Немцы в грязи

75

Фото, показывающее типичный транспортный арсенал для Schlammperiode: лежневая дорога и легкая конная повозка.

У нас есть возможность продолжить тему взаимоотношений Вермахта с распутицей. Поскольку в оцифрованном архиве ЦАМО РФ обнаружилось несколько документов, посвященных специально вопросу мер по борьбе с распутицей, которые предпринимались на уровне дивизий.

Мифы о непролазности


В предыдущей статье рассматривались сведения о дорогах на территории СССР, которые были известны немцам до начала вторжения. Из статьи следовало, что дороги будут весьма плохими и значительной части Вермахта, особенно пехотным дивизиям, придется действовать в условиях распутицы. Кроме того, у немцев был опыт, полученный перед началом войны с СССР, в Польше. поскольку дороги, подводящие к границе, установленной в 1939 году, тоже были плохими. Переброску войск к советской границе осенью 1940 и весной 1941 года немцам тоже приходилось вести в условиях распутицы.



Миф о том, что немецкому наступлению мешала грязь, был и остается весьма живучим и часто повторяется. Хотя, даже общий обзор боевых действий показывает, что распутица не была препятствием для немецких войск. Им удалось совершить несколько наступательных операций осенью 1941 года: наступление на Тихвин в октябре – ноябре 1941 года, наступление на Тулу в конце октября 1941 года (несмотря на сильную грязь, отмеченную в журнале боевых действий группы армий «Центр»), когда немецкие войска за неделю прошли 139 км от Мценска до Тулы. Наступление на Калинин (Тверь), когда немцы прошли 153 км от Ржева до Торжка. И на Харьков и Донбасс в октябре 1941 года, когда немцы прошли от Запорожья до Горловки 284 км.

К началу 1942 года немецкие соединения уже накопили немалый опыт по борьбе с распутицей. И на его основе в приказах давались конкретные указания, что и как делать, чтобы раскисшие дороги не мешали боевым действиям. У них были собственные термины для обозначения распутицы: Schlammperiode или Schlammzeit. К наступлению этого сезона они готовились заблаговременно.

Слякоть под Вязьмой


3-я моторизованная дивизия немцев в феврале 1942 года оборонялась в районе восточнее Вязьмы и участвовала в отражении советского наступления в ходе Ржевско-Вяземской операции. Командование дивизии озаботилось проблемой грядущей распутицей еще в конце февраля 1942 года ввиду того, что ухудшение состояния дорог следовало ожидать с 15 марта.

25 февраля 1942 года по дивизии был отдан приказ о мерах в период распутицы. В нем прямо говорится, что эти меры были разработаны на основе опыта осенней распутицы и расспросов местного населения. Они включали в себя:

- очистку дорог от снега,
- очистку кюветов и водоотводных канав,
- сооружение бревенчатого настила на дороге в болотистых местах,
- подготовку при переходах ручьев лодок и плотов,
- подготовку буксирных тросов,
- заготовку указателей и знаков, запрещающих въезд на дорогу грузовикам и тяжелым конным повозкам.

В зоне ответственности дивизии были довольно протяженные дороги. Из них главная: Вязьма – Шимоново (около 140 км). Шимоново располагалось в 30 км к юго-западу от Можайска. И от этого пункта расходилось еще несколько дорог, ведущих к фронту (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12477, д. 66, л. 7–8).

Немцы в грязи
Общая схема фронта в 1942 году на участке группы армий «Центр». В середине, восточнее Вязьмы, располагалась 3-я моторизованная дивизия.

Этот приказ отдавался на основе приказа командования 5-го армейского корпуса, выпущенного 23 февраля 1942 года (штаб 3-й моторизованной дивизии получил его 26 февраля). А приказ корпуса основывался на приказе по группе армий «Центр», касавшегося шоссе Смоленск – Гжатск.
Указания, поступившие из корпусного командования, сводились к следующим мерам:

- запрет оставлять автомобили на дороге, во избежание снежных заносов,
- введение в силу на период распутицы на дорогах с односторонним движением «блок-системы»,
- запрет на движение в период распутицы транспорта весом более 12 тонн и шириной колеи более 2,05 метра,
- ограничение предельной скорости в 25 км в час.


Приказ 5-го армейского корпуса о мерах на период распутицы.

«Блок-система» подразумевала ограниченный пропуск транспорта по дороге. Автомобили задерживались в определенном пункте, оборудованном стоянкой. Затем из них формировалась колонна, которая следовала через участок дороги. Колонны чередовались в направлении туда и обратно, в зависимости от потребностей в перевозках и срочности грузов. Колонны с ограниченным количеством грузовиков меньше разбивали дорогу. Появлялись промежутки в движении, когда дорогу можно было исправить. А также не возникало пробок и скоплений.

Также корпусное командование распорядилось ввести на дорогах снабжения (в 11-ю танковую, 106-ю пехотную, 5-ю танковую, 3-ю моторизованную и 20-ю танковые дивизии) перевозки на легких грузовиках и упряжных повозках (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12477, д. 66, л. 9–10). Легкие упряжные повозки могли ездить везде, вплоть до передовых позиций. И для них предусматривались разного рода сани или волокуши для грязи, предназначенные для доставки небольших грузов. Легкие грузовики могли двигаться только по дорогам с твердым покрытием или по лежневке. В приказе есть предупреждение (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12477, д. 66, л. 11):

«В общем, попытки осуществлять все перевозки с помощью грузовиков содержат опасность дальнейшей потери грузовиков».


Многие фотографии служат иллюстрацией к справедливости этого предупреждения об опасности потери грузовиков в распутицу.

Это все было принято к исполнению. 27 февраля 1942 года вышел приказ по 3-й моторизованной дивизии, в котором приказ корпуса доводился до подчиненных полков. В распоряжении дивизии была дорога снабжения Вязьма – Шимоново – Исаково, на которой устанавливался порядок закрытия дороги для автотранспорта на 5–8 дней максимальной распутицы. А также закрытия дороги на полуденные часы в последующие дни (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12477, д. 66, л. 5).


Район расположения 3-й моторизованной дивизии на немецкой карте. Красными точками обозначена дорога Вязьма – Исаково

Эти документы попали в ЦАМО окружным путем. 3-я моторизованная дивизия летом 1942 года была передана в состав группы армий «Юг», наступала на Сталинград и там была уничтожена. Эти заметки о распутице под Вязьмой, очевидно, происходят из сталинградских трофеев.

Когда распутица сильна


Другой пример немецких мер против распутицы – документы 466-го полка 257-й пехотной дивизии, составленные в момент, когда дивизия обороняла район вокруг Барвенково. Приказ об указаниях на период распутицы был отдан 18 февраля 1942 года (и на следующий день получен штабом полка). Незадолго до этого в ходе Барвенковско-Лозовской операции Юго-Западного и Южного фронтов в январе 1942 года образовался Барвенковский выступ. В конце января 1942 года советское наступление остановилось. Но бои продолжались вплоть до конца марта, когда началась распутица, задержавшая бои в этом районе до начала мая 1942 года. Вот как к этой распутице и готовились в 257-й пехотной дивизии.

Приказ сразу предупреждал, что распутица будет более сильной, из-за обильного выпадения снега в начале года. Такой, что многие районы и населенные пункты будут отрезаны на долгие недели от транспортного сообщения. Штаб дивизии предложил штабам подчиненных полков руководствоваться лозунгом «Hilf dir selbst!» (Помоги себе сам).

Поняв, что распутица будет сильной (она будет препятствовать действиям противника), командование дивизии распорядилось заняться обороной имеющихся позиций. На разных свободных от талой воды возвышенностях сооружались укрепленные оборонительные пункты.

К ним поводились дороги снабжения, по которым могли двигаться легкие конные повозки. С этих дорог убирался снег, а потом они укреплялись фашинами из хвороста, жердевкой и другими подручными материалами. Если дорогу затапливало талыми водами, то в распоряжении необходимы было иметь знаки и указатели объезда. Грузовики и автотранспорт до начала распутицы надо было перегнать в пункты с твердыми дорогами (в Славянск или Краматорскую). Их дальнейшее использование предполагалось по особому приказу.

Для того, чтобы батальоны и роты могли воевать и двигаться в период сильной распутицы, была дана рекомендация создать колонны вьючных животных, а также колонны носильщиков из местного населения или военнопленных. Для них рекомендовалось изготовлять волокуши и заплечные носилки. Для пеших носильщиков прокладывались тропы, укрепленные досками, горбылем или жердями.


Вьючная колонна.

Но даже эти методы не давали возможности перебрасывать большие объемы грузов туда, куда не вели хорошие, твердые дороги. Для укрепленных пунктов в Маяках, Глубокой Макатыхе и Переплетках командование дивизии пошло на то, чтобы ввести норму снабжения боеприпасами. К примеру, на карабин полагалось 99 патронов, на MG 34 – 3 450 патронов разных типов (в документе указывалось количество для каждого типа), на пистолет-пулемет – 690 патронов, на 37-мм противотанковую пушку – 250 снарядов, на 50-мм противотанковую пушку – 220 снарядов и так далее (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12477, д. 767, л. 29-32). Продовольственное снабжение осуществлялось за счет забоя скота в укрепленных пунктах и выпечки хлеба из завозимой муки. В общем, максимальная экономия работы транспорта в период сильной распутицы.

Немецкий метод борьбы с хлябями


Немецкий способ преодоления распутицы, если суммировать все описанные выше методы, состоял из двух частей.

Первое: максимально быстро высушить дорогу. Для этого с нее надо убрать снег, поскольку тающий снег сильно промочит дорогу. Далее (уже в период таяния снега) требуется углублять кюветы и рыть водоотводные канавы, чтобы вода как можно быстрее стекала с дорожного полотна. Если эти меры выполнены, то движение закрывается примерно на неделю или около того.

Второе: максимальная экономия работы транспорта и ограничение движения автомобилей по раскисшим дорогам. В распутицу предпочтение отдается легкому транспорту, как автомобильному, так и гужевому. Легкий транспорт, меньше разрушающий дороги, позволяет поддерживать перевозки даже в пик распутицы.
75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +23
    27 ноября 2020 06:15
    То, что вермахт остановили ТОЛЬКО грязь и мороз-миф! На нас эти факторы тоже влияли! Вермахт остановили наши солдаты!! Вечная память и вечная слава героям!
    1. +13
      27 ноября 2020 07:21
      Ещё любят вспоминать про "Генерала Просторы", мол большие пространства России нам очень помогали. Тоже очень скользкий аргумент. Имея перед собой потенциальную линию фронта длиной около 3000 км, Вермахт мог дать себе большой спектр для импровизации в военном искусстве и логистике. Пример тому окружение пяти армий Киевской группировки. Уничтожить эти армии и взять Киев "классическим" способом они не смогли и тогда они провели сумасшедшую по логистике операцию на окружение, по сути, частями сил групп армий Центр и Юг. И наоборот, в маленькой Европе, вспоминаем Первую Мировую - удар немцев по Франции через Арденны (а это промежуточный захват другого государства), в 1940 году - опять Арденны, в контрнаступлении 1944 - 45 года - снова Арденны! Просто малое пространство, подразумевает под собой непродолжительную линию фронта, которую реально укрепить, на примере линии Мажино. У Советского Союза такой возможности просто не было. Вот вам и fellow большие просторы. request
      1. +8
        27 ноября 2020 12:49
        Вот именно, более высокая насыщенность вермахта транспортными средствами, более качественная связь и разведка, господство в воздухе ещё более увеличивали его преимущества перед Красной Армией при ведении боевых действий именно на широком пространстве, за счёт быстрого обнаружения слабых мест в обороне последней, манёвра, обхода оборонительных порядков, нанесения ударов по тыловым коммуникациям. Все это было намного делать сложнее на более ограниченном пространстве, где при том же количестве сил оборонительные порядки были бы более плотными, а коммуникационные линии снабжения более короткими, так что большие просторы отнюдь не играли на пользу нашей армии.
        1. -2
          1 декабря 2020 11:40
          Цитата: Svidetel 45
          что большие просторы отнюдь не играли на пользу нашей армии.

          Как и на пользу вермахта...
          Достаточно вспомнить сколько сил, средств и ресурсов было необходимо для охраны своих тылов от партизан
          Уж про сумасшедшую длину плеча подвоза всего и вся- даже вспоминать не буду. Если уж запчасти к танкам штучно самолетами возить приходилось...

          Дед выходя из окружения видел как немцы дороги делали. Глину поливали водой, а потом укатывали шипастыми катками. Потом опять поливали водой и катали уже гладкими катками. После высыхания получался практически асфальт
    2. +4
      27 ноября 2020 09:38
      Как у вас так получается говорить лозунгами?
      1. +2
        27 ноября 2020 14:55
        Так ведь при "отсутствии присутствия" остаётся только "сотрясение воздуха". request
      2. 0
        2 декабря 2020 15:19
        Если бы грязи не помогали, то там бы не построили замок. Немцы тоже хотели там построить замок, но их опередили.
    3. +6
      27 ноября 2020 10:09
      Цитата: serg.shishkov2015
      То, что вермахт остановили ТОЛЬКО грязь и мороз-миф!

      да никто этого и не утверждает! Есть совокупность факторов, каждый из которых сыграл свою роль. Полно уж сочинять мифы и героически с ними бороться. Хребтину вермахту сломала РККА - всё остальное вторично
    4. -16
      28 ноября 2020 21:38
      угу, остановили, остановили 8 к 1 в войне соотношение убитых в военных действиях и 13 -1 в 1941 , а так да остановили, можно повторить даже скажите, мозгов хватит.
      1. +4
        28 ноября 2020 22:03
        Цитата: Federal1
        угу, остановили, остановили 8 к 1 в войне соотношение убитых в военных действиях и 13 -1 в 1941

        Ссылки приведите, на этот конченый бред, хотя я догадываюсь, что за «источники»...Не вы первый эту «статистику» озвучиватите..
        1. -8
          29 ноября 2020 04:36
          достаточно интеврью ветеранов как их слали штурмовать в лоб пулемтные точки -как это было тупо и какие были потери при этом.
          втрое "часто сами на рожен лезли что бы выслужиться не только командиры н ои сами солдаты ,"мы ему не лезь туда а он "да я а щас и все"
          или почитай записки самаходчика о том как собрали разные остатки танков и послалиих на убой заранее списав.
        2. +5
          29 ноября 2020 04:52
          Цитата: Проксима
          Ссылки приведите, на этот конченый бред, хотя я догадываюсь, что за «источники»...Не вы первый эту «статистику» озвучиватите..

          Пришёл, зарегился, "испортил воздух", слинял - вы никогда не дождётесь от таких "друзей" подтверждения данных. Типичный провокатор.
          1. Zug
            0
            25 января 2021 21:40
            Вы по вехам войны пройдитесь с 41 года включая потери в виде 6 миллионов пленных почти за всю войну.ну и посчитайте по годам и операциям по офф.потерям. Удивитесь немного.Побольше получается намного даже опираясь на МО данные
    5. Zug
      0
      25 января 2021 21:35
      Ну им допустим надо как бы было побольше проехать,причем по занятой территории когда в спину из леса выстрелить могли-не сравнивайте подво в 500 км и в 70 например и по своей территории.Я лично переводил ЖБД нем.дивизии по декабрь 41 года.Там полно донесений о трудностях подвоза и продвижения из за внезапных морозов и грязи. Повторюсь-это оригинал ЖБД.
  2. +1
    27 ноября 2020 06:19
    Хотелось бы узнать , а кто автор или коллектив авторов мифа о генералах "Грязь" и "Распутица"? Не знаю как остальные, а "я хочу видеть этого человека!"(с).
    1. +13
      27 ноября 2020 07:38
      Увидеть уже не получится. Гудериан. "Воспоминания солдата". Там впервые проскользнуло про "генерал мороз". Очень удобный миф получился для оправдать себя любимых. Поддержала вся не добитая европа. Это потом в перестройку уже нам начали в уши вливать на предмет того что сами мы воевать не могли и не хотели. И если бы не мороз и грязь, то пили бы сейчас Баварское.
      1. +8
        28 ноября 2020 21:44
        Гудериан. "Воспоминания солдата". Там впервые проскользнуло про "генерал мороз".

        Намного раньше!
        Трех генералов "Грязь", "Мороз" и "Распутица" введи в обиход французские генералы после 1812 года, а может и англичане - в 1812 вышла карикатура "Генерал Мороз бреет маленького Бони (Бонапарта)". Это мнение получило такое широкое распространение, что Денис Васильевич Давыдов в 1835 году выпустил статью "Мороз ли истребил французскую армию в 1812 году" с опровержением данного тезиса. Так что немецкие генералы не были первыми ни в огребании люлей, ни в придумывании оправданий laughing
    2. +10
      27 ноября 2020 12:05
      Цитата: parusnik
      Хотелось бы узнать , а кто автор или коллектив авторов мифа о генералах "Грязь" и "Распутица"? Не знаю как остальные, а "я хочу видеть этого человека!"(с).

      Немецкие генералы в своих послевоенных мемуарах. Поскольку писать о своих ошибках не хотелось, а о том, что русские тоже умели воевать - тоже, то пришлось искать другие объяснения. Вот и нашли - грязь, мороз и Т-34. smile
      Вот почитаешь немецкие описания Т-34 и наши документы испытаний/отзывы из частей - как будто два разных танка описываются. smile
    3. Zug
      0
      25 января 2021 21:42
      Да я хотя бы-Почитав ЖБД нем.дивизии-офф .документ кстати-там полно донесений в опер.штаб о трудностях и всего с чем связана непогода.Много геммороя им русская осень и зима сделала.
  3. +10
    27 ноября 2020 07:23
    Да, сильно нагадила немцам эта троица: генералы "Мороз", "Грязь" и "Распутица"!!! Зато по другую сторону фронта Красная Армия раскатывала по "автобанам". Чего только не напишут с такой ненавистью, лишь бы унизить ПОДВИГ Советского Воина!
    1. +8
      27 ноября 2020 07:36
      Эффект плохого танцора ещё никто не отменял. Правда отмазки у танцора заканчиваются на двух причинах (одно и второе яйцо), а у Вермахта их очень и очень много! fellow
      1. 0
        27 ноября 2020 21:38
        Если брать во внимание "эффект танцора" то у немцев , как у "истинных" арийцев было бог знает сколько этих, самых, которые мешают.
        1. -3
          28 ноября 2020 01:46
          Опять "арийцы" кому то спать не дают)))
    2. +4
      29 ноября 2020 05:20
      Цитата: aleks neym_2
      генералы "Мороз", "Грязь" и "Распутица"!!!

      Арифметика laughing "Грязь" = "Распутица", следовательно остается "Мороз" и "Грязь" . Так как грязь и мороз взаимоисключающие понятия, умножение мороза на грязь будет = 0 wassat А вот что действительно повлияло:
      Исследователь Роберт Кершоу утверждал, что в это время(1941 год) в армии вермахта появилась поговорка: «Лучше три французских кампании, чем одна русская».
      Гейнц Гудериан
      Русский солдат всегда отличался особым упорством, твердостью характера и большой неприхотливостью. Во второй мировой войне стало очевидным, что и советское верховное командование обладает высокими способностями в области стратегии

      Начальник штаба 4-ой армии вермахта генерал Гюнтер Блюментрит
      Поведение русских войск даже в первых боях находилось в поразительном контрасте с поведением поляков и западных союзников при поражении. Даже в окружении русские продолжали упорные бои. Там, где дорог не было, русские в большинстве случаев оставались недосягаемыми. Они всегда пытались прорваться на восток... Наше окружение русских редко бывало успешным

      Фельдмаршал Клейст
      Русские с самого начала показали себя как первоклассные воины, и наши успехи в первые месяцы войны объяснялись просто лучшей подготовкой. Обретя боевой опыт, они стали первоклассными солдатами. Они сражались с исключительным упорством, имели поразительную выносливость...

      Начальник штаба люфтваффе генерал-майор Гофман фон Вальдау
      Качественный уровень советских летчиков куда выше ожидаемого... Ожесточенное сопротивление, его массовый характер не соответствуют нашим первоначальным предположениям

      Йозеф Геббельс
      Упорство, с которым большевики защищались в своих дотах в Севастополе, сродни некоему животному инстинкту, и было бы глубокой ошибкой считать его результатом большевистских убеждений или воспитания. Русские были такими всегда и, скорее всего, всегда такими останутся

      Под словом «русские» неправильно было бы понимать именно русских по национальности, фашистов поломал советский народ.
    3. Zug
      0
      25 января 2021 21:44
      У нас автобаны как бы покороче были,да,тяжело но и подвоз в км был поменьше и не по оккупированной территории.У них подольше все доставлять приходилось,и партизаны мешали уже тогда мальца-не сравнивайте палец с ....
      1. 0
        16 февраля 2021 07:28
        война идет в одних и тех же погодных условиях для обеих сторон.. так что ссылки на погоду бред.. сопротивление партизан? надо же! Надо было учитывать, когда прешься в чужую страну.. да и размеры страны не новость.. карты есть.. надо было думать куда прешь.... длина подвозов разная? да разная, но у советской стороны эта длина подвоза забита транспортом проводящим эвакуацию.. так что...
        1. Zug
          0
          17 февраля 2021 21:23
          Ну про партизан и т.д это уже полемика.И под Москву перебросить по своей территории части это не под 2 тыщщи километров логистикой заниматься.Наши как в наступления пошли все на погоду кивали.И не до 45 эвакуировали заводики.Если слышать - то обе стороны.А ту тут-бред а вот тут уже как то вроде работает.Что за метания души то?
          1. 0
            17 февраля 2021 22:34
            а про две тыщи км они только потом узнали? раньше не знали когда планировали? какая неожиданность.. и когда наши про погоду кивали?
            1. Zug
              0
              18 февраля 2021 11:13
              Почитайте побольше-стратегические операции срывались из за погоды
              1. 0
                24 февраля 2021 12:25
                где нытье про погоду? вы не путайте .. с пальцем
              2. 0
                24 февраля 2021 12:26
                планирование операций всегда происходит с учетом погодных условий.. и если одна сторона ссылается на плохую погоду как причину поражения, то плохо умеют планировать
  4. +6
    27 ноября 2020 08:45
    То что немцев и их союзников остановили под Москвой не мороз, не грязь и не просторы объясняют их (немецкого командования) приказы и инструкции о мерах противодействия в распутицу и эксплуатации техники и вооружения при минусовых температурах.
    Враг был умелый, опытный, жестокий. Поэтому Победа над ним и её цена не должно быть забыты...
    1. Zug
      0
      25 января 2021 21:53
      Вот мне интересно.Как немцы о распутице пишут-дак неправда-лгут подлецы.А как при наших наступлениях непогода срывала полностью операции дак пишут запросто-мол:Мешает непогода проклятая,аэродромы раскисли,подвоз боеприпаасов невозможен,только насвоем горбу тащи:Машины по кабины в грязь уходят.Получается лукавство.Немцы про грязь врут-мы НЕТ..Какие то прямо двойные стандартыи солдаты у нас замерзали до смерти даже в морозы в окопах-немцы замерзнуть не могли-у них все норм
      1. 0
        16 февраля 2021 07:32
        Вот мне интересно.Как немцы о распутице пишут-дак неправда-лгут подлецы.А как при наших наступлениях непогода срывала полностью операции дак пишут запросто-мол:Мешает непогода проклятая,аэродромы раскисли,подвоз боеприпаасов невозможен,только насвоем горбу тащи:Машины по кабины в грязь уходят.Получается лукавство.Немцы про грязь врут-мы НЕТ.

        война идет в одинаковых условиях и мешает погода обоим сторонам.. но важен результат.. результат поражение объединённой Европы от СССР и ссылки на погоду, повлиявшую на этот результат неуместны
        1. Zug
          0
          17 февраля 2021 21:20
          А ссылки наших на погоду уместны?И какая там еще объединенная Европа?Кто ее объединял? Что вы чушь мелете то все в голос?Италия,Румыния и Венгрия с Финляндией еще не вся Европа разом .
          1. 0
            17 февраля 2021 22:32
            вы еще забыли Чехию, Болгарию, Словакию, Швецию, Испанию.. и пр. активно помогавших
            А что вы называете ссылками на погоду?
            1. Zug
              0
              18 февраля 2021 11:19
              Дак помогавших-или объединившихся? Испания с ее "голубой"дивизией?Там войск с миру по нитке-в масштабах фронтов это капля в море.Французы одгребя в декабре 41 "выбыли" досрочно из соревнований.Из всех стран только Венгрия,Финляндия,Румыния-поставщик живой силы Что не превысило 1.5 миллиона человек.Опять же-все стратегически важные операции и задачи решали немцы! Финны же(около 500 тысяч плюс-минус) вообще с конца 41 сидели на месте до 44 года не ведя никаких стратегических операций.И никто енту Европу договорами не объединял.Да и нам помощь хоть какая никакая оказана была.Тех же грузовиков поставлено было около 500 тысяч.И немцы не только на востоке воевали.У них фронта поболее нашего были.Так -для примера.Только подлодок всех серий немцами было построено более 1200 штук!!! Вот и думайте
              1. 0
                24 февраля 2021 12:24
                какая каша у вас в голове...
                при чем тут грузовики и погода?)
                1. Zug
                  0
                  24 февраля 2021 21:47
                  При чем тут "объединенная Европа"-и еще раз:Кто ее объединял? Вы это сами придумали (в массе своей) -Сами и поверили.У нас была объединенная коалиция.США.Британия,Канада,Ну и т.д.Что про них то не пишите?Они вроде как с немцами тоже воевали.Пример помощи?А пожалуйста :По результатам битвы за Британию немцы не досчитались около 2500 тысяч членов экипажей Люфтваффе.Это нам помощь-так ,авансом.Из 7 авиа-эскадр на запад с восточного фронта было выведено 3.Четырех вполне для востока хватало.До 50 процентов истребительно-ПВО авиации было сосредоточено только на территории Германии для отражения налетов стратегов"объединенных сил" союзников.Чем не помощь?
                  1. 0
                    26 февраля 2021 11:05
                    при том, что все "оккупированные" страны охотно помогали нацистам.. вся промышленность европы работала на рейх.. и даже страны, не занятые охотно торговали с нацистами.. Швеция и Швейцария
  5. +11
    27 ноября 2020 09:06
    Эх, Автор. Немецкий метод борьбы с распутицей... Мама была в оккупации на Смоленщине-рассказывала....Выгнали их гатить дорогу, пленные ещё были.
  6. +7
    27 ноября 2020 09:22
    "Гроза двенадцатого года настала, кто тогда помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог?"...
    Еще и "сибирские дивизии", придуманные Гудерианом для самооправдания, которые гоняли берлинскую элитную моторизованную пехоту по глубоким снегам Рязаньщины.
  7. BAI
    0
    27 ноября 2020 09:26
    Это все было принято к исполнению. 27 февраля 1942 года вышел приказ по 3-й моторизованной дивизии, в котором приказ корпуса доводился до подчиненных полков. В распоряжении дивизии была дорога снабжения Вязьма – Шимоново – Исаково, на которой устанавливался порядок закрытия дороги для автотранспорта на 5–8 дней максимальной распутицы.

    27 февраля все дороги были скованы морозом и никакой распутицы уже не было!
    1. +6
      27 ноября 2020 11:51
      27 февраля да, уже и еще не было, но за февралем март, со второй половины которого есть ее большая вероятность. Вот они и начали загодя к ней готовиться, а не в после того, как жареный петух клюнет (автор это и указал). Или Вы ждали приказы о борьбе с распутице после её начала?
    2. Zug
      0
      25 января 2021 21:49
      Дак метель и сильные снегопады не распутица?
  8. 0
    27 ноября 2020 10:12
    сначала говорится ,что грязь не мешала:
    Миф о том, что немецкому наступлению мешала грязь, был и остается весьма живучим и часто повторяется.

    но все таки с ней вынуждены были бороться:
    К началу 1942 года немецкие соединения уже накопили немалый опыт по борьбе с распутицей.

    но борьба не помогала:
    Но даже эти методы не давали возможности перебрасывать большие объемы грузов туда, куда не вели хорошие, твердые дороги.

    Вывод: вермахт боролся с распутицей, и что? Победил её или нет?.
    Лично я в статье не увидел ответов на поставленные вопросы.
    Мешала распутица? Конечно мешала! И нам , и немцам.
    Мороз мешал? Конечно мешал! И нам ,и немцам!
    А выводы какие?
    Ну например ,что наша форма одежды и снаряжение были на порядок лучше немецкой.Шерстяные полушубки ,валенки гораздо лучше ,чем бумажные шинели вермахта, утепленные соломой и женским шалями.
    Вобщем тема не раскрыта.
  9. +11
    27 ноября 2020 10:32
    Автор запутался в собственной словесной эквилибристике окончательно.
    Начало статьи: "Миф о том, что немецкому наступлению мешала грязь, был и остается весьма живучим и часто повторяется."
    Конец статьи: "В конце января 1942 года советское наступление остановилось. Но бои продолжались вплоть до конца марта, когда началась распутица, задержавшая бои в этом районе до начала мая 1942 года".
    "Но даже эти методы не давали возможности перебрасывать большие объемы грузов туда, куда не вели хорошие, твердые дороги. Для укрепленных пунктов в Маяках, Глубокой Макатыхе и Переплетках командование дивизии пошло на то, чтобы ввести норму снабжения боеприпасами. К примеру, на карабин полагалось 99 патронов, на MG 34 – 3 450 патронов разных типов (в документе указывалось количество для каждого типа), на пистолет-пулемет – 690 патронов, на 37-мм противотанковую пушку – 250 снарядов, на 50-мм противотанковую пушку – 220 снарядов и так далее"
    То есть, исходя из изложения автора, грязь реально мешала, но это миф.
    Может не стоит заниматься словоблудием, придумывая мифы и пытаясь их опровергать, а объективно, на основании архивных документов, рассказать о том, как и в каких условиях сражались за Родину в Великой Отечественной войне бойцы РККА?
    1. +3
      27 ноября 2020 14:53
      Так ведь рассказывали уже. Года полтора назад ресурс опубликовал материалы Е. Федорова о дорожном строительстве РККА в годы войны.
      1. +3
        27 ноября 2020 15:04
        Дорожное строительство - это еще далеко не все. Тут не паханое поле для творчества. О военных географах, о военных топографах, о картографировании и геодезии в годы Великой Отечественной войны.
        Тут любят Суворова поминать и его афоризмы. В частности, про овраги. А ведь их надо было найти и нанести на карту.
        А вместо этого пережевываются многократно одни и те же темы. Уже целая отрасль паразитов на истории выросла, которые мифы сами создают и тут же их опровергают. Как сегодняшний автор. В архив забрался, а увидел там фигу.
        1. +6
          27 ноября 2020 15:16
          Мне в творчестве Верхотурова импонирует то, что автор не ленится переводить с немецкого. Немецкий военный канцелярит середины прошлого века, та еще "адвенчура".
          1. +1
            27 ноября 2020 15:31
            Вы знаете, нынешние возможности позволяют справиться и с немецким канцелярским, если ориентируешься в вопросе. И даже с японским. Проверял.
            1. +3
              27 ноября 2020 15:52
              Оно, конечно, так, но очень хочется верить, что автор сам переводил приведенные в статьях документы.
            2. -1
              27 ноября 2020 19:38
              Цитата: Undecim
              нынешние возможности позволяют справиться и с немецким канцелярским, если ориентируешься в вопросе.

              Классика-Голый кондуктор лезет под вагонеткой.
          2. Zug
            +1
            25 января 2021 21:54
            Согласен-переводить очень тяжело,тем паче что фотокопии оригиналов зачастую плохи
  10. 0
    27 ноября 2020 13:30
    Автор как-то забыл упомянуть, что зима 41 - го, была рання и холодная. Во второй половине октября, под Москвой, уже были морозы и никакой распутицы не было.
    1. Zug
      0
      25 января 2021 21:56
      Зато снегопады были - это тоже распутица.Что отмечается в нем.журналах.И не по одному разу-проблеммы :С вечера дорога нормальная-под утро замело ее на ночь-все.Немцы не могут доставить Nachschub К подвижным передовым частям.Никак не могут.Сам читал.Хорошо что взяли богатые военные трофеи.Газойль и т.д
      1. 0
        25 января 2021 22:55
        Глубокий снег или непролазная грязь? Надо называть вещи своими именами. А то опять будет - генерал Мороз, полковник Распутица, майор Чернозем)))
        1. Zug
          0
          26 января 2021 09:06
          У нас было то же самое в наступлениях.Тоже жаловались постоянно.
          1. 0
            26 января 2021 10:25
            Кто из советских генералов, в своих мемуарах, жаловался на то, что он проиграл ВОВ из-за грязи?))))
            1. Zug
              0
              26 января 2021 18:47
              да да-война закончилась в Берлине а остальное треп.Зачем тогда вы пускаете раз за разом подобную ересь-немцам грязь и мороз не мешали,почти не мешали.А вот про то каку нас срывались аж стратегические операции мы как то скромно умалчиваем.И я считаю-правильно.Потому что все советские генералы что жаловались на грязь,раскисшие аэродромы и лютый холод просто оправдывают свою импотентность как военноначальники .Я лично считаю что никакая грязь нашей армии была не помеха-просто надо было на что то косить.Вот и косили-я бы и в грязь и холод и мороз шел бы вперед спокойно и что немцы прошли за 4 месяца я бы лично не более 2.5 лет назад забирал а месяцев за 6 был бы у западных новых границ.А то как то криво получается.Скорость продвижения Вермахта в сутки превышал подобную во Франции.Как не странно.Вот шо я бачу
              1. 0
                26 января 2021 19:07
                А у немцев ничего не срывалось? У них все в шоколаде?))) Кто победил, тот и прав. Все остальное, разговоры в пользу бедных, как говаривал незабвенный остап Ибрагимович)))
                1. Zug
                  0
                  26 января 2021 19:16
                  Вот именно-срывалось!А"разговоры для бедных" это удел дураков,думать так и считать что история всей ВОВ ограничивается-Мы победили?Да-остальное все полемика.По этому принципу-все работы и изучение хронологии ВОВ историками-пустое и бесполезное дело.А зачем изучать?Мы же в Берлине были а не наоборот.
  11. +2
    27 ноября 2020 17:22
    Ну конечно же непролазность это миф, дороги у нас были великолепные, просто немцы их не нашли, как не нашли их и наши.
    1. 0
      28 ноября 2020 01:49
      Так у них же навроде эти летающие тарелки были))) Зачем им дороги?
      1. +2
        28 ноября 2020 10:55
        Оказывается как все просто, очистил грунтовую дорогу весной от снега, дорога и возьми и высохни раньше, а у нас до сих пор дорожные службы не имеют привычки ни снег подальше отгребать зимой , ни убирать с обочин второстепенных дорог грязь и песок которым зимой посыпают и эта земля накапливается из года в год десятилетиями, поэтому на обочинах лужи летом частое явление, а копать вдоль дорог канавы это вообще секретная технология не доступная нашим дорожникам. , зато они каждый год занимаются ямочным ремонтом трещины асфальтом шпаклюют
        1. 0
          28 ноября 2020 23:22
          Все просто-плати людям нормально и будет гуд Когда все начальники пытаются украсть и воруют и вся система такая то везде недоделки все не довольны несправедливостью и работают плохо Качества жизни нет во всем что ни возьми и глаз не радуется Иногда я думаю что за счет нашей страны путем хитрых махинаций живет полмира потому что иначе никак не объяснить куда деваются все ее ресурсы и почему вечно нет денег что б нормальную оплату труда сделать Одним воровством на местах это не объяснить ибо дома квартиры крутые тачки-себестоимость их не так уж и высока а на золотых машинах особо никто не гоняет(то что реально чего то стоит) Значит основной поток бабла(ресурсов) уходит вовне и тот кто попытается его прервать получит войну Сам не ожидал такого вывода(прямо по Конан Дойлю)
    2. 0
      26 января 2021 10:27
      А когда берлинские стратеги начинали малевать "Барбароссу", они не знали, что дороги в СССР немного отличаются от европейских?))) Вообще непонятно, чем в немецком Генштабе занимались десятки генералов и сотни полковников?))))
  12. 0
    1 декабря 2020 11:54
    У немцев было более 3 мил. военнопленных слабо было направить какое-то количество на возведение дорог, а не морить голодом и расстрелами. Были захвачены строительные механизмы если собирались аннексировать территорию использовать захваченные ресурсы не было разумности. Мы все сильны задним умом.
    1. Zug
      0
      25 января 2021 21:57
      А кто их сопровождать будет?Охранять?Чем кормить?Надевать?У них ресурсов даже на охрану не хватало.Сотни тысяч охранять и сопровождать
      1. 0
        2 февраля 2021 15:40
        Ремонт машин и танков стоил дороже, в плен редко попадали реальные бойцы, среди них можно найти бригадиров, направили бы пленных на производство и сельское хозяйство. Было лето и и осень сбор урожая слабо организовать, столько сельских жителей. Если бы не план на уничтожение славян, всё получилось бы по другому. Если по дороге с любым качественным покрытием пройдёт 30-50 танков, любой дороге потребуется ремонт. Только не надо про Карбышева, Девятаева их было меньшинство, в плен не сдавались, брали ранеными или по ситуации безвыходности. Кто не хотел в плен, выходили из окружения или партизанили.
  13. +1
    2 декабря 2020 15:11
    Красная Армия всегда шагала по асфальтовых дорогах, которые после прохождения последнего советского солдата, сразу превращалась в распятицу. Мало того, что она упиралась проходу, так она ещё хватала немецкие колёса в тиски не давая этим колёсам вырваться их захвата. Это товарищ Сталин дал такой приказ земле советов помогать социализму против империализма. Это ещё было ничего, но страшно было двигаться через леса. Советский народ расставил по лесам болота, а в них волчьи ямы, которые засасывали и съедали немецкую технику, особенно им нравились тигры. Очень по аппетиту было ямам начинка тигров. Когда Красная Армия подходила к таким болотам, так сразу через болото возникала гать, для лучшего прохода советской техники. Как могли суперимпериалисты сражаться с самой планетой, для которой они были противны.
    1. Zug
      0
      25 января 2021 21:59
      Вот ведь путь то какой нелегкий.А до Москвы дошли по таким путям за 4 месяца.До 100 км в сутки двигались.А прикинь дороги бы хорошие были?Или Гитлер в Югославию не попер?
      1. 0
        25 января 2021 22:11
        И куда же гитлеровцы продвинулись. Смотрел футбол и комментатор сказал, что победа зависит от того, кто забил первый гол. Всё эта команда выиграла. А закончилось тем, что гол был единственным, а те которые по идеи должны были выиграть получили в ответ четыре гола. Сели на траву и заплакали. Куда бы Гитлер не пошёл, в могилу его уложил СССР.
        1. Zug
          0
          25 января 2021 22:16
          речь тут не об этом.Всю историю войны в таком случае педолировать словами:А где война закончилась?Зачем историю войны знать?Почему немцы прошли до Москвы за 4 месяца а выгоняли их более 2 с половиной лет?Туфта.Война закончилась в Берлине.А вот в следующий раз может и не закончится
  14. 0
    28 января 2021 20:51
    Здесь есть ещё один интересный аспект: насколько эффективным было выполнение приказов и инструкций по борьбе с распутицей. Побеждали распутицу и "имели циркуляр из штаба о том, как надо побеждать распутицу" - это две не обязательно совпадающих вещи. Очень часто обилие приказов по какой-то проблеме говорит как раз о её плохой решаемости.