Перспективы «Тигра»: европейские ударные вертолеты станут намного опаснее

49

Проблемы и приоритеты


Eurocopter Tiger — машина во всех смыслах знаковая. Это первый общеевропейский ударный вертолет. И одна из самых амбициозных военных программ условной объединенной Европы. Несмотря на формальный успех, она в очередной раз показала, сколь тесен в действительности рынок вооружений, особенно, если говорить о дорогостоящих комплексах, таких, как ударные вертолеты. Начиная с 1991 года и по текущий день, построили около 200 Eurocopter Tiger. Для сравнения, вертолетов AH-64 построили свыше 1 600 за все время производства. Кроме непосредственно европейцев (Франция, Германия, Испания) «Тигр» купили лишь австралийцы.

Другая проблема — это технические трудности, которые довольно часто давали о себе знать. В 2018 году стало известно, что из семи поступивших в тот текущий период в немецкие войска Eurocopter Tiger пригодны к эксплуатации только два. При этом сама программа озвучена как "Ярость Тигра" - весьма амбициозно.



Не меньше вопросов вызывают трудности концептуального характера. При всех своих плюсах, вертолет уже нельзя в полной мере считать современным. Версия для Германии — Tiger UHT (Unterstutzungshubschrauber Tiger) — не имеет встроенной пушки. Версии для Вооруженных сил Франции — Tiger HAP (Helicoptere d’Appuit et de Protection) и Tiger HAC (Helicoptere Anti-Char) — де-факто не могут применять противотанковые управляемые ракеты, которые соответствовали бы требованию нашего времени.


Используемые сейчас французами американские AGM-114K Hellfire II были хороши по меркам 90-х. Однако сейчас ракета с полуактивной лазерной системой наведения уже не может считаться по-настоящему современной. На ее эффективность традиционно накладывают отпечаток условия применения. Кроме того (и это, пожалуй, еще важнее), после запуска экипаж вынужден удерживать метку на цели, что сковывает вертолет в оборонительном маневре. Более продвинутую AGM-114L Longbow Hellfire, соответствующую принципу «выстрелил и забыл», могут применять AH-64D/E, но не Eurocopter.

Программа MAST-F


Главный недостаток своих вертолетов Франция намерена в обозрим будущем устранить. 13 ноября во время визита на предприятие объединения MBDA министр Вооруженных сил Франции Флоренс Парли (Florence Parly) заявила о выдаче объединению соглашения, предполагающего разработку нового комплекса для вертолетов армейской авиации. Программа получила название Future Tactical Air-to-Surface Missile (MAST-F).

В основе концепции изделия находится проект ракеты MHT/MLP (Missile Haut de Trame / Missile Longue Portée), который в свою очередь базируется на MMP (Missile moyenne portée).

Флоренс Парли заявила в Twitter:

«С MHT Франция делает выбор в пользу суверенитета, поддержки нашей национальной промышленности и нашей свободы действий».


Уместно напомнить, что MMP является новейшим французским противотанковым ракетным комплексом пятого поколения, созданным для замены Milan и Javelin. На вооружение французы его приняли в 2017 году. Missile moyenne portée имеет комбинированную систему наведения, сочетающую тепловизионную и телевизионную головки самонаведения, инерциальную систему навигации, а также наведение по оптоволоконному кабелю. На комплексе реализован принцип «выстрелил и забыл». Дальность полета ракеты превышает 4 километра.


Что касается перспективной ракеты для вертолетов, то у нее дальность должна составлять больше 8 километров при запуске с малой высоты. Изделие имеет массу на 20 процентов меньше, чем у аналогичного оружия той же категории, что позволяет увеличить боевой радиус вертолета. Всего «Тигр» сможет нести восемь ракет нового типа.

Конечно, номинальная дальность и даже масса изделия сами по себе сейчас мало что значат. Куда важней другой вопрос: метод наведения и управления ракетой. Известно, что изделие хотят оснастить двухканальной (оптико-телевизионной и тепловизионной типа IIR) головкой самонаведения. Ее дополнит двухсторонняя система передачи информации, что даст оператору возможность перенацелить ракету на другой объект уже после ее запуска. Известно также, что ракету хотят снабдить многоцелевой боевой частью, которая позволит эффективно поражать как танки, бронетранспортеры и БМП, так и небронированные цели.

Стоимость соглашения, затрагивающего научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также серию в полтысячи изделий, составляет 700 миллионов евро.

Уже сейчас можно с полной уверенностью говорить, что чуда в этом отношении не произойдет.

Вообще, современная противотанковая управляемая ракета — дорогое «удовольствие». Достаточно сказать, что в июне 2006 года Германия заказала 680 новейших ракет PARS 3 LR на сумму 380 миллионов евро. Поставки начались в 2012 году. Как и в случае с перспективной французской ракетой, здесь реализован принцип «выстрелил и забыл»: ракета имеет головку самонаведения, а ее дальность полета превышает семь километров.


Стоит также отметить, что довольно «грозным» оружием вооружены испанские Eurocopter Tiger: они имеют новейшие израильские комплексы Rafael Spike-LR.

На фоне аналогов


Таким образом, оснащение французских Eurocopter Tiger новой ракетой приблизит вертолет к возможностям других «Тигров», а (с большой долей вероятности) по сумме боевых качеств машины французской армии даже превзойдут их.

Уместно отметить, что эксперты оценивают немецкую PARS 3 LR неоднозначно. Это касается не только цены, но ее технической готовности. С другой стороны, французам, которые когда-то были частью данного проекта, только предстоит пройти долгий путь доводки нового изделия.

Это будет происходить на фоне принятия американцами на вооружение замены Hellfire — ракеты AGM-179 JAGM. Она имеет многорежимную головку самонаведения, принцип «выстрелил и забыл» и, в целом, концептуально близка к ракете, создающейся в рамках программы MAST-F.


Проще говоря, французы здесь оказались в роли догоняющего (речь не идет про пехотный Missile moyenne portée). Однако это принципиально ничего не меняет. Важно другое: MBDA давно доказала, что имеет технологии, которые позволяют разрабатывать и серийно производить противотанковые ракетные комплексы нового поколения. Как говорят во Франции:

«Хотеть — значит мочь» (Vouloir c'est pouvoir).

И хорошо, когда амбиции не расходятся с реальными возможностями военно-промышленного комплекса. Плохо, когда иначе.

Что касается мирового рынка, то новое изделие MBDA, при условии, что его цена не будет чересчур большой, сможет навязать конкуренцию другим «европейцам» и «американцам».

Однако отсутствие по-настоящему революционных технических решений и немалая стоимость комплекса сузят круг возможных покупателей.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    23 ноября 2020 18:12
    Автор, спасибо, но хорошо бы ещё статейку, где бы экспертно сравнивалось вооружение и эффективность строевых ударных вертолётов НАТО и России
    1. +1
      23 ноября 2020 19:39
      Опередил меня....Хэлфайр потерял актуальность еще в 90е.......
      У них проблема с ударными вертолетах- надуманная. Они не воюют и не собираются.
      И все вооружение производится внутри Европы или в странах союзниках....
      1. 0
        25 ноября 2020 13:18
        У них проблема с ударными вертолетах- надуманная. Они не воюют и не собираются.

        Французы то? Активнейший участник демократизации мира, все крупные мутки НАТО не обходятся без их участия, а ещё сами, например в Мали типа как мир наводят, но в таких случаях им хватит и просто ударного вертолёта, чисто НАР и пушка, правда, в таком случае дешевле БПЛА. А вот насчёт того, зачем им современный противотанковый вертолёт, не забывайте, они один из столпов НАТО и куда сейчас нацелен НАТО? Правильно против нас и Китая... готовятся
        1. 0
          25 ноября 2020 14:55
          Я к тому, что реальной угрозы им как стране нет.....вот они в штуках вертолетов много не закупают. В Германии вообще версия Тигра без пушки и пулемета. И демократизаторы они так себе. Сами на Ливию боеприпасов не набрали у себя. Запросили американцев.
          1. 0
            27 ноября 2020 12:18
            Я к тому, что реальной угрозы им как стране нет

            Почему? В случае мировой войны может до Франции и не дойдут, но ракеты точно полетят. И даже если воевать где-нибудь в Африке то верты тоже нужны хоть и не так много как, например, нам для обороны.
            В Германии вообще версия Тигра без пушки и пулемета.

            Ну пулемёта на тиграх вообще нет, а вот про пушку не помню, скорее всего её если и нет, то только на тигре UHT, но он вообще чисто противотанковый ПТУРами.
  2. +1
    23 ноября 2020 18:32
    Сколько бабосиков и таланта конструкторов вложишь ..... соответствующее на выходе и получишь.
  3. +5
    23 ноября 2020 18:32
    Неплохое улучшение однако good
  4. -6
    23 ноября 2020 18:56
    Ну раз первый, на нем ещё столько какашек вылезет. Теперь напильник в руки и доводить, доводить и доводить. А иначе никак.
  5. +1
    23 ноября 2020 19:03
    Статья обзорного характера, для меня интересна, но почему отсутствует сравнительный анализ с работами по отечественному ПТРК "Гермес-А", возможностью использования принципа "выстрелил-забыл" на отечественных вертолетах?
    1. Комментарий был удален.
    2. +11
      23 ноября 2020 19:40
      А сравнивать не с чем......у нас пока ничего не летает.
      1. -6
        24 ноября 2020 08:03
        А кого ваша Украина волнует?
  6. +4
    23 ноября 2020 19:33
    наверно сейчас меня закидают
    даже нафаршированные ударные вертолёты, выглядят атавизмом на фоне ударных дронов и барражирующих боеприпасов
    1. +3
      23 ноября 2020 19:41
      Не выглядят.
      1. +4
        23 ноября 2020 21:49
        Почему не выглядят? what дроны доказали свою эффективность в борьбе с танками и вообще со всем что на земле находится! При этом в разы дешевле и проще вертолета. У Дронов есть уязвимости в виде невозможности противостоять системам РЭБ и отсутствие собственных систем РЭБ для подавления РЛС ПВО, отсюда уязвимость дрона от ЗРК средней дальности. Я так думаю что вертолет как раз способен помочь дронам решить вопросы с их уязвимостью, они могут прекрыть дроны помехами, могут выявить силы РЭБ противника и дать целеуказание на их поражение или самостоятельно уничтожить. Я считаю что вертолет 21 века эта машина завоевания господства в воздухе над полем боя, позволяя дронам безпрепятственно делать свою работу и как бонус ударный вертолет не заменим при массированных ударами НУРСами, тут дроны пасуют. Поэтому противотанковый вертолет это прошлый век! negative
        1. +4
          23 ноября 2020 22:38
          Цитата: Eroma
          У Дронов есть уязвимости в виде невозможности противостоять системам РЭБ и отсутствие собственных систем РЭБ для подавления РЛС ПВО, отсюда уязвимость дрона от ЗРК средней дальности.

          У них есть свои системы РЭБ и радары (морские, наземные). Уязвимость БПЛА перед системами РЭБ миф, который опровергается практикой.
          1. +5
            23 ноября 2020 22:51
            Я не спец и не знаком с практикой. Но как бы логично что радиоуправляемый аппарат по любому уязвим для РЭБ в отличии от управляемого из кабины. И по описаниям событий в Сирии, Буки смогли закрыть таки небо для бпла. А про радары и РЭБ на дронах, то их наличие сильно увеличивает размер и стоимость таких машин, а чтоб иметь достойные характеристики радиооборудование, то размер должен быть тоже достойный! А это уже апараты которые жалко! Такие для поля боя не годятся, там нужны дешёвые аппараты, численность которых легко восстановить. И вот для их прекрытия и для борьбы с подобными бпла и можно использовать соответственно остальные оснащенные вертолеты good
            1. -1
              24 ноября 2020 08:39
              У дрона много каких процессов протекает автономно....и ему не нужно управление. Взлет, посадка, долет до района цели....поиск цели. У БПЛА разные размеры, разные мозги и разная защищенность. Но при появлении в воздухе авиации они становятся уязвимы. Начинают бороться и выявлять ПУ.
          2. -1
            24 ноября 2020 08:04
            Хмейним уже разбомбили, или только еще собираются?
            1. +3
              24 ноября 2020 08:41
              Хмеймим - База, там насыщение ПВО, Радаров обзора,ДРЛО, самих истребителей очень велико. Это не боевые действия с перемещениями, свертываниями и развертыванием и сменой пейзажа.
              1. -2
                24 ноября 2020 08:47
                Именно для этого и существуют самоходные ЗРК. А еще те же дроноводы на Хмейниме под защитой ПВО, а дроноводы в чистом поле? Сидят себе такие с оборудованием для транспортировки, орут в эфир командами для дронов. Бомбардировщик уже облизывается.
                1. +2
                  24 ноября 2020 08:50
                  Самоходные ПЗРК сами по себе не всегда выходят победителем ...нужны РЛС обзора. На базе всего этого в избытке. С перемещениями все это намного сложнее.
              2. +1
                24 ноября 2020 17:44
                Так и атаки дронами а ля бабай,предположить массированный налет тех же Хароп,с перегрузкой целевых каналов или даже без таковой.Итоги могут быть печальными.
    2. -2
      23 ноября 2020 20:42
      даже нафаршированные ударные вертолёты, выглядят атавизмом на фоне ударных дронов и барражирующих боеприпасов

      Пока что дрон наиболее эффективен как средство целеуказания . Потому как средство доставки - есть более дешёвые носители .
      1. +1
        23 ноября 2020 20:53
        Не буду настаивать, поживем увидим, или дай бог не увидим их в боевых действиях ни где , а пока что все косвенные и не косвенные признаки указывает на то ,что ударные вертолеты проигрывают по всем параметрам дронам.
    3. +8
      23 ноября 2020 21:41
      Совершенно верно. Ударные вертолеты вытесняются ударными дронами.
      Израиль не собирается заказывать новые Апач, хотя они работают хорошо. Их применяют все реже. Дроны, камикадзе-дроны и дальнобойные наземные ПТУРы (Spike LR) выполняют их работу.
      1. 0
        23 ноября 2020 21:59
        Да, это большой головняк США, их дорогое оружие не покупают в таких масштабах
        1. +2
          23 ноября 2020 22:04
          Изменяются войны, меняется оружие.
      2. +2
        24 ноября 2020 06:25
        Одно другое не исключает. Более того США разрабатывают системы в которых вертолет взаимодействует и управляет БЛА.
        https://aftershock.news/?q=node/641894&full
        Наши тоже нечто подобное разрабатывают
        https://www.aviaport.ru/digest/2020/06/16/642093.html
      3. -1
        24 ноября 2020 08:05
        Дрон-камикадзе - это и есть управляемая ракета.
        Ваш Кэп.
        1. +2
          24 ноября 2020 08:43
          да, но там есть различия ВВ - Мозги- оптика. В разных пропорциях.
          1. -1
            24 ноября 2020 08:48
            У ракеты этого сильно меньше, и потому она дешевле.
            1. +2
              24 ноября 2020 08:50
              Не факт.....она может быть и дороже
        2. +1
          24 ноября 2020 14:28
          Цитата: EvilLion
          Дрон-камикадзе - это и есть управляемая ракета.
          Ваш Кэп.

          Не совсем.В ряде задач проигрывает(в скорости нанесения удара,цене,защищенности-зависит от средств ПВО противника),но в некоторых,пожалуй,большинстве,-(ИМХО)предпочтительнее(выбор приоритетной цели,времени нанесения удара по ходу выполнения задачи,параллельная разведка...)
    4. +5
      23 ноября 2020 23:05
      Цитата: Спайков Джавелин Тоувич
      ударные вертолёты, выглядят атавизмом на фоне ударных дронов и барражирующих боеприпасов

      Согласен. А при удешевлении таких боеприпасов, разница в пользу БПЛА будет нарастать
      1. 0
        24 ноября 2020 14:45
        Цитата: Кузь
        Цитата: Спайков Джавелин Тоувич
        ударные вертолёты, выглядят атавизмом на фоне ударных дронов и барражирующих боеприпасов

        Согласен. А при удешевлении таких боеприпасов, разница в пользу БПЛА будет нарастать

        Да.Но тут не обойтись без учёта научных наработок(в конце концов успехов разведки и пром. шпионажа),состояний_ориентаций производств,-от этого стоимость изделия пляшет.
        Если уж совсем грубо:где-то проблему можно решить тонной чугуна(для некоторых это дорого),где-то,наличием современной элементной базы,схемотехникой.Если со схемотехникой,надеюсь,у нас ещё остались светлые головы,то с ЭБ,по доступным источником,все уныло...
        Или разведка не работает,или в детсадах не тому учат.)).
    5. 0
      25 ноября 2020 13:23
      Не совсем, если надо в сложной боевой обстановки взорвать танк, то хорош ударный одноразовый бпла, но вот если ПВО подавлена, то вертолёт эффективней, ввиду значительно большей боевой нагрузке, возможности установить лучшие прицельно-навигациюнное РЭО. Банально вертолёт эффективнее против пехоты - взял кучу НАР и кружит над квадратом, потихоньку выковыривая. А вообще да, вертолёт в 21 веке становиться как танк - дорого, и легко потерять.
  7. 0
    23 ноября 2020 20:58
    Не меньше вопросов вызывают трудности концептуального характера. При всех своих плюсах, вертолет уже нельзя в полной мере считать современным©
    Илья Легальт, благодарю Вам с улыбкой за аналитику живительную , как сказочная вода молодящая для старикашки-патриота эксплуатирующего во Франции тележки КІА и рэнджровер, а не французский продакшн. Если-бы да как-бы йа был вертолетчиком то тоже-бы купил не французский вертолёт, точно! Это сарказм!
    Кстати:! Может кто-то не знал- запчасти к Rangerover делает Франция, а не Чайна .
    1. +3
      23 ноября 2020 21:29
      Может кто-то не знал- запчасти к Rangerover делает Франция, а не Чайна
      Сочувствую, я еле избавился от этого недоразумения , запчасти от BMW, дилеры заказывали запчасти из Эмиратов но по моему они были произведены в Чайне но нареканий на них не было, заменишь одно через день выходит из строя другая деталь.
      1. +8
        23 ноября 2020 21:45
        Есть анекдот.
        Почему владельцы Лэнд-роверов/Рэнч-роверов не здоровуются друг с другом, когда стоят рядом на светофоре?
        Ответ: потому что уже поздоровались утром в ремонтном гараже. laughing
        1. +2
          23 ноября 2020 22:13
          Есть анекдот.©
          Вообще то да!, но немного нет . Просто это типо тут клуб шарахнутых консерваторов. Утирая бородой старческую слезу: лучше бы йа был по Тойоте, как мои дети. Улыбка.
          1. +1
            23 ноября 2020 23:16
            Это я понимаю... Я в свое время приклеился к Субару, так и не могу отлепиться.
            1. +1
              23 ноября 2020 23:47
              свое время приклеился к Субару, так и не могу отлепиться.©
              С улыбкой: !, такая-же сумасшедшая симпатия. Субару супергодная тележка, пока не начнет "тарахтеть, на всякий случай".
              Значит "нас таких двое" консервативно упрямых в своих тратах денег на принципиальную эксплуатацию выбранной марки.
              Прошу прощения за как-бы панибратство в диалоге.
              1. +2
                24 ноября 2020 08:45
                Я решил эту проблему в пользу дизеля - Соренто 3 UM он же Прайм.
                1. 0
                  24 ноября 2020 22:35
                  К!А это самая годная тележка.
        2. 0
          24 ноября 2020 15:11
          laughing laughing актуально по сей день
      2. 0
        23 ноября 2020 22:07
        Сочувствую, я еле избавился от этого недоразумения , запчасти от BMW, дилеры заказывали запчасти из Эмиратов но по моему они были произведены в Чайне но нареканий на них не было, заменишь одно через день выходит из строя другая деталь©
        Ну просто предлагаю Вам на слово моё поверить. Самое изумительное, что тут можно ждать тележку или в типо офисе или бродить по мастерским огромным и разговаривать с весёлым персоналом. Хорошо даже что эти мои тележки (конечно вторая рука - йа есть не олигарх) просятся в тайер часто, где-то в 2002м поговорил очень-очень накоротко в этой ситуации с Кофи Ананд (ООН главный негр) тогда ещё телефоны были без фото. Но есть свидетель , похожий на Пьер Ришара артиста.
      3. 0
        24 ноября 2020 08:44
        Там разные поколения - по разному . Сначала владел БМВ, потом ФОРД и агрегаты были фордовские. Сейчас ТАТА.
        1. +1
          24 ноября 2020 14:54
          Цитата: Zaurbek
          Там разные поколения - по разному . Сначала владел БМВ, потом ФОРД и агрегаты были фордовские. Сейчас ТАТА.

          Ничего не слышал про такие ударные вертолеты... am
          "Москвич-408ИЭ",Opel-Kadett Estett,Nissan Prerija,Toyota Probox... drinks
  8. +1
    29 января 2021 12:58
    Цитата: TatarinSSSR
    эффективность строевых ударных вертолётов НАТО и России

    сравнивать надо не вертолеты, а их возможности с их целями
    например, лонгбоуапач сейчас имеет возможности обстреливать бронетехнику, избегая ответа всех наших Тунгусок, Шилок, Панцирей и т.д.
    А европеец не имеет той же дальности работы.
    Зато апач абсолютно убог, как средство борьбы с пехотой, особенно в горах, т.к. не имеет адекватной защиты.
    А из сравнения вертолетов без учета того, с чем они работают, мало что получишь