«Доехал до Вашингтона из Аризоны за десять дней. Фантастика!»

201

Последний костыль (1881). Картина Томаса Хилла (1829–1908). Железнодорожный музей штата Калифорния.

«Удивляет также, как быстро оправились США
после гражданской войны – просто мгновенно
по историческим меркам!»

Тлауикол


Парадоксы истории. Некоторое время тому назад я посмотрел американский фильм 1964 года «Звук далекой трубы» - довольно неплохо снятый вестерн в стили «army», где всадники скачут по прерии в режиме реального времени, кавалеристы армии США все поголовно палят по индейцам из винчестеров 1875 года, но вполне прилично обсыпаны пылью после скачки, и где был показан даже первый телефонный аппарат Александра Белла. Там и прозвучала (и запомнилась!) эта фраза, ставшая названием статьи.



Вопрос от читателей историкам


И вот тут-то как раз выдумки и не было. Для начала 80-х годов XIX столетия это был прекрасный результат для путешествия… по железной дороге! Это «первое».

«Второе» произошло немного позднее и стало эпиграфом к данной статье. Просто иной раз, и причем довольно-таки часто, читатели ВО задают вопросы настолько интересные, что они становятся темами для новых статей. Вот и этот вопрос – в чем причина столь быстрого восстановления экономики США после войны? – также весьма интересен со всех точек зрения, да к тому же еще и затрагивает такую важную вещь как процесс исторического познания. А раз так, то почему бы на него не ответить?

Хотя не надо думать, что это заинтересовало только лишь одного из читателей ВО. Оказалось, что там, за океаном тоже были историки, которых также заинтересовал именно этот вопрос. И они начали работу по сбору и обработке информации, которая дала бы на него конкретный ответ.

«Доехал до Вашингтона из Аризоны за десять дней. Фантастика!»
Завершение Гражданской войны в США: капитуляция генерала Ли в Аппоматтоксе. Изображены слева направо: Джон Гиббон, Джордж Кастер, Кирус Комсток, Орвилль Бэбкок, Чарльз Маршалл, Вальтер Тейлор, Роберт Ли, Филип Шеридан, Улисс Грант, Джон Роулинс, Чарльз Гриффин, Чемберлен? Джордж Мид, Эли Паркер, Джеймс Форсит, Уэсли Мэрритт, Теодор Боуэрс и Эдвард Ордeн. Библиотека Конгресса США.

И первым, пожалуй, среди них можно назвать Р.В. Фогеля, получившего в 1993 году Нобелевскую премию за цикл исследований по клиометрии. Это наука, фундамент которой основан на, в общем-то, вполне банальной идее о том, что прошлое нам оставляет намного больше информации, чем привыкли считать историки, применяющие в своей работе лишь традиционные методы исторического исследования.

Долгое время не учитывались такие огромные пласты устных, а также и письменных источников, как, например, налоговые и таможенные декларации, регистрационные записи в церковных книгах приходов и монастырей, доносы сексотов, документы призывных комиссий и т.д., так как все это приходилось обрабатывать вручную.

Примечание. Клиометрия (Cliometrics) представляет собой систематическое применение математических методов в исторических исследованиях.


Эмигранты прибывают в США. Гравюра XIX в. Библиотека Конгресса США.

Использование методов клиометрии в России также принесло множество интересных открытий. Скажем, начали анализировать данные по среднему росту и весу призывников, взятые из сводных документов призывных комиссий. До того считалось, что Россия до революции поголовно голодала и едва ли не вымирала, а вот развитие капитализма только лишь верхушку и обогащало.

Так вот, данные биологических показателей призывников в российскую армию однозначно доказали, что год от года рост, вес и мышечная масса призывников увеличивались! (С чего бы? С голодухи или от ветра?) Нет, только лишь от того, что люди питались с каждым годом все лучше и лучше. Годы неурожаев тоже вполне четко коррелировались в этих документах снижением веса призывников. То есть голода в России при царе эти данные не отрицают. Но то, что простой народ (являвшийся главным поставщиком солдат) жил год от года все лучше и лучше – неоспоримый исторический факт.

Другое дело, что подъем уровня жизни воспринимался (как и сегодня) как некая данность и отставал от народных чаяний. И, кстати, именно это отставание и дало реальный шанс взять в свои руки власть тем, кто этот процесс обещал ускорить. Вот только и всего.


Американский паровоз трансконтинентальной железной дороги. Таким мы знаем его по фильму «Назад в будущее» и по множеству вестернов.

Американские земельные гонки


Ну, а американцы начали с изучения своих железных дорог. Появились такие исследования как «Количественный подход к изучению железных дорог в американском экономическом росте: доклад о нескольких предварительных выводах» и «Железные дороги и американский экономический рост: очерки по эконометрической истории», подчеркивающие очень специфическую роль железнодорожного строительства после окончания там гражданской войны.


Плакат Крейна Уолтера (1845–1915), посвященный эмиграции в США из Европы. Библиотека Конгресса США.

Дело в том, что воевать в Штаты приехало много бедняков из Европы. Их привлекала довольно высокая заработная плата и возможность получить гомстед.

Гомстед-акт был принят 20 мая 1862 года. И, согласно этому документу, каждый гражданин США, достигший 21 года, который не воевал на стороне Юга против Севера, имел право на участок земли площадью не более 160 акров (что равнялось 65 гектарам).

Достаточно было заплатить пошлину в размере 10 долларов, и земля была твоя. Закон вступал в силу с 1 января 1863 года. И, конечно же, он привлек на сторону Союза прямо-таки огромное количество европейцев-эмигрантов.


Монумент в Оклахома-Сити, установленный в память о «Гонках за землей».

По этому же закону, если ты приступал к обработке земли и возводил на ней какое-то строение, то она становилась твоей совершенно бесплатно по прошествии 5 лет.

Но ты мог получить землю в собственность и до истечения этого срока, уплатив по 1,25 доллара за акр.

На основе Гомстед-акта в США раздали около 2 миллионов гомстедов, общая площадь которых составила примерно около 285 миллионов акров (или 115 миллионов гектаров), то есть 12 % территории всей страны.


Постер политического объединения американских фермеров Grange, 1873 г. Библиотека Конгресса США.

Столь впечатляющее экономическое мероприятие в значительной степени ликвидировало избыток человеческих ресурсов, образовавшийся в стране после окончания Гражданской войны и демобилизации армии. Ну, сам процесс, как люди получали землю в ходе «Гонок за землей» (которые устраивались в тех случаях, когда спрос на землю в тех или иных штатах превышал предложение), очень хорошо показан в кинофильме «Далекая страна» с Томом Крузом и Николь Кидман в главных ролях.


Вот так они скакали! Том Круз. Кадр из фильма «Далекая страна». Kinopoisk.ru


…И Николь Кидман.

Однако и эта беспрецедентная акция (очень полезная для страны в перспективе на будущее) с излишком рабочей силы справиться не могла. И дело здесь ни в неграх, о которых некоторые комментаторы писали, как о дешевой рабочей силе. Нет.

Негры в большинстве своем остались на привычном им Юге. На Севере они были никому не нужны – ведь они же ничего не умели. Они не могли составить конкуренцию белым на заводах и фабриках. Ну, вот разве что в грузчики и в негритянские оркестры их брали с удовольствием. Женщины шли в прислугу. Но в целом это был не тот контингент, который мог серьезно на что-то повлиять на Севере.

А вот демобилизованные солдаты могли… К тому же не все из них мечтали о земле и хотели ее обрабатывать. Что было делать вот с этими? А еще нельзя было забывать и об интересах промышленников, которые выпускали оружие. И вдруг – бац, это оружие стало никому не нужно.


Вот такие железнодорожные станции появились по всей стране и связали ее в одно целое. Кадр из кинофильма «Назад в будущее-3».

Железный рецепт мгновенного восстановления


Выход был найден в строительстве железных дорог и прежде всего трансконтинентальной магистрали через всю страну. Рабочим при её возведении выплачивали огромные по тому времени деньги – 2 доллара в день. То есть столько же, сколько и повару-ковбою. Но в горной местности они отказывались работать.

И вот тогда-то в США впервые в массовом количестве и завезли китайцев, согласившихся трудиться всего за 1 доллар в день.

Причем уже в наши дни было выяснено, что на самом деле это строительство трансконтинентальной магистрали через всю Америку было пролоббировано именно крупными оружейными и сталелитейными предприятиями США, которые не желали потерять и свои прибыли, и производственные мощности.

Социальный аспект, безусловно, тоже имел место. Ведь рабочим военных заводов переход на мирные рельсы грозил увольнением. Поскольку армия, по сути дела, распускалась. И вот, чтобы избежать социального взрыва, этих людей посчитали нужным «занять каким-нибудь полезным делом».


Легендарный «Золотой костыль» – последний железнодорожный костыль, который Леланд Стэнфорд – глава железнодорожной компании, 10 мая 1869 года забил во время торжественной церемонии соединения двух железнодорожных линий Central Pacific Railroad и Union Pacific Railroad в местечке Промонтари (штат Юта). Что привело к созданию Первой трансконтинентальной железной дороги США. Находится в Iris & B. Gerald Cantor Center for Visual Arts Стэнфордского университета.

Кстати, а почему первые американские железные дороги шли отнюдь не по кратчайшим маршрутам, а словно зайцы петляли по прерии?

Причина проста: агенты железнодорожных компаний, которые тут же появились как грибы после дождя, требовали денег от мэров городов либо купчую на землю. Кто деньги им давал – туда и вели дорогу. А тем, кто не давал – объясняли, что «не будет дороги, не будет процветания». Дорога эти города обходила стороной, и очень скоро они попросту умирали.

По сути, это была искусственно организованная афера гигантского масштаба. Причем сначала даже и без особых экономических выгод. Поскольку люди пользоваться железными дорогами стали не сразу.

Но зато, когда наконец-то ими стали пользоваться, то тогда и начался уже вторичный бум строительства железных дорог.

Вот так-то США (и в первую очередь, разумеется, Север) преодолели тяжелые последствия Гражданской войны для своей экономики.
201 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    12 декабря 2020 04:43
    Доброе утро друзья и хороших всем выходных! hi

    Вячеслав, спасибо за совершенно неожиданную и интересную тему, никогда и ничего о Гомстед-акте не читал и о "Гонке за землёй" не слышал. Однако, лихо разобрались власть предержащие в Америке с проблемой "лишних людей" в послевоенные годы. Интересно, а как там с индейцами было, наделы белым давались в их землях? Как это происходило? Тот же вопрос и по трансконтинентальной железной дороге. Нет, я понимаю, что раз были заинтересованы оружейные компании, то, значит, там не всё было гладко. Вот на эти вопросы хотелось бы получить ответ.
    Спасибо. smile
    Ещё пара иллюстраций к паровозной тематике, картинки понравились, чистая пастораль. wink

    1. +16
      12 декабря 2020 05:52
      Спасибо Вячеславу Олеговичу!
      Дядя Костя, нас аналогичный железнодорожный ждал в конце позапрошлого и начале прошлого века.
      После появления Транссибирской магистрали, к ней ручейками потянулись железнодорожные ветки концессий, заводов и товариществ.
      Часть этих отрезков перехватили роль самого Транссиба.
      Например, Средне-Уральский от Перми до Екатеринбурга, был удостоен золотой медали в Париже, как один из сложнейших в техническом решении.
      Хотя приведу фотографию другого кусочка СВЖД. Тоннель у деревни Дидино.

      Сегодня заброшен. В связи с чем мека для туристов и диггиров разных мастей!
      1. +10
        12 декабря 2020 07:50
        Присоединяюсь к Вашим словам благодарности Вячеславу Олеговису.
        Знаете, меня ещё очень сильно поразил скульптурный комплекс в Оклахоме - какая застывшая динамика!
        А, вообще, субботний вечер начинается хорошо! Жаль только на работу нужно выходить)))
        1. +11
          12 декабря 2020 07:53
          Жаль только на работу нужно выходить)))
          Уже бы скорей, засиделся я дома.
          1. +9
            12 декабря 2020 08:14
            Мне бы ваши заботы!
            Объект сдается, так я и в воскресенье прошлое выходил! Устал, как собака, счёт дням потерял!
            Но, надеемся на хорошую премию к новогодним праздникам)))
            1. +11
              12 декабря 2020 08:17
              Не поверите, у меня тоже объект сдается, а я даже за руль сесть не могу request
              1. +11
                12 декабря 2020 08:22
                Вы на больничном? В связи с пандемией? В любом случае, скорейшего выздоровления и возможности заниматься привычным делом!)
                1. +13
                  12 декабря 2020 08:26
                  Руку правую повредил, вторую неделю в гипсе.
                  Спасибо на добром слове, Игорь!
                  1. +10
                    12 декабря 2020 08:33
                    Выздоравливайте. Всего наилучшего.
                    1. +2
                      12 декабря 2020 15:32
                      По сути, это была искусственно организованная афера гигантского масштаба.
                      По-моему, "аферой" в последнее время всё подряд называют. Это слово уже ничего не означает, а просто представляет собой эмоциональное ругательство. Железные дороги построили, поезда пустили, экономика пошла в рост — и всё равно это "афера".
                  2. +13
                    12 декабря 2020 09:18
                    Привет Антон!Ты уж поаккуратнее,руки надо беречь. wink

                    А если серьёзно,то желаю выздровления!
                    1. +9
                      12 декабря 2020 09:43
                      Спасибо, Сергей!
                  3. +13
                    12 декабря 2020 09:21
                    Руку правую повредил, вторую неделю в гипсе.
                    Негров - подсобников избивали?
                    1. +10
                      12 декабря 2020 09:44
                      Негров - подсобников избивали?
                      Почти! laughing
                      1. +9
                        12 декабря 2020 09:48
                        Цитата: 3x3zsave
                        Почти!

                        Господи!Неужели он???В Питере?Работает?И *накосячил*? laughing
                      2. +11
                        12 декабря 2020 09:51
                        Не, этот работать не умеет.
                      3. +5
                        12 декабря 2020 20:57
                        Цитата: 3x3zsave
                        Негров - подсобников избивали?
                        Почти! laughing

                        Так Вы работаете надсмотрщиком ? Негры,геи прч Вам такого не простят
                      4. +4
                        12 декабря 2020 21:05
                        Нет, я работаю строителем.
                        И мне - простят. Ибо я никогда не ставлю себя выше другого человека.
                      5. +3
                        13 декабря 2020 08:41
                        В Вас я не сомневаюсь,но черным в Америке это пофигу. Они начали чёрный расизм, а он хуже белого. Мне так кажется
                      6. +4
                        13 декабря 2020 12:30
                        Цитата: Astra wild2
                        Они начали чёрный расизм, а он хуже белого. Мне так кажется

                        Вера,а как Вы думаете,когда они его начали?Так вот,он возник не сегодня,и даже не вчера.А сто лет назад!Именно в 1920 году некий Маркус Гарви создал Всемирную ассоциацию по улучшению жизни,внимание!НЕГРОВ.Среди прочего он утверждал и превосходство чёрной расы над белой.Это потом уже пошли разнообразные Мартины Лютеры Книги,Маркусы Иксы,*Чёрные пантеры*,*Республики новой Африки*, и прочее разнообразие.
                      7. +3
                        13 декабря 2020 15:11
                        Сергей, Вы столько знаете! Даже об этой книге.
                      8. +2
                        13 декабря 2020 16:15
                        Цитата: Astra wild2
                        книге

                        Опечатка!Только заметил.КИНГ.МАРТИН ЛЮТЕР КИНГ. bully

                        Бывает?Бывает.
                    2. +4
                      12 декабря 2020 20:53
                      Нет :"Поскользнулся,упал,очнутся-гипс"
                  4. +9
                    12 декабря 2020 09:22
                    Э, это плохо. Поправляйтесь, Антон! И... если что-то не срастается или надо, чтобы срослось быстро - пейте препарат нашей пензенской фирмы ПАРАФАРМ - Остеомед. Если надо - пришлю Вам. Это "без дураков", уникальный препарат которым пользуется олимпийская сборная РФ, грамота от Путина у главы компании. Не знаю как в Питере, но у нас он продается.Только инструкцию надо читать очень внимательно и от нее ни на шаг!
                    1. +12
                      12 декабря 2020 09:40
                      Есть ещё проверенное народное средство для того чтобы срослась кость и рентген не нашел места перелома - на базаре в мясном ряду у мясников надо купить говяжьи кости - "скакуны", из них варить холодец от 3 до 6 часов, а потом его есть, чистый кальций, срастётся так шо врачи и не заметят.
                      1. +9
                        12 декабря 2020 09:43
                        Я боюсь немного народных средств. Там неясно с дозировкой. А этот препарат многократно проверен... Есть даже европатент, получить который на "препарат из России"... очень непросто.
                      2. +5
                        12 декабря 2020 11:46
                        Цитата: kalibr
                        Я боюсь немного народных средств. Там неясно с дозировкой.

                        О как! good Запишу в блокнот, чтобы не забыть.
                      3. +7
                        12 декабря 2020 09:47
                        Спасибо, про этот метод я слышал.
                      4. +11
                        12 декабря 2020 10:01
                        Фигня это полная. Особенно про "врачи не заметят".
                      5. +8
                        12 декабря 2020 11:59
                        Хаш тоже отлично насыщает организм кальцием. И он горячий. Его зимой есть не зябко.
                    2. +7
                      12 декабря 2020 09:46
                      Спасибо, Вячеслав Олегович! Поищу.
                      1. +4
                        12 декабря 2020 11:49
                        Цитата: 3x3zsave
                        Поищу.

                        Могу прислать!
                      2. +5
                        12 декабря 2020 11:52
                        Было бы здорово! Спасибо!
                      3. +3
                        12 декабря 2020 13:12
                        То есть прислать? Адрес присылайте в личку...
                      4. +4
                        12 декабря 2020 13:16
                        Да, конечно.
                    3. +12
                      12 декабря 2020 09:59
                      грамота от Путина
                      Это настораживает.
                      1. +10
                        12 декабря 2020 10:53
                        Молодой человек, Вы легкомысленно относитесь к собственному здоровью и пренебрегаете техникой безопасности. В таких случаях требуется использовать подручные предметы, за неимением оных, допустимо воспользоваться ногой, но руками -- ни в коем случае!
                        Антон, дружище, искренне сочувствую, и в качестве профилактики, сейчас, немедленно, пойду и выпью за твоё здоровье. drinks
                        Заставляешь ведь с утра пить. laughing

                        Ну как тут не выпить, когда от одного вида в дрожь кидает! drinks
                      2. +6
                        12 декабря 2020 11:28
                        Спасибо, дядя Костя!
                      3. +7
                        12 декабря 2020 12:45
                        Антонище, давай выздоравливай!!!
                      4. +7
                        12 декабря 2020 13:00
                        Спасибо, стараюсь!
                      5. +8
                        12 декабря 2020 11:39
                        Цитата: Морской Кот
                        Ну как тут не выпить, когда от одного вида в дрожь кидает!

                        На здоровье! drinks

                        laughing
                      6. +2
                        12 декабря 2020 21:06
                        Константин,навеяло " как свинья грязь найдет так и пьяница повод,чтоб выпить"
                      7. +4
                        12 декабря 2020 21:33
                        Спасибо, Вы мне польстили, со свиньёй меня ещё никто не сравнивал. Искренне признателен.
                      8. +3
                        13 декабря 2020 08:28
                        Меньше всего хотела Вас обидеть. Просто это ещё в школе читала и вспомнилось
                  5. +8
                    12 декабря 2020 13:29
                    ,,,всё нормально будет.,,, пусть она пока отдохнёт! Антон,приветствую hi
                    1. +5
                      12 декабря 2020 13:46
                      Спасибо, Сергей!
                      1. +8
                        12 декабря 2020 15:06
                        Цитата: 3x3zsave
                        Сергей!

                        Чуть поправлю,друга Сергея. what
                      2. +4
                        12 декабря 2020 17:06
                        Вот же я растяпа! (((
                        Антон конечность сломал, а я прошла мимо потрясающей темы Вячеслава Олеговича. Смотрю -- паровозики, значит не его.
                        Антону -- побыстрее и поудачнее срастись до пригодного к нормальной жизни состояния )))
                      3. +4
                        12 декабря 2020 19:44
                        Спасибо, Людмила Яковлевна! Это всего лишь мелкий перелом. Ломал я и похлеще... Правда не кости, и порой не себе.
                      4. +3
                        12 декабря 2020 20:01
                        Вот когда не себе, это допустимая порча чужой собственности, а свою подставлять не следует -- ни под чужой кулак, ни под окружающую обстановку. Даже если нетрезв и не брит )))
                      5. +5
                        12 декабря 2020 20:10
                        Блин, да не бил я никого!!! Хотя, может и стоило... А небрит я уже четверть века как.
                      6. +3
                        13 декабря 2020 16:23
                        Цитата: 3x3zsave
                        да не бил я никого!!!

                        А вот теперь главный вопрос! laughing laughing laughing
                  6. +2
                    12 декабря 2020 20:50
                    Мой поэт, выздоравливайте. Вероятно, помните ,у Носова:"Какая болезнь лучше",но там перелом руки не значится как "хорошая"болезнь
                    1. +2
                      13 декабря 2020 16:46
                      Спасибо, стараюсь!
        2. +10
          12 декабря 2020 09:25
          Цитата: Вождь краснокожих
          Знаете, меня ещё очень сильно поразил скульптурный комплекс в Оклахоме - какая застывшая динамика!

          Это еще что. Побывал на сайте мэрии Оклахомы, там план этого мотумента и масса фоток в деталях... с одного даже шляпа слетает! Хочу попробовать получить по-больше фото этого памятника...
      2. +9
        12 декабря 2020 11:34
        Цитата: Коте пане Коханка
        После появления Транссибирской магистрали, к ней ручейками потянулись железнодорожные ветки концессий, заводов и товариществ.
        Часть этих отрезков перехватили роль самого Транссиба.
        Например, Средне-Уральский от Перми до Екатеринбурга, был удостоен золотой медали в Париже, как один из сложнейших в техническом решении.
        Хотя приведу фотографию другого кусочка СВЖД. Тоннель у деревни Дидино.

        Прекрасная фотография, спасибо!

        Насколько вижу, стены сложены из гранита. Как же строили-на века!

        Что касается транссибирского пути, то он, что мало известно , существовал и до ж/дороги: это был водно-железнодорожный путь: добраться до Вдадивостока из Питера можно было ни разу не сев на телегу.

        И для этого тоже была проведена гигантская работа:В 1883-1887 гг. была построена Обско-Енисейская водная система : были расчищены, углублены, и даже спрямлены ряда русел рек, выкопаны каналы,построены плотины и шлюы. Путь шел от Петербурга по Волго-Бал-тийской водной системе до Перми, далее по островной железной дороге Пермь-Екатеринбург-Тюмень, затем по Обско-Енисейской и Селенгинской водным системам и далее по Амуру вплоть до Тихого океана. Протяженность этого пути составляла более 10 000 км.

        Обь-Енисейский канал :

        Какая же красота!

        1. +1
          13 декабря 2020 19:52
          Цитата: Ольгович
          то он, что мало известно , существовал и до ж/дороги: это был водно-железнодорожный путь: добраться до Вдадивостока из Питера можно было ни разу не сев на телегу.

          Видимо тема истории транспортных путей в России очень интересна и ждет своего историка на этом сайте.
    2. +6
      12 декабря 2020 07:46
      Цитата: Морской Кот
      а как там с индейцами было, наделы белым давались в их землях? Как это происходило?

      Будет и про это!
      1. +6
        12 декабря 2020 07:54
        Вячеслав Олегович, а напишите, пожалуйста, материал про клиометрию?
        1. +5
          12 декабря 2020 09:18
          А он был уже, Антон. Я из него вставил сюда часть примеров. Но был давно:https://topwar.ru/98799-kliometriya-dilizhansy-i-raby.html
          1. +5
            12 декабря 2020 09:49
            О, спасибо, обязательно прочитаю!
    3. +5
      12 декабря 2020 11:21
      Цитата: Морской Кот
      Вячеслав, спасибо за совершенно неожиданную и интересную тему, никогда и ничего о Гомстед-акте не читал и о "Гонке за землёй" не слышал.

      Здравствуйте, Константин.

      Но наверняка Вы читали Джека Лондона о гонках на собаках с целью застолбить участок для золотодобычи. Примерно то же самое и тут.

      но с уважаемым автором кое в чем не согласен: строительство трансконтинетальной ж/дороги было предпринято отнюдь не для занятия "лишних" рук: этого требовала бурноразвивающаяся промышленность США. Не на лошадях же таскать товары или вокруг континета на кораблях. При, якобы, "лишних" руках не потребовалось бы завозить китайцев-лишние работали бы и за 1 долл.

      То же и с этим:
      Негры в большинстве своем остались на привычном им Юге. На Севере они были никому не нужны – ведь они же ничего не умели. Они не могли составить конкуренцию белым на заводах и фабриках.

      Белые мигранты из Европы тоже были отнюдь не рабочими высокого класса: подавляющее большинство из них-разорившиеся или безземельные бедные крестьяне без профессий
      Цитата: Морской Кот
      Интересно, а как там с индейцами было, наделы белым давались в их землях?

      Так же, как и с бизонами....
      1. +4
        12 декабря 2020 11:35
        Доброе утро, Андрей. hi
        Так же, как и с бизонами....

        Так ведь интересны подробности, не всегда же белые братья бивали краснокожих, и наоборот ведь бывало.
        1. +2
          12 декабря 2020 14:26
          Цитата: Морской Кот
          Так ведь интересны подробности

          Весьма подробно и познавательно, на мой взгляд, здесь:https://russian.rt.com/science/article/629663-istoriya-ssha-zheleznaya-doroga
      2. +2
        12 декабря 2020 11:45
        Цитата: Ольгович
        трансконтинетальной ж/дороги было предпринято отнюдь не для занятия "лишних" рук: этого требовала бурноразвивающаяся промышленность США. Не на лошадях же таскать товары или вокруг континета на кораблях. При, якобы, "лишних" руках не потребовалось бы завозить китайцев-лишние работали бы и за 1 долл.

        Неверно! Как раз методами клиотметрии было доказано, что "бурно развивающаяся промышленность" могла развиваться в ином направлении. Читайте: https://topwar.ru/98799-kliometriya-dilizhansy-i-raby.html
        1. +4
          12 декабря 2020 13:30
          Цитата: kalibr
          Неверно!

          Неверно, представляется. у Вас: еще 1853—1855 годах ( т.е. ДО ГР. войны) военное министерство США организовало географические исследования территории общей площадью около 1 млн кв. км с целью выбора трассы ЖД.

          В результате научных изысканий были разработаны три потенциальных маршрута строительства: северный — вдоль Миссури, центральный — в районе реки Платт и южный — через Техас. Остановиться решили на центральном маршруте, который активно лоббировал известный американский инженер-железнодорожник Теодор Джуда. В 1862 году президент США Авраам Линкольн подписал так называемый Закон о Тихоокеанской железной дороге (Pacific Railroad Act), регулирующий строительство.

          Т.е. ДО Гражд войны и ДО ее окончания было принято решение строить ее, что противоречит Вашей версии о том, что решение строить ЖД было принято , якобы, после Гр. войны с целью ... занять "лишних" людей.

          И да-при "лишних руках" не завозят тысячи китайцев на стройку, ибо лишние работают и за похлебку-см. Великую депрессию.
          1. 0
            12 декабря 2020 16:26
            Я Вам дал ссылку на статью. Прочитав ее, Вы можете задать соответствующие вопросы в Интернете. Откроются материалы в которых есть ссылки на соответствующие труды, соответствующих авторов, включая и однако Нобилевского лауреата. Понятно, что нашим людям это... не аргумент, что читать нужно время. Но тут уж я поделать ничего не могу. Доверяю своим источникам. То что трасса изучалась, то, что ее хотели провести... и то, что обнаружилось столько рабочих рук - было просто подарком судьбы для США. "Звездочки сошлись".
            1. +1
              12 декабря 2020 20:33
              Цитата: kalibr
              Я Вам дал ссылку на статью. Прочитав ее, Вы можете задать соответствующие вопросы в Интернете. Откроются материалы в которых есть ссылки на соответствующие труды, соответствующих авторов, включая и однако Нобилевского лауреата. Понятно, что нашим людям это... не аргумент, что читать нужно время. Но тут уж я поделать ничего не могу. Доверяю своим источникам. То что трасса изучалась, то, что ее хотели провести... и то, что обнаружилось столько рабочих рук - было просто подарком судьбы для США. "Звездочки сошлись"

              А я Вам-факты: решение о строительстве принято гораздо раньше возникновения "лишних" рук, для занятия которых, якобы, принято решение строить.

              Статью по ссылке прочел, спасибо, но там то же самое, что и в этой статье, ничего нового

              ПС: А другое возможное направление развития , о котором Вы упоминаете, это вот этот пассаж из той статьи:
              то есть вместо рельсов делали бы подковы и гвозди, грузы возили в фургонах и на дилижансах (широтное направление), а в меридиональном – пароходами и баржами по рекам!
              ? belay

              Неужели это...серьезно? belay
              1. -1
                12 декабря 2020 21:23
                Цитата: Ольгович
                ПС: А другое возможное направление развития , о котором Вы упоминаете, это вот этот пассаж из той статьи:
                то есть вместо рельсов делали бы подковы и гвозди, грузы возили в фургонах и на дилижансах (широтное направление), а в меридиональном – пароходами и баржами по рекам!
                ?

                Неужели это...серьезно?

                Представьте себе -да. Анализ массы документов того времени это доказал совершенно точно. Вы меньше на политэкономию социализма внимание обращайте. В других странах люди тоже не дураки...
                1. +1
                  13 декабря 2020 08:47
                  Цитата: kalibr
                  Представьте себе -да.

                  Т.е. Вы серьезно говорите о реальности успешнй конкуренции дилижансов в перевозке грузов с ....железной дорогой. belay

                  Нет слов, да... hi
                  1. 0
                    13 декабря 2020 10:01
                    Цитата: Ольгович
                    Нет слов, да...

                    Ну, нет, и не надо. Поговорим, когда Вы переплюнете создателя клиотметрии...
                    1. 0
                      13 декабря 2020 11:34
                      Цитата: kalibr
                      Поговорим, когда Вы переплюнете создателя клиотметрии...

                      Давно переплюнула жизнь: где дилижансы? И где- ЖД
          2. -2
            12 декабря 2020 16:30
            Цитата: Ольгович
            Т.е. ДО Гражд войны и ДО ее окончания было принято решение строить ее, что противоречит Вашей версии о том, что решение строить ЖД было принято , якобы, после Гр. войны с целью ... занять "лишних" людей

            Принять решение о строительстве, и начать строить - это разные вещи! Не в один щелчок пальцами это делается! Мы вот приняли решение достроить Северный поток и все достраиваем...
    4. +9
      12 декабря 2020 12:37
      Цитата: Морской Кот
      Доброе утро друзья и хороших всем выходных!

      Пришла скорбная новость.
      Умер Валентин Гафт.85 лет.
      1. +4
        12 декабря 2020 19:50
        В этом году много хороших людей ушло...
      2. -1
        16 декабря 2020 14:28
        ГЛЫБА!!! Особенно запомнились его строки про телефонные номера ушедших друзей. Искренне скорблю.
  2. -9
    12 декабря 2020 04:55
    Но то, что простой народ (являвшийся главным поставщиком солдат) жил год от года все лучше и лучше – неоспоримый исторический факт.

    И тут появились кровавые жидобольшевики и всё испортили...
    1. +11
      12 декабря 2020 05:38
      Уважаемый Апро, зачем Вам в субботнее утро «мопс» по совершенно иной теме?
      1. -6
        12 декабря 2020 05:48
        Цитата: Коте пане Коханка
        Уважаемый Апро, зачем Вам в субботнее утро «мопс» по совершенно иной теме?

        Вы статью читали?
        1. +10
          12 декабря 2020 07:23
          Уважаемый Апро можете «мопс», читать как «срач»!
          Так за чем, было его устраивать с утра по раньше?
          Доказать, что на Руси - жить «хорошо»?
          До ручки в 17-м народ довели «верха», которые ввергли Россия в хаос Первой мировой! Но в остальном, люди старались жить лучше, кушать разнообразнее. Причём это общемировая тенденция и имела положительную динамику и в СССР, и в РФ.
          1. -8
            12 декабря 2020 07:25
            Цитата: Коте пане Коханка
            Уважаемый Апро можете «мопс», читать как «срач»!

            Если автор акцентирует внимание на этом вопросе.то он преследует какие то цели....
            1. +10
              12 декабря 2020 07:30
              Отнюдь, автор рассказывает про клиометрию, а акцентируетесь как раз Вы.
              1. -6
                12 декабря 2020 07:33
                Цитата: 3x3zsave
                автор рассказывает про клиометрию

                Значит примеры выбрал удачно.и весьма спорные.
                1. +8
                  12 декабря 2020 07:47
                  Я знаю, в осях, как работает Шпаковский, общался с ним неоднократно на эту тему. В данном случае он ничего не выбирал, у него просто времени на это не было. Взял первый попавшийся пример и вставил в статью. Таким образом Ваша инсинуация, лишь плод Вашего воображения.
                  1. -6
                    12 декабря 2020 07:52
                    Цитата: 3x3zsave
                    В данном случае он ничего не выбирал

                    Значит безответственно относиться к своей работе.
                    1. +8
                      12 декабря 2020 08:02
                      Критерии отвеьственности в работе определяет тот кто за эту работу платит деньги, и это явно не Вы.
                      1. -8
                        12 декабря 2020 08:04
                        Цитата: 3x3zsave
                        Критерии отвеьственности в работе определяет тот кто за эту работу платит деньги, и это явно не Вы.

                        А читатели потом мучаються....что же имел ввиду автор.
                      2. +9
                        12 декабря 2020 08:09
                        Заметьте, никто из комментаторов не мучается, кроме Вас. Может дело все же не в данной статье Шпаковского?
                2. +6
                  12 декабря 2020 08:07
                  Вы можете и сами взять журнал Родина №№1,2,3 за 2012 г. и прочитать статью доктора исторических наук Бориса Миронова. УРОКИ РЕВОЛЮЦИИ 1917 года или кому на Руси жить плохо. Там все(и подобает научной статье) дается с ссылками на источники, масса диаграмм по годом, вплоть до количества людей в психушках с 1896 по 1914 (оно, кстати, тоже росло!). Потом уже можно будет спорить. Беда многих комментаторов на ВО - неполное знание.
                  1. -5
                    12 декабря 2020 08:12
                    Цитата: kalibr
                    Беда многих комментаторов на ВО - неполное знание.

                    Беда многих комментаторов.что слишком доверяют некоторым интерпретаторам знаний...
                    1. +5
                      12 декабря 2020 09:12
                      Цитата: апро
                      Беда многих комментаторов.что слишком доверяют некоторым интерпретаторам знаний...

                      Вам написали источник. Не надо доверять, надо проверять! А то задницу поднять лень сходить в библиотеку, но пишем, как будто по теме у нас кандидатская диссертация написана...
                    2. +9
                      12 декабря 2020 09:24
                      Беда многих комментаторов, что у них загорается пониже спины из-за не понравившегося им факта.
                      1. +7
                        12 декабря 2020 12:50
                        Цитата: CTABEP
                        Беда многих комментаторов, что у них загорается пониже спины из-за не понравившегося им факта.

                        Давайте будем честны, ряд Авторов также реагируют на к критику своих статей!!!
                        Наверное главное - это взаимное уважение!!!
                      2. +2
                        12 декабря 2020 16:20
                        Цитата: Коте пане Коханка
                        Наверное главное - это взаимное уважение!!!

                        "Взаимное уважение", Владислав, невежда и хам воспринимает как твою слабость!
                      3. +4
                        12 декабря 2020 19:06
                        Цитата: kalibr
                        Цитата: Коте пане Коханка
                        Наверное главное - это взаимное уважение!!!

                        "Взаимное уважение", Владислав, невежда и хам воспринимает как твою слабость!

                        Вывод: с хамом надо говорить на доступном ему языке?
                      4. +4
                        12 декабря 2020 19:56
                        Совершенно верно!
                      5. +4
                        12 декабря 2020 20:48
                        Зачастую хам воспринимает только один аргумент.
                      6. +1
                        12 декабря 2020 21:14
                        Антон,в таком случае начнётся эпидемии хамства?
                      7. 0
                        12 декабря 2020 21:26
                        Цитата: Astra wild2
                        в таком случае начнётся эпидемии хамства?

                        Не начнется! Он же сказал ЗАЧАСТУЮ, так что речь идет о конкретных случаях. Кого-то увещеваем аки брата во Христе, кому-то напоминаем о... воспитании и манерах... а кому-то и по гляделкам можно, чтобы искры из глаз! Да-да, Астра - а иных доводов некоторые не воспринимают.
                      8. 0
                        12 декабря 2020 23:41
                        Цитата: kalibr
                        Цитата: Astra wild2
                        в таком случае начнётся эпидемии хамства?

                        Не начнется! Он же сказал ЗАЧАСТУЮ, так что речь идет о конкретных случаях. Кого-то увещеваем аки брата во Христе, кому-то напоминаем о... воспитании и манерах... а кому-то и по гляделкам можно, чтобы искры из глаз! Да-да, Астра - а иных доводов некоторые не воспринимают.

                        Настоящий "русский интеллигент" не будет посылать хама на 3 буквы - это
                        слишком нудно и некультурно, проще - достать Беретту...
                      9. 0
                        13 декабря 2020 06:19
                        Цитата: Толстый
                        проще - достать Беретту...

                        Да где ж ее взять. Это из области ненаучной фантастики. Мой вариант проще... но надо иметь хорошую физическую форму, это безусловно.
                      10. +1
                        13 декабря 2020 08:37
                        Тут я согласна. Для некоторых необходим доступный язык
                    3. +12
                      12 декабря 2020 09:27
                      Беда многих комментаторов.что слишком доверяют некоторым интерпретаторам знаний...
                      Для того, чтобы интерпретаторов знаний критиковать в какой то области знаний, надо, как минимум, иметь этих знаний не меньше, а лучше больше.
                      1. -3
                        12 декабря 2020 09:56
                        Цитата: Undecim
                        иметь этих знаний не меньше, а лучше больше.

                        И разных...
                      2. +2
                        12 декабря 2020 13:16
                        Вот и приобретите. Где взять - я написал.
                3. +2
                  12 декабря 2020 21:11
                  А Вы напишите лучше,а то критиковать легко
                  1. 0
                    12 декабря 2020 21:28
                    А я и написал и дал ссылку где прочитать. Нужно лишь зайти по адресу и прочитать...
                    1. +1
                      13 декабря 2020 08:33
                      Вячеслав Олегович,я адресовывала комментарий Апро. Он брался Вас критиковать, а аргументов я не видела
          2. -2
            12 декабря 2020 11:57
            Цитата: Коте пане Коханка
            До ручки в 17-м народ довели «верха», которые ввергли Россия в хаос Первой мировой! Но в остальном, люди старались жить лучше, кушать разнообразнее.

            Что касается "ручек", то в Германии , Англии и Франции они были гораздо более худшими: Россия единственная страна ПМВ, где не было голода , как на Западе, в т.ч. с сотнями тысяч голодных смертей, как в Германии

            А покушать так, как при "проклятом" царизьме в 1913 г, нашим людям посчастливилось аж через сорок лет беспрерывных титанических борьб -см доклад ЦСУ 1955
            1. +8
              12 декабря 2020 12:57
              Олегович, беда любого монархического строя - это личность во главе государства!
              Тут я придерживаюсь мнения Михаила (Хозяина Трилобита) мне глубоко пожевать кто «начальник» мне самое главное, чтоб я гордился Отечеством!!!
              Какой смысл тыкать пальцем в тех кто «пришёл и взял» если страну с таким запасом прочности (судя по Вашим комментариям) смогли развалить «проходимцы». Последнее следует тоже из Ваших выводов!!!
              1. +1
                12 декабря 2020 14:21
                Цитата: Коте пане Коханка
                Какой смысл тыкать пальцем в тех кто «пришёл и взял» если страну с таким запасом прочности (судя по Вашим комментариям) смогли развалить «проходимцы». Последнее следует тоже из Ваших выводов!!!

                Речь была не об этом, а о "ручке" (в контексте статьи -о питании). А вот она-то у России была получше, чем у всех. Т.е. дело не в ней.

                О прочности: любая прочность имеет предел. В условиях самой страшной в истории мира войны этот предел был достигнут. И не только у нас. Но можно поддержать, а можно подтолкнуть.

                Тут пресловутой соломинки достаточно, чем упомянутые подло воспользовались.

                А запас прочности у России оказался действительно большой-просуществовать семьдесят лет так, как случилось при них- ни одна страна бы не смогла, исчезла бы.

                А Россия смогла, хоть и с Русским крестом и границами 17 века, достигнутыми теми самыми.
  3. +8
    12 декабря 2020 07:05
    Социальный аспект, безусловно, тоже имел место.
    Этот опыт был применен и Рузвельтом, как один из способов преодоления последствий "Великой депрессии". Только строили уже шоссейные дороги.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
  4. +5
    12 декабря 2020 07:17
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    А по росту и весу наших призывников за последние лет тридцать данные не попадались?
    1. +5
      12 декабря 2020 07:45
      Цитата: Korsar4
      А по росту и весу наших призывников за последние лет тридцать данные не попадались?

      Нет!
      1. +5
        12 декабря 2020 07:48
        Поскольку термин «биометрия» близок, к «клиометрии» как-то сразу расположение почувствовал.
  5. +10
    12 декабря 2020 07:22
    А про маршрут железных дорог. Одна из моих любимых историй про любимый город Кологрив. Там есть железнодорожный вокзал. А железной дороги нет. Она через Мантурово пошла.
    1. +5
      12 декабря 2020 11:33
      Цитата: Korsar4
      А про маршрут железных дорог. Одна из моих любимых историй про любимый город Кологрив. Там есть железнодорожный вокзал. А железной дороги нет. Она через Мантурово пошла.

      Во времена "перестройки" попал я по казённой надобности в Кологрив. Был поражён никогда не мощеными улицами и воинской частью жившей на жутких руинах какого-то старинного учебного заведения. Интересно, как изменился город за последние 35 лет.
      1. +5
        12 декабря 2020 17:30
        Три тысячи населения в городе. И три - в районе.

        И волшебное место - заповедник «Кологоивский лес».
      2. +6
        12 декабря 2020 17:44
        Одно из самых сильных впечатлений список погибших в Великой Отечественной. Целыми семьями. И понятно насколько больше был город.
  6. +2
    12 декабря 2020 07:22
    Масса первосортного человеческого материала жила тогда в США. Трудолюбивые и талантливые белые люди. Такие чего хочешь быстро восстановят и сделают, так как на себя работают.
    1. +2
      12 декабря 2020 09:53
      Та же "золотая лихорадка", когда капиталисты поняли, что человека больше всего волнует личная выгода и возможность заработать, то никакие партии, "колхозы", идеологии не заменят ему "хлеб насущный". Пока в России разбирались с Гражданской войной, потом создавали нового "советского человека" , на западе естественным путём развивалось общество, люди прилично зарабатывали, предприниматели создавали новые производства, учёные придумывали новые технологии и это всё естественно. В России же ставили эксперименты социальные, противные человеческой природе. Стремление к личному это естественно, а принуждение к общему, общественному это чуждо человеческой природе что и было доказано развалом СССР.
      1. +6
        12 декабря 2020 10:38
        на западе естественным путём развивалось общество, люди прилично зарабатывали,
        Не всегда. Вы песню "16 тонн" слышали?
        1. +3
          12 декабря 2020 20:42
          "Прощайте бабы, родной притон, на землю упало шестнадцать тонн..." (вольный русский "перевод" Песни шахтёра).
          А если серьёзно, скачал себе в роскошном исполнении Поля Робсона, а вот сюда перенести никак не получается. Может быть подскажешь, как это сделать.
          1. +2
            12 декабря 2020 20:58
            Ну, чтобы нынче матом не ругаться, завтра объясню, хорошо?
            1. +2
              12 декабря 2020 21:00
              Хорошо -- завтра. А что тебя на мат потянуло? Что-то не так?
              1. +3
                12 декабря 2020 21:19
                Потому что в этом случае власти САСШ только что ОВ не применили против своих граждан.
                1. +1
                  12 декабря 2020 21:38
                  В каком случае и против каких граждан? Граждане, они разные бывают, порой и атомную бомбу кой-куда можно бросить, спокойней жить будет.
                  А вообще, это их личное дело, нам со своими проблемами хоть бы как разобраться.
          2. +3
            12 декабря 2020 21:22
            Цитата: Морской Кот
            А если серьёзно, скачал себе в роскошном исполнении Поля Робсона, а вот сюда перенести никак не получается. Может быть подскажешь, как это сделать.

            Не выйдет. Сюда с компа можно заслать только фото, все видео только с УРЛ он-лайн, с харда никак не получится, а жаль.
            1. +2
              12 декабря 2020 21:32
              Правда, очень жаль, песня отличная, исполнение и бас Робсона... жаль.
              1. +2
                12 декабря 2020 21:34
                Цитата: Морской Кот
                Правда, очень жаль, песня отличная, исполнение и бас Робсона... жаль.

                Можно коллективно попросить хозяев ВО создать возможность загружать видео непосредственно с жесткого диска.
                1. +1
                  12 декабря 2020 21:35
                  Можно, конечно, но я полагаю, они и так в курсе.
              2. +1
                13 декабря 2020 00:00
                Цитата: Морской Кот
                Правда, очень жаль, песня отличная, исполнение и бас Робсона... жаль.

                Пол Робсон никогда не записывал «16 тонн». За его запись ошибочно принимается вариант исполнения The Platters (лидер-вокал: Герберт Рид). Видимо, это связано с ошибкой неизвестного составителя Mp3-сборника «44 Tunes Of Sixteen Tons» появившегося в сети в 2003 году. На этом сборнике «классическая» версия The Platters дублируется, — уже под авторством якобы Пола Робсона...
                https://yandex.ru/video/preview/?text=16%20тонн%20песня%20platters&path=wizard&parent-reqid=1607806523053849-727109707673492203300302-production-app-host-sas-web-yp-131&wiz_type=vital&filmId=17757495774361340913
                1. +2
                  13 декабря 2020 01:12
                  Не знаю, спорить не буду, но у меня с детства эта песня ассоциируется с именем Поля Робсона. Мне было пять лет, когда он прилетел в Москву, и вся молодёжь, как могла, пела эту песню.
                  1. 0
                    13 декабря 2020 03:00
                    Вполне возможно, что Робсон исполнял 16 тон в в Москве в 1958 году (к этому времени относится один из переводов песни на русский язык). В самом начале 60-х, в СССР выходил сборник, куда была включена песня, без указания исполнителя.

                    Поль Робсон и Борис Полевой. Фото: Николай Привалов.
                    Есть фильм об этом визите.
      2. +5
        12 декабря 2020 13:02
        . ...на западе естественным путём развивалось общество, люди прилично зарабатывали, предприниматели создавали новые производства, учёные придумывали новые технологии и это всё естественно.

        Великая депрессия конца 20-х годов? Клоуны в виде Гитлера и Муссолини? По вашему норма? Естественный продукт развития «нормального общества»!
        Проблемы идеологии «советского человека» в другом, не надо путать тёплое с мягким.
        С уважением, Коте!
        1. 0
          12 декабря 2020 20:17
          Цитата: Коте пане Коханка
          Великая депрессия конца 20-х годов? Клоуны в виде Гитлера и Муссолини? По вашему норма? Естественный продукт развития «нормального общества»!

          Да, именно так. Также как болезни и смерть - естественный продукт развития человека. Не бывает развития без провалов.
  7. +2
    12 декабря 2020 09:43
    Интересная тема про ЖД России и СССР. Про ЖД США, тоже несколько слов.
  8. +5
    12 декабря 2020 09:44
    Хм. В России тоже был излишек свободной земли, но не было главного - свободы передвижения. Напомню, возможность выбора места жительства русские крестьяне получили только в 1906 году.
    Переселенческая политика, конечно, проводилась, но... начальству хотелось самому решать куда и в каком количестве переедут крестьяне.
  9. +5
    12 декабря 2020 09:52
    Так вот, данные биологических показателей призывников в российскую армию однозначно доказали, что год от года рост, вес и мышечная масса призывников увеличивались! (С чего бы? С голодухи или от ветра?)
    Это от безъисходности. При Советской Власти такого понятия как недостаточный вес у призывника вообще отсутствовал- ну это объясняется просто. В вечно голодающем, и во всём нуждающемся СССР, нужны были тысячи солдат, чтобы охранять народное добро от пухнущих от голода колхозников, и работающих на стройках социализма зеков чтоб не сбежали.. Поэтому призывников специально откармливали. Те которые не хотели отъедатся, или репресировались как враги народа, или умирали с голода работая в колхозах. И вот оковы рухнули и свобода... В новой демократичной России в конце 90-х стали появлятся призывники с недостаточным весом ( натуральные дистрофики) которых с начало отправляли в специальные команды где их откармливали, в 2008-9 годах у нас был в учебке, которую сформировали на базе нашего ОБСи РТО, десяток таких "детей демократической России"- это вам не толитарный СССР...
    1. 0
      12 декабря 2020 14:00
      Цитата: Fitter65
      России"- это вам не толитарный СССР...

      Это да: в России никогда не умирали от дикого голода в мирные годы.... ДВАДЦАТОГО ВЕКА многие и многие МИЛЛИОНЫ людей - с массовым людоедством, трупоедством и поеданием падали в т.ч. и на 30 году сов власти.

      ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 11. Д. 42. Л. 74, 75, 76, 77, 78. 1933 г:
      ВОЛОДАРСКИЙ РАЙО Не имея совершенно продуктов питания, по уговору с старшей сестрой, 9-ти летний мальчик убил 3-х летнюю девочку (сестру), после чего отрезали у нее голову и в сыром виде ели мясо трупа.
      ЧЕРНЯХОВСКИЙ РАЙОН. В с.Андрееве умер на почве недоедания Ж***. 11-ти летний мальчик - ножем вскрыл живот умершего отца, вынул внутренности и приготовил их, чтобы сварить.
      ВИННИЦКАЯ ОБЛАСТЬ ...
      В с.Пинковке, колхозник бедняк К***, 50 лет, убил своих двух дочерей 7 и 9 лет, мясо которых употребил для еды.

      ни в какой африке такого не было, да...
    2. +2
      12 декабря 2020 18:08
      Fitter, а Вы не помните, какая была промышленность в России до 1917?
      1. 0
        13 декабря 2020 01:34
        Цитата: Astra wild2
        Fitter, а Вы не помните, какая была промышленность в России до 1917?

        Конечно помню, самая передовая...
  10. +8
    12 декабря 2020 12:32
    Выход был найден в строительстве железных дорог и прежде всего трансконтинентальной магистрали через всю страну.
    Попробую немного дополнить автора.
    В реальности дело обстояло несколько по другому. И сложнее, и интереснее.
    Уже к 1850 году в США было построено 14 000 километров железных дорог. Для сравнения, в Российской империи в 1851 году открылась первая железнодорожная линия длиной 650 километров. В южных штатах 80 процентов ферм находились в пределах 8 километров от железнодорожной станции.
    А первый конкретный план трансконтинентальной железной дороги в Соединенных Штатах был представлен Конгрессу торговцем галантереей Аса Уитни в 1845 году.
    В 1847 доктор Хартвелл Карвер году представил Конгрессу США "Предложение о хартии строительства железной дороги от озера Мичиган до Тихого океана".
    Конгресс идею поддержал.. Под руководством Department of War в период с 1853 по 1855 было проведено подробное обследование, охватывающее территории в 1 000 000 квадратных километров. Отчет об исследованиях описывал возможные маршруты и включал огромное количество информации об американском Западе , вплоть до естественной историю региона и иллюстрации рептилий, земноводных, птиц и млекопитающих, населяющих эту территорию.
    Чтобы описать всю историю надо несколько статей, поэтому коротко.
    В 1862, 1864 и 1867 годах был принят ряд законов о Тихоокеанской железной дороге, строительство которой началось в 1863 году. В мае 1869 года строительство First Transcontinental Railroad было окончено. Из Нью-Йорка в Сан-Франциско можно было добраться за шесть дней.
  11. +6
    12 декабря 2020 13:58
    Так вот, данные биологических показателей призывников в российскую армию однозначно доказали, что год от года рост, вес и мышечная масса призывников увеличивались!

    Вообще, в Инете гуляют обратные утверждения. Что рост и вес призывников в РИ во второй половине 19 века снизились. Это связывают в том числе с гипотетическим обнищанием после отмены крепостного праваю Любят приводить слова Куропаткина, что многие призывники только в армии могли попробовать мясо. Признаться, воспринимал на веру.
    После статьи автора немного поискал

    Рост новобранцев по годам рождения. По Виткрофту
    Получается автор прав. А отмена крепостного права стала переломом
    1. +2
      12 декабря 2020 20:09
      "Любят приводить слова Куропаткина",а он выходит темнил? А ,где же правда?
      1. +2
        12 декабря 2020 20:16
        Конкретно тут вряд ли.
        Так у него совпало. Просто личный опыт не равно статистике.Мы все об этом знаем, но постоянно забываем.
        1. +1
          12 декабря 2020 21:31
          Да, я вот когда болел недавно, сумел и лекарства без особого труда купить и рентген пройти дважды... а люди пишут, что в Пензе с этим огромные проблемы. И наверно это так и есть, если об этом было на сайте президента, но лично меня это почти не коснулось.
  12. +4
    12 декабря 2020 14:11
    Ускоренное развитие США с середины 19 века по 20 век, кроме природных ресурсов, благоприятного климата и отсутствия внешней угрозы, стимулировалось огомным притоком трудовых ресурсов, абсолютно не обремененных детьми и стариками.

    Т.е. США на протяжении ста лет снимали сливки с человечества - на их территорию эмигрировали наиболее обученные и мотивированные люди как из Европы так и из Азии.

    В начале 21 века этот поток стал тормозиться руководство США, поскольку среди эмигрантов стали преобладать неквалифицированные латиноамериканцы с массой детей, перегружавших социальную инфраструктуру страны. Плюс развитие экономики Европы и Азии затормозило отток специалистов ("утечку мозгов") в США.

    В результате мы видим возврат США к ситуации середины 19 века с торможением темпов местной экономики до уровня ниже европейских, а уж тем более китайских, корейских и вьетнамских.

    К середине 21 века в составе населения США прогнозируется достижение большинства латиносами и афроамериканцами (менталитет которых резко отличен от менталитета евроамериканцев), после чего "мексиконизированная" Америка возвратится на свои позиции двухвековой давности - ресурсного придатка Европы.

    Проигрыш на президентских выборах евроамериканца Трампа - первый удар похоронного колокола по Америке, ранее собиравшей "сливки" со всего мира.
    1. +1
      12 декабря 2020 17:58
      Согласна с Вами: Америка после этих выборов больше не станет прежней. Сегодня по ТВ услышала: в Техасе разговоры об отделении от США, это возвращение на 300 назад?
      1. +5
        12 декабря 2020 20:02
        Техас уже лет 100 говорит о том, что он хочет отделится... Все только говорит...
        1. +1
          12 декабря 2020 20:05
          Они мне об этом не говорили ,а Вам?
          1. +2
            12 декабря 2020 20:14
            Мне лично, ни один техасец не говорил, но общую парадигму, я понимаю.
  13. +4
    12 декабря 2020 17:40
    Для меня статья уникальна. Она позволила ликвидировать серьезные пробелы в знаниях. Например, из фильма с Крузом и Кидман мне было непонятно, почему нужно обязательно участвовать в скачках, чтоб получить землю. Ведь свободной земли в Штатах на тот момент имелось сколько угодно. Оказывается, это уже было не так, успели раздать большую часть, образовался избыток желающих. Была я также убеждена, что участие негров с Юга в гражданской войне на стороне Севера стало решающим фактором победы северян, а оно не так -- Гомстед-акт!
    Не знала, что штатовская трансмагистраль вовсе не прямая, а почему не прямая, нашлось обьяснение в статье. Вот так просто и понятно изложены факты, о которых никогда бы и не узнала, не возьмись Вячеслав Олегович вбить их в мою непросвещённую голову )))
    Кстати, из фильма перед глазами кадр: белоручка Николь, уж не помню как её в фильме звали, не выполоскав и не отжав намыленное бельё, из таза с грязной водой со шлепком бросает его на верёвку -- постирала! )))
    1. +3
      12 декабря 2020 19:05
      Цитата: депрессант
      Кстати, из фильма перед глазами кадр: белоручка Николь, уж не помню как её в фильме звали, не выполоскав и не отжав намыленное бельё, из таза с грязной водой со шлепком бросает его на верёвку -- постирала!

      Мне тоже в свое время вот такими мелочами понравился этот фильм и я начал искать информацию по тем событиям...
      1. +5
        12 декабря 2020 19:49
        А я вообще смотрю, в основном, американские фильмы. Особенно фильмы-катастрофы. Даже самые халтурные. Очень многое открывается о стране, которую я никогда не посещу. Например, насколько же капитально общество там устроилось на своей земле. Обстоятельно так устроилось, по-хозяйски. Породив массу мелких обычаев, своих в каждом городишке и поселке и общих для нации, -- обычаев и традиций, которые свято соблюдаются, передаваясь из поколения в поколение. Которые требуют материальных вложений, сил и времени для подготовки к какому-нибудь очередному празднованию с участием всех. Будь то Рождество, Хэллоуин или местный праздник, и всё в огнях, карусели, ярмарка, какие-то соревнования, призы, что-то ещё. И с грустью смотрю в окно. А там -- ничего. Все мертво уже много лет и с каждым годом становится всё мертвее. Будто единственная цель жителей моего поселка кое-как, в основном трудно и мрачно, дожить свою жизнь, раз уж на свет появились.
        1. +5
          12 декабря 2020 20:08
          Объединяет соблюдение традиций. Но вдалеке от рабочих мест их непросто найти.

          Думаю, есть ли в городах и посёлках «точки радости»?
          Детские площадки могли бы быть.
          Церкви - для верующих.
          Дорожно-тропиночная сеть в парках. Хорошо, когда есть направление у дороги.
          Набережные - хорошие места.
        2. +2
          12 декабря 2020 20:24
          Цитата: депрессант
          И с грустью смотрю в окно. А там -- ничего. Все мертво уже много лет и с каждым годом становится всё мертвее

          У нас мертвы традиции, люди в большинстве своём равнодушно или негативно относятся к религии. Как следствие, все культурные особенности постсоветского человека сводятся к "пожрать-выпить". Ну ещё парад на 9 мая глянуть и опять выпить.
          1. +2
            12 декабря 2020 20:39
            Парад всегда смотрю -- любимое зрелище )))
            Что касается мертвенной жизни, то мне людей жалко, не себя, я ведь интроверт )))
            Что касается моей привычки смотреть американские фильмы, то крайне познавательно не только в плане их общественной жизни, но и социальной. Представьте, у них еще в большей степени "оптимизирована" медицина, чем у нас, и в фильмах это подвергается жесткой критике. Так что "Доктор Хаус" или "Скорая помощь" -- устаревшая подача материала. Поставлена цель оптимизировать население планеты -- любое, и всё американское как ксерокопия тут же подхвачено и воплощено у нас.
          2. +5
            13 декабря 2020 01:19
            После смерти отца в семейном архиве нашел
            сведения о родственнике, младшем офицере,
            инвалиде ПМВ (взрыв снаряда под боевой лошадью
            в боях под Варшавой), которого сестры милосердия
            КК вывезли в США, Вайтевилл, Виржиния на лечение.
            Там он еще долго жил и похоронен. Когда хватает духу,
            захожу на сайты этого городка (8 тыс. жителей), "брожу"
            по его улочкам. Челюсть при этом желательно подвязывать.
            Фоторепортажи о всяких фестивалях, карнавалах и прочих
            городских мероприятиях и все костюмировано! Сайты местных
            школ- это феерверки студенческих и школьных мероприятий!
            Когда изучаешь сайт мерии- думаешь,что это про штат, как
            минимум - там гигантские программы -реконструкции водопровода,
            рекреационные мероприятия и все с цифрами, схемами.
            Улочки чистые, домики на участках без всяких оград - на крыльце
            игрушки, куклы..
            И полный треш - "зашел" на кладбище" (их там два), нашел его
            могилу - и ущипнул себя- камень на могиле выглядит точно так
            же, как и 50 лет назад (у меня есть фото на 2-й день похорон) и
            вокруг идеально подстриженная трава! Кстати, на сайте кладбища
            есть возможность "возложить" на могилу цветочек и даже букет.
            При этом в мерии чуть больше десятка людей, на сайте все про
            них написано, даже про ИТшника. География - заповедная глушь,
            где работают не понятно, но живут интересно, с выдумкой.
        3. +2
          12 декабря 2020 21:05
          Особенно фильмы-катастрофы.


          Здравствуйте, дорогие земляне. smile
          1. +1
            12 декабря 2020 21:47
            Это что за фильм такой? ))) Пародия?
            1. +3
              12 декабря 2020 22:03
              Просто набрал в поисковике по теме, и сразу рожа понравилась. Никакого фильма, народ развлекается, рисуя картинки. smile
              Или вот такая "солнечная" картинка, даже не верится, что весь мир приказал долго жить.

              Люда, а Вы не пытались играть в "Сталкера", "Метро", или в "Fallout"? По духу они вполне соответствуют тем фильмам, что Вы любите посмотреть.
              Мне из этой серии картин весьма понравились "Книга Илая" и "Я -- легенда", может быть есть и получше, но я не киноман и смотрю кино редко.
              1. +2
                12 декабря 2020 22:27
                Смотрела оба фильма. "Я легенда" не понравился -- Уилл Смит взял на себя непосильный груз значимости, которая лишь в его воспаленном националистическом воображении имеет место быть ))) Это как выводить свой род от шумеров. А картинка эта -- явно по мотивам социальной фантастики. Я бы сказала, серии "Сталкер", но животные на переднем плане -- они не мутанты. Это не "Кремль 2222", что-то другое.
                В компьютерные игры не играю уже давно. Пережила этот период )))
                1. +2
                  12 декабря 2020 22:42
                  В "Легенде" мне понравились съёмки брошенного города, просто захотелось по улицам побродить, а социальные аспекты с Уиллом Смитом меня мало интересуют.
                  А что такое "Кремль 2222"? Я даже не слышал про это.
                  1. +2
                    12 декабря 2020 23:14
                    "Кремль 2222" - это часть серии "Сталкер", которая в свою очередь состоит из нескольких сотен книг, созданных современными писателями. Посылом к созданию серии "Сталкер" стал "Пикник на обочине" Стругацких. Действие большинства из книг разворачивается на территории Зоны отчуждения вокруг Припяти. Зона якобы пережила ещё один взрыв необъяснимой физической природы, и теперь это царство мутировавших животных-убийц, артефактов, обладающих поразительными свойствами, смертельных ловушек, а также бандитских и военизированных группировок, охотящихся за сталкерами-собирателями артефактов, и барыг- барменов, которые под предлогом торговли спиртным и нехитрой едой в баре за бесценок скупают артефакты у сталкеров с целью переправки их за кордон для перепродажи за дикие деньги. То есть полный социальный срез общества.
                    В иносказательной форме каждый из писателей представляет Зону как образ происходящего у нас в стране и выражает к этому свое отношение. Такой вот критический реализм)))
                    По крайней мере мне читать интересно. Много печали, романтики, самокопания героев. Зона предстает как место, где цена каждому становится понятной очень быстро.
                    1. +2
                      12 декабря 2020 23:54
                      Спасибо, Людмила smile Но я всё это знаю, "Пикник" проглотил ещё в юности, позже был "Сталкер" Тарковского, ещё позже "Тени Чернобыля", две следующие игры и несчитанное количество модов. Так что, с Зоной я на "ты".
                      А вот книги из этой серии у меня не "пошли", прочитал примерно с десяток и бросил это занятие. Просто было скучно читать, "божьей искры" не было, что ли, а тратить время на бесталанных графоманов как-то не хочется. Но это моё личное мнение и я его никому не навязываю. drinks
                      1. +1
                        13 декабря 2020 08:55
                        Цитата: Морской Кот
                        Спасибо, Людмила smile Но я всё это знаю, "Пикник" проглотил ещё в юности, позже был "Сталкер" Тарковского, ещё позже "Тени Чернобыля", две следующие игры и несчитанное количество модов. Так что, с Зоной я на "ты".
                        А вот книги из этой серии у меня не "пошли", прочитал примерно с десяток и бросил это занятие. Просто было скучно читать, "божьей искры" не было, что ли, а тратить время на бесталанных графоманов как-то не хочется. Но это моё личное мнение и я его никому не навязываю. drinks

                        Приветствую Константин!
                        А у меня с Тарковским как-то не складывается.Для меня он слишком...мрачен.Пессимистичен.
                      2. +2
                        13 декабря 2020 08:59
                        Привет, Серёжа. smile
                        Там и помимо "психологии" классная операторская работа, я, например, Зону почувствовал буквально печёнками, а народ из зрительного зала сбегал, к концу сеанса едва четвёртая часть осталась. Что поделаешь, кому что надо -- "...кому арбуз, а кому свиной хрящик."(с) request
                    2. +2
                      13 декабря 2020 08:51
                      Цитата: депрессант
                      Зона предстает как место,

                      Людмила Яковлевна,доброе утро!
                      А из этой серии,Вам какая книга больше всего нравится?Вы как-то упоминали о Снайпере?
                      1. +2
                        13 декабря 2020 09:59
                        Доброе утро, Серёжа!)))
                        Книги о человеке по имени Снайпер нужно читать по порядку. Ибо они как многотомная книга об одном герое. Скажем, "Война и мир" состоит из 4-х томов и эпилога, и если начать читать её, допустим, с 3-го, то истинного представления о произведении не получите. Мне нравятся те моменты в "Саге о Снайпере", вернее, они меня завораживают, которые воплощают представление Автора о смерти как единственном критерии истины. Это вечный бой в заброшенном ангаре, и вечный костер с добродушными, приветливыми сталкерами, сидящими вокруг него, и посмертное покровительство друга, выручающего Снайпера в тяжёлой ситуации, и образ самой Смерти, Побратимом которой становится Снайпер и чувствует её присутствие, когда умирает кто-то из его друзей, либо пытается умереть сам, и вечная удача Снайпера как награда судьбы за то, что не умеет он пройти мимо творящейся несправедливости в силу своего предназначения Меченосца, чему не изменяет никогда... Эти и подобные им моменты разбросаны по всем книгам "Саги". Автор, Дмитрий Силлов, -- очень сильный, романтический мистик. Его описания перечисленных моментов абсолютно зримы и завораживают. Эти книги о том, как сознанием даже очень сильного духом и стойкого человека умело и изощренно манипулируют злые силы, и как трудно этому противостоять. При этом "Сага о Снайпере" -- это вовсе не фэнтези, Автор лишь слегка образом Зоны закамуфлировал нашу жизнь, всё выглядит крайне реалистично, будто лишь сгущены краски.
                        Помимо всего прочего, в "Саге" много юмора, герой ироничен )))
                2. +3
                  13 декабря 2020 08:48
                  Цитата: депрессант
                  "Я легенда"

                  Доброго утра друзья!
                  Сразу скажу,что фильм мне нравится. И Смит,на мой взгляд,сыграл хорошо,и съёмки хороши,и сюжет неплох.Но...больше всего в этом фильме мне понравилась собака Сэм.И жалко её,ну просто-очень,очень!

                  А роман Мэтиссона,по которому и снят фильм,я тоже прочёл.Впечатление?Ну...не очень. hi
                  1. -1
                    14 декабря 2020 03:17
                    Цитата: Фил77
                    Сразу скажу,что фильм мне нравится.

                    Цитата: Фил77
                    А роман Мэтиссона,по которому и снят фильм,я тоже прочёл.

                    Посмотри оригинал 1964 г Последний человек на Земле Под его впечатлением Ромеро снял Ночь Живых Мертвецов drinks
                    1. +1
                      14 декабря 2020 03:40
                      Цитата: Ruslan67
                      Ночь Живых Мертвецов

                      А я эту хрень ещё и читал. drinks
                      1. +1
                        14 декабря 2020 04:34
                        Цитата: мордвин 3
                        хрень ещё и читал.

                        Не довелось А вот фильм один из любимых request
  14. +7
    12 декабря 2020 17:44
    Всем желаю здоровья. Оно всегда было дорого, а сейчас это во много раз дороже.
    Рада, что Вячеслав Олегович вернулся в рабочую форму, а то было тоскливо..
    Вот , когда модераторы - редакторы перестанут ставить Валерия и Вячеслав Олеговича вместе и вообще будет благодать!
  15. +4
    12 декабря 2020 18:34
    Цитата: Undecim
    Беда многих комментаторов.что слишком доверяют некоторым интерпретаторам знаний...
    Для того, чтобы интерпретаторов знаний критиковать в какой то области знаний, надо, как минимум, иметь этих знаний не меньше, а лучше больше.

    Виктор Николаевич, Вы посягнули на"всезнаек" или как Вы говорите:"хомячков". К сожалению у нас много таких которые считают,что они всё знают или почти всё
  16. +3
    12 декабря 2020 18:54
    Вячеслав Олегович,а коллега Тлаикол не подаст иск:"о хищении интеллектуальной собственности" .? Шутка
    1. +6
      12 декабря 2020 20:06
      Не подаст. Было взаимное согласие. Могу свидетельствовать в суде.
      1. +4
        12 декабря 2020 20:36
        Верю на слово. Вы прекрасный автор, но у вас есть скверная привычка: провоцировать шквал эмоций.
        1. +3
          12 декабря 2020 20:51
          Вы прекрасный автор,
          Я???? Вы мне льстите, Моя Прекрасная Незнакомка, и путаете меня со Шпаковским...
          1. +3
            12 декабря 2020 21:00
            Прошу прощения, комментарий действительно адресовывала Вячеслав Олеговичу,а как получилось,что перепутала????
            1. +3
              12 декабря 2020 21:09
              Бывает. Не расстраивайтесь.
              1. +6
                12 декабря 2020 22:01
                Ладно, чтоб никто не расстраивался, расскажу старый-престарый анекдот ( только ногами не бейте!)
                В кафе. Подали чай. Американец, увидев в нем муху, выплеснул чай в лицо официанту, француз вежливо попросил заменить, русский вытащил свою муху и выпил чай, китаец муху съел, чай выпил, еврей предложил китайцу купить у него муху.
  17. +4
    12 декабря 2020 19:01
    В. О,спасибо за интересный материал. Кое что я знал,но как говорится по верхам,а Вы раскрыли глубже.
    Про"земельные гонки"_я слышал, но в основном из х/ф,как фильм назывался?
    1. +3
      12 декабря 2020 19:06
      "Далеко-далеко"... или "Далекая страна".
      1. +2
        12 декабря 2020 19:59
        Не знаю, возможно, а может другой?
        1. +1
          12 декабря 2020 21:01
          Да, кстати!
          Помнится, какой-то фильм смотрела про ограбление поезда в те далекие времена, американский, естественно. И подумала: да откуда же там было тогда столько китайцев? Толерантность свою нынешнюю показывают? Все равно, как негр -- английский лорд. Оказалось, что белые не хотели строить дорогу в горах -- боялись обвалов? А китайцы были согласны на всё.
          1. +2
            12 декабря 2020 21:35
            Цитата: депрессант
            Оказалось, что белые не хотели строить дорогу в горах -- боялись обвалов?

            Там просто очень тяжело было.Жарко и змеи. А китайцы их ели! Всегда с мясом! Как потом китайские квартала во Фриско появились? Вот так!
            1. +2
              12 декабря 2020 21:51
              Вот так значит... А я-то думала, что из-за внезапного пристрастия американцев к китайской еде )))
              Ну, едят же пиццу как свое, скажем...
  18. +2
    12 декабря 2020 22:18
    вот тогда-то в США впервые в массовом количестве и завезли китайцев, согласившихся трудиться всего за 1 доллар в день.

    ,,,череда гражданских войн, опиумные войны, иностранная интервенция, религиозные фанатики, репрессии, нищета, голода, в общем такая обстановка даёт хороший стимул к миграции – куда угодно. А США в то время всё ещё воспринимались как новые земли надежд, свободы, господства права в дали от произвола монархий.Китайцы посостоятельней могли оплатить билет сами или занять у родственников, но многие не имели денег вовсе. Тогда предприимчивые американцы придумали кредитные билеты. Это означало что агентство покрывает минимум расходов на проезд, но эти деньги должны быть отработаны по прибытию.Пароходные компании привозили не просто иммигрантов, а должников, а Центральная тихоокеанская железная дорога набирала рабочие бригады по трудовым контрактам на 5 лет. Для строительства Трансконтинентальной железной дороги через горы и пустыни Сьерра-Невады и Невады.
    1. +5
      12 декабря 2020 23:11
      ... но эти деньги должны быть отработаны по прибытию

      Вполне разумный подход: Хочешь лучшей жизни -- потрудись за неё.
      1. +2
        13 декабря 2020 07:55
        Надо же -- кредитные билеты! Вот и такие подробности невольно узнаёшь. Кажется, в каком-то "Крепком орешке" -- уже типичная ситуация 20--30 -летней давности, китаец, американский гражданин, ввозит в США китайских нелегалов. Теперь он -- держатель "кредитных билетов". Вряд ли китайцы нужны США в 2020-м. Никто не нужен.
        А китайцы снимают фильмы, как в контейнерах для товара к ним ввозят вьетнамцев.
  19. +3
    13 декабря 2020 09:06
    Цитата: Морской Кот
    Что поделаешь, кому что надо -- "...кому арбуз, а кому свиной хрящик."(с)

    Нет.Потому,что слишком мрачно.Слишком мрачно показано.
    У Стругацких в повести такой безнадёги не ощущается.
    1. +3
      13 декабря 2020 09:54
      Серёж, не надо воспринимать фильм как иллюстрацию к книге Стругацких, это совершенно самостоятельная работа, хотя братья и были авторами сценария.
      1. +2
        13 декабря 2020 12:59
        Фильмы Тарковского смотрела в таком порядке:
        Зеркало
        Андрей Рублев
        Сталкер
        Солярис
        Ностальгия
        О чем Зеркало, уже не помню, но была потрясена набором художественных средств, долго анализировала посылы автора, росла над собой)))
        Андрей Рублев потряс жестокостью эпохи, вызвал попытку ассоциировать ее с тогдашней, не получилось.
        Сталкер вызвал глубокое отторжение из-за, если не ошибаюсь, по-интеллигентски рефлексирующего Кайдановского. Да, Шухарт рефлексировал, но не так, ближе к обычному, нормальному человеку, занятому выработкой собственных духовных ценностей. А тут -- ближе к диссидентствующей интеллигенции, якобы очень особенной, но никто из окружающих до понимания её рефлексий не дорастает.
        Солярис вызвал возмущение -- живопись Лема, эти огромные перекатывающиеся валы, переменчивая вечность происходящего и своеобразие героя -- всё побоку, вместо них -- московские интеллигенты, мающиеся дурью. В американском Солярисе -- вообще семейные ценности, что вызвало смех.
        Ностальгия -- донести свечу интеллигентских представлений о том, что хорошо то, что хорошо диссиденту.
        И сделала попытку посмотреть "Гадких Лебедей". Не смогла! Банев -- один из любимых героев, грубо скроенный человек, ироничный до предела, не д'ур' ак выпить, закусить, помахать кулаками при случае и в промежутке -- разобраться в происходящих странностях. А тут -- благообразный интеллигент с мордой обширных размеров, но при этом говорящий голосом умирающей птички...
        Ну вот, кажется, всех приложила)))
        Есть ещё "Трудно быть богом", но, судя по отзывам, не стоило Герману лепить кинематографического кадавра из реально прекрасной книги.
        1. +3
          13 декабря 2020 15:49
          Цитата: депрессант
          Ну вот, кажется, всех приложила)))

          Чёрт побери,Людмила Яковлевна!Но как же красиво Вы пишите,а?Ведь дал Вам обещание-не хвалить.Но.....ну,ничего не могу поделать с собой!Извините,но.Просто восхищаюсь. love
          1. +2
            13 декабря 2020 16:32
            Се-рё-жа!!!
            Не приемлю я целований рук. Хотя иногда терпеть нанесение поцелуя на руку приходилось в реальности. Потом долго отходила от стресса, не зная, куда ту руку деть, она мне начинала мешать )))
            Я ведь не аристократка, не кокетка. Я не очень склонна делить коллег по гендерному признаку.
            1. +3
              13 декабря 2020 17:11
              Цитата: депрессант
              не аристократка, не кокетка.

              Сами виноваты.Очень красивые комментарии у Вас получаются. wink
        2. +2
          14 декабря 2020 01:01
          Доброй ночи, Людмила. smile
          "Гадких лебедей" и "Ностальгию" не видел, просто не стал смотреть, потому как "Зеркало" выключил где-то через полчаса, на большее не хватило.
          Германовское "Трудно быть богом", извините, просто блевотина, какая-то моральная мастурбация на задворках помойной ямы. А ведь были у него прекрасные фильмы, я "Проверку на дорогах", например, оцениваю очень высоко.
          Что до "Соляриса" со "Сталкерм", то, на мой взгляд, эти фильмы настолько многогранны, что каждый может найти себе там любое "блюдо по вкусу", хотя большинство ничего не находит, потому как и не ищет, им этого не нужно. Не хочу сейчас вдаваться в подробности, дабы никого не обидеть, но не всё так просто, как многим бы хотелось это представить.
      2. +3
        13 декабря 2020 15:52
        Цитата: Морской Кот
        воспринимать фильм

        Допускаю мысль,что это просто не МОЙ режиссёр.Ну не нравится мне ЕГО кино!Не люблю ковыряния внутри человека,не люблю безнадёги,не люблю МРАЧНОГО!Сомнений,являющихся самоцелью тоже не люблю.
        1. +2
          14 декабря 2020 00:30
          Почему не твой? Я, например, "Эеркало" досмотрел едва до половины, а "Ностальгию" смотреть просто не стал, но "Рублёв", "Солярис" и "Сталкер" и сейчас пересматриваю с большим удовольствием. Есть на что посмотреть, в смысле операторской работы и игры актёров, и есть над чем подумать, о смысле жизни, например. wink