Личности в истории. Галилео Галилей

94

Галилео Галилей (1564 -1642) считается отцом современной экспериментальной науки. Он был пионером динамики как точной науки о движении. С помощью телескопа продемонстрировал справедливость тезиса Коперника о движении Земли, который отрицался Аристотелевскими учеными и Римско-католическими теологами.

Не медик, а математик


Галилей родился в Пизе 15 февраля 1564 года. Он был первым из шести детей Винченцо Галилея, флорентийского купца и музыканта (по совместительству). В возрасте одиннадцати лет его отправили в Камальдолезскую школу в Валломброзе. И, если бы не сопротивление отца, он стал бы монахом. В 1581 году Галилео поступил в Пизанский университет, чтобы получить медицинскую степень, но вскоре в нем проснулся гораздо больший интерес к математике.



Отец очень неохотного согласился на то, чтобы сын оставил медицину. Бросив университет и оставшись без ученой степени, Галилео вел нищенское существование с 1585 по 1589 годы. В этот период он опубликовал свою первую книгу «Маленький баланс», на что его вдохновили исследования математика Архимеда. В ней описывалось гидростатическое равновесие, которое он изобрел для измерения удельного веса предметов.

В 1589 году по рекомендации немецкого математика-иезуита Кристофера Клавиуса и благодаря известности, которую он снискал своими лекциям во Флорентийской академии, Галилей получил назначение в Пизанский университет. Там он в течение следующих трех лет преподавал математику, основанную на аристотелевских и птолемеевских теориях.

В 1592 году Галилей получает более престижное место в университете Падуи в Венецианской республике. Эти восемнадцать лет в Падуе, где он преподавал геометрию Евклида и астрономию Птолемея, были самыми счастливыми в его жизни.

Коперник как крамола


Галилей начал исследовать теорию Коперника о движении Земли в начале 1590-х годов. В письме к Иоганнесу Кеплеру в 1597 году он признавался, что много лет был сторонником копернизма, но боязнь насмешек мешала ему открыто выражать свои взгляды. Однако в 1604 году Галилей начал читать лекции с разоблачением противоречий астрономии Аристотеля. Примерно в то же время он возобновил свои более раннее исследования движения. И пришел к гениальному выводу о том, что объекты падают с одинаковой скоростью, независимо от веса.

В 1609 году Галилей собственноручно усовершенствовал телескоп (был изобретен как зрительная труба голландским оптиком) и использовал его, чтобы указать на ошибочность гелиоцентрической теории. В своих работах по астрономии он описывал лунные горы и спутники Юпитера. Чтобы польстить Козимо II, великому герцогу Тосканы, Галилей посвятил ему книгу в надежде, что за этим последует важное назначение во Флоренцию. Он не был разочарован: Козимо назвал его «главным математиком и философом».

Вскоре после публикации в 1612ꟷ1613 годах своих рассуждений о падающих телах и солнечных пятнах Галилей вступил в публичную дискуссию о связи между тезисом Коперника о движении Земли и священными писаниями, которые поддерживали птолемеевскую геоцентрическую теорию (Земля неподвижна).

Запрет на разговоры о движении Земли


В 1616 году святая инквизиция недвусмысленно осудила теорию Коперника. Кардиналу Роберту Беллармину (иезуитскому теологу и советнику папы) было поручено лично проинформировать Галилея о том, что ему запрещено преподавать или защищать учение Коперника устно или письменно. Но тот, по-видимому, понял этот запрет по-своему. Галилей решил, что можно продолжать обсуждать коперниковские идеи, как математические конструкции, а не как философскую истину (что было запрещено). Поэтому он и вел обширную переписку на эту тему со своими сторонниками по всей Европе.

В 1623 году кардинал Маффео Барберини (старый друг Галилея и известный покровитель искусств) был избран папой, приняв имя Урбан VIII. Барберини, как Папа Римский, был гораздо менее враждебен к Копернику, чем кардинал. Во время аудиенции у Галилея Урбан ясно заявил, что

«Бог всемогущ, и говорить о копернизме (о движении Земли), как о чем-то ином, нежели гипотетическом, значит отрицать божественное всемогущество».

Между 1624 и 1630 годами Галилей написал книгу «Диалог о двух главных системах мира: Птолемеевской и Коперниковской». Этот труд осудили религиозные власти.

Диалог был опубликован во Флоренции в 1632 году. Книга Галилея - ученого эпохи Возрождения - представляет его смелые идеи астронома, физика и гуманиста.

Она написана в форме спора между тремя философами, один из которых умело защищал идеи Коперника о движении Земли вокруг Солнца, другой выступал в качестве посредника, а третий неумело поддерживал тезис Птолемея о неподвижности Земли, которая находится в центре мира. Написанная на итальянском языке в популярном стиле, книга быстро привлекла широкую читательскую аудиторию.

Пламя инквизиции


Руководство католичества приказало Галилею явиться в Рим по «подозрению в ереси» (распространение книги о движении Земли). Суд над ним, начавшийся в апреле 1633 года, закончился спустя несколько месяцев, когда инквизиция признала его не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси». Это осуждение было основано главным образом на том, что он не выполнил предписание инквизиции от 1616 года (запрет на высказывания о движении Земли). По причинам, которые до сих пор остаются неясными, Галилей подписал отречение. Он был приговорен к тюремному заключению и к чтению покаянных псалмов один раз в неделю в течение трех лет. Впоследствии приговор был заменен домашним арестом в Арчетри.

Галилей провел остаток своей жизни в относительном уединении, страдая слабым здоровьем и слепотой. Тем не менее ему удалось опубликовать в Голландии в 1638 году свои рассуждения и математические доказательства, касающиеся двух новых наук, в которых он развил свои идеи об ускорении тел в свободном падении. Он умер 8 января 1642 года и был похоронен в церкви Санта-Кроче.

И всё-таки она вертится


В 1979 году Папа Иоанн Павел II вновь открыл дело Галилея. В 1992 году на основании доклада следственной комиссии он заявил, что теологи ошиблись, осудив Галилея. Таким образом, почти через четыреста лет после своего осуждения Галилей был оправдан.
94 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    5 декабря 2020 06:59
    Довольно коротко, но интересно, спасибо!
    "По причинам, которые до сих пор остаются неясными, Галилей подписал отречение". Может потому что к тому времени он был уже довольно старый и больной, и потом судьба Джордано Бруно на позитивный лад как то не настраивала.
  2. -1
    5 декабря 2020 07:00
    И пришел к гениальному выводу о том, что объекты падают с одинаковой скоростью, независимо от веса.

    Да да...воздушный шарик и кувалда ...падают с одинаковой скоростью, независимо от веса...гениально. smile
    Ох уж эти католики...через 350 лет признались что ошиблись в Галилее...надо бы им еще покаяться за соженного на костре Джордано Бруно.
    1. +4
      5 декабря 2020 07:44
      .надо бы им еще покаяться за соженного на костре Джордано Бруно.
      С какой стати?
    2. +9
      5 декабря 2020 15:53
      Да да...воздушный шарик и кувалда ...падают с одинаковой скоростью, независимо от веса...гениально. smile
      Действительно гениально, если убрать силу сопротивления воздуха. Классический опыт - пушинка и металлический шарик в пробирке с откачанным воздухом.
  3. +4
    5 декабря 2020 07:00
    Спасибо!
    В классе третьем читал книгу о Галелео Галилее. Навеяло детством.
  4. +6
    5 декабря 2020 07:37
    Всякий раз, когда речь заходит о гелиоцентризме, вспоминают Бруно.
    Коллеги, не был он мучеником от науки!!! И сожгли его за обыкновенную ересь!
    1. +4
      5 декабря 2020 07:41
      Это потому, что есть человек. И есть легенда о нем. И это не только Бруно касается.
      1. +8
        5 декабря 2020 07:50
        Ох, Сергей! Несть числа этим мифам!
        Вон, даже Шпаковский уверен, что после революции интеллигенции пришлось мыть полы и колоть дрова...
        1. +3
          5 декабря 2020 08:05
          А какая первая ассоциация - «Доктор Живаго».
          Иногда думаю - удалось бы проследить жизнь Москвы и Подмосковья, например с 1912 по 1924 г.?

          С каких персоналий бы начал? А ведь мы уже застали людей, родившихся вначале XX века. Но здесь ещё вопрос выборки. Из какого сословия.
          1. +5
            5 декабря 2020 08:42
            Я совсем не знаю Москву...
            К тому же, тут бы Питер объять.
            1. +3
              5 декабря 2020 08:49
              Скажу больше. С первого класса живу в одном городе. И до сих пор не уверен даже в происхождении названия.

              Зато, если речь идёт о краеведении, оживают места, по которым ходишь.
        2. +1
          5 декабря 2020 09:55
          Цитата: 3x3zsave
          после революции интеллигенции пришлось мыть полы и колоть дрова...

          Мыла жена, а дрова колол с 1977 по 1980 г. И разве это не "после революции?"
          1. +4
            5 декабря 2020 10:52
            А удовольствие получали, когда дрова кололи?

            Хорошие же инструменты: и колун, и отточенный топор.
            1. +2
              5 декабря 2020 11:06
              Цитата: Korsar4
              Хорошие же инструменты: и колун, и отточенный топор.

              Когда был мальчишкой и жил в своем доме и меня этому учил дед - получал. А как же... в 1977-80 гг. уже нет. В Пензе у меня была квартира с центральным отоплением, а тут две дымившие печки, и волки выли. Чему радоваться? Ссылке?
              1. +7
                5 декабря 2020 11:39
                За всё надо платить. Получали бесплатное образование и 3 года надо было работать куда тебя отправляла комиссия при ВУЗе.
                При чем тут ссылка?
                1. +4
                  5 декабря 2020 11:55
                  Цитата: ee2100
                  За всё надо платить

                  Вне всякого сомнения. Просто условия были уж очень... "непривычными". В то время как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной..." там было все... ну очень отсталым.
                  1. +5
                    5 декабря 2020 12:16
                    Это тоже Родина.
                    1. +3
                      5 декабря 2020 18:04
                      Анекдот был такой, не могу здесь привести его целиком.
                      Разговор между двумя особями:
                      -- Папа, как здесь хорошо, солнышко светит, в оздух свежий!
                      -- Да, сынок, здесь очень хорошо, но там наша Родина, полезли обратно... request
                      1. +1
                        5 декабря 2020 19:14
                        Да есть такой анекдот, он времен СССР. Многие его экстрполируют на РФ. В основном либералы.
                        Сейчас можно "ползти" куда Вам заблагорассудится если Вы верите в свои силы или у Вас достаточно средств для жизни где "светит солнышко и воздух чист"
                      2. +2
                        5 декабря 2020 19:21
                        Да мне уже поздновато куда-то ползать, силы уже не те, как-нибудь и здесь докантуюсь. smile
                      3. 0
                        5 декабря 2020 19:54
                        С днем Конституции!
                  2. +2
                    5 декабря 2020 12:31
                    Вода из колодца - не хуже, чем из крана.
                    А в баню и сходить можно, если она, конечно, есть.

                    Уют непросто создавать и поддерживать.
                    И время на поддержание отрывается от чего-то ещё.
                    1. +7
                      5 декабря 2020 13:00
                      Дядя отца всю жизнь проработал фельшером в д.Насадка ,Кунгурский район. Прекрасное место на берегу р.Сылва. пол дома фелшерский пункт, а вторая для его семьи. Огород и в огороде баня.
                      Утром вставал и топил печи, а затем приём односельчан. Я не знаю был ли он счастлив, но точно это была не ссылка.
                      1. +5
                        5 декабря 2020 13:21
                        Дочка старшая. Хирург. Из московской больницы ушла.
                        Дальнейшая география работы: Гватемала - Нижегородская область - Владимирская область.

                        Не знаю, что дальше. Нагрузка очень большая, но пользу людям приносит.

                        Для меня смотреть на огонь в печке - всегда маленькое чудо.
                        Но сейчас это маленькие фрагменты жизни, но не сама жизнь.
                      2. +7
                        5 декабря 2020 13:39
                        "Дочка старшая. Хирург. Из московской больницы ушла.
                        Дальнейшая география работы: Гватемала - Нижегородская область - Владимирская область."(с)
                        Это прекрасная биография для министра здравоохранения РФ.
                        "Но сейчас это маленькие фрагменты жизни, но не сама жизнь."(с) Из этого и состоит жизнь. Когда что-то хорошее вспоминается это именно такие фрагменты.
                      3. +3
                        5 декабря 2020 13:44
                        В министры идут совсем другие.
                        Посмотрим.

                        Жизнь сама самые лучшие сюжеты подкидывает.
                        А огонь и в печке, и в костерке - это очень хорошо.
                      4. +3
                        5 декабря 2020 13:51
                        Вы романтик! Как в старой шутке. Можно бесконечно смотреть на 3 вещи . Как горит огонь, как течёт вода и как работают люди.
                        На счёт сюжетов Вы правы.
                      5. +3
                        5 декабря 2020 14:11
                        Жизнь прагматизму учит.
                        А как в одном историческом анекдоте И. В. Сталин сказал по поводу Яго из «Отелло»: «Неплохой организатор».
                      6. +3
                        5 декабря 2020 18:09
                        В министры идут совсем другие.

                        Вот именно.
                        Как сказал один персонаж, всю жизнь делавший деньги самыми неправедными путями, когда ему предложили должность премьер-министра: "Я пока ещё считаю себя порядочным человеком!", и смылся через чёрный ход от такой чести.
                      7. +3
                        5 декабря 2020 18:17
                        Видел какое-то количество современных министерств.

                        Самое лучшее там - буфет или столовая. Или когда заходишь туда не на продолжительное время.
                      8. +3
                        5 декабря 2020 18:26
                        Или когда заходишь туда не на продолжительное время.

                        Ну да, исключительно по необходимости, ну, к примеру, как в туалет.
                      9. +2
                        5 декабря 2020 19:24
                        Да. В Москве, это не в лесу. Подворотни для этого не так подходят.
                      10. +2
                        5 декабря 2020 19:29
                        В былые времена проблем не составляло, но уже давно в центре все проходные дворы заблокированы. А было время, я проходными от Цветного мог дойти до Петровки, и не только.
                      11. +1
                        5 декабря 2020 20:21
                        Мало что может сравниться с удовольствием бродить по Москве.
                      12. +1
                        5 декабря 2020 20:44
                        Да, это не прямо-перпендикулярный Петров град.
                      13. +2
                        5 декабря 2020 21:04
                        Угу. Можно идти по параллельным улицам, пока они не пересекутся.
                      14. +1
                        5 декабря 2020 21:18
                        Это у кого как получится. smile
                      15. +2
                        5 декабря 2020 21:26
                        Джотто окружность без циркуля изобразил. Оценили.
                      16. +2
                        5 декабря 2020 19:08
                        Почему Вы так думаете, что все в министры идут ради наживы? Времена изменяться и вороватые временщики исчезнут.
                        А такие люди , как дочь Korsar4, профессионалы знающие свое дело из нутри будут востребованы. Из того,что он написал можно сделать вывод что его дочь хирург общей практики. Т.е. не неженка, а занимается ежедневно тяжёлой рутинной работой.
                        Можно считать, что я тоже романтик.
                      17. +5
                        5 декабря 2020 19:24
                        Времена изменяться и вороватые временщики исчезнут.

                      18. +1
                        5 декабря 2020 19:57
                        Может и так, но то что сейчас творится в РФ более чем не нормально
                      19. +2
                        5 декабря 2020 20:14
                        Цитата: ee2100
                        Можно считать, что я тоже романтик.

                        Вам можно, Александр! Мне уже нет. По возрасту...
                      20. +1
                        5 декабря 2020 20:18
                        Романтизм всем возростам "покорен"
                      21. 0
                        5 декабря 2020 20:45
                        Ревматизм -- тоже. laughing
                      22. +1
                        5 декабря 2020 20:50
                        И это тоже и многое другое
                      23. +2
                        5 декабря 2020 17:54
                        Мне зачем в огороде баня, когда у меня в квартире ванна? Баня у моего зятя на даче!
                      24. +1
                        5 декабря 2020 23:26
                        Цитата: kalibr
                        Мне зачем в огороде баня, когда у меня в квартире ванна? Баня у моего зятя на даче!

                        Я уже больше 20 лет не принимал ванны! Просто у меня есть баня! А после бани ванна воспринимается как ... . Кстати даже тёща, которой за 80 первое время не любила баню! А через три месяца первой бежала!
              2. +5
                5 декабря 2020 12:29
                Вот пытаюсь вспомнить места, где было бы некомфортно.
                Географически таких нет.

                «Дальше мужика не разжалуют. Дальше Сибири не сошлют.
              3. +3
                5 декабря 2020 15:54
                В Пензе у меня была квартира с центральным отоплением, а тут две дымившие печки, и волки выли. Чему радоваться? Ссылке?

                Ну зато не в казарме, был же и такой вариант?
                1. +2
                  5 декабря 2020 17:50
                  Человек не свинья, чтобы мечтать о закуте. Всегда надо стремиться к лучшему.
                  1. +1
                    5 декабря 2020 20:40
                    Извечный вопрос. Когда был более счастлив Том Кенти. Когда жил в лохмотьях или когда волею судеб оказался повелителем государства? Недооцененная книга, мне кажется. Хорошо описано начинающеюся превращение доброго, незлобного мальчика, в расчетливого, чуждого морали правителя. А так же принца, где государство это он, и он лучше всех знает, что нужно его подданным. То же доброго мальчика, в своём понимании. И столкнувшегося с реалиями "прекрасной жизни", видимой из дворца.
                    "Женщина, я вас не знаю". Ему уже не хочется покидать трон, и от матери готов отказаться. Но совесть, и доброта, бывшая от рождения не позволила сделать то, о чем вещал ум. Сказка конечно, но какая сказка.
            2. +2
              5 декабря 2020 15:57
              А удовольствие получали, когда дрова кололи?

              Даже последний император Николай II любил дрова колоть, хоть и не царское это дело.
              1. +3
                5 декабря 2020 17:05
                Да. В его дневниках много об этом.
              2. +1
                5 декабря 2020 17:51
                Цитата: Авиатор_
                любил дрова колоть

                И докололся. Не занимался бы не царским делом, закончил жизнь в Виндзоре...
                1. +2
                  5 декабря 2020 17:54
                  Не занимался бы не царским делом, закончил жизнь в Виндзоре...

                  Его по-чёрному английская родня кинула, прямо как Януковича Эуропа через 100 лет. Но Путина тогда рядом не оказалось, вот и всё.
                2. 0
                  7 декабря 2020 18:13
                  И пел наверно: но крашу, крашу я заборы, чтоб тунеядцем не прослыть.
              3. +2
                5 декабря 2020 18:11
                Вот если бы занимался своим делом, а не колкой дров, может быть и не так погано закончил.
                1. +3
                  5 декабря 2020 18:18
                  Цитата: Морской Кот
                  колкой дров,

                  Челентано лучше это делает.

                  laughing
                  1. +2
                    5 декабря 2020 18:24
                    Челентано, по-моему, вообще многое делает получше иных прочих.
                    1. +3
                      5 декабря 2020 19:58
                      Челентано, по-моему, вообще многое делает получше иных прочих.

                      Это в кино. А как на самом деле - тайна сия велика есть. Топор на предыдущей картинке он неправильно держит.
                  2. 0
                    5 декабря 2020 19:56
                    Челентано лучше это делает.

                    Топор держит неправильно, спина не работает. Кино, однако!
                    1. 0
                      5 декабря 2020 23:56
                      Цитата: Авиатор_
                      Челентано лучше это делает.

                      Топор держит неправильно, спина не работает. Кино, однако!

                      Всё так! Вот только я всю жизнь думал, что умею колоть дрова... когда лет в 40 не увидел, как это делает женщина! Сейчас использую только этот стиль! Кстати он очень прост. Если тюкать в одно и то же место (в чурбане), то не применяя силы ты его расколешь!
                  3. +2
                    5 декабря 2020 20:22
                    Не в колокол же ему звонить.
                2. +1
                  5 декабря 2020 20:15
                  Цитата: Морской Кот
                  Вот если бы занимался своим делом, а не колкой дров, может быть и не так погано закончил.

                  Золотые слова, да Николаю в уши!
                  1. 0
                    5 декабря 2020 20:43
                    Ну, в ухо-то он получил... за раздолбайство.
          2. +5
            5 декабря 2020 19:36
            Это, после. Но слишком уж, после.
            Вячеслав Олегович, в следующий раз, когда пойдете в партархив, поинтересуйтесь профсоюзами домашних работников. К середине тридцатых годов их по СССР насчитывалось до полумиллиона.
            1. +3
              5 декабря 2020 20:19
              При Вашей начитанности, Антон, думаю Вам не составит труда вспомнить забавный НФ-роман Войстскунского и Лукодянова "Ур, сын Шама" Там очень хорошо описана жизнь одного нашего НИИ, но есть так слегка и о жизни нашей профессуры до 17-ого... И катаевский "Парус одинокий", как жило семейство Бачей... Мне всегда было далеко до его возможностей гимназического учителя!
              1. +2
                5 декабря 2020 20:23
                А у Вас круиз на пароходе частями выходит.
              2. +5
                5 декабря 2020 20:32
                В плане описаний дореволюционного быта, мне больше импонирует Кассиль. Да и территориально, описываемая им местность, к Пензе ближе.
    2. +3
      5 декабря 2020 08:01
      Коллеги, не был он мучеником от науки!!! И сожгли его за обыкновенную ересь!

      Его сожгли на основании доноса ...
      Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу, по долгу совести и по приказанию духовника, о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца

      https://arzamas.academy/mag/164-bruno
      Привет либералам от Сталинского режима... из глубины веков.hi
      1. +6
        5 декабря 2020 08:23
        Там все не так просто. Если не ошибаюсь, обвинение в гелиоцентризме было всего лишь одним из, и не самым главным.
        1. +5
          5 декабря 2020 08:27
          Иван! hi
          В приговоре - ни слова о науке.
        2. +5
          5 декабря 2020 08:47
          Из доноса Джованни Мочениго от 23 мая 1592 года на Дж.Бруно
          "Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу, по долгу совести и по приказанию духовника, о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своем доме, что когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это - великая нелепость; что он - враг обедни, что ему не нравится никакая религия; что Христос был обманщиком и совершал обманы для совращения народа - и поэтому легко мог предвидеть, что будет повешен; что он не видит различия лиц в божестве и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди.Он рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием „новая философия“. Он говорил, что Дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия Божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они - ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому… что он удивляется, как Бог терпит столько ересей католиков".
          1. 0
            7 декабря 2020 18:05
            Эх, если б пофантазировать... Поймала инквизиция настоящего мага уровня Саурона…
            Интересно, он сначала заставит их съесть свои сапоги , а потом (сцена пропущена из-за жесткости); или как в сюжете с Ар-Фаразоном, сдастся, чтоб через пару десятилетий возглавить Орден Доминика...
            А так, воевать с воображаемыми противниками, крестьянами да старухами, доблести много не надо.
    3. +6
      5 декабря 2020 08:32
      Из письма иезуита Каспара Шоппе, который, присутствовал при оглашении полного приговора Джордано Бруно и позже кратко пересказывал в письме его положения:
      "Он учил самым чудовищным и бессмысленным вещам, например, что миры бесчисленны, что душа переселяется из одного тела в другое и даже в другой мир, что одна душа может находиться в двух телах, что магия хорошая и дозволенная вещь, что Дух Святой не что иное, как душа мира, и что именно это и подразумевал Моисей, когда говорил, что ему подчиняются воды и мир вечен. Моисей совершал свои чудеса посредством магии и преуспевал в ней больше, чем остальные египтяне, что Моисей выдумал свои законы, что Священное Писание есть призрак, что дьявол будет спасен. От Адама и Евы он выводит родословную одних только евреев. Остальные люди происходят от тех двоих, кого Бог сотворил днем раньше. Христос - не Бог, был знаменитым магом… и за это по заслугам повешен, а не распят. Пророки и апостолы были негодными людьми, магами, и многие из них повешены. Чтобы выразить одним словом - он защищал все без исключения ереси, когда-либо проповедо­вавшиеся".
    4. +4
      5 декабря 2020 13:44
      Цитата: 3x3zsave
      И сожгли его за обыкновенную ересь!

      Так-то оно так, ту спорить глупо... Вопрос откуда взялась эта ересь. А дело всё в том, что тогда религия и наука, являясь основными инструментами познания мира, существовали в одной плоскости и потому непосредственно влияли друг на друга, постоянно конфликтуя. С учетом того, что религия находилась в главенствующем положении относительно науки, все конфликты между ними решались в пользу религии. Усомнившихся вразумляли, упорствующих вразумляли с применением насилия.
      Все ереси Бруно были порождены его научным мышлением. В основе научного мышления - сомнение, в основе религиозного мышления - вера, поэтому попытки рассуждать о религиозных вопросах с научной точки зрения и наоборот обречены на неразрешимый конфликт. Вернее, конфликт, разрешимый только грубой силой, что в случае с Бруно мы и наблюдаем. Не фиг было своим скептическим умом рассуждать о тонком мире.
      Но Бруно можно понять. Его время - время, когда наука бросила открытый вызов религии как инструменту познания и стала теснить ее на всех фронтах в этой области. Физика, химия, астрономия, медицина - мистика, а значит и религия теснились и изгонялись отовсюду. А Бруно решил, что этот процесс можно распространить и на сугубо, исключительно религиозные сферы - то что касается ангелов, демонов, библейские чудеса и прочую мистику, на тонкий мир, короче. Просто неправильно определил границы, в которых методы научного познания применимы, а в каких нет.
      Сейчас-то мы (во всяком случае, большинство из нас) четко понимаем, где вотчина науки, а где религии, и что это два разных мира, не имеющих между собой ничего общего. (Не напоминайте мне сейчас о научных степенях по теологии am , я написал "большинство", это значит, что не все, есть ещё мракобесы, в том числе и в РПЦ). Но в XVI в. это разделение было отнюдь не очевидным. Бруно ошибся, за что и пострадал.
      1. 0
        5 декабря 2020 20:47
        Переплетено. Квантовая физика, чем не оккультизм? И дойдет до того, что откроют "тонкий" мир.И что человек это не набор атомов. И вот те, кому вроде бы быть не полагается, сейчас, станут обычной реальностью.
        1. +1
          5 декабря 2020 22:59
          Цитата: Ezoterik
          Квантовая физика, чем не оккультизм?

          В ней не нужно, для вызова беса средней руки, собственноручно, изжаривать, живьем, на ритуальной шпаге, сорок черных кошек.
          Достаточно начитаться, на ночь, Ландавшица ( т. III - IV) и... Сатана, испугавшись, явится Сам и предложит договориться. )))
          Цитата: Ezoterik
          И что человек это не набор атомов.

          Ну почему же? В первом приближении, вещество из которого состоит человек - это набор атомов. В нулевом, он (человек) - все еще набор молекул. Во втором приближении он - композиция из элементарных частиц (протонов, нейтронов, электронов...). В третьем он...
          В общем, все согласно принципу: "Больших собак кусают большие блохи. Собак поменьше кусают блохи поменьше. Маленьких собак кусают маленькие блохи... И так, до бесконечности..." (с) (Из записок песика Фафика) laughing
          А какой, в этой бесконечности, мир перед нами предстанет - тонкий, или толстый, неведомо нам, ибо сирые мы еще. laughing
      2. +2
        5 декабря 2020 21:20
        за что и пострадал.
        Бруно пострадал из-за ЧВС, мизантропии и социопатии. Но это только мое мнение.
    5. 0
      5 декабря 2020 13:51
      Но ведь сожгли же.
  5. +4
    5 декабря 2020 09:48
    Урбан VIII Галилео осудил, Иоанн Павел II оправдал, а Юлия Латынина сожгла...
  6. +1
    5 декабря 2020 09:54
    Вся эта история с Галилеем показала,что невозможно смешивать понятия веры и науки,в чём и заключалась ошибка самой католической церкви,авторитет которой сильно пошатнулся.
    Наука не имеет и,не может иметь допуска к религиозным догматам,она не может не только опровергнуть эти догматы,но так же их и доказать.
    Галилей был,что называется,добрым католиком.Во время процесса его никто не мучал,не пытал,проживал он на вилле,после вынесения приговора-уехал жить на виллу к своим друзьям. Его слова - она всё-таки вертится! всего лишь красивая легенда.
    1. +1
      5 декабря 2020 13:53
      Наука многие догматы веры давно опровергла.
      1. +3
        5 декабря 2020 14:29
        Цитата: Кронос
        Наука многие догматы веры давно опровергла.

        Доказательство Канта?
        - Взять бы этого Канта,да за такие доказательства года на три в Соловки!-совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич.
        -Именно,именно-и левый зеленый глаз иностранца засверкал,-ему там самое место!
      2. +5
        5 декабря 2020 16:57
        Цитата: Кронос
        Наука многие догматы веры давно опровергла.

        К счастью нет.
        Наука и религия - два разных мира с диаметрально противоположным подходом к познанию. Наука в области религии ничего не сможет ни доказать, ни опровергнуть просто потому, что научные законы, включая такую базовую дисциплину как логика с ее законом исключенного третьего, законом причинности и т.п., в сфере религиозного познания не действуют или действуют избирательно, что, по сути одно и то же. Отношение к богу или Богу (или к богам) - вопрос веры и исключительно, сугубо, личное дело каждого человека.
        Одно из самых значимых достижений человеческой цивилизации, как мне кажется, осознание этого факта. Благодаря этому религия и наука могут существовать параллельно, не мешая друг другу, не конфликтуя, даже в рамках сознания одного человека.
        Конфликты начинаются когда одно начинает покушаться на сферу другого. Объяснять научные проблемы опираясь на религиозные догматы, также глупо, как и критиковать эти догматы с научной точки зрения. Глупо и бесполезно.
        Я согласен с вашим оппонентом - наука и религия не могут и не должны пересекаться. Это совершенно разные миры.
      3. 0
        5 декабря 2020 20:52
        Это какие, и чем опровергла. Для начала вопрос. А что такое электричество?А никто не знает, на самом деле. И это не шутка. Поинтересуйтесь.
        1. +1
          5 декабря 2020 21:11
          Форма энергии, обусловленная движением частиц материи (электронов, позитронов и протонов).Наука со временем дает ответ на каждый вопрос и новые возможности,вера ничего.
  7. +3
    5 декабря 2020 14:25
    Галилео Галилей (1564 -1642) считается отцом современной экспериментальной науки
    Галилео Галилей считается "отцом" современной экспериментальной физики.
    Что касается науки экспериментальной, то процесс ее рождения значительно сложнее.
    1. +5
      5 декабря 2020 16:11
      Он действительно является основателем одного из разделов физики - механики, которая менее чем через 100 лет была развита Ньютоном. А до того Аристотелем считалось, что причиной скорости является сила. Вроде, правильно - толкаешь кирпич по песку - он едет, перестал толкать - он остановился. И две тысячи лет этот очень сложный случай с движением объекта при наличии силы трения никак развить не удавалось. А Галилей взял случай более простой, где трение очень мало - маятник. И вывел геометрически то, что позже стало первым законом Ньютона. Сформулировал понятие инерциальных систем отсчёта - там, где действует закон инерции (1 закон Ньютона). Именно про него Ньютон говорил, что он (Ньютон) так много сделал потому, что стоял на плечах гигантов. На русском языке Галилей издавался в 1936 и в 1964 годах. Научные идеи там даны в процессе беседы трёх приятелей - Сагредо (Галилей), Сальвиати(критик Галилея) и Симпличчио (эдакий "Доктор Ватсон", задающий глупые вопросы. Очень интересно написано.
  8. +2
    5 декабря 2020 15:49
    Он умер 8 января 1642 года и был похоронен в церкви Санта-Кроче.

    Только из контекста можно догадаться, что имеется ввиду базилика Санта-Кроче во Флоренции, а не что-то другое. Базилик у католиков не очень много, в Венеции, например целый район Санта-Кроче со своими церквями...
  9. +1
    5 декабря 2020 20:22
    Насчет Коперника не верно. Он свой труд не публиковал не оттого, что боялся инквизиции. Его мысли были не новы, и еретичными с точки зрения католической церкви они то же не были. Приведу обширную цитату, ибо зачем писать своими словами то, что уже написано Бушковым. Ну да, им самым.

    "Впервые в Риме ознакомились с трудами Коперника в 1515 году – и, как только что говорилось, долго относились к ним вполне терпимо. Бруно сожгли (или все же не сожгли) в 1600 году, и только в 1613 году Ватикан официально судил коперниканство (а это, кстати, показывает, что во времена суда над Бруно, коперниканство еще не рассматривалось как «ересь» и не могло быть поводом не только для казни, но и для обвинения).

    В чем причина? Да попросту в том, что Церковь обнаружила: теория Коперника вполне может стать основой для оккультистско-сатанинских учений. Что, кончено же, повлияло на отношение к самой теории, которая, кстати, согласно уровню развития науки того времени, была не более чем гипотезой, которую невозможно было доказать практически. Практические доказательства теории Коперника были оформлены только в середине девятнадцатого столетия. Так что не стоит чересчур уж ретиво осуждать тогдашних священников и богословов за «невежество» и «реакционность». Они были детьми своего века, как и мы с вами."
    Ну а Бруно сожгли не за идею множественности обитаемых миров,что то же никак не ересь, высшие сановники церкви это не глупые и узколобые люди, а за участие чуть ли не во всех сатанинских сектах Европы. Что согласитесь меняет дело. Неверующих тогда не было.
    1. 0
      5 декабря 2020 21:13
      Неверующие всегда были.Ну а причины не отменяют факты сожжения.
  10. 0
    7 декабря 2020 17:50
    Наверно всё же Галилей был на аудиенции у Урбана, а не наоборот...
    Я вот тут послушал лекцию антрополога одного: главная наша проблема в некритичности мышления. В привычке фантазировать и принимать на веру информацию (то есть в весьма небольшом сроке жизни относительно скорости мыслительных процессов - нам некогда познать все науки, и проверить все тезисы). Машина ничего не примет на веру из неверифицированного источника. Потому, аве, Скайнет сияющий.
  11. +1
    4 февраля 2021 01:39
    книга "Диалог о двух главнейших системах мира Птоломеевой и Коперниковой" сначала была другой!..
    мало кто знает, что задолго (лет за 15) до этой книги ее первым вариантом был текст "О приливах и отливах", написанный монологично(!), сугубо научным языком, предназначавшимся достаточно узкому кругу специалистов…
    именно эта - первая - книга носила революционный характер, и Галилей ее никому особенно не показывал. Однако его друзья посоветовали дать ее почитать сидящему на тот момент в тюрьме Томмазо Кампанелле, и последний, сразу углядев опасность этого текста, понял, что нужна не конкурирующая "истина в последней инстанции", а "способ размышления об истинности"(!), что и было им предложено в виде диалога - создания разговорного круга из нескольких (функционально) определенных участников…
    а также именно Кампанелла объяснил Папе Римскому Урбану VIII, почему для него политически выгодно эту новую книгу издать…
    правда, благодарности от Галилея Кампанелла так и не дождался…