Учебный корабль «Дойчланд»

28
Учебный корабль «Дойчланд»

Перевод статьи «Wir gratulieren der Deutschland», опубликованной в немецком альманахе «Schiff Classic» за 2020 год.
Автор: фрегаттен-капитан запаса Hans Karr
Перевод: Slug_BDMP
Иллюстрации: https://deutschland-a59.jimdo.com

Примечание переводчика. В русскоязычных источниках этот корабль часто называют крейсером, встречаются даже такие «перлы»: «Deutschland стал самым маленьким немецким крейсером после 4385-тонных Brummer и Bremse», «имел для своего размера слишком легкое вооружение (без ракет). Техническое оборудование было довольно непрактичным и разнообразным, приспособленным для учебных целей». Чем же на самом деле был этот действительно странный, но при этом очень красивый корабль?





2020 год дает целых два повода вспомнить об этом корабле, некогда бывшем самым большим во флоте ФРГ. 60 лет назад (5 ноября 1960 года) он сошел со стапелей. А спустя 30 лет (28 июля 1990 года) был исключен из состава Бундесмарине.

Первые годы существования Бундесмарине характеризуются быстрым ростом корабельного состава. Сначала это были корабли и катера, доставшиеся в наследство от морской пограничной охраны, затем поступила значительная помощь от новых партнёров по НАТО. Параллельно с этим стартовала масштабная кораблестроительная программа. Строилось большое количество кораблей и катеров различных классов, один за другим вступающих в строй. Все они должны были быть укомплектованы хорошо обученными экипажами. Для этого флоту требовался современный учебный корабль. Его проектирование и постройка были включены в кораблестроительную программу.

Разработка


Военные предъявили корабелам два основных требования:
- размещение 250 курсантов;
- оснащение корабля максимально возможным количеством систем вооружения, радиоэлектронного и электромеханического оборудования, аналогичного имеющемуся на боевых кораблях флота.

Это было нелегкой задачей для конструкторов. К тому же это, естественно, приводило к росту размеров корабля, что, в свою очередь, потребовало специального разрешения Западноевропейского союза (WEU). Ведь в то время ФРГ имела право строить военные корабли водоизмещением до 3 000 тонн.

После официального запроса WEU осенью 1958 года выдал разрешение на постройку корабля водоизмещением в 6 000 тонн, в документе также оговаривались параметры максимальной скорости и вооружения.

Для корабля такого размера представлялось возможным, как минимум, в случае войны выполнение и других задач. Поэтому при разработке учитывалась возможность быстрого и недорогого переоборудования в минный заградитель, войсковой транспорт или госпитальное судно.

Строительство




17 сентября 1959 года корабль был заложен на верфи Nobiskrug в Рендсбурге. Год спустя (5 ноября 1960) он был спущен на воду. Изначально его собирались назвать «Берлин», но по политическим причинам от этого отказались. И на церемонии спуска на воду супруга тогдашнего президента ФРГ Вильгельмина Любке нарекла его «Дойчланд» (Deutschland).



«Это не боевой корабль 1-го класса. Он предназначен выполнять важную задачу подготовки моряков. Поэтому вооружение и высокая скорость не имеют столь большого значения, как условия, обеспечивающие учебный процесс»,

- так сказал на церемонии спуска на воду инспектор военно-морского флота вице-адмирал Фридрих Руге.

Прошло ещё два с половиной года, прежде чем над «Дойчландом» был поднят флаг.


Стоимость проекта составила 95 миллионов марок.

Первоначально «Дойчланд» вошел в состав Командования учебных кораблей, а с 1 октября 1966 года и до окончания своей службы был передан в распоряжение военно-морского училища в Мюрвике.


Оборудование и вооружение




Силовая установка корабля смешанная и включает в себя дизельные двигатели и паровую турбину. Движителями являются три четырёхлопастных винта переменного шага. Каждый из внешних валов приводится в движение двумя дизельными моторами, а центральный ꟷ турбиной.



При проектировании вооружения ориентировались на строящиеся боевые корабли.

Артиллерия включала в себя четыре 100-мм орудия в одноорудийных башнях, расположенных линейно-возвышенно по две на носу и на корме корабля.


Орудийные установки главного калибра. Над ними станции управления огнём.


Дополнялись они двумя одноорудийными 40-мм установками Бофорс и двумя спаренными, а также 40-мм установками Бреда.


Зенитная установка Бофорс.

Для борьбы с подводными лодками имелись два четырёхтрубных реактивных бомбомёта Бофорс.


Четырёхтрубный реактивный бомбомёт Бофорс.

Также имелись устройства для сброса глубинных бомб.

До середины 70-х годов на корме имелись два неподвижных 533-мм торпедных аппарата.

При необходимости можно было установить 75-метровые минные направляющие.

Радиоэлектронное оборудование также соответствовало применяемому на строящихся боевых кораблях.

Служба


За 27 лет службы учебный корабль с бортовым номером «А59» совершил 42 заграничных плавания, в ходе которых он посетил 75 стран и 230 гаваней.


За кормой он оставил 725 000 морских миль, что составляет примерно 33 длины экватора.




По всему миру офицеры, матросы и курсанты «Дойчланда» («посланники в синем») представляли свою страну. На нём также совершали свои зарубежные визиты канцлеры и президенты ФРГ.









Финал


Но время шло, корабль не молодел, росли расходы на его содержание. Требовались капитальный ремонт и модернизация, стоимость которых оценивалась в 40 миллионов марок. Всё это привело к тому, что в июне 1989 года было принято решение о его исключении из состава флота. В марте 1990 года «Дойчланд» совершил свой последний морской переход в военно-морской арсенал в Вильхельмсхафене.


Прощание с «Дойчландом».

Началась борьба за сохранение заслуженного корабля. Были проекты переоборудования его в музей или плавучую гостиницу, но они не реализовались. Для этого требовались очень большие затраты на разоружение и приведение его в соответствие гражданским нормам. Кроме того, ожидались высокие эксплуатационные расходы.

В результате этого в 1993 году корабль был продан на слом и отбуксирован в индийский Аланг, где и завершил свои дни. С этих пор обучение курсантов проводится на обычных кораблях Бундесмарине.

Характеристики

Класс и тип: Тип 440

Водоизмещение:
- стандартное 4 880 тонн
- полное 5 684 тонны

Длина: 130 м
Ширина: 16,1 м
Осадка: 5,1 м

Силовая установка:
- 2 дизельных двигателя Mercedes-Benz и 2 дизельных двигателя Maybach, все 16-цилиндровые, 4-тактные (двигатели Maybach заменены в 1981 на двигатели Mercedes-Benz) приводят два внешних вала
- 2 котла Wahodag, питающие 1 комплект редукторных паровых турбин Wahodag, приводящий центральный вал, 16 000 л. с. (12 000 кВт)
Движитель: 3 × 4-лопастные гребные винты регулируемого шага Escher-Wyss
- 2 руля
Запас топлива: 643 тонны мазута и дизельного топлива

Скорость:
22 узла

Дальность плавания:
3 800 миль на скорости 12 узлов

Лодки и десантные суда:
- 3 моторных шлюпки
- 3 моторных катера
- 30 спасательных плотов

Экипаж:
172 офицера и матроса и до 250 курсантов

Радиоэлектронное вооружение:
- РЛС: LW-08, SGR-114, SGR-105, SGR-103, M-45
- Гидролокатор ELAC 1BV

Вооружение:
- 4 орудия Creusot-Loire калибра 100-мм / длина ствола 55 калибров в одноорудийных установках
- 2 × 40-мм зенитных орудия Bofors в одноорудийных установках
- 2 х 40-мм спаренных зенитных орудия Breda
- 2 неподвижных 533-мм торпедных аппарата в кормовой части (сняты в середине 1970-х гг.)
- 2 × четырёхтрубных 375-мм противолодочных бомбомёта Bofors;
Возможность установки мин.

Прочее оборудование:
- 2 крана
- 3 якоря (один на корме, два на носу).
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    28 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +19
      29 ноября 2020 05:55
      хорошие иллюстрации это половина статьи good
      а кораблик молодец - не стоял в порту, а чаще видел море
      1. +5
        29 ноября 2020 06:09
        Цитата: тлауикол
        хорошие иллюстрации это половина статьи good
        а кораблик молодец - не стоял в порту, а чаще видел море

        мммда...считай фрегат, по меркам,и вооружение если поправить,то вполне себе ещё "сосвременный" для некоторых стран корабль.
      2. -6
        29 ноября 2020 07:10
        Нельзя Германии иметь много вооружения, опасно для соседей.
        1. -7
          29 ноября 2020 07:16
          Точнее не скажешь! Особенно Россия это знает! Возрождение Германии может окончиться танками цвета фельграу!
        2. -1
          29 ноября 2020 11:19
          Цитата: Леха с Андроида.
          Нельзя Германии иметь много вооружения, опасно для соседей.

          Наполеон пруссаков в этом сумел переубедить.
      3. Комментарий был удален.
      4. +4
        29 ноября 2020 11:24
        Намекаете, что текста мало? Все претензии к фрегаттен-капитану Карру tongue
        А фоток на указанном в "шапке" сайте - вагон.
      5. 0
        30 ноября 2020 07:21
        Немецкая военная хитрость - больших кораблей нет, но экипажи готовы)
    2. +8
      29 ноября 2020 07:06
      Тёзка и предшественник "главного героя" статьи, тяжелый крейсер "Дойчланд" (1931 - 33г.г.), в 1940 году переименован в "Лютцов", повоевал, в апреле 1945 г. при налёте союзной авиации получил тяжелые повреждения и в мае был взорван командой.
      В художественной литературе корабли (всего было построено три) этого класса часто называют "карманный линкор", хотя при проектировании и постройке сами немцы называли этот тип корабля -- броненосец (Panzerschiffe).

      На фото однотипеый с ним "Адмирал граф Шпее".
      1. +11
        29 ноября 2020 11:14
        Тёзка и предшественник "главного героя" статьи - это учебный корабль Deutschland (Schulschiff Deutschland) 1927 года постройки, в настоящее время - корабль-музей в Бремене.
    3. -2
      29 ноября 2020 08:10
      По фото несколько вопросов: Руки в карманах и курево во время приема пищи - это норма?
      1. +9
        29 ноября 2020 08:45
        Руки в карманах - это страшное нарушение дисциплины. Флоту конец сразу.
        1. -4
          29 ноября 2020 12:01
          Ну, что Вы, это ведь толерантный Бундесмарине, какой там "конец" , если мы одно и то же имеем в виду. laughing
          1. +11
            29 ноября 2020 12:43
            А в каком то уставе где то записано, что при фотографировании военнослужащий должен принимать строевую стойку?
            1. +3
              29 ноября 2020 12:58
              Вик, я несколько иное имел в виду, а отнюдь не уставное уложение, регламентирующее стойку военнослужащего при фотографировании оного в расположении его воинской части. soldier
              1. +2
                29 ноября 2020 13:37
                Так и я вопрос индивиду с ником igordok задавал.
              2. +1
                29 ноября 2020 17:38
                Да ушш.. У нас командиры не брезговали рвать фото у солдат, если находили фото с расстегнутым крючком или опущеной бляхой.
                1. +4
                  29 ноября 2020 17:45
                  Мне повезло, среди моих непосредственных командиров и д и о л т о в не было.
        2. 0
          30 ноября 2020 12:41
          Ну.... Меньше граждан ;)
      2. +7
        29 ноября 2020 08:53
        Скорее всего во время фотографирования было капец как холодно.
      3. 0
        29 ноября 2020 10:49
        просто это ужин при свечах
      4. for
        +2
        30 ноября 2020 21:55
        Цитата: igordok
        Руки в карманах и курево




        А что здесь страшного, руки в карманы. Ну курить за баком для нас перебор, а у них свой устав и свои традиции.
    4. +8
      29 ноября 2020 08:15
      Мне статья очень понравилась. Я, как не моряк, все понял, а благодаря хорошим иллюстрациям, все увидал. Спасибо автору.
    5. +3
      29 ноября 2020 16:01
      Главное не корабль, а система подготовки морских офицеров. Всё начинать следует с подготовки кадров (или с развала системы - это как формулируется цель).
    6. -2
      30 ноября 2020 17:52
      Дойчланд, Дойчланд юбер аллес, фюрер Гитлер юберменш...
    7. 0
      19 декабря 2020 22:46
      Красивый кораблик. Много экваторов сделал.
    8. 0
      28 декабря 2020 15:47
      про наши Бородино, Гангут, Волгу напишите. поболее были кораблики
    9. 0
      2 февраля 2021 04:39
      Ему бы на миделе вставку, гармоничное бы смотрелся. Но это последствие ограничения по тоннажу.
    10. 0
      21 февраля 2021 14:49
      Немцы- умная нация. Все что делают, делают- умно и надежно. И в военной и в гражданской отраслях.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»