Аэродромный топливозаправщик Thompson Brothers P505 (Великобритания)

5
Аэродромный топливозаправщик Thompson Brothers P505 (Великобритания)
Реклама заправщиков T.B. Фото Aviationancestry.co.uk

В годы Второй мировой войны Королевские ВВС Великобритании располагали крупным парком техники для перевозки горючего и заправки самолетов. В основном это были автоцистерны на привычных грузовых шасси, но имелись и исключения. Вместе с другими машинами эксплуатировались необычные трехколесные топливозаправщики Thompson Brothers P505.

С дорог на аэродромы





Компания Thompson Brothers Ltd. или T.B. была основана в 1810 г. и работала в шотландском г. Билстон. В первый век своего существования она занималась выпуском различных механизмов и аппаратов, вплоть до паровых машин. Во время Первой мировой ее привлекли к изготовлению деталей для самолетов, а в 1919-20 гг. она попыталась выйти на рынок автомобилей.

Компания выпустила легкий цельнометаллический трехколесный автомобиль Cyclecar с двигателем воздушного охлаждения мощностью всего 10 л.с. За машину просили 200 фунтов (ок. 8 тысяч в нынешних ценах). Вскоре модельный ряд расширили. Ежегодно выпускались новые модели в разной комплектации с разными кузовами, но на общем шасси.


Заправщик одной из первых модификаций в Brookland Museum. Фото Flickr.com / Lloyd Rich

Однако уже в начале двадцатых T.B. столкнулась с высокой конкуренцией. Из-за этого за все десятилетие компании удалось продать всего полторы сотни машин, что привело к понятным финансовым трудностям. Компания попыталась разработать четырехколесный автомобиль для другого сектора рынка, но так и не довела этот проект до производства и продаж.

В начале тридцатых «Томпсон» разочаровались в рынке гражданских легковых автомобилей и перешли в другой сектор. На основе трехколесного шасси начали строить пожарные цистерны и автолестницы, специализированный транспорт и т.д. Параллельно выпускалась спецтехника на чужих шасси, прицепы с оборудованием и т.д.


Бывший военный заправщик из музея КВВС. Фото Wikimedia Commons

В 1935 г. каталог такой продукции пополнился несколькими автомобилями-топливозаправщиками на разных шасси и с разными характеристиками. Один из них построили на своем трехколесном шасси. Благодаря ряду характерных черт он мог эффективно использоваться на аэродромах. Впоследствии такая техника получила известность под названием P505. Модификации машины обозначались как Fuel Tender Mk.I, Mk.II и т.д.

Оригинальная конструкция


Легковые автомобили марки T.B. имели переднемоторную компоновку с двумя колесами на передней оси. Специальное шасси на их базе имело «обратную» компоновку с задним расположением двигателя и оси. Также имели место другие компоновочные решения, позволившие высвободить максимальное пространство для установки специального оборудования.

В основе машины осталась трубчатая рама, в задней части которой расположили двигатель и трансмиссию. Использовался бензиновый двигатель марки Ford мощностью 10 л.с. Радиатор поместили у задней стенки корпуса. При помощи механической трансмиссии крутящий момент передавался на цепную передачу и на задние ведущие колеса. Прямо над силовым агрегатом находилась открытая одноместная кабина. В передней части рамы имелось управляемое колесо, механически связанное с рулем.


Та же машина, вид сзади. Фото Wikimedia Commons

Конструкция такого шасси позволяла использовать разные наборы баков отличающейся конфигурации. Во всех случаях емкости для жидкостей занимали все доступное пространство. Баки находились над передним колесом, проходили вдоль борта и даже окружали кабину. Также предусматривалась арматура для заливки горюче-смазочных материалов, насосы и места для укладки рукавов.

Форма, количество и емкость баков менялись в зависимости от модификации заправщика и пожеланий заказчика. Так, на ранних машинах версии Mk.I использовались два продольных бака общим объемом более 300 галлонов (свыше 1350 л) для заливки топлива и масла. Емкости помещались параллельно друг другу внутри единого легкого корпуса. Также имелся насос собственной разработки «Томпсон» с производительностью 20 галлонов в минуту (91 л/мин).

В дальнейших модификациях с номерами от II до V использовались иные варианты емкостей. К примеру, один из самых массовых топливозаправщиков T.B. P505 Mk.V перевозил 500 галл. (2273 л) горючего в двух раздельных баках. Также имелся 50-галлонный (227 л) резервуар для масла. На левом борту располагались горловины для заливки и насосы. На корме, за кабиной – измерительные приборы, указывающие заполнение баков.


P505 в Страсбурге. Фото Maquetland.com

В зависимости от модификации и конфигурации, заправщики P505 имели длину до 5,4 м при ширине ок. 1,9 м и высоте не более 1,5 м. Собственная масса – в пределах 2,1 т. Из соображений безопасности скорость движения ограничивали 5 милями в час. Этого хватало для передвижения по аэродромам без риска аварий и пожаров.

Коммерческий успех


Топливозаправщики от Thompson Brothers впервые занялись реальной работой в 1935 г. В сентябре этого года прошли авиационные гонки King's Cup Air Race, маршрут которых пролегал через аэродром Хэтфилд. Там гонщиков ждали несколько машин с топливом разработки фирмы T.B. Среди них присутствовал трехколесный автомобиль с встроенными емкостями. Топливозаправщики от «Томпсон» получили неплохую рекламу, и компания-разработчик стала принимать заказы.


Кабина заправщика. Фото Maquetland.com

Новой техникой сначала заинтересовались только коммерческие предприятия, занятые в авиаперевозках и эксплуатирующие аэродромы. В 1939 г. компания Thompson Brothers получила первый заказ на топливозаправщики от Королевских ВВС Великобритании. По некоторым данным, речь шла о разработке новой модификации, измененной под требования КВВС. Она пошла в серию как P505 Mk.V. Эта машина могла перевозить один или два вида топлива и масло.

В дальнейшем поступали заказы на новые партии техники для КВВС и коммерческих компаний. Благодаря этому серийное производство заправщиков P505 продолжалось почти 15 лет. Последние машины этого типа вышли из сборочного цеха только в конце сороковых годов. Несмотря на специфическую конструкцию и архаичный набор агрегатов, они все еще находили применение в авиации. В общей сложности было выпущено несколько сотен заправщиков всех модификаций.

Долгая эксплуатация


Специализированный аэродромный заправщик от «Томпсон Бразерс» имел ряд особенностей, обеспечивших ему широкое распространение. Это была простая в производстве и эксплуатации машина, способная перевозить в пределах аэродрома значительные объемы ГСМ. На борту имелись все необходимые средства для раздачи жидкостей. Малые габариты упрощали перемещение по аэродрому и подход к самолетам. Ограниченные ходовые характеристики способствовали безопасной работе. В итоге машина прекрасно справлялась со своими задачами, а большего от нее не требовалось.


Яркий заправщик из Ashburton Aviation Museum. Фото Flickr.com / aardvark_akubra

По известным данным, заправщики T.B. P505 получили широкое распространение в Великобритании и эксплуатировались на большом количестве военных и гражданских аэродромов. Во время Второй мировой войны определенное количество такой техники отправили на заморские базы, вместе с прочей материальной частью КВВС.

Вооруженные силы продолжали эксплуатацию заправщиков «Томпсон» до конца сороковых годов. От такой техники стали отказываться из-за выработки ресурса и появления нового поколения боевых самолетов, нуждавшихся в новых средствах обеспечения. Одним из главных минусов наличных заправщиков стала относительно малая емкость баков, недостаточная для работы даже с истребителями, не говоря уже о более крупных машинах. Впрочем, процесс отказа и списания растянулся на несколько лет.

Позже аналогичные процессы начались и в сфере гражданских авиаперевозок. Однако в ряде случаев P505 сохраняли свой потенциал в течение длительного времени. Множество эксплуатируемых самолетов старых типов не нуждалось в современной технике для обслуживания, и имеющиеся заправщики вполне справлялись со своими задачами. Кроме того, P505 оказались полезными в сфере малой авиации, где их малые габариты по-прежнему были решающим фактором.


Музейная машина с нештатным насосным оборудованием. Фото Auto-zer.com

Хотя от компактных заправщиков начали избавляться еще в сороковых годах, существенная их часть оставалась в эксплуатации до шестидесятых и даже семидесятых. По известным данным, последнюю машину этого типа списали только в последнем десятилетии прошлого века.

Значительные объемы выпуска и широкое распространение техники привели к любопытным последствиям. Так, до нашего времени дожило 20 заправщиков P505 разных модификаций, принадлежавших различным организациям. Сейчас они хранятся в британских и зарубежных музеях и частных коллекциях. Другим серийным изделиям не повезло, еще в прошлом они отправились на утилизацию. В истории авиации начиналась новая эпоха – и старые удачные средства обеспечения не всегда соответствовали ей.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    6 декабря 2020 07:55
    Замечательная статья! Просто класс! Совершенно необычный образец спецтехники! Внешне как автомобиль не воспринимается- просто прицеп-цистерна! И какой долгоиграющий получился!
  2. +1
    6 декабря 2020 09:57
    На стационарных аэродромах хорош и удобен . А при частом перебазировании с одного полевого аэродрома на другой бессмыслен - лучше автоцистерна . Но впрочем он на стационарных аэродромах в метрополии и колониях , и эксплуатировался
  3. +1
    6 декабря 2020 11:15
    Очень интересно. Автору спасибо. hi
  4. 0
    6 декабря 2020 12:33
    Нужна организация (фирма), которая занималась обеспечением снабжения или выпуском всего спектра средств наземного обслуживания авиатехники с учётом лучших зарубежных образов. От этого зависит уровень готовности (боеготовности) эксплуатирующих организаций (авиационных частей).
  5. +4
    6 декабря 2020 14:24
    Компания выпустила легкий цельнометаллический трехколесный автомобиль Cyclecar с двигателем воздушного охлаждения мощностью всего 10 л.с. За машину просили 200 фунтов (ок. 8 тысяч в нынешних ценах). Вскоре модельный ряд расширили. Ежегодно выпускались новые модели в разной комплектации с разными кузовами, но на общем шасси.
    Тут автор, по своей привычке, истину принес в жертву словоблудию. С 1919 по 1924 год фирмой Thompson Brothers было произведено в общей сложности 150 автомобилей, то есть по 25 автомобилей в год.

    В 1924 году фирма вовремя сорентировалась в рыночной коньюктуре и переключилась на автоцистерны, в которых и стала одним из мировых лидеров.