Морские истории. Торпедный кошмар 15 сентября 1942 года

42
На том конце мира, в Соединенных Штатах, некоторые все еще спорят об этой истории, благо, есть о чем. Почему в США спорят – это станет ясно в конце статьи, но мы в принципе знаем, что такое для американцев престиж… А тут по престижу вмазали торпедами. Да еще как…


Итак, белым днем 15 сентября 1942 года довольно большой отряд американских кораблей шел в сторону Гуадалканала, где в это время разворачивались нешуточные бои. К тому времени США и Япония уже обменялись оплеухами в виде сражения у Мидуэя и боя у острова Саво, так что обе стороны были мягко говоря, на боевом взводе. Особенно американцы, буквально месяц назад за ночь потерявшие 4 тяжелых крейсера.



«Большой отряд» нуждается в расшифровке, не так ли? А он был реально большой.

Два авианосца, «Уосп» и «Хорнет».


Это много, это 150 самолетов.

Линкор «Северная Каролина».

Морские истории. Торпедный кошмар 15 сентября 1942 года

Тяжелые крейсера «Пенсакола».


Легкий крейсер «Хелена».


4 эсминца.


Вся эта немаленькая группа кораблей прикрывала «всего-навсего» 6 транспортов, на которых к Гуадалканалу перевозился 7-й полк морской пехоты США, который должен был пополнить потрепанные ряды 1-й дивизии морской пехоты на Гуадалканале.

В 250 милях от Гуадалканала начинался так называемый «торпедный переход», район, где очень активно «паслись» японские подводные лодки. Именно в этом районе в августе был торпедирован авианосец «Саратога», не смертельно, но обидно. На полтора месяца ремонта.

Так что акустики эсминцев были в напряжении, гидроакустические контакты в этом районе были чем-то обыденным, так что наверняка все бдили по полной программе. Тем более, что погода была так себе: солнечно, довольно сильный пассат, вся поверхность воды в «барашках», то есть. Углядеть поднятый перископ очень и очень проблемно, даже если смотреть. А если не смотреть...

Два здоровенных корабля («Хорнет» и «Уосп») шли на некотором отдалении, что в общем было довольно разумно. У каждого из авианосцев была своя группа прикрытия. Расстояние между авианосцами не превышало 10 миль, то есть, они вполне нормально наблюдали друг друга.

Около 13 часов «Уосп», развернувшись против ветра, начал выпускать дежурные звенья. Вторая группа тоже повернула в этом направлении, чтобы не отдаляться. Когда самолеты взлетели, корабли вернулись на прежний курс 280 градусов, в направлении к Гуадалканалу. Это произошло в районе 14 часов.


В этот момент, на «Пенсаколе» и «Северной Каролине» наблюдатели заметили, что на «Уоспе» что-то происходит. Несколько самолетов были сброшены с палубы в воду и погружались за кормой авианосца, который начал замедлять ход. В то же время никаких сигналов по радио, прожектором или флагами не наблюдалось.

Расстояние между кораблями на тот момент было около 6 миль, так что все наблюдалось превосходно. Но на кораблях эскорта «Хорнета» это не вызвало каких-то опасений, процедура сброса самолетов во время пожара была делом обычным. Примерно таким же обычным, как пожар на авианосце, где, надо отдать должное, постоянно было чему гореть.

А потому, когда над «Уоспом» взвилось облако черного дыма, никто особенно не забеспокоился. Пожар на авианосце – дело обычное, рядом корабли группы прикрытия, если что критическое – позовут на помощь. 6 миль – это не расстояние.

И все спокойно наблюдали за разворачивающимся шоу. Дым усиливался, «Уосп» фактически лег в дрейф, на палубе не было никого. Появились первые языки пламени, пробивающиеся через полетную палубу.


Проблема была в том, что группа «Хорнета» находилась СЛЕВА от «Уоспа», а все самое интересное находилось с ПРАВОГО борта «Уоспа», куда одна за другой пришли три торпеды. Но от всех наблюдателей это было закрыто огромным корпусом корабля.

А потому, глядя на «Уосп», группа «Хорнета» продолжила поворот на 280. Там не видели тяжести повреждений и не понимали, что весь экипаж схватился с огнем и водой. Повреждения были очень серьезными, три японских торпеды – это три японских торпеды. Не «Лонг Лэнс» калибром 610-мм, «Тип 95» калибром 533-мм, но по сути то же «Длинное копье» «Тип 93», но уменьшенное для использования на подводных лодках.

Те же 405 кг (у первой модели) или 550 кг (у второй) взрывчатки, дальность 9 км при 50 узлах или 12 км при 45 узлах. В общем, намного лучше, чем у тех же американцев.

И такие три торпеды попали в «Уосп».

В принципе, полторы тонны взрывчатого вещества – это много даже для авианосца. Экипаж, конечно, делал все, что мог, но взрывами были разрушены топливные магистрали для подачи авиационного горючего, и разливавшийся бензин очень сильно затруднял своим горением борьбу за живучесть.

На остальных кораблях понемногу начали осознавать, что твориться лютая дичь и надо как-то реагировать.

В этот момент ожили приемники и пришла первая радиограмма. Она оказалась неполной.

«...торпеда направлялась на строй по курсу ноль - восемь – ноль».

Так как сообщение было напрочь непонятным, никто и не стал ломать голову. А стоило бы. Радиограмму передал эсминец «Лэнсдаун», который подошел к «Уоспу» для оказания помощи и был частично экранирован корпусом авианосца от других кораблей.


В общем, на радио все плюнули. Никто просто не понял, от кого оно исходило и кому было адресовано.

Но спустя буквально несколько минут пришла еще одна радиограмма:
«...торпеда только что прошла у меня по корме и направляется на вас».

Тоже неполная, и тоже не понятно, кто это «Вы». В эфире ожидаемо поднялся ор и бардак, как обычно случается в таких непонятных ситуациях.

Быстро выяснилось, что радиограмма исходила от эсминца «Мастин». На нем, поняв, что радиограмма «не дошла», подняли флажный сигнал, предупреждающий о торпедной атаке.

В целом, сигнал ясности не внес, поскольку было совершенно неясно, какой корабль подразумевался под объектом атаки.

Конечно, на кораблях все пришли в волнение и начали высматривать в волнах торпеду. А командиры кораблей начали отдавать приказы о совершении маневров.

Первым в резкий правый поворот лег «Хорнет», за ним к повороту пошел «Северная Каролина». Естественно, все остальные корабли эскорта тоже начали поворачивать в ту сторону, откуда должны были по идее прийти торпеды.

Все было совершенно логично и правильно. Вот только везение в таких делах – вещь очень полезная и значительная.

В 14-27 торпеда ударила точно в нос эсминца «О'Брайен». Нос фактически был разрушен, эсминец остановился, экипаж приступил к сражению за жизнь корабля.


В 14-32 другая торпеда ударила в левый борт линкора «Северная Каролина», в носовую часть.

Начался кошмар.

Командующий отрядом, находившийся на «Хорнете», дал приказ увеличить ход до 25 узлов и дважды последовательно отвернуть вправо. Корабли выполнили команду, даже «Северная Каролина», который принял около тысячи тонн воды, получил крен в 5,5 градусов, но команда быстро остановила поступление воды и спрямила корабль контрзатоплением.

На «Северной Каролине» однозначно был хорошо подготовленный экипаж.

Эсминец «Мастин», под которым прошла торпеда (что наблюдали многие из экипажа), внезапно доложил, что установил гидроакустический контакт с подводной лодкой, которая находилась на расстоянии 3 километров от ордера. Акустики «Мастина» дали пеленг на цель, эсминец произвел атаку глубинными бомбами, сбросив 9 штук. Контакт с лодкой был утерян и восстановить его не удалось.

Это совершенно не говорит о том, что лодка была уничтожена. Скорее всего, ее в том месте просто не было.

Одновременно с этим эсминцы из группы «Уоспа» занимались тем же самым делом, правда, их пеленги указывали на то, что лодка находилась примерно в 7 километрах от того места, где сбрасывал бомбы «Мастин». Скорее всего, результаты работы эсминцев оказались примерно такими же.

Тем временем на «О'Брайене» экипаж отчаянно и очень успешно боролся с результатами взрыва. Повреждения оказались очень значительными, но поступление воды смогли прекратить и корабль своим ходом дошел до базы на Новой Каледонии. Там был произведен предварительный ремонт, после чего эсминец решили отправить для производства нормального ремонта в США.

Однако, при переходе в районе островов Самоа, 19 октября 1942 года, при относительно небольшом волнении, эсминец разломился и затонул. Все-таки сказались повреждения корпуса от торпеды.

«Уосп» продолжал гореть. На корабле продолжало что-то взрываться. Изначально разлившееся топливо обеспечило пожары такой силы, что было выведено очень многое из корабельного оборудования. Командование авианосца настолько было поглощено борьбой с пожарами, что перестало руководить кораблями эскорта.

Однако, уже ближе к 15 часам стало ясно, что авианосец отстоять не получится. В 15-20 командующий отрядом дал приказ оставить корабль и затопить его. Началась эвакуация экипажа на корабли эскорта. И в 21-00 эсминец «Лэнсдаун» нанес тремя торпедами последний удар.

Потери экипажа «Уоспа» составили 193 человека убитыми и 367 ранеными.

Вообще, конечно, история неприятная. Потерян авианосец, потерян впоследствии эсминец. Линкор встал на ремонт. И все от одного-единственного торпедного залпа.

Ну и началось придумывание оправданий. И это было логично. Одно дело, если в районе действовала стая подводных лодок японцев, которые выпустили такую тучу торпед, что от них просто не было шансов увернуться.

Особенно усердствовали в рапортах члены экипажа «О'Брайена», которые написали такого, что можно было сделать вывод о том, что в квадрате одновременно действовали три подводных лодки. Весьма серьезная сила.

Однако, послевоенные разбирательства с уверенностью позволяют сделать вывод о том, что лодка была одна. Хотя сделать это было весьма непросто, ибо участников этого события фактически не осталось.

Да, лодка J-15 находилась поблизости и с нее наблюдали гибель «Уоспа», немедленно сообщив эту новость в штаб-квартиру на атолле Трук.

Но честь потопления авианосца принадлежит другой лодке, J-19, которая также дала радиограмму, в которой рапортовала, что ею торпедирован авианосец «Уосп».


Однако ни J-15, ни J-19 не сообщили о попаданиях в «Северную Каролину» и «О'Брайен». Что понятно, если лодки находились так, что «Уосп» закрывал от них остальные корабли отряда.

У историков было много проблем в плане поиска истины. J-15 затонула у Гуадалканала 2 ноября 1942 года, а J-19 не вернулась из боевого патрулирования в конце 1943-го, из района островов Гилберта. Плюс знаменитый пожар в Токио в 1945 году, когда в огне сгорели многие документы японского флота. Понятно, что после войны многое было восстановлено по горячим следам, но об этом случае действительно найти что-то было сложно.

Что породило множество толкований.

Например, что J-19 попала торпедами в «Уосп», а J-15 свои торпеды отправила в «О'Брайен» и «Северную Каролину». Многие американские исследователи истории флота поддерживали именно эту версию. Она была им более выгодна, так как одно дело, когда из 12 торпед попали 5, и совсем другое – когда 5 из 6.

Во втором случае американские моряки предстают уж слишком в некрасивом свете, потому что проворонили залп и не смогли увернуться от торпед.

Почему именно 12? Все просто. Если были две лодки, то согласно инструкции (подтверждено японскими морскими офицерами) по кораблю класса авианосец или линкор ЛЮБАЯ лодка должна была стрелять исключительно полным залпом. В нашем случае с однотипными J-15 и J-19 это именно шесть торпед в носовых аппаратах.

Значит, две лодки могли дать залп именно в двенадцать торпед. Которые надо было заметить и попробовать увернуться от них. Что у американцев совершенно не получилось.

Если принять во внимание мнение автора множества монографий и статей, эксперта по вопросам подводной войны, немца Юргена Ровера, который, изучив все, до чего смог дотянуться, пришел к выводу, что стреляла одна лодка. J-19.

J-19 выпускает шесть торпед по «Уоспу». Три торпеды попадают, три логично идут дальше. Преодолевают несколько миль, которые разделяли группы кораблей, находят (две из них) цели из отряда «Хорнета», корабли которого повернули на торпеды, тем самым, облегчив торпедам задачу.

Правда, эта версия была категорически отвергнута американскими военно-морскими кругами, однако ими до сих пор не представлено никакого детального опровержения.

По воспоминаниям членов экипажа «Уоспа», находившихся в тот момент на мостике, торпед было замечено четыре. Одна прошла мимо, остальные попали. Понятно, что американцы заметили торпеды, когда было уже поздно. Понятно, что уворачиваться было поздно. Проморгали.

Но то, что полный залп своей половиной прошел мимо и на эти торпеды напоролись линкор и эсминец. Что не делает чести американским морякам во второй раз, поскольку и с «Уоспа» могли сообщить о торпедных попаданиях, и эсминцы могли продублировать сообщения об атаке.

Понятно, что командир J-19 капитан 2 ранга Такаити Кинаси не мог ожидать столь значительных результатов. А увидеть результаты попаданий в «Северную Каролину» и «О'Брайен» японцы просто не могли.


Такаити Кинаси

Во-первых, корпус «Уоспа» мог закрыть от экипажа лодки остальные корабли. Во-вторых, линкор и эсминец сами по себе находились довольно далеко. В-третьих, экипаж J-19 скорее всего отрабатывал команды на разворот, погружение и бегство с поля боя. И это нормально для хорошо сработанного и обученного экипажа. Учитывая наличие эсминцев, за удачным залпом должна была последовать неминуемая атака эсминцев.

Американцы указывают, что торпеды с J-19 для того, чтобы поразить линкор и эсминец, должны были бы пройти слишком большое расстояние. Да, если бы это были старые торпеды «Тип 89», то дело было именно так. «Тип 89» могла пройти на 45 узлах 5,5 километров, а на 35 узлах - 10 км.

Увы, но по данным японского флота и J-15, и J-19 были укомплектованы торпедами нового поколения, «Тип 95». Эта торпеда могла пройти почти 12 километров 45-узловым ходом. Этого более чем достаточно, чтобы пройти мимо «Уоспа» и попасть в другие корабли.

Попытки американцев привлечь к соучастию J-15, вместе с J-19, чтобы тем самым несколько сгладить впечатление от этого происшествия, понятны. Но увы, во всех японских документах, дошедших до наших дней, об участии J-15 в атаке на отряд кораблей нет ни слова.

Кодекс чести, знаете ли… Самураи – люди такие…

Можно сказать, что экипажу лодки Такаити Кинаси повезло? Можно. Умаляет это его заслуги? Нет. Так что результат J-19 является самым выдающимся среди подводников всего мира. Три корабля одним залпом, попав пятью торпедами из шести – это невероятно. Да, огромный элемент удачи, но тем не менее – два корабля уничтожены, один попал в ремонт.

Так или иначе, но это невероятное везение J-19 занимает уникальное место среди достижений подводников всех флотов мира.

Если восстановить хронологию, то получается вот такая картина:

Подводная лодка J-19 вышла в атаку около 14-44. Было выпущено шесть торпед «Тип 95» по авианосцу «Уосп». Скорее всего, торпеды выходили с интервалом в 30 секунд, поскольку система заполнения труб водой для компенсации веса была весьма примитивной. А после залпа оказаться перед всем эскортом с плакатом «Господа палачи, прошу в очередь» - это не для профессионалов все-таки.

14-45. «Уосп» получил три торпедных попадания в правый борт. Это говорит о том, что лодка стреляла почти в упор, с полутора-двух километров.

Четвертая и пятая торпеда прошли перед носом корабля, а еще одна – за кормой. Торпеду, которая прошла за кормой видели с «Хелены».

14-48. На «Лэнсдауне» наблюдают торпеду, дают предупреждение по радио.

14-50 Торпеду видят уже с корабля группы «Хорнета», эсминца «Мастина». Передали предупреждение по радио и подняли соответствующий флажный сигнал.

14-51. «О'Брайен» резко отворачивает вправо, чтобы избежать попадания торпеды, которая шла ему в кормовую часть и тут же получает другую торпеду в носовую часть левого борта.

14-52. «Норт Каролина» получает попадание, очевидно, той же самой торпедой, которая до того прошла мимо «Мастина» и «Лэнсдауна».

Последняя, шестая торпеда, ни в кого не попала.

Что можно сказать по факту. Только отвратительная вахтенная служба на американских кораблях смогла допустить такой инцидент. Это факт, от которого сложно отвертеться. Пять торпед из шести попадают в корабли, а их (торпеды) белым днем толком никто не видит.

То, что американцы проворонили подводную лодку и ее торпеды – это половина дела. Вторая – это то, что они долгое время пытались исказить естественный ход событий, дабы хоть как-то да снизить негативный эффект от своего «подвига».

Не стоит забывать, что «Уосп» выпускал самолеты, которые тоже должны были нести дозорную службу. Отряд шел не в самом благополучном районе.

Но как бы то ни было, а результат атаки J-19 Такаити Кинаси не может не вызвать восхищения своим результатом. Пусть и американцы сделали со своей стороны все, чтобы он был таким.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    25 декабря 2020 04:31
    К 42 году американцы только начали разбираться со своими неконтактными взрывателями на торпедах и то не уверен, а тут такой тычок носом.
    1. +7
      25 декабря 2020 18:11
      американцы только начали разбираться со своими неконтактными взрывателями на торпедах

      Командир эсминца У.Р. Смедберг после войны вспоминал: "Признаюсь, что нам не часто удавалось попрактиковаться в торпедной стрельбе. Теперь мы получили возможность такой практики. От "Уоспа" нас отделяли примерно 900 метров. Новые торпеды были на-столько секретны, что только командир минно-торпедной БЧ и я знали, что они снабжены магнитными взрывателями. Предполагалось, что торпеды будут взрываться в самом уязви-мом месте корабля, проходя под его днищем. Я приказал: "Углубление 15 футов под килем". Приказание было исполнено и мы выстрелили. Торпеда помчалась прямо в мидель авиа-носца, но... ничего не произошло. Взрыва не последовало. Сократив дистанцию примерно до 700 метров, мы выпустили еще одну торпеду. На этот раз я дал указание поставить "углуб-ление точно по осадке "Уоспа"". Промахнуться было просто невозможно. Угол стрельбы был идеальным – в правый борт обреченного корабля. Вторая торпеда уклонилась чуть вправо от середины авианосца, и снова... совершенно ничего не случилось. Никакого звука взрыва. В сердцах я воскликнул: "Может, все дело в этих магнитных взрывателях? Может, Вы не поставили их в боевое положение? Может, они вообще нерабочие?" Однако офицер возразил мне, сказав, что взрыватели были установлены правильно и что матрос-торпедист делал все как положено. Тогда я приказал: "Устанавливайте на десять футов". Мы выстрели-ли последние три торпеды (в этом походе у нас их было всего пять). Все три попали и взо-рвались, разворотив борт "Уоспа": авианосец стал медленно погружаться"...
  2. +20
    25 декабря 2020 04:41
    Г-н Скороморохов продолжает писать про корабли, да.

    Дорогой автор! У американского легкого крейсера середины 42-го года не может быть в носу двух башен. Вы перепутали CL-50 Helena типа Бруклин

    И СА-75 Helena типа Балтимор, фотографию которой прилепили.

    Ах, да, из КРТ один был USS Salt Lake City (CA-25), типа да .Пенсакола, но второй - USS San Francisco (CA-38) типа Нью-Орлеан.
    1. +12
      25 декабря 2020 05:57
      Да, всё верно, лёгкий крейсер с тяжелым попутали.

      Крейсер «Хелена» (СА-75) медленно циркулирует по заливу Куинси,
    2. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
    3. 0
      25 декабря 2020 19:08
      Цитата: Вишневая девятка
      Дорогой автор! У американского легкого крейсера середины 42-го года не может быть в носу двух башен.

      Позанудствую: у американского легкого крейсера из боевых соединений ТОФ середины 42-го года не может быть в носу двух башен. wink
      Потому как в целом по USN КРЛ с двумя башнями в носу на середину 1942 г. уже был: головной "Кливленд" вошёл в строй аккурат в середине июня 1942 г. А за ним и следующие - раз в 1-2 месяца. Но до ТО "Кливы" добрались только через полгода.
      1. +4
        25 декабря 2020 19:51
        Цитата: Alexey RA
        Позанудствую

        Вот даже не удивлен.

        Естественно, я посмотрел ввод кливов, когда это писал. Собственно Клив на бумаге принят флотом 15 июня, но по факту после испытаний и ремонта силовой установки приступил к операциям 10 октября. В Атлантике, "Торч". На ТО он появился в январе 43-го.

        Второй, CL-56 Columbia принят по документам с июле, но в связи last minute repairs и прочими мелочами жизни Канал прошел 13 ноября.

        Поскольку в первых строках статьи говорится, что обсуждаемые корабли находились в 250 милях от Гуадалканала, полная фраза звучит как Дорогой автор! У американского легкого крейсера в районе Гуадалканала 15 сентября 42-го года не может быть в носу двух башен.
  3. +6
    25 декабря 2020 07:24
    "вмазали....", "лютая дичь"...
    Извините, Роман, вы написали статью для школьников из не благополучного района?
    Сегодня у вас получился странный коктейль из технических терминов, исторических фактов и сленга подворотни. Последнее не делает чести.
    1. +34
      25 декабря 2020 08:14
      Немножко не соглашусь. Никто не спорит, что у автора бывает намешано всего, а несоответствия с фотоматериалами стали уже обычными. Не та "Хелена",как сегодня,например,что уже успели заметить некоторые товарищи.Мне сразу бромсилось это в глаза. НО! Лично я рассматриваю подачу материала автором, скорее как попытку популяризировать тематику военной истории и сделать материалы по ней более-менее доступными и читаемыми для жертв ЕГЭ. Ибо чисто пересказ техническими терминами для них будет пресным и неинтересным и заинтересовать таких сможет более легкая подача на понятном языке. А то многие "слишкам многа букаф" могут не осилить wink smile
      И,кстати, в таком же ключе писАл Капцов несколько лет назад yes Но тот хоть в комментариях отстаивал свою точку зрения. Может и Роман делает работу над ошибками после просмотра комментариев? - не знаю, спорить не буду. Но в любом случае за отсутствием постоянных материалов от,например, Андрея из Челябинска, присутствие оных от Скоморохова лично мною приветствуется.Если опускать многие нестыковки,допущения,неточности и не придираться к манере подачи материала. request hi
      1. +7
        25 декабря 2020 08:24
        Отчасти в ваших словах есть правда. Но мне кажется, что , " жертвы егэ" на сайте присутствуют в минимальном процентном отношении. Основная же масса - культурные, образованные и, часто высокопрофессиональные люди. Скорее всего автор такой манерой хочет банально отличаться от остальных.
        Хотя и вы признаете, что запомниться читателю можно, наоборот - взвешенными, хорошо продуманный и и правильно иллюстрируемыми статьями. Как теже Андрей из Челябинска или Шпаковский.
        1. +11
          25 декабря 2020 09:04
          Игорь, привет. hi
          Да уж, в отношении "жертв ЕГЭ" Рюрикович явно погорячился, не нужны жертвам подобные сайты, хотя, почитаешь некоторые комментарии, и волосы встают дыбом, ведь, судя по возрасту, эти индивидуумы если и посещали школу, то задолго до всяких ЕГЭ.
          Что касается стиля Романа, то он мне импонирует, не люблю сухих, предельно академических статей, вроде бы всё и интересно, но подача пресная и читается безо всякого вкуса. Но это уже по личному восприятию каждого. "Кто любит арбуз, а кто свиной хрящик."(с) wink
          1. +3
            25 декабря 2020 17:49
            "Да уж, в отношении "жертв ЕГЭ" Рюрикович явно погорячился, не нужны жертвам подобные сайты." — Не слишком лестного вы о нас мнения.
            1. +4
              25 декабря 2020 17:59
              Привет, тёзка. hi
              Так ведь речь идёт о "жертвах", а не о нормальных молодых людях, которых, к сожалению, всегда было меньше и безо всякого ЕГЭ.
              P.S. Маленькое замечание: если Вы обращаетесь не к группе товарищей, а к конкретному человеку, то "Вы" нужно писАть с большой буквы. smile
              1. +4
                25 декабря 2020 18:07
                ,,,Константин hi знаешь как все начиналось?
                ,,, оперативное соединение TF-39 в составе "Wasp", линкора "Washington" (флагман), тяжелых крейсеров "Wichita", "Tuscaloosa" и восьми эскадренных миноносцев покинуло США, следуя в главную базу британского флота Скапа-Флоу. По просьбе Уистона Черчилля американские корабли должны были усилить флот Метрополии, ослабленный срочной переброской британских кораблей в Индийский океан, где Англия понесла тяжелые потери в ходе японского вторжени.
                В первый же день своего похода через океан эскадра лишилась своего командующего. Бушевал шторм и в 10-30 на линкоре прозвучал сигнал "человек за бортом!" Быстро выяснилось, что этим человеком оказался контр-адмирал Джон У. Уилкокс. Поисками занялась вся эскадра, в том числе и самолеты "Wasp'a". Увы, спасение одного оказалось сложнее, чем некогда четырех (в ночь с 7 на 8 марта 1941 года "Wasp" спас членов экипажа шхуны "Джордж Е. Клинк"). Через два часа безуспешных поисков корабли двинулись дальше. Командование принял контр-адмирал Роберт Гриффен.
                1. +4
                  25 декабря 2020 18:38
                  Привет, Сергей. hi
                  Интересно, а как это он умудрился сыграть за борт? Принял лишку вискаря и пошел отлить у леерной стойки, а тут волна, крен, и привет. Хотя какой там крен у линкора... Нет, тут либо сердце прихватило, либо точно, лишку на борт принял. Чего ему вообще на палубе делать было?
                  1. +3
                    25 декабря 2020 18:46
                    ,,,может " доброжелатель" у него был.
                    1. +3
                      25 декабря 2020 18:48
                      "Тайны Бургундского двора" или американского Адмиралтейства. А может быть чёрный кок постарался, которого адмирал обозвал "ниггером"? request
        2. +4
          25 декабря 2020 09:08
          Гм... На сайте есть несколько десятков постояннокомментирующих. Ну допустим пусть будет сотня. Грубо,как некое допущение. feel Т.е. зарегистрированные лица. Просмотры через несколько дней достигнут (данной статьи) уже несколько тысяч. Материалы сайта читают тысячи незарегистрированных пользователей. И даю гарантию, что среди них будет и определенный процент молодого поколения,которых я описАл выше smile Так что Скоморохову Вы да я можем в комментариях высказаться, а многие читают без данной опции.Как и того же Колобанова или Шпаковского.А через месяц или два просмотры статьи пойдут уже на десятки тысяч.Но мы то с Вами столько точно не смотрим wink Не все так однозначно request
          hi
        3. Комментарий был удален.
      2. +6
        25 декабря 2020 14:03
        Лично я рассматриваю подачу материала автором, скорее как попытку популяризировать тематику военной истории и сделать материалы по ней более-менее доступными и читаемыми для жертв ЕГЭ.
        Для подобных "жертв" я давно предлагаю отвести отдельный раздел типа "Для детей и юношества".
        Однако процесс популяризации военной истории не заключается в перевирании оной путем уснащения текста сленгом малолетней босоты. Примером популяризации военно-морской истории может служить книга Перли "Рассказы о боевых кораблях." Вот это действительно популяризация, притом не только истории, но и умения излагать свои мысли правильным, литературным языком, а не арго малолетней шпаны.
        1. +2
          25 декабря 2020 18:39
          Цитата: Undecim
          Однако процесс популяризации военной истории не заключается в перевирании оной путем уснащения текста сленгом малолетней босоты.

          Кто как умеет request wink
          Примером популяризации военно-морской истории может служить книга Перли "Рассказы о боевых кораблях."
          Примером так же может служить и Пикуль. Читать его "Моонзунд" или "Крейсера" наслаждение еще то...Приукрашивал? Да. Но художественная литература тем и отличается от документов,что там можно добавить отсебятины без особого вреда фактам. yes
          Господин Скоморохов пишет,как считает нужным. Хотя бы потому, что бы столько практически никто не пишет, а выдавать материалы надо. Ведь многие каждый день заходят на сайт в поисках новых статей feel
          hi
        2. +1
          26 декабря 2020 09:36
          Дума подняла возраст "молодежи" до 35 лет.
          Может, и правильно.
          Многочисленные исследования на Западе привели к одному и тому же выводу : возраст "идеального солдата" только начинается в 35 лет. "Возраст управления" - с 42. Пик "возраста управления" - 55. А далее, все зависит от состояния физического и умственного здоровья.
      3. +3
        25 декабря 2020 15:30
        Совершенно с вами согласен, мне эта история интересна просто как сама таковая. В кораблях я могу отличить только парусник от авианосца....
  4. 0
    25 декабря 2020 08:19
    Я конечно дико извиняюсь, но что в статье километры? Реально километры, милли, кабельтовы?
  5. +5
    25 декабря 2020 11:00
    J-19

    Почему "J"? Серия "I" вроде же?
    1. +1
      25 декабря 2020 17:36
      伊一五型潜水艦 - Подводная лодка пятого класса иити (яндекс переводчик); Подводная лодка типа Иичиго (гугл переводчик).
      Цитата: Абзац Эпитафьевич Ы.
      Почему "J"
      "J" - потому что "джапан" laughing
  6. +1
    25 декабря 2020 11:22
    Занятная история wink
  7. +9
    25 декабря 2020 12:06
    У меня Уосп почему-то вызывает особые чувства. "Коротышка", который отчаянно хотел сражаться. Короткая, но достаточно яркая биография.
    Умирать упорно не хотел. После трех торпед (хотя иногда указывают две , но вроде все-таки три) в борт продержался 6 часов, хотя борьба за живучесть была прекращена быстро из-за очевидной безнадежности. Далее еще три торпеды и все равно погружался медленно.
    Как будто желал доказать "я вам не обрезок договорных ограничений"
  8. +13
    25 декабря 2020 13:32
    Надо отдать автору должное - сконструировал он свой рассказ весьма удачно. Я, например, хоть и знал о судьбе "Уоспа", но и мне стало интересно - "чего ж там дальше было". smile
    Язык изложения - прерогатива исключительно автора, тут он вправе сам выбирать какую лексику использовать, лично меня не напрягает. Автор многоопытный, учить его писать не нужно. Даже если бы было написано что-то типа "матрасная железка смачно огребла в торец, но сразу в "Титаник" не сыграла, её поначалу притулули на хазе, хотя до больнички она всё равно не доехала", я особо не возражал бы. Тоже ничего, хотя и не настолько точно и информативно, как у автора.
    Больше напрягли чисто технические ляпы, как то:
    результат атаки J-19 Такаити Кинаси не может не вызвать восхищения своим результатом

    Было в статье и еще нечто подобное, лень искать. Это, мне кажется, прокол посерьезнее, чем "лютая дичь", если таковую вообще считать за прокол.
    Короче, интересно, забавно, не без недостатков, но в целом - плюс.
    1. +3
      25 декабря 2020 18:21
      "матрасная железка смачно огребла в торец, но сразу в "Титаник" не сыграла, её поначалу притулули на хазе, хотя до больнички она всё равно не доехала"
      Вам пренепременьнейше необходимо писать! Жанр хохмы на ВО практически отсутствует! Жаль что Вашему коментарию нет возможности поставить мега плюс.laughing hi
  9. +11
    25 декабря 2020 14:19
    Понятно, что командир J-19 капитан 2 ранга Такаити Кинаси
    Ну нельзя же так. Подводные лодки типа J существовали в британском флоте в первую мировую. В японском флоте во Вторую мировую были подлодки типа I. А подлодкой I19 командовал Такакадзу Кинаши, иногда транслитерируется как Такаичи Кинацу.
    1. +1
      25 декабря 2020 14:32
      Цитата: Undecim
      А подлодкой I19 командовал Такакадзу Кинаши, иногда транслитерируется как Такаичи Кинацу.

      и, насколько помню, он был кап.3, а не 2.
      1. +12
        25 декабря 2020 14:47
        Посмертно он получил контр-адмирала. А вот в каком звании топил авианосец - надо уточнять.

        Это экипаж I-19. Через год никого из них не будет в живых.
        1. +1
          25 декабря 2020 17:45
          Цитата: Undecim
          А вот в каком звании топил авианосец - надо уточнять.

          честно сказать, не встречал ни разу командиров ПЛ императорского флота в звании выше к3р.
    2. +3
      26 декабря 2020 12:37
      Не стреляйте в пианиста. Играет, как умеет. Статьи Ромы отличаются завидным постоянством в смысле точности формулировок, изложения фактов и оригинального стиля. Поэтому я предпочитаю Андрея из Челябинска читать.
  10. +2
    25 декабря 2020 18:26
    Взял с полки книгу "Война на море" адмиралов Нимица и Поттера. Изданную в 1999 году. Про данное событие на стр. 397 всего один абзац. Правда сказано, что "одновременному нападению подверглись авианосец, новый линкор и эсминец". Про наличие других кораблей и вообще про выполняемую ими задачу ни слова.
  11. 0
    25 декабря 2020 23:45
    вот оно очередное доказательство ненужности и уязвимости крупных надводных кораблей! сама идея большого надводного корабля устарела в 1903 году., о чем писал герой адмирал Макаров...вот что ждет беззащитного Кузю в открытом море даже если его будет сопровождать крейсер!
  12. 0
    26 декабря 2020 12:21
    Рома даже ссылку нормально дать не может)))
  13. +1
    27 декабря 2020 21:23
    А мне понравилась статья, хоть и с неточностями. Спасибо автору, интересно читать!
  14. +1
    30 декабря 2020 21:28
    Американцы научились "воевать" к концу войны. Как они научились видно из войны в Корее и Вьетнаме. Американец по фамилии Жемчужный начал войну в звании майора в морской пехоте. Они должны были подойти к острову, захваченному японцами и освободить его, лето 1942 года. Шли на кораблях и решили, что подойдут к острову с двух сторон и высадят десанты на резиновых лодках. Так они сделали. Он сказал, их удивило, что их никто не встретил и было тихо. Наверно японцы сделали засаду. Остров подымался в средине своей, и они начали подниматься по не очень крутому подъёму. Почти добрались до верха и вдруг увидели врага почти на вершине и те стали их обстреливать. Они сползли вниз и начали стрелять в тех, кто стрелял в них. Уже было темно, и они успокоились. Тут они связались по рации со своим кораблём и попросили помощи. С корабля ответили, что только на рассвете, что бы не попали под их удар. Чуть стало светло, и японцы начали их обстреливать с пушек. Они передали, что японцы в нас стреляют из пушек вот с того места. Тут пальба прекратилась. От кораблей отчалило несколько шлюпок. Вышли моряки и начали нас материть. Оказывается, что те, которые на остров подымались, с другой стороны, приняли их за японцев, точно также, как и эти. В общем воевали со своими. Остров был маленький и конечно не тот. Моряки тоже всё запутали. До того острова, на который должны были высадится нужно было ещё полдня идти. Но уже никакого десанта не должно было быть. Сказали им там скитаться и ждать, когда подойдут авианосцы. Вот такие фокусы на войне были почти до самой капитуляции японцев. Закончил он войну полковником, потом получил чин бригадного генерала и ушёл в запас.
    1. +1
      31 декабря 2020 06:10
      ну так "френдли файр" в войне обычное дело
    2. 0
      11 января 2021 05:21
      Естественно, страна-то не воевала, посмотрите большинство войн америки - это потери в пределах 10-100 человек, 50000+ - Это ПМВ, ВМВ, Вьетнам и корея, при этом ВМВ - это 400 тыс. остальное по 50. Вот например 1942-год, парковка у магазина, явно лучше быть американцем, "хорошая родина - много не вымогает":
  15. 0
    1 января 2021 20:43
    Вот одно не понял. Взрыв при попадании торпеды довольно не тривиальное событие в акустической обстановке. И, да простят спецы чайника, японцы должны были "слушать" море-окиян со всей тщательностью поле атаки. Им просто уйти с "поля боя" надо.
    По этому
    Однако ни J-15, ни J-19 не сообщили о попаданиях в «Северную Каролину» и «О'Брайен». Что понятно, если лодки находились так, что «Уосп» закрывал от них остальные корабли отряда.
    вызывает удивление.
    Поправьте, если не прав.
  16. +6
    17 марта 2021 15:45
    Спасибо за очень интересную статью на морскую тематику!