созданию противоспутниковой модификации МиГ-31Д.

Трёхступенчатая ракета, запускаемая на высоте порядка 17 000 метров и скорости 3000 км/ч, должна была обеспечить вывод на орбиту высотой 300 километров полезной нагрузки массой 160 кг, на орбиту высотой 600 километров – полезной нагрузки массой 120 кг.


Концепт МиГ-31И

Сложная финансовая ситуация в России конца 90-х начала 2000-х годов не позволила этому проекту реализоваться в металле, хотя не исключено и возникновение технических препятствий в процессе разработки.

Существовало и множество других проектов сверхлёгких ракет-носителей. Их отличительной чертой можно считать разработку проектов государственными структурами или крупными (практически «государственными») корпорациями. В качестве платформы для запуска зачастую должны были использоваться сложные и дорогие платформы типа истребителей, бомбардировщиков или тяжёлых транспортных самолётов.

Всё это в совокупности усложняло разработку и увеличивало стоимость комплексов, и в настоящее время лидерство в части создания сверхлёгких ракет-носителей перешло в руки частных компаний.

Rocket Lab


Одним из успешных и наиболее известных проектов сверхлёгких ракет можно считать РН «Электрон» американо-новозеландской компании Rocket Lab. Эта двухступенчатая ракета массой 12550 кг способна выводить на НОО 250 кг ПН или 150 кг ПН на солнечно-синхронную орбиту (ССО) высотой 500 километров. Планы компании предусматривают запуск до 130 ракет в год.


РН «Электрон» и Питер Бек – генеральный директор компании Rocket Lab

Конструкция ракеты выполнена из углеволокна, используются жидкостные реактивные двигатели (ЖРД) на топливной паре керосин+кислород. Для упрощения и удешевления конструкции в ней используются литий-полимерные аккумуляторы в качестве источника тока, пневматические системы управления и система вытеснения топлива из баков, работающие на сжатом гелии. При изготовлении ЖРД и других компонентов ракеты активно применяются аддитивные технологии.


Размеры РН «Электрон» по сравнению с размерами ракет «Союз-2.1а», Ariane-5, Falcon 9 и Falcon HAVI

Можно отметить, что первой ракетой компании Rocket Lab стала метеорологическая ракета «Космос-1» («Atea-1» на языке Маори), способная поднять 2 кг полезной нагрузки на высоту порядка 120 километров.


Метеоракета «Atea-1» компании Rocket Lab

Лин Индастриал


Российским «аналогом» Rocket Lab можно назвать компанию «Лин Индастриал», которая разрабатывает проекты как простейшей суборбитальной ракеты, способной достичь высоты 100 км, так и ракет-носителей, предназначенных для вывода полезной нагрузки на НОО и ССО.

Хотя на рынке суборбитальных ракет (в первую очередь таких, как метеорологические и геофизические ракеты) доминируют решения с двигателями на твёрдом топливе, «Лин Индастриал» строит свою суборбитальныю ракету на базе ЖРД, работающем на керосине и перекиси водорода. Скорее всего это связано с тем, что своё основное направление развития компания «Лин Индастриал» видит в коммерческом выводе ПН на орбиту, а жидкотопливная суборбитальная ракета скорее предназначена для отработки технических решений.


Суборбитальная ракета компании «Лин Индастриал»

Основным проектом компании «Лин Индастриал» является сверхлёгкая ракета-носитель «Таймыр». Изначально проект предусматривал модульную компоновку с последовательно-параллельным расположением модулей, позволяющую формировать РН с возможностью вывода на НОО полезную нагрузку массой от 10 до 180 кг. Изменение минимально массы выводимой ПН должно было обеспечиваться за счёт изменения количества универсальных ракетных блоков (УБР) – УРБ-1, УРБ-2 и УРБ-3 и ракетного блока третьей ступени РБ-2.


Варианты реализации модульной ракеты «Таймыр»

- «Таймыр-1А» — трехступенчатая РН. Первая ступень — УРБ-1 с девятью ЖРД, вторая ступень — УРБ-2 с одним ЖРД тягой ~400 кгс, третья ступень — УРБ-3. Стартовая масса — 2,6 т, длина — 16 м, масса полезной нагрузки на низкой околоземной орбите — 12 кг.
- «Таймыр-1» — трехступенчатая ракета-носитель. Первая ступень — УРБ-1 с одним ЖРД тягой ~4 тс, вторая ступень — УРБ-2 с ЖРД тягой ~400 кгс, третья ступень — УРБ-3. Стартовая масса — 2,6 т, длина — 16 м, масса полезной нагрузки на низкой околоземной орбите — 14 кг.
- «Таймыр-5» — трехступенчатая ракета-носитель. Первая ступень — 4 УРБ-1 с одним ЖРД тягой ~4 тс, вторая ступень — один УРБ-1 с ЖРД тягой ~4 тс, третья ступень — УРБ-2 с ЖРД тягой ~100 кгс. Стартовая масса — 11,2 т, длина — 16 м, масса полезной нагрузки на низкой околоземной орбите — 108 кг.
- «Таймыр-7» — трехступенчатая ракета-носитель. Первая ступень — 6 УРБ-1 с одним ЖРД тягой ~4 тс, вторая ступень — один УРБ-1 с одним ЖРД тягой ~4 тс, третья ступень — УРБ-2 с ЖРД тягой ~100 кгс. Стартовая масса — 15,6 т, длина — 16 м, масса полезной нагрузки на низкой околоземной орбите — до 180 кг, на солнечно-синхронной орбите — 85 кг.


Двигатели РН «Таймыр» должны работать на керосине и концентрированной перекиси водорода, подача топлива должна осуществляться с помощью вытеснения сжатым гелием. В конструкции предполагается широко использовать композитные материалы, в том числе углепластики и компоненты, изготовленные методом 3D-печати.

В дальнейшем компания «Лин Индастриал» отказалась от модульной схемы – РН стала двухступенчатой, с последовательным расположением ступеней, в результате чего облик РН «Таймыр» стал напоминать облик РН «Электрон» компании Rocket Lab. Также вытеснительная система на сжатом гелии была заменена на подачу топлива с помощью электронасосов, работающих от аккумуляторов.


Эволюция проекта сверхлёгкой РН «Таймыр» компании «Лин Индастриал»

Первый запуск РН «Таймыр» планируется в 2023 году.

IHI Aerospace


Одной из наиболее интересных сверхлёгких РН является японская трёхступенчатая твердотопливная ракета SS-520 производства компании IHI Aerospace, созданная на базе геофизической ракеты S-520 путём добавления третьей ступени и соответствующей доработки бортовых систем. Высота ракеты SS-520 составляет 9,54 метра, диаметр 0,54 метра, стартовая масса составляет 2600 кг. Масса полезной нагрузки, выводимой на НОО, составляет порядка 4 кг.


Старт РН SS-520-4

Корпус первой ступени выполнен из высокопрочной стали, второй ступени - из углепластикового композита, головной обтекатель сделан из стеклотекстолита. Твердотопливными являются все три ступени. Система управления РН SS-520 периодически включается в момент отделения первой и второй ступеней, а все остальное время ракета стабилизируется вращением.

3 февраля 2018 года РН SS-520-4 осуществила успешный запуск кубсата TRICOM-1R массой 3 килограмма, разработанного для демонстрации возможности создания космических аппаратов из потребительских электронных компонент. На момент запуска РН SS-520-4 являлась самой малогабаритной ракетой-носителем в мире, что зарегистрировано в книге рекордов Гиннеса.


Ракеты семейства SS-520

Создание ракет-носителей сверхмалого класса на базе твердотопливных метеорологических и геофизических ракет может быть достаточно перспективным направлением. Такие ракеты просты в обслуживании, могут храниться длительное время в состоянии, обеспечивающем их подготовку к запуску в кратчайшие сроки.

Стоимость ЖРД может составлять порядка 50 % стоимости ракеты и вряд ли удастся достичь цифры меньше 30 % даже с учётом применения аддитивных технологий. В твердотопливных РН не используется криогенный окислитель, требующий особых условий хранения и заправки непосредственно перед стартом. При этом, для изготовления твердотопливных зарядов также разрабатываются аддитивные технологии, позволяющие «печатать» топливные заряды необходимой конфигурации.

Компактные габариты сверхлёгких РН упрощают их транспортировку и позволяют обеспечить запуск из различных точек планеты для получения необходимого наклонения орбиты. Для сверхлегких РН требуется куда более простая стартовая платформа, чем для «больших» ракет, что позволяет сделать её подвижной.

Существуют ли проекты подобных ракет в России и на базе чего они могут быть реализованы?

В СССР производилось значительное количество метеорогических ракет – МР-1, ММР-05, ММР-08, М-100, М-100Б, М-130, ММР-06, ММР-06М, МР-12, МР-20 и геофизических ракет – Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Е, Р-1Д, Р-2А, Р-11А, Р-5А, Р-5Б, Р-5В, «Вертикаль», К65УП, МР-12, МР-20, МН-300, 1Я2ТА. Конструкции многих из них были основаны на военных разработках баллистических ракет или противоракет. В годы активного исследования верхних слоёв атмосферы количество запусков достигало 600-700 ракет в год.


Геофизические ракеты СССР

После развала СССР количество запусков и типов ракет радикально сократилось. В настоящий момент «Росгидромет» использует два комплекса – МР-30 с ракетой МН-300 разработки ФГБУ «НПО «Тайфун»»/ОКБ «Новатор» и метеоракету МЕРА разработки АО «КБП».

МР-30 (МН-300)


Ракета комплекса МР-30 обеспечивает подъём 50-150 кг научной аппаратуры на высоту до 300 километров. Длина ракеты МН-300 составляет 8012 мм при диаметре 445 мм, стартовая масса составляет 1558 кг. Стоимость одного запуска ракеты МН-300 оценивается в 55-60 миллионов рублей.


Модель ракеты и пусковой установки комплекса МР-30, а также запуск ракеты МН-300

На базе ракеты МН-300 рассматривается возможность создания сверхмалой ракеты-носителя ИР-300 путём добавления второй ступени и разгонного блока (фактически третьей ступени). То есть, по сути, предлагается повторить достаточно успешный опыт реализации японской сверхлёгкой ракеты-носителя SS-520.

В тоже время, некоторыми экспертами высказывается мнение, что поскольку максимальная скорость ракеты МН-300 составляет порядка 2000 м/с, то для получения первой космической скорости порядка 8000 м/с, необходимой для вывода ПН на орбиту, может потребоваться слишком серьёзная переработка исходного проекта, по сути представляющего собой разработку нового изделия, что может привести к увеличению стоимости запуска почти на порядок и сделает его нерентабельным по сравнению с конкурентами.

МЕРА


Метеорологическая ракета МЕРА предназначена для подъёма полезной нагрузки массой 2-3 кг на высоту 110 километров. Масса ракеты «МЕРА» составляет 67 кг.


Пусковая установка и запуск метеорологической ракеты МЕРА


Полезная нагрузка метеорологической ракеты МЕРА

На первый взгляд метеорологическая ракета МЕРА абсолютно непригодна для использования в качестве основы для создания сверхлёгкой ракеты-носителя, но в то же время есть некоторые нюансы, позволяющие оспорить эту точку зрения.

Метеоракета МЕРА является бикалиберной двухступенчатой, причём функцию разгона выполняет только первая ступень, вторая - после отделения летит по инерции, что роднит этот комплекс с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Тунгуска» и «Панцирь». Собственно, на базе ЗУР для ЗРПК указанных комплексов метеорологическая ракета МЕРА и создана.

Первая ступень представляет собой композитный корпус с размещённым в нём твёрдотопливным зарядом. За 2,5 секунды первая ступень разгоняет метеоракету до скорости 5М (скоростей звука), что составляет порядка 1500 м/с. Диаметр первой ступени составляет 170 мм.


Метеорологическая ракета МЕРА

Изготовленная методом намотки композитного материала первая ступень метеорологической ракеты МЕРА является крайне лёгкой (по сравнению со стальными и алюминиевыми конструкциями аналогичной размерности) – её вес составляет всего 55 кг. Также её стоимость должна быть существенно ниже решений, изготавливаемых из углепластика.

Исходя их этого, можно предположить, что на базе первой ступени метеорологической ракеты МЕРА может быть разработан унифицированный ракетный модуль (УРМ), предназначенный для пакетного формирования ступеней сверхлёгких ракет носителей.

По сути таких модулей будет два, отличаться они будут соплом ракетного двигателя, оптимизированного соответственно для работы в атмосфере или в вакууме. В настоящий момент максимальный диаметр корпусов, изготавливаемых АО «КБП» методом намотки, предположительно составляет 220 мм. Возможно, что существует техническая возможность изготовления композитных корпусов большего диаметра и длины.

С другой стороны, возможно, что оптимальным решением станет изготовление корпусов, размер которых будет унифицирован с какими-либо боеприпасами для ЗРПК «Панцирь», управляемыми снарядами комплекса «Гермес» или метеорологическими ракетами МЕРА, что позволит снизить себестоимость единичного изделия за счёт увеличения объёмов серийного выпуска однотипной продукции.

Ступени ракеты-носителя должны набираться из УРМ, скрепляемых параллельно, при этом разделение ступеней будет осуществляться поперечно – продольное разделение УРМ в ступени не предусматривается. Можно предположить, что ступени такой ракеты-носителя будут иметь большую паразитную массу по сравнению с моноблочным корпусом большего диаметра. Отчасти это так, однако малая масса корпуса из композитных материалов позволяет во многом нивелировать этот недостаток. Может получиться, что корпус большого диаметра, выполненный по аналогичной технологии, будет гораздо сложнее и дороже произвести, а его стенки для обеспечения необходимой жёсткости конструкции придётся делать значительно толще, чем у УРМ, соединяемых пакетом, так что в конечном итоге масса моноблочного и пакетного решений будет сопоставима, при меньшей стоимости последнего. И с высокой вероятностью стальной или алюминиевый моноблочный корпус будут тяжелее, чем пакетный композитный.


Концепт сверхлёгкой ракеты-носителя МЕРА-К на базе КРМ, выполненных на основе первой ступени метеорологической ракеты МЕРА (изображение выполнено на основе модульной РН «Таймыр» компании «Лин Индастриал»)

Параллельное соединение УРМ может осуществляться с помощью плоских композитных фрезерованных элементов, располагаемых в верхней и в нижней части ступени (в точках сужения корпуса УРМ). При необходимости дополнительно могут использоваться стяжки из композитных материалов. Для снижения себестоимости в конструкции должны максимально применяться технологичные и дешёвые промышленные материалы, высокопрочные клеи.

Аналогичным образом ступени РН могут соединяться между собой композитными трубчатыми или арматурными элементами, причём конструкция может быть неразборной, при разъединении ступеней несущие элементы могут контролируемо разрушаться пирозарядами. Причём для повышения надёжности пирозаряды могут располагаться в нескольких последовательно расположенных точках несущей конструкции и инициироваться как электроподжигом, так и непосредственным воспламенением от пламени двигателей вышерасположенной ступени, при их включении (для отстрела нижерасположенной ступени в случае, если электроподжиг не сработал).


Строительная композитная стеклопластиковая арматура обладает высокой прочностью, малой массой и высокой коррозионной устойчивостью. Не исключено, что она вполне может применяться при изготовлении несущих элементов сверхлёгкой ракеты-носителя

Управление РН может быть реализовано аналогично тому, как это сделано на японской сверхлёгкой РН SS-520. Также может быть рассмотрен вариант установки радиокомандной системы управления, аналогичной устанавливаемой на ЗУР ЗРПК «Панцирь», для корректировки полёта РН как минимум на части траектории полёта (а возможно, что и на всех этапах полёта). Потенциально это позволит уменьшить количество дорогостоящего оборудования на борту одноразовой ракеты, вынеся его на «многоразовую» машину управления.

Можно предположить, что с учётом несущей конструкции, соединительных элементов и системы управления, итоговое изделие сможет выводить на НОО полезную нагрузку массой от нескольких килограммов до нескольких десятков килограммов (в зависимости от количества унифицированных ракетных модулей в ступенях) и составить конкуренцию японской сверхлёгкой РН SS-520 и другим аналогичным сверхлёгким ракетам-носителям, разрабатывающимся российскими и зарубежными компаниями.
Для успешной коммерциализации проекта расчётная стоимость запуска сверхлёгкой РН МЕРА-К не должна превышать 3,5 млн долларов (такую стоимость запуска имеет РН SS-520).

Помимо коммерческого применения РН МЕРА-К может применяться для экстренного вывода космических аппаратов военного назначения, размеры и масса которых также будут постепенно уменьшаться.
Также наработки, полученные в ходе реализации проекта РН МЕРА-К, могут быть использованы для создания перспективных вооружений, например, гиперзвукового комплекса с конвенциональной боевой частью в виде компактного глайдера, сбрасываемого после подъёма РН в верхнюю точку траектории.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    8 ноября 2020 06:15
    Спасибо, теперь бы хотелось почитать по теме комментарии продвинутых форумчан!
    С уважением, всем доброго Воскресенья!
    1. KCA
      0
      8 ноября 2020 06:32
      Не продвинутый форумчанин, но читал что МиГ-31И был замечен на ВПП в Казахстане, вероятно, не просто подышать выкатывали, и, вероятно, российские ВКС где-то рядом стояли
    2. +1
      8 ноября 2020 18:50
      Еще один задел СССР решили добить?)))
  2. +3
    8 ноября 2020 06:24
    Покорение космического пространства стало одним из важнейших и эпохальных достижений человечества
    Да, правда? А тут многие форумчане уверены, что СССР этим исключительно для понтов занимался. Вот ведь незадача. И нифига их в обратном не переубедишь.
  3. mal
    +15
    8 ноября 2020 07:41
    спутники, масса которых находится в диапазоне 1-100 кг. В последнее время речь идёт уже о «пикоспутниках» (массой от 100 г до 1 кг) и «фемтоспутниках» (массой менее 100 г)

    При таком изобилии, околоземное пространство будет загажено. Нужен орбитальный дворник-мусорщик.
    1. 0
      8 ноября 2020 16:14
      Цитата: mal
      Нужен орбитальный дворник-мусорщик.

      На низких орбитах (ориентировочно менее 500) аппараты тормозятся об остатки атмосферы и самосводятся в течение месяцев/первых лет работы.
  4. 0
    8 ноября 2020 10:03
    Мельчает батут.............)))
    1. +1
      8 ноября 2020 17:14
      Цитата: SaLaR
      Мельчает батут.............)))

      А он у них изначально и не был тяжеловесным: "пионеры" в наноспутникостроении как раз и есть США - масса их первого ИСЗ (взлетел невысоко, кстати) была чуть больше килограмма.

      P.S. Для сравнения: выведенный ранее Спутник-1 - 83,6 кг.
      1. 0
        8 ноября 2020 18:41
        Цитата: Моторист
        масса их первого ИСЗ (взлетел невысоко, кстати) была чуть больше килограмма.

        P.S. Для сравнения: выведенный ранее Спутник-1 - 83,6 кг.

        Вы абсолютно правы. Капиталистам чтобы вывести на орбиту примитивную пищалку понадобилось 1,36 кг массы аппарата и носитель массой 10 тонн, собранный в основном из невоенных компонентов (деталей гражданских метеоракет). Советской власти на то же самое потребовалось 83,6 килограмма аппарата и 267 тонн стартовой массы семерки.

        Это дает достаточно адекватное представление об уровне развития космических тем на 57-й год. Однако невероятными усилиями администрации Эйзенхауэра американцы снова смогли вырвать поражение из зубов победы. Трудно вспомнить человека, который достиг таких поистине мистических высот в проигрывании СССР, как Эйзенхауэр.
        1. +1
          8 ноября 2020 19:08
          Цитата: Вишневая девятка
          Капиталистам чтобы вывести на орбиту примитивную пищалку понадобилось 1,36 кг массы аппарата и носитель массой 10 тонн, собранный в основном из невоенных компонентов


          Зря Вы иронизируете - ту нанопищалку они так и не вывели. А вот следующий (удачный) запуск был с помощью внучки Фау-2, которую трудно уличить в сочувствии антивоенному движению... Да и не в пищалке дело [было], а в массе, Вы же понимаете.
          1. 0
            9 ноября 2020 05:04
            Цитата: Моторист
            ту нанопищалку они так и не вывели.

            Более сложная пищалка - первая с солнечными батареями - балы выведена этой РН 3 месяца спустя.
            Цитата: Моторист
            А вот следующий (удачный) запуск был с помощью внучки Фау-2, которую трудно уличить в сочувствии антивоенному движению...

            Да.

            Товарищ Сталин и особенно товарищ Берия умели в принцип "от каждого - по способностям". В противоположность тов. Берии, м-р Эйзенхауэр был чистоплюем. В частности, страсть как не любил ССовцев и всячески вставлял им палки в колеса. Но после просера пацифистов и примкнувших к ним флотских с Vanguard, был все-таки вынужден разрешить штурмбаннфюреру запустить свой фашистский Explorer 1 на переделанной военной ракете. Ранее фон Брауну запрещали использовать армейское имущество для подобных целей.

            Тем не менее.

            1. Первыми в космосе были опять же ССовцы, причем конкретно тот же самый фон Браун, линию в 100 км преодолела (в суборбитальном полете) Фау-2 в одном из испытательных пусков. Об этом в день космонавтики почему-то не принято вспоминать.
            2. Фашистский Редстоун фон Брауна полетел на 4 года раньше 7-ки. Примерно год американцы отбивались от штурмбаннфюрера и его идеи запустить этой ракетой спутник. Отбивались бы и дальше, если бы СССР не подкрался незаметно.
            3. РН Юпитер, которой фон Браун запустил Эксплорер, все равно был почти в 10 раз легче 7-ки.
            4. Эксплорер, в свою очередь, не был пищалкой-аналогом Спутника, а нес несколько научных приборов.

            Да и не в пищалке дело [было], а в массе, Вы же понимаете.


            Я понимаю, а вот Вы - кажется нет. Орбитальный спутник достался американцам ценой вдесятеро меньшей стартовой массы, полет Гленна - втрое. Это говорит о несравнимо более высоком технологическом уровне американской космонавтики в целом и ракетостроения в частности в те годы. Успех СССР в этом направлении достался исключительно благодаря правильным и своевременным решениями ответственных лиц, прежде всего лично тов. Н.С. Хрущева, который непожадничал выделить народные средства на проект сомнительной практической ценности, и гораздо менее адекватным поведением его заокеанских виз-а-ви.

            Кстати, следующим проектом сомнительной ценности был Сатурн-Аполлон. Который, почему-то, вспоминается не как заведомо бессмысленное и преступное разбазаривание народных денег в немыслимых масштабах (чем он и был, как и советская пилотируемая программа), а как величайшее научно-техническое достижение (как ни странно, это тоже верно в отношении обеих программ).
            1. +1
              9 ноября 2020 19:50
              Здравствуйте, спасибо за развёрнутый комментарий.

              Цитата: Вишневая девятка
              Я понимаю, а вот Вы - кажется нет.

              В массе боеголовки, которая может быть доставлена куда надо когда это будет надо. И примитивная пищалка дала об этом знать кому надо. Вот что я имел ввиду. hi
              1. 0
                9 ноября 2020 20:51
                Цитата: Моторист
                В массе боеголовки, которая может быть доставлена куда надо когда это будет надо. И примитивная пищалка дала об этом знать кому надо.

                Ну вообще-то нет.

                Во-первых, одной из причин для пуска относительно легкого Спутника были проблемы с запусками гораздо более тяжелых боеголовок.

                Во-вторых, и это самое важное, примитивная пищалка дала знать кому надо, что с СССР пора кончать немедленно. Потому что семерка, с её временем на предстартовую подготовку и пусковой, могла быть оружием первого удара, но ни в коем случае не ответного. Если бы Бог меньше любил советскую власть и послал ей менее склонных подставлять вторую щеку противников, скверно могло закончиться.

                Первой советской МБР, пригодной для ответного удара и позволяющей, таким образом, реализовать доктрину ядерного сдерживания, была янгелевская Р-16, вставшая на боевое дежурство только к середине 60-х. До этого мутные надежды отомстить, если что, логову мирового империализма связывались только с ракетами на ПЛ. Собственно, эта крайне печальная ситуация и привела к кубинской ядерной авантюре.
                1. 0
                  9 ноября 2020 21:09
                  Цитата: Вишневая девятка
                  Если бы Бог меньше любил советскую власть и послал ей менее склонных подставлять вторую щеку противников, скверно могло закончиться.

                  Ну, случилось то, что случилось. Не думаю, что тогдашнее руководство США стопроцентно доверяло разведке о количестве, времени подготовки и др., чтобы развязывать новую войну. Наверно, всё таки какие-то аналитики предположили, что ущерб может быть неприемлемым, особенно в Европе - кроме бомб и боеголовок есть ещё и армия. IMHO, конечно же.
                  1. +3
                    9 ноября 2020 22:18
                    Цитата: Моторист
                    ущерб может быть неприемлемым, особенно в Европе - кроме бомб и боеголовок есть ещё и армия

                    С армией в конце 50-х опять же было не все так однозначно, как принято считать. Мало того, мысль о том, что американцев можно так уж сильно расстроить, убивая немцев, она не всем очевидна.

                    Но видите ли в чем дело, у тогдашнего руководства США было много поводов и возможностей как следует навредить многонациональному советскому народу - проблемы 45-го года, кризис 48-го (Берлин, Китай), Корейская война, приход к власти Кастро. Но ни разу оно не воспользовалось - всерьез - этими возможностями. Такие уж люди, ничего не поделаешь.

                    Цитата: Моторист
                    Ну, случилось то, что случилось.


                    Естественно. Сложно признавать, что вся необъятная военная мощь СССР была одной безумной аферой. Никто никогда не собирался нападать на СССР. Кроме КНР.

                    При этом, если результатом деятельности нынешних являются красивые яхты, дома на живописных берегах, и прочие безусловно позитивные вещи, то те, давешние, снимали с народа последнюю шкуру ради горы ржавого, никому не нужного железа.
                    1. 0
                      9 ноября 2020 22:29
                      Цитата: Вишневая девятка
                      мысль о том, что американцев можно так уж сильно расстроить, убивая немцев, она не всем очевидна

                      Я тоже думаю, что не за немцев они переживали.

                      Цитата: Вишневая девятка
                      Такие уж люди, ничего не поделаешь.

                      Ну, что сказать: повезло нам тогда с геополитическим соперником - пацифистом...

                      Спасибо за познавательную беседу. hi
                    2. 0
                      9 ноября 2020 22:42
                      Цитата: Вишневая девятка
                      Никто никогда не собирался нападать на СССР.

                      О, Вы дополнили комментарий. Если это не сарказм, то я спрошу - а как же пресловутая операция "Немыслимое"? Или "Немыслимое" - это домыслы, а на самом деле пушистые капиталисты были рады статусу кво, и даже готовы были отдать ещё кусочек Европы?
                      1. +1
                        9 ноября 2020 23:07
                        Цитата: Моторист
                        как же пресловутая операция "Немыслимое"?

                        План "Немыслимое". Забавно, что из пачки послевоенных планов Вы выбрали именно тот, который нападения на СССР не предполагал.
                        Цитата: Моторист
                        Или "Немыслимое" - это домыслы

                        Видно, что в немыслимое-срачах со мной Вы не участвовали. Это исполнение Черчиллем поговорки "хорошая мысля приходит опосля". И ведь знал же, старый алкаш, что война с СССР неизбежна, но вообще ничего для не сделал, чтобы подготовиться к ней. Да еще и убил себя об стену на внеочередных выборах.
                      2. 0
                        9 ноября 2020 23:17
                        Ну, не предполагал, а там - как фишка ляжет... Порабощённые народы надо же освобождать! Нет, в тех "спорах" я не участвовал, я тут [пишу комментарии] вообще не так давно. Изучу вопрос.
                      3. 0
                        9 ноября 2020 23:36
                        Цитата: Моторист
                        Ну, не предполагал, а там - как фишка ляжет..

                        Что значит "ляжет"? В (первом) Немыслимом конкретно оговаривался и ТВД, и цели боевых действий. Нет, никаких Архангельск-Астрахань там не было. Второй вариант и вовсе чисто план эвакуации.
                      4. 0
                        9 ноября 2020 23:52
                        Фишка зависла в воздухе (даже на ребро не встала). Воевать собирались против РККА, неужели в случае её поражения в Чехословакии и Польше буржуи бы остановились на границе СССР? Аппетит приходит во время еды...

                        Или СССР не пошёл бы дальше на запад в противном случае? Как бы сработал "план эвакуации"? Слишком много "бы"...

                        Извините, ещё занимаюсь самообразованием по этому вопросу; займёт много времени.
                      5. +1
                        10 ноября 2020 10:00
                        Цитата: Моторист
                        буржуи бы остановились на границе СССР? Аппетит приходит во время еды...

                        Что значит "аппетит"? У Вас англичанам жизненного пространства на Востоке не хватает или что? А что еще за границы СССР? Немыслимое даже освобождения Прибалтики не предполагал, это локальные польские заморочки. Кстати, освобождение Чехословакии и Балкан там тоже не предусматривалось. И еще кстати, Черчилль имел реальные возможности подограничить успехи дела мира, как минимум избежать создания Югославии Тито. Но этими возможностями он не воспользовался, даже его мозг не переключился вовремя с логики войны с Германией на логику противостояния двух систем.
                        Цитата: Моторист
                        Или СССР не пошёл бы дальше на запад в противном случае?

                        Вот уж кто был реалистом, так это товарищ Сталин, как к нему ни относись. Он понимал, что Эльбо-Рейнская операция РККА будет пусть победоносной, может быть, но почти наверняка последней и для РККА, и, вероятно, для СССР. Страна потерявшая не важно сколько десятков миллионов воюет со странами, потерявшими на двоих 800 тысяч человек и для РККА недосягаемыми. Возможности СЭС весны 45-го года огромны и с еле живыми вермахтом/люфтваффе не идут ни в какое сравнение. За исключением уровня ГШ и командования, разумеется.
                      6. 0
                        10 ноября 2020 19:58
                        Цитата: Вишневая девятка
                        У Вас англичанам жизненного пространства на Востоке не хватает или что?

                        Добрый день. Видимо, не хватало:

                        «хотя „воля“ двух стран и может рассматриваться как дело, напрямую касающееся лишь Польши, из этого вовсе не следует, что степень нашего вовлечения (в конфликт) непременно будет ограниченной»


                        Это цитата из Вики со ссылкой на источник http://www.coldwar.ru/bases/operation-unthinkable.php
                        Источник пока только начал изучать.
                      7. +1
                        11 ноября 2020 00:41
                        )))
                        Как медленно Вы читаете в общем-то недлинный документ. Цитировать его отдельными абзацами не нужно, прочитайте до конца.
                      8. 0
                        12 ноября 2020 20:33
                        И снова здравствуйте! hi Да, читал долго, даже кое-что конспектировал. То, что я процитировал выше, оговаривается в самом начале плана: не исключение дальнейших боевых действий и пугалки (самих себя, хотя фраза выглядит храбро) тотальной войной.

                        В скане оригинала (будем так называть) - то же самое:

                        Even thought "the will" of those two contries may be defined as no more than a square deal for Poland, that does not necessarily limit the military commitment. ...If they [Russians] want total war, they are in a position to have it.


                        Заметьте: воля - в кавычках, и тотальной войны хотят русские.

                        И про оккупацию России тоже есть. В случае тотальной войны, конечно; так-то они только немножко повоевать хотели. Ну, как Вы и говорите - ТВД обозначены, правда не ограничены...
                      9. +3
                        12 ноября 2020 23:49
                        Цитата: Моторист
                        не исключение дальнейших боевых действий и пугалки (самих себя, хотя фраза выглядит храбро) тотальной войной.

                        Серьезно?

                        То есть Вы не заметили, что заход на тотальную войну по сути исключает Немыслимое? И ровно для этой цели туда и поставлен? Много Вы видите собственно текста про действия восточнее Буга?

                        Раз уж Вы занялись самообразованием, то было бы полезно изучить и остальные первоисточники.
                        Длинная телеграмма
                        http://www.doc20vek.ru/node/332
                        Фултонская речь
                        https://proza.ru/diary/garin1/2020-05-18
                        Доктрина Трумэна
                        http://www.coldwar.ru/truman/doctrine.php
                        И, чтобы заполировать, речь "империя зла".
                        https://diletant.media/articles/34587455/

                        Это, так сказать, азы. Потом можно поговорить об обороне СССР. Где и от кого он оборонялся.

                        В качестве развлекательного чтива - крайний немыслимое-мегасрач, который мне попадался.
                        https://warhead.su/2019/11/28/osmyslyaya-nemyslimoe-rkka-protiv-angloamerikantsev#comment269802

                        (ссылка на отдельный коммент, чтобы срач открылся целиком).

                        Впрочем, как я понимаю, столько читать для Вас затруднительно. Можно для разгону ознакомиться с предельно кратким ликбкезом.
                      10. 0
                        13 ноября 2020 00:17
                        Цитата: Вишневая девятка
                        заход на тотальную войну по сути исключает Немыслимое

                        "Кто на ком стоял?" (ц), т.е., что что исключает - поясните пролетарию!

                        Я всего лишь прочитал оригинал (будем так называть) и понял то, что понял. Спасибо за ссылки на мегасрачи - обязательно прочитаю (хотя это для меня и затруднительно - зачёт Вам), но никакие домыслы не могут быть оригинальнее оригинала.
                      11. 0
                        13 ноября 2020 00:53
                        Цитата: Вишневая девятка
                        заход на тотальную войну по сути исключает Немыслимое

                        Ага, наверное понял... Ну, вот у меня есть план поджога деревянного дома в сухую погоду. На самом деле, я всего лишь хочу спалить прихожую. Я понимаю, что весь дом сгорит; но в глубине души надеюсь, что либо канализацию прорвёт, либо ливень начнётся, либо рота пожарных с необходимым оборудованием ждёт в соседних кустах.

                        Думаю, поэтому "Немыслимое" так и осталось на бумаге - было понятно, что "тотальная" война неизбежна. Переизбрание Черчилля ничего бы не изменило (IMHO).
                      12. +1
                        13 ноября 2020 00:59
                        Мегасрач посвящен техническим моментам. Где там Красная армия всех сильней, а где не вполне. При этом топикстартер срача задаёт довольно небрежные стартовые условия - Америка, даже Англия бились ну никак не из последних сил, и сделать для подготовки войны-продолжения могли очень много.

                        Что касается чтения - начинать, всё-таки, следует с первоисточников.

                        Цитата: Моторист
                        что исключает - поясните пролетарию!

                        Что тут пояснять? Вы практически разобрались. Хотя как-то на свой манер - Брук пишет, что пожар в прихожей нельзя рассматривать как самостоятельную задачу.
                        Вопрос Ч. Как-то странно получилось с Польшей, как бы порешать вопрос?
                        Ответ КНШ - никак.
                        3. Из соотношения сухопутных сил сторон ясно, что мы не рас­полагаем возможностями наступления с целью достижения быс­трого успеха. Учитывая, однако, что русские и союзные сухопут­ные войска соприкасаются от Балтики до Средиземного моря, мы должны быть готовы к операциям на сухопутном театре ...
                        4. Поэтому мы считаем, что, если начнется война, достигнуть быстрого ограниченного успеха будет вне наших возможностей и мы окажемся втянутыми в длительную войну против превосходящих сил. Более того, превосходство этих сил может непомерно возрасти, если возрастет усталость и безразличие американцев и их оттянет на свою сторону магнит войны на Тихом океане

                        Реакция Ч
                        Необходимо продумать четкий план того, как мы сможем защитить наш Остров


                        Для якобы победителя ВМВ немного странный подход, нет?
                      13. +1
                        13 ноября 2020 01:06
                        Цитата: Вишневая девятка
                        Где там Красная армия всех сильней, а где не вполне.

                        Этот анализ уже есть в оригинале плана. В любом случае - спасибо, изучу Ваши ссылки. hi
                      14. -1
                        13 ноября 2020 01:07
                        В оригинале ошибки. Не следует недооценивать послезнание.
                      15. 0
                        13 ноября 2020 23:52
                        Добрый вечер, Вишнёвая девятка.

                        Начал изучать Ваши ссылки (телеграмма посла и её очень тезисный пересказ политологом по радио). Хочу предупредить Вас не ждать от меня анализа - это было бы слишком много текста, а писать мне тоже нелегко. Плюс этот материал [уже] тянет за собой необходимость изучения попутных тем, что, в свою очередь, опять занимает время.

                        Так что, пока "сливаюсь", ссылки Ваши сохранил, продолжу ликбез. С уважением. hi
                      16. -1
                        14 ноября 2020 00:31
                        Здрасьте.

                        Учитывая 3 дня чтения Немыслимого, я Вас раньше середины января не жду)))))
  5. 0
    8 ноября 2020 10:04
    Пока, весьма забавно!
    В перспективе, все это весьма интересно!!!
    Бум посмотреть.
  6. 0
    8 ноября 2020 10:34
    А я верю в воздушный старт.
    Не знаю почему. Мож непродвинутый.
    1. +1
      8 ноября 2020 11:58
      Цитата: Пиджак в запасе
      А я верю в воздушный старт.
      Не знаю почему. Мож непродвинутый.

      А что вы подразумеваете под "воздушный старт" ?
      Самолетный?
      Или с воздушного шара?
      Прикол в том что движение в атмосфере занимает всего 5 процентов по времени и энергетике при выводе ракеты в космос. Большой экономии нет , а геморроя с самолетным стартом много.
      1. -1
        8 ноября 2020 16:21
        >Большой экономии нет , а геморроя с самолетным стартом много.

        Ну, теоретически вывод ракеты до старта фактически за нынешнюю точку MaxQ позволяет помудрить, например, с более "вакуумным" соплом первой ступени. И Вы не учитываете то количество топлива и, соответственно, стартовой тяги, которые тратятся на эти "первые 5%".

        Но все это имеет смысл, когда полет самолета сам по себе бесплатный, как у военных, да и сам самолет что-то вроде МиГ-31 по скорости-высоте. Если приходится заморачиваться с отдельной гражданской платформой, то это себя не окупает.
  7. -10
    8 ноября 2020 11:50
    В чем проблема обеспечить перед стартом заправку ракето-носителя жидкими кислородом и водородом из сосудов Дьюара?

    В чем проблема сделать корпус РН в виде композитного баллона высокого давления для совместной заправки кислородом и водородом в виде сверкритической жидкости, не требующей для своей подачи турбонасоса?

    В чем проблема отформовать из углерод-улеродного композита (с напылением покрытия из карбида кремния) и напечатанной на лазерном принтере форсуночной головки неохлаждаемый ЖРД?

    P.S. Твердотопливные РН - тупиковая ветвь.
    1. 0
      8 ноября 2020 12:12
      Цитата: Оператор
      В чем проблема обеспечить перед стартом заправку ракето-носителя жидкими кислородом и водородом

      С кислородом особых проблем нет.
      А вот водород требует очень дорогой инфраструктуры и дорогого квалифицированного персонала.
      именно потому ВСЕ ракеты на водороде ОЧЕНЬ дороги.
      Нет ни одной РН на водороде с экономически конкурентной ценой - и Дельта 4 и Атлас 5 и Ариан 5 - все проигрывают по цене РН на другом топливе в том же классе грузоподъемности.

      "Водород-дерьмо"(с) Илон Маск

      За эту чеканную формулировку ему можно простить почти всё :
      И марсианские бредни , и клоунаду с посадкой первых ступеней Фэлкона,
      и даже обещалку про облёт Луны в 2018 году.

      Единственно Гиперлуп не подлежит прощению, пока не покается.
      1. -6
        8 ноября 2020 12:34
        "Маск - дерьмо", - Оператор (С) laughing

        Прямо сейчас ОА "ТМХ", ОАО "РЖД" (РЖД - кэп) и ГК "Росатом" разрабатывают водородный рельсовый автобус для забытого Богом острова Сахалин с началом реализации в 2021 году.

        Еще раз - в чем проблема заправить РН техническими кислородом и водородом из баллонов давлением 350 атмосфер, предварительно охладив их до температуры сверкритического состояния (-118°С у кислорода и -239°С у водорода, что с чем смешивать - отдельный вопрос).

        Розничная стоимость технического водорода, полученного электролизом из воды (которого в любом крупном промцентре как грязи) на данный момент составляет 300 рублей за 1 кг. На АЭС оптовая цена водорода составляет 90 рублей за 1 кг. Оптовая цена водорода, полученного методом парогазовой конверсии метана, составляет 40 рублей за 1 кг. Кислород является побочным продуктом электролиза воды и стоит копейки.

        В данный момент на острове Сахалин сразу несколько организаций планируют создать экспортные производства парогазовой конверсии местного метана мощностью в несколько десятков тысяч тонн. Вот там-то и надо создавать мини-космодром для малых РН.
        1. +2
          8 ноября 2020 12:38
          Цитата: Оператор
          Еще раз - в чем проблема заправить РН техническими кислородом и водородом

          Я ж написал
          Цитата: Lontus
          водород требует очень дорогой инфраструктуры и дорогого квалифицированного персонала.
          именно потому ВСЕ ракеты на водороде ОЧЕНЬ дороги.
          Нет ни одной РН на водороде с экономически конкурентной ценой - и Дельта 4 и Атлас 5 и Ариан 5 - все проигрывают по цене РН на другом топливе в том же классе грузоподъемности.
          1. -9
            8 ноября 2020 12:41
            Не надо мне (разработчику ТЭО проекта рельсового автобуса) рассказывать о цене инфраструктуры для заправки водородом.
            1. +1
              8 ноября 2020 13:05
              Цитата: Оператор
              Не надо мне (разработчику ТЭО проекта рельсового автобуса) рассказывать о цене инфраструктуры для заправки водородом.


              Он уже ездит, этот водородный автобус?
              Как начнет эксплуатироваться, вот тогда и похвалитесь.
              А пока примеров безопасной и экономически оправданной эксплуатации водородного транспорта нет!!
              1. -7
                8 ноября 2020 13:55
                В Германии, Франции и Австрии уже ездят, у нас водородный комплект (сначала импортный, затем отечественный) будет установлен на базе существующего рельсового автобуса РА-3.
                1. +1
                  8 ноября 2020 16:26
                  Цитата: aristok
                  пока примеров безопасной и экономически оправданной эксплуатации водородного транспорта нет!!

                  --
                  Цитата: Оператор
                  В Германии, Франции и Австрии уже ездят,


                  это экономически оправданная эксплуатация или показуха для циничных бюрократов выполняющих указивки безумных политических игроков?
            2. 0
              8 ноября 2020 14:08
              Оператор, когда ваш автобус полетит в космос, не забудьте решить проблему его возврата на землю в первоначальном виде, дабы использовать его многократно.
            3. 0
              8 ноября 2020 16:24
              Цитата: Оператор
              Не надо мне (разработчику ТЭО проекта рельсового автобуса) рассказывать о цене инфраструктуры для заправки водородом.

              Ну, под освоение казенных денег и не такие ТЭО писали. Думаю, в тюрьме за эти художества сидеть не Вам.
        2. +2
          8 ноября 2020 12:42
          Цитата: Оператор
          Розничная стоимость технического водорода, полученного электролизом из воды (которого в любом крупном промцентре как грязи) на данный момент составляет 300 рублей за 1 кг. На АЭС оптовая цена водорода составляет 90 рублей за 1 кг. Оптовая цена водорода, полученного методом парогазовой конверсии метана, составляет 40 рублей за 1 кг.


          Да нет никаких проблем получить водород.

          ПРОБЛЕМА в том чтобы его безопасно хранить и использовать!!!
          Это ОЧЕНЬ дорого !!!

          Метан рулит!!
          1. -6
            8 ноября 2020 12:54
            Проект на Сахалине предусматривает производство, хранение и транспортировку водорода в размере десятков тысяч тонн в год. На первом этапе будут использоваться 12-метровые баллоны диаметром до полуметра под давлением 350 атмосфер, затем - под давлением 700 атмосфер.

            Электролизное производство и сжатие водорода и кислорода можно разворачивать прямо сейчас в любой точке с дешевой электроэнергией, в т.ч. на космодроме Восточный (рядом есть Бурейская ГЭС).

            Насчет дороговизны - при стоимости запуска малого РН в 100 миллионов рублей на половину этой суммы сегодня можно купить 200 тонн электролизного водорода (кислород бесплатен).
            1. 0
              8 ноября 2020 14:24
              Водород как топливо оч. привлекателен , однако работа двигателей на нем сопряжена с рядом трудностей как то огромный перепад температур в точке выхода из баллонов и сгорания (с соотв. проблемами материалов и сложностями тех.решений) . Водород имеет мерзкое свойство просачиваться через металлы , при этом давление для его хранения нужно оч. солидное и он чрезвычайно взрывоопасен и горюч. Следовательно масса емкостей с ним в составе РН ,вероятно, будет весьма велика , а требования по хранению и предполетным проверкам будут высоки и обходиться в копеечку. Из за последних св-в также проблема будет иметь место на протяженности всего цикла заправки -от завода по сжижению до РН.

              Насколько я понимаю на данном этапе развития материаловедения и конструирования - большая часть преимуществ водородных двигателей перекрывается проблемами их использования и "массой надежности" в виде особых требований к двигателям (цена+масса+сложность) и баллонам (масса,цена,качество) .
              1. -9
                8 ноября 2020 14:35
                "Сатурн" и "Энергия" летали на водороде и ничего сверхтяжелого/сверхопасного в их конструкции не было.

                Для малой РН предлагается совместное размещение жидких кислорода и водорода в сверхкритическом состоянии при температуре -118 или -239 градусов Цельсия и давлении 100 атмосфер в общем композитном баке высокого давления с аэрогелевой изоляцией, что на порядок сократит объем бортового запаса топлива и позволит отказаться от турбонасоса (при использовании неохлаждаемого ЖРД из углерод-углеродного материала с покрытием из карбида кремния).
                1. +1
                  8 ноября 2020 18:03
                  Цитата: Оператор
                  "Сатурн" и "Энергия" летали на водороде

                  Есть мнение, что J-2 Сатурна были водородными только на бумаге (терпит всё) и в умах НАСАфилов (не нужен нож):

                  http://free-inform.ru/pepelaz/pepelaz-4.htm

                  Зачем водородные движки на Сахалине, солярка же есть - "дёшево, надёжно и практично"?
      2. +2
        8 ноября 2020 13:10
        Цитата: Lontus
        водород требует очень дорогой инфраструктуры и дорогого квалифицированного персонала.

        "...насчет метана-водорода:
        В лаборатории газовые(СПГ метан) горелки устанавливаются с такой же легкостью,
        как газовые плиты на кухнях;
        А для работы с водородом от коллеги ПОТРЕБОВАЛИ:
        1.комнату с выбиваемой без нарушения несущих конструкций стеной,
        2.усиленную независимую вентиляцию,
        3.пост с сенсором- датчиком и сигнализацией,
        4.сертификаты на оборудование,
        5.обучение персонала в сертифицированном центре и регистрацию в органах.
        Это все ради несчастного баллона, которого хватает на год работы;
        Его естественно ТОЛЬКО на улице в закрытом вентилируемом боксе можно держать
        "
        1. -4
          8 ноября 2020 13:57
          Стартовая позиция РН находится на открытом воздухе, электролизная установка, склад заправленных баллонов и установка сжижения водорода - тоже.
  8. +2
    8 ноября 2020 14:13
    Спасибо за интересную статью !
    И хотя легкий вариант ТР типа "Мера" весьма интересен , я очень сильно сомневаюсь что его возможно масштабировать (конкретно эту конструкцию) и тем более на ее основе возможно соорудить многоблочную конструкцию. В том числе и по условиям стабилизации вращением - я представляю какие нагрузки были бы на этот несчастный плетеный композит в случае создания на его основе трех ступеней..
    Подозреваю что лучше разрабатывать полноценные ТРД боковые ускорители с конструкционным проектированием именно под задачу этого бокового ускорителя - с соотв. требованиям по прочности крепления,вертикальной нагрузке , продуманной эргономике отстыковки. И отдельно проектировать несущую ступень ,т.к к ней все таки будут несколько иные требования и габариты ее будут неизбежно отличаться (если мы говорим о качестве и уменьшении аварийности).
    Возможно путь удешевления запусков лежит именно в проработке дешевых и мощных серийных ТР боковых ускорителей .

    Что же касается самой идеи легких носителей - тут еще большой вопрос в экономической выгодности этого направления,на самом деле. Довольно большой успех наблюдается (насколько я понимаю) на ниве пакетных запусков как раз таки малогабаритных КА , и может статься что рынок точечных запусков будет резко уменьшаться ,а конкуренция на нем будет драконовская , при этом объективно по стоимости вывода условной массы все эти ракеты могут проигрывать многоразовым "Маскам" . Так что думаю концепт безусловно интересно было бы развить , но без особого фанатизма и надежд..
    1. AVM
      +1
      10 ноября 2020 08:45
      Цитата: Knell Wardenheart
      Спасибо за интересную статью !


      Спасибо!

      Цитата: Knell Wardenheart
      И хотя легкий вариант ТР типа "Мера" весьма интересен , я очень сильно сомневаюсь что его возможно масштабировать (конкретно эту конструкцию) и тем более на ее основе возможно соорудить многоблочную конструкцию. В том числе и по условиям стабилизации вращением - я представляю какие нагрузки были бы на этот несчастный плетеный композит в случае создания на его основе трех ступеней..


      Я тоже не уверен, конечно, всё это надо считать.
      ПМСМ есть два варианта – увеличивать размеры самих блоков, если оборудование это позволяет, и увеличивать количество блоков в пакете. В конечном итоге какое-то оптимальное соотношение может быть получено.

      Основной плюс этих блоков – они очень лёгкие. Мне доводилось видеть корпус первой ступени ракеты Тунгуски, выполненный по технологии намоткой стекловолокна (без топлива) – он очень лёгкий, его можно поднять одной рукой без особых усилий.

      Малая масса – меньше нагрузки при вращении. Для повышения устойчивости, я предлагаю рассмотреть возможность сборки «композитной рамы», каркасного типа, из самых доступных промышленных композитов, как пример привёл обычную строительную арматуру – она, кстати, весьма прочная. И активно применять клеи – сейчас есть невероятно прочные решения: https://chudo.tech/2019/08/01/klej-uderzhal-gruzovik-vesom-17-2-tonny/
      (обратите внимание по тексту ссылки – «Предыдущий рекорд принадлежит Центру авиации и космонавтики Германии.», что как бы намекает...)

      Цитата: Knell Wardenheart
      Подозреваю что лучше разрабатывать полноценные ТРД боковые ускорители с конструкционным проектированием именно под задачу этого бокового ускорителя - с соотв. требованиям по прочности крепления,вертикальной нагрузке , продуманной эргономике отстыковки. И отдельно проектировать несущую ступень ,т.к к ней все таки будут несколько иные требования и габариты ее будут неизбежно отличаться (если мы говорим о качестве и уменьшении аварийности).
      Возможно путь удешевления запусков лежит именно в проработке дешевых и мощных серийных ТР боковых ускорителей .


      Опять же, ПМСМ, это будет рентабельно, если первую ступень мы будем сажать. А дешёвые ускорители, конечно, не помешают. Или на базе них могут быть сделаны вторая и третья ступени.

      Цитата: Knell Wardenheart
      Что же касается самой идеи легких носителей - тут еще большой вопрос в экономической выгодности этого направления,на самом деле. Довольно большой успех наблюдается (насколько я понимаю) на ниве пакетных запусков как раз таки малогабаритных КА , и может статься что рынок точечных запусков будет резко уменьшаться ,а конкуренция на нем будет драконовская , при этом объективно по стоимости вывода условной массы все эти ракеты могут проигрывать многоразовым "Маскам" . Так что думаю концепт безусловно интересно было бы развить , но без особого фанатизма и надежд..


      Они всегда будут проигрывать по цене за 1 кг, но и всегда у них будет своя ниша. Рынок для сверхлёгких ракет формируется по принципу «дорога ложка к обеду».
  9. +1
    8 ноября 2020 14:30
    Цитата: Оператор
    рпус РН в виде композитного баллона


    Был такой дирижабль "Гинденбург" - и вот его печальная судьба показывает что шутки про "композитные баллоны" и вообще шутки водород не очень жалует.
    1. -5
      8 ноября 2020 17:09
      Горит всё - от МБР Р-16 на НДМГ/азотная кислота до твердотопливного ускорителя шатла "Челленджер".
      1. +2
        8 ноября 2020 18:05
        Верно ,но меры безопасности по предотвращению возгорания водород-кислорода и прочих топливных пар это небо и земля.
  10. +1
    8 ноября 2020 17:45
    Космос и Вертикаль запускались с космодрома Капустин Яр, но в 2020 принято решения демонтировать пусковую, а жаль!
  11. +2
    8 ноября 2020 18:17
    О Rocket Lab:
    Для упрощения и удешевления конструкции в ней используются литий-полимерные аккумуляторы в качестве источника тока,


    Хм. Для упрощения и удешевления конструкции используются электрические насосы вместо обычных для ракетных двигателей турбонасосов - именно в этом упрощение, удешевление, инновации от Rocket Lab. А батарейки нужны для питания этих насосов. Одноразовые. Аккумуляторы не нужны, литиевые аккумуляторы были выбраны просто из-за веса (плотности энергии на кг) и доступности.
  12. -1
    8 ноября 2020 19:41
    Под водород дают займы под минимальный процент.
    1. +1
      8 ноября 2020 21:59
      Цитата: Оператор
      Под водород дают займы под минимальный процент.

      Поясните пожалуйста
      1. -3
        8 ноября 2020 23:53
        В Европе сейчас в ходу облигационные займы с 1% доходностью под "зеленые" проекты (без выбросов углекислого газа) - солнечная и ветровая энергетика, водородные технологии на транспорте.

        Займы разрешено размещать и российским компаниям - с целью снижения трансграничного переноса углекислого газа.
  13. 0
    9 ноября 2020 15:53
    Тема интересная. Объявляли у нас конкурс на сверхлегкую ракету в рамках НТИ, интересно, как там дела, хоть кто-то что-то вменяемое представил?
  14. 0
    11 декабря 2020 15:33
    Ну,что ж...может и дождёмся ! Я к тому,что разговоры о запуске "наноспутников" с помощью "лёгких" ракет-носителей ,в т.ч. и созданных на базе "списанных" баллистических ракет, ведутся с конца прошлого века; но,по моему, ничего конкретного ("массового"...) так и не создано...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»