Как работает военная авиация

98

Источник: brickmania.com

Поводом для написания данной статьи стало распространение недостоверной информации относительно вопросов базирования и обслуживания авиации.

Происходит это периодически во всех СМИ. Причем в статьях совершенно разной направленности, где в той или иной мере затрагиваются вопросы применения авиации (любой), начиная от моделирования сражений на море, сравнения береговой инфраструктуры и авианосцев и заканчивая применением ВКС РФ в Сирии.



Часть 1. Принципы организации аэродромной сети


Прежде всего необходимо сразу сказать, что вести речь об отдельно взятом аэродроме в отрыве от аэродромной сети, частью которой он является, не вполне корректно. Подобно тому, как в организме человека есть различные органы, также и конкретный аэродром выполняет строго определенные, возложенные на него функции в рамках всей системы.

Классификация аэродромов, применявшаяся в СССР, довольно объемна. Для задач данной статьи я предлагаю воспользоваться упрощенной моделью, дабы понять сам принцип. Ввиду упрощения, некоторые термины могут не точно совпадать с реальными.

Аэродром базирования


Аэродром базирования - это большой аэродром, с развитой инфраструктурой, пунктами МТС, жильем для персонала и их семей (может располагаться в близлежащем населенном пункте). Количество ЛА, находящихся на стоянках таких аэродромов, может измеряться сотнями.

ВПП таких аэродромов способна принимать тяжелую военно-транспортную авиацию, что расширяет логистические возможности всей системы в целом.

На таких аэродромах возможно аккумулировать большие запаса материально-технических средств (топлива, боеприпасов, техники).
Оборудованы ангары и есть все необходимое для проведения плановых технических работ, а также ремонта ЛА.

Такие аэродромы являются центром аэродромного узла (1-й уровень в иерархии аэродромной сети). Как правило, они находятся подальше от границ, чем обеспечивается их большая боевая устойчивость в военное время.

Оперативный аэродром


Эта роль отводится аэродромам поменьше (хотя и не обязательно).

Их ВПП может быть приспособлена для снабжения по воздуху силами легкой и средней военно-транспортной авиации с грузоподъемностью до 20 тонн, а также вертолетами МИ-8 и МИ-26.

На них значительно меньше монументальных строений и инфраструктуры, постоянных запасов.

Однако на этапе планирования закладывается потенциал для наращивания возможностей аэродрома. Предусматриваются места для размещения быстровозводимого жилья, стоянки техники и т.д. Так же при планировании размещения аэродромов учитывается транспортная доступность.

Аэродромы разлета


Это совсем маленькие аэродромы и даже посадочные площадки. Они не пригодны для постоянного базирования авиации. Однако в случае опасности по ним можно распределить ЛА и даже совершить несколько боевых вылетов.

Особенно это актуально для истребительной авиации – для их работы достаточно 800 метров полосы.

Другие составляющие аэродромной сети


Во всем мире используется практика аэродромов совместного базирования. Так, например, F-16 ВВС Турции, сбивший наш Су-24 в Сирии, вылетел на свое задание именно с такого аэродрома.

Преимущества совместного базирования очевидны: есть мощнейшая гражданская инфраструктура, которая не требует денег на свое содержание в мирное время, а наоборот – приносит доход.

Имеется и охраняемая территория, на которой можно расположить доп. пункты. В наличии резервы для размещения личного состава.

В России около 60 крупных международных аэропортов и порядка 200 региональных.

Следует так же учитывать, что совместное базирование необходимо не только для нужд ВКС, но и для других ведомств: МЧС, ФСБ и т.д.

Это подразумевает наличие внутри аэропорта зон с особым режимом охраны, ведь, к примеру, самолет главы государства не должен стоять на общей стоянке.

Использование автомагистралей в качестве временных аэродромов


На этапе планирования, строительства и модернизации дорог в обязательном порядке прорабатываются возможности использования их участков в качестве временных аэродромов.

Подобные аэродромы могут размещаться вблизи ж/д станций для облегчения доставки и хранения топлива и боеприпасов.

Также в мирное время прорабатываются возведение полевых аэродромов и площадок для работы авиации (что называется «с колес») силами специальных частей.

Часть 2. Обслуживание самолетов во время боевой работы


Первое, что необходимо понять - обслуживание техники происходит неравномерно. Это можно сравнить с обслуживанием автомобиля.

Существуют процедуры, которые выполняются каждый день - прогреть салон, осмотреть на наличие внешних повреждений, очистить от снега, проверить индикаторы ошибок на бортовом компьютере.

Есть операции, которые выполняются еженедельно - заезд на заправку (с чашкой кофе), проверка уровня масла, залив омывайки, подкачка шин в случае необходимости.

Некоторые действия выполняются еще реже и требуют еще больших затрат, качественно иной оснастки и наличия запчастей и расходников: замена масла, фильтра, тормозных колодок.

И так далее. Вплоть до капитального ремонта двигателя.

Примерно по такому-же принципу работает и авиация. На оперативный аэродром доставляются самолеты, максимально готовые к бою, прошедшие все плановые технические процедуры.

Это позволяет снизить нагрузку на местную инфраструктуру и персонал до минимума и резко повысить интенсивность работы авиации с аэродрома.

По сути, персоналу на оперативном аэродроме нужно только заправлять и подвешивать БК.

После определенного налета самолеты, нуждающиеся в более качественном обслуживании, перегоняются в тыл, на аэродромы базирования, а на их место подгоняются другие. Чтобы не отвлекать от боевой работы высококвалифицированных летчиков, для этих задач можно использовать более молодых и менее квалифицированных.

Заправка самолетов


Еще одним важным аспектом подготовки самолета к вылету является заправка топливом.

В современном мире для этих нужд существует множество решений: от дешевых и небольших до высокопроизводительных и дорогих.

Своеобразной «вершиной» в этой процедуре является система централизованной заправки.

Начинается такая система со сливной железнодорожной эстакады: подгоняются ж/д цистерны и начинается забор топлива. Эстакада Шереметьево способны одновременно сливать топливо с 18–24 цистерн (по разным данным).


Сливная эстакада. Фото: gazprom.ru

Сначала топливо поступает в небольшой промежуточный резервуар, из которого берутся пробы. И (при отсутствии нареканий) оно закачивается в основные резервуары для хранения.

Основные резервуары могут быть разными. На крупных авиабазах используются РВС (резервуар вертикальный стальной). Такие решения имеют емкость в десятки тысяч кубических метров.

Как работает военная авиация
Вертикальные резервуары хранения топлива. Фото: ruaviation.com

На аэродромах поменьше хранение может быть организовано в более сокращенных объемах.

На самих стоянках самолетов есть гидранты, наподобие пожарных. К ним подъезжает специальная машина (либо на пункте обслуживания устанавливается стационарная станция заправки) и производит заправку любым количеством топлива, что особенно актуально в случае больших самолетов (ДА, Военно-транспортная авиация).

Таким образом, резко снижается количество необходимого транспорта, трафик, необходимые людские ресурсы, а также экономится время.

Для понимания «масштабов» необходимо упомянуть некоторые цифры.

Запасы топлива на авианосце (типа Нимиц) около 12 млн литров, то есть порядка 10 млн кг, что эквивалентно 166 цистернам.

Такой объем можно обеспечить, подогнав к аэродрому 2 грузовых состава.

Этого запаса хватит на 840 вылетов Су-34 с полными баками.

Вместимость топливных баков:

Су-34, Су-35: 12 000 кг
Су-25: 3 000 кг
Миг-35: 6 000 кг
Миг-31: 17 730 кг
Ту-160: 150 000 кг

Вспоминая старый-добрый мультик про слоненка, мартышку и удава, для удобства предлагаю в дальнейшем измерять все в «Су-34».

Стандартная 4-осная ж/д цистерна имеет объем 80 кубов и грузоподьемность в 60 тонн. Её хватит на 5 полных заправок Су-34.

Воздушный танкер Ил-78 может передать 60 000 л топлива на удалении 1 800 км. Либо 30 000 л на удалении 4 000 км. При этом он имеет 2 режима производительности: 1 000 л в минуту для маленьких самолётов и 2 000 л в минуту для «стратегов».

Таким образом, на дальности до 2 000 км он может заправить 4 Су-34, потратив на каждую пару примерно по 15 минут с подходом и отходом от танкера (самолет заправляется не на пустые баки, а максимум на ⅔, а скорее даже на ½).

Стандартные аэродромные заправщики имеют емкости от 20 до 60 кубов.


Заправщик 60 кубов. Заправочная станция (впереди). Такой заправщик может обеспечить 5 вылетов Су-34.

Однако были в истории нашей авиации и исключения (https://topwar.ru/130885-aerodromnyy-avtotoplivozapravschik-atz-90-8685c.htm).

Отдельно хочется упомянуть заправку наших стратегов.

Ту-160 берет на борт 150 тонн горючего, что равно 3 ж/д цистернам или 3 большим заправщикам.

Ситуация решается просто. Энгельс (место базирование наших стратегов) находится там же, где и Саратовский нефтеперерабатывающий завод.

Учитывая производительность в 2 000 литров в минуту, заправить Ту-160 можно за 1,5 часа. Однако стоит учитывать, что этот расчет производился, исходя из заправки танкеров через 1 порт.

Узнать реальные возможности системы заправки на Энгельсе у меня не получилось. Однако не думаю, что мы сильно ошибёмся, если остановимся на цифрах «от часа до двух».

Часть 3. Снаряжение АСП


Наряду с заправкой, другим ключевым аспектом оперативного обслуживания самолетов перед вылетом является его снаряжение АСП. Проще говоря, вооружение или пополнение БК.

В комментариях к моим прошлым статьям (относительно Ту-160) некоторые читатели упоминали о том, что этот самолет требует больших затрат на обслуживание (в человеко-часах). И данный факт позиционируется ими исключительно как проблема самолета.

В действительности же проблема намного сложнее и носит глубокий системный характер. К большому сожалению, в нашей стране традиционно уделялось недостаточное внимание техническим средствам обслуживания.

Отсутствовало то, что можно было бы назвать современной и проработанной «культурой работ».

При этом умельцы на местах (на чьи плечи и ложилось катание по аэродрому тележек с «чугунием») делали, что могли. И, как могли, пытались оптимизировать процесс, в том числе и за счет поделок.

Например, таких.


В случае с Ту-160, речь шла о цифре в 64 человеко-часа на 1 час полета. Эти цифры корнями уходят в то время, когда новые самолеты только поступили на вооружение и никто не имел опыта их эксплуатации. Со слов инженеров, в то время требовалось 3 дня, чтобы подготовить самолет к вылету. Все процедуры производились медленно, постоянно сверялись с инструкциями и обсуждались с представителями КБ. И если со временем дефицит «навыков» и «знаний» персонала решался, и время на обслуживание сокращалось, то проблема практически полного отсутствия технически эффективных решений для обслуживания самолета оставалась и уже не могла быть решена «поделками». Так как деревянные самодельные тележки уже не «вывозили» снаряжение ДА.

Во времена СССР мы уже отставали от США в вопросах культуры «наземного обслуживания». После развала СССР наше отставание только увеличивалось, так как в США все это время данная отрасль развивалась семимильными шагами, как технически, так и концептуально (что еще более важно).

Как осуществляется снаряжение самолета на Западе


Со склада АСП помещаются на специальные тележки. Не по одной ракете или бомбе, а сразу пачками. Таким образом, для снаряжения одного самолета достаточно одной (максимум двух) платформ. На нее помещается 10 ракет ВВ средней дальности.


Эта тележка широкая и устойчивая, что увеличивает безопасность перемещения боеприпасов на ней. Также она имеет надежную систему фиксации боеприпасов.


Кроме того, на ней присутствует рабочая зона – возможность фиксации инструмента, закрепленные отсеки для хранения расходников и т.д. По сути, это мобильное рабочее место для снаряжения боеприпасов.


Все манипуляции осуществляются при помощи специализированного механизированного погрузчика, что увеличивает как производительность операций, так и резко снижает нагрузку на инженеров, что очень важно при длительной работе. Утомлённые люди работают медленно. Кроме того, усталость – это всегда травмы, брак и аварийность.


Но самое интересное начинается, когда речь заходит о тактической авиации.

Мы все видели, как снаряжают Ту-22 М3 – по одной бомбе.

Давайте посмотрим, что было у американцев в этом плане еще во Вьетнаме.


По такому принципу подвесить 10 бомб на Ту 22М можно в 10 раз быстрее.

Экстраполируем ситуацию на Су-34. В Сирии были операции, на которые Су-34 вылетали с 8 бомбами ФАБ-250. В теории можно было бы создать «клипсу» на 10 таких бомб.

Для сравнения: подготовка Су-34.


Один вручную поднимает, другой контролирует. При этом это два разных человека – лишняя коммуникация. Что может быть затруднено в условиях шума и усталости. Два человека зачем-то стоят рядом с бомбой и держат ее рукой, видимо, помогают. Морально. Если тот, кто контролирует, упадет, то морально поддерживающих придавит бомбой. Ну, и гайки для фиксации бомбы. Понятно, что такой узел максимально простой в изготовлении.

Но значительно более удобно эксплуатировать вот такой.


Ну и самое интересное, настоящая вишенка на торте. Даже не буду ничего говорить. Смотрим.


Выводы


Вывод 1. Самолеты на оперативном аэродроме способны делать определенное количество вылетов «без остановки». И всё их обслуживание при этом будет сводиться, по большому счету, к заправке и снаряжению АСП (с рутинными процедурами проверок и осмотра).

Вывод 2. В Российских ВКС ситуация не идеальная, но определенные события внушают оптимизм. В частности, строительство современных пунктов обслуживания в Сирии и на других аэродромах. (Есть информация о 40. Но не знаю, насколько это соответствует действительности).

Также стоит упомянуть и прошедшие не так давно учения, информация по которым опубликована на сайте Минобороны.

Для справки. Всё, что на видео, происходит на участке строящейся трассы. Туда перебрасывается всё необходимое для функционирования аэродрома, включая системы заправки. Судя по всему, это участок возводящейся магистрали южнее Казани (поселок «Мокрые Курнали», справа от него на юг идет конструируемая дорога).


Вывод 3. Несмотря на позитивные тенденции, нельзя не отметить и существенное отставание в обслуживании авиации. Если у нас и дальше будут впятером вешать одну бомбу, а Ту-160 снаряжать по одной ракете, а не барабанами, то потребуется не 64 человеко-часа, а 164.

Вывод 4. Когда я писал статью, было странно, что речь идет не о каких-то стелс-технологиях, а о примитивных на первый взгляд вещах: о нормальных тележках и погрузчиках. Но это настолько упрощает и ускоряет процесс. Отставание в такой области шокирует. По крайней мере, меня. Так, например, у нас может не быть десяти авианосцев, но офицерский состав мог бы купить ребятам защитные очки и шлемы. Или офицеры не понимают, что у человека всего два глаза? А голова нужна не только, чтобы есть? И сам факт нахождения на палубе, по которой движутся с большой скоростью многотонные машины и механизмы (тросы,) сопряжен с риском получения травм? Это скорее риторические вопросы.

В заключение стоит отметить, что у наших западных партнеров тоже не всё всегда хорошо по части интеллекта. Естественный отбор – штука мощная. От нее не скрыться даже в рядах самой оснащенной армии мира.

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

98 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Eug
    +8
    9 декабря 2020 18:26
    87-89 гг. Р-40 подвешивали минимум восемь человек, отпускали после команды руководящего подвеской оружейника "шпильку!". Команда подавалась, как и положено, громко и четко☺. 4 ракеты с тележки подвешивались довольно быстро, 5-6 минут. Р-60 подвешивали вдвоем, максимум втроем. Тройной узел подвески для них был уже, как правило, пристыкован к балочному держателю. По рассказам оружейников с Су-24 - лафа, курорт.
    1. -1
      9 декабря 2020 18:33
      Цитата: Eug
      87-89 гг. Р-40 подвешивали минимум восемь человек,
      Это вот такую красоту? А как ее стесняюсь спросить за зад брали?))
      1. Eug
        +2
        9 декабря 2020 18:47
        Не скажу. Просто не обращал внимания. Да и не очень часто это было, за пару "пиджачных" лет раза 4 всего.
      2. Eug
        +4
        9 декабря 2020 20:27
        На фото - Р-40 с тепловой "головой", у радиолокационных колпаки были конусные.
    2. +2
      9 декабря 2020 20:22
      Я оказывается забыл вставить в стаью видео с учений...((

      Для справки. Всё, что на видео, происходит на участке строящейся трассы. Туда перебрасывается всё необходимое для функционирования аэродрома, включая системы заправки. Судя по всему, это участок возводящейся магистрали южнее Казани (поселок «Мокрые Курнали», справа от него на юг идет конструируемая дорога).

      Вот после этого должно быть видео))))
      1. +1
        9 декабря 2020 21:33
        Красиво, но смахивает на потемкинскую деревню.
        На видео не водно РЛС. необходимых для управления полетами. Первые секунды не в счёт, я про общие кадры. На видео два звена Су-34, это сколько же им топлива потребуется..., где его взять, где хранить? Бомбы лежат на земле... Аэродром подскока? Без обслуживания техники, без предполётной проверки ракет? А как далеко он от основного, что так легко перебросили колесную аэродромную технику? Если километрах в 20-30, то это куда ни шло, а если дальше? Видны домики для личного состава, они здесь навсегда? Если их будут возить туда-назад, то сколько для этого потребуется техники... если это великолепие рассчитано на длительное время, то потребуется военный городок с охраной, если на пару взлетов-посадок то имеет ли смысл огород городить? И это летом, а зимой проблем существенно больше. А с трассой что делать? Значит нужна объездная дорога-времянка.
        1. +1
          10 декабря 2020 11:06
          Цитата: Сергей Валов
          Красиво, но смахивает на потемкинскую деревню.

          В статье указано, что подобные "аэродромы подскока" строят возле ж/д узлов, т.е. доставка топлива решена.. Техника ОБАТО вся на базе мощных автомобилей высокой проходимости (Уралы, Мазы), так что марш на 300 и более км для них не проблема. Предполётная проверка ракет - это из области анекдотов, ракеты всегда должны быть готовы, т.к. на них заранее производятся все работы специальными службами (ГППР). Военный городок с охраной? Вы не Сердюков, случаем? Достаточно палаток или КУНГов .
          1. 0
            10 декабря 2020 11:50
            В статье может быть указано что угодно, жизнь другая. Я уж молчу о том, что аэродромы подскока нужны вблизи линии фронта, а не ж.д. узлов. Кстати, авиационный керосин, это автомобильный бензин, его складов не так уж и много, плюс попробуйте организовать быстро, в течении одного-двух дней переброску 3 - 4 цистерн с бензином на произвольный полустанок. Думаю проще его будет доставить транспортной авиацией. winked
            Аэродромная техника не предназначена для многокилометровых маршей.
            То, что ракетам не нужна предполётная проверка/подготовка - это ваши хотелки, а не реальность.
            Вы в палатке в поле жили? А зимой? Аэродромный персонал туда загнать предлагаете? Кстати КУНГи я не исключал, вопрос - а они в достаточном количестве существуют? По поводу аэродромного персонала - вы его с основного аэродрома гонять предлагаете, или новый из вакуума создать?
            Воинская часть в поле без охраны??? Вы за кого воюете?
            По поводу Сердюкова - попытка хамства не прошла, списал на...., ну неважно на что.
            1. +2
              10 декабря 2020 14:23
              Цитата: Сергей Валов
              Кстати, авиационный керосин, это автомобильный бензин, его складов не так уж и много, плюс попробуйте организовать быстро, в течении одного-двух дней переброску 3 - 4 цистерн с бензином на произвольный полустанок. Думаю проще его будет доставить транспортной авиацией.

              Вы вообще-то военный самолёт кроме как в небе видели? Я офицер, авиационный оружейник, 22 календаря, 10 лет боевого дежурства, 6 лет в ГППР (группа предварительной подготовки ракет), после ранения перешел в ОБАТО (отдельный батальон аэродромно-технического обслуживания). Авиационный керосин - это бензин ?!?! Эпохальное открытие! Нобелевку сюда! По учениям ОБАТО перебрасывался на запасной аэродром за 300 км. Регулярно! Жили и зимой палатках, ничего страшного, только весело - приключение. А персонал - это в гостинице, мы - техсостав, ИАС (инженерно-авиационная служба) и аэродромные службы. Оргвопросы с вами обсуждать не хочу. Не люблю профанов, пытающихся поучать. Честь имею.
              1. 0
                10 декабря 2020 15:16
                Дико извиняюсь, виноват, каюсь, печатая пропустил частицу «не». Хотел написать «авиационный керосин, это НЕ автомобильный бензин».
                Ваш покорный слуга более 20 лет испытывал авиационные двигатели. И образование тоже авиационное. И о работе авиационного техсостава тоже представление имею. Но я гражданский.
                1. 0
                  10 декабря 2020 16:19
                  Цитата: Сергей Валов
                  Дико извиняюсь, виноват, каюсь, печатая пропустил частицу «не». Хотел написать «авиационный керосин, это НЕ автомобильный бензин».
                  Ваш покорный слуга более 20 лет испытывал авиационные двигатели. И образование тоже авиационное. И о работе авиационного техсостава тоже представление имею. Но я гражданский

                  Вот вы можете апендицит вырезать у человека?
                  Но вас же не удивляет что несмотря на 1000 проблем, существуют люди, которые профессионалы в медицине. И они могут. несмотря на то что нужно знать какую анестезию колоть и сколько. Как резать и рассекать ткани. Как зашивать.

                  Это все проблемы. Но есть люди, для которых эти проблемы - их работа.

                  Точно так же для армии - есть люди, чья работа это военная логистика.
                  Строительство инраструктуры.
                  Планирование.


                  Касательно топлива одним только Шереметьево заброниравано несколько ЖД путей на разных отстойника и станциях поблизости, где единовременно стоят 3 состава. На случая ЧП с доставкой или заводом. Это нормально когда люди предвосхищают проблемы и как-то к ним готовятся.

                  Опять же я не вижу проблемы, по тому что подобные объекты строятся не "пальцем в карту ткнуть". А рассчитывается где какая военная часть. Где склады и т.д. Все это учитывается. Строго говоря мне вообще повезло что я на карте нашел этот участок и смог здесь скриншот выложить.

                  Задача таких аэродромов обеспечить разлет в случае ракетного удара по базам.
                  Безусловно лучше сохранить технику чем допустить что бы она вся сгорела на 1 базе.
                  1. 0
                    10 декабря 2020 16:44
                    Я знаю, что такое служба тыла и для чего она существует. Я знаю о существовании аэродромов рассредоточения, или, если быть точнее, для чего они нужны. Мне рассказывали как планируются учения. Но собственный опыт и опыт коллег говорит о том, что в случае непредвиденных обстоятельств все ранее разработанные планы не работают, начинается импровизация порой переходящая в хаос. Что-то наблюдал лично, многое слышал от коллег. Поэтому я очень скептично отношусь к показухе в виде роликов МО. Несколько успокаивает то, что у наших соседей по глобусу в принципе идут те же самые процессы.
                    1. -1
                      10 декабря 2020 16:51
                      Цитата: Сергей Валов
                      Я знаю, что такое служба тыла и для чего она существует. Я знаю о существовании аэродромов рассредоточения, или, если быть точнее, для чего они нужны. Мне рассказывали как планируются учения. Но собственный опыт и опыт коллег говорит о том, что в случае непредвиденных обстоятельств все ранее разработанные планы не работают, начинается импровизация порой переходящая в хаос. Что-то наблюдал лично, многое слышал от коллег. Поэтому я очень скептично отношусь к показухе в виде роликов МО. Несколько успокаивает то, что у наших соседей по глобусу в принципе идут те же самые процессы.

                      План хорошо продуман, если он продуман хотя бы на треть=))

                      Приписывают чуть ли не Наполеону.
                      На самом деле под утверждением есть основание - действительно на войне очень много переменных по этому на практике очень редко когда идет все по плану.
                      Но.. вместе с тем это не повод не планировать и не делать ничего.

                      Даже если будет хаос, в этом хаосе с подготовкой удастся сделать больше чем без нее)) Ну и не стоит забывать, что на другой стороне такие же люди=)) У которых все то же бывает "Не по плану"))) Так что задача не в том что бы все идеально воплотить, а в том что бы спланировать и воплотить чуть лучше чем противник.
                      1. +1
                        10 декабря 2020 17:08
                        Вот с этим согласен полностью. drinks
        2. 0
          10 декабря 2020 17:11
          Цитата: Сергей Валов
          А с трассой что делать? Значит нужна объездная дорога-времянка.
          Вы, видимо, в первый раз видите такое чудо, судя по посту. smile В Германии, хотя она и небольшая, по сравнению с нами, на паре - тройке автобанов есть такое чудо. Снимаются разделительные металлические отбойники и вуа - ля, ВПП готова! Как запасной вариант, в случае большого шухера, очень может пригодиться. К примеру повреждена ВПП на основном аэродроме, а самолёты в воздухе.
          1. 0
            10 декабря 2020 17:54
            Живьём я такого чуда не видел, только слышать приходилось. Но я о другом. В случае использовании участка автострады под ВПП, автостраду придётся перекрывать полностью и надолго. Что бы не получить многокилометровую пробку нужна объездная дорога на данном участке, и задуматься над этим надо заранее, а то может получиться как всегда - авиация летает, а оборонные грузы стоят в мертвой пробке, а ещё хуже, если скорая с больными там встанет.
            Кстати, если родная ВПП повреждена а самолёты в воздухе, то снять отбойники и перенаправить своих на автобан примитивно не успеют.
            1. 0
              10 декабря 2020 19:19
              Цитата: Сергей Валов
              Кстати, если родная ВПП повреждена а самолёты в воздухе, то снять отбойники и перенаправить своих на автобан примитивно не успеют.

              Успеют, коллега, неоднократно наблюдал за этим во время учений. Что касается
              получить многокилометровую пробку нужна объездная дорога на данном участке, и задуматься над этим надо заранее, а то может получиться как всегда - авиация летает, а оборонные грузы стоят в мертвой пробке, а ещё хуже, если скорая с больными там встанет.
              , то во время БД, а именно тогда используются эти резервы, вряд - ли кто решит создать такую классную мишень, как автопробка! wink
              1. 0
                10 декабря 2020 19:25
                «Успеют,» - искренне рад, если это так.
  2. +10
    9 декабря 2020 18:26
    Здравствуйте.Очень интересная статья.
    1. +9
      9 декабря 2020 18:37
      Цитата: сивый
      Здравствуйте.Очень интересная статья.

      Спасибо, старался=)
      1. +2
        9 декабря 2020 19:11
        Спасибо, старался=)


        И у Вас поучилось!!! Было очень интересно!!! Пишите ещё!!! hi
      2. +2
        9 декабря 2020 19:35
        В нашей реальности много чего не хватает и не только на аэродромах. "Левшами" и "Кулибиными" нас бог не обидел. Жаль, что этого не замечают те, кому положено это замечать и производить.
        1. +4
          9 декабря 2020 20:11
          Ну что тут сказать... Именно за счёт вот таких тележек, наша армия при расходах в 50 млрд долларов, может противостоять армии с расходами в 700 млрд. Печально, но чтобы всё было как у них, нужны такие же расходы.
      3. 0
        10 декабря 2020 17:13
        Цитата: Александр Воронцов
        Спасибо, старался=)

        Спасибо за статью и за добавление видео, а то без него вначале чуть не получил когнитивный диссонанс! smile good
    2. +4
      9 декабря 2020 20:21
      Цитата: сивый
      Здравствуйте.Очень интересная статья.

      Поддерживаю. Интересно, но не удивлен. Сам с подобным стыкался и не раз. Да, считай постоянно. И это не только в авиации. На гражданке то же самое.
      Низкий поклон КБ за такие самолеты, но за их невнимание к созданию обслуживающей техники и приспособлений, - пониже поясницы и со всей силы. Или они считают, что это Пушкин с Лермонтовым должны делать?
      1. +4
        9 декабря 2020 23:24
        Цитата: красноярск
        Или они считают, что это Пушкин с Лермонтовым должны делать?

        Все делают:
        1) то, что им заказывают;
        2) то, за что им платят;
        3) то, что соответствует их профилю.

        Просить авиаконструкторов создать телегу, которую им при этом еще и не заказывали плюс не оплачивали - странно.
        1. +4
          9 декабря 2020 23:47
          Цитата: Борис ⁣Бритва

          Просить авиаконструкторов создать телегу, которую им при этом еще и не заказывали плюс не оплачивали - странно.

          Когда Вы купили машину Вам с машиной комплект ключей дали? Домкрат, насос, манометр. Вот и в этом случае КБ должно озаботится конструированием всех необходимых приспособлений для обслуживания их самолета.
          Или Вы это дело поручите КБ завода комбайнов? Или КБ тракторного завода? А может мебельной фабрики?
          1. +3
            10 декабря 2020 00:35
            Цитата: красноярск
            Когда Вы купили машину Вам с машиной комплект ключей дали?

            Нет

            Цитата: красноярск
            Домкрат

            Да

            Цитата: красноярск
            насос, манометр

            Нет

            Цитата: красноярск
            КБ должно озаботится конструированием всех необходимых приспособлений

            Я, признаться, не уверен, что домкрат в моем авто создали инженеры того же автоконцерна, который произвел мое авто. Судя по тому, как он выглядит, немцы его вообще у китайцев купили.
            1. 0
              10 декабря 2020 09:37
              Цитата: Борис ⁣Бритва

              Я, признаться, не уверен, что домкрат в моем авто создали инженеры того же автоконцерна, который произвел мое авто. Судя по тому, как он

              Зачем Вы утрируете? Вы павы, КБ Сухого не изобретало колесо к своему самолету, но оно просчитало его размеры, оно же не пришпандорило колесо от трактора. Поэтому вся оснастка, весь необходимый инструмент и приспособления должно разработать именно это КБ. А изготавливать все это можно хоть кроватной мастерской, лишь бы технология соблюдалась.
              1. +1
                10 декабря 2020 10:20
                Цитата: красноярск
                оно просчитало его размеры

                Цитата: красноярск
                должно разработать именно это КБ

                Сойдемся на том, что КБ должно разработать соответствующее ТЗ для соответствующих предприятий и их инженеров. Или, по крайней мере, учавствовать в составлении такого ТЗ.
                Специализацию самолетостроительного КБ расширять на роботизированные механизмы обслуживания самолета - не рационально. Специально заточенные под данный вопрос инженеры будут получать в том КБ зарплату, а их изделия будут выпускаться, по сути, в штучном исполнении. Это не рационально. Гораздо правильнее иметь отдельное предприятие, на котором инженеры только созданием подобных механизмов и занимаются. Причем, делают это "на потоке", для совершенно разных отраслей. И вот это предприятие, получив ТЗ от КБ, просто проектирует, на базе имеющихся наработок (в том числе, наработок из совершенно других отраслей), с максимальной унификацией, необходимые механизмы. После чего изготавливает их в нужном количестве. Путано объяснил?
                1. -1
                  10 декабря 2020 10:42
                  Цитата: Борис ⁣Бритва
                  Путано объяснил?

                  Нет, вполне себе понятно. И достаточно убедительно.
                2. 0
                  10 декабря 2020 17:16
                  Цитата: Борис ⁣Бритва
                  Путано объяснил?

                  Толково и логично! good
              2. 0
                10 декабря 2020 10:57
                Самолетостроительное КБ разрабатывает только планер, все остальное берётся как готовые изделия и сопрягается в то, что потом назовут самолетом. Существуют авиационные КБ которые проектируют системы и агрегаты - навигационное оборудование, катапульты, вооружение, шасси, системы жизнеобеспечения и т. д. Часть оборудования проектируется не авиационными КБ - частично вооружение, частично электрооборудование и т.д. Аэродромное оборудование это огромный пласт всевозможных систем и его проектирование и изготовление к КБ отношения не имеет. Другой вопрос, это унификация систем эксплуатации авиационной техники выпускаемых различными самолетными КБ. А вот здесь на первое место выходит заказчик, в данном конкретном случае МО. Аналогично заказчик (как эксплуатант техники) выдаёт задание на проектирование аэродромного оборудования. Так что не надо обвинять самолетостроительные КБ в том, к чему они отношения не имеют.
                1. -1
                  10 декабря 2020 11:09
                  Цитата: Сергей Валов
                  проектирование аэродромного оборудования. Так что не надо обвинять самолетостроительные КБ в том, к чему они отношения не имеют.

                  Я исходил из того, что ежели некто "спроектировал" замок, то и ключ к нему должен "спроектировать" он же. Так проще и надежней.
                  Где будут изготавливать и то и другое не суть важно.
                  1. -1
                    10 декабря 2020 11:25
                    Неправильно. Самолетостроительное КБ физически не способно спроектировать все, что необходимо для проектируемого им самолета, да и неразумно это. Как минимум это приведёт к отсутствию унификации с самолетами других КБ, а уж про максимум и писать страшно. Надеюсь Вы не оспариваете разумность самостоятельных двигателестроительных КБ?
                    1. -1
                      10 декабря 2020 16:33
                      Цитата: Сергей Валов
                      других КБ, а уж про максимум и писать страшно. Надеюсь Вы не оспариваете разумность самостоятельных двигателестроительных КБ?

                      Вы меня превратно поняли, может я не смог правильно пояснить свою позицию.
                      Вот смотрите, КБ спроектировало самолет, завод его изготовил. Первый в этой серии прилетел в полк на аэродром. А как пилоту спуститься на землю? Та "стремянка" что есть на аэродроме не подходит - слишком низкая. И? Ну понятное дело, что кулибиными страну Бог не обидел, - найдут как. Это простейший пример для понимания о чем я. Неужели МО должно заказать тракторному КБ подготовку тех. документации на изготовление оной? Это проще сделать все-таки КБ спроектировавшему самолет, ведь они знают все его параметры. И так по всему: от перезарядки боекомплекта (для перезарядки пушки необходимо одно "приспособление", а для подвески ракет, другое) до заправки топливом и пр.
                      Просто имею опыт "увязки" всех возникающих проблем со смежниками, - проще самим сделать, вот о чем я.
                      1. 0
                        10 декабря 2020 17:05
                        Извините, но Вы не знаете азов. Прежде чем самолёт попадёт в строевую часть его несколько лет испытывают в ЛИИ. Там в сущности уже есть все, специфика такая. Кроме того существуют центры боевого применения, куда самолёт также попадает до строевой части. Перед тем как попасть в строевую часть лётный и технический персонал проходят переподготовку на новую технику. Ещё до того как первые машины попадут в строевую часть туда направляется все необходимое оборудование для эксплуатации самолета. Все это необходимое оборудование проектируется и изготавливается ДО поступления самолетов в полк. Другой вопрос, что возможно непоступление части необходимого оборудования, но это уже другая тема.
                      2. -1
                        10 декабря 2020 19:07
                        Цитата: Сергей Валов
                        Извините, но Вы не знаете азов.

                        И опять Вы меня не поняли. Эту гипотетическую ситуацию я придумал для Вашего понимания МОЕЙ позиции. Она не обязательно правильная. Вопрос-то в чем стоял - кто разрабатывает все необходимое оборудование для обслуживания нового, в смысле конструкции, самолета? Кб сконструировавшее самолет или КБ кроватной мастерской, которой необходимо передать часть документации от самолетного КБ для проектирования оборудования.
                      3. 0
                        10 декабря 2020 19:38
                        Теперь понял, извините. Оборудование для эксплуатации нового самолета разрабатывают не самолетное КБ или кроватная мастерская, а специализированные КБ, преимущественно из структуры бывшего МАПа, не знаю как сейчас сия структура называется. Передавать документацию совсем необязательно, вполне достаточно грамотно сформулировать техзадание. Я после ВУЗа несколько лет проработал в одном МАПовском НИИ в результат чего вынужденно познакомился со структурой отрасли и кооперацией внутри ее. Это был тот ещё монстр из сотен предприятий и организаций.
                      4. -1
                        10 декабря 2020 20:15
                        Цитата: Сергей Валов
                        Оборудование для эксплуатации нового самолета разрабатывают не самолетное КБ или кроватная мастерская, а специализированные КБ, преимущественно из структуры бывшего МАПа,

                        Вот теперь все встало на свои места. Спасибо. hi
        2. +1
          11 декабря 2020 11:49
          Цитата: Борис ⁣Бритва
          Просить авиаконструкторов создать телегу, которую им при этом еще и не заказывали плюс не оплачивали - странно.

          С обслуживанием проблема не только во вспомогательной технике. Иногда кажется, что наши КБ проектировали самолёты, исходя из обслуживания их не представителями вида Homo Sapiens, а какими-то тентаклевыми монстрами с глазами на стебельках. smile
          Кроме ресурса двигателя, Су-7 имел множество ограничений режимов полета, строгость которых по мере испытаний не уменьшалась, а наоборот, увеличивалась, грозя превратить фронтовой истребитель в маломаневренную машину, пригодную разве что для «полетов по прямой». Техническое обслуживание сильно затрудняли плотная компоновка и технологические лючки крайне небольших размеров, а для доступа к ряду агрегатов порой приходилось снимать несколько смонтированных рядом.
          (...)
          При выполнении предварительной подготовки, в обязательном порядке предшествовавшей очередной паре летных дней, на Су-7Б для производства работ требовалось вскрыть 38 люков разнообразных узлов и систем (на машинах разных серий их количество менялось, эти цифры относятся к самолетам выпуска лета 1969 года). Из них 27 люков требовали для открытия специального инструмента (разнокалиберных отверток) с откручиванием в общей сумме 122 винтов и винтовых замков.

          ...при обслуживании МиГ-21 ПФ в ходе предварительной подготовки вскрытие люков занимало даже больше времени, а винтов и замков нужно было открутить в полтора раза больше — 195 штук. Чтобы обеспечить доступ к обслуживаемым агрегатам первых МиГ-23, и вовсе необходимо было вскрыть аж 47 люков с 452 винтами и замками, потратив на эти операции без малого два часа!
  3. +9
    9 декабря 2020 18:30
    Да, интересный материал. Действительно о танках, самолетах помнят, а вот о системах их обслуживания как то забывают у нас. Интересно сейчас существует ли у нас КБ способные спроектировать машины, а главное унифицировать их для обслуживания и обеспечения как можно большего количества боевых машин. Что б не получилось как у Покрышкина, когда ШТУЦЕР воздушного баллона для наземного запуска двигателя Як совершенно не подходил для МиГа.
    1. +6
      9 декабря 2020 19:43
      Цитата: svp67
      Да, интересный материал. Действительно о танках, самолетах помнят, а вот о системах их обслуживания как то забывают у нас. Интересно сейчас существует ли у нас КБ способные спроектировать машины, а главное унифицировать их для обслуживания и обеспечения как можно большего количества боевых машин. Что б не получилось как у Покрышкина, когда ШТУЦЕР воздушного баллона для наземного запуска двигателя Як совершенно не подходил для МиГа.

      Для начала нужно что бы этим вопросом хотя бы озаботились(
      Взять Кузнецова - уж элементарно купить 50 комплектов защитных приспособлений для головы, глаз, органов слуха - могли.

      Могли за 20 лет написать элементарные правила, что нельзя на палубе находиться без вышеперечисленного.
      Для сравнения 2 эпизода (уже отмотал на нужные моменты)




      Но не сделали даже таких элементарных вещей. А это значит что и во всем остальном делали так.
      Итог его похода таким образом стал просто закономерностью.
      1. +1
        9 декабря 2020 20:21
        Цитата: Александр Воронцов
        Могли за 20 лет написать элементарные правила, что нельзя на палубе находиться без вышеперечисленного.

        В первом ролике что то о правилах не слова, зато почти всё время рассказывали про "Калибры"
      2. +4
        9 декабря 2020 20:28
        Цитата: Александр Воронцов
        Взять Кузнецова - уж элементарно купить 50 комплектов защитных приспособлений для головы, глаз, органов слуха - могли.

        Да, что там, цветных жилетов, для дифференциации, кому где можно находится нет. У американцев и китайцев с этим строго и правильно.
      3. +1
        9 декабря 2020 22:19
        Цитата: Александр Воронцов
        Для начала нужно что бы этим вопросом хотя бы озаботились(
        Взять Кузнецова - уж элементарно купить 50 комплектов защитных приспособлений для головы, глаз, органов слуха - могли.

        Могли за 20 лет написать элементарные правила, что нельзя на палубе находиться без вышеперечисленного.
        Для сравнения 2 эпизода (уже отмотал на нужные моменты)

        Почитайте НИАО-90 или ФАП ПП, там изложены основные положения.
        1. +2
          9 декабря 2020 22:57
          Цитата: Lozovik

          Почитайте НИАО-90 или ФАП ПП, там изложены основные положения.

          155. При выполнении работ на авиационной технике и средствах технического обслуживания личный состав обязан знать и строго соблюдать меры безопасности. Виновные в нарушении мер безопасности несут ответственность в установленном порядке.

          Как по вашему тот, кто стоит справа нарушает или нет?


          Речь не о том, что бы я что-то читал, хотя я только за, но от моего прочтения ничего не изменится.
          Речь о том, что бы люди по-хозяйски относились к тому, чем занимаются, с любовью и душой, развивали тот вид деятельности которому посвятили период своей жизни.
          Что бы правила менялись и улучшались. А не были написано для формальности и "по минимуму".
          1. 0
            11 декабря 2020 10:44
            Цитата: Александр Воронцов
            Речь не о том, что бы я что-то читал, хотя я только за, но от моего прочтения ничего не изменится.

            Как я понял, речь о том, что средств обслуживания и защиты в наших ВВС нет, правила безопасности не разработаны. Это неправда.

            Цитата: Александр Воронцов
            Речь о том, что бы люди по-хозяйски относились к тому, чем занимаются, с любовью и душой, развивали тот вид деятельности которому посвятили период своей жизни.

            По картинкам в интернете это не определить. Нужно самому ехать в полк, наблюдать за работой инженеров.

            Цитата: Александр Воронцов
            Что бы правила менялись и улучшались. А не были написано для формальности и "по минимуму".

            Обслуживание АТ регламентируется не только ФАПами, просто другие документы вы вряд ли найдете.
            1. -1
              11 декабря 2020 11:11
              Цитата: Lozovik
              По картинкам в интернете это не определить. Нужно самому ехать в полк, наблюдать за работой инженеров.

              Не определить что?
              Отсутствие защиты головы, глаз и органов слуха? Прекрасно видно.
              Ну и здесь я не знаю - либо правил нет, либо всем на них положить.

              А в виде, которое вы прислали вообще происходит запредельное


              У нас нет правил, запрещающих нахождение в зоне обслуживания посторонних, а тем более детей? Катание их на.... я не знаю, это учебная ракета или боевая?
      4. 0
        11 декабря 2020 12:56
        Цитата: Александр Воронцов
        Взять Кузнецова - уж элементарно купить 50 комплектов защитных приспособлений для головы, глаз, органов слуха - могли.

        Могли за 20 лет написать элементарные правила, что нельзя на палубе находиться без вышеперечисленного.

        Тут ещё проблем в том, что теория без практики мертва. Все правила начинают соблюдаться при регулярной работе, тренировке, учениях - когда последовательность действий забивается в подкорку. А особенно - когда участники действа сами, своими глазами видят, к чему приводит несоблюдение правил.
        А если работать с палубы пару раз в год - то у палубной команды навыки просто забываются.
    2. +3
      9 декабря 2020 20:28
      Цитата: svp67
      Да, интересный материал. Действительно о танках, самолетах помнят, а вот о системах их обслуживания как то забывают у нас. Интересно сейчас существует ли у нас КБ способные спроектировать машины, а главное унифицировать их для обслуживания и обеспечения как можно большего количества боевых машин. Что б не получилось как у Покрышкина, когда ШТУЦЕР воздушного баллона для наземного запуска двигателя Як совершенно не подходил для МиГа.

      Кстати, видимо в армии все же есть люди (в ограниченном судя по всему количестве), которые современные тенденции понимают.
      Например для перспективных арт. систем изначально создавали в комплекте транспортно-заряжающие машины и мобильный комплекс обслуживания (чистки стволов и т.д.)
      1. +4
        9 декабря 2020 20:34
        Цитата: Александр Воронцов
        Например для перспективных арт. систем изначально создавали в комплекте транспортно-заряжающие машины и мобильный комплекс обслуживания (чистки стволов и т.д.)

        Я вот Вас расстрою или воодушевлю, но и в советское время все это создавалось, но выпускалось мало и ХРАНИЛОСЬ под замком, это я о механизмах чистки стволом, например.
        Тут же, что сейчас интересно. Перед нашим МО сейчас стоит вопрос о том, что срочно надо менять структуру армии, численность повышать нельзя и так она превышена, а надо срочно создавать новые подразделения тех же РЭБ, различных БПЛА, получается, где то надо сокращать. Так, почему бы и не делать это увеличивая механизацию вот таких вот процессов и оптимизируя службы, а высвобождающиеся единицы направить на новые формирования
        1. +2
          9 декабря 2020 21:29
          Цитата: svp67
          численность повышать нельзя и так она превышена, а надо срочно создавать новые подразделения тех же РЭБ, различных БПЛА, получается, где то надо сокращать.

          Да. Я к сожалению не знаю как сейчас дела обстоят с инженерными частями, отвечающими за возведение аэродромов в "поле", но начать можно с создания на их базе парочки тактических групп аэродромного обслуживания, своего рода образцово-показательных.
  4. Комментарий был удален.
  5. +5
    9 декабря 2020 18:39
    Хорошая статья. Информативная.
    Автору спасибо hi
  6. +5
    9 декабря 2020 18:41
    Это какой-то позор(как говаривал один домком)-
    -ясень пень в Шереметьево заправщики иномарки-я представляю заправщики военных самолётов(больше чем уверен-что они именно те которые прошлого века газы зилы мазы уралы),а это удалите-иначе кто увидит иностранец в обморок упадёт-
    -такие наверно даже и в РосНаноТехАвиаКосмосЭнергоАтомпроме до сих пор используют
    1. 0
      9 декабря 2020 21:42
      Цитата: Чарик
      я представляю заправщики военных самолётов(больше чем уверен-что они именно те которые прошлого века газы зилы мазы уралы)

      Старые машины конечно есть.
      Но новые тоже закупаются и постепенно парк обновится. (Ну не могут же старые УРАЛЫ вечно ездить=)))))

      1. +2
        10 декабря 2020 00:14
        Цитата: Александр Воронцов
        (Ну не могут же старые УРАЛЫ вечно ездить=)))))

        Я тут пару дней назад на сайте Breaking Defence наблюдал видео с учений ВВС США с горячей заправкой- на какой-то полевой аэродром сели истребители, к ним присел танкер С-130, слил в них топливо не глуша своих движков и- сразу улетел дальше. Процедура впечатлила.
  7. +6
    9 декабря 2020 18:50
    Для задач данной статьи я предлагаю воспользоваться упрощенной моделью, дабы понять сам принцип. Ввиду упрощения, некоторые термины могут не точно совпадать с реальными
    Дабы понять принцип, надо бы хотя бы кратко пояснить, что такое базирование авиации, аэродромная сеть, аэродромный район, аэродромный узел.
  8. +2
    9 декабря 2020 18:58
    Здравая статья, как правило обращают внимание на основное, а на мелочи (хотя в период б/д это вовсе не мелочи) типа подвески вооружений и прочие заморочки, не очень. Надо на ВВС, да и вообще на МО натравить Ростехнадзор с его техникой безопасности.
    1. +3
      9 декабря 2020 20:18
      Цитата: Ros 56
      Здравая статья, как правило обращают внимание на основное, а на мелочи (хотя в период б/д это вовсе не мелочи) типа подвески вооружений и прочие заморочки, не очень. Надо на ВВС, да и вообще на МО натравить Ростехнадзор с его техникой безопасности

      Да, так и есть.
      Лет 30 назад как решили что это второстепенно и неважно, так до сих пор и считают видимо.
      Только вот время идет и западные партнеры каждый год, что-то да делали в этом направлении. Вот так по чуть-чуть и набралась принципиальная разница.

      Если посмотреть как устроены современные роботизированные склады и производства, то возникают картины будущего, когда роботы будут брать на себя все больше функций обслуживания.

      И если снаряжать бомбы взрывателями доверить машине страшно, то к примеру робот-манипулятор типа KUKA спокойно может "найти" на самолете заправочную горловину и произвести все требуемые манипуляции, синхронизировавшись с бортовой системой.



      ЗЫ
      Еще будет вторая статья, там вообще про то сколько техники теряется из-за подобного отставания.
      Так же про аэродромные системы.
      1. +4
        9 декабря 2020 20:44
        [quote][/quote]
        Нет, не может. Перед заправкой с-та инженер/техник проверяет "отстой" со всех нижних точек ТЗ визуально. В случае обнаружении посторонних предметов (кристаллов льда, любых включений, вплоть до живых организмов, да, есть такие, что живут в керосине) ТЗ отстраняется. И каким образом роботехника может это произвести?
        1. +2
          9 декабря 2020 23:51
          Цитата: agoran
          проверяет "отстой" со всех нижних точек ТЗ визуально. В случае обнаружении посторонних предметов (кристаллов льда, любых включений, вплоть до живых организмов, да, есть такие, что живут в керосине) ТЗ отстраняется. И каким образом роботехника может это произвести?

          Программными средствами различить инородные предметы в относительно однородной среде? Достаточно школьника со знаниями "питона" и вебкамеры с алиэкспресс. Почитайте про компьютерное зрение.
    2. +5
      9 декабря 2020 23:42
      Цитата: Ros 56
      натравить Ростехнадзор с его техникой безопасности

      В итоге только добавится головной боли и расходов. Безопасности - прибавится вряд ли.

      Техники будут "диплом подтверждать" раз в N лет, проходя тупейший платный тест, написанный каким-то профаном, но из чьей надо конторы.
      Добавится количество бумажек, которые надо будет заполнять и разрабатывать, для перепихивания ответственности друг на дпуга.
      Добавятся "корочки" на все, что только можно, которые придется покупать у чьих надо фирмочек ежегодно.
      Могут добавить (с превеликим удовольствием) какое-нить СРО "Авиатехников", в которое МО начнет башлять ежемесячные взносы и прочие поборы, которые будут бесследно растворятся в воздухе (притом постоянно расти!).
      Паралельно со СРО какое-нить неуспевшее к дележке ведомство введет платную ежегодную аккредитацию на деятельность аэродромных служб, которую все будут проходить месяцами, полностью выпадая на этот период из работы (вместе со всем аэродромом).
      И чтобы добить вообще все, регионам разрешат вводить свое местное дополнительное нормирование по данному виду деятельности. Чтобы самолет, по прилету из одного аэродрома на другой, вдруг узнал, что лететь дальше он не может, так как цвет его шпилек не соответствует регламенту региона, в котором он совершил посадку.

      Когда просите "техрегулировпния" - вы даже не понимаете, кокое зло вы вызываете на головы наших ВКС. Они не бизнес - они этого не переживут.
  9. +1
    9 декабря 2020 19:00
    Автор дилетант.
    При прочтении статьи сразу бросается в глаза.
    Оперативные аэродромы,это совсем,не........ аэродромы по-меньше,это совсем другое.
  10. +2
    9 декабря 2020 19:34
    А мы все потешаемся над негром заряжающим абрашки.Мне одному кажется что рымы для подвески наших древних бомб ,приварены местными Кулибиными на аэродроме.При помощи Гефеста и эти старушки залетают в форточки к "бабахам"! good
    1. +2
      9 декабря 2020 19:45
      Цитата: tralflot1832
      .При помощи Гефеста и эти старушки залетают в форточки к "бабахам"!

      Неа...
    2. +4
      9 декабря 2020 20:02
      Цитата: tralflot1832
      При помощи Гефеста и эти старушки залетают в форточки к "бабахам"!

      Увы, но то, что пишут про Гефест (точность как у управляемого вооружения) невозможно в принципе.
      Да это модернизация по сравнению с предыдущим поколением.

      Но корректируемые боеприпасы и свободнопадающие, как были разными вещами так и останутся еще долго в обозримом будущем.
      1. +1
        9 декабря 2020 20:36
        Ну я для рекламы,кво ? метров достижимо для Гефеста!
  11. +10
    9 декабря 2020 19:50
    Много ошибок в этой статье, но главное
    автор уловил совершенно правильно - при
    подвеске оружия на самолеты, в основном
    используется "человеческая сила", и очень
    примитивные лебедки.
    В общем, как в каменном веке... И это автор
    еще не видел закатку и подвеску Х-22 на Ту-22м.
    А бомбовый или минный варианты подвески на
    Ту-22м - ужасный ужас.
    1. 0
      9 декабря 2020 22:34
      Цитата: Bez 310
      В общем, как в каменном веке... И это автор
      еще не видел закатку и подвеску Х-22 на Ту-22м.

      Если на водиле опытный инженер, то без проблем.

      https://ok.ru/video/88463444604 (смотреть со 2-й минуты)
      1. +2
        9 декабря 2020 22:50
        Цитата: Lozovik
        Если на водиле опытный инженер, то без проблем.

        На водиле у нас, в МА, всегда старший расчета -
        правый летчик. Вы показали закатку боковой КР,
        а вот центральную КР так просто не закатишь. Но
        дело не в этом, а в "высокой степени автоматизации"
        процесса.
        1. 0
          11 декабря 2020 10:06
          Цитата: Bez 310
          На водиле у нас, в МА, всегда старший расчета -
          правый летчик.

          Мда, МА совсем другая планета... Обычно на водиле старший техник группы обслуживания АВ, если среднее изделие - начальник группы.

          Цитата: Bez 310
          Но
          дело не в этом, а в "высокой степени автоматизации"
          процесса.

          А как можно автоматизировать подвеску 12-метровой дуры? Разве что разработать тележку с электроприводом и всеми управляемыми осями.
          1. -1
            11 декабря 2020 10:57
            Цитата: Lozovik
            А как можно автоматизировать подвеску 12-метровой дуры? Разве что разработать тележку с электроприводом и всеми управляемыми осями.

            А вы видео открывали?
            Там как раз такая тележка и ездит с полным барабаном ракет. И вешает сразу весь барабан.
      2. -1
        10 декабря 2020 10:47
        Цитата: Lozovik
        Если на водиле опытный инженер, то без проблем.

        На мой взгляд вот здесь как-то эффективней

        2 человека вместо 8 на этапе закатывания.

        Где-то эта разница больше, а где-то меньше.
        Но в контексте той темы про Ту-160, логика была такая - что мол самолет сложно обслуживать, по этому и самолет плохой.

        И понятно, если американцы перезаряжают барабаном 8 ракет - это дно.
        А когда наши будут 24 ракеты загружать в Ту-160 продемонстрированным вами способом, вот там и получится что только сутки они и будут ракеты катать.
        1. 0
          11 декабря 2020 10:21
          Цитата: Александр Воронцов
          На мой взгляд вот здесь как-то эффективней

          МКУ ставить очень непросто, группе обслуживания требуется для этого целый рабочий день.

          Цитата: Александр Воронцов
          Но в контексте той темы про Ту-160, логика была такая - что мол самолет сложно обслуживать, по этому и самолет плохой.

          Логика в том, что этот самолет требует большого напряжения сил ИАС и средств МТО в основном по причине того, что он создавался по ошибочной концепции, при этом являясь сверхзвуковым чисто номинально.

          Цитата: Александр Воронцов
          И понятно, если американцы перезаряжают барабаном 8 ракет - это дно.
          А когда наши будут 24 ракеты загружать в Ту-160 продемонстрированным вами способом, вот там и получится что только сутки они и будут ракеты катать.

          Американцы умеют снаряжать по-нормальному

    2. -1
      10 декабря 2020 11:35
      Цитата: Bez 310
      Много ошибок в этой статье,

      А что за ошибки?
      Мне для общего развития действительно интересно.
      1. +1
        10 декабря 2020 11:48
        Цитата: Александр Воронцов
        А что за ошибки?

        Вы уж извините, я не буду в статье "ловить блох",
        просто лень, но к примеру, такого названия, как
        "аэродром разлета", я не слышал, хотя и прослужил
        в авиации 30 лет.
        1. -1
          10 декабря 2020 11:58
          Цитата: Bez 310
          Вы уж извините, я не буду в статье "ловить блох",
          просто лень, но к примеру, такого названия, как
          "аэродром разлета", я не слышал, хотя и прослужил
          в авиации 30 лет.

          "Рассредоточения" - более верный термин?
          1. 0
            10 декабря 2020 12:07
            Цитата: Александр Воронцов
            "Рассредоточения"

            Возможно...
            Все это указано в "учебниках", но мне эти знания уже не нужны.
  12. -6
    9 декабря 2020 20:08
    Работают в стройбате, а в авиации Родину защищают. Или выполняют задачи.
  13. +4
    9 декабря 2020 20:11
    Это проблема была ещё в ВОВ, но до сих пор, ни кто не обращает на такую важную вещь, как тыл, материально техническое обеспечение , логистика.
    1. +1
      9 декабря 2020 21:44
      Цитата: Андрей Казанцев
      Это проблема была ещё в ВОВ

      Даже поговорка родилась: "Отсталая американская техника и дружный советский коллектив".
      Просто бомбы свыше 250 кг практически не применялись. У немцы даже дразнилка специальная для русских была: "Дафай-дафай".
      1. -2
        10 декабря 2020 10:51
        Цитата: iouris
        У немцы даже дразнилка специальная для русских была: "Дафай-дафай".

        В плане юмора. Подвеска тяжелого вооружения выглядит примерно так=))
  14. +6
    9 декабря 2020 20:55
    Автор, скажем так, немного не в теме.
    Берем период 80-90 года, ИБА.
    Тележки для подвески АБ с гидравлическим приводом были.
    Тележки с подъемом гидравликой для ракет были.
    Лебедки для подвески Х-29 были.
    Вручную, да производили подвеску "практичек", П-50, так просто быстрее, но подвесить боеприпас калибра 500 кг вручную, это из области фантастики.
    1. 0
      9 декабря 2020 21:48
      Цитата: agoran
      Автор, скажем так, немного не в теме.

      Но честно пытался разобраться... Вот только для чего?
      1. +1
        9 декабря 2020 21:56
        Ну, это вопросы у автору.
        Мне понравилось (это 80-90 г.г) на авианосце ниггер на электрокаре производил подвеску БК.
        Может постановка, но на наших тележках было сложно точно выставить бугеля и точки подвески балки с первого раза.
  15. +1
    9 декабря 2020 21:20
    Что это было?
  16. +6
    9 декабря 2020 22:32
    Все процедуры производились медленно, постоянно сверялись с инструкциями и обсуждались с представителями КБ. И если со временем дефицит «навыков» и «знаний» персонала решался, и время на обслуживание сокращалось, то проблема практически полного отсутствия технически эффективных решений для обслуживания самолета оставалась и уже не могла быть решена «поделками». Так как деревянные самодельные тележки уже не «вывозили» снаряжение ДА.

    Для каждого типа ЛА предусмотрены десятки позиций вспомогательного оборудования и инструмента - от приспособления для нивелировки фар до защитных матов. Монтажные тележки со сменными ложементами, естественно, тоже есть.


    Когда забирал новый Ту-22М2 с 22-го завода вместе с ним шло имущество на два железнодорожных вагона и один Ан-12.
  17. +3
    9 декабря 2020 22:59
    Мне кажется что дело не только в разных способах обслуживания самолетов в РФ и на Западе... Дело в том что работа армейских служб снабжения построена совершенно различно у нас и на Западе !!! В РФ традиционный подход - максимум работы вручную механизмы только там где без них не обойтись, там же очень любят максимально все механизировать и минимально работать руками... Причем эти принципы эволюционировали еще с давних времен и они традиционны и заложены еще на уровне самого высокого начальства... Англо-американцы и особенно немцы любят организовывать правильно свое рабочее место, в России же традиционно тоже это делают но часто для галочки или на показ - а на деле часто работают по старинке " помощью лома и такой то матери"...

    Так сказать у нас и у них в корне разный менталитет и подход к работе... Это касается вообще всех сфер жизни и армии конечно в первую очередь...
  18. +3
    10 декабря 2020 00:09
    Преимущества совместного базирования очевидны: есть мощнейшая гражданская инфраструктура, которая не требует денег на свое содержание в мирное время, а наоборот – приносит доход.
    За пользованием мощнейшей гражданской инфраструктурой надо платить...
  19. +11
    10 декабря 2020 02:38
    Автор конечно затронул интересную тему. Но, как отмечено выше, автор не совсем в армейской теме.
    Все эти "робот-манипулятор типа KUKA" , Скания в качестве ТЗ, "офицеры должны купить бойцам шапки с очками"... С какого перепугу офицер будет покупать обмундирование солдату? А начвещь тогда на что? Или будем по аэродрому ходить не по форме одетыми а в чем пожелаем ...
    За телегу эту самопальную с бомбами инженера по вооружению конечно надо строго пожурить.
    По опыту, изделия типа Р-60, Р-73, Р-27 в т.ч. Р-27Э проще руками подвесить, чем огород городить гидравлическими подъемниками.
    А про робот типа КУКА, который "спокойно может "найти" на самолете заправочную горловину и произвести все требуемые манипуляции".(Зачем?! Механик, что не в состоянии присоску сам пристыковать?)
    А чего только керосин заливать? Самолету еще требуется заправка воздухом, кислородом, азотом, маслом, спиртом... Тоже Кука-робот заправлять будет судя по всему. Ну, подвеску всех АСП так же Кука сделает.
    Н-нда, где б такого Куку взять...
    А серьезно, конечно механизация, автоматизация нужна. Нужно её больше. И я бы сказал, что кроме подвесок вооружения, что на практике случается не очень часто, все же войны сейчас нет, в повседневной деятельности бомбы каждый день никто не вешает. Нужна автоматизация вот для таких дел:
    Пришел техник с утра на стоянку, и за работу:

    Вот тут бы робот Кука точно не помешал, поскольку из автоматизации у техника только старая добрая Ла-пятая.
    Ангара то нету!
    1. -1
      10 декабря 2020 04:21
      Цитата: kit88
      Зачем?! Механик, что не в состоянии присоску сам пристыковать?)

      Затем же зачем и везде автоматизация вытесняет человека - роботы лучше делают однотипную работу.
      Быстрее. Качественней. У них не устают руки. Не болит спина. Им не нужно спать. Они не просят жилья, еды, воды и денег.
      Они не сделают дырку в космическом кораблей, а потом испугавшись не заткнут ее жвачкой, что бы дырка обнаружилась в космосе (отсылка к истории с Роскосмосом).

      Ну, подвеску всех АСП так же Кука сделает.

      А к этому все и идет.

      У американцев лет через 20 я думаю что да, будут вешать.
      Ну а что по сути осталось?
      Погрузчик у них есть. 2-й человек в команде погрузчика просто закрепляет боеприпас предварительно осуществляя позиционирование.
      Роботы давно лучше человека выполняют работы микронной точности.


      Все эти извращения, где они голову вытягивают и смотрят куда они там вешают - это извращение уже сегодня. Просто нужна система, которая укажет роботу нулевую точку на боеприпасе, допустим относительно замка. И все.
      Т.е. сначала он будет просто подводить манипулятор на расстояние +- 30 сантиметров от замка, нажимать кнопку и робот будет вешать сам.

      А потом просто усложнять.
      И я бы сказал, что кроме подвесок вооружения, что на практике случается не очень часто, все же войны сейчас нет,

      Армия вообще целиком и полностью не для мирного времени существует. А для войны.
      1. +1
        11 декабря 2020 17:07
        Интересный взгляд на проблему службы ИТС и в том числе отсутствия средств малой механизации. С другой стороны все эти видео сделаны прессслужбами для показухи, техсостав на них работает строго по инструкции, а без камер полагаю допускает некоторые отходы от ТБ.
        Но как вам сказали выше, нам бы вместо роботов просто бы в армии ручные роторные снегоуборочные машины поставляли в войска, а то 21век на дворе, а мы лопатами машем. Оно может и будет неплохой разминкой, они иногда снег может и неделю без перерыва идти, и так оно и получится что будешь скакать между бортом и лопатой всю смену.и таких примеров масса.
        1. 0
          11 декабря 2020 18:36
          Цитата: Flakk88
          Интересный взгляд на проблему службы ИТС и в том числе отсутствия средств малой механизации. С другой стороны все эти видео сделаны прессслужбами для показухи, техсостав на них работает строго по инструкции, а без камер полагаю допускает некоторые отходы от ТБ.
          Но как вам сказали выше, нам бы вместо роботов просто бы в армии ручные роторные снегоуборочные машины поставляли в войска, а то 21век на дворе, а мы лопатами машем. Оно может и будет неплохой разминкой, они иногда снег может и неделю без перерыва идти, и так оно и получится что будешь скакать между бортом и лопатой всю смену.и таких примеров масса.

          Отходы от ТБ конечно допускают. Но это не отменяет факта наличия снаряжения и тех. средств.

          некоторые отходы от ТБ

          То о чем я говорил... здесь важен контекст.
          Если бы Кузнецов геройски вернулся выполнив боевую задачу на отлично - тут один разговор.
          Но когда они теряли по техническим причинам по самолету на каждые 200 вылетов - сдается что не мне (не только мне) нужно было читать правила и руководства.
          И беготня голыми по палубе здесь только дополняют общую картину.
        2. 0
          11 декабря 2020 18:40
          Цитата: Flakk88
          Оно может и будет неплохой разминкой, они иногда снег может и неделю без перерыва идти, и так оно и получится что будешь скакать между бортом и лопатой всю смену.и таких примеров масса.

          Нет ну роботы это уже вершина эволюции.
          Нам же нужно от простого к сложному двигаться и да, первый шаг замены лопат на механизированные средства уборки снега. А еще лучше - строительство укрытий в. т.ч. и с учетом осадков в регионе.
  20. 0
    15 декабря 2020 16:39
    Автор не имеет представления о том, о чем пишет. То есть - совсем. Он абсолютно не в теме ни инженерно-авиационной службы, ни аэродромной службы, ни службы ГСМ. Склады РАВ он почему-то называет "складом АСП" и так далее. Он полностью не в теме. Написанное - даже не дилетантский уровень, а уровень школьника или студента-гуманитария, пишущего с умным видом в стиле "я так думаю".
  21. +1
    1 января 2021 14:43
    Инфраструктура и логистика. И бедная аэродромная рота + АТО. Подача средств АТО на 1 ЛА до 5-7 спецмашин.
  22. 0
    9 марта 2021 07:42
    Спасибо за статью, очень интересно! В тексте была ссылка на топливозаправщик АТЗ-90-8685c, она нерабочая из-за пропущенной финальной l. Должно быть так: https://topwar.ru/130885-aerodromnyy-avtotoplivozapravschik-atz-90-8685c.html

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»