Баллада о Т-55. Рождение…

111

Пензенский Т-55 среди сосен у церкви-часовни Архангела Михаила

О каком современном танке можно сложить самую настоящую балладу, причём впечатляющую без каких-либо эпических преувеличений? Ответ тут может быть только один: по совокупности всех своих характеристик такой машиной должен стать советский танк Т-55!

Низкогрудый, плоскодонный,
Отягчённый сам собой,
С пушкой, в душу наведённой,
Страшен танк, идущий в бой.
(«Василий Тёркин». А.Т. Твардовский)

Танки-памятники. Есть у нас в Пензе два места, где собралось достаточно большое количество боевой техники, выставленной для всеобщего обозрения. Одно – позади мэрии у сквера с памятником воинам-интернационалистам («Афганские ворота»), другое – рядом с монументом воинской и трудовой доблести пензенцев в годы Великой Отечественной войны, среди сосен церкви-часовни Архангела Михаила. Среди различных пушек послевоенных лет и САУ невольно притягивает взгляд танк Т-55 (у «Афганских ворот» стоит Т-54). Чем? Да вот как раз своим обликом. Он и впрямь точно как в стихотворении Твардовского – и низкогрудый, и плоскодонный, и пушка у него, хотя и смотрит в небо, но впечатляет толщиной ствола. Словом, это действительно танк! Танк с большой буквы! Однако в том, что это не просто впечатление случайно брошенного на него взгляда, а что это именно так на самом деле и есть, позволяет убедиться его поистине уникальная история. И вот её-то мы вам сегодня и расскажем. Ну может быть не всю сразу…



Итак, именно в СССР был в годы Второй мировой войны создан удивительный танк, имя которому всем известно – это Т-34! Причём это не просто танк – это танк-парадокс. Пушка на нём была хуже, чем у германской «Пантеры», скорость ниже, чем у британского «Кромвеля», толщиной брони он тоже не блистал, имел устаревшую подвеску и к тому же не обладал ремонтопригодностью «Шермана». Но… по совокупности своих боевых свойств и по технологичности он превосходил все эти танки, вместе взятые. Более того, оказалось, хотя военные и не сразу это поняли, что это танк совершенно новой эпохи – эпохи тотальных войн! Недаром он и потом где только не воевал, хотя и уступал уже более современным машинам. Но ненамного! Ещё лучше, хотя и не так принципиально, был его наследник Т-44, заложивший тем не менее основу послевоенной советской школы танкового дизайна. Хотя, казалось бы, что уж в нём было такого? Башня посреди корпуса, массивные колёса на торсионах, люк водителя на крыше корпуса и двигатель не вдоль, а поперёк него. Всё это же перекочевало и на следующий танк – Т-54, вот только башня у него стала другая – словно шляпка от подосиновика, и пушка калибра 100-м, по своей мощности превзошедшая все танковые орудия наших потенциальных противников.

А их тогда у Советского Союза было только два: США и Великобритания. Германия только ещё восстанавливала свою экономику, а Франция строила лишь опытные танки на базе немецкой «Пантеры». А тут началась ещё и Корейская война, где опять-таки действовали наши Т-34, и она показала, что танки у американцев и англичан «не очень», что на машинах Второй мировой войны в новых условиях они далеко не уедут! Срочно на вооружение поступают танки М47 «Паттон II» (1951) и М48 «Паттон III» (1953), а в Соединённом королевстве – несколько модификаций танка «Центурион». Однако Т-54 они не превзошли ни по показателю своей огневой мощи, ни по броневой защите, ни по манёвренным качествам. Их 90-мм и 83,8-мм нарезные пушки, если им приходилось стрелять на дальность более 1000 м, лобовую броню нашего танка не пробивали. К тому же на них по-прежнему устанавливались бензиновые двигатели, главный недостаток которых был известен уже давно и очень хорошо – высокая пожароопасность.

Поэтому нечего даже и удивляться тому, что уже вскоре (а именно в 1953 г.) в США появился танк уже с дизельным двигателем, имевшим воздушное охлаждение – основной боевой танк М60. На нём уже стояла 105-мм пушка М68 (лицензионный вариант английской L7A1), а толщину лобовой брони на нём конструкторы сумели довести до 200 мм. Соответственно, в Англии появился очередной «Центурион» Мк.10 с пушкой L7A1 с утолщённой броней, вот только замены бензиновому двигателю англичане создать в то время ещё не сумели.

Баллада о Т-55. Рождение…
Т-55А Войска польского

Соответственным должен был стать и наш ответ. И… стал! Под руководством Леонида Карцева для улучшения характеристик Т-54, который здесь серийно выпускался с 1945 г., в конструкторском бюро «Уралвагонзавода» (КБ УВЗ) в Нижнем Тагиле был разработан танк Т-55, поставленный на вооружение в 1958 г. При том же вооружении (нарезное орудие 100 мм) и бронировании эффективность орудия была значительно увеличена за счёт того, что оно было стабилизировано, причём сразу в двух плоскостях. То есть Т-55 получил над своими противниками почти полуторакратное преимущество в огневой мощи, так как мог теперь вести действенный огонь на ходу. Подвижность машины была также традиционно высокой.

Однако, наверное, самым главным, в чём эта машина превзошла всех своих западных противников, стали её высокие эксплуатационные характеристики, то есть показатели надёжности и ремонтопригодности.

В частности, на Т-55 стоял дизельный двигатель с жидкостной системой охлаждения, что позволило эксплуатировать эту машину в самых разных регионах планеты. Ну и, наконец, давайте посмотрим на самый главный показатель его высоких характеристик. Так, по сведениям ежегодника JANE’S Defence Equipment на июнь 1999 г., различные модификации Т-55 находились на вооружении в армиях более 60 стран мира, а общее количество произведённых машин (включая танки, выпущенные по лицензии, и китайскую модификацию – танк Т-59) было рекордным – около 100 тыс. машин! Это и впрямь рекордная цифра, потому что на протяжении всей истории мирового танкостроения других примеров, когда танк одного типа производился в таком количестве, просто не существует!


Египетские танки Т-55 (1985 г.)

Интересно, что новый наш танк был внешне очень похож на Т-54, из-за чего на Западе их даже нередко путали, но при этом был намного его… опаснее!

Дизельный двигатель стал мощнее – уже не 520, а 580 л. с., что для любого танка совсем не лишнее. Запас перевозимого топлива стал перевозиться в баках-стеллажах. На первый взгляд, такое размещение топлива не повышает живучесть машины, скорее наоборот. Но испытания на полигоне показали, что баки с дизельным топливом, расположенные на надгусеничных полках, не только не повышают её пожароопасность, но и служат дополнительной защитой при поражении кумулятивным снарядом. Топливо при этом просто вытекает из пробитых баков, но сами они не горят. Будь они, конечно, заправлены бензином, то кумулятивный снаряд поджёг бы их обязательно, но только тяжёлое дизтопливо такой воспламеняемостью не обладает. Суммарная ёмкость забронированных топливных баков благодаря плотной компоновке тоже увеличилась до 680 л, что теперь составляло уже 50 % от общего запаса возимого топлива.

Т-55 вроде бы и не сильно отличался от Т-54Б (на котором пушку также стабилизировали в двух плоскостях) по вооружению, с него только убрали зенитный пулемёт. Сначала убрали, но потом в 1970 г. опять поставили. Количество снарядов в боекомплекте к 100-мм нарезной танковой пушке Д-10Т2С удалось увеличить с 34 до 43 выстрелов. Снаряды к орудию имели хорошие показатели по бронепробиваемости. Так, кумулятивный снаряд пробивал броневой лист толщиной 390 мм (установленный вертикально), а подкалиберный оперённый на расстоянии 1000 м – лист толщиной 275 мм, то есть они поражали все основные танки НАТО.


T-55 28-ой бронетанковой бригады (Босния-Герцеговина)

Установка воздушного компрессора, с помощью которого запуск двигателя стало возможным осуществлять сжатым воздухом, позволил экономить заряд аккумуляторных батарей и даже запускать двигатель при их отсутствии. Экипаж получил также коллективную защиту от ядерного, химического и бактериологического оружия: фильтровентиляционную установку, которая очищала воздух, подаваемый в танк его экипажу. Автоматическая система пожаротушения также повысила его живучесть в случае поражения. Ну а поставленная на танк термодымовая аппаратура, действующая за счёт впрыска дизтоплива в выхлопной коллектор, позволила многократно ставить дымовую завесу, чего нельзя было бы добиться с одноразовыми дымовыми шашками, которые к тому же быстро заканчивались.

Следующим ответом наших танковых конструкторов на дальнейшее усовершенствование танков наших вероятных противников стала модель Т-55А, появившаяся уже в 1961 г. На этом танке была улучшена его защищённость, а для 100-мм танковой пушки созданы бронебойные снаряды, обладающие значительно большей бронепробиваемостью.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

111 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    20 декабря 2020 04:52
    Неплохо.пишите о технике.у Вас отлично получаеться гШпаковский.
    Всё же по настоящиму первый современный основной танк это т44 .от него все остальные пошли.
    1. +12
      20 декабря 2020 05:39
      Цитата: апро
      Всё же по настоящиму первый современный основной танк это Т-44 .от него все остальные пошли.

      Да лучший танк любой войны это танк, созданный по боевому опыту, полученному на этой войне. И так получается, что лучшие танки Второй мировой это Т-44 и ИС-3, разработанные в конце войны и в боях этой войны не участвовавшие.
    2. +10
      20 декабря 2020 06:18
      Цитата: апро
      Неплохо.пишите о технике.у Вас отлично получаеться гШпаковский.
      Всё же по настоящиму первый современный основной танк это т44 .от него все остальные пошли.

      Первым современным основным танком(ОБТ) принято считать Т-64. Именно он обнулил градацию деления танков на легкие, средние и тяжелые.
      Т-44 - это глубокая модернизация знаменитого Т-34.
      Развитие ветки: А-32, Т-34, Т-43, Т-44, Т-54, Т-55. Последним был Т-62 с 115мм гладкоствольной пушкой. Хотя в Омске Т-55АМ выпускали до середины 80-х годов. То есть дольше чем «62» на УВЗ в Нижнем Тагиле.
      1. +6
        20 декабря 2020 08:33
        Цитата: Коте пане Коханка
        Развитие ветки: А-32, Т-34, Т-43, Т-44, Т-54, Т-55. Последним был Т-62 с 115мм гладкоствольной пушкой.

        Вы БТ-20 забыли.

        1. +11
          20 декабря 2020 08:40
          БТ-20 (А-20) легкий танк. Т-34 - средний. С другой стороны А-20 точка в развитии БТ, с которой началось развитие Т-34. В широком смысле можно согласиться.
          1. +3
            20 декабря 2020 08:44
            Ну, Pz. IV изначально был лёгким, стал средним (оставаясь по сути одним и тем же танком). Точно так же и из лёгкого А-20 вырос средний А-32 и всё заверте...
            1. +4
              20 декабря 2020 13:56
              Цитата: Kuroneko
              Ну, Pz. IV изначально был лёгким

              Серьезно?
              1. +2
                20 декабря 2020 14:05
                Цитата: Вишневая девятка
                Серьезно?

                По факту - да. Ранние версии весили 17-18 тонн, поздние - 25 (и кстати, ранние версии и по бронированию были типичными лёгкими танками). Омскую классификацию немцев по классам в зависимости от калибра артсистемы во внимание не принимаю, по ней и тяжеленная Пантера - средний танк.
                Или вы, любите национальные классификации и, скажем, Першинга тоже считаете за ТИЖОЛЫЙ танк? Так сами американцы потом его обратно в средние вернули.
                «Першинг» изначально создавался как средний танк, но в конце 1944 года, для поднятия уверенности экипажей, он был переклассифицирован в тяжёлый. В мае 1946 года, в связи с изменившейся американской концепцией танковых войск, «Першинг» вновь переклассифицирован в средний танк.
                1. +4
                  20 декабря 2020 14:58
                  Цитата: Kuroneko
                  ранние версии и по бронированию были типичными лёгкими танками

                  Открываем перепись "типичных легких танков по бронированию".

                  Привет от нелегких танков по бронированию

                  Цитата: Kuroneko
                  Ранние версии весили 17-18 тонн, поздние - 25

                  Вы мне лучше расскажите, как так получилось, что M2 medium tank в 39-м году весит 18,7 тонн, а "легкий танк" четверка в 37-м весит 18,4.
                  Цитата: Kuroneko
                  немцев по классам в зависимости от калибра артсистемы во внимание не принимаю, по ней и тяжеленная Пантера - средний танк.

                  Среднепушечный. Я Вам больше скажу, и Цент всю жизнь - среднепушечный.
                  Цитата: Kuroneko
                  и, скажем, Першинга тоже считаете за ТИЖОЛЫЙ танк? Так сами американцы потом его обратно в средние вернули.

                  Это ладно, Расскажите-ка как получилось, что Першинг и Пантера с одинаковым весом, но американец средний, а немец тяжелый.
                  1. +7
                    20 декабря 2020 17:33
                    Копья по поводу классификаций можно ломать бесконечно)
                    1. 0
                      25 декабря 2020 18:43
                      "Копья" все давно стоят в Кубинке и парке Патриот)
                  2. 0
                    25 декабря 2020 18:41
                    Опппачки, а тогда по весу и ИС-2 "средний", разница с "Пантерой" +- тонна.
                    Когда говорят, что Pz. V средний танк - посмотрите на него в живую. И вопросы о его "срединности" отпадут сами собой. Этот "пересредний-недотяжелый" панцер - типичный пример, когда немцы не смогли в собственное ТЗ, повторить успех Pz. IV. не удалось.
                    1. 0
                      2 января 2021 03:27
                      у танка есть три характеристики: подвижность. защищенность и огневая мощь
                      все
                      пз5 средниий танк
                      просто раздутый до размеров слона
                  3. 0
                    25 декабря 2020 19:00
                    Наброс в виде фото тяжелого Т-35 не засчитан. Кто имел бронирование 30-мм толщиной, нёс два 45-мм, одно 76-мм орудия и 7 (!!!) пулеметов в середине 30-х? Немецкие панцеры тогда ещё существовали только во влажных розовых мечтах Гудериана.
                    1. +1
                      25 декабря 2020 20:01
                      Цитата: Jager
                      Кто имел бронирование 30-мм толщиной

                      Так коллега и ищет танки "легкие по бронированию". Вы к чему тут возникли вообще?
                      Цитата: Jager
                      влажных розовых мечтах Гудериана.

                      Про влажные розовые мечты Гудериана удобнее всего было бы перетереть примерно в октябре 41-го.
                      Цитата: Jager
                      тогда по весу и ИС-2 "средний", разница с "Пантерой" +- тонна.

                      Если бы у СССР была возможность сделать ИС-2 вторым дивизионным корпусным танком, а ОГвТТП формировать из ИС-4 - то да, ИС-2 был бы средним. Но у СССР на такое не было возможностей.
                      Цитата: Jager
                      когда немцы не смогли в собственное ТЗ, повторить успех Pz. IV. не удалось.

                      Как раз четвертый пазик немцы пытались придушить с момента рождения, он был, так сказать, ошибкой молодости. Но по ходу дела выяснилось, что любимый сын, тройка, не оправдал надежд, а с четверкой как раз все получалось намного лучше.
                      1. 0
                        5 января 2021 11:16
                        В октябре 41-го "быстроходный Гейнц" уже вовсю вопил в своём дневнике "о превосходстве Т-34 под Тулой", а блицкриг как-то не задался.
                        Опус про ИС-4 поподробнее раскройте, я ещё не курил такую забористую траву.
                        Pz. IV ошибка молодости? Хватит читать Яндекс. Дзен и статьи школьников.
                      2. +1
                        5 января 2021 12:57
                        Цитата: Jager
                        уже вовсю вопил в своём дневнике "о превосходстве Т-34 под Тулой"

                        В смысле, он их осенью заметил. Не прошло и полгода, так сказать.
                        Цитата: Jager
                        Опус про ИС-4 поподробнее раскройте

                        А что Вам не понятно? У поздних немцев в дивизии шел танк весом 40+ тонн, в части усиления - танк весом 70+ тонн. Если бы РККА могла себе позволить тк на ИС-2 или 50/50 ИС-2/Т-34-85, а ОГвТТП формировала из ИС-4, то можно было бы поговорить за ИС-2 средний. Но нет, не судьба.
                        Цитата: Jager
                        статьи школьников.

                        Этого, что ли, школьника на дзене больше нельзя читать?
                        https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/vynujdennaia-para-nemeckih-srednih-tankov-5fd89d88b4e7717869a31086
      2. +3
        20 декабря 2020 08:57
        Цитата: Коте пане Коханка
        Хотя в Омске Т-55АМ выпускали до середины 80-х годов.

        Да уж скорей модернизировали старые Т-55...
        1. 0
          21 декабря 2020 14:17
          А еще Т-55АД вспомнить можно. Модернизация, да.
      3. +8
        20 декабря 2020 09:19
        Цитата: Коте пане Коханка
        Т-44 - это глубокая модернизация знаменитого Т-34.

        Не соглашусь.бронекорпус полностью другой.подвеска и движок с кпп.если посмотреть на срез вдоль.то она
        едентичен всем современным танкам.башню да оставили с 34.
        1. +1
          20 декабря 2020 12:36
          Цитата: апро
          .башню да оставили с 34.

          Нет нет -башня с Т-43, она и на Т-34-85 и на Т-44 пошла, а из общего если только бортовые редукторы (не помню меняли передаточные числа или нет)
        2. 0
          20 декабря 2020 12:41
          Цитата: Коте пане Коханка
          Т-44 - это глубокая модернизация знаменитого Т-34.

          Цитата: апро
          Не соглашусь.

          Поддерживаю это мнение. В один ряд я бы поставил:
          Т-44, Т-54, Т-55, Т-62. А уж следующая линейка пошла Т-64,Т-72-90, Т-80.
        3. 0
          21 декабря 2020 14:19
          Цитата: апро
          Не соглашусь.бронекорпус полностью другой.подвеска и движок с кпп.если посмотреть на срез вдоль.то она

          Хорошо, а если начнем сравнивать с Т-34М, да и КПП у Т-44 конструктивно такая же, как и бортовые передачи, уже не говоря о гусенице...
      4. +4
        20 декабря 2020 09:44
        Уж никак не 44 -глубокая модернизация тридцатьчетверки! Разве что катки! А так-ни тебе надгнусеничных ниш,ни даже расположение бронелистов,ни МТО,и даже башня-только отдаленно напоминала.Тогда уж бертите за прародителя БТ-7
        1. 0
          20 декабря 2020 13:58
          Цитата: 113262а
          Тогда уж бертите за прародителя БТ-7

          Танки Кристи-то вообще при чем? Как раз на Т-44 от этого чемодана без ручки избавились, наконец-то.
    3. +2
      20 декабря 2020 14:54
      Цитата: апро
      Всё же по настоящиму первый современный основной танк это т44 .

      Вы не правы. Термин основной танк подразумевает вооружение и защиту тяжелого с массой и подвижностью среднего. Первым основным танком стал только Т-64 именно по приведенным мной показателям.
      1. 0
        20 декабря 2020 21:54
        ОБТ обладает также рядом особенностей, по которым первым ОБТ является всё-таки Центурион. Т-64 это уже ОБТ второго поколения.
        1. +2
          20 декабря 2020 21:59
          Цитата: Английский тарантас
          ОБТ обладает также рядом особенностей, по которым первым ОБТ является всё-таки Центурион.

          Какими ?
          1. 0
            21 декабря 2020 10:12
            Например, ОБТ предназначен для замены всех имеющихся танков, а не для занятия ниши среднего.
            1. +1
              21 декабря 2020 18:49
              Цитата: Английский тарантас
              Например, ОБТ предназначен для замены всех имеющихся танков, а не для занятия ниши среднего.

              Плавающих тоже, как и Скорпиона ?
              Вы хоть знаете, по каким параметрам относят танк к ОБТ ? И что, британский Центурион заменил все типы танков в Англии ?
            2. 0
              5 января 2021 11:35
              А "Конкеррор" то и не в курсе был!
  2. +18
    20 декабря 2020 05:49
    Автор что-то принял, что ли, для повышения градуса патриотизма?
    Итак, именно в СССР был в годы Второй мировой войны создан удивительный танк, имя которому всем известно – это Т-34!

    А это тут к чему? Какое отношение Т-34 имел к Т-55?
    Но… по совокупности своих боевых свойств и по технологичности он превосходил все эти танки вместе взятые.

    На кого рассчитаны подобные заявления?
    Корейская война, где опять-таки действовали наши Т-34, и она показала, что танки у американцев и англичан «не очень», ...Срочно на вооружение поступают ...несколько модификаций танка «Центурион»

    Цент 45-го года так то.
    Их 90-мм и 83,8-мм нарезные пушки, если им приходилось стрелять на дальность более 1000 м, лобовую броню нашего танка не пробивали

    Имеется в виду, что основным снарядом был уже тогда подкалибер, а у подкалибера были проблемы с наклонной броней.
    К тому же на них по-прежнему устанавливались бензиновые двигатели, главный недостаток которых был известен уже давно и очень хорошо – высокая пожароопасность.

    Нет такого недостатка. Уж кому, а не харьковчанам с их баками в боевом отделении предъявлять за пожароопасность.
    Поэтому нечего даже и удивляться тому, что уже вскоре (а именно в 1953 г.) в США появился танк уже с дизельным двигателем, имевшим воздушное охлаждение – основной боевой танк М60
    ,
    Автор свой собственный предыдущий абзац не помнит или М48 от М60 не отличает?
    для улучшения характеристик Т-54, который здесь серийно выпускался с 1945 г.

    Если не врать - с 50-го, если врать - с 47-го, но у автора своё вИдение.
    При том же вооружении (нарезное орудие 100 мм) и бронировании эффективность орудия была значительно увеличена за счёт того, что оно было стабилизировано, причём сразу в двух плоскостях.

    Вранье. Пушка Д10Т2С и стабилизатор Циклон появились на Т-54Б двумя годами ранее.
    То есть Т-55 получил над своими противниками почти полуторакратное преимущество в огневой мощи

    А двухплоскостной стабилизатор появился на Центе Мк2 сразу в 45-м году.
    Это и впрямь рекордная цифра, потому что на протяжении всей истории мирового танкостроения других примеров, когда танк одного типа производился в таком количестве, просто не существует!

    Это, конечно, показатель лучшести танка. Миллиард негров не могут ошибаться. Нет, это никак не связано с тем фактом, что добрая к неграм советская власть отгружала им эти танки без счета на халяву, совсем нет.
    а общее количество произведённых машин (включая танки, выпущенные по лицензии, и китайскую модификацию – танк Т-59) было рекордным – около 100 тыс. машин!

    Где автор взял эту цифру - черт его знает. 20 тыс. Т-54, 30 тыс. Т-55 вместе с китайцами. Даже с Т-62 не выходит 100 тыс.
    Топливо при этом просто вытекает из пробитых баков, но сами они не горят.

    Ага, сказки про негорючее топливо в ходу с 39-го года как раз. Просто вытекает в боевое отделение, не о чем беспокоиться.
    Людям, которые эти сказки придумывали очень хотелось бы пожелать оказаться в их танке в бою. К сожалению, не довелось.
    Так, кумулятивный снаряд пробивал броневой лист толщиной 390 мм (установленный вертикально), а подкалиберный оперённый на расстоянии 1000 м – лист толщиной 275 мм

    Это снаряды 3БК5М и 3БМ8, 63-й и 64-й год. Никакого отношения специально к Т-55 они не имели, использовались на любых пушках этого семейства.
    Экипаж получил также коллективную защиту от ядерного, химического и бактериологического оружия

    Вообще именно для этого и заморачивались.
    Следующим ответом наших танковых конструкторов на дальнейшее усовершенствование танков наших вероятных противников стала модель

    Т-62
    1. +8
      20 декабря 2020 06:30
      Цитата: Вишневая девятка
      Автор что-то принял, что ли, для повышения градуса патриотизма?
      Здоровья автору! Ахаха! Даа, полгода не заходил на сайт, а такие перемены.
      1. +4
        20 декабря 2020 12:30
        Цитата: Владимир_2У
        Здоровья автору!

        Спасибо, Владимир! После "короны" это очень актуальное пожелание!Побольше бы таких!
    2. +1
      20 декабря 2020 06:43
      Цитата: Вишневая девятка
      А это тут к чему? Какое отношение Т-34 имел к Т-55?

      Какое отношение имеет БТ-2 к БТ-7?
      «55» продолжение развития конструкторской идеи среднего «34»!
      Т-34-72, Т-34-85, Т-44, Т-54, Т-62.

      О Т-34.
      Но… по совокупности своих боевых свойств и по технологичности он превосходил все эти танки вместе взятые.

      На кого рассчитаны подобные заявления?
      Что Вас смущает? Это точки придерживаются большенство историков бронетехники как отечественных, так и за рубежом.

      Корейская война, где опять-таки действовали наши Т-34, и она показала, что танки у американцев и англичан «не очень», ...Срочно на вооружение поступают ...несколько модификаций танка «Центурион»

      «Цент 45-го года так то.»
      Автор пишет про модели «модификации»!

      К тому же на них по-прежнему устанавливались бензиновые двигатели, главный недостаток которых был известен уже давно и очень хорошо – высокая пожароопасность.

      «Нет такого недостатка. Уж кому, а не харьковчанам с их баками в боевом отделении предъявлять за пожароопасность.»
      И почему сами экипажи танков с бензиновыми двигателями называли их «спиртовки для разогрева пищи».и какое отношение Харьковчане имеют к Нижнетагильскому Т-55?

      Поэтому нечего даже и удивляться тому, что уже вскоре (а именно в 1953 г.) в США появился танк уже с дизельным двигателем, имевшим воздушное охлаждение – основной боевой танк М60
      ,
      «Автор свой собственный предыдущий абзац не помнит или М48 от М60 не отличает?»
      Это для того, что что-нибудь брякнуть, от слова брякнуть.
      Впрочем как все остальное. Правда смешана с вымыслом.
      1. +3
        20 декабря 2020 14:37
        Цитата: Коте пане Коханка
        Т-34-72, Т-34-85, Т-44, Т-54, Т-62.

        Здрасьте, пушки 72мм приехали.
        Цитата: Коте пане Коханка
        «55» продолжение развития конструкторской идеи среднего «34»!

        От Т-34 в Т-54/55 не было ничего вообще. И это огромный плюс. Ну, кроме баков в боевом отделении, без этого никак.
        Цитата: Коте пане Коханка
        Что Вас смущает? Это точки придерживаются большенство историков бронетехники как отечественных, так и за рубежом.

        "Историки бронетехники" как правило не занимаются ерундой. Не было у 183-го завода вопроса в жизни, что им выпускать: Т-34? Или тройку? А может Пантеру сразу забубеним?

        Про "лучшесть" в основном срачи. Т-34 в лучшие выводится всегда одинаково:
        1. За Т-34 берется строго Т-34-85, желательно послевоенный.
        2. Пантера кикается из средних танков к ИСам за вес.
        3. Англичане кикаются из средних танков за мелкосерийность.
        4. Шерману предъявляют за "высокий центр массы" и "пожароопасность" (ни разу не видел, чтобы ему предъявляли по делу, к примеру за 76мм пушку, механизм поворота, график крутящего момента).

        Профит.
        Цитата: Коте пане Коханка
        Автор пишет про модели «модификации»!

        Автор может хоть уписаться. Модификации Цента шли каждые пару лет, по накоплении модернизаций.
        Цитата: Коте пане Коханка
        «Автор свой собственный предыдущий абзац не помнит или М48 от М60 не отличает?»
        Это для того, что что-нибудь брякнуть, от слова брякнуть.

        Если бы Вы освоили хотя бы википедию, то были бы в курсе, что и М60, и цент с Л7 - это танки 59-го года. Т-55 к ним не имеет никакого отношения.
        Цитата: Коте пане Коханка
        какое отношение Харьковчане имеют к Нижнетагильскому Т-55?

        Такое, что это творческое наследие товарища Морозова Александра Александровича. Ненавидел мужчина советскую власть как Книпкамп фашистов. А вот советская власть его любила.
        Цитата: Коте пане Коханка
        И почему сами экипажи танков с бензиновыми двигателями называли их «спиртовки для разогрева пищи»

        Потому что их об этом спрашивали, вероятно. У советских танкистов на тему "Как оно воевать в мехкорпусе с 4-мя видами топлива на штатной технике" никто не интересовался.
        А что касается этих самых танкистов
        Закаленный молодой ветеран 23-летний сержант Джеймс Боусер (из города Джаспер, в штате Алабама) обратился ко мне от имени экипажа.

        — Генерал, — сказал он, — это мой третий танк, хотя состав экипажа тот же. Мы едва успели выскочить из двух прежних машин. Если бы на танках стояли дизеля, этого не случилось бы. Бензиновые двигатели вспыхивают, как факел, при первом или втором попадании. Тогда нам остается только выскакивать из горящей машины, оставляя ее догорать.

        Хм. Потерял с пожаром 2 машины, но ни одного танкиста. Советским коллегам это должно быть интересно. Кстати, а о каких дизельных танках он говорит, чтобы сравнивать? Матильда? Флотский Стюарт? Где он мог их видеть? Знает по слухам?
        Вот поменяли дизельную Матильду на бензиновый Черчилль. Жалобы на горючесть Черчилля появились, нет?

        Ну и по поводу самих жалобщиков.
        Они признавали, что враг был ловким и умным противником, однако большую часть своих поражений они объясняли отсутствием боевого опыта. Если американцы часто бросались в атаку очертя голову, то немцы, наоборот, тщательно разведывали пути подхода, умело использовали русла высохших рек и лощины для прикрытия войск и обеспечивали маскировку наступления. Вначале наши танкисты бросались в атаку, как кавалеристы, опрометчиво полагаясь на скорость машин и толщину брони. К сожалению, это им не помогало, как только они оказывались в зоне досягаемости германской противотанковой артиллерии.

        Исчерпывающе.
        1. +1
          21 декабря 2020 12:24
          Цитата: Вишневая девятка
          У советских танкистов на тему "Как оно воевать в мехкорпусе с 4-мя видами топлива на штатной технике" никто не интересовался.

          Судя по Мелии, видов топлива было пять:
          КБ-70,
          дизельное топливо,
          автобензин,
          лигроин,
          керосин тракторный.
          1. +1
            21 декабря 2020 12:28
            Вроде как тракторы требовали лигроин или керосин, нет?
            1. +2
              21 декабря 2020 12:32
              Цитата: Вишневая девятка
              Вроде как тракторы требовали лигроин или керосин, нет?

              Судя по таблицам "Расчет потребности горюче-смазочных материалов для наземных войск КА" из Приложения №4 к Главе VI:
              - лигроин шёл на ЧТЗ-60 и "Коммунар";
              - керосин тракторный - на СТЗ-3-5.
              1. +1
                21 декабря 2020 12:44
                СТЗ-5 лигроин подходил. Про СТЗ-3 забыл, Вы правы.
      2. +2
        21 декабря 2020 12:20
        Цитата: Коте пане Коханка
        «55» продолжение развития конструкторской идеи среднего «34»!

        Проблема в том, что сам Морозов так не считал, называя Т-44 принципиально новым танком.
        Согласно техническому описанию, Т-44 - толстобронный скоростной маневренный танк принципиально нового типа с мощным артиллерийским вооружением.
        Цитата: Коте пане Коханка
        Что Вас смущает? Это точки придерживаются большенство историков бронетехники как отечественных, так и за рубежом.

        А вот Маршал БТВ Федоренко (начальник АБТУ РККА и командующий БТиМВ Сухопутных войск) имел другое мнение...
        Из имеющихся в настоящее время на вооружении Красной Армии образцов танковой техники следует выделить американский средний танк "Шерман" М4А2 с артилл. вооружением в виде 76,2-мм пушки большой мощности и канадский легкий танк "Валентин" МК-9 с 57-мм танковой пушкой ограниченного отката…
        Указанные образцы танков выгодно отличаются от отечественных легкостью управления, значительно повышенным ресурсом межремонтного пробега, простотой обслуживания и текущего ремонта и при этом их вооружение, бронирование и подвижность позволяют решать весь набор задач, выдвигаемых бронетанковым силам…
        По многочисленным отзывам из танковых частей, указанные типы танков могут считаться лучшими для несения службы в мирное время, освоения боевой техники…
        Прошу вас рассмотреть комплекс мер по скорейшему улучшению конструкции отечественных танков, чтобы по величине гарантированного пробега, простоте управления, ремонта и обслуживания они могли сравняться с лучшими иностранными образцам...
        1. +1
          21 декабря 2020 18:51
          Цитата: Alexey RA
          По многочисленным отзывам из танковых частей, указанные типы танков могут считаться лучшими для несения службы в мирное время, освоения боевой техники…

          Просто шикарен этот абзац. А воевать на чем ?
    3. +7
      20 декабря 2020 11:53
      . А это тут к чему? Какое отношение Т-34 имел к Т-55?

      Обычная мантра. Ну как же в статье 'про танки' не воскурить фимиам т-34, пусть даже не к месту?
    4. +1
      21 декабря 2020 14:19
      Отлично отпрепарировали, респект!
  3. +16
    20 декабря 2020 06:13
    Доброго утра, Вячеслав Олегович.
    Вот сегодня не могу переступить через себя и написать, что у Вас получилась хорошая статья. Если бы не прочитал подпись, то подумал бы, что кто то изавторов - новичков решил по материалам "Википедии" по быстрому состряпать...
    Знаете, мне сегодняшняя статья сильно напомнила журнал "техника молодёжи" год так за 1985.
    Вроде что то молодёжи рассказали, картинку показали, но очень многого не раскрыли, а кое что и приукрасили.
    Повторяться в перечислении неточностей не буду. Вижу, читатели уже начали это делать.
    С уважением. Танкист запаса.
    1. -3
      20 декабря 2020 07:46
      Назарий! Я понимаю, что с вершин Вашего опыта многое не так... Но и Вам и заодно всем прочим. Материал написан на основе других материалов весьма порядочных специалистов. Их много и среди них люди и в погонах, и технически грамотные вплоть до диплома к.т.н. Моего тут - ха - порядок слов, чтобы обеспечить новизну текста на уровне 90% и выше по системе Адвего. То есть это классический рерайт. Как и статья про Энни Оукли. Которая тоже сегодня вышла. И там тоже написано не все. И там тоже рерайт и еще какой. Но там незаметно, да? Потому, что знатоков нет. Но что надо от материала? Цифры, факты... так все из "источников заслуживающих внимания". Поэтому "mark1" как раз "я так не вижу".
    2. +1
      20 декабря 2020 12:28
      Цитата: Вождь краснокожих
      Танкист запаса.

      Никак не пойму за что Вам наставили столько минусов!
      1. +9
        20 декабря 2020 13:51
        Ларчик просто открывается. У меня достаточное количество "личных" минусаторов, которые на любой мой комментарий, не глядя, ни читая ставят "минус")))
        Пожелай я Вам долгих лет жизни и плодотворной деятельности на благо ВО, или выскажу слова скорби по погибшим бойцам в ВОВ, они тут как тут! Причем, замечаю - обострения у них в середине недели ( чаще в среду) и на выходных!
        laughing
        Ну, видимо делать нечего, вот и беснуются)))
        1. +2
          20 декабря 2020 22:11
          обострения у них в середине недели ( чаще в среду) и на выходных

          График, однако
  4. +13
    20 декабря 2020 06:18
    Я художник, я так вижу... Весьма вольное изложение
  5. +4
    20 декабря 2020 07:37
    "Боевые машины Урала Т54\Т55" !Рекомендую !Вся история создания и конструкция до винтика!Без литературщины!
  6. +9
    20 декабря 2020 07:55
    Увы, но спишу ОГОРЧИТЬ автора, на фото "Пензенский Т-55 среди сосен у церкви-часовни Архангела Михаила" вполне себе Т-54, о чем говорит "грибок" вентиляции перед люком заряжающего, от этого на Т-55 как раз и отказались, в связи с установкой системы ПАЗ (противоатомной защиты)
    А так конечно Т-55 это настоящий "танк-солдат" который по своим основным характеристикам и не только боевым и эксплутационным, но и по возможности налаживания массового выпуска, долгое время был непревзойден
    1. +5
      20 декабря 2020 08:17
      Сергей! Это как раз тот случай, когда имеет место надпись под клеткой. На фото виден справа кусочек информационного щита и там написано: Т-55. Установкой вооружения в скверах ведало наше Пензенское артучилище и оно же поставило из своих запасов технику. И кому, как не его специалистам мне доверять?
      1. +9
        20 декабря 2020 08:44
        Цитата: kalibr
        И кому, как не его специалистам мне доверять?

        Да я без особых претензий. В центре Москвы, на Поклонной подобные ляпы с табличками у бронетехники встречаются...а то ж Столица... Но теперь у Вас есть возможность кое кому из "експертов" артучилища"нос,то утереть" hi
      2. +5
        20 декабря 2020 10:20
        Это как раз тот случай, когда имеет место надпись под клеткой. На фото виден справа кусочек информационного щита и там написано: Т-55

        Святая вера в печатное слово. А что это девочки-дизайнеры, нанятые училищем написали, это не важно.
        1. +1
          20 декабря 2020 11:12
          Цитата: Авиатор_
          Святая вера в печатное слово. А что это девочки-дизайнеры, нанятые училищем написали, это не важно.

          Именно, Сергей! И в этом нет ничего плохого. Проверять все на свете не хватит и жизни, да и зачем? И к тому же ведь не из головы они писали. Там ниже и ТТХ есть...
          1. +5
            20 декабря 2020 13:59
            И к тому же ведь не из головы они писали.

            Это верно. Её у них (девочек-дизайнеров) вообще нет. Дело не в проверке всего, а в реальных знаниях техники. Одно дело - техническая документация, а другое - что пишут на заборах и плакатах.
          2. +4
            20 декабря 2020 15:04
            Цитата: kalibr
            Там ниже и ТТХ есть...

            А они-то хоть верные ?
            1. 0
              20 декабря 2020 15:25
              Цитата: Альф
              А они-то хоть верные ?

              Пока не смотрел, это первая часть. Пойду на очередную прогулку - тогда...
          3. +6
            20 декабря 2020 20:11
            Цитата: kalibr
            И в этом нет ничего плохого. Проверять все на свете не хватит и жизни, да и зачем?

            Чтобы вот такие "шедевры" не появлялись..

            Вы же, когда статьи пишете, смотрите, что пишете и какие фото вставляете.
  7. +1
    20 декабря 2020 08:59
    "среди сосен церкви-часовни Архангела Михаила

    Ну причём здесь упоминание про Архангела Михаила ?!
    Он что, участвовал в проектировании или производстве?
    1. +3
      20 декабря 2020 11:12
      Уточнить местонахождение для тех, кто не местный. Доступно объяснил?
  8. +8
    20 декабря 2020 10:03
    Полноценно,сходу мы научились стрелять ТОЛЬКО с т-64,с вводом в работу прицелов с стабилизацией поля зрения. До этоготелескопические до 62 включительно даже с ДОРОЖКИ криво стабилизировались! Все таки -полторы тонны качающихся и более 10 вращающихся частей гидравлика не осиливала с требуемой точностью. Поэтому-работали с КОРОТКОЙ. Кстати,упражнение С КАЧАЛКИ-это атавизм именно с тех времен! Для 64-72-80-это разве что стрельба в аварийном режиме.Хотя,СУО 72-та еще гадость до сих пор!
    1. +5
      20 декабря 2020 12:56
      Цитата: 113262а
      Поэтому-работали с КОРОТКОЙ.

      Нас на Т-62 учили как с короткой так и с ходу: механик-водитель по команде "дорожка" должен был выдерживать постоянную скорость и по возможности не дёргать рычаги. Попадали без проблем.
      1. +2
        20 декабря 2020 19:20
        Я работал и с 62 и с 72 и с 80.Плотнее.чем хотелось бы.Первые две-каменный век!То-что у 62 называлось С ХОДУ--это именно ДОРОЖКА. -ПОСЛЕ ЭТОЙ КОМАНДЫ МЕХВОД ВРОУБАЕТ 1 передачу .у наводчика после целеуказания-4-5 секунд на поиск цели и прицеливание. после выстрела мехвод тут же врубает выбранную до этого передачу.. и так далее! 80 -стреляет реально СХОДУ.пО КРАЙНЕЙ МЕРЕ-ДО 30- 40 КИЛОМЕТРОВ В ЧАС. В этом и разница!
        1. +2
          20 декабря 2020 21:59
          Цитата: 113262а
          То-что у 62 называлось С ХОДУ--это именно ДОРОЖКА. -ПОСЛЕ ЭТОЙ КОМАНДЫ МЕХВОД ВРОУБАЕТ 1 передачу .у наводчика после целеуказания-4-5 секунд на поиск цели и прицеливание. после выстрела мехвод тут же врубает выбранную до этого передачу.. и так далее!

          Нас, видать, в разных странах учили. Во первых: первая скорость на Т-62 (как и на Т-55) без синхронизаторов и её без остановки танка не включишь, так же как и без остановки невозможно включить вторую после первой. За два года вождений по полигону во время стрельб ни разу не включал первую передачу.
          Во время стрельб с места включаешь вторую передачу, рычаги на себя, далее оба рычага в промежуточное положение и танк начинает разгонятся, далее, рычаги вперёд. Скорость при стрельбе с ходу 20-30 км/час (напомню, передача 2-ая). А цели ищют ещё до команды "дорожка". Неподвижные и подвижные цели подымают в определённом порядке. Сейчас подробно не вспомню, что за чем.
          1. +2
            20 декабря 2020 23:17
            А что бы третью "врубить" - вставляешь в паз и давишь рычаг ногой!))) Так нам прапорщики объясняли! Когда первый раз сделал, думал, что поломал что то - такой скрежет раздался!)))
            1. +1
              20 декабря 2020 23:28
              Цитата: Вождь краснокожих
              А что бы третью "врубить" - вставляешь в паз и давишь рычаг ногой!)))
              Третья включается довольно легко. Разогнал танк (движок не до максимальных оборотов), газ сбросил, рычаг передач вперёд (не выжимая главный фрикцион) и передача включается практически сразу, без скрёгата синхронизаторов. Четвёртая, да, иногда сложновато включать, пятая - с ней сопоставима. На пониженные - с обязательной перегазовкой. При достаточной практике, переключение передач проблем не представляет и переключатся можно даже не выжимая главного фрикциона (сцепления). Первая и задняя только с остановок.
              Говорят, что на Т-34 это было сложно
              1. 0
                21 декабря 2020 19:31
                Приятно увидеть фото которое сделал 20 лет назад, это действительно танк Т-55А, стоял на УПИ ХКБМ, воды весной было в нем до полика. В 2007 году его переделали в танк Т-55А с установкой МЗ в замане башни и установили 125мм пушку, усилили ходовую и приварили новое МТО с 5ТДФ.
                1. 0
                  21 декабря 2020 20:47
                  Цитата: tank-master
                  это действительно танк Т-55А

                  В Т-62 место механика-водителя ничем не отличается. Но на ходу эти танки разные.
              2. 0
                25 января 2021 15:35
                привыкнуть можно ко всему. я в 18 лет работал на раздолбанном самосвале на котором матёрые шофера не могли до ворот доехать бросали и уходили
          2. 0
            21 декабря 2020 00:03
            Так понял-на полигонах воевали? Директриса-она гладенькая! Да и тактические поля-без бугров и воронок.А вот когда по ярам да по карьерам воюешь-тогда и первая-как родная.!)Это для примера. На самом деле-не яры это и не карьеры были!
  9. +8
    20 декабря 2020 11:54
    Отличный танк был... в Болгарии их было тьма. Часть продали, македонцам подарили 120 а часть еще в отличном состоянии и на хранении:
    1. +1
      23 декабря 2020 22:58
      Добрый вечер Евгений! Все верно и танк хороший, ток не македонцы они не македонцы tongue
      1. +1
        24 декабря 2020 00:41
        ток не македонцы они не


        Mea culpa Павлос - одураченые болгары.. :)
  10. +2
    20 декабря 2020 12:30
    Написано с душой, а если есть какие-то неточности- то статья и называется
    "Баллада" то есть немного легенда.
  11. +6
    20 декабря 2020 14:07
    Танк замечательный, а баллада какая-то убогая вышла.
    1. +3
      20 декабря 2020 15:38
      Кто мешает напишите свою!
      1. +4
        20 декабря 2020 16:35
        Увы, я не писатель а читатель и оцениваю статьи с этой точки зрения.
        1. +4
          20 декабря 2020 16:39
          Тогда предлагаю поискать книги изданные по заказу УВЗ. Не пожалеете.
  12. BAI
    +5
    20 декабря 2020 14:39
    Запас перевозимого топлива стал перевозиться в баках-стеллажах. На первый взгляд, такое размещение топлива не повышает живучесть машины, скорее наоборот.

    Вот именно, что снижает да еще как. Коэффициент детонации у Т-55 выше, чем у Т-34. Неизвестно, что показали испытания, но именно вид взрывающихся Т-55 и подвИг генерала Исраэля Таля на разработку Меркавы. Взрывается не топливо. Взрываются пары топлива. И если бак полупустой - это детонатор, обложенный снарядами.
    1. -2
      20 декабря 2020 15:26
      Цитата: BAI
      Взрывается не топливо. Взрываются пары топлива. И если бак полупустой - это детонатор, обложенный снарядами.

      Что ж наши-то в погонах этого не знали? И конструкторы... Никто ничего не знал!
      1. +4
        20 декабря 2020 18:12
        Разные цели создания машин. По итогам танковых боев 1973 года, когда израильтяне после поражения своих Центурионов и М-48 создавали новые экипажи из выживших, пересаживаемые на отремонтированные, расконсервированные или поставленные Штатами танки. Меркаву разрабатывали под наилучшую выживаемость экипажа, Т-55 - под массированное применение в условиях Третьей Мировой (война на европейском ТВД с использованием ОМП при сжатых сроках достижения Ла Манша). Из десятков тысяч танков 1-2000 дошли бы.
        1. BAI
          +7
          20 декабря 2020 19:45
          Абсолютно верно. У нас во главе угла было - выполнение поставленной задачи любой ценой. В Израиле - сохранить жизнь экипажа.
          1. +3
            20 декабря 2020 20:13
            Так и разница в населении была колоссальной - 2,5 млн израильских евреев в 1973 и почти 249 млн человек в СССР
      2. Комментарий был удален.
      3. BAI
        +5
        20 декабря 2020 19:51
        Что ж наши-то в погонах этого не знали? И

        Основной признак того, что решение неудачное - его никто, нигде больше не повторял. Ни у нас, ни за рубежом.
      4. -1
        20 декабря 2020 23:19
        Сейчас на Донбассе обе стороны практикуют заглушать топливные баки на надгусеничных полках и заполнять их песком.
      5. +1
        21 декабря 2020 00:08
        Должны были знать, по крайней мере, вьетнамский опыт применения показал, что подрыв переднего бака не был редким событием, даже с тем учетом того, что танки вьетнамцами крайне редко применялись. По идее, передний бак вообще использовать только в качестве НЗ нужно в такой ситуации, либо расходовать на марше досуха и продувать бак, но системы продувки нет и никогда не было, судя по книжки по эксплуатации т-55.
        1. +2
          21 декабря 2020 10:00
          Цитата: LastPS
          По идее, передний бак вообще использовать только в качестве НЗ нужно в такой ситуации, либо расходовать на марше досуха

          Взрывается не само топливо, а пары. Поэтому, полный бак безопасней пустого, наполненного парами. В танках, как правило, первым делом расходуется топливо с внешних баков, внутренние в последнюю очередь.
          К слову, в Абрамсе механик водитель сидит между двумя баками с керосином:
          левый 403,3 литра, правый 569,9 литра.
          1. +1
            24 декабря 2020 09:27
            Я поэтому и написал, что нужно продувать бак после израсходования, либо использовать полным после боя.
  13. +12
    20 декабря 2020 16:11
    Честно говоря, и оригинал статьи, хотя написан вроде бы профессионалом, восторга не вызывает. Рерайт, извините великодушно, тем более. Особенно рерайт в стиле "не имеющий в мире аналогов". Особенно на фоне некоторых совершенно беспочвенных утверждений типа
    Т-55, поставленный на вооружение в 1958 г. При том же вооружении (нарезное орудие 100 мм) и бронировании эффективность орудия была значительно увеличена за счёт того, что оно было стабилизировано, причём сразу в двух плоскостях. То есть Т-55 получил над своими противниками почти полуторакратное преимущество в огневой мощи, так как мог теперь вести действенный огонь на ходу.
    Каким образом и над какими танками Т-55 имел полуторакратное превосходство, если на приводимом тут в пример "Центурионе" пушка 105 мм устанавливалась с 1956 года, а система стабилизации в двух плоскостях с 1948?
    А в дополнение к этому замшелые легенды о высокой пожароопасности бензиновых танков по сравнению с дизельными.
    1. +4
      20 декабря 2020 16:26
      Цитата: Undecim
      тут в пример "Центурионе" пушка 105 мм устанавливалась с 1956 года

      В 56-м было техзадание на орудие. На стрельбы выдали в 59-м, тогда же стали модернизировать Цент.
      Цитата: Undecim
      система стабилизации в двух плоскостях с 1948?

      Это 20фнт пушка появилась в 48-м. Стабилизация была и на 17фнт орудии.
      1. +5
        20 декабря 2020 16:36
        Да, Вы совершенно правы, опечатка.
      2. 0
        20 декабря 2020 18:37
        А Вы в прошлом танкист?или в настоящем?
        1. 0
          20 декабря 2020 20:28
          Нет и нет. В том числе не потребляю белорусскую продукцию. Просто немножечко интересуюсь тем периодом. Под довольно специфическим углом зрения.
          1. +2
            20 декабря 2020 21:19
            А какая связь между танками и беларусской различной продукцией?
            1. +2
              20 декабря 2020 21:23
              Под белорусскими танкистами имеется в виду World of Tanks.
              1. +1
                21 декабря 2020 06:51
                Уже не Белорусские, на Кипр переехали smile
  14. +2
    20 декабря 2020 18:15
    Вечер добрый.
    Т 55 танк выдающийся-в весе 34-36т.умудрились втиснуть 100мм пушку и броню, борт-85,лоб корпуса-100мм,лоб башни-200мм.(жаль, что лоб корпуса подрезали со 120мм до 100 лучше передние торсионы усилили б) для сравнения, "Тигр" pz 6 со сравнимыми толщиной бронирования весил 56т. Разница в 20т.не шутка. Хотя и доводили конструкцию до ума достаточно долго.
    А статья все таки слабая, ни тебе схемы бронирования в сравнении с противниками, ни сравнение габаритов Т-55, Центурион, М46-47-48-60. Все таки это Во, а не Дзен.
  15. +4
    20 декабря 2020 19:04
    Танк хороший, статья так себе.
  16. +5
    20 декабря 2020 19:07
    Я, конечно, дико извиняюсь, но вот этот пассаж меня зацепил:
    >танк Т-55, поставленный на вооружение в 1958 г. При том же вооружении (нарезное орудие 100 мм) и бронировании эффективность орудия была значительно увеличена за счёт того, что оно было стабилизировано, причём сразу в двух плоскостях. То есть Т-55 получил над своими противниками почти полуторакратное преимущество в огневой мощи, так как мог теперь вести действенный огонь на ходу.

    Танк Т-54 Б с двухплоскостным стабилизатором "Циклон" серийно выпускалась с 1957 года.

    Основная фишка Т-55 в отличие от Т-54, ЕМНИП, состоит в том, что это танк изначально расчитанный на действия в условиях применения ядерного оружия, для чего танк оснащался автоматизированной системой противоатомной защиты с датчиками рентгеновского излучения.
    1. +3
      20 декабря 2020 23:19
      Тоже хотел написать, что Т55 создавался как танк для ядерной войны, только в этом был смысл создавать практически идентичный Т54 танк bully

      И добавлю чуток:
      Против заморской L7 Т55 был слаб, не какие снаряды не могли компенсировать превосходство британского орудия, НАТОвские М48 и Центурионы с L7 имели значительное превосходство над Т55 в дальности поражения! Поэтому появился Т62, причём в срочном порядке, который сравнял шансы на дальней дистанции.
  17. +6
    20 декабря 2020 21:47
    О каком современном танке можно сложить самую настоящую балладу, причём впечатляющую без каких-либо эпических преувеличений?

    Т-72.
    А по статье - будто телеканал Звезда включил. Сначала броня Т-34 не очень большая, потом 90мм кумулятив Паттона его не пробивает, сравнение с пантерой. Потом удивительно, что Т-55 очень похож на Т-54, удивительное замечание.
  18. +1
    20 декабря 2020 21:57
    Цитата: Kuroneko
    Ну, Pz. IV изначально был лёгким, стал средним .

    По немецкой классификации Pz. IV изначально был тяжелым танком. И уже потом стал средним.
    1. +1
      21 декабря 2020 18:56
      Цитата: Гончар
      Цитата: Kuroneko
      Ну, Pz. IV изначально был лёгким, стал средним .

      По немецкой классификации Pz. IV изначально был тяжелым танком. И уже потом стал средним.

      А давайте всех равнять по одной гребенке ? Если Т-4 тяжелый, то тогда Т-34-76 тоже тяжелый. А если по советской системе-то Четверка средняя.
  19. +4
    21 декабря 2020 00:52
    Т-54 (55) прекрасен, но пассажи про более высокую пожароопасность бензиновых двс по сравнению с дизельными сомнительны.
  20. +1
    21 декабря 2020 12:19
    Вячеслав приятно удивил на не свойственную ему тему! good
  21. 0
    24 декабря 2020 00:43
    Танк прекрасный. Но в тексте - наводнение восклицательных знаков. Автор сам себя подбадривал? А потом... Падежи... ох, падежи... Ну и так далее.... И за это деньги платят??
  22. +2
    25 декабря 2020 15:11
    Спасибо, хорошая сатья. Прошу продолжения :) good
  23. 0
    28 декабря 2020 23:41
    Спасибо автору, интересно как всегда, но малоооооооо)))
  24. 0
    19 января 2021 10:35
    «Установка воздушного компрессора, с помощью которого запуск двигателя стало возможным осуществлять сжатым воздухом...»
    Запуск двигателя воздухом был возможен еще на Т-34. Там 2 баллона со сжатым воздухом размещались в отделении управления на нижнем лобовом листе. Установка компрессора на Т-55 позволила пополнять запас воздуха в баллонах при работе двигателя.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»