Шестое поколение и «Рейдер»: США ускоряют разработку боевых самолетов будущего

51

Америка, затаив дыхание, следит за последствиями выборов президента. Одно можно сказать наверняка: кто бы ни был «звездно-полосатым» лидером, это, скорее всего, не скажется на ключевых оборонных программах. Единственное исключение — полноценная гражданская война. Однако вероятность этого, несмотря на многочисленные пугающие прогнозы, пока что, к счастью, не велика (хотя, опять же, ничего исключать нельзя).

Как бы там ни было, и республиканцы, и демократы понимают, что в будущем предстоит нелегкая военно-техническая конкуренция с КНР, а для этого нужны, прежде всего, новейшие летательные аппараты и передовые авиационные средства поражения.



В последнее время все больше говорят о сразу двух ключевых перспективных проектах: о разработке истребителя шестого поколения и о создании перспективного стратегического бомбардировщика, известного как B-21 Raider. Прежде всего, обсуждение касается вероятных сроков введения данных машин в строй.

Стратегический бомбардировщик


Бомбардировщик B-21, который иногда (нужно полагать, ошибочно) называют «B-3», станет самой громкой премьерой в области боевой авиации в ближайшие годы. Причем речь идет далеко не только о США (USA). Из тройки «стратегов» будущего (куда также входит российский ПАК ДА и китайский Xian H-20) именно он «рискует» первым появиться на свет.


Какой именно будет новая машина доподлинно неизвестно. Имеющиеся материалы говорят в пользу того, что B-21 будет малозаметным дозвуковым самолетом, выполненным по аэродинамической схеме «летающее крыло». Чаще всего его рассматривают как «удешевленный» (а также иногда как «уменьшенный») аналог B-2 Spirit, так как при цене более двух миллиардов долларов за самолет он оказался «неподъемен» даже для США (USA), которые ограничились серией в два десятка таких самолетов.

Когда же можно ожидать явления «Рейдера» (B-21 «Raider»)? Ранее неоднократно фигурировали сведения о форсировании разработки самолета. В прошлом году, выступая на мероприятии, организованном Институтом Митчелла (The Mitchell Institute for Aerospace Studies), заместитель начальника штаба ВВС США генерал-лейтенант Стивен Уилсон (Stephen W. Wilson) заявил о функции «обратного отсчета» на наручных часах, которая показывает момент первого полета Raider. Получилось начало декабря 2021 года.

Впрочем, «чуда» не произошло: пандемия коронавируса и здесь вмешалась в планы. В сентябре издание Janes (US Air Force delays first B-21 flight) со ссылкой на данные ВВС США (the US Air Force, USAF) сообщило, что первый полет B-21 (the Northrop Grumman B-21 Raider) состоится не раньше 2022 года.

Кроме эпидемии есть еще один важный фактор, который также не стоит списывать со счета. Речь идет о сложности программы и связанными с ней техническими рисками. Конечно, никто не имеет такого опыта разработки малозаметных стратегических бомбардировщиков как Northrop Grumman (именно она создает B-21). Однако, как показывает практика, от проблем никто не застрахован.


Что же касается ввода самолета в строй, то фигурирующие в открытых СМИ данные о вводе в строй в середине 2020-х кажутся излишне оптимистичным. Более реальные сроки — конец десятилетия или даже начало 2030-х. Так или иначе, первый летный образец B-21 начали строить еще в 2019-м и, скорее всего, мы увидим самолет в ближайшие несколько лет.

Шестое поколение


Еще более важная программа (вернее, в случае Запада: программы) — это разработка истребителя шестого поколения. Такие комплексы, вероятно, станут основой национальной безопасности будущего, не считая, конечно, ядерной триады.

Примечательно, что до недавнего времени США казались «аутсайдерами» в этом направлении, которые проигрывали не только Великобритании (разрабатывает истребитель Tempest) и условному франко-германскому союзу (ведет разработку Future Combat Air System), но и Китаю.

Все изменилось в сентябре, когда помощник по закупкам министра ВВС США Уилл Ропер (Dr. Will Roper, Assistant Secretary of the Air Force for Acquisition) заявил про испытания демонстратора шестого поколения, разрабатываемого для Военно-воздушных сил (USAF) в рамках программы NGAD (Next Generation Air Dominance). В интервью изданию Defense News он отметил:

«Мы уже построили и подняли в воздух полномасштабный демонстрационный летный образец, и мы побили все рекорды в этом деле. Мы готовы приступить к созданию самолетов следующего поколения так, как никогда раньше».


Это пространное заявление породило массу вопросов. Обращает внимание на себя другой важный аспект. В 2019 году то же издание Defense News в материале «The US Air Force’s radical plan for a future fighter could field a jet in 5 years» сообщило о подготовке к радикальному изменению закупочной стратегии новых самолетов. Новшество состоит в совместном участии разных компаний, что, согласно представленным данным, должно позволить разработать и произвести новый истребитель в срок до пяти лет (или даже меньше).

Нужно сказать, что, с учетом сложности современной авиатехники, сроки звучат почти фантастично. С другой стороны, не стоит забывать про Китай, который «поставил на крыло» истребитель Chengdu J-20 за предельно короткий по современным меркам период.

«Каждые четыре или пять лет будут F-200, F-201, F-202. И они будут неопределенны и загадочны (относительно потенциала этих самолетов). Но будет ясно, что это реальная программа, и что летают настоящие самолеты. И теперь вы (противник) должны выяснить: что нового мы (американцы) привносим в бой? Что улучшилось? Насколько вы уверены, что у вас есть лучший самолет для победы?»

— предложил свое виденье помощник по закупкам министра ВВС США Уилл Ропер (Will Roper).

Сложно сказать, кто будет главным подрядчиком. Не так давно в своем финансовом отчете корпорация Lockheed Martin намекнула на то, что она работает над новой авиационной программой: речь с большой долей вероятности идет именно о Next Generation Air Dominance.

Остается добавить, что кроме NGAD американцы работают над еще одной программой в сфере шестого поколения. Она имеет условное обозначение F/A-XX и призвана дать ВМС США (USAF) замену для истребителя четвертого поколения F/A-18E/F Super Hornet примерно в 2030 годах.


Некоторые обозреватели объединяют NGAD и F/A-XX в одну программу, что (насколько можно судить) не верно. Более того, в прошлом году издание Popular Mechanics, сообщило, что перспективный истребитель для ВМС будет создан исключительно для флота, и при его разработке не будут учитывать требования других видов войск. Самолеты могут иметь даже чисто концептуальное различие. Если Next Generation Air Dominance должен непременно уметь действовать в воздушном пространстве противника, то для флотского самолета это не является требованием номер один.

В целом, несмотря на некоторые переносы сроков, связанные с пандемией, совершенно очевидно, что США форсируют ключевые для ВВС программы. Это связано как с непосредственной угрозой со стороны КНР, так и с желанием американского военно-политического руководства обеспечить в будущем лидерство во всем мире.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    10 ноября 2020 18:12
    По этим вопросам Lockheed Martin дали однозначный ответ:
    Сложно сказать, кто будет главным подрядчиком.

    Некоторые обозреватели объединяют NGAD и F/A-XX в одну программу, что (насколько можно судить) не верно.


    1. Разработчик Lockheed Martin Skunk Works
    2. Проект F/A-XX часть программы NGAD. Над программой NGAD работает Skunk, DARPA, ВВС и ВМС США совместно.

    Официальная информация с их сайта:
    Истребитель Следующего Поколения
    Как и в хорошей шахматной партии, в Lockheed Martin Skunk Works® мы всегда думаем на пять шагов вперед. И в сегодняшнем постоянно меняющемся и весьма спорном боевом пространстве оставаться впереди крайне важно.

    Глобальный оборонный ландшафт более непредсказуем, чем когда-либо прежде. Итак, что мы делаем сегодня, чтобы гарантировать сохранение американского воздушного господства в мире после 2035 года?

    В партнерстве с Агентством перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA), Военно-воздушными силами и военно-морским флотом США наша команда Skunk Works изучает способы предоставления нелинейных, изменяющих игру возможностей, которые сдерживают текущие и возникающие угрозы – в конечном счете обеспечивая конкурентное и решающее преимущество для США и их союзников.

    Skunk Работает стремится развивать технические возможности и исследовать новые места для разработки воздушных платформ нового поколения Air dominance (NGAD), а также потенциальные усовершенствования существующих платформ, которые, как ожидается, станут частью будущей структуры Объединенных сил.

    Опираясь на наследие успешной концептуализации и разработки передовых технологических самолетов, таких как SR-71, F-117, F-22 и F-35, Skunk Works дух инноваций и способность быстро и бесшумно поставлять качественный продукт-это то, на что наши клиенты стали полагаться уже более 75 лет.


    https://www.lockheedmartin.com/en-us/who-we-are/business-areas/aeronautics/advanced-aeronautics/air-dominance-of-the-future.html
    1. +3
      10 ноября 2020 18:28
      Похоже идёт речь о 3 самолетах
      1. F/A-XX замена F/A-18 E/F
      2. F-X замена F-15
      3. SR-X замена F-22

      F/A-XX и F-X возможно на одной платформ как F35А/С, но не факт. Факт что они будут в пилотируемой и беспилотной версии. Скорее всего их условно можно классифицировать как 5+ поколение. Никто, кроме журналистов, не говорит о 6 поколении, официальная формулировка «следующие поколение».
      SR-X гиперзвуковой дальний перехватчик/истребитель сопровождения/завоевания превосходства/ударный самолёт. SR-72 возможно беспилотный его вариант.

      The Skunk Works is committed to advancing technical capabilities and investigating new venues for developing next generation air dominance (NGAD) air platforms
      technology aircraft like the SR-71, F-117, F-22 and F-35
      1. +4
        10 ноября 2020 19:24
        Похоже идёт речь о 3 самолетах
        1. F/A-XX замена F/A-18 E/F
        2. F-X замена F-15
        3. SR-X замена F-22

        F/A-XX и F-X возможно на одной платформ как F35А/С, но не факт. Факт что они будут в пилотируемой и беспилотной версии. Скорее всего их условно можно классифицировать как 5+ поколение. Никто, кроме журналистов, не говорит о 6 поколении, официальная формулировка «следующие поколение».
        SR-X гиперзвуковой дальний перехватчик/истребитель сопровождения/завоевания превосходства/ударный самолёт. SR-72 возможно беспилотный его вариант.


        Это даже не сверхамбициозно. Это такое громадье планов, что Маск выглядит заправщиком с бензоколонки.

        Если США реализуют хотя бы половину из этого они обеспечат техническое и технологическое превосходство на десятилетия

        Если нет, то хруст попкорна и пламенное зарево будет видно и слышно на Марсе
        1. +7
          10 ноября 2020 19:38
          Цитата: Engineer
          Это даже не сверхамбициозно. Это такое громадье планов, что Маск выглядит заправщиком с бензоколонки.

          Ничего сверхамбициозного не вижу. Двигатели XA100 и XA101 на испытаниях давно, F/A-XX и F-X по дизайну, скорее всего, будут ближе к F-22/23, беспилотные F16/18 летают давным давно, SR-72 делают минимум с 2007 года, готовность обещали к 23-25 году.
          По отдельности у них все есть и все эти программы запущены с начала этого века.
          1. +4
            10 ноября 2020 19:52
            А я вижу
            SR-X гиперзвуковой дальний перехватчик/истребитель сопровождения/завоевания превосходства/ударный самолёт.

            Это только часть программы, но она уже практически на пределе текущих технических возможностей всего человечества.
            Достаточно вспомнить, что скорости боевых самолетов до сих пор не росли уже несколько десятилетий
            беспилотные F16/18 летают давным давно

            Летать может что угодно. Сколько на вооружении и в каком качестве?
            SR-72 делают минимум с 2013 года, готовность обещали к 23-25 году.

            Вот и поглядим.
          2. -8
            10 ноября 2020 21:26
            Двигатели XA100 и XA101 на испытаниях давно, F/A-XX и F-X по дизайну, скорее всего, будут ближе к F-22/23, беспилотные F16/18 летают давным давно, SR-72 делают минимум с 2007 года, готовность обещали к 23-25 году.
            По отдельности у них все есть и все эти программы запущены с начала этого века.

            Да вообще без проблем для России. Их F-15 ещё 50 лет продержится и будет самым серьёзным противником для наших самолётов.
            А эти будущие поделки (летающие утюги) будут серьёзным противником для разных стран , кроме России.
        2. +1
          10 ноября 2020 20:09
          Цитата: Engineer
          SR-X гиперзвуковой дальний перехватчик/истребитель сопровождения/завоевания превосходства/ударный самолёт. SR-72 возможно беспилотный его вариант

          Цитата: Engineer

          Это даже не сверхамбициозно

          Это просто бред.
          NGAD-Это про новую систему кооперации для ускорения проектирования и производства новой техники в широком смысле,а не про новые поколения в узком смысле.Что бы новые программы не длились по 20 лет как сейчас.Такая своеобразная технологически-промышленная сетецентрика,позволяющая делать все быстрее и соответственно дешевле.
          F/A-X и F-X-новый самолет завоевания превосходства в воздухе(замена СХ,Ф-15 и Ф-22.В морском и сухорутном варианте.)Программам этим лет по 10 минимум,так что никакой сенсации.Кстатии ,скорее всего сделают на базе Ф-35 с добавлением 2-го двигателя и новым электронным фаршем.Ничего сверхреволюционного
          1. +2
            10 ноября 2020 21:00
            Цитата: Liam
            Это про новую систему кооперации для ускорения проектирования и производства новой техники в широком смысле,а не про новые поколения в узком смысле.

            Новую систему разработки применяют для всех новых самолетов, начиная с T-X, в том числе NGAD, LRS-B (B21) и тд NGAD именно создание "воздушного доминатора следующего поколения"

            Цитата: Liam
            скорее всего сделают на базе Ф-35 с добавлением 2-го двигателя и новым электронным фаршем.Ничего сверхреволюционного

            Фактически да. У F/A-XX будет 2 двигателя XA100/101, взлетная масса до 40 тонн, боевой радиус 1000 морских миль, авионика от F35 блок 4/5, изначально пилотируемый и беспилотный.
            F-X вероятно будет схожей конфигурации.
            SR-X(72) не факт, что в этой программе, но по косвенным он в ней.
            Ещё раз, никакой революции нет, все технологии по отдельности есть и испытаны, осталось их собрать вместе.
            1. -2
              10 ноября 2020 21:03
              Цитата: OgnennyiKotik
              Ещё раз

              Бред-это про гиперпупер SR-X
          2. +2
            10 ноября 2020 21:29
            Ох уж эти категоричные мнения.)
            Пришлось самому разбираться в этом винегрете данных. На 100 процентов конечно не разобрался, но что-то прояснилось
            Инфу брал отсюда
            https://www.thedrive.com/the-war-zone/31343/navy-boss-hints-at-a-very-different-looking-future-fleet-of-naval-combat-aircraft
            Итак
            NGAD-Это про новую систему кооперации для ускорения проектирования и производства новой техники в широком смысле,а не про новые поколения в узком смысле.Что бы новые программы не длились по 20 лет как сейчас.Такая своеобразная технологически-промышленная сетецентрика,позволяющая делать все быстрее и соответственно дешевле.

            Нет
            NGAD - New generation Air Dominance
            Уже по названию видно что речь прежде всего про собственно летательные аппараты и концепции их применения
            ВНИМАНИЕ. Есть два NGAD и на текущий момент они формально не связаны!!!. От Флота и ВВС соответственно
            Вот про F/A-XX
            NGAD is the Navy's current effort to develop a "family of systems" to supplant the F/A-18E/F and F-35C

            Supplant=replace - заменять. Это противоречит Википедии где сказано, что он заменит не F/А-18 E/F а суперхорнет. Ф-35 он должен дополнить (comlement)
            F/A-XX will replace aging Super Hornets in the 2030s and complement the F-35C


            Мнение ВВС
            The Air Force has described its vision of NGAD as including manned aircraft worked together with "loyal wingman" drones, autonomous UCAVs, low-cost unmanned swarms, and much more.


            Сольются ли программы воедино покажет время

            ДЛя юзера ОgnennyiKotik
            Место SR-X (и вообще нового поколения истребителей) в программе NGAD ВВС
            Уточнял по этой статье
            https://www.thedrive.com/the-war-zone/29690/b-21s-with-air-to-air-capabilities-drones-not-6th-gen-fighters-to-dominate-future-air-combat
            Авторы статьи вообще выражают сомнение в реальности появления истребителя нового поколения в текущих условиях
            A tailless, stealthy, comparatively long-range tactical jet that many had labeled a sixth-generation fighter had been the focus of the Air Force's plans for dominating the air-to-air realm through the middle of the century up until recently. The fiscal realities of producing such an aircraft that would require a long development period would have made it very unlikely to materialize even before the USAF shifted its focus on the matter. If anything, a heavily upgraded “F-35E” variant of the Joint Strike Fighter is far more likely to serve in the role of a future manned tactical fighter for the USAF based on fiscal constraints alone.

            В статье четко говорится что чем больше ВВС погружались в разработку NGAD тем дальше отдалялись от собственно истребителя 6-го поколения.
            In this same time frame, the language surrounding the Air Force's NGAD project has steadily moved away from talking about actually developing a new fighter jet.

            SR-X гиперзвуковой дальний перехватчик/истребитель сопровождения/завоевания превосходства/ударный самолёт. SR-72 возможно беспилотный его вариант

            Скорее всего этого нет даже в планах

            Что тогда за сверхзвуковую хрень делают скунсы из Локхида??
            Видимо речь об этом девайсе
            https://www.thedrive.com/the-war-zone/19869/nasa-awards-contract-to-lockheeds-skunk-works-to-build-manned-quiet-supersonic-x-plane
            СВерхзвуковой пилотируемый (пассажирский?) самолет по заданию НАСА

            НЕ претендую на исчерпывающую информацию.
            Одна статья цепляет другую. Возможна неверная интерпретация
            1. -1
              10 ноября 2020 21:44
              Цитата: Engineer
              F/А-18 E/F а суперхорнет.

              F/A-XX создаётся вместо F/A-18E/F Super Hornet, F35C создан вместо F/A-18 A/B/C/D Hornet
              https://en.m.wikipedia.org/wiki/F/A-XX_Program
              https://en.m.wikipedia.org/wiki/Joint_Strike_Fighter_program
              Цитата: Engineer
              Что тогда за сверхзвуковую хрень делают скунсы из Локхида?

              Изначально гиперзвуковой разведывательный беспилотник SR-72, он в разработке 2007 года. В ноябре 2018 года компания Lockheed Martin заявила, что самолет будет способен стрелять гиперзвуковыми ракетами. В релизе Локхид, в пером сообщении, написано что они будут использовать опыт SR-71 и делают различные платформы.
              https://en.m.wikipedia.org/wiki/Lockheed_Martin_SR-72
              https://www.lockheedmartin.com/en-us/who-we-are/business-areas/aeronautics/advanced-aeronautics/air-dominance-of-the-future.html
              1. +2
                10 ноября 2020 21:58
                F/A-XX создаётся вместо F/A-18E/F Super Hornet,

                Я же это и написал. К чему дублировать?
                Изначально гиперзвуковой разведывательный беспилотник SR-72, он в разработке 2008 года. В ноябре 2018 года компания Lockheed Martin заявила, что самолет будет способен стрелять гиперзвуковыми ракетами. В релизе Локхид, в пером сообщении, написано что они будут использовать опыт SR-71 и делают различные платформы.

                Вот мы и приходим у тому что пока Локхид занимается отработкой концепций и созданием демонстраторов для Дарпа, НАСА, кого угодно. Делается некий задел, как обычно
                Суперистребителя 6-го/"следущего" поколения в актуальных планах ВВС и Флота нет, насколько я могу судить из приведенных статей
                1. 0
                  10 ноября 2020 22:08
                  Цитата: Engineer
                  Локхид занимается отработкой концепций и созданием демонстраторов для Дарпа, НАСА, кого угодно. Делается некий задел, как обычно

                  Ага, они любят такое. На мой взгляд экономия победит.
                  В серию пойдёт: «F/A-XX будет 2 двигателя XA100/101, взлетная масса до 40 тонн, боевой радиус 1000 морских миль, авионика от F35 блок 4/5, изначально пилотируемый и беспилотный.» F-X на той же платформе. И кучу дешевых Loyal Wingman.
            2. -3
              10 ноября 2020 21:57
              Я все эти источники читал и больше. Гиперзвуковой самолёт в США могли уже сделать в 10ые годы, было срезано финансирование, сейчас его дали. Технологии были отработаны в рамках проектов Rockwell X-30, HTV-2, HTV-3X, X-41 , Blackswift, X-43, X-51 и тд Ещё раз, ничего нового не предлагаю, технологии 60ых-80ых, доведённые до ума в нулевые.
              1. +1
                11 ноября 2020 03:40
                Могли бы -сделали. Денег у них много.
                Все технологии были отработаны на бумаге, в реальности все куда как хуже. Я конечно понимаю вашу экзальтацию, быть местным "проводником интересов" - это одно, но стоит ли впадать в фанатизм...
            3. +1
              10 ноября 2020 22:08
              Цитата: Engineer
              Ох уж эти категоричные мнения.)

              Цитата: Engineer
              NGAD - New generation Air Dominance

              По Вашему я не в состоянии расшифровать акроним?)
              Возможно я не совсем ясно обозначил свою мысль.Последние заявления от NGAD касались прорыва именно в той области что я указал,а не революционных гипотетических новых поколениях.Все эти F-X- относительно "старые" проекты которым уже по десятку лет и там никаких сенсаций.
              https://www.airforcemag.com/article/ropers-ngad-bombshell/
              Цитата: Engineer
              что он заменит не F/А-18 E/F а суперхорнет. Ф-35 он должен дополнить (comlement)

              F-18E-и есть СуперХорнет.
              Цитата: Engineer
              Ф-35 он должен дополнить

              Правильно.Ф-35 заменяет модели C/ D Хорнета.Ударники.А новый проект-заменит модели Е/F(он же СХ) который завоевание превосходства в воздухе
              1. 0
                10 ноября 2020 22:11
                Ну вроде все приходим к общем знаменателю.
                F-18E-и есть СуперХорнет.

                Увы, да. Сей простой факт постоянно забываю. НУ не силен я вообще в современных вооружениях.
                1. -1
                  10 ноября 2020 22:18
                  Цитата: Engineer
                  Ну вроде все приходим к общем знаменателю

                  Это было неминуемо.Учитывая что мой первый пост был в поддержку Вашей точки зрения)
  2. -7
    10 ноября 2020 18:20
    Сначала бы пятое поколение(F-35) до ума довели.
    1. +5
      10 ноября 2020 18:35
      Цитата: Сергей39
      Сначала бы пятое поколение(F-35) до ума довели.

      F-35 выпускается серийно, эксплуатируется в Америке, экспортируется союзникам, и у одного из них (не буду тыкать пальцем, но имя этого государства действует на некоторых форумчан как красная тряпка на бугая) успешно и регулярно выполняет боевые (не учебные) задачи.
      Проблемы были с версией вертикального взлета. Они решаются.
      1. -1
        10 ноября 2020 19:19
        Цитата: Наган
        F-35 выпускается серийно, эксплуатируется в Америке, экспортируется союзникам, и у одного из них (не буду тыкать пальцем, но имя этого государства действует на некоторых форумчан как красная тряпка на бугая) успешно и регулярно выполняет боевые (не учебные) задачи.
        Проблемы были с версией вертикального взлета. Они решаются.

        А на вооружение в США его приняли?
        1. -1
          10 ноября 2020 19:27
          Цитата: mihail_mihail0620
          А на вооружение в США его приняли?

          В 2015, если верить https://en.wikipedia.org/wiki/Lockheed_Martin_F-35_Lightning_II
          1. -2
            10 ноября 2020 19:32
            Цитата: Наган
            В 2015, если верить

            А почему и не поверить.
    2. +1
      10 ноября 2020 20:19
      Цитата: Сергей39
      Сначала бы пятое поколение(F-35) до ума довели.

      Кстати о поколениях и возможностях. Первый серийный новенький Су-57 с двигателем только первого этапа разбился в декабре прошлого года, не успев попасть в войска. Второй серийный экземпляр с тем же двигателем сумели собрать только к ноябрю этого года.
    3. +1
      13 ноября 2020 03:27
      Оно не для доведения а для продажи, вот 6е с учетом правки тонн косяков фу может стать достойным.
  3. +1
    10 ноября 2020 18:28
    То, что они подняли в воздух лишь концепт, это еще не предсерийный прототип, он может хорошо летать без вооружения, и на дозвуковых скоростях, либо же на скорости до 3х звуковых. А дальше -там совсем другие материалы нужны и технологии, таких концептов будет еще куча мала! Точной формулировки 6го покаления к примеру, еще не существует, и неизвестно, что же точно делают в сша! Это , например вот как китайцы, недавно громогласно заявили, что они вывели в космос спутник для частот 6G , хотя и с 5G до сих пор море вопросов. ...
  4. -7
    10 ноября 2020 18:33
    Ну-ну, сказочники, прямо так вот взяли и состругали самолет шестого поколения. fellow
    1. -1
      10 ноября 2020 18:52
      Они их делают лет 10-15. Как раз срок для создания прототипов.
      1. -1
        11 ноября 2020 06:44
        И что из этого следует, они еще лет 10-15 будут колупаться, но это абсолютно ничего не означает. Они до сих пор на наших РД в космос летают, а сколько времени уже потратили на свой девайс. Давайте не будет в барабаны бить раньше времени.
    2. +3
      10 ноября 2020 19:33
      Если кто и сказочники, это пишущая братия, которая ради кликбейта готова на любой хайп и полет демонстратора готова преподносить как некий "прорыв в будущее".
      Если же почитать серьезные материалы типа Congressional Research Service In Focus report, Air Force Next-Generation Air Dominance Program, то там факт полета демонстратора отмечается как закономерный этап исследований на перспективу. Если интересно, можно почитать по ссылке https://news.usni.org/2020/10/06/introduction-to-the-air-forces-next-generation-air-dominance-program
      1. -1
        10 ноября 2020 20:21
        Программе по которой создан F22 практически 40 лет. Программа ATF была запущена в июне 1981 года. Неудивительно, что уже накопились новые технологии и знания для следующей генерации самолетов.
  5. +3
    10 ноября 2020 18:42
    Самолет, очень похожий на R-21 (как его изображают в проспектах) засветился позавчера над американской базой. Днем с инверсионным следом. Это значит, что прототип Рэйдера подняли в воздух.
    1. +3
      10 ноября 2020 18:59
      R-21 это что за зверь?
    2. +7
      10 ноября 2020 19:01
      Алексей, Вы, похоже, опережаете события. По последним сообщениям, это БПЛА Northrop Grumman RQ-180.

      Вот фото, о котором Вы говорите.

      Это RQ-180.
      1. +4
        10 ноября 2020 19:05
        На нижней картинке X 47 но никак не RQ 180
      2. 0
        10 ноября 2020 19:07
        Нижнее фото это X-47В. Верхнее фото, да, Thedrive предположили, что это RQ-180. https://www.thedrive.com/the-war-zone/37401/was-the-secret-rq-180-stealth-drone-really-photographed-over-the-mojave-desert
        1. +2
          10 ноября 2020 19:46
          Вкралась техническая ошибка. Исправляю.
          1. +4
            10 ноября 2020 21:49
            Посмотрите на ровную прямую линию передней части крыла и носа фюзеляжа
            на фотке с инверсионным следом.
            И сравните с выступающим острым носом беспилотника.
            Не получается, вроде, что это RQ-180.... ?
            А с картинкой В-21 очень совпадает.
            1. 0
              10 ноября 2020 23:32
              Смущает, что все перечисленные- дозвуковые самолёты.
              А r-21 планируется явно не дозвуковым, поэтому странно, что выглядят похоже.
              1. +2
                11 ноября 2020 11:20
                То, что B-21 - что-то весьма реальное, в чем уверены, подтверждается тем, что уже ассигнованы деньги и начал строиться новый завод по его выпуску.
                Не стали бы строить сборочный завод, если бы был только концепт или первый прототип.
                Скорее всего, Raider - уменьшенный B-2, дозвуковой стелс с двумя движками от Ф-35 и авионикой от него.
                Его форму еще упростили, чтобы получить хорошую стелсность в метровом диапазоне. Убрали все механические предкрылки и закрылки.
                1. +3
                  11 ноября 2020 11:59
                  Извините, здесь небольшая путаница.
                  Я не сомневаюсь в реальности В-21.
                  Но вы в своем посте написали " R-21 ", я понял это так, что вы о перспективном истребителе 6 поколения.
                  Как правило, формы реальных дозвуковых и сверхзвуковых самолётов заметно отличаются.
                  Просто недоразумение.
                  drinks
            2. 0
              10 ноября 2020 23:41
              Мог быть P-175.

  6. -8
    10 ноября 2020 18:47
    Бабки надо пилить не так, что это за раделение: флот, армия. Надо делать самолет отдельно для каждого аэродрома, сразу денег освоится раз в 100 больше только на одни только разработки.
  7. +9
    10 ноября 2020 18:56
    Пока нам обещают, они создают.
    1. mal
      +13
      10 ноября 2020 19:24
      Кто на что учился...
    2. 0
      13 ноября 2020 03:31
      Лучше, чем у нас бы штук 500 необкатанных т 50 налепили а потом допиливали кучи косяков у каждого.
  8. -6
    10 ноября 2020 19:54
    "Она имеет условное обозначение F/A-XX и призвана дать ВМС США (USAF) замену для истребителя четвертого поколения F/A-18E/F Super Hornet примерно в 2030 годах." - Вот и лишнее доказательство непригодности фу-35 к реальной службе. Зато с точки зрения маркетинга программа близка к идеалу. Раскрутили кучу "невымирающих" на нехилые вложения, а сами, обздавшись при реализации хотелок, запустили новую программу на замещение части проваленной ("шестое поколение"), еще одну на замещение другой части (F/A-XX), третью на временную компенсацию третьей части (модернизация А-10)
    1. +4
      10 ноября 2020 21:32
      ф-35с никогда не позиционировали как возможную замену Суперхорнету.
  9. +2
    12 ноября 2020 11:28
    Спасибо автору, хороший обзор возможных новинок военной авиации и лёгкий, но познавательный текст. Доманцеву у вас поучится бы чётко и интересно излагать свои мысли.
  10. +1
    13 ноября 2020 03:24
    Как раз т 50 в серию полноценный пойдет и они новыми его может нагонят.
  11. 0
    7 января 2021 16:28
    На данный момент нет понимания про истребитель 6го поколения. Непонятна концепция такого самолёта. Наличие земной атмосферы вообще накладывает определённые ограничения на само понятие манёвренный воздушный бой, а появление всё более совершенной электроники вообще превращает самолёт просто в носитель ракетного оружия, которому совсем не обязательно будет вступать в схватку с противником.
    Получается нечто похожее на суперрадар. Важно первым засечь противника и первым пустить ракету. Всё. И едва ли кто-то будет строить гипотетические машины, способные сцепиться в собачьей схватке на скоростях в несколько махов. До этого просто не дойдёт.
    По этому похоже что будущее всё же за ударными беспилотными система и самолётами ПВО как средствами противодействия чужим ударным системам. А для это условные параметры 6го поколения не нужны

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»