Военные союзы – насущная необходимость или пережиток прошлого

21
Военные союзы – насущная необходимость или пережиток прошлого

Простую истину «в единстве – сила», наверняка, постигли еще вожди первых человеческих отрядов, которым приходилось вести своих соплеменников на бой с соседями за лучшие охотничьи угодья или более комфортные пещеры. С тех пор каких только объединений, основанных на стремлении одержать верх над врагом не знало проведшее в войнах большую часть своей истории население планеты Земля. Было их великое множество - от Антиассирийской коалиции, военных союзов античности и средневековья до памятных нам со школьной скамьи Антанты, Антикоминтерновского пакта, и, конечно, Антигитлеровской коалиции.

Самыми, пожалуй, мощными образованиями такого рода стали основанная в 1949 году Организация Североатлантического договора и являвшаяся ответом на нее со стороны стран социалистического лагеря Организация Варшавского договора, появившаяся в 1955 году. Реальное столкновение этих двух блоков в бою, пожалуй, не оставило бы на нашей планете вообще ничего живого, поскольку конфронтация их происходила уже в эпоху ядерного оружия, имевшегося в более, чем достаточном количестве у обеих сторон.



В 1991 году с гибелью СССР прекратила свое существование и ОВД. Тем не менее, НАТО, несмотря на вроде бы, полное, окончательное и бесповоротное исчезновение той конкретной вооруженной силы, для защиты от которой он создавался, никуда не исчез. Напротив, стал разрастаться. Занимающие в нем руководящие позиции государства очень быстро смекнули, что помимо «советской угрозы» в этом мире можно с пользой для себя побороться еще очень много с чем. К примеру, с «международным терроризмом» или попросту с неугодными политическими режимами. Хотя именно антироссийский уклон оставался очевидным.

На сегодня в мире существуют не так много международных организаций, которые с большей или меньшей степенью уверенности можно отнести к категории военно-политических союзов. Это, конечно же, Североатлантический альянс и являющаяся с 1992 года его как бы противовесом Организация договора о коллективной безопасности. Последней, что греха таить, куда как далеко до пугавшего Запад «варшавского пакта». Входят в ОДКБ помимо России Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. К ее деятельности есть достаточно много вопросов.

Имеется также АНЗЮС – довольно странная компания, состоящая из США, Австралии и Новой Зеландии. Причем американцы с новозеландцами находятся в давней и серьезной ссоре, так что отношения со всеми участниками, фактически, поддерживает только австралийская сторона. Есть еще Оборонительное сообщество пяти держав, объединяющее Великобританию и четыре ее бывшие колонии – все те же Австралию с Новой Зеландией, а также Малайзию и Сингапур. Коллективную безопасность скандинавских стран (Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии и Исландии) должен обеспечивать Североевропейский оборонительный союз. Все остальное – достигнутые «в узком кругу» соглашения между отдельными странами.

Проблема современных союзов такого рода заключается в том, что они являются объединениями скорее политическими, нежели военными. Вести в интересах союзников реальные боевые действия с риском понести колоссальные материальные и человеческие потери сегодня не хочет никто. Да и чревато это слишком большими неприятностями – «мировое сообщество» немедленно примется осуждать, «выражать глубокую озабоченность», а то и вводить разнообразные санкции. А кому это надо?

Пресловутая 5 статья устава НАТО, которой на Западе так любят попугать Россию, на самом деле является ничем иным, как крайне общей декларацией, никого ни к чему, по сути, не обязывающей. Речь в ней идет о совершении при нападении на одного из членов Альянса его союзниками действий, «которые те сочтут необходимыми»... Могут и выражением глубоких соболезнований ограничиться – и нарушением устава это не будет. На практике эта статья не применялась ни разу и вряд ли будет применена хоть когда-то. Слишком уж разные интересы сегодня у многих стран-членов НАТО, вплоть до прямо противоположных и взаимоисключающих.

Так, к примеру, проходившая буквально на днях в режиме онлайн-конференции «встреча» глав МИД стран Альянса свелась к весьма бурному выяснению отношений и сведению взаимных счетов между ними. Тон задал участвовавший в мероприятии Государственный секретарь США Майк Помпео, напустившийся на Турцию с упреками в «вызывающем поведении» и «провокационных действиях», которые «подрывают единство» организации. Анкаре припомнили все – от покупки С-400 и бурения шельфа в Средиземном море до недавних событий в Нагорном Карабахе.

Эстафету от «старшего товарища» принял министр иностранных дел Греции Никос Дендиас, начавший требовать от турецкой стороны, являющейся, по его мнению, «главным возмутителем спокойствия» в Евразии и за ее пределами, соблюдения «международного права». Его турецкий коллега Мевлют Чавушоглу с ответом не замедлил и дал его, также совершенно не стесняясь в выражениях. Афины он обвинил в «чрезмерных требованиях» и «необоснованных амбициях», наотрез отказываясь принимать предъявленные его стране претензии. В конечном итоге конференция вылилась в склоку на зависть кухне коммунальной квартиры былых времен. Вот и все «единство»...

На сегодня большая напряженность сохраняется в отношениях Турции не только со своим извечным геополитическим противником – Грецией, но также и с другими ведущими членами НАТО – США и Францией. В рамках нынешних реалий довольно проблематично предположить, чтобы солдаты этих стран встали плечом к плечу на поле боя. Да, их объединяет целый ряд общих целей и приоритетов, но называть эту компания военным союзом как-то уже не очень уместно. Скорее, Североатлантический альянс превратился в сборище чисто ситуативных партнеров, некий «клуб по интересам», где всем пытаются заправлять США. Пример хотя бы в том, что прибалтийские военные отправляются в Афганистан и Мали... Сложно сказать, кто в тех же Литве и Латвии из рядовых граждан считает пребывание своих солдат в этих странах хоть как соответствующим национальным интересам. Куда более очевидное объяснение - всемерное противостояние России и Китаю в угоду заокеанским интересам.

В такой ситуации военные союзы сегодня - точно не насущная необходимость, а пережиток прошлого. Добавления весомости этому тезису добавляет и то, что многие "союзники" сегодня вынуждены держать границы на замке даже друг от друга, и дело тут, как известно, не в военной составляющей.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    4 декабря 2020 11:28
    Военные союзы дело нужное, вот только когда вопрос упирается в финансирование энтузиазм падает. Происходит конфликт между желаниями и возможностями оплачивать эти желания. Так было с Варшавским договором, так сейчас и с НАТО.
    1. +4
      4 декабря 2020 11:52
      Вы правильно подметили заковыку любого военного союза - финансовая составляющая. Но я бы добавил еще и действительное желание (возможность) вступить в войну на стороне союзника реально, а не на словах и бумаге.
      1. -1
        4 декабря 2020 14:37
        Военные союзы – насущная необходимость или пережиток прошлого.

        Пока существует капитализм и общество потребления никуда не исчезло, военно-политические союзы создавались агрессором, создаются и создаваться будут с целью образования для себя, любимого, из стран-союзников буферных ПРОКСИ-зон на случай своей захватнической войны против страны-жертвы.
        Ответные им ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ союзы также необходимы в пределах разумного. Буферные зоны для СТРАТЕГИЧЕСКОЙ национальной безопасности ТАКТИЧЕСКИ в военной науке ещё никто не отменял.
    2. 0
      4 декабря 2020 12:31
      1. Имея ядерное оружие можно и в одиночку противостоять всем.
      2. Теперь имеет значение только экономические войны.
      3. Как раз экономическая Холодная война - 2 и идет России с Западом.
      4. Турция не пример, она вооружает и поддерживает Украину, бармалеев в Идлибе, анти Хавтаровскую коалицию в Ливии, напала и разгромила союзника России - Армению.

      Вопрос. Кто выигрывает в экономической войне с Западом?
  2. +1
    4 декабря 2020 11:52
    Реальный договор о военной взаимопомощи между крупными игроками - сигнал приближения большой войны . И хорошо , что пока таких нет .
  3. 0
    4 декабря 2020 11:53
    Подумаешь... Ушаков как то водил объединённую русско-турецкую эскадру, а тут партнёры по альянсу. Ну, полаются, как в коммуналке из примера, так снова помирятся, как та же коммуналка.
  4. +1
    4 декабря 2020 11:58
    Автор вспомнил бы ещё англо-португальский союз 1373 года.

    Конечно, НАТО и такие, и сякие, и сборище и пр., но военно-политические союзы, какими бы они, по мнению автора, ни были пережитками прошлого, хоронить ещё рано.
    1. 0
      4 декабря 2020 14:18
      Цитата: А. Привалов
      Конечно, НАТО и такие, и сякие, и сборище и пр., но военно-политические союзы, какими бы они, по мнению автора, ни были пережитками прошлого, хоронить ещё рано.

      Абсолютно с вами согласна! Тем более, когда такие военно-политические союзы под руководством Пентагона/Вашингтона носят откровенно захватнический характер, как НАТО против России. Оборонительной миссией Пентагона для Европы от России в НАТО и не пахнет.
  5. +4
    4 декабря 2020 12:25
    Конечно, воевать за других желания ни у кого нет.
    особенно если с большими потерями.
    Но если говорить о некоторых союзах, то основаны они на уверенности- нападут на соседа сегодня, на меня завтра.
    то есть не на пустой договоренности- бумажке основываются (хотя есть и такие), а на какой-то реальной взаимосвязи между нападением на члена союза и реальной заинтересованностью помочь ему, даже если это создаст тебе проблемы.
  6. +5
    4 декабря 2020 12:27
    Странам производителям оружия военные союзы весьма выгодны. Ибо стандарты там и все такое. Поэтому США по экспорту оружия, всегда будет впереди всех, пока есть НАТО
    1. 0
      4 декабря 2020 13:23
      Цитата: Стирбьорн
      Странам производителям оружия военные союзы весьма выгодны. Ибо стандарты там и все такое. Поэтому США по экспорту оружия, всегда будет впереди всех, пока есть НАТО

      США впереди планеты всей потому что печатают баксы и печатают и столько сколько хотят. В оборонке и в космосе у них столько провальных проектов и выброшенных на ветер миллиардов долларов что любая другая страна планеты давно бы разорилась !!! Но в США действуют на деле не законы рынка - а законы кукловодов хозяев рынка !!!
      1. daq
        0
        5 декабря 2020 23:13
        США впереди планеты всей потому что печатают баксы и печатают и столько сколько хотят. В оборонке и в космосе у них столько провальных проектов и выброшенных на ветер миллиардов долларов что любая другая страна планеты давно бы разорилась !!! Но в США действуют на деле не законы рынка - а законы кукловодов хозяев рынка !!


        Я открою вам страшную тайну.
        Деньги печатают все. Центральные банки этим занимаются. Это называется монетарная и кредитно-денежная политика.
        -ЕЦБ с начало года напечатал более 2.2 триллионов ЕВРО. http://www.profinance.ru/news/2020/11/24/c04c-morgan-stanley-tsentrobanki-g4-napechatayut-5-trln-v-blizhajshie-dva-goda.html
        - ФРС с начала года напечатал более 3 триллионов долларов.
        - Банк Англии с начала года напечатал 300 миллиардов фунтов. К концу года цифра вырастет до 450 миллиардов.
        - ЦБ Китая с начала года напечатал более 30 триллионов юаней, (4.2 триллиона долларов) это больше чем напечатали в США. И юань не треснул, морда тоже не треснула. https://www.finanz.ru/novosti/valyuty/kitay-napechataet-30-trillionov-yuaney-iz-za-ugrozy-pervoy-recessii-za-50-let-1029325649
        - ЦБ России в этом году напечатал примерно 4.5 триллиона рублей. Это почти 60 миллиардов долларов. https://www.finanz.ru/novosti/valyuty/rossiya-zapuskaet-stanok-cb-gotov-napechatat-trillion-dlya-byudzheta-1029666297

        В Зимбабве тоже печатали деньги, но это им не помогло, экономика была не не эффективна. Если кратко, печатать нужно столько, сколько нужно для поддержания стабильности макроэкономических показателей. Напечатаете много получите высокую инфляцию и девальвацию. Напечатаете мало получите дефляцию, стагнацию и кризис.

        Все ЦБ могут печатать деньги. Большие и стабильные экономики печатают триллионами без последствий. Другие печатают в меньших объёмах.
        Никто никому не запрещает печатать.
  7. +2
    4 декабря 2020 12:46
    "Во всяком преступлении лежит его экономическая составляющая"(с), так и военных союзах.Часто упрекаем Болгарию, мол не хорошие в НАТО вступили.А если посмотреть с другой стороны.ОВД уже нет, "кто заступится за человеческого детёныша"(с) в случае конфликта с Турцией, членом НАТО..Надо вступать, прикрыться тем же союзом в котором Турция.Или Турция, творит под флагом НАТО чего пожелает, в случае чего,надеясь на то, что "свои" заступятся.С Грецией, вот ни как не получается, за неё заступаются больше, а Греции резона нет выходить из НАТО, надавить на Турцию будет не кому. Плюс ещё экономическая составляющая, кто главный в союзе, под его военные стандарты и подстраиваются, а это деньги.
  8. +1
    4 декабря 2020 13:02
    В такой ситуации военные союзы сегодня - точно не насущная необходимость, а пережиток прошлого.


    Кое кто очень хорошо устроился на теплых местах с хорошим жалованием , да и попилить есть что , так что они будут держаться этого союза до конца...
  9. 0
    4 декабря 2020 13:22
    В наше время военный союз - это форма протектората.
  10. +2
    4 декабря 2020 13:43
    В такой ситуации военные союзы сегодня - точно не насущная необходимость, а пережиток прошлого.

    Не соглашусь. Хороший союзник еще ни кому не помешал, и в трудную минуту его помощь бывает неоценимой. США, на сегодняший день, мало чего бы светило в ЮВА, но там целая плеяда союзников: Р.Корея, Япония, Сингапур и Малайзия. Потому уже КНР приходится напрягаться и противопоставлять себя всем этим странам, а также налаживать связи с Филиппинами, Мьянмой, Пакистаном.
    Создать военный союз - это целое искусство, которое не многим даровано.
  11. +1
    4 декабря 2020 14:00
    Обычно союзы складываются в двух условиях - первое это наличие ярковыраженной и несоизмеримой с ресурсами отдельных частей будущего союза угрозы (пример - Тройственный союз, Ось, СССР) , второе это законодательное закрепление между несколькими гарантами и буферными-полубуферными государствами условно "равноправного" договора о расширенной безопасности - в котором лишь углубляется и формализируется то, что и без того де-факто существует. Как пример - наше ОДКБ , Западные договоренности с Польшей перед ВВ2, современные примеры расширения НАТО "на восток".
    Некие культурные "типа союзы" - вроде вышеописанного британского либо скандинавского - это более химерная штука , т.к культурная близость между государствами вовсе не означает ,что конкуренция между ними прекращена или что их внешнеполитические предпочтения идентичны . Такие союзы смотрятся вполне органично со стороны - но крайне не устойчивы и аморфны фактически - мы видим что уже довольно давно существующая скандинавская общность во время ВВ2 расползлась в своих предпочтениях-взаимоотношениях внутри конфликта "кто в лес ,кто по дрова" , имея оккупированную Норвегию , "типа нейтральную" Швецию и маленькую фашиствующую Финляндию. Или вот мы к примеру - имели всячески воспеваемое "славянское братство" между Украиной , Блр и Россией - которое оказалось куда более хрупким и эфемерным , чем многие до сих пор еще готовы воспринять. Или взять в пример ту же Британию - которая врятли может рассматриваться как гарант чего-либо после надрыва пупочка в начале ВВ2 , когда все эти гарантии посыпались одна за другой , а крыша оказалась с течью. С тех Британия не стала сильнее или самостоятельнее - Фолклендская война показала что способность "проецировать силу" уже тогда была на пределе ,что уж говорить про сейчас - кризис, выход из ЕС ..

    НАТО сейчас раздуло так потому, что в его случае совпал первый и второй фактор - на момент становления и укрепления союза была ярковыраженная внешняя угроза , после развала СССР "в наследство" НАТО достался буфер , всячески пестуемый СССР в рамках ОДКБ. У этого буфера просто сменился хозяин , всего то.
    В вопросе необходимости союзов в 21 веке - сомневаюсь. Равнозначный союз построить весьма непросто , в неравнозначном будут соотв. неравнозначные отношения, неидеальные компромиссы итд. То есть -уязвимости и траты. Крупные государства типа РФ должны больше полагаться на свои собственные силы и территорию , нежели на верность вассалов , которая в нынешние времена не стоит ничего.
  12. +1
    4 декабря 2020 14:12
    Так, к примеру, проходившая буквально на днях в режиме онлайн-конференции «встреча» глав МИД стран Альянса свелась к весьма бурному выяснению отношений и сведению взаимных счетов между ними........Не всё так радужно , как видится автору. В союзах всегда сильнейшая страна, в военном и экономическом плане играет роль первой скрипки, но остальные по мере способностей и надобности .Например территория страны, даёт возможность первыми развернутся поближе к вероятному противнику, и нанести первый мощный внезапный удар, обеспечив себе преимущество. Как это было в недавнем историческом прошлом .Когда заходит речь о войне в России, взаимные обиды всех без исключения стран, почему то быстро забываются. Не знаю почему, но это исторический факт ! Так было, и к сожалению будет. Выступают единым фронтом. Во время ВОВ, Румыния не смотря на претензии к Венгрии, выступила и пошла с ней в одном строю на СССР. Примеров исторических много, не буду всех приводить. Розовые мечтания автора о независимой политике Турции в НАТО, сразу рассеются, как только речь там пойдёт о России. Выступят в едином строю. Тема союзов до сих пор актуальна.
  13. 0
    4 декабря 2020 20:43
    В такой ситуации военные союзы сегодня - точно не насущная необходимость, а пережиток прошлого.
    Александр, спасибо за статью! Думаю, что Вы забыли упомянуть про количество средств и людей, которые эти средства сообща осваивают. С остальным трудно не согласиться конечно!
  14. 0
    4 декабря 2020 22:16
    Все эти "союзы на века", да даже на десятилетия - чепуха.
    Даже нерушимые, вечные, или там, не дай Бог, братские.
    А вот временные, ситуативные, когда жизнь заставляет (союзники второй мировой), или когда это мастерство определенного конкретного политика - потрясающе эффективны.
    В качестве мастера, возможно непревзойденного, я лично считаю Юлия Цезаря. С помощью мастерской дипломатии, умения объединять усилия с нужными ему вождями, он с небольшим войском покорил весьма обширные территории, населенные весьма воинственными и сильными племенами. Очень дальновидный и был и предусмотрительный человек. Правда Брут сумел-таки его удивить напоследок.
  15. 0
    7 декабря 2020 18:22
    Интересно, а если кто то нападёт на страну- члена НАТО, они тоже будут выяснять следует ли дать отпор?
    Например, нападению подергнется Литва, или Латвия?