Бразилия разрабатывает военно-транспортный самолет с гибридной силовой установкой

27
Бразилия разрабатывает военно-транспортный самолет с гибридной силовой установкой

13 ноября 2020 года в рамках конференции по национальной обороне, которая была организована Министерством обороны Бразилии, ВВС этой латиноамериканской страны представили концепт будущего легкого военно-транспортного самолета, известного под аббревиатурой STOUT. Новый самолет, главной особенностью которого должна стать гибридная силовая установка, представлял лично командующий ВВС Бразилии Антонио Карлос Моретти Бермудес. STOUT расшифровывается как Short Take Off Utility Transport (транспортный самолет с укороченным взлетом).

Предполагается, что новый самолет найдет применение как в военной, так и в гражданской авиации и сможет взлетать с небольших аэродромов. В перспективе новый самолет должен будет заменить в ВВС Бразилии всю линейку легких турбовинтовых военно-транспортных самолетов C-95 (Embraer EMB-110 Bandeirante) и C-97 (Embraer EMB-120 Brasilia), парк которых оценивается сейчас в 83 единицы. Данные самолеты можно уже отнести к устаревшим машинам, средний возраст 63 самолетов C-95 составляет более 38 лет, 19 самолетов C-97 – 26,5 лет.



Стоит отметить, что проект бразильской авиастроительной компании Embraer выглядит достаточно интересно и вполне в духе времени. До этого момента электродвигатели широко применялись только в автомобилестроении. В настоящее время на планете настоящий бум создания электромобилей, а также транспортных средств с гибридной силовой установкой. Чего стоит одна только компания Tesla c её основателем Илоном Маском, которая стала самой дорогой автокомпанией мира. Буквально на днях капитализация компания превысила 500 миллиардов долларов. Удастся ли Embraer выпустить первый в мире военно-транспортный самолет с гибридной силовой установкой, покажет лишь время. Пока что перспективный самолет находится лишь в стадии концепта, хотя и привлекшего к себе внимание далеко за пределами Бразилии.

Что известно о новом бразильском проекте STOUT


За разработку нового самолета для ВВС Бразилии отвечает компания Embraer. В настоящее время это одна из крупнейших и, пожалуй, самая известная бразильская фирма в мире. Embraer представляет собой настоящий авиастроительный конгломерат компаний, занимающий лидирующие позиции в мире в области создания пассажирских самолетов регионального класса. Эта специализация позволяет концерну создавать и достаточно успешные небольшие военно-транспортные самолеты, а также особые воздушные суда различного назначения.


В настоящее время компания борется с канадской Bombardier за право считаться третьим в мире производителем самолетов после Airbus и Boeing. Помимо пассажирского авиастроения она активно развивает и свои военные проекты, продвигая продукцию как на внутренний, так и на внешний рынки. В частности, Embraer спроектировала реактивный двухмоторный военно-транспортный самолет средней дальности Embraer C-390. В настоящее время этот тактический транспортник с грузоподъемностью 23 тонны является крупнейшим самолетом в линейке воздушных судов Embraer.

При этом история Embraer началась с легкого двухмоторного турбовинтового пассажирского самолета EMB 110 Bandeirante. Его военный вариант получил обозначение C-95. Этот первый самолет компании Embraer поднялся в небо ещё в 1968 году и серийно производился до 1991 года. В настоящее время различные транспортные версии данной машины по-прежнему остаются на вооружении военно-воздушных сил Бразилии.

Очевидно, что парк легких военно-транспортных самолетов ВВС Бразилии нуждается в обновлении. Понимая это, ещё в декабре 2019 года авиапроизводитель и ВВС Бразилии подписали совместный меморандум по созданию нового перспективного военно-транспортного самолета легкого класса. Новая машина должна заменить C-95 и C-97. При этом по своим размерам и возможностям она ближе к более современному и крупному транспортнику C-97.

Первая презентация с показом визуальных материалов по новому военно-транспортному и коммерческому самолету прошла 13 ноября 2020 года. В компании Embraer признают, что представленная военными в ноябре модель с гибридной силовой установкой является продуктом подписанного в декабре 2019 года меморандума.

При этом по проекту пока что крайне мало информации, очевидно, что он находится в самой начальной стадии реализации. В настоящее время компания занимается эскизным проектированием нового самолета в рамках подписанного ранее соглашения с ВВС.

Технические особенности гибридного самолета STOUT


Новый легкий военно-транспортный и коммерческий самолет STOUT разрабатывается для использования в условиях плохо развитой аэродромной инфраструктуры. Самолет получит возможность взлетать с коротких и узких ВВП, а также с плохо подготовленных взлетно-посадочных полос. Предусмотрена эксплуатация с грунтовых аэродромов, что позволит использовать самолет в малодоступных уголках Бразилии, в первую очередь в Амазонии. Бассейн реки Амазонки представляет собой труднодоступную местность с обилием тропических лесов и болот. Если проект будет успешно реализован, то новый самолет Embraer найдет себе применение и в других государствах Латинской Америки. А также сможет выйти на международный рынок.

C-97 бразильских ВВС

Главной особенностью и фишкой самолета является наличие гибридной силовой установки. Новый самолет получит четыре двигателя, два из которых будут традиционными турбовинтовыми, а два электрическими. Каждый из них получит пятилопастные воздушные винты. Пока что представленная концепция предполагает размещение электродвигателей на законцовках крыла самолета STOUT. Запитают электродвигатели от генераторов турбовинтовых моторов.

Новый четырехмоторный легкий транспортный самолет двойного назначения внешне представляет собой классический высокоплан с Т-образным хвостовым оперением. Важным отличием от самолетов C-95 (Embraer EMB-110 Bandeirante) и C-97 (Embraer EMB-120 Brasilia) станет наличие полноценной задней рампы, что облегчит процесс перевозки грузов различного назначения, в том числе паллет. А также позволит самолету перевозить в грузовом салоне легкую колесную технику. Использование четырехдвигательной гибридной силовой установки должно обеспечить перспективному самолету хорошие показатели тяговооруженности, а также высокие взлетно-посадочные характеристики.

По своим размерам новый легкий военно-транспортный самолет будет сравним с моделью C-97 (длина – 20 метров, высота – 6,35 метра, размах крыла – 19,78 метра). При этом внешне представленная модель больше всего похожа на пропорционально уменьшенный вариант среднего военно-транспортного самолета С-390 Millennium с иной силовой установкой и слегка измененной конструкцией шасси.


Предполагается, что для взлёта самолета STOUT с максимальной нагрузкой три тонны понадобятся взлетно-посадочные полосы длиной 1 200 метров. При этом с меньшей нагрузкой самолет можно будет эксплуатировать с грунтовых аэродромов с полосами менее 1 000 метров. Об этом сообщает авиационное интернет-издание Cavok Brasil. Согласно представленной бразильскими военными презентации, новый четырехмоторный легкий военно-транспортный самолет сможет перевозить до трех тонн грузов на расстояние 2 420 км. Также на его борту смогут разместиться 24 парашютиста или 30 десантников в полной боевой амуниции.

Уже заявлено, что самолет изначально разрабатывается в транспортном варианте для перевозки грузов (в том числе на поддонах) и десантников. Также на его борту могут быть установлены специальные медицинские модули и медицинское оборудование. Транспортный вариант самолета с гибридной силовой установкой смогут использовать и военные, и гражданские компании, занимающиеся грузоперевозками.

В перспективе на базе данной модели может быть создан и пассажирский вариант STOUT. По словам командующего ВВС Бразилии:

«Новый самолет сможет закрыть несколько оперативных потребностей военных: десантирование парашютистов, доставку грузов и персонала в джунглях, транспортировку больных».


Крупнейший бразильский военно-транспортный самолет С-390 Millennium. Фото:Matti Blume, wikimedia.org

Сообщается, что компания Embraer, правительство и представители ВВС Бразилии рассчитывают использовать потребности страны в новом легком военно-транспортном самолете для ускорения работ по созданию гибридно-электрических самолетов.

По мнению ряда экспертов, подобные летательные аппараты являются многообещающим направлением для организации пригородных или региональных пассажирских и грузовых перевозок из-за возможного уменьшения затрат на топливо и техническое обслуживание.

Также данные самолеты будут оказывать меньшее негативное воздействие на окружающую среду.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    27 ноября 2020 18:08
    Что произойдет при отказе одного из двигателей на законцовке крыла если винт не зафлюгируется?
    1. +7
      27 ноября 2020 18:26
      То же самое, что и с другим самолётом в такой ситуации, видимо.
      Или ничего- там ведь электродвигатель с минимальными потерями
      1. +2
        27 ноября 2020 19:57
        Там сопротивление из-за лопастей должно возрасти. Все равно что концом крыла уперся. Развернет, по-моему.
    2. +4
      27 ноября 2020 19:42
      Что произойдет при отказе одного из двигателей на законцовке крыла если винт не зафлюгируется?

      Автоматика перенаправит часть электроэнергии вырабатываемая второго двигателя. В резултат тяга более рамномерно распределится, чем в класической схеме. Вообщето эфективнее было бы, чтоб 2 турбомотора без пропеллеры работали только на электрогенератора + батарея /для оптимизации электропитания/, а електромоторы с пропеллеры было больше /4-6/! Отпадет надобность от редукторах, двигатели /это могут быть даже дизели!!/ будут работать на оптимальны режим, без экстримальных нагрузок. Выигрыш в долговечности, экономичности, и безопасности полета.
      1. -1
        27 ноября 2020 22:38
        Минусы в сложности, цене, весе и надежности, слишком много элементов.
        1. +2
          27 ноября 2020 23:59
          Всегда есть плюсы и минусы! Логика развития схожа, как у автомобилях. За ДВГ пришли гибриды /на той уровень STOUT/, следующие будут вполностью электрические самолеты. Не скоро, много работа еще предстоит.
  2. 0
    27 ноября 2020 18:22
    Т.е. получается у движков столько избыточной мощности, что по факту хватит сразу на два пропеллера.
    Кстати, у нас вроде ,писали, тоже электродвижки для самолетов делают, интересно , какие перспективы.
    А то как вспомнишь сколько просто ремоторизация Ил-114 уже тянется....:)))
  3. +2
    27 ноября 2020 18:48
    Капитализация у Embraer $ 500 млрд, а у Газпрома менее $ 100 млрд! Как так может быть?
    1. +4
      27 ноября 2020 18:58
      Откуда у Вас такие данные? На данный момент капитализация Embraer - 6,2 млрд. $, капитализация Газпрома - 58 млрд. $
      1. +1
        27 ноября 2020 19:24
        Ну по Газпрому я не ошибся ( $ 58 млрд - это меньше чем $100 млрд) а про капитализацию Embraer, то она составляет & 19,2 МЛРД.
    2. +7
      27 ноября 2020 20:05
      Цитата: вадим dok
      Капитализация у Embraer $ 500 млрд, а у Газпрома менее $ 100 млрд! Как так может быть?
      У Tesla 500 млрд. Миллер в свое время обещал триллион $ капитализацию Газпрома, но у наших верхов обычное дело - "Обещаем обещать"
      1. +5
        28 ноября 2020 01:39
        Цитата: Стирбьорн
        У Tesla 500 млрд.

        Капитализация вещь весьма эфемерная, существует как акула - пока есть движение. Поэтому и идёт такая гонка.
        Скажете что не так. Смотрим первые 12 из списка по капитализации компаний года 2000 и 2019.
        2000: Microsoft, General Electric, NTT DoCoMo, Cisco Systems, Wall-Mart Stores, Intel, NTT, Exxon Mobil, Lucent Tecnologies, Deutsche Telecom, Nokia, IBM
        2019: Saudi Aramco, Microsoft, Apple inc., Amazon Inc, Alphabet Inc (Google), Facebook, Alibaba Group, Tencent, Berkshire Hathaway Inc, Johnson & Johnson, Visa Inc., JPMorgan Chase
        По факту место в десятке только Microsoft сохранила.
        И Теслы ещё нет. А через 20 лет уже не будет )
        Про Microsoft ничего не скажу, эти могут и остаться.
    3. Комментарий был удален.
  4. +15
    27 ноября 2020 18:52
    Как то сомнительно, что такое новшество в конструкции, весьма необычной, обеспечит скачок характеристик. Но раз готовы производить, то видимо все просчитали, в т. ч. коммерческую составляющую. Будем посмотреть.
    1. -1
      27 ноября 2020 21:29
      Цитата: Антифриз
      видимо все просчитали

      Когда в Бразилии запускали то, что впоследствии оказалось SSJ-100, тоже просчитывали.
  5. +5
    27 ноября 2020 19:15
    Непонятно, в чем преимущество.
    Мощность двух винтов все равно не превышает мощности двигателя.
    Если бы аккумуляторы или мониторы стояли и работали электромоторы при взлете- можно понять было бы, сокращение разбега, но два винта ведь фактически работают от одного двигателя- один напрямую, второй через электротрансмиссию. И что это даёт?
    1. 0
      27 ноября 2020 19:18
      Цитата: Avior
      Если бы аккумуляторы или мониторы стояли

      А может и стоят, просто здесь нам не всё подробно описали.
  6. +2
    27 ноября 2020 19:37
    Откровенно говоря, не соображу, а на хрена нужно лишнее передаточное звено с соответствующими потерями мощности и дополнительной возможности отказа техники. Я понимаю необходимость этого в тепловозах и карьерных самосвалах, а в самолетах fellow request what
    1. +1
      27 ноября 2020 20:17
      Расчёт по-видимому, на то, что электродвигатель легче ТВД. Наверняка просчитывалась компоновка. Интересно, что в итоге получится.
      1. -4
        27 ноября 2020 21:30
        Цитата: Авиатор_
        Интересно, что в итоге получится.

        Думаю, ничего у них не получится.
    2. +1
      27 ноября 2020 22:27
      ну вообще основная фишка в ВОЗМОЖНОМ меньшем расходе топлива относительно ТРД, то есть теоретически, резерв есть, а вот как его достичь практически это совсем другой вопрос... Если не вдаваться в подробности то ТРД настраивают под узкие рамки работы, и как только параметры полёта выходят за эти рамки то КПД резко снижается, а как известно ЛА частенько выходит за рамки, особенно у военных в виде более быстрых спусков\подъёмов или полётах на не идеальных высотах\скоростях...
    3. +1
      27 ноября 2020 22:59
      Цитата: Ros 56
      а в самолетах

      Это нужно для повышения силы тяги винтов. В двигателе НК-12МВ самолёта ТУ-95 для увеличения силы тяги применяют соосные винты. Но задний соосный винт работает в потоке воздуха, создаваемым передним соосным винтом. Известно, что при увеличении скорости самолёта воздушные винты теряют эффективность. В бразильском самолёте с гибридной силовой установкой соосности нет. Нет также и дифференциального планетарного редуктора. Поэтому увеличивается надёжность двигательной установки, повышается эффективность создания силы тяги винтов.
  7. -3
    27 ноября 2020 19:53
    позорище для путинской россии где все только будет лет через ?
  8. +1
    27 ноября 2020 22:08
    Если электродвигатели на концах поворотные , как у конвертоплана , тогда взлетную скорость и длину полосы
    в принципе можно уменьшить.
    1. 0
      27 ноября 2020 22:33
      Цитата: Михаил С.
      можно уменьшить.

      Соотношение площади крыла и винтов другие.
      У самолета подъемная сила за счет крыла, т.е. набегающего потока.

      Если попытаться поднять за счет винтов - это снизит набегающий поток и при этом создаст сопротивление движению вверх за счет крыла.

      Если же менять соотношение то в итоге конвертоплан и получится)
  9. 0
    28 ноября 2020 15:07
    Почему Маска назвали в статье основателем Теслы?
  10. +1
    28 ноября 2020 22:30
    Непонятное стремление автомобильные технологии засунуть в самолет. В авто электромотор осуществляет рекуперацию энергии (при торможении происходит наполнение аккумуляторной батареи), что и дает выигрыш системе двигатель - акб -двигатель. А как это реализовать в авиации? Авиация на солнечных батареях другое дело , но это актуально для высотного , тихоходного БПЛА. С транспортником как то не очень понятно.
    1. -1
      5 января 2021 19:55
      Цитата: 911sx
      Непонятное стремление автомобильные технологии засунуть в самолет.


      Это скорее корабельная технология (похоже на IEP).

      Цитата: 911sx
      двигатель - акб -двигатель


      О наличии АКБ в статье не говорится.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»