Болгария в составе Османского государства

201
Болгария в составе Османского государства
Н. Дмитриев-Оренбургский. «Въезд великого князя Николая Николаевича в Тырново 30 июня 1877 года». 1885 г.

Сегодня мы продолжим рассказ о балканских подданных Османской империи. В этой статье мы поговорим о болгарах в Турции и турках в Болгарии, а в следующей – расскажем о встревожившей руководство социалистической Болгарии боевой операции «Атилла» на острове Кипр и кампании «Процесс Возрождения».

Болгария: первая балканская страна, завоёванная османами


Подданным европейских провинций турки никогда не доверяли из-за их соседства с враждебными христианскими странами. Поначалу веротерпимые османы после ряда поражений и неудач стали поощрять переход населения этих санджаков в ислам. В Болгарии, которая была завоёвана турками ещё в конце XIV века – первой из балканских стран, на рубеже XVIII и XIX столетий исповедовало ислам уже около трети населения страны. Основная часть из этих мусульман была этническими турками, однако немало было и помаков – отуреченных славян, исповедовавших ислам, но говоривших на болгарском языке (при этом они использовали не кириллицу, а латинский алфавит).




Болгары-помаки, фотография начала XX века

Слово «помаки» (болгары произносят его, как «помаци») в переводе на русский язык означает «помощники» (турок): так их называли православные болгары. Сами же себя они вплоть до ХХ века называли «мусульманами».

Среди православных болгар исламизация большого успеха не имела, зато массово приняли ислам богомилы. Это еретическое учение допускало «лицемерное» исповедование чужой веры в случае гонений или притеснений. Однако уже внуки и правнуки богомилов почти забыли о прежней вере. Такая же картина была в Боснии, где местные богомилы также приняли ислам раньше людей, исповедовавших православие и католицизм, но об этом будет рассказано в другой статье.

Большинство этнических турок живут на северо-востоке Болгарии, в меньшей степени – в центре страны, болгарские помаки – в основном в депрессивном (в экономическом отношении) регионе Родопских гор южнее Пловдива.

Родопские горы на карте Болгарии:


На этой карте зелёным цветом отмечен район расселения помаков в Болгарии:


Довольно успешной оказалась также исламизация болгарских цыган.

Впрочем, был и обратный процесс принятия этническими турками православия. Турок-христиан называют «гагаузами».


Некоторые историки их считают потомками турок-сельджуков, осевших на территории Болгарии, Румынии и Молдавии ещё до османского завоевания. Другие полагают, что этот народ ведёт свое происхождение от племени «узы», ранее кочевавшего у берегов Аральского моря и пришедшего на Дунай в XI веке.

Болгарская знать, независимо от конфессиональной принадлежности, и жители городов (горожане в основном были греками, армянами, евреями и албанцами) говорили на турецком языке. Болгарский язык, который считался языком черни и простонародья, можно было услышать лишь в деревнях.

Лучшие земли в Болгарии составили долю султана – хасс. Остальная земля была поделена на тимары – участки, владельцы которых обязаны были служить в османской армии кавалеристами-спахи.


Спахи

Размеры тимаров были не одинаковы, так как рассчитывались они не по площади, а по предполагаемому доходу (на который оказывали влияние, например, наличие мельницы, парома за переправу, на котором можно было брать деньги и т. д.): получаемых с участка денег должно было хватить на снаряжение тяжёловооружённого конного воина и его прислуги. Тимары нельзя было продать или передать по наследству, но часть земли давалась в вечное владение особо отличившимся высшим офицерам (такие участки назывались мюльками), мечетям, медресе или богоугодным заведениям (вакуфы).

При этом крестьянин любого тимара или мюлька не был крепостным и мог продать свой участок – обязанности по уплате налогов и сборов переходили к новому владельцу. Дом, хозяйственные постройки, скот и орудия труда также являлись личной собственностью крестьянина, распоряжаться которыми он мог по своему разумению. Главное было вовремя платить налоги и подати.

Жители городов объединялись в эснафы – корпорации ремесленников и торговцев, принадлежавших одной конфессии. Эти общины имели общее имущество (мастерские, склады, лавки и т. д.), а османские власти контролировали объём производства, качество товаров и устанавливали цены.

Болгарская церковь в османский период лишилась самостоятельности и была подчинена Константинопольскому патриарху.

О положении болгар в Османской империи представление можно составить, познакомившись с блюдами национальной кухни этой страны и сравнив её, например, с чешской. В болгарских рецептах очень много овощей, используются сыры и кисломолочные продукты, мука и крупы, почти обязательно подаётся вино, однако мало мясных блюд, которые в этой стране считались праздничными и готовились не каждый день.

Помимо экономического неравенства (о дополнительных налогах, которыми облагалось немусульманское население, было рассказано в статье Кризис Османской империи и эволюция положения иноверцев) и печально знаменитого «налога кровью» (девширме), были и другие ограничения и проявления неравенства. Православные христиане Болгарии должны были при общении с турками обязательно демонстрировать «признаки почтения», а показания трёх кяфиров («неверных») в суде можно было опровергнуть свидетельством одного мусульманина.

Путь к свободе


Автономию Болгария получила по результатам Русско-турецкой войны – в 1878 году, во время которой прославился «Белый генерал» (Ak Paşa – Ак-паша) – М. Д. Скобелев.


Барельеф на бульваре Генерала Скобелева, София, Болгария


Солдаты русской армии на батарее Уч-Тапе


Турецкие солдаты, гравюра 1878 г.

По условиям Сан-Стефанского мирного договора Болгария должна была получить территорию от Дуная до Эгейского моря, и от Чёрного моря до Охридского озера. Однако российские дипломаты на Берлинском конгрессе полностью провалились, и назвавшийся «честным маркером» Бисмарк рассудил иначе. Земли от Дуная до Балкан отдали вассальному Турции княжеству. Восточная Румелия с центром в Филиппополе (сейчас – Пловдив) стала автономной областью Османской империи. А земли от Адриатического моря до Эгейского были возвращены Турции.


Княжество Болгария и автономная область Восточная Румелия

Сами немцы до сих пор считают, что Бисмарк тогда сделал для русских больше, чем все их собственные дипломаты, вместе взятые. Это лишний раз свидетельствует о деловых качествах традиционно идеализировавшегося в нашей стране «друга Пушкина» – главы российского министерства иностранных дел и последнего канцлера империи А. М. Горчакова (которого В. Пикуль в своём романе совершенно безосновательно назвал «железным канцлером») и его подчинённых.


Бисмарк и Горчаков на картине Антона фон Вернера «Берлинский конгресс»

Князем Болгарии стал Александр Баттенберг – племянник жены российского императора.


Антоний Пиотровский. Портрет Александра I Баттенберга

В июле 1885 г. восстал главный город Восточной Румелии – Пловдив, Александр Баттенберг был объявлен «князем обеих Болгарий». Турции в это время было не до славян – они подавляли греческое восстание на острове Кипр, зато возмутились австрийцы, спровоцировавшие войну Болгарии и Сербии (в которой Сербия быстро потерпела поражение).

«Своевольством» болгар был очень недоволен и российский император Александр III, по приказу которого 9 августа 1886 года пророссийски настроенные офицеры софийского гарнизона и Струмского пехотного полка вынудили Баттенберга отречься от престола.


Фотография русского офицера, служившего в армии Болгарского княжества

Баттенберг тут же был восстановлен в княжеском достоинстве другими заговорщиками во главе со Стефаном Стамболовым, но сам 27 августа отказался от трона, заявив, что его отъезд из Болгарии улучшит отношения этой страны с Россией. Как вы понимаете, на болгар это произвело самое неприятное впечатление, и закончилось всё избранием в 1887 году новым князем уже абсолютно пронемецкого кандидата – принца Фердинанда Саксен-Кобург-Готского, который правил потом 30 лет, основав четвёртую царскую династию Болгарии. Уже упоминавшийся нами Стефан Стамболов, бывший регент Болгарии и премьер-министр этой страны, весьма способствовавший избранию Фердинанда, умирая в 1895 году от раны, полученной от македонских террористов, сказал:

Я совершил много грехов перед болгарским народом. Он мне простит всё кроме того, что я сюда привёз Фердинанда Кобурга.


Георги Данчов-Зографина. Портрет Стефана Стамболова


Фердинанд фон Саксен-Кобург-Готский, фотография сделана незадолго до избрания его князем Болгарии. Бывший обер-лейтенант венгерской кавалерии, шеф 26-го егерского батальона, 11-го гусарского полка и 60-го тяжелого артиллерийского полка австро-венгерской армии, позже получил чин маршала турецкой армии. Россией был признан в 1896 году – после того, как пригласил Николая II стать крёстным отцом своего сына Бориса


Тот самый крёстный сын Николая II – болгарский царь Борис III и Адольф Гитлер: они очень похожи, не правда ли? Через несколько дней после этой встречи болгарин умрёт от инфаркта миокарда

Александр III был взбешён, но за всё нужно отвечать, в том числе и за собственную глупость. Отвечать, к сожалению, пришлось не только императору, но и России – так, топорные и неумные действия Александра III весьма способствовали тому, что Болгария потом дважды воевала против нашей страны на стороне Германии.

Полную независимость Болгария обрела только в 1908 г., когда 22 сентября в церкви Святых сорока мучеников в городе Велико Тырново Фердинанд, воспользовавшись Боснийским кризисом (Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину, выплатив туркам компенсацию в 2,5 миллиона фунтов стерлингов), принял титул царя болгар.

Войны независимого Болгарского королевства


Далее была победа Болгарии, Сербии, Черногории и Греции в I Балканской войне.


Первая Балканская война на карте

По её итогам болгары получили от Турции значительную часть Фракии с Эдирне (Адрианополь) и большую часть Македонии с выходом к Эгейскому морю (но хотели всю Македонию и Константинополь).


Болгарские солдаты, 1913 год, раскрашенная фотография


Османские солдаты времён I и II Балканских войн

А к власти в Османской империи во время этой войны пришли младотурки. Впрочем, уже через полтора месяца началась II Балканская война (Болгария против Греции, Сербии, Черногории, Османской империи и Румынии), в ходе которой Болгария потеряла почти все новообретённые территории, а также Южную Добруджу.


Вторая Балканская война на карте
Выход к Эгейскому морю у Болгарии ещё сохранялся – его она потеряет после поражения в I мировой войне.

Территориальные потери Болгарии после I мировой войны

Тогда российские и болгарские войска встретились на Салоникском фронте. В ставке Верховного главнокомандования почему-то решили, что болгары никогда не будут стрелять в русских, и потому хватит одной бригады, на сторону которой болгарские солдаты и офицеры будут дружно переходить. Выяснилось, что болгары по русским стреляют не менее метко, чем по сербам, итальянцам, французам и англичанам. Были боевые столкновения с болгарами и на румынском фронте в 1916 году.

Попытки реванша во II мировой войне, как известно, Болгарию ни к чему хорошему не привели. Любопытно, что войну Болгария тогда объявила только Великобритании и США (13 декабря 1941 года), а с Советским Союзом не были даже разорваны дипломатические отношения.

На первом этапе этой войны Болгарией были захвачены часть территории Греции, Македония и Восточная Сербия, присоединена Южная Добруджа:


Территория Болгарии в 1941-1944 гг.

Но эти успехи сменились неудачами. Осознав, что поражение Германии и союзных ей стран неизбежно, 26 августа 1944 года правительство Болгарии объявило о нейтралитете и потребовало вывода немецких войск, которые, впрочем, после капитуляции Румынии и так собирались отсюда уходить – чтобы не оказаться отрезанными от Рейха. Однако наступающим советским войскам нужно было выйти в Югославию, и потому 5 сентября СССР объявляет войну Болгарии. Повоевать не получилось: 8 сентября Болгария сама объявила войну Германии, болгарские войска сопротивления Красной армии не оказывали, в ночь с 8 на 9 сентября в ходе бескровного переворота к власти в стране пришли коммунисты. Но монархия в Болгарии была ликвидирована лишь после национального референдума, проведённого в 1946 году.

Болгария после II мировой войны


В 1945 году в Болгарии проживало более 2-х миллионов мусульман. Это были румелийские (дунайские) турки, помаки (исламизированные славяне, говорившие на болгарском языке), принявшие ислам цыгане. Помаков и цыган-мусульман турки, несмотря на общую религию, своими никогда не считали и смотрели на них свысока. Тем не менее религиозность помаков была достаточно высока и вызывала обеспокоенность властей. Сменить имена помакам власти Болгарии пытались ещё в 1962-1964 гг. – это вызвало широкое сопротивление, и данная кампания была фактически свернута. Ещё большую озабоченность у болгарских властей вызывало наличие многочисленной исповедовавшей ислам турецкой диаспоры, которая уже начинала преобладать в некоторых районах этой страны. Оставаясь гражданами Болгарии, они всё время смотрели в сторону Турции, которую продолжали считать метрополией, а некоторые – и настоящей родиной. Всё изменилось в 1974 году, когда резко обострилась ситуация на Кипре.


В следующей статье мы поговорим о трагическом противостоянии греков и турок на острове Кипр в 1974 году, операции «Атилла», проведённой армией Турецкой республики, о «Кипрском синдроме» Тодора Живкова и руководства социалистической Болгарии и печально знаменитой в этой стране кампании «Процесс Возрождения».
201 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    21 ноября 2020 05:35
    Хорошее продолжение хорошего цикла. Спасибо!
  2. +10
    21 ноября 2020 05:57
    Цыгане и сейчас определенная проблема Болгарии. И детей у них много рождается.

    По-поводу малого количества мясных блюд: не сложилось такое впечатление. По-моему, от достатка семьи зависит.

    Впрочем, это в кулинарный тур по славянским странам надо отправляться, чтобы сравнивать.
    1. +11
      21 ноября 2020 06:33
      Привет, Сергей! hi
      "Там, у соседа, мясо в щах, на всю деревню хруст в хрящах,
      И дочь, невеста, вся в прыщах - дозрела, значить,"(с)
      1. +9
        21 ноября 2020 07:44
        Доброе утро, Константин!

        «Ради щей люди женятся,
        Ради мяса замуж выходят» (Пословица).
    2. +9
      21 ноября 2020 07:17
      Речь идёт о количестве рецептов, в которых используется мясо. В Чехии мясо едят и мясопродуктами заедают. В Болгарии очень много чисто овощных блюд. А мясные в османский период считались праздничными.
      1. +7
        21 ноября 2020 07:43
        «Католицкий носит крест.
        И постами мясо ест» (с).
      2. +11
        21 ноября 2020 07:48
        Про чешскую кухню толком не скажу, а если в Болгарии перец фаршированный или гювеч, то для меня это скорее мясное блюдо.

        А перец и помидоры до сих пор вкусные вырастают. Да и не должно быть иначе у Черного моря.
        1. +8
          21 ноября 2020 09:08
          Цитата: Korsar4
          Про чешскую кухню толком не скажу, а если в Болгарии перец фаршированный или гювеч, то для меня это скорее мясное блюдо.

          А перец и помидоры до сих пор вкусные вырастают. Да и не должно быть иначе у Черного моря.

          Доброе утро! hi
          Гювеч - это овощное блюдо, по крайней мере, у молдавских болгар
          1. +4
            21 ноября 2020 19:22
            Да. Наверное, мне все мясо представляется.

            Это на Дальнем Востоке папоротник едят.
            А потом мене сказали, что главное в него мясо добавлять.
            1. +3
              21 ноября 2020 19:26
              Цитата: Korsar4
              Да. Наверное, мне все мясо представляется.

              Это на Дальнем Востоке папоротник едят.
              А потом мене сказали, что главное в него мясо добавлять.

              Никак нет - он вкусный с яйцом laughing
        2. +7
          21 ноября 2020 11:28
          Забыли про черешню, инжир,персики,кабачки вообще сорняк, вот только огурцы и капуста не очень, а виноград выше всяких похвал
        3. +5
          21 ноября 2020 19:31
          Цитата: Korsar4
          А перец и помидоры до сих пор вкусные вырастают. Да и не должно быть иначе у Черного моря.

          Какой сорт посадить, такой и вырастет. Нынешние сорта, типа "Пинк Парадайз", красивые, лежкие, но на вкус полный "отстой". Старые сорта типа "юбилейный Тарасенко" или "бычье серце", не такие красивые. не лежкие, но очень вкусные. И с перцем то же. К сожалению хорошие овощи сегодня просто так не купишь.
          1. +1
            22 ноября 2020 20:43
            Цитата: aleksejkabanets
            Старые сорта типа "юбилейный Тарасенко" или "бычье серце", не такие красивые. не лежкие, но очень вкусные. И с перцем то же. К сожалению хорошие овощи сегодня просто так не купишь.

            Старые сорта черешни , персиков , яблонь , абрикос стали не выгодны , перестали выращивать саженцы!!! .. Не говорю уже о помидорах и ягодах ( клубника , смородина ) Все только для продажи, не для людей . . Лёжкое , с виду красивое , но не всегда вкусное .
        4. -1
          22 ноября 2020 04:14
          Гулял как-то на болгарской свадьбе, так недостатка мясных блюд не ощутил. Хотя овощных блюд действительно много. Бывал в гостях и у чехов (в Николаевской и Одесской областях есть несколько чешских сел). Вывод тот же. Поразило (неприятно) засилие пряностей.
      3. +13
        21 ноября 2020 09:46
        Цитата: ВлР
        Речь идёт о количестве рецептов, в которых используется мясо. В Чехии мясо едят и мясопродуктами заедают. В Болгарии очень много чисто овощных блюд. А мясные в османский период считались праздничными.

        Я думаю Валерий, сравнение общего количество мясных и овощных рецептов болгарской кухни не приведёт к ответу на вопрос.
        Даже сегодня в быту хозяйки готовят в будни, что попроще, а на праздник, что повкуснее.
        В прошлом, учитывая натуральное хозяйство, русская, болгарская или какая другая хозяйка готовила в основном из того, что было в закромах и в леднике. Учитывая, что все мы православные и к соблюдению постов относились более чем серьезно, то в основной пищей была - постная. Однако учитывая широты, разнообразие овощей и фруктов в Болгарии было побольше, чем средней полосе России. На мясную диету также влияло, что сохранить мясо крупного рогатого скота, тоже надо было заморочиться. Это в у нас на Урале зима с минусовыми температурами 8 месяцев в году. Все просто бычка заколол в ноябре и до марта его жуй. В причерноморском регионе - ровно наоборот. Мясо приходилось коптить, солить, вялить.
        Ну где-то так.
        1. +8
          21 ноября 2020 13:39
          Цитата: Коте пане Коханка
          в основной пищей была - постная.

          Добрый день, мне как-то попалась в руки еще дореволюционная (причем официальная) статистика потребления мяса в крестьянских семьях: сейчас уже не вспомню точных цифр, но по современным меркам потребление мяса близко к нулю: что-то вроде 4-5 кг в год на человека в обычной семье и до 16кг в год - в семьях считавшихся зажиточными. То есть в обычный семье ели мясо 2-3 раза в год (видимо на мясоеды), зажиточная семья могла позволить потреблять мясо 1-2 раза в месяц. В цифрах могу ошибаться, но как-то так.
          А болгарскую кухню думаю можно отнести к классической средиземноморской кухне, которая собственно:
          очень много овощей, используются сыры и кисломолочные продукты, мука и крупы, почти обязательно подаётся вино, однако мало мясных блюд, которые в этой стране считались праздничными и готовились не каждый день.
      4. +9
        21 ноября 2020 16:44
        Уважаемы В.Рыжков, статия интересная, но я бы хотел дать некоторые дополнения!
        1.
        Болгария: первая балканская страна, завоёванная османами

        Причины:
        1.Географически Болгария ближе до Босфора, откуда турки вошли на Балканах.
        2.Силное феодальное раздроблении - 2 царства, куча большие и мелкие феод. владения.
        3.Религиозно-иделогический кризис - богомильство сильно ослабило общества.
        4.Чума - затронула менше турках, они по тем временем не имели города с большей концентрации населения.
        5. Негативные климатические изменения. 10-ти летная засуха привела к обезлюдении и запустошении Северной Болгарии /Мизии/. В первы раз в болгарской истории горные перевалы Старой горой, место где гибли многие захватнические армии, не оборонялись. Не было достаточно солдат, обороняли только крепостях.
        При все того, к момент османского завоевания, болгарский народ был весьма многочисленны /ок. 2,2 млн., больше чем население Англии тогда/. Турки не имели демографическое превозходство, но были гораздо лучше огранизированные.

        2.
        О произхода могамеданов в Болгарии:

        1.В Османской империи существовала практика, после истечения срок службу янычарах, им отдавали земли в регион откуда они произходили. Османская власть расчитывала, что янычари привлекут к ислама своих бывших родствениках християне. Понятно, обустроясь они брали в жен из ближайших этнических общностей, тоесть из болгарах.
        2.Большинства болгарские "турки" являются потомки этнических болгар, перешедшие к ислама и забывшие свой произход.

        В послании 1373 года Папы Григория XI пишет архиепископу Гранскому:
        Нечестивые неверные, называемые турками, эти злейшие враги имени Христа и его неукротимых преследователей ... завоевали и зверски опустошили огромные территории Римского и Болгарского царств и царства Рашки, а также другие страны людей, исповедующих имя Христа, если раскольники ... Их обитатели были либо жестоко истреблены, либо взяты в жалкое рабство, либо каким-то иным образом помещены под ярмо злополучного рабства, а некоторые из них, увы, отреклись от имени Христа.

        Мидхат-паша - наместник султана в Дунайской провинции и великий визирь Османской империи в своей статье «Турция: прошлое, настоящее, будущее», опубликованной во французском журнале «Научное обозрение Франции и зарубежья» 1878, №49, с. 1152, пишет:
        Среди болгар есть более миллиона мусульман. Сюда не входят ни татары, ни черкесы. Эти мусульмане не приехали из Азии, чтобы поселиться в Болгарии, как обычно думают. Это потомки тех самых болгар, принявших ислам в эпоху завоеваний и в последующие годы. Это дети одной страны, одной расы и одного поколения. И среди них есть часть, которая не говорит ни на каком языке, кроме болгарского.

        Знаменитый английский журналист Джеймс Баучер, тридцать два года проживший в Болгарии в качестве корреспондента газеты «Таймс», встретился с огромным количеством болгарских мусульман и посетил Родопы и другие районы их проживания, в своей статье написал следующее:
        Родопские помаки, а точнее - болгары, насильно принявшие ислам в эпоху завоеваний ... имеют более чистую болгарскую кровь, чем сами болгары.

        3.
        О причинах балканских войн после 1878 г.

        Очень хорошая, обыективная статия есть тут:
        https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/10/20/738689-bratushki-bratoubiitsami
        Рекомендую для ознакомления! Беспристрастны взляд на ситуации!

        Для большей ясноту - карта болгарского этнического землища.

        На ней обозначенно и болгарские столицы, за 13 веков с возникновения болгарского государства на Балканах.

        Кстати териториальны обхват болгарского землища, был определен в ходе плебисцида в Османской империи, 1870 г. проведенны султану Абдула Азиса, в ходе регистрации Болгарской Православной Экзархии. Соответствующий ферман Порта выдала на турецкий и болгарский язык.

        На его основании и определили границах Болгарии по СанСтефанского договора!

        4.
        О турецких зверствах в Болгарии:


        Входя в теме, кровь леденеет! Турки совершали чудовищные, даже по меркам тем времени, преступления! Тут статия с неполны пересчет, она на болгарском, но думаю для русскоязычного не будет проблема добить представлении о маштаб репресиях совершаемые туркам, за время их владычество!
        https://bulgarianhistory.eu/%D1%82%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0-%D0%B8-%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%BD%D0%B0%D0%B4-%D0%B1%D1%8A%D0%BB%D0%B3%D0%B0/

        5.
        Перевод одной болгарской песни из Македонии, с тем временам:

        В ней рассказывается, как турки пришли к Никола "просить" его сестру в жену местному паши!

        /турки/ Даешь Никола,
        красивая Яна турецкой веры?
        /Никола/ Голову свою отдаю,
        Яну не даю в турецкой вере!

        Отрубили ему обе руки,
        и опять спрашивают и допрашивают:
        /турки/ Даешь Никола,
        красивая Яна турецкой веры?

        /Никола/ Голову свою отдаю,
        Яну не даю в турецкой вере!
        Отрезали ему обе ноги,
        и опять спрашивают и допрашивают:

        /турки/ Даешь Никола,
        красивая Яна турецкой веры?
        /Никола/ Голову свою отдаю,
        Яну не даю в турецкой вере!

        Прокололи ему обе глаза
        и не спрашивая больше,
        повели красавицу Яну,
        на быстрые лошади
        вниз в поле, в татарское село.

        Яна с брату прощается:
        - Сбогом, мой брат Никола!
        /Никола/ Иди со здоровье милая Яна!
        Нет у меня ног, чтоб воспроводить тебя,
        Нет у меня рук, чтоб обнять тебя,
        Нет у меня глаз, чтоб увидеть тебя.
      5. +5
        22 ноября 2020 15:41
        Здравствуйте уважаемый Валерий, очень хорошо написанная статья и первая в которой я встретил указание что поворот болгарской верхушки в сторону запада начал с ошибок руской дипломатии и лично императора. Пишу только по поводу гравюры турецкого солдата от 1878 года. Ето не турецкий солдат регулярной а армии а башибозук, т.е. нерегулярного турецкого ополчения. В тот период турецкая армия была вооружена патронными винтовками Генри-Мартини, а част кавалерии даже Генри-Винчестер, а капсульные дулно зарядние ружья состояли на вооружение только башибозука. Если бы регулярная турцкая армия была воружена как указано на гравюре то руско-турецкая война закончилась бы еще в 1877 году. Кроме того вся регулярная армия была одета в униформах, а не как попало. Еще в регулярной армии вообще не было уже ятаганов на вооружении обичных солдат (у них были штики). Наверное текст под гравюрой ето ошибка художника(гравера). Еще по моему мнению мои соотечественики воевали против русских солдат в немалой степени и из за удара Румынии в спину Болгарской армии в 1913 году под давлением России. Лично Николай 2 обещал стать патроном того румынского полка который первым перейдет границу Болгарии. С уважением hi
        1. +1
          22 ноября 2020 21:42
          Nedgen, Рад, что Вы прочитали статью, приходите на следующие, особенно о "Процессе Возрождения" и "Большой экскурсии".
      6. 0
        22 ноября 2020 18:25
        Цитата: ВлР
        А мясные в османский период считались праздничными.

        Типа как курбан чорба из бараньих потрохов. yes
    3. +1
      22 ноября 2020 18:23
      Цитата: Korsar4
      Цыгане и сейчас определенная проблема Болгарии. И детей у них много рождается.

      Так всегда было. Баба Маруца была валашская цыганка, после прислуживания у Кобургов она родила носатого мальчонку, которого потом называли Бай Тошо.
      1. +1
        22 ноября 2020 18:47
        Не самое плохое время при нем в истории Болгарии.
        1. +1
          23 ноября 2020 16:34
          Цитата: Korsar4
          Не самое плохое время при нем в истории Болгарии.

          Я тоже в этом уверен! hi
  3. +7
    21 ноября 2020 06:12
    Интересный, а главное хорошо написанный материал!
    1. +5
      21 ноября 2020 09:47
      Присоединюсь Вячеслав Олегович!
  4. +9
    21 ноября 2020 06:29
    Доброе утро друзья! hi
    Не знаю, у меня сложилось впечатление, что Валерий дописывал статью через силу. О первой и второй Балканских войнах почти ничего, только то, что они всё-таки были. Про Первую и Вторую Мировые немногим больше. Честно говоря, просто разочарован, потому как рассчитывал на большее.
    Порадовало только то, что Горчакова с Пикулем пнули по делу, но почему
    ... немцы до сих пор считают, что Бисмарк тогда сделал для русских больше, чем все их собственные дипломаты, вместе взятые.
    исходя из текста я так и не понял.
    1. +12
      21 ноября 2020 07:14
      Рассказ о Балканских войнах не входил в планы изначально, поскольку это первая часть рассказа о положении и взаимоотношениях мусульман и православных славян в Болгарии. Подробное описание Балканских войн увело бы в сторону, да и потребовало отдельной статьи.
      О Бисмарке: в Германии многие считают, что если бы не он, Россия на Берлинском конгрессе вообще бы полностью провалилась - такой был уровень компетентности впавшего в старческий маразм Горчакова и набранных им сотрудников.То есть, это ещё по-божески "честный маклер" Бисмарк рассудил, могло быть ещё хуже.
      1. +10
        21 ноября 2020 07:59
        Учитывая то, что РИ банально "кинула" Австрию и, опосредованно Германию, Бисмарк повел себя еще очень по-джентльменски.
        Спасибо, Валерий!
      2. 0
        22 ноября 2020 14:56
        Статья откровенно слабая, потому что не раскрывает, либо показывает крайне поверхностно многие аспекты: численность болгар в период османского господства; экономический и культурный уровень болгар в названный период; известные персоналии и известные аристократические болгарские роды в османский период; характер взаимоотношений болгар и правящей османской элиты и гос.аппарата; взаимоотношения болгар с другими народами и другими государствами в османский период и многое другое.
        Если вы, как автор, заявите, что вышеперечисленные данные невозможно найти в общедоступных источниках, то зачем тогда было вовсе браться за статью под такой темой?
    2. +11
      21 ноября 2020 07:52
      Да, много о чем не рассказано и не только о чем Вы упомянули.Но в формат статьи, 500 лет не вмещаются.Довольно четкий и ясный обзор, побуждающий читателя самостоятельно изучить то, о чем не говорится в статье.
    3. 0
      1 декабря 2020 16:13
      Написал про соединение и сербо-болгарскую войну года три назад:
      - https://topwar.ru/user/alatanas/
      P.S Если есть время - почитайте. Там 3 статьи.
  5. +7
    21 ноября 2020 06:38
    Стамболов умер от раны, полученной от македонских террористов.
    Так кто же такие македонцы? Болгары, как считают в Болгарии?
    И эти сербско-болгарские качели из-за Македонии, прямо как франко-германские из-за Эльзас-Лотарингии.
    А про кризис болгаро-российских отношений при Александре III много написано в дневниках Ламздорфа, в то время чиновника МИД РИ.
    1. +7
      21 ноября 2020 14:11
      Так кто же такие македонцы? Болгары, как считают в Болгарии?

      "Македонцы", этнические болгарый, проживающие на територии область Македонии. Болгарское этнические землище почти 13 веков охватывает географических областей - Мизия, Фракия и Македония, територии с преобладающее болгарское население. Национальная идея болгаров, всегда была одна - обыединении областях с болгарское население в одно государство.

      Очень точно выесняют ситуации слова тогдашнего руководителя ВМРО /Внутренная революционная македонска организация/ Тодор Александров:

      Если кто то, скажет мне, что я не македонец, отрежу ему языка! А если кто то скажет, что я не болгарин, отрежу ему голову! /болгарин=македонец/
      Стамболова местные революционеры из ВМРО убили из за того, что посчитали его предателем в дело обыединения ети две части болгарского землища.
      1. +1
        21 ноября 2020 17:25
        Периодически путаю Стамболова и Стамболийского. Притом что оба возглавляли правительство и оба были убиты
        1. +4
          21 ноября 2020 19:11
          Периодически путаю Стамболова и Стамболийского. Притом что оба возглавляли правительство и оба были убиты

          Оба были убитые /прямо,ковенно/ ВМРО, по одни и тех же причинах - отступлении от национального идеала - Обыединении Отечества! hi
    2. +7
      21 ноября 2020 14:40
      Цитата: павел72
      Так кто же такие македонцы?


      Макединия для Болгарии, это почти аналог Украины для России, если так будет понятнее laughing
      1. +5
        21 ноября 2020 17:49
        Совершенно верно, хотя не понятен смайлик в конце.
        Аналогия тем более верна, что сейчас македонцы усердно твердят, что они не болгары.
        Более того утверждают, что истинные славяне как раз македонцы, а не болгары-тюрки.
        Прямо как с древними руссами-украинцами и потомками финно-угров
      2. +11
        21 ноября 2020 19:40
        Макединия для Болгарии, это почти аналог Украины для России, если так будет понятнее

        Более, чем Украина для России! Я сам "македонец". Треть болгаров живщие ныне в Респ. Болгарии имеют "македонский" произход. У меня родственники в Битоля, мой дед, в начале прежнего века перешел в Свободной Болгарии. Так воть наши деды болгарый, а вот шась мой двоюродны брат там, считает, что он "македонец" ничего общего с болгарами не имеющий! Он типо прямы потомок Алексадра Великого, древне-древнейший, аш пахнет нафталином! Когда его спрошу, "а как так, ведь наш прадед был болгарином", брат упадает в когнитивны дисонанс, а потом отвечает "да он не знал, что он македонец"! Жителей Македонии "просвятили", во время полвекого перебывание в Титовой Югославии, это уникальная "нация", чье создание /писменность, язык, история/ основанно с указы, постановления, с 1946-47 г. Полвек промывание мозги и изоляции от Мати Болгарии, и вот имеем древние македоняни рядом! Одно к одному, как у древних украх! Удивительные вещи произходят постоянно! В архивах хранятся и документы дедов нынешних македонистов, а там все они до идного болгары! Куриоз с недели назад - министр внешних делах Респ. Сев. Македония, яры македонист, ходит по Европу и ругает "какие плохие болгары, не признают самобытность, язык, древность македонцев , ай, ай..."! Так из болг. госархивах показали заявлением ее матери с 1943 г. Там черном на белом написанно: "Я и мой муж потомственные болгары из старого, известного болгарского рода! Муж поборник за свободу болгарского население в Македонии, убит сербам так и так...! Прошу получить пенсию, на этом основанием!" И ей дали пенсию!

        Для большего понимания, дам ссылка на статии одного грека, очень точная!
        https://mikle1.livejournal.com/11637605.html
        "Коренизация" - это приватизация истории "по месту жительства"!
        Интересна реакция Греции и Болгарии на феномен «македонской идентичности бывших болгар». Греция напрочь отказалась признавать название Македония за данным государством, т.е., с нашей греческой точки зрения, пресловутое «право нации на самоопределение» не означает права воровства чужой истории, и мы добились своего....
        1. +1
          21 ноября 2020 20:24
          Так сейчас и черногорцев как отдельную нацию "лепят".
          Может доживем до "баварцев", "пруссаков" и "саксонцев", которые ни разу не немцы
          1. +5
            21 ноября 2020 21:02
            Так сейчас и черногорцев как отдельную нацию "лепят".

            Черногорцы /сербы живущие в горах/, хотя имели своя отдельная государственность с 14 веке /Зета/, а нынешние македонцы, стали такими всего 70 лет назад. С поменой паспортах, блин!!! Вчера был болгарин, а с утра "македонянин"! Жесть!!! belay
            Может доживем до "баварцев", "пруссаков" и "саксонцев", которые ни разу не немцы

            Навряд ли, эти умнее, собрались, склеились не чтоб сного фрагментироватся!
            1. +3
              21 ноября 2020 21:35
              Признаюсь, хотелось бы дожить до баварцев, пруссаков и саксонцев с голштинцами.
              А черногорцы да, чуть ли не единственные сохранили независимость от османов
              1. +5
                21 ноября 2020 22:01
                Признаюсь, хотелось бы дожить до баварцев, пруссаков и саксонцев с голштинцами

                Павел, я за разницу от вас, не желаю зла ни одному другому народу! Желал бы, чтоб у всех все было хорошо, а у нас и в России, чтоб было еще лучше! drinks
                1. +3
                  22 ноября 2020 21:38
                  Pytar, Спасибо за Ваши комментарии, надеюсь "увидеться" в следующих статьях, особенно о "Процессе Возрождения" и "Большой экскурсии", надеюсь, будете снисходительны smile
            2. -1
              29 ноября 2020 09:46
              Это ерунда.Черногорцы в расовом отношении стоят от особняком от сербов.Черногорцы относятся к так называемой динарскому расовому типу и отличаються некоторыми особенностями-например относительно высоким ростом.Данный тип широко распространен на на западе Балкан-Хорватия,Сербия,Албания,Греция.В Черногории этот тип преобладает.
        2. +1
          22 ноября 2020 19:37
          Цитата: pytar
          "Коренизация" - это приватизация истории "по месту жительства"

          Какая замечательная фраза!!!
  6. +6
    21 ноября 2020 07:38

    Спасибо!
    Очень интересно!
    Мне кажется тут не Османы а Греки.
    1. +6
      21 ноября 2020 09:09
      Трое справа - точно греки
      1. +5
        21 ноября 2020 09:40
        Привет, Альберт!
        Про крайнего правого - понятно, а остальных по каким признакам определил?
        1. +7
          21 ноября 2020 09:44
          Доброе утро, Антон! hi
          По запаху Узо )).
          По крестам - обрати внимание
          1. +9
            21 ноября 2020 09:48
            Браво!
            А я не заметил request Видимо, Коля вместе со Шпаковским перехвалили мою наблюдательность laughing
            1. +12
              21 ноября 2020 10:29

              1913 год. Первая балканская война. Город Сере, сегодня Греция. На фото - греческие ополченцы.
              Подпись внизу это подтверждает.
              1. +7
                21 ноября 2020 10:36
                Мдаа... "Косяк", однако...
          2. +6
            21 ноября 2020 10:05
            А кресты - зачетные! Ну, такие, "чисто по пацанским понятиям" laughing
            1. +6
              21 ноября 2020 10:34
              Я такого американского детского хирурга видел - грек с громадным крестом, один из немногих, на начало нулевых, мировых специалистов по трансплантации тонкого кишечника. Такой крест я у бригадных пацанов с бывшего СССР в 90-е не видел laughing грек всех переплюнул ))
              1. +5
                21 ноября 2020 10:45
                Видимо, у греков своя стезя. В православной традиции миряне носят крест под исподим. Только священнослужители могут надевать его поверх одежды.
                1. +2
                  21 ноября 2020 11:27
                  Так как православие в Россию пришло от греков, что есть православная традиция можно поспорить hi
                  1. +6
                    21 ноября 2020 11:39
                    Ты всерьез считаешь греков идентичными византийцам???

                    1. +3
                      21 ноября 2020 12:29
                      По вере? Безусловно! Могу, конечно, у жены спросить разницу в традиции Понтийских (эти ближе всех к Византии) и Элинских, но, по моему, идентичны
                      1. +1
                        21 ноября 2020 15:22
                        А я подумал, по эпикурейству laughing
                      2. +1
                        21 ноября 2020 16:22
                        Какой? lol После ПМВ большинство оказались в грузинской провинции и на юге России. Хотя, если под эпикурейством ты имеешь в виду зарезать барана и выпить много чачи - то, наверное, да laughing Но эт далеко от Византии
                  2. 0
                    29 ноября 2020 09:48
                    От византийцев:)Большая часть императоров 8-11 века -Армяне...
    2. +5
      21 ноября 2020 10:18
      Подписана была фотография именно, как "османские солдаты", но, конечно, утверждать не могу с полной уверенностью. Разве, что - босниийцы, составлявшие вспомогательные войска? Могли среди них затесаться христиане?
      1. +5
        21 ноября 2020 10:37
        Крайний справа по одежде - грек.
      2. +5
        21 ноября 2020 11:24
        Оказывается:

        Фотография сохранилась, потому что там есть отважный македонский воин Димитриос А. Возикис.

        http://yaunatakabara.blogspot.com/2012/03/blog-post_22.html#more

        Тут я с помощью гугл, прочитал о нем интересную историю.

        https://tr.wikipedia.org/wiki/Balkan_Sava%C5%9Flar%C4%B1%27nda_Yunanistan

        А тут, на турецкок языке информация, как Греки и Болгары кратковременно ввели войну друг против друга. Может быть во время этой войны, турки поддерживали греков и на фотографии этой, мы увидем их вместе.

        "Хотя переговоры начались в Лондоне в декабре 1912 года, Балканская война продолжалась до 30 мая [17 мая 1913 года], когда наконец был подписан Лондонский договор. Договор не понравился ни одной из сторон, и самым важным моментом стал раздел Македонии. Перед лицом болгарских претензий Сербия и Греция заключили союз, и вечером 29 июня [ЕС 16 июня] 1913 года болгарские войска предприняли внезапное нападение на своих бывших союзников. Атаки болгар были быстро остановлены и отбиты. Особенно для Греции сражения Второй Балканской войны были очень дорогостоящими, поскольку греческая армия продвигалась к Болгарии. После вступления в войну Румынии и Османской империи болгарская сторона 30 июля объявила о прекращении огня. Война привела к подписанию Бухарестского договора 10 августа 1913 года, по которому Греция завоевала Македонию, Эпир (за исключением Северного Эпира) и Крит".
        1. 0
          22 ноября 2020 21:35
          Спасибо за Ваши комментарии. Надеюсь "увидеть" Вас на следующей статье - о Кипре, "Кровавом Рождестве" и "операции Аттила".
  7. +9
    21 ноября 2020 07:48
    Конечно, 500 лет нахождения Болгарии в составе Османской империи в такой статье не не охватить и все остальное.А интересного было не мало.Спасибо ,за статью.
  8. +12
    21 ноября 2020 07:52
    «Александр III был взбешён, но за всё нужно отвечать, в том числе и за собственную глупость.....»

    Никогда не мог понять почему РИ отказалась поддержать болгар в их стремлении к созданию Болгарии «от Дуная до Эгейского моря».
    Выгоды для России были очевидны даже для «слабовидящего» политика. Тут даже не глупость Александра lll, а тупость и мелочность которую он к сожалению передал по наследству.
    1. +10
      21 ноября 2020 08:05
      Полагают, что Александр сам хотел захватить Константинополь, но - у турок. А если его возьмут братушки-болгары - как-то неудобно будет у них его отбирать. В общем, получилось, что и сам не взял, и другим не дал.
      1. +4
        21 ноября 2020 08:33
        Полагают, что Александр сам хотел захватить Константинополь
        Русская армия могла это сделать не особо напрягаясь.
        1. +5
          21 ноября 2020 15:37
          Не смогла бы, Антон, у нас практически не было флота, а у англичан был, а в такой ситуации, воевать проливы только со стороны суши -- бессмыслица. Прецедент уже был.
          1. +1
            21 ноября 2020 16:16
            В том-то и дело, что смогла бы! Если бы Петербург не очковал на предмет "прецедента", не упивался мелкой мстительностью, не кидал союзников, пусть и временных...
            1. +4
              21 ноября 2020 16:41
              Дружище, "ели бы"... это уже попахивает альтернативой. smile
              1. +1
                21 ноября 2020 16:51
                Я никогда не отрицал свою симпатию к качественной АИ (не путать с фолькхисторией)
            2. +2
              21 ноября 2020 16:54
              Запад бы не дал да и мало взять надо удержать, а это уж точно было невозможно.
              1. +2
                21 ноября 2020 16:56
                1. Какой Запад?
                2. Почему невозможно?
                1. -3
                  21 ноября 2020 16:59
                  Франция и Англия как это была в крымскую войну например + Германия тоже была в этом не заинтересована.По той же причине по которой ушли страна Антанты из Стамбула после его оккупации.А эти нездоровые империалистические желания в себе надо давить.
                  1. +2
                    21 ноября 2020 17:11
                    Германия на тот момент была заинтересована в создании военно-политического блока в противовес англофранцузского тандема. Франция сидела в глубокой дупе после поражения во франко-прусской войне. АВИ и Германия числились в союзниках до декабря 1877 года. Какой Запад?
                    А ценные советы оставьте при себе, в связи с тем, что Вы обо мне ничего не знаете.
      2. +7
        21 ноября 2020 09:01
        «..сам хотел захватить Константинополь, но - у турок. ...»

        А те кто так «полагает» не говорят когда, какими силами, с какими союзниками или без оных, он собирался это сделать, каким образом собирался закрепить победу дипломатически, чтобы опять не получился берлинский конфуз.
        1. +5
          21 ноября 2020 09:12
          Речь, конечно, не шла о немедленном захвате. Речь шла о перспективе. Единственной внятной целью России в I мировой войне можно признать стремление получить Константинополь и проливы. Но, если смотреть объективно, даже в случае победы их обретение было сомнительно: "союзнички" на очередном конгрессе нашли бы повод отказать.
          1. +3
            21 ноября 2020 15:44
            обретение было сомнительно: "союзнички" на очередном конгрессе нашли бы повод отказать.

            А что бы они смогли сделать, "где река, а где имение"? Они ведь так и не смогли пробиться через Босфор и взять Константинополь, про Галлиполи и говорить нечего. Шансы были, особенно после того, как ком. флота стал адмирал Колчак. Как бы там дипломаты ни решали, выбить оттуда нашу армию было бы весьма затруднительно, а скорее всего просто невозможно.
            Ну вот, попёрла альтернативщина... laughing drinks
            1. +4
              21 ноября 2020 18:08
              Согласен у Колчака была возможность, но пока сохранялась дисциплина. Как только началась свистопляска с демократическими выборами командиров и дисциплине кердык. ДИСЦИПЛИНА и ВЫБОРЫ - ЖАРЕНЫЙ СНЕГ
              1. +2
                21 ноября 2020 18:32
                "Жареный снег" -- это здОрово! А так, там и в то время, практически, только одна "заноза" была -- "Гебен".
                1. +2
                  22 ноября 2020 10:51
                  Теоретически да :черноморская эскадра смогла бы :"Гебена"уконтропупить. Сейчас не помню, кажется, на ЧФ в тот период был аналог Гебена по мощности,: "Екатерина Вторая", а если добавить корабли более старой постройки то гарантийно раскопали.
                  Но есть но: сколько офицеров в Севастополе бросили за борт,а оставшихся офицеров хватит заменить выбывших специалистов? Немецкая разведка работала тонко, что стоило включить в команду своего человека, а он суперреволюционный начнет перед боем митинг и ... Кораблю триндец
                  1. +1
                    22 ноября 2020 13:57
                    Слава, "Екатерина" -- линейный корабль, а "Гебен" -- линейный крейсер, это корабли разного класса. И если от наших "старичков" "Гебен" бегал и огрызался, то от "Императрицы" просто драпал полным ходом.
                    1. 0
                      22 ноября 2020 19:50
                      Надо сказать, превосходство "Екатерины" было только в вооружении 12*12' против 10*11', по броне практически равноценны, так что "Гебен", прижатый в угол, мог весьма здорово огрызаться. Но он был один, а "Екатерин" - две, плюс кажется 6 броненосцев, два из которых - новейшие.
                      1. +2
                        22 ноября 2020 20:12
                        превосходство "Екатерины" было только в вооружении 12*12' против 10*11',

                        Залп "Гебена" 8х300=2400 в ограниченном секторе 3000 кг.
                        Залп "Екатерины" 12х470=5640 кг.
                        Без шансов.
              2. 0
                21 ноября 2020 22:17
                Не было у Калчака таких сил, и всей мощи британской империи не хватило.
                1. 0
                  22 ноября 2020 10:54
                  Вообще-то ЧФ чисто теоретически ,в мае 1917 мог укатать турок и без британского флота
                  1. 0
                    22 ноября 2020 12:34
                    В мае 1917 года воевать уже мало кто хотел .
          2. +2
            21 ноября 2020 16:26
            «Речь шла о перспективе.»

            Русско-турецкая Война 1878 показала что надеятся на европейские страны как на надежных союзников России на Балканах могут только тяжело больные люди.
            Русская армия стояла у стен Константинополя в 1829, и могла бы войти в него не оглядываясь на мнения европейский государств. Европа извлекла урок из своей ошибки и больше не допускала таких вольностей РИ.
            Если нет и не будет союзников среди европейцев, значит их нужно создать самостоятельно. Но из кого? В последней четверти 19 века Болгария от Дуная до Эгейского моря самый подходящий кандидат в союзники в будущей борьбе за проливы а там кто знает может и в уничтожении Турецкой империи. Но это если император Российский (или кто там за него решал) действительно думал о перспективе.
            Но РИ оттолкнула от себя Болгарию.
            Поэтому полагаю никаких «перспектив» у Александра lll не было.
        2. +5
          21 ноября 2020 09:17
          какими силами,
          Семидесятитысячный корпус в трех дневных преходах от Стамбула - достаточно весомый аргумент?
          1. +5
            21 ноября 2020 16:27
            Нет, недостаточный.
            1. +2
              21 ноября 2020 16:32
              Выдвиньте контраргументы?
              1. +3
                21 ноября 2020 20:47
                Вам выше Кронос все изложил.
                1. +2
                  21 ноября 2020 20:58
                  То, что изложил "Кронос", сиречь "нас , белых и пушистых, в очередной раз надрали Хозяева Запада", в определенных кругах, считается "самсоновщиной".
                  Извините, расчитывал на серьезный диалог
                  1. +1
                    21 ноября 2020 22:18
                    Вы ошибаетесь я коммунист и ни о каких хозяевах запада не писал.Про белых и пушистых тоже не писал.
                    1. +2
                      21 ноября 2020 22:23
                      Запад бы не дал да и мало взять надо удержать, а это уж точно было невозможно.
                      Вот это.
                      1. 0
                        21 ноября 2020 22:24
                        Тут не слово о хозяев запада.Написано западные страны, какие именно я пояснил.
                      2. +2
                        21 ноября 2020 22:30
                        А я объяснил, что не было, на момент начала этой войны, у России ни одного геополитического противника, кроме Британии.
                  2. +3
                    21 ноября 2020 22:56
                    Извините если разочаровал.
                    С самсоновщиной" не знаком-с, а вот с историческими фактами знаком. А они таковы, Россия победила Турцию но воспользоваться победой так как хотела (планировала) не смогла. Ей сказали переписать условия победного договора и она их переписала. Оказалось что время Дибича-Забалканского прошло. Просто стоять у стен Константинополя и диктовать свою волю как полвека назад уже не получается, не позволяют «хозяева Запада», и не семидесяти тысячный ни сто тысячный корпус в трёх шагах от Царьграда для них не аргумент, так как они знают что у России образца 1879 года нет ни союзников, ни денег (слаба экономически) что бы тягаться с ними поле боя.
                    Можно было «перевернуть шахматную доску» сделать ставку на Болгарию помогая (не мешая) ей объединяться, оказывать экономическую, дипломатическую поддержку и создать такого союзника на Балканах с которым можно «дела делать», но царь- батюшка и следом Российская дипломатия пошли другим путём. Результат известен.
                    1. +2
                      21 ноября 2020 23:09
                      О, вот это уже интересней!
                      Мы с Вами говорим о разных вещах.
                      В 1879, согласен, не было ни союзников, ни денег, ни войск на подступах к Босфору. А в конце 1877 - все было! (На счет денег, не уверен)
                      1. +1
                        22 ноября 2020 08:05
                        Я так понимаю, возражений на то что РИ под диктовку «хозяев Запада» переписала условия Сан - Стефанского договора и смирилась с дипломатическим поражением, не будет?
                      2. +2
                        22 ноября 2020 09:24
                        Несомненно!
    2. +8
      21 ноября 2020 09:29
      Цитата: Морской инженер
      Никогда не мог понять почему РИ отказалась поддержать болгар в их стремлении к созданию Болгарии «от Дуная до Эгейского моря».

      На досуге прочитал «Беседы со Сталином» Милована Джилиуса.
      Он приводит в пример свою дискуссию 1944 году с Дмитриевым (партийный лидер болгар) при Сталине. Сталин в категорично высказался, что македонцам будет лучше в многонациональной Югославии, чем мононациональной Болгарии. В 1946 году прорабатывался вопрос создания на основе Югославской Федерации совместного с Болгарией и Албанией государства. Югославы были готовы присоединить Албанию, но осторожно относились к объединению с Болгарией. Болгары согласны были на все. Но начались разногласия с Сталина с Тито и проект умер.
      1. +3
        21 ноября 2020 20:54
        Это другое время. В конце 19 века России нужно было просто не мешать Болгарии объединяться.
      2. +3
        22 ноября 2020 15:56
        Извините Владислав, но доверия Милован Джилиус, мягко говоря не заслуживает. В 1944 никаких македонцев и в помине не было так же как и официального македонского языка. Если конечно не считать за таковыми граждане региона названного Македонией на територии которого в то время проживали, болгары, сербы, греки и завезенные италианцами албанцы. Идея создания македонской нации принадлежить именно сербам и они етого достигли очень жестокими способами после 1945 года, также как и созданием македонского языка в универе в Скопие (меж впрочем не имевшим НИЧЕГО общего с языком древних македонцев.) А еще имя болгарского лидера БКП не Дмитриев, а ДИМИТРОВ. Меж впрочем в македонцы болгарские комунисты записывали и болгар проживающие в т.н. пиринской македонии. Там всех поголовно записали македонцами. и ето факты болгарской истории. А идея македоской нации точно так же как и украинской пришла извне. Идея украинской нации родилась в полских головах а была реализована австро-венгерской разведкой. Идея македонской нации создали сербы и они же осуществляли ее. Родилась идея македонской нации еще в конце 19-го начала 20-го века.
    3. 0
      22 ноября 2020 12:23
      Цитата: Морской инженер
      Никогда не мог понять почему РИ отказалась поддержать болгар в их стремлении к созданию Болгарии «от Дуная до Эгейского моря»

      А Австро-Венгрия с Германией на это спокойно смотрели и не рыпались?
      Если коротко, то правительство Миротворца всерьез опасалось, что из-за этого может начаться большая война, к которой Россия была не просто не готова, а катастрофически! Все имевшиеся ресурсы истрачены в ходе Русско-Турецкой.
      1. +2
        22 ноября 2020 13:37
        В 1885 Болгарское княжество объединилось с восточной румелией. Немцы «смотрели и не рыпались». Истерика была у нашего царя. Болгары сделали выводы.
        1. +1
          22 ноября 2020 14:02
          Там не все так просто было. Немцы, точнее австрийцы таки "рыпнулись". Руками сербских Обреновичей. И если бы Россия вмешалась, это был бы чудесный повод и для других игроков. Но Александр хотя сам и устранился, при этом весьма прозрачно намекнул, что не потерпит вмешательства других. Вот никто и не рыпнулся. Опять-таки, одобрить объединение Болгарии во главе пронемецким князем, и прорусским для Берлина и Вены немного разные вещи. А Баттенберг был тот еще "богатовекторный".

          Понимаете в чем дело, я грешным делом, Миротворца и сам недолюбливаю. Однако, не могу не признать, что у него были основания поступить именно так, а не иначе. Это мы с вами знаем, чем дело кончилось, а Александр этого знать не мог. Зато гораздо лучше нас с вами знал состояние армии и финансов России.
          1. 0
            22 ноября 2020 15:17
            Про Сербский «наскок» и кто за ним стоял в курсе и про то, что болгары справились с этим самостоятельно тоже.
            О вооруженном вмешательстве РИ на стороне Болгарии в моих комментариях нет ни слова.
            Миротворцу нужно было просто «промолчать» - финансам и армии империи это бы ни чего не стоило, вместо этого были предприняты действия не отвечающие долгосрочным интересам России.
  9. +1
    21 ноября 2020 09:01
    О положении болгар в Османской империи представление можно составить, познакомившись с блюдами национальной кухни этой страны и сравнив её, например, с чешской.

    знаю болгарскую кухню- никакого представления о "тяжком положении болгар" в Османской империи она не дает: Обычная южная кухня.
    Однако российские дипломаты на Берлинском конгрессе полностью провалились,

    Какая ерунда: достаточно сравнить то, что было на Балканах ДО РТВ 1878 г (полная власть Порты на Балканах)с тем , что стало ПОСЛЕ РТВ : а это независимость Черногории, Сербии, Румынии, приращение их территорий, фактически-независимость Болгарии, стали российскими Карс, Батуми, Ардаган. Да, это отступление от С Стефанского договора, но это МАКСИМУМ того, что было возможно, учитывая то, что этого Россия добилась в Берлине в ОДИНОЧКУ-против Англии, Франции, АВенгрии, Италии, Германии Турции вместе взятых. Россия не могла воевать против ВСЕЙ Европы
    Баттенберг тут же был восстановлен в княжеском достоинстве другими заговорщиками во главе со Стефаном Стамболовым, но сам 27 августа отказался от трона, заявив, что его отъезд из Болгарии улучшит отношения этой страны с Россией. Как вы понимаете, на болгар это произвело самое неприятное впечатление, и закончилось всё избранием в 1887 году новым князем уже абсолютно пронемецкого кандидата

    прогерманский унязь Баттенберг был избран болгарами,а не Россией. На что обижаться?
    Они же следующего царя из немцев поставили.
    Александр III был взбешён, но за всё нужно отвечать, в том числе и за собственную глупость.

    Глупость говорить о глупости Императора-он сделал все, что было возможно в той международной обстановке : затевать ПМВ уже в 1887 г на Балканах , в одиночку против всех , было бы верхом глупости, столь желаемой некоторыми.
    ,
    топорные и неумные действия Александра III весьма способствовали тому, что Болгария потом дважды воевала против нашей страны на стороне Германии

    Единственно возможные в той ситуации действия Александра способствовали НЕразвязыванию Мировой войны еще в 19 веке и обеспечили МИР России, дав время для ее развития и укрепления.

    Участие Болгарии в войнах-это ее выбор и ничей больше. Россия же ей дала возможность жить и вообще существовать на этом свете.

    Что прекрано, так это то, что все сотни памятников русским и советским воинам , павшим в Болгарии, прекрасно сохранены и ухожены.

    Единстсвенное исключение-это заброшенное и заросшее лесом русское воинское кладбище на склоне г. Шипка возле Шипкинского монастыря, где похоронены русские воины с 1922 по 1940 гг, в т.ч. и ветераны РТВ. К сожалению, меры к его расчистке и по уходу не предпринимаются
    1. +4
      21 ноября 2020 10:20
      в одиночку против всех
      Андрей! hi
      Против кого "всех"? Русская армия практически победила в этой войне, русская дипломатия бездарно слила эту победу.
      1. +3
        21 ноября 2020 10:56
        Против кого "всех"? Русская армия практически победила в этой войне, русская дипломатия бездарно слила эту победу
        .hi
        Против тех ВСЕХ, кому эта , безусловно. победа (только над турками, кстати), оказалась как бельмо в глазу.

        Это, в первую очередь, Англия , немедленно, еще до берлина. заключившая в 1978 году секретные антирусские соглашения с Турцией и АВенгрией и которая ввела эскадру в Мраморное море, сама АВенгрия, Германия , фактически выступившая в поддержку требований Англии и Австрии, Турция.

        Ситуация была бы иной, если бы не ошибка России, ранее фактически поддержавшей Германию в ее войне с Францией начала 1870-х: в итоге возник германский монстр. соотвественно, усиилилась и Авенгрия, ествественный противовес им и потенциальный союзник Франция -низведена до уровня третьеразрядной страны.

        Тем не менее, по словам генерала Дмитрия Алексеевича Милютина, одного из авторов Сан-Стефанского русско-турецкого договора о Берлине, победа все равно была достигнута:
        «Если достигнем хоть только того, что теперь уже конгрессом постановлено, то и в таком случае огромный шаг будет сделан в историческом ходе Восточного вопроса. Результат будет громадный, и в России можно будет гордиться достигнутыми успехами»

        С чем и согласен.
        Победа, безусловно. осталась: это независимость Черногории, Сербии, Румынии, приращение их территорий, фактически-независимость Болгарии, стали российскими Карс, Батуми, Ардаган.
        1. +7
          21 ноября 2020 11:12
          Победа РИ была невыгодна только Англии, пока немцы не получили звонкую неоправданную оплеуху от ведомства Горчакова.
          1. +1
            21 ноября 2020 13:46
            Цитата: 3x3zsave
            Победа РИ была невыгодна только Англии

            Ну как же, АВенгрия аж зубами скрежетала на С Стефанский договор, с которым изначально не была согласна, абсолютно не признала его и добивалась Берлина.

            Германия просто защищала чисто СВОИ интересы, а им противоречила сильная Россия на Балканах, зато соответствовала им АВенгрия .
            1. +2
              21 ноября 2020 15:02
              Германия просто защищала чисто СВОИ интересы
              Естественно! И прежде всего им противоречило желание Австрии лидировать в немецкоязычной части Европы, гегемоном в которой, Бисмарк видел только Германию. Отсюда и его стремления, направить усилия АВИ на Балканы, выразившиеся в предвоенных договоренностях между Германией, Австрией и Россией. На которые РИ беспардонно наплевала, обнародовав ультиматум туркам в декабре 1877 года. Таким образом крылатая фраза Александра lll о союзниках - всего лишь признание бездарности отечественной внешней политики.
              1. 0
                21 ноября 2020 15:46
                Цитата: 3x3zsave
                И прежде всего им противоречило желание Австрии лидировать в немецкоязычной части Европы, гегемоном в которой, Бисмарк видел только Германию


                да нет, лидерство было уже (хоть и не так давно) установлено полным разгромом АВенгрии Пруссией в 1866 г.

                Австрия ослабла и попала под влияние Пруссии, которая ее и толкала на Балканах и покровительствовала одновременно.

                Поэтому россия пруссии на балканах была не нужна.

                Цитата: 3x3zsave
                Отсюда и его стремления, направить усилия АВИ на Балканы, выразившиеся в предвоенных договоренностях между Германией, Австрией и Россией

                Напомню, что именно Бисмарк накануне РТВ усиленно подстрекал русское правительство начать войну против Турции.

                А согласно Будапешскому соглашению 1877 г АВенгрия могла занять Боснию. Что и произошло.
                Цитата: 3x3zsave
                Таким образом крылатая фраза Александра lll о союзниках - всего лишь признание бездарности отечественной внешней политики.

                Да нет, это просто аксиома, основанная на непреложных фактах.
        2. +1
          21 ноября 2020 17:04
          Коллега Ольгович, "заключившая в 1978",а Вы случайно не ошиблись с цифрой. Возможно , был 1878г?
          1. -1
            21 ноября 2020 18:42
            Цитата: Astra wild2
            Коллега Ольгович, "заключившая в 1978",а Вы случайно не ошиблись с цифрой. Возможно , был 1878г?

            виноват, конечно, 1878г
      2. +3
        21 ноября 2020 16:13
        Сольёшь тут, имея в Дарданеллах половину британского флота. request
        Привет, Антон! drinks
        1. +4
          21 ноября 2020 16:28
          Привет, дядя Костя! Русская армия подошла на расстояние 70 км к Стамбулу в начале декабря, эскадра Хорнби к Дарданеллам в конце января.
          1. +2
            21 ноября 2020 16:40
            Эскадра всё равны бы пришла, ч что тогда? Да ещё имея под боком турок, всегда готовых к любой резне.
            1. +4
              21 ноября 2020 16:46
              "Русские в 1877 году, совсем не те, что русские в 1854ом" (С) Тот же самый Хорнби
              1. +3
                21 ноября 2020 17:01
                Русские не те, а русский флот тоже не тот, а точнее -- его просто нет (на Ч. море).
                1. +4
                  21 ноября 2020 17:19
                  По условиям ультиматума, выдвинутого РИ туркам, весь турецкий флот и береговые батареи переходили в распоряжение России. В случае взятия Стамбула, подходы к Босфору можно было минировать. Да и логистика снабжения армии по морю значительно улучшалась.
                  1. +3
                    21 ноября 2020 17:41
                    "К 1877 году Турция располагала довольно значительным военно-морским флотом. На Черном и Мраморном морях находилась броненосная эскадра в составе 8 броненосных батарейных фрегатов I и II ранга, вооруженных 8—15 орудиями в основном калибра 7—9 дм (лишь «Месудиэ» имел 12 орудий калибра 10 дм); 7 батарейных корветов и мониторов III ранга, вооруженных 4—5 орудиями в основном также калибра 7—9 дм. Скорость хода у большинства судов эскадры достигала 11 узлов или даже была несколько выше, броня у большинства судов была толщиной в 6 дм. В основном все эти суда были приобретены Турцией в Англии и Франции.
                    Кроме броненосной эскадры, Турция располагала на Черном море 18 небронированными боевыми кораблями со скоростью хода до 9 узлов и рядом вспомогательных военных судов."(с)

                    Выглядит вроде бы солидно, особенно в сравнении с нашим как бы флотом того времени. Но по сравнению с британским флотом -- это всё "кошкины слёзы", да и неизвестно в каком состоянии турки бы передали эти корабли России, да и передали бы вообще, а не отправили на дно где-нибудь в Мраморном море. Но даже в лучшем варианте -- где взять обученные команды для этих кораблей, а состояние паровых машин, а боеприпасы... Вряд ли с такого "трофея" был бы прок.
                    1. +4
                      21 ноября 2020 17:50
                      Да фиг бы с ним, с этим флотом!
                      Англичане сами боялись.
                      «у нас на суше не будет союзников, исключая, возможно, иррегулярные турецкие войска…» Опять же Хорнби
                      1. +2
                        21 ноября 2020 18:36
                        ... у нас на суше не будет союзников,

                        У Великобритании всегда был только один союзник -- Королевский флот. И были "интересы", а не давать России свободный выход через Босфор, в то время это был из интересов - интерес. К Первой Мировой интереса уже не было и поэтому никто не возражал против того, чтобы Россия захватила Константинополь.
                      2. +1
                        21 ноября 2020 18:45
                        Знаешь, а я вот искренне не понимаю этого векового российского вожделения Проливов, что северных, что южных request
                      3. +3
                        21 ноября 2020 19:04
                        А ты вспомни скандал с проходом нашего первого авианосца "Киев" через Босфор. И как думаешь, почему в проектной документации его обозначили как "Авианесущий крейсер"? Потому как через проливы, по договору, авианосцам хода не было, ни туда, ни обратно. Ну, со скрипом, но пропустили, а будь Константинополь нашим и вопрос не возник, да и договор этот не был бы нужен.
                        И кроме этого... опять же Св. София.
                      4. +2
                        21 ноября 2020 19:14
                        И кроме этого... опять же Св. София.
                        Угу, а так же Вера, Надя и Люба.
                        Ок. Владея Проливами Россия имеет возможность беспрепятственно оказываться запертой в соседней луже, несколько большей по размерам. С Каттегатом и Скаггераком - та же история.
                      5. +3
                        21 ноября 2020 19:23
                        Ну, Вера у нас на сайте присутствует. smile
                        А что до "соседней лужи", так все (почти) построенные в Николае авианосцы преспокойно эту лужу пересекли и отшвартовались по месту приписки, кто на ТОФе, кто на СФ, для которых они, собственно, и предназначались.
                        P.S. Забавно получилось -- подошла Маша, глянула на мою писанину, и говорит: "Про скандал с "Киевом" даже я помню, на слуху было у всех." drinks
                      6. +1
                        21 ноября 2020 19:31
                        Марии, привет! hi
                        Все верно, но в случае конфронтации, фиг бы они из Средиземки вышли.
                      7. +1
                        21 ноября 2020 19:42
                        Это верно, утопили бы как котят, поэтому корабли сразу и разгоняли по "главным" флотам.
                        Тебе от Маши спасибо и тоже привет!
                      8. +3
                        21 ноября 2020 19:47
                        Помнишь этот анекдот?
                        "СФ - современный флот
                        ТФ - тоже флот
                        БФ - бывший флот
                        ЧФ - чи флот, чи флотилия"
                      9. +1
                        21 ноября 2020 19:58
                        Ага -- "Чи флот, чи ни флот" smile
                        Когда новые погоны обмывать будем? drinks
                      10. +2
                        21 ноября 2020 20:08
                        новые погоны
                        Вообще пофигу! Заработаны они шутовством, а не знаниями. И вообще, это ваша общая заслуга (всех перечислить?), а отнюдь не моя.
                      11. +2
                        21 ноября 2020 20:15
                        ... это ваша общая заслуга

                        Вот я и говорю, когда проставишься? laughing
                      12. +2
                        21 ноября 2020 20:23
                        Не вопрос! Пиши адрес, вышлю "Почтой России", через полгода получишь... laughing
                        Если не разбьют (разопьют)...
                      13. +1
                        21 ноября 2020 20:28
                        Я "Почте России" не доверю и старые калоши, был прецедент, так что только при личной встрече. drinks
                      14. +3
                        21 ноября 2020 20:47
                        Увы, не в этой эпидемиологической ситуации... Пойми правильно, не за себя беспокоюсь.
                      15. +2
                        21 ноября 2020 21:05
                        Не расстраивайся, я тебя уже заложил Николаю, он один за всех постоит! laughing drinks
                        А ежели чего, нам всякие ситуации не помеха, сами подскочим, всем кодлом!!! А тогда -- только держись!
                      16. +3
                        21 ноября 2020 21:27
                        Пфффф... Прототип "капитана Михайлова", единственный человек, кроме брата, который знает обо мне все!
                        Меж тем, "Волынь", приведенная на рисунке, вряд ли доедет из Рязани до Питера с шестью пасажирами.
                      17. +2
                        21 ноября 2020 21:28
                        Это смотря кто за рулём будет, на шлемофон внимание обратил? Прорвёмся!
                      18. +4
                        21 ноября 2020 21:50
                        Ага.
                        "Останавливают "гайцы" "запор", просят всех выйти из машины. Выходят. Один, второй, третиий, четвертый, пятый, шестой... На восьмом, старший гаишник, слегка "опухший" от подобного перформанса, произносит: "Эээ, нарушение эксплуатации транспотного средства.... ". Первые семь, оборачиваясь к вылезающему восьмому: "Так, Серега, тебя с нами не было!" Он, с обидой в голосе: "Гады! А кто ж вам на баяне всю дорогу играл?!?!?!"
                      19. +3
                        21 ноября 2020 22:36
                        Ага, а если учесть, что там у каждого второго по автомату в руках, и хрен его знает что ещё в машине лежит, то возникает вопрос на хрена гаишникам вообще подобные приключения. bully
                      20. +3
                        21 ноября 2020 22:41
                        Можно сколько угодно фантазировать, но подобными персонажами занимаются уже не гайцы.
                      21. +2
                        21 ноября 2020 22:46
                        Естественно не они, ПТР есть только у рос(извините)гвардии.
                        Ладно, я о другом, "не могу уехать не простившись." laughing
                        В городе Новозыбкове Брянской области только что открыли памятник пограничникам.
                        Без комментариев. wassat
                      22. +5
                        21 ноября 2020 22:59
                        Мдааа... "В данной скульптурной композиции автору удалось передать роль сапог в судьбе рядового пограничника"
                      23. +6
                        21 ноября 2020 23:02
                        А собачка-то, собачка!!! Убить гада за такое! Из армированного бетона сляпали за 2,5 миллиона тугриков, и ведь заплатили же... с в о л о ч и.
                      24. +5
                        21 ноября 2020 23:18
                        А собачка-то, собачка!!! Убить гада за такое
                        Не нагнетай! Я, как собачник, склонен рассматривать сие, как скульптуру копии мумии собаки.
                        Кстати, неплохо бы вспомнить, в каком веке по Новозыбкову граница проходила...
                      25. +3
                        22 ноября 2020 06:22
                        Такое ощущение, что и собака в маске. Окружающая действительность влияет.
                      26. +3
                        22 ноября 2020 09:47
                        Привет Константин!А как-же нелепо смотрятся ребята при погонах,и в .....масках!
                      27. +3
                        22 ноября 2020 13:52
                        Ребята-то ладно, а субтильный пограниШник с непонятным животным, это просто выше всякого разумения.
                      28. +1
                        21 ноября 2020 22:20
                        Это мечта кучки русских буржуев всегда была, а не русских.
                      29. +2
                        21 ноября 2020 22:26
                        Можете назвать этих буржуев пофамильно?
                      30. +2
                        21 ноября 2020 22:47
                        И знати начиная с Потемкина и Екатерины 2.Захватив проливы можно было поднять барыши на торговле еще больше, вывозя хлеба от обездоленных крестьян.
                      31. +2
                        22 ноября 2020 11:09
                        Цитата: Кронос
                        Потемкина

                        А чем Вам Потёмкин не угодил? Мужчина умный,да и *построил* себя сам.И государству нашему много что сделал,нет?
                      32. +1
                        22 ноября 2020 12:32
                        Я его не осуждаю,речь шла о том что это мечтания верхов были политические.
                      33. +2
                        22 ноября 2020 20:08
                        Прежде всего, стратегически, после взятия Босфора, можно уже не укреплять черноморские порты и побережье - оно уже внутреннее. Так что даже Сталин этого хотел.
  10. +5
    21 ноября 2020 10:22
    Собственно, как это часто и бывало: русский солдат воевал геройски, а вот политически и дипломатически закрепить победу не сумели, в итоге Болгария оказалась в советской сфере влияния только в 1944 г., а в Первой Мировой воевала против нас
  11. +3
    21 ноября 2020 11:43
    Хорошая статья , вот только она ставит сразу вопрос с ее выходом именно сейчас, после разгром Армении - султан Эрдоган собирается начать защищать интересы помаков на территории Болгарии?
    1. +6
      21 ноября 2020 12:52
      В следующей статье будет рассказано, как турки защищали мусульман на Кипре - что болгар очень испугало
  12. +4
    21 ноября 2020 13:38
    Честно скажу - чем дальше продвигается цикл, тем больше разочарования он приносит. Автор 100% может лучше. Всё очень бегло, и чересчур поверхностно, на мой взгляд. Я замечал такой эффект у многих авторов - начало работы проходит с интересом, увлечением, но в процессе тема надоедает и ближе к концу автор уже старается побыстрее её завершить, резко ускоряя повествование и снижая требования к самой работе. Если я прав, Валерий, то не мучайте себя. Завершайте или приостанавливайте цикл и переходите к новой теме, которая будет для вас и интереснее и свежее, от работы с которой вы будете получать удовольствие. К туркам всегда можно будет вернуться, никуда они не денутся.
    Хотя, возможно, я не прав и смена стилистики изложения и темпа повествования автором с его усталостью от темы не связаны и являются частью авторского замысла по развитию драматургии повествования. На этот случай могу сказать только одно: стиль автора, которым он начинал этот цикл (вспомните Тамерлана с Баязидом и Косово поле) лично мне нравится куда больше. Излагать информацию таким образом может даже Самсонов - соседняя ветка соврать не даст, хоть я её и не читал, не знаю что и как там написано. laughing
    Я понимаю, Валерий, что медленно, но верно, с каждым комментарием, всё более и более становлюсь в ваших глазах врагом и лютым недоброжелателем, но поделать с собой ничего не могу.
    Платон мне друг, но истина дороже.

    smile hi
    1. +4
      21 ноября 2020 14:10
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Всё очень бегло, и чересчур поверхностно

      И, осмелюсь добавить, излишне пристрастно: безусловно, каждый имеет право на свои суждения , но экспрессия оценок :
      "впавшего в старческий маразм Горчакова", "Александр III был взбешён, за собственную глупость" и т.п.
      представляется явно излишней.

      При этом статьи автора приветствую и с удоволсьтвием читаю.
      .
      Прекрасными статьями автора считаю , например, серию о наемниках, французском Алжире, "черноногих" , пиратах
      1. +2
        21 ноября 2020 15:12
        Цитата: Ольгович
        излишне пристрастно

        К этому качеству автора я уже начинаю привыкать. Практически все материалы Валерий в той или иной мере можно назвать пристрастными. Валерий изначально не ставит себе целью проведение объективного исследования, мне понадобилось много времени, чтобы это понять. Его видение истории всегда содержит в себе нотку протеста против установившихся концепций, что само по себе неплохо, но почти всегда страдает избирательностью и тенденциозностью в ущерб объективной истине. Вместе с водой автор выплеснул столько детей, что хватит на хороший детский сад.
        Кстати, абсолютно то же самое явление, даже, наверное, в более ярко выраженном варианте я с интересом наблюдаю, читая ваши комментарии. Вы также как и Валерий сформировали по многим вопросам истории собственное мнение и замечаете только то, что это мнение подкрепляет и подтверждает, начисто игнорируя то, что в вашу концепцию видения истории не входит. Это может показаться забавным, но, как по мне, так у вас и автора статьи очень много общего, но самое забавное - то, что вы критикуете его за то же, что самым наглядным образом демонстрируете чуть ли не в каждом комментарии. smile Доходит до того, что для того, чтобы сказать что думает по тому или иному вопросу Ольгович, зачастую даже не требуется читать комментарии - настолько ваша позиция по большинству вопросов предсказуема и очевидна. smile
        Цитата: Ольгович
        Прекрасными статьями автора считаю , например, серию о наемниках, французском Алжире, "черноногих" , пиратах

        Исключительно потому, что позиция автора по этим вопросам совпала с вашей. smile
        Лично мне из перечисленного вами понравился только цикл о пиратах - в нем автор не делал каких-либо глобальных переоценок исторических концепций, не пытался внедрить "альтернативный" взгляд на "традиционную" историю. А вот лично мне больше понравились циклы автора про гуситов, про Тамерлана, немного меньше - про монголов... Да, много чего, всего не упомнишь, что-то больше, что-то меньше... Но Алжир и наемники не понравились категорически, последних я даже бросил читать на середине цикла.
        1. +3
          21 ноября 2020 16:11
          Миша, привет! hi
          А чем "наёмники" не понравились, на мой взгляд было достаточно интересно. Мне хотелось бы знать по подробней причины, по которым тебе эти статьи не пришлись.
          1. +2
            22 ноября 2020 00:26
            Приветствую, дядя Костя. hi
            Больше всего меня, наверное, меня в цикле про наемников не устраивало отношение автора к этой профессии и героизация людей ею занимающихся. А это отношение - чуть ли не восторженное, но, во всяком случае, полное глубокого почитания и уважения было настолько очевидно и так явно демонстрировалось, что мне становилось просто неприятно. А я здесь не для войны с самим собой, это точно, так что бросил цикл и не жалею. Для меня наемники, уж извините, те же (текст, недопустимый к публикации), только те делают людям приятно, а наемники - больно, и часто до смерти, другой разницы не вижу.
            1. +2
              22 ноября 2020 11:18
              Цитата: Хозяин Трилобита
              Для меня наемники, уж извините, те же (текст, недопустимый к публикации), только те делают людям приятно, а наемники - больно, и часто до смерти, другой разницы не вижу.

              Доброе утро уважаемый Михаил!
              Правы,во всём Вашем комментарии,Вы правы.Наёмники,от слова-нанимать.Товар,не более.Но всё-таки присутствует и некий романтизм,а?Как....и в действиях пиратов? wink
              1. +1
                22 ноября 2020 12:44
                Приветствую, Сергей.
                Пираты - обычные уголовники. Зная кое-что об уголовной среде, могу сказать, что романтики там не более, чем у глиста интеллекта. smile Но есть у них от наемников одно отличие - свобода воли, отсутствие обязательств перед кем-либо. Махновщина.
                Наемники же суть нечто иное. Если в Средние века их нанимали для войны, то сейчас для войны есть армия. Но армия является как бы представителем государства, и всё, что делает она, делается от имени государства. Поэтому для особо "деликатных" миссий по геноциду, массовым и точечным ликвидациям, политическим провокациям, обеспечению незаконных сделок (наркотики, работорговля), охрана незаконных объектов и т.п. существуют наемники. На хорошее дело, благородное дело их не позовут. Благородное дело сделают силами собственной армии, чтобы потом гордиться и раздавать медальки. Удел наемников - грязь, кровь и преступления.
                Мне неприятно, когда героизируют то, что, по сути является преступлением. Эти сериалы про Леньку Пантелеева, Соньку Золотую ручку, в которых их представляют романтическими героями, и статьи автора о наемниках, в том виде, в каком они были опубликованы, суть, по большому счету, одно и то же.
                Поэтому я тогда решил не портить настроение ни себе ни другим и читать этот цикл перестал. smile
            2. +1
              22 ноября 2020 20:17
              Отношения к наёмникам поддерживаю. И по той же причине прочитал только одну статью из данного цикла.
      2. +1
        21 ноября 2020 20:20
        Ольгович, с Вами стола отчасти:: Валерий несколько пристрастно отнёсся к Горчакову. А настоящий историк не должен быть таким пристрасным. Сейчас нам легко критиковать Горчакова,а окажись он сам на месте Горчакова ,в тогдашней ситуации?
        1. -1
          21 ноября 2020 20:57
          Коллеги, поверьте,я писала:"согласна",а проучилась какая -то ерунда.
          1. +2
            22 ноября 2020 09:56
            Цитата: Astra wild2
            согласна",а проучилась какая -то ерунда.

            *Всё пройдёт,пройдёт и это.*
            Вера!А мне нравится читать Ваши комментарии...в них есть-энергия! love
        2. +1
          22 ноября 2020 20:34
          Скажем так, Александру Михайловичу в 1879 году - 81 год. Возраст в те времена более чем почтенный. Он был хорош в 50-60 е годы, но в 1870е...
  13. +5
    21 ноября 2020 15:38
    Валерий, ПОЛНЫЙ ШИКАРДОС.
    Иллюстрации по делу и текст, но хочу Вам слегка возразить: "справедливости ради",как выражается наша Астра," по условиям Сан Стефанског мирного договора "Вы , помните в каких условиях заключался Сан Стефанский договор? Турок порвали :" как тузик грелку",Скобелев уже "заглядывал к султану в гарем", когда турки были уверены, что уже полный триндец, а тут русские предлагают переговоры. Естественно турки были рады и камаринскую плясать. Верно?
    В каких условиях происходит " Берлинской конгресс"? Австро-Венгрия фактически угрожает войной, Англия заключает договор с Турцией, у России нет союзников. Логистика была проблематичной, попробуйте боеприпасы и подкрепление доставить в Болгарию гужевым транспортом. Пока доставят боеприпасы то от армии останутся:"рожки да ножки"
    1. +2
      21 ноября 2020 16:08
      Слава, привет! hi Всё верно -- логистика и британский флот в Дарданеллах, тут не до жиру.
      1. +2
        21 ноября 2020 16:48
        Ребята, вы путаете порядок событий, причины и следствия!
        1. +1
          21 ноября 2020 17:03
          Отсутствие у России флота на Чёрном море, это причина, следствием которой была невозможность удержать Константинополь, случись его захватить армии.
      2. +2
        21 ноября 2020 16:49
        Костя, приветствую. Я с тобой согласен, а Валерию хочется, чтобы было именно так.
        1. 0
          23 ноября 2020 11:23
          Цитата: vladcub
          чтобы было именно так

          Возможно,Влад,возможно.А возможно и то,что умная голова сообразила тогда.
          -Ещё одна головная боль?Мало Кавказа?
          Ну,и не стали особенно заворачиваться?А?
          1. 0
            23 ноября 2020 11:31
            Чёрт возьми!но почему вместо того,чтобы заняться реальными проблемами собственного народа,наших властителей,тогда и сейчас,так и тянет устроить сладкую жизнь на территории *где-то*!?!
            В России всё олл райт?
  14. +4
    21 ноября 2020 16:20
    Валерий, большое, большое Вам спасибо за то,что нас не забывайте
    Я уже не раз говорила,что буду делать замечания с точки зрения логики.
    Я Вас предупредила.
    "Болгария потом дважды воевала против нашей страны" потом дальше Вы пишите:"с Советским Союзом не были даже разорваны дипломатические отношения". Вам не кажется,что это не логично?
    1. +3
      21 ноября 2020 18:51
      Не воевала, но была союзницей не СССР, а нацистской Германии, обеспечивая базы, снабжая продовольствием и фуражом. Воевала с союзными нам югославами Тито. В общем, сложно всё: вроде бы, формально болгарские солдаты в русских не стреляли, но немцам стрелять помогали.
  15. -1
    21 ноября 2020 20:53
    "тот самый крестный сын Николая2-Борис3". Валерий,,я на сайте видела,что у болгарского царя,был порядковый номер 2.
    Там же читала,что он был отправлен. Он не захотел направлять армию в Советский Союз,а Гитлер такого не прощал.
    Возможно, стоило упомянуть об этой версии?
    P
    S
    Было бы интересно узнать"болгарский взгляд" на работу Валерия
  16. +1
    21 ноября 2020 23:07
    Цитата: Astra wild2
    "тот самый крестный сын Николая2-Борис3". Валерий,,я на сайте видела,что у болгарского царя,был порядковый номер 2.
    Там же читала,что он был отправлен. Он не захотел направлять армию в Советский Союз,а Гитлер такого не прощал.
    Возможно, стоило упомянуть об этой версии?

    1. У етого Бориса порядковий номер 3 так как били Борис 1 и 2 в средних веках.
    2. У него не било никакой возможности отправить болгарских солдат на Восточном фронте так как значительная част болгарской армии находилась на територии не только Македонии и Фракии но и собсвено Сербии и вела там (как и на болгарской територии) настоящую войну с паризанами. Но еще более важно что остальная часть болгарской армии находилась на турецкой границе и "держала" Турцию вне войни. Ето била согласованая с Гитлером стратегия использования болгарской армии. Кроме того болгарская армия обороняла часть берега во Фракии от возможного союзного десанта. Никаких разногласии между Гитлера и Бориса не било. Борис бил самий верний союзник и личний друг Гитлера - только его пригласили как личний друг фюрера на олимпиаду в Берлин, а в августе 43 г. он по собственой инициативе поехал в Берлин и вьидал план перехода Италии к союзникам(его супруга дочь италианскаго короля которий сверг и арестовал Муссолини). Союзники(англо-американци) и италианский король такое не прощали и в смерти Бориса вероятно замешана сестра его супруги и дочь италианского короля Мафалда. Во всяком случае Гитлер очень сожалел о смерти Бориса и у него не било никакой причиной и желании его убиват.
    1. +1
      22 ноября 2020 21:45
      Рад, что Вы прочитали эту статью, приходите на следующие, впереди о Кипре - "Кровавое Рождество" и "Операция Аттила", а потом - снова Болгария: Кипрский синдром, "Процесс Возрождения", "Большая экскурсия"
  17. +1
    22 ноября 2020 16:02
    Цитата: Фил77
    Цитата: Astra wild2
    согласна",а проучилась какая -то ерунда.

    *Всё пройдёт,пройдёт и это.*
    Вера!А мне нравится читать Ваши комментарии...в них есть-энергия! love
    Р
    Рада,что Вам нравится
    1. 0
      23 ноября 2020 11:59
      Цитата: Astra wild2
      Рада,что Вам нравится

      Не обольщайтесь,прекрасная незнакомка!
      Я критичен. wink И Как Вы сами меня обозначили-*язва*. laughing Но это нормально.
  18. 0
    22 ноября 2020 16:37
    Не историк но мне кажется что проникновение османов в европу еще и с экономикой связано, точнее с налогообложением и более уивилизованными и понятными населению порядками у осман по сравнению с закидонами (цивилизованных)европейских феодалов. Причем речь идет об периоде когда янычары не превратились в развращенную привелегиями обузу обществу. Что опять же говорит об качестве подготовки и удержания в узде элит в стране.
  19. -1
    22 ноября 2020 17:51
    Все "болгары" в 14 веке закончились. laughing
  20. -2
    22 ноября 2020 18:01
    Причиной войны был, как пишут в учебниках, «подъем национального самосознания на Балканах». А паче того — изысканная жестокость турок, с которой они подавляли восстания южных славян.

    Русский царь решил подсобить братским православным повстанцам. И подсобил, обильно поливши русской кровью будущую независимую болгарскую землю. Погибших, раненных и умерших от болезней русских солдатиков было в ту войну аж 155 тысяч — в 10 раз больше, чем болгар, за которых русские воевали. laughing
    1. +1
      22 ноября 2020 20:46
      Цитата: Геннадий Фомкин
      Русский царь решил подсобить братским православным повстанцам.

      Русский царь был против этой войны и до последнего старался решить вопрос дипломатическими мерами. У него была масса других дел. Но вот общество его всячески к этой войне подталкивало и в конце концов своего добилось. И Александру пришлось свернуть реформы вляпаться в войну, к которой Россия была традиционно не готова. Потом это же самое "общество" царя в остановке реформ и обвинило.
      Цитата: Геннадий Фомкин
      в 10 раз больше, чем болгар, за которых русские воевали. laughing

      Чему вы радуетесь?
  21. 0
    22 ноября 2020 18:05
    Вот примерная хронология событий
    Султан Орхан (1324 — 1359 г.) стал правителем всей северо-западной части Анатолии: от Эгейского моря и пролива Дарданеллы до Черного моря и пролива Босфор. Ему удалось закрепиться на континентальной Европе. В 1352 году турки переправились через Дарданеллы и взяли крепость Цимпе, а в 1354 году захватили весь Галлипольский полуостров. 1359 году османы предприняли неудачную попытку штурмовать Константинополь.
    В 1359 году к власти в Османском государстве пришел сын Орхана - Мурада I (1359–1389 г.), который укрепив свое господство в Малой Азии, приступил в к завоеванию Европы.
    В 1362 г. турки разбили византийцев на подступах к Андрианополю и овладели городом. Мурада I перенес столицу образовавшегося Османского государства в Андрианополь в 1365 году, переименовав его в Эдирне.
    В 1362 г. под властью турок оказался богатый болгарский город Пловдив (Филиппополь), а через два года болгарский царь Шишман был вынужден признать себя данником султана и отдать в его гарем свою сестру. После этих побед из Азии в Европу хлынул поток тюркских переселенцев.Византия превратилась в отрезанный от внешнего мира город-государство без каких-либо зависимых территорий, к тому же лишившийся прежних источников доходов и продовольствия. 1373 году византийский император Иоанн V признал себя вассалом Мурада I. Император вынужден был подписать с турками унизительный договор, по которому он отказывался от восполнения потерь, понесённых во Фракии, и оказания помощь сербам и болгарам в сопротивлении османскому завоеванию, также он обязан был оказывать османам поддержку в борьбе с их соперниками в Малой Азии.
    Продолжая экспансию на Балканах, турки в 1382 году напали на Сербию и взяли крепость Цателицу, в 1385 году завоевали болгарский город Сердику (Софию).
  22. -1
    22 ноября 2020 18:09
    В 1389 годах турецкая армия под командованием Мурада I и его сына Баязида разбила коалицию из сербских и боснийских правителей в битве на Косовом поле. Перед боем на Косовом поле Мурада I был смертельно ранен сербским князем и вскоре умер, власть в Османском государстве перешла к его сыну Баязиду I (1389-1402 г.). После победы над армией сербов многие сербские военачальники были убиты на Косовом поле на глазах у умирающего Мурада I.
    В 1393 году османы захватили Македонию, затем болгарскую столицу Тырново. В 1395 году Болгария полностью была покорена османами и вошла в состав Османского государства. Болгария стала транзитным интересом османов. На очереди был Константинополь, цитадель Византийской империи. Вот и вся история, как Болгария попало под турецкое — османское иго. Правда своего про-турецкого "монарха" Шишмана болгары выдали Баязиду ,который зарезал его как барана ,сдать ,предать вошло в "привычку" laughing
  23. +1
    22 ноября 2020 18:17
    Видите этот «ботинок», начертанный арабской вязью? Вторая половина 14-ого века. Скоро под этим ботинком окажется почти вся Европа. Это автограф человека, которого легко назвать варваром, вандалом, извергом, но назвать пройдохой или неграмотным кочевником, вряд ли. Сколь ни прискорбно народам порабощенными этим завоевателем, Орхан считается вторым из трёх основателей Османской империи, при нём небольшое тюркское племя окончательно превратилось в сильное государство с современной армией.
  24. -1
    22 ноября 2020 20:56
    Цитата: Старший матрос
    Цитата: Геннадий Фомкин
    Русский царь решил подсобить братским православным повстанцам.

    Русский царь был против этой войны и до последнего старался решить вопрос дипломатическими мерами. У него была масса других дел. Но вот общество его всячески к этой войне подталкивало и в конце концов своего добилось. И Александру пришлось свернуть реформы вляпаться в войну, к которой Россия была традиционно не готова. Потом это же самое "общество" царя в остановке реформ и обвинило.
    Цитата: Геннадий Фомкин
    в 10 раз больше, чем болгар, за которых русские воевали. laughing

    Чему вы радуетесь?

    Вы рады что и за этих угробили русских мужиков? А не шли бы они к едрене фени цигане.
  25. -2
    23 ноября 2020 04:09
    НУ И БРЕДЯТИНА...
    Посе этих цитат все остальное можно не читать.

    Поначалу веротерпимые османы после ряда поражений и неудач стали поощрять переход населения этих санджаков в ислам.


    Среди православных болгар исламизация большого успеха не имела, зато массово приняли ислам богомилы.


    Болгарская знать, независимо от конфессиональной принадлежности, и жители городов (горожане в основном были греками, армянами, евреями и албанцами) говорили на турецком языке. Болгарский язык, который считался языком черни и простонародья, можно было услышать лишь в деревнях.


    О положении болгар в Османской империи представление можно составить, познакомившись с блюдами национальной кухни этой страны и сравнив её, например, с чешской. В болгарских рецептах очень много овощей, используются сыры и кисломолочные продукты, мука и крупы, почти обязательно подаётся вино, однако мало мясных блюд, которые в этой стране считались праздничными и готовились не каждый день.
  26. -2
    23 ноября 2020 14:19
    Цитата: Shegor Vechem
    НУ И БРЕДЯТИНА...
    После этих цитат все остальное можно не читать.

    Поначалу веротерпимые османы после ряда поражений и неудач стали поощрять переход населения этих санджаков в ислам.


    Среди православных болгар исламизация большого успеха не имела, зато массово приняли ислам богомилы.


    Болгарская знать, независимо от конфессиональной принадлежности, и жители городов (горожане в основном были греками, армянами, евреями и албанцами) говорили на турецком языке. Болгарский язык, который считался языком черни и простонародья, можно было услышать лишь в деревнях.


    О положении болгар в Османской империи представление можно составить, познакомившись с блюдами национальной кухни этой страны и сравнив её, например, с чешской. В болгарских рецептах очень много овощей, используются сыры и кисломолочные продукты, мука и крупы, почти обязательно подаётся вино, однако мало мясных блюд, которые в этой стране считались праздничными и готовились не каждый день.
  27. +3
    23 ноября 2020 16:57
    Цитата: Геннадий Фомкин
    В 1393 году османы захватили Македонию, затем болгарскую столицу Тырново. В 1395 году Болгария полностью была покорена османами и вошла в состав Османского государства. Болгария стала транзитным интересом османов. На очереди был Константинополь, цитадель Византийской империи. Вот и вся история, как Болгария попало под турецкое — османское иго. Правда своего про-турецкого "монарха" Шишмана болгары выдали Баязиду ,который зарезал его как барана ,сдать ,предать вошло в "привычку"

    На територию Болгарии тогда било по меньшей мере 3 феодальние государства. Еще до битву на Косовом поле они уже били васальние османским султанам. В 1393 пала столица Тирново в которой царя не било. Иван Шишман умер в 1395 но почему и как неизвестно. Его старший син Алексадър принял ислам и под именем Искендер управлял Измир в Анатолии.
    Брат Шишмана, Иван Срацимир управлял Видин. В 1365 Видин бил взят венгерским королем и он начал обращат православних в католицизм. Потом при помощи турков Срацимир бил востановлен в Видин и конечно он бил вассал султана. Последние сведения что до 1422 в Видин управлял син Срацимира Константин.
  28. 0
    1 декабря 2020 15:58
    однако немало было и помаков – отуреченных славян, исповедовавших ислам, но говоривших на болгарском языке (при этом они использовали не кириллицу, а латинский алфавит)

    Неверный факт.
    То же самое и про гагаузов. Они не турки.
    Тщрол - языковая, а не национальная принадлежность.
    P.S Якуты с турками ничего общего не имеют.