Боевые самолеты. Дитя семи глупых нянек

20
История появления этого самолета уже не то сказка, не то анекдот. Время от времени даже в такой высокоорганизованной и иерархичной стране, как Япония, что-то начинало сбоить в головах и появлялись такие проекты, ознакомившись с которыми начинаешь разводить руками.

И таких проектов у японцев было много. Вообще их армия и флот очень сильно, на мой взгляд, были подвержены влиянию идей универсальности. И здесь, с одной стороны, было просто огромное поле для работы, с другой, видимо обусловлено особенностями психологии, начинались такие перекосы, что…



Впрочем – судите сами.


Ходит у нас пословица такая, что если у китайского пионера нет в жизни проблем, то он обязан их сам себе создать и с честью преодолеть.

Примерно так обстояло дело в середине 30-х годов прошлого столетия в японском МГШ (Морской Генеральный штаб) в плане понимания концепции применения гидропланов.

Японские адмиралы всерьез пытались найти тех, кто создаст универсальный гидроплан, самолет, который будет «все в одном». Катапультный гидросамолет, который будет выполнять функции разведчика, истребителя, бомбардировщика (желательно – пикирующего).

Бред? А вот и нет. У японцев почти получилось. Все понимающие скажут, что дьявол сидит в слове «почти» и будут правы. Но венец этой затеи, поплавковый гидросамолет Mitsubishi F1M (об этом уникуме тоже будет разбор полетов) почти что стал таким универсалом.

Боевые самолеты. Дитя семи глупых нянек

Задуманный как корректировщик, он использовался как разведчик (только летал не так далеко, как хотелось бы), на нем японцы пытались воевать, как на истребителе, благо, маневренность и скорость были вполне (а воевать было нечем, два пулемета 7,7-мм – это смешно), бомбардировщик, который мог спикировать – тоже возможно (только две бомбы по 60 кг и дальность – несерьезно).

В общем, универсал получился, но был он такой… Смешной.

Был еще Aichi E13A1, который, как и собрат из «Мицубиси» провоевал всю войну, стартуя с катапульт почти всех кораблей, оснащенных таковыми.


Моноплан Е13А1 мог поднимать две бомбы весом до 250 кг, и «висеть» в воздухе до 10 часов, но не умел пикировать и при появлении любых истребителей противника становился очень легкой жертвой.

И, самое забавное, что когда Е13А1 еще не пошел в серию, ему по указанию японских адмиралов уже начали готовить замену. Ну очень хотелось японскому флоту иметь такой универсальный самолет. Потому было дано техзадание на его разработку путем сращивания проектов трехместного разведчика-корректировщика Е13А1 и двухместного бомбардировщика Е12А, который в серию не пошел.

Что хотели адмиралы – это была просто прелесть!

Самолет должен был быть монопланом со складывающимися крыльями, весом не более 4 тонн (это чтобы с катапульт взлетать), у него должно было быть приличное курсовое вооружение истребителя, он мог нести бомбы весом до 250 кг, обладать дальностью и автономностью на 10 часов полета.

Слава богу, строго не оговаривались летные характеристики и число членов экипажа.

Конкурса, обычного для японского флота, не было. Добровольцем-победителем была назначена фирма «Айчи», и два конструктора, Йошиширо Мацуо и Ясусиpо Одзава, «виновные» в разработке Е12А и Е13А в 1940 году начали соображать третий самолет.

У них получилось не очень быстро, но получилось, и «Экспериментальный двухместный разведывательный гидросамолет Тип 14» был готов в мае 1942 г.


Самолет имел цельнометаллическую конструкцию. Двигатель Mitsubishi MK8Е Kinsei 51 мощностью 1300 л.с. обещал неплохие летные характеристики, плюс самолет облегчили где только можно, в том числе, убрав одного члена экипажа.

Экипаж состоял из пилота и штурмана-наблюдателя-стрелка. Со штурмана хотя бы сняли обязанности по руководству, по традиции японского флота, именно штурман всегда был командиром экипажа самолета морской авиации.

Вооружение… Стандартные два синхронных пулемета 7,7-мм и такой же пулемет для обороны задней полусферы. То есть – для 1942 года ни о чем.

Зато самолет научили пикировать по всем правилам, оснастив воздушными тормозами. Правда, тормоза установили не в крыле, как это было принято в мире, а… в поплавках! Конструкторы решили не ослаблять крыло врезками и установкой приводов.


В итоге воздушные тормоза (по 2 штуки) устанавливались на передних стойках поплавков вертикально и раскрывались с помощью гидравлики.

Военные, посмотрев на все это, сказали «маловато будет!».

И раз конструкторы оставили крылья без лишней механизации, то в них установили 20-мм пушки «Тип 99» с боекомплектом 100 снарядов на ствол. А задний пулеметик 7,7-мм потребовали заменить на 13,2-мм.

Бомбовая нагрузка была не очень богатой: или одна 250-кг бомбу на подфюзеляжной подвеске или четыре 60-кг бомбы под крыльями. Бомбометание с пикирования под углом до 60 градусов предполагалось только с подкрыльевых бомбодержателей попарно, потому что подвеска под фюзеляжем не имела механизма выноса бомбы из области, ометаемой винтом. Так что сброс 250-кг бомбы предполагался либо с горизонтального полета, либо с очень пологого пикирования до 30 градусов.

Когда все работы по приведению самолета в должное состояние были закончены, он получил официальное название Е16А1 и собственное имя «Zuiun», что означало «Благоприятное облако». С двумя-то пушками и бомбой 250-кг – очень благоприятное облако такое…

Война тем временем шла, и не в пользу Японии, потому выпуск был осложнен многими факторами. Вообще в серию «Зуйюн» пошел только в 1944 году, хоть и в самом начале. Всего с января 1944 по май 1945 года было изготовлено 256 самолетов, включая предсерийные прототипы.


Учитывая состояние японского флота, встал вопрос о том, куда определить новые самолеты. Кораблей уже не хватало. Выручило начавшееся производство кораблей-носителей самолетов, но не авианосцев, как, например, переделанные в этот гибрид тяжелый крейсер «Могами», у которого вместо двух напрочь разбитых кормовых башен оборудовали летную палубу с катапультами. Вот на «Могами» должно было базироваться крыло из 12 «Зуйюнов».

Правда, количество размещенных самолетов оказалось меньше, всего четыре Е13А1 и три F1M2.

Примерно так же поступили с линкорами «Исе» и «Хиуга», у которых тоже была удалена часть артиллерийского вооружения в обмен на размещение самолетов. В итоге появились откровенные уроды, не линкоры и не авианосцы, но о них вообще отдельный разговор.

А к тому моменту, как «Зуйюны» попали в свои кокутаи и летчики прошли обучение, увы, превосходство американской авиации было неоспоримым. И повсеместное применение «Зуйюнов» стало просто невозможным, поскольку «Хеллкеты» и «корсары» рвали в небе все, что не махало крыльями.

Потому новый самолет решили сделать ночным. Больше шансов уцелеть и нанести хоть какой-то да урон противнику.


Боевое крещение «Дзуйюны» получили в ночь с 22 на 23 ноября 1944 года, когда группа из 17 самолетов атаковала американский десант на Филиппинах, у города Таклобан. Неприятным сюрпризом для японцев стали радары, по которым навелись ночные истребители американцев, которые совместно с зенитками сбили три самолета. Какие были реальные результаты налета, история умалчивает.

На следующую ночь решили повторить. Очевидная глупость, американцы это доказали, сбив 7 из 12 самолетов.

Далее были такие же «успешные» атаки американских десантов на островах в проливе Канигао, острове Лейте, острове Панай.

21 декабря 11 «Зуйюнов» атаковали вражеские корабли у города Сан Хосе. Тут был достигнут первый успех, когда один из подбитых Е16А врезался в транспорт «Juan de Fuca» и очень серьезно его повредил. А потери составили 4 самолета, включая этот камикадзе.

Ночью 26 декабря случилась первая подтвержденная воздушная победа. Да не просто самолет, а P-61 «Black Widow». Экипаж пилота Миямото Хейджиро и стрелка Накадзимы Хироши рапортовал о том, что сбил «Черную вдову», атакуя снизу-сзади огнем крыльевых пушек.

Здесь интересно то, что американцы подтверждают победу японского экипажа, в данном районе действительно пропал Р-61 лейтенанта Юджина Килли из 418-й эскадрильи.

«Зуйюны» использовали по ночам на всей линии соприкосновения с американскими войсками. 30 января (естественно, ночью) 250-кг бомбу от Е16А получил транспорт «Simeon G. Reed» класса «Либерти», стоявший у берега возле острова Илин. Бомба нанесла серьезные повреждения, но экипаж смог выбросить корабль на мель и тем самым спасти его.

В марте 1945 года «Зуйюны» приняли самое активное участие в битве за Окинаву. В основном целями становились десантные суда и катера, которым были опасны 60-кг бомбы.

Здесь потери от ночной деятельности были меньше, чем у других самолетов, но только потому, что поняв суть Е16А, командование не бросало их на хорошо защищенные цели.


Естественно, под конец войны «Божественный ветер» не мог не коснуться этих гидросамолетов. Был сформирован ударный отряд «Кайтай-1» из 18 самолетов Е16А. Отряд предполагалось использовать у Окинавы, но принять участие в атаках камикадзе «Зуйюны» не смогли по ряду причин, отряд был расформирован, а самолеты передали в качестве пополнения в другие части.


В целом, за полтора года применения, особенных заслуг у самолета не оказалось. Это и понятно, поскольку универсальность «Зуйюна» была его слабым местом. Хотя, стоит отметить, что именно этот самолет как никто другой, соответствовал роли многоцелевого универсального гидроплана. Это неоспоримо.

Самолет действительно мог сбрасывать бомбы с пикирования, мог бомбить с горизонтального полета, мог при удачном стечении обстоятельств сбить вражеский самолет или проштурмовать катер или транспорт. Мог вести разведку или работать корректировщиком.

Весь вопрос заключался в том, насколько хорошо «Зуйюн» мог все это делать.

Как уже стало понятно, все было весьма и весьма удовлетворительно. Бомбовая нагрузка по-хорошему была страшна для подводных лодок и мелких десантных судов, но в десантный катер еще попасть нужно. Скорость откровенно небольшая, но впечатляла дальность полета.

В общем – действительно середнячок.








Но мы не будем забывать, что в первую очередь это гидросамолет. Способный взлетать с катапульты, с воды, приводняться и так далее. А вот для этого класса Е16А был вполне себе приличным самолетом. Но все-таки идея сделать его годным для всего - не самая удачная.

Хотя самолет был неплох для гидроплана и получился весьма элегантным на вид.


ЛТХ Е16А1

Размах крыла, м: 12,81
Длина, м: 10,83
Высота, м: 4,74
Площадь крыла, м2: 28,00

Масса, кг
- пустого самолета: 2 713
- нормальная взлетная: 3 900
- максимальная взлетная: 4 553

Двигатель: 1 х Мitsubishi МК8N Kinsei 54 х 1300 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 448
Крейсерская скорость, км/ч: 352
Практическая дальность, км: 2 420
Максимальная скороподъемность, м/мин: 655
Практический потолок, м: 10 280

Экипаж, чел: 2

Вооружение:
- две 20-мм кpыльевые пушки тип 99;
- один 13,2-мм пулемет тип 2;
- одна бомба 250 кг или четыре бомбы по 60 кг.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    15 декабря 2020 05:36
    А чего они так зациклились на гидропланах ?
    1. +9
      15 декабря 2020 06:35
      Патамушта вокруг Японии моря-акияны,флот в то время имелся приличный,амбиции зашкаливали,да только авианосцев на все не хватало из-за агромадных просторов Тихого акияна. Вот и нашли выход в гидропданах. Ими можно было оснащать любой корабль начиная с легкого крейсера. Своего рода вертолет того времени smile
      1. +6
        15 декабря 2020 11:40
        в дополнение - плюс, для гидропланов можно было быстро организовать базу прям у среза воды. Быстрее и дешевле чем полноценный аэродром soldier hi
    2. +1
      15 декабря 2020 07:10
      Как у нас на танках.
    3. +3
      15 декабря 2020 09:03
      К тому же гидропланы и летающие лодки могли базироваться на мелких островах где нет аэродромов.
    4. +8
      15 декабря 2020 10:52
      Цитата: Uncle Lee
      А чего они так зациклились на гидропланах ?

      Потому что не смогли в развитый тыл, способный в сжатые сроки создать, например, вот такое:
      1. 0
        15 декабря 2020 13:34
        Цитата: Alexey RA
        Потому что не смогли в развитый тыл, способный в сжатые сроки создать, например, вот такое:

        А как бы они смогли, если махач и затевался (спасибо Америке, она сделал всё, что возможно для этого) за доступ к стратегическим ресурсам?
    5. Комментарий был удален.
    6. 0
      15 декабря 2020 15:06
      Цитата: Uncle Lee
      А чего они так зациклились на гидропланах


      Для островной страны - это важное направление в авиации.
      Даже в плане операции по захвату о. Мидуэй, должны были быть задействованы гидросамолеты:

      Группа гидроавиатранспортов контрадмирала Фудзита оккупирует небольшой о. Куре, расположенный в 60 милях к северо-западу от о. Мидуэй, чтобы использовать его в качестве базы гидросамолетов для непосредственной поддержки высадки десанта на о. Мидуэй.


      Немного не по теме фото, но достаточно иметь небольшой клочек суши и гидроавиатранспорт, что бы развернуть ударные операции в районе, где невозможно создание сухопутных авиабаз, для оперативной поддержки десанта или набеговой операции, где авианосная авиация не может быть задействована.


    7. 0
      15 декабря 2020 15:23
      Цитата: Uncle Lee
      А чего они так зациклились на гидропланах


      9 декабря 1942 года. "Кимикава Мару" прибыла в базу флота Йокосука. Приняла на борт 5 флотских истребителе и 8 самолетов-разведчиков, вероятно А6М2-N "Руфь" и Е13А1 "Джейк".

      16 декабря 1942 года. Плавбаза гидросамолетов "Кимикава Мару" ушла из базы флота Йокосука (Hackett, R.D., Kingsepp, S. Rev. 5. 2009).

      Экипажу плавбазы предстояло отработать новую, ускоренную доставку ударных и разведывательных поплавковых гидросамолетов на острова Атту и Кыска, не входя при этом в зону действия американской базовой морской и армейской авиации.

      18 декабря 1942 года. В открытом океане, в точке с координатами 52º50'N 166º00'E плавбаза гидроавиации спустила на воду 4 поплавковых самолета-разведчика для о. Кыска. Самолеты улетели по назначению.
      Исследования обломков поплавковых истребителей Тип 0 Накадзима А6М2-N представителями военной разведки союзников на захваченных Алеутских островах позволили установить следующее: 25 декабря 1942 года на остров Кыска были доставлены истребители, имеющие следующие серийные номера - № 550, 552, 462, 467, 284, 287 и 198.
  2. +5
    15 декабря 2020 09:45
    Как говорят в Америке, "Jack of all trades, master of none."
  3. +4
    15 декабря 2020 10:45
    Со штурмана хотя бы сняли обязанности по руководству, по традиции японского флота, именно штурман всегда был командиром экипажа самолета морской авиации.

    ЕМНИП, это традиция не японского, а британского флота: пилот и стрелок есть лишь обслуга, которая возит и защищает своего командира - штурмана-наблюдателя.
    1. 0
      16 декабря 2020 08:28
      интересно
      не знал..
  4. +9
    15 декабря 2020 10:47
    Опять автор надвигает орнитологию на географию.
    Время от времени даже в такой высокоорганизованной и иерархичной стране, как Япония, что-то начинало сбоить в головах и появлялись такие проекты, ознакомившись с которыми начинаешь разводить руками.
    Руками разводить не надо. Лучше почитать литературу и тогда можно узнать, что в те годы аналогичные самолеты строили все, от организованной Германии до неоргаризованной Франции и далекой США.


    Dornier Do 22 — немецкий поплавковый гидросамолёт. Создавался как разведчик, бомбардировщик и торпедоносец.
    1. +8
      15 декабря 2020 10:52

      Французский Late-298. Этот разведчик и торпедоносец успел даже сухопутным штурмовиком побывать.
      1. +6
        15 декабря 2020 10:59
        «Экспериментальный двухместный разведывательный гидросамолет Тип 14» был готов в мае 1942
        Такого самолета не существовало в природе.
        Первый самолет, построенный на основе проекта Aichi AM-22, официально обозначеначался как морской экспериментальный разведывательный гидросамолет 16-Shi (E16A1).
  5. -1
    15 декабря 2020 14:36
    вопрос заключался в том, насколько хорошо «Зуйюн» мог все это делать.


    Вопрос: какой из По-2 бомбардировщик с его скоростью и бомбовой нагрузкой и полотняной обшивкой?
    Почитаешь мемуары летчиков летавших на По-2 и выживших - понимаешь, такова была военная ситуация, когда летчиков было больше чем самолетов и до насыщения авиапарка, летали на том, что могли быстро построить в больших количествах.
    Впоследствии выживших пересадили на Ил-2, Пе-2, А-20.
    А сколько их сгорело в ночном небе...
    Ведь единственным методом вырваться из луча прожектора ПВО, был пике почти до земли, если успеешь.

    Это тот случай, когда военная остановка определяет летать на том, что есть.

    И Aichi E16A Zuiun - был очень неплох, для катапультного гидросамолета.
    Уж лучше крайне неудачных КОРов первых. Сопоставим по возможностям с Бе-4 (КОР-2)
    1. +1
      19 декабря 2020 19:20
      Я думаю, он был лучше вообще всех соразмерных машин, просто подобные гидропланы крайне специфичны. Он быстрый (относительно гидропланов), с огромным боевым радиусом и неплохим вооружением для подобного типа, а еще и в пикировщик мог - для катапультного гидроплана просто отлично.
  6. 0
    15 декабря 2020 19:02
    Неплохой самолёт получился, лучше, чем Арадо 196, а про него была вполне хвалебная статья.
    1. +1
      19 декабря 2020 19:25
      Тоже так думаю, просто 196-й летал себе разведывал без особого противодействия со стороны вражеской авиации, а Aichi E16A Zuiun появился под конец войны, когда куда ни плюнь вражеская авиация в небе против которой он мало что мог сделать.
  7. 0
    16 декабря 2020 01:10
    угарный аппарат
    только вот как все универсальное ниочем

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»