Танковый прицеп Mono Wheel Trailer: буксируемый бак для «Центуриона»

13

Двигатель Rolls-Royce Meteor Mk III - причина проблем танка Centurion. Фото Wikimedia Commons

В 1945 г. на вооружение британской армии поступил новейший средний танк A41 Centurion. При всех своих преимуществах, эта машина не отличалась топливной экономичностью, что могло серьезно ограничивать ее боевой потенциал. В разное время предпринимались различные попытки избавиться от этой проблемы, и одной из первых стал специальный танковый прицеп Mono Wheel Trailer.

Масштаб проблемы


В первых модификациях танк «Центурион» имел внутренние топливные баки общей емкостью 121 галлон (550 л). В кормовом отсеке бронемашины располагался бензиновый двигатель Rolls-Royce Meteor типа V12 мощностью 650 л.с. С его помощью танк мог развивать скорость до 35 км/ч на шоссе и до 23-25 км/ч на пересеченной местности.



Танковый прицеп Mono Wheel Trailer: буксируемый бак для «Центуриона»
Прицепы Mono Wheel Trailer датской армии на стоянке. Фото Armyvehicles.dk

В зависимости от состояния двигателя, трансмиссии и ходовой части, одна заправка на 550 л позволяла пройти по хорошей дороге не более 80-100 км. На пересеченной местности запас хода был еще меньше. Таким образом, минимальный расход топлива достигал 550 л на 100 км. Для сравнения, тяжелый танк Chirchill на шоссе потреблял не более 300-320 л на 100 км, хотя на пересеченной местности расход возрастал едва ли не вдвое.

Большой расход топлива и малый запас хода угрожали реальному применению танков Centurion, и было решено принять меры. Самыми очевидными решениями были замена двигателя на менее «прожорливый» или установка дополнительных баков, однако они требовали серьезной переработки конструкции. Альтернативой им был специальный прицеп с дополнительным баком.

Старое решение


Еще в 1942 г. британские инженеры разработали унифицированный танковый прицеп Rotatrailer. Изделие оригинальной конструкции перевозило несколько сотен литров топлива, десятки снарядов, патроны для пулемета, воду и провиант. Его можно было использовать вместе с танками разных типов, хотя результаты реальной эксплуатации оказались неоднозначными.


Средства крепления прицепа к танку. Фото музея Arsenalen

К концу сороковых решили, что оптимальным ответом на проблему расхода «Центуриона» является создание схожего прицепа с топливным баком большой емкости. При этом к проекту предъявлялись новые требования, учитывающие опыт эксплуатации «Ротатрейлера» и его недостатки. В итоге в новом проекте осталась только исходная концепция, но ее реализация полностью изменилась.

Армия потребовала сделать прицеп, способный перевозить только топливо, – по сути, бак на колесах. Его предлагалось буксировать за танком на жесткой сцепке с возможностью быстрого сброса. Важным нововведением должно было стать наличие шлангов для передачи топлива в танк во время движения.

Особенности конструкции


Готовый прицеп под названием Mono Wheel Trailer («Одноколесный прицеп») имел достаточно интересную конструкцию, отвечавшую предъявленным требованиям. Это было компактное изделие, полностью умещающееся за танком-буксировщиком и способное двигаться за ним как по шоссе, так и по пересеченной местности.


Ходовая часть изделия. Фото Arsenalen

Основной деталью Mono Wheel Trailer была металлическая емкость сложной формы, выполненная из конструкционной стали. Бак емкостью 900 л имел многоугольную вертикальную переднюю стенку и заваленные внутрь борта. Заднюю стенку выполнили наклонной назад, что упростило компоновку ходовой части. Крышу и дно сделали горизонтальными. Сверху на баке имелись горловины для заливки жидкого груза. На крышке предусматривались проушины для подъема прицепа краном.

Снизу к бортам бака присоединялись два отдельных изогнутых дышла для буксировки. При помощи шарнирных устройств они соединялись со штатными крюками на кормовой детали танка. Для быстрого отсоединения в боевой обстановке сцепка оснащалась пироболтами с электрическим управлением из боевого отделения. На сцепном устройстве закреплялся шланг для передачи топлива танку.


Танки армии Нидерландов на марше, 1963 г. Фото Национальный архив Нидерландов / nationaalarchief.nl

На кормовом листе прицепа устанавливалась оригинальная одноколесная ходовая часть. Использовалась подвеска на двойных рычагах с вертикальной пружиной, по типу распространенной на автомобилях. Вертикальный ход ограничивался отбойником на нижнем V-образном рычаге. На рычагах закреплялось самоориентирующееся колесо на наклонной вилке.

Конструкция буксирного устройства и ходовой части должны были обеспечивать достаточную гибкость и маневренность на ровных поверхностях. Прицеп жестко следовал за танком в горизонтальной плоскости, но мог перемещаться в вертикальной. В сочетании со свободно вращающимся колесом это давало требуемые характеристики подвижности и маневренности.


Монтаж прицепа, 1963 г. Фото Национальный архив Нидерландов / nationaalarchief.nl

Вместе с прицепом поставлялась простейшая двухосная тележка. При необходимости одноколесный прицеп можно было установить на нее и буксировать любым доступным автомобилем.

Одноколесная новинка


Производство прицепов Mono Wheel Trailer было налажено в конце сороковых годов, и тогда же первые изделия поступили в строевые части британской армии. В связи с массовым производством танков «Центурион» армия нуждалась в больших количествах дополнительного оснащения для них. Для обеспечения полноценной службы и максимальных оперативных возможностей требовалось получить по одному прицепу на каждый танк, а также создать некоторый запас. В тот же период велось создание новых образцов бронетехники на базе танка, которые тоже могли нуждаться в прицепе с топливом.


"Центурионы" на маневрах. На обочине - сброшенный прицеп. Фото Tank Museum Bovington

В ходе испытаний и эксплуатации было показано, что «Одноколесный прицеп» прекрасно справляется со своей основной задачей. Бак на 900 л горючего увеличивал запас хода до 250-260 км и сокращал зависимость боевой машины от бензовозов. Кроме того, топливо постоянно подавалось в баки танка, что избавляло от необходимости остановок для дозаправки.

Однако имелись и проблемы. Так, танк с прицепом был сложнее в вождении. Неудачно сдав назад, можно было повредить бак или даже наехать на него, раздавить и разлить топливо. При движении по пересеченной местности сцепное устройство и ходовая часть подвергались повышенным нагрузкам и нередко ломались. Известно о проблемах с системой экстренного сброса, которая могла отказать, и танку приходилось тащить за собой прицеп дальше.

Бензин из прицепа поступал в баки танка с постоянным напором, примерно соответствующим расходу двигателя. За счет этого во внутренних емкостях машины сохранялся одинаковый уровень топлива, а весь расход ложился на запас из прицепа. Однако в некоторых ситуациях баки переполнялись, и горючее проливалось внутрь моторно-трансмиссионного отделения, что приводило к риску пожара.


Оригинальный способ перевозки танка с прицепом. Фото Militaryimages.net

В целом прицеп Mono Wheel Trailer имел и плюсы, и минусы, из-за чего заслужил неоднозначную репутацию. Одни военнослужащие считали, что недостатки перевешивают преимущества, а другие были готовы мириться с неудобством, за счет которого упрощается эксплуатация танка.

Прицепы в армиях


Первые серийные одноколесные прицепы поступили в армию Великобритании. По разным данным и оценкам, было построено несколько тысяч таких изделий, что позволило улучшить возможности войск. Прицепы использовались с танками Centurion разных модификаций, вплоть до самых поздних. По мере модернизации, емкость баков танка росла, но старый неэкономичный двигатель сохранялся – машины и по-прежнему нуждались в дополнительном прицепе.

На рубеже сороковых и пятидесятых Великобритания начала поставки «Центурионов» за рубеж. Такие танки были приняты на вооружение почти двух десятков стран. Иностранные заказчики понимали проблемы покупаемого танка, и некоторые контракты предусматривали поставку изделий Mono Wheel Trailer в тех или иных количествах. К примеру, Нидерланды закупили почти 600 танков и такое же количество прицепов. В разных количествах танки и прицепы поставлялись в Швецию, Данию, Канаду и другие дружественные страны.


Опытная САУ FV3802 на базе танка Centurion с прицепом Mono Wheel. Фото Strangernn.livejournal.com

Все страны, имевшие на вооружении танки Centurion, продолжали эксплуатацию одноколесных прицепов в течение долгих лет. Отказываться от них начали только вместе со списанием совместимых бронемашин. Большая часть прицепов пошла на утилизацию, но некоторое количество сохранилось в музеях. Зачастую прицеп демонстрируется вместе с танком.

Конец концепции


В целом прицепы Mono Wheel Trailer показали себя неплохим, но не идеальным средством увеличения мобильности. С их помощью основные танки Великобритании и других армий смогли увеличить запас хода и, следовательно, общий боевой потенциал, но все же это было ограниченное и недостаточно эффективное решение.

По опыту эксплуатации прицепов было решено развивать танки. Первым шагом в этом направлении стала модернизация «Центуриона» с добавлением еще одного внутреннего бака и увеличением дальности хода. А затем появились совершенно новые бронемашины с приемлемым расходом топлива. Это сделало прицепы по типу Rotatrailer или Mono Wheel ненужными. В дальнейшем образцы такого рода не создавались. Работа новых танков без особых проблем обеспечивалась обычными бензовозами.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    17 декабря 2020 18:17
    При размерах той МелкоБритании , проблема конечно Бооольшая !
    1. 0
      17 декабря 2020 18:55
      Цитата: ФЕОДОР
      При размерах той МелкоБритании , проблема конечно Бооольшая !

      А Вы реально думаете, что они после ВМВ были мирными и пушистыми?
  2. +1
    17 декабря 2020 18:54
    типа V12

    Это что за тип такой?
    1. 0
      17 декабря 2020 20:12
      Цитата: Avis
      типа V12

      Это что за тип такой?

      V-образный 12 цилиндров - по 6 цилиндров на сторону, на картинке хорошо видно hi
      1. +1
        18 декабря 2020 07:32
        Цитата: Корона без вируса
        Цитата: Avis
        типа V12

        Это что за тип такой?

        V-образный 12 цилиндров - по 6 цилиндров на сторону, на картинке хорошо видно hi

        Слово "сарказм" Вам знакомо? "V12" это не тип двигателя, а его компоновка. "Тип" это "Мерлин", например. или "ВК-105".
  3. -1
    17 декабря 2020 18:55
    80-100 км для танка на одной заправке , это конечно ну очень мало .
    Дизель всегда экономичней бензинового двигателя , неужели Британия не способна была создать дизельный двигатель . Война то уже кончилась.
    1. -1
      17 декабря 2020 20:43
      Логистика войск, это показать общей организациии армии, спасибо автору.
    2. -1
      18 декабря 2020 18:10
      А с подрядчиком, выпускающего бензиновый двигатель, контракт ещё не закончился. Расторгать дороже. smile
  4. +2
    17 декабря 2020 21:38
    В зависимости от состояния двигателя, трансмиссии и ходовой части, одна заправка на 550 л позволяла пройти по хорошей дороге не более 80-100 км.

    Автор излишне "нагнетает" - англичане пишут о 100 с мелочью милях (170км), а 80-100 по бездорожью. Для справки у "Пантеры" 200км, ИС2 200-220км шоссе и 100-140 км по бездорожью.
    1. 0
      17 декабря 2020 23:45
      Цитата: BORMAN82
      В зависимости от состояния двигателя, трансмиссии и ходовой части, одна заправка на 550 л позволяла пройти по хорошей дороге не более 80-100 км.

      Автор излишне "нагнетает" - англичане пишут о 100 с мелочью милях (170км), а 80-100 по бездорожью. Для справки у "Пантеры" 200км, ИС2 200-220км шоссе и 100-140 км по бездорожью.

      Когда центуриона стал массовым основой был т-54. Ну и да, ис-2 - тяжелый танк с очень мощным орудием и защитой от 88мм пушек и центурион с броней из бумаги (в базе 76мм во лбу и потом около 102 вроде), одна и та же штука ведь...
  5. +2
    18 декабря 2020 18:07
    Чисто буржуйский подход - создать девайс с куцими возможностями и продавать к нему всякие поющки. smile
  6. +1
    15 марта 2021 22:37
    Автору спасибо) удивил!)
  7. 0
    28 апреля 2022 17:42
    К колесу надо было приделать лыжи . Цены бы ему не было бы.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»