Серийные ПД-14 в полёте: важнейшее техническое достижение России за десятилетие

119

ПД-14. Фото: Виталий Кузьмин, vitalykuzmin.net

Долгожданный, российский


Создавать собственные авиационные моторы могут себе позволить далеко не все развитые страны. В своё время Советский Союз был в этом почётном клубе, а Россия долгие десятилетия почивала на былых лаврах. Серийное производство двигателей для гражданской авиатехники – это настоящий хай-тек, наглядно показывающий истинный уровень развития технологий в стране. Ракетные двигатели и авиамоторы для боевой техники всё-таки стоят на ступеньку ниже гражданских агрегатов. Во-первых, для боевой машины не столь критичны экономичность и низкая конечная стоимость продукта, как для «мирной» техники. Во-вторых, ресурс современных турбореактивных гражданских двигателей вкупе с надёжностью выше, чем у аналогов военного назначения. Особенно если двигатель проходится сертифицировать под международные требования, к примеру, Европейского агентства по безопасности полётов.


Серийный ПД-14 под крылом МС-21. Источник: корпорация «Иркут»

Подавляющее большинство современных двухконтурных турбореактивных двигателей в России уходят своими корнями в советское прошлое. Выпускаемый АО «ОДК – Пермские моторы» ПС-90 в различных модификациях разработан ещё в середине 80-х годов. Мотор Д-30КП-2 выпускается в Рыбинске с 1982 года, а его базовая версия вообще с 1972 года. Самым современным до недавнего времени был лёгкий SaM146, но это российско-французский проект, в котором отечественные инженеры отвечали за не самую критически важную «холодную» часть мотора. Ради справедливости стоит отметить, что газогенератор «горячей» части мотора у французов получился не самым лучшим образом в плане надёжности. При этом возникали сложности как с запчастями, так и с ремонтом. Только сейчас уровень локализации по ремонту газогенераторов в Рыбинске приближается к 55 %.








МС-21 с российскими моторами впервые в воздухе. Источник: корпорация «Иркут»

Единственным турбореактивным двухконтурным авиадвигателем, разработанным для гражданского сектора в России с чистого листа, стал ПД-14. Техзадание на мотор пермские моторостроители получили в конце 2007 года, а спустя 11 лет Объединённая двигателестроительная компания заключила с корпорацией «Иркут» контракт на постройку пяти ПД-14 для лайнера МС-21.

За последние годы у россиян было много поводов гордиться научно-техническим потенциалом страны – это и платформа «Армата», и ударный гиперзвуковой комплекс «Авангард», и Су-57. Но именно постройка ПД-14 говорит о том, что Россия возвращается на мировой рынок высоких технологий.

Импортозамещённый


Первоначально среднемагистральный лайнер МС-21 строился с расчётом на установку двух моторов – американского Pratt & Whitney 1431 G-JM и российского ПД-14. Такое решение было принято не только из-за отсутствия в момент начала разработки отечественных аналогов. Всё дело в заказчиках. В стоимости любого авиалайнера доля двигателей может достигать 30 %, и это самые затратные в плане обслуживания агрегаты в конструкции. Немудрено, что потребители в праве выбирать себе силовые установки, к которым лучше приспособлена наземная инфраструктура. К примеру, при покупке снятого с производства A380 авиакомпании ранее могли выбирать между моторами Trent от Rolls-Royce и семейством GP7200 от консорциума Engine Alliance. Обратите внимание, что для разработки GP7200 объединились сразу четыре компании: американские General Electric, Pratt & Whitney, французская SNECMA и немецкая MTU. Всё потому, что создание современного двигателя для магистрального авиалайнера – это дорого и долго.


ПД-14. Фото: Виталий Кузьмин

Импортный PW1431 в исполнении G-JM был создан на основе семейства PW1000, которые в различных модификациях монтируются на самолётах Airbus, Mitsubishi и Embraer. Для МС-21 предусмотрели самый крупный вариант тягой до 14 тонн и диаметром вентилятора 2,1 метра. Первые готовые моторы из США прибыли на Иркутский авиазавод в 2015 году, через 7 лет после старта разработки. Одновременно с подписанием контракта с Pratt & Whitney в России приступили к созданию собственного мотора ПД-14. За последние 30 лет – это самый масштабный проект в отечественном авиационном моторостроении. Трудно сказать, что произошло бы с целой отраслью, если бы история с ПД-14 не случилась.

Немного о новинках, применённых в конструкции отечественного авиадвигателя. Всероссийский институт авиационных материалов только для ПД-14 разработал 20 новых материалов. Научными коллективами Пермского АО «ОДК-Авиадвигатель» с нуля созданы 16 новых критических технологий, которые в будущем станут основой новых авиамоторов. В частности, на турбинах высокого давления стоят монокристаллические лопатки, способные работать при температурах, превышающих 1700 градусов. В борьбе за топливную эффективность пустотелые лопатки вентилятора изготовлены из титана, что позволило поднять КПД узла на 5 %. Для снижения шума и вредных выбросов в атмосферу мотор оснащён звукопоглощающими элементами из композитов и малоэмиссионной интерметаллидной камерой сгорания. Важнейшим параметром пермского мотора является его полностью российское происхождение, что в наше время стало редкостью. Большая часть «прорывных» отечественных гражданских разработок – это компиляция из устаревших российских и современных зарубежных узлов. За примерами можно сходить в Набережные Челны. Новый электромобиль Кама-1 заимствует литий-никель-марганец-кобальт-оксидные аккумуляторы в Китае, а беспилотные грузовые КамАЗы проекта «Ермак» оснащены «автоматами» Allison и радарами Continental. ПД-14 с этой точки зрения полностью импортозамещённый.

Мотор ПД-14 разработан в качестве конкурента собственному PW1431G-JM, а также PW1100G/JM для самолёта A320NEO. В данной рыночной нише также моторы Leap-1A, Leap-1В, Leap-1С от консорциума CFMI (GE/Snecma) для машин A320NEO, В737МАХ и С919 соответственно. Учитывая курс доллара и полностью отечественное происхождение, цены на мировых рынках на ПД-14 будут вполне привлекательными.

Технический суверенитет


С самого начала инженеры справедливо запланировали на базе ПД-14 разработать целое семейство авиамоторов тягой от 9 до 18 тонн, о которых речь пойдёт чуть позже. Готовый газогенератор пермской новинки, то есть сердце мотора, был готов для стендовых испытаний в ноябре 2010 года. А готовый прототип или, как его ещё называют, демонстратор технологии, впервые завёлся на стенде в июне 2012 года. Поднялся мотор в воздух первый раз в октябре 2015 года, правда не под крылом МС-21, а вместе с летающей лабораторией Ил-76ЛЛ № 08-07.






Впервые в статусе прототипа в воздух ПД-14 поднялся под крылом Ил-76ЛЛ. Источник: vk.com

Первые же исследования параметров мотора подтвердили его техническое преимущество перед импортными аналогами. Удельный расход топлива снижен на 10-15 %, а стоимость жизненного цикла сокращена на 20 %. Удалось разработчикам разобраться и с шумностью, из-за которой отечественные моторы не могли сертифицироваться на Западе. ПД-14 оказался на 15-20 дБ тише, чем того требуют стандарты Международной организации гражданской авиации (ICAO). Изначально топ-менеджеры Объединённой авиастроительной организации оптимистично планировали поднять МС-21 на отечественных моторах уже в начале 2018 года. Но, как видим, случилось это только в декабре 2020.


Помимо упоминаемых в тексте вариантов на базе газогенератора ПД-14 в планах авиамоторы ПД-24 и ПД-28. Источник: vk.com

В январе текущего года три мотора, один из которых резервный, преодолели 4000 километров из Перми до Иркутска на автотрейлерах для того, чтобы оказаться под крылом МС-21 с номером 0012. Эти моторы в Перми были изготовлены ещё в 2018 году, но только сейчас оказались востребованы. В прошлом году были собраны ещё два мотора, на которых МС-21-310 будет проходить сертификацию для Росавиации. Также в 2021 году планируют получить аналогичный сертификат Европейского агентства по безопасности полётов EASA. И если всё пойдет по плану, то Пермский завод будет выпускать до 50 авиамоторов ПД-14 в год. В разработке форсированный вариант с тягой до 14,5 тонн ПД-14А, а также ещё более мощный ПД-14М, рассчитанный на максимальные 15,6 тонн тяги. Есть идея на базе газогенератора пермского двигателя разработать для SuperJet лёгкий вариант ПД-8.

Дальше начинается магия чисел. За счёт увеличения двухконтурности построят ПД-16 для тяжёлой версии самолёта МС-21-400 со взлётной тягой в 17 тонн. Если уменьшить диаметр вентилятора, можно собрать ПД-10 с тягой почти в 11 тонн. Вертолётный турбовальный вариант мощностью 11,5 тысяч л/с на базе пермского турбореактивного будет в перспективе иметь имя ПД-12В. В этом исполнении он уже найдёт своё применение в армейской авиации. И, наконец, для промышленности в разработке «сухопутные» газотурбинные энергоустановки ГТУ-12ПД и ГТУ-16ПД.

В 2021 году на стендовые испытания предполагают вывести ещё один авиамотор с именем ПД, только индекс будет 35. Ранее моторов такого класса в России и СССР вообще не производили: диапазон тяги от 25 до 50 тонн, диаметр вентилятора 3,1 метра, внешний диаметр 3,9 метра, а длина мотогондолы до 8 метров. Гигант планируется в серию в 2027 году. С появлением этого мотора у России появится надежда на возрождение легендарных «Русланов» или более совершенных аналогов.
119 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +28
    21 декабря 2020 05:10
    Но именно постройка ПД-14 говорит о том, что Россия возвращается на мировой рынок высоких технологий.
    Лучше поздно чем никогда, и плевать на пропагандируемую, часто мифическую "конкурентноспособность". У себя можем летать на чём хотим!
    1. +7
      21 декабря 2020 05:26
      Цитата: Владимир_2У
      Лучше поздно чем никогда, и плевать на пропагандируемую, часто мифическую "конкурентноспособность". У себя можем летать на чём хотим!

      Главное что сделали своё и хорошее.
      И никто нам не укажет что хорошо, а что для нас плохо
      1. +18
        21 декабря 2020 08:59
        В нашей огромной стране авиация давно должна быть первой транспортной инфраструктурой.

        Ежели думать о людях, то пора возродить региональные авиаперевозки.
        Потребность в самолетах огромная.

        Значит и двигателей нужно выпускать сотни, если не тысячи.

        Но это ежели думать о людях.
        А ежели думать как бабло срубить не поднимая задницы, то важно по самые помидоры наполнить московские аэропорты самолетами.
        Тогда много двигателей не нужно, ибо Москва не резиновая. wassat
        1. +4
          21 декабря 2020 10:23
          Как нерезиновая, страна и окрестности считают иначе) По теме действительно радостные новости, вызывающие гордость за промышленность и спецов.
          1. -6
            21 декабря 2020 20:00
            Но самое главное, что бы это было не пустым трёпом. Вот в СССР не любили и никогда не хвалились моторами ни к самолётам ни к другому транспорту. Это было настолько обычно что хвастаться не хотели. Хвастаться начали при теперешней России, что в стране, в которой нет рабочего места для народа вот такое делается.
            1. 0
              12 февраля 2021 23:21
              При рынке, куда мы влезли, реклама приносит доход, опережает события, которого может и не случиться.
      2. +2
        21 декабря 2020 09:55
        в тексте и на картинке цифры не совпадают, жаль автор не комментирует
        11 тыс лс для вертолета - это будет востребовано? в ходу ГТД на порядок меньшей размерности
        интересная тема про унификацию газогенератора для разных типов двигателей, опять же жаль, что нет подробностей
        1. +14
          21 декабря 2020 10:30
          Ми-26, который оснащался двигателями Д-136 Запорожского завода (Мотор Сич) мощностью 10000 л.с.
          1. 0
            21 декабря 2020 19:10
            12 килоЛошадей
      3. +7
        21 декабря 2020 10:32
        Цитата: Липчанин
        Главное что сделали своё и хорошее

        Рано радоваться. Вот когда пойдет реальный поток двигателей в эксплуатацию, тогда будет что праздновать. К тому же, не смотря на испытания, большой налет даст причины для модернизации.
        И вот тогда можно будет говорить о конкурентоспособности.
      4. +3
        21 декабря 2020 12:53
        Цитата: Липчанин
        Главное что сделали своё и хорошее.

        Но работы ещё много ! Теперь наладить связи со смежниками, поставить производство, обучить персонал и наладить обслуживание и ремонт двигателей ! А тогда можно и drinks
        1. +2
          21 декабря 2020 13:16
          Цитата: Starover_Z
          Цитата: Липчанин
          Главное что сделали своё и хорошее.

          Но работы ещё много ! Теперь наладить связи со смежниками, поставить производство, обучить персонал и наладить обслуживание и ремонт двигателей ! А тогда можно и drinks

          Но смамое главое сделано. Двигатель уже в металле и работает
      5. -2
        22 декабря 2020 20:31
        Липчанин - хорошо бы к этим своим двигателям, а ещё бы и самолёт свой создать. no
        МС21 на половину импортный, а США уже включили "Иркут" в санкционные списки , так что серийное производство МС опять поедет "вправо" и на сколько - сейчас сказать трудно.
    2. +3
      21 декабря 2020 05:38
      Цитата: Владимир_2У
      плевать на пропагандируемую, часто мифическую "конкурентноспособность". У себя можем летать на чём хотим!

      Вояки, да. Могут себе позволить.
      Гражданские хошь-не хошь, а вынуждены денежки считать.
      Или вы готовы летать из Москвы в условную Казань по цене перелёта из Берлина в Ньюйорк ?
      1. +6
        21 декабря 2020 06:03
        Цитата: Пиджак в запасе
        Гражданские хошь-не хошь, а вынуждены денежки считать
        Я понимаю когда экономия десятки процентов, но когда речь о разнице в несколько, тут уже совсем другое дело.
        Цитата: Пиджак в запасе
        Или вы готовы летать из Москвы в условную Казань по цене перелёта из Берлина в Ньюйорк
        Есть такая штука как дотации и и снижение налогообложения для своих, даже если конкурентноспособность ниже.
        1. +9
          21 декабря 2020 08:12
          Ага есть, а еще есть ВТО, запрет дотаций. Кстати 5% это очень существенно.
          1. +14
            21 декабря 2020 08:35
            Цитата: Виктор Сергеев
            Ага есть, а еще есть ВТО, запрет дотаций. Кстати 5% это очень существенно
            На фоне всяких санкций и новой "холодной войны" не смешно про ВТО писать? Ну и 5% переплаты неприятно, но намного лучше чем сверхэкономичный движок купленный за немалые средства, который нельзя эксплуатировать из за отсутствия запчастей, запрещённых к поставке санкциями, например.
            1. +7
              21 декабря 2020 08:50
              Цитата: Владимир_2У
              На фоне всяких санкций и новой "холодной войны" не смешно про ВТО писать?

              Неужто вышли? belay
              1. -4
                21 декабря 2020 08:51
                Вам на бумаге или по факту? )))
                1. +3
                  21 декабря 2020 09:05
                  Цитата: Владимир_2У
                  Вам на бумаге или по факту? )))

                  А они, хотя бы, у Вас есть?
                  1. -5
                    21 декабря 2020 09:06
                    Есть и полно, проверяйте!
                    1. +5
                      21 декабря 2020 09:24
                      Цитата: Владимир_2У
                      Есть и полно, проверяйте!

                      Нет, проверяйте! request laughing Приведите, если они известны.
                      1. -2
                        21 декабря 2020 09:29
                        Цитата: victor50
                        Приведите, если они известны.

                        Они известны, это кто? Факты? Забивания на ВТО? Или выхода из ВТО?
                      2. +5
                        21 декабря 2020 09:36
                        Цитата: Владимир_2У
                        Они известны, это кто? Факты? Забивания на ВТО? Или выхода из ВТО?

                        Начинается...Что Вы как на сковородке? Приведите факты. Я был бы очень рад, если бы это соответствовало действительности. А розовые очки потерял.
                      3. -4
                        21 декабря 2020 09:42
                        Цитата: victor50
                        Начинается...Что Вы как на сковородке

                        Ладно, привожу факты забивания на ВТО; санкции на турецкие помидорки и разные европейские вкусняшки вполне проходят под это дело. Достаточно было проявить политическую волю руководству страны. Если что, я против вступления в это гуано и за скорейший выход из него.
                        Цитата: d4rkmesa
                        "Запрет дотаций" давно и успешно обходят с помощью нетарифных ограничений, регуляторов, национальных стандартов, непрямой поддержки и т.д.. Европа "читерит" таким образом не одной десятилетие.
                        или так.

                      4. +8
                        21 декабря 2020 09:47
                        Цитата: Владимир_2У
                        санкции на турецкие помидорки и разные европейские вкусняшки вполне проходят под это дело

                        Это были санкции в ответ на санкции. И только. А про помидорки и политическую волю я бы не стал упоминать. Забыть хочется. Стыдно. Вопрос возникает (не к Вам) - что мешает выйти?
                      5. 0
                        21 декабря 2020 09:56
                        Цитата: victor50
                        Вопрос возникает (не к Вам) - что мешает выйти?

                        Яростно плюсую.
            2. +3
              22 декабря 2020 17:52
              Вы не поверите, но совсем не смешно. ВТО почти уничтожало наше сельское хозяйство и тотдельные отрасли промышленности, но слава Богу случился 2014 г. и те самые санкции, которые позволили обойти нормы ВТО и дать огромный толчок развитию. Вы читать научитесь когда нибудь? Движок весь наш, ему не нужны импортные составляющие.
              1. -2
                23 декабря 2020 04:03
                Цитата: Виктор Сергеев
                ВТО почти уничтожало наше сельское хозяйство и тотдельные отрасли промышленности
                Разве к нам ВТО пришло как немцы в 41? Так что вопросы по уничтожению не к ВТО, а к тем кто его запустил в страну.
                Цитата: Виктор Сергеев
                Вы читать научитесь когда нибудь
                Аналогичная встречная претензия .
                Ну и 5% переплаты неприятно, но намного лучше чем сверхэкономичный движок купленный за немалые средства, который нельзя эксплуатировать из за отсутствия запчастей
                Где тут про то, что этот движок ПД-14?! Кому угодно ясно, что речь про импортный движок, будь он хоть в два раза экономичней, но не вам, к сожалению.
              2. 0
                9 февраля 2021 11:49
                Мягко говоря это не так. По данным ОАК доля импорта там 5%
                а вот откуда и что это за 5% неизвестно.
                может статься что без них остальные 95% это груда металла.

                Вообще меня улыбает подобное "бросание чепчиков".

                Изделие тогда прорыв и приносит плоды когда выходит в большую серию и, желательно, на экспорт.

                У нас за последние 30 лет очень много "наконец то РФ совершила прорыв" и далее СМИ и интернет воины захлебываются от восторга.
                Только потом это заканчивается пшиком, если не жидким обделом.
                - Ангара;
                - Армата;
                - СУ-57;
                - Ё-мобиль;
                - суперджет;
                и.т.д. и.т.п.
                Оказывается тут мы зависим от импорта, тут производство не готово, тут надежность никакая, тут украинцы, тут Американцы, тут Французы подгадили. Тут бояре плохие. Тут ВТО внезапно... мы подписывали и не ожидали...
                А если бы на вОроги мы бы огого!

                Давайте дождемся серии и результатов продаж, прежде чем биться в экстазе.
            3. -2
              22 декабря 2020 17:53
              Кстати, холодная война у Вас в голове.
              1. 0
                23 декабря 2020 04:04
                Цитата: Виктор Сергеев
                Кстати, холодная война у Вас в голове.

                Я рад, что в вашей голове ваши тараканы живут в полном консенсусе.
          2. +5
            21 декабря 2020 09:38
            "Запрет дотаций" давно и успешно обходят с помощью нетарифных ограничений, регуляторов, национальных стандартов, непрямой поддержки и т.д.. Европа "читерит" таким образом не одной десятилетие.
      2. +6
        21 декабря 2020 09:02
        Цитата: Пиджак в запасе
        Или вы готовы летать из Москвы в условную Казань по цене перелёта из Берлина в Ньюйорк ?

        Экономичный двигатель конкурентноспособен при продаже самолета. Нам это не грозит-куча контрактов провалена из-за отсутствия у нас сервисного сопровождения.
        А цена на билеты у нас не от "прожорливости" наших двигателей (полно боингов на линии), а потому что государство облагает нефтяников бешеными пошлинами и по цепочке вверх-цена на топливо дико завышена. Хотя ради справедливости надо сказать, что на авиакеросин акцизы давно не повышали.
    3. -4
      21 декабря 2020 08:30
      А еще пойдет на Ил-96, дешевый двигатель+экономичность ПД-14 может оживить проект однако.
      1. +4
        21 декабря 2020 09:09
        Такие лайнеры сейчас переходят на 2х30тн....4 мотора уже неактуальны, даже в современном западном исполнении.
    4. -5
      21 декабря 2020 09:47
      Изначально топ-менеджеры Объединённой авиастроительной организации оптимистично планировали поднять МС-21 на отечественных моторах уже в начале 2018 года. Но, как видим, случилось это только в декабре 2020.

      -когда ЕБН еще ездил по стране и " продвигал реформы"-был в Перми, "90" пытались довести до ума--" разработка двигателя 10 лет . а самолета - 6-7 лет"
      НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ. ДЕФЕКТИВНЫЕ МАНАГЕРЫ НА УРОВНЕ КРЕСТЬЯН( 1960-70 гг) РАБОТАЮТ. и на западе так же.
      ...вспомним СССР...
    5. Комментарий был удален.
    6. +1
      21 декабря 2020 10:39
      Цитата: Владимир_2У
      Но именно постройка ПД-14 говорит о том, что Россия возвращается на мировой рынок высоких технологий.
      Лучше поздно чем никогда, и плевать на пропагандируемую, часто мифическую "конкурентноспособность". У себя можем летать на чём хотим!

      Абсолютно верно, нас уже в начале девяностых купили аксиомой - либо ты первый в данной отрасли, либо она тебе не нужна, так как можно купить! А ведь СССР много в каких отраслях находился на вторых-третьих местах в мире (кораблестроение, машиностроение, станкостроение и т.д.) и производить у себя было гораздо дешевле и выгоднее, чем покупать, тем более, что санкции наглядно показали, как от этих "покупок" в минуту отключают!
  2. +8
    21 декабря 2020 05:29
    Ну чтож Евгений порадовал своей статьей...благодарю hi .
    Видно что ситуация с разработкой нового отечественного двигателя не стоит на месте...работа идет ,результат имеется,перспективы тоже...значит жизнь продолжается.
    Пожелаю нашим двигателистам новых успехов в их планах на будущее.
    Новые самолеты отечественного производства надо продвигать на всех уровнях и внутри нашего рынка и в зарубежье...это новые рабочие места,это освоение отдаленных уголков России это многое многое другое.
    1. +2
      21 декабря 2020 07:27
      Новость хорошая и можно порадоваться, смущает только:
      И если всё пойдет по плану, то Пермский завод будет выпускать до 50 авиамоторов ПД-14 в год.

      Это очень мало((
      Особенно учитывая какую широкую линейку двигателей на основе него хотят выпускать.
      1. +2
        21 декабря 2020 08:52
        Цитата: Sergey_G_M
        Новость хорошая и можно порадоваться, смущает только:
        И если всё пойдет по плану, то Пермский завод будет выпускать до 50 авиамоторов ПД-14 в год.

        Это очень мало((
        Особенно учитывая какую широкую линейку двигателей на основе него хотят выпускать.

        На те самолеты, что мы, увы, строим хватит recourse
      2. +3
        21 декабря 2020 10:04
        Отличная новость: удачи разработчикам и огради их Бог от эффективных манагеров. Соглашусь с коллегой
        Цитата: Sergey_G_M
        то Пермский завод будет выпускать до 50 авиамоторов ПД-14 в год. Это очень мало. Особенно учитывая какую широкую линейку двигателей на основе него хотят выпускать.
        Хочется надеяться, что это только для начала производства, все таки одних МСов планируют выпускать по семь десятков в год.
  3. +12
    21 декабря 2020 05:37
    Вчера ещё читал об этой новости, но здесь более подробнее и не дочитал, что-то разволновался вышел покурил, как же я рад мужики, горжусь и теми кто за расчётами и теми кто у кульмана с карандашом за ухом и теми кто с напильником (ясен пень образ) и настроение на целый день приподнятое. Это ещё один шаг вперёд, будут и другие. Наша радость это своего рода поддержка всех причастных к этому событию, пусть они знают, что те для кого они трудятся, ими гордятся.
    1. +6
      21 декабря 2020 06:16
      Цитата: Юра
      и теми кто с напильником (ясен пень образ)

      Этим вообще отдельная благодарность
      Одно дело придумать, а другое дело это в продукт превратить
  4. +3
    21 декабря 2020 06:54
    2020 год хоть и обескуражил ковидной пандемией, но стал богат на результативные события.


    1. -15
      21 декабря 2020 08:04
      Цитата: Genry
      2020 год хоть и обескуражил ковидной пандемией, но стал богат на результативные события.

      Главный результат - мечта наших предков: "Догнать и перегнать америку", свершилась!
      Нонче США в рои догоняющих, а точнее - в отстающих и всё больше и больше.
      1. +12
        21 декабря 2020 08:53
        Цитата: Boris55
        Нонче США в рои догоняющих, а точнее - в отстающих и всё больше и больше.

        Я тоже хочу такие сны! laughing
        1. +4
          21 декабря 2020 11:11
          Это не совсем сны. Не всё, если быть точней. Впервые в некоторых сферах ВПК Россия задаёт темп (см.гиперзвуковой оружие), а не отвечает уже в роли догоняющего.
          1. +8
            21 декабря 2020 14:41
            Осторожнее. У некоторых может стул взорваться.
      2. +6
        21 декабря 2020 09:13
        Не надо догонять и перегонять. Надо заниматься протекционизмом на своих рынках и двигать свою технику за рубеж. Рынок РФ - около 700 самолетов класса МС-21. Только в коммерческом варианте. Можно еще Индусам дать делать какие ни будь детали локально...и проталкивать свою технику потом.
        1. +1
          21 декабря 2020 12:03
          Индусы обожают требовать передачу технологий. А ПД слишком лакомый кусок. Перспективный. Торговатся с ними нужно продуманно. И не в коем случае не быть иннициаторами.
          1. +2
            21 декабря 2020 16:30
            Для Апача индусы делают фюзеляж......все остальное поставляют США. Вот пример кооперации. Теперь представьте рынок в штуках в Индии.
            1. +1
              21 декабря 2020 17:12
              Рынок нужен. Но условья диктует тот к кому приходят с предложением. Если мы предложим они начнут требовать передачу технологий. Если выждем и они придут то можно делится по минимуму. Слишком большой рынок и слишком уж те Индусы хитромудрый и непорядочный народ.
          2. 0
            25 декабря 2020 14:38
            ...торговаться с ними нужно отправлять цыган ...
            1. +1
              25 декабря 2020 16:07
              Цыгане у них слона скомунтздят. Неудобно выйдет.
        2. +3
          21 декабря 2020 12:32
          Обслуживание нужно наладить сервисное - и без проталкиваний брать будут и наши и не наши.. основная проблема SJ - сервисное обслуживание, никакая коммерческая авиакомпания не захочет "привязать" борт на земле и ждать неделями запчасти.. боинг за 2-3 дня привозит если нет на базе-которых десятки по миру, а наши неделями везут-хотя за это платят..
          и все.. обслуживание сделать нормальное и SJ и МС-21.. все продаваться будут.. они конкурентноспособны!
          Просто мировому рынку пофиг на "фанфары" ему факты подавай-конкуренция однако.. а у наших "сверхэффективных" как только на реальный рынок, а не защищенный государством попадают- сразу все не так работает..
          1. +2
            21 декабря 2020 16:31
            Без реальной истории эксплуатации в РФ ...МС21 никто не купит. Но и этот рынок - лакомый кусок. РФ тратит валюту на закупку и ремонт Аэрбасов и Боингов.
            1. +2
              21 декабря 2020 17:03
              SJ же начали сначала брать иностранцы.. и немало.. без истории эксплуатации.. тут во многом - маркетинг и цена.. Деньги не РФ тратит, а авиакомпании, которые начнут брать наше - массово, как только опять же решат вышеуказанные мной проблемы, да если еще и цена "вкусная будет".. А так, нашим тоже на земле стоять радости нет.
              кстати, да, в том числе и государственные, как Аэрофлот.. но воздушные суда у которого на Виргинских островах почему то зареганы, ладно не о том речь.. Понимаете- купить это даже не полдела.. а вот эксплуатация качественная на много лет- это основное.. т.к. платить по лизингу за стоящий на земле борт-каждый месяц, который не приносит прибыли- не особо много желающих..
              Купить хорошую машину, но которую негде чинить, и ждать запчасти по месяцу, да в кредит.. купили бы сами такую?
  5. +5
    21 декабря 2020 07:27
    Ракетные двигатели и авиамоторы для боевой техники всё-таки стоят на ступеньку ниже гражданских агрегатов. Во-первых, для боевой машины не столь критичны экономичность и низкая конечная стоимость продукта, как для «мирной» техники. Во-вторых, ресурс современных турбореактивных гражданских двигателей вкупе с надёжностью выше, чем у аналогов военного назначения.
    Вот не соглашусь с этим высказыванием. Двигатели для военной авиации находятся на той же высоте, что и гражданские и ни как не ниже, просто "пьедестал" у них свой. В отличии от "гражданских" собратьев этим то приходится работать на самом пределе возможностей и возможности эти такие, до которых "гражданские" еще не дотягивают
    Да и семейство развития ПД-14 вызвало вопрос, а куда ж подевался "младший братик" - ПД-8?
    1. -1
      21 декабря 2020 08:56
      Цитата: svp67
      Вот не соглашусь с этим высказыванием.

      Поддержу!
      Цитата: svp67
      Во-первых, для боевой машины не столь критичны экономичность
      Можно подумать на военные самолёты пространственный телепорт ставят подачи для горючки.
    2. +1
      21 декабря 2020 21:45
      Разные требования к сертификации. Военным - ударить о землю, добавить песочка. Долетит до цели? "Гражданский" - при взлете попала стая гусей - 30 секунд ЧВР с потерей не более 10% тяги. Шобы просто сесть и все живы.
  6. +2
    21 декабря 2020 08:00
    А ведь технологии производства лопаток тоже стали ВСЕ наши. И если в начале применялись ( на одном из покрытий) импортные установки ( лопатки турбин высокого давления покрывают слоями разных материалов, иначе им не выжить), то теперь уже справляются отечественные, и не одна...
    1. +1
      21 декабря 2020 09:18
      Цитата: Горный стрелок
      А ведь технологии производства лопаток тоже стали ВСЕ наши.

      Сейчас набегут "кастрюлеголовые" и все Вам разъяснять, что нет и не было у России такого своего, а то, что есть то УКРАДЕНО на Украине с Донбасса. Одно они объяснить не могут, как успевает ТО оборудование поставлять лопатки и на вертолетные, и на корабельные и на авиационные движки...
  7. +5
    21 декабря 2020 08:55
    За последние годы у россиян было много поводов гордиться научно-техническим потенциалом страны – это и платформа «Армата», и ударный гиперзвуковой комплекс «Авангард», и Су-57. Но именно постройка ПД-14 говорит о том, что Россия возвращается на мировой рынок высоких технологий.

    Мне кажется, что значение ПД-14 и последующих двигателей на его основе (ПД-35 и ПД-8) намного выше, чем Армата, Авангард и Су-57, которые тем более еще пока скорее абстрактность. Да и прорыв в сфере гражданских технологий, на мировом уровне, большая редкость для современной России
    1. +4
      21 декабря 2020 09:15
      Производство гражданских лайнеров позволяет сохранять компетенции инженеров, которые делают военные самолеты .....позволяют иметь оборудование и технологии, которых нет у военных авиапроизводителей и , в конце концов, применять гражданские ПД-14 на военных машинах.
    2. +5
      21 декабря 2020 09:48
      На основе ПД-35 "морскую" турбину бы побыстрее сделать, этакий аналог Rolls Royce mt-30. После этого можно будет проектировать по-настоящему большие корабли для ВМФ - большой эсминец, например.
      1. +2
        21 декабря 2020 14:43
        Такая турбина, по утверждениям инженеров, может быть спокойно разработана на базе существующего Д-30Ф6, но военные против использования движков из запасов, а налаживать производство заново отказались.

        Да и не все так радужно с ПД-35 - применение блисков в компрессоре не устраивает военных с точки зрения ремонтопригодности, а они на ПД-35 точно будут (на ПД-14 блиски применяются).
    3. -1
      21 декабря 2020 11:59
      Армата, Авангард и Су-57, которые тем более еще пока скорее абстрактность.

      Ну конечно абстрактность. Авангард принят на вооружение РВСН, Армата прошла доработки и гос.испытания,серийные образцы поступят в армию в следующем году,первый серийный Су-57 поступит на вооружение ВКС РФ уже в этом месяце.
      значение ПД-14 и последующих двигателей на его основе (ПД-35 и ПД-8) намного выше

      Их значение высоко,но давайте также не будем принижать такие знаковые разработки как Авангард,Армата,Су-57.
    4. +3
      21 декабря 2020 14:43
      А мне не кажется.
      Контракты на поставку Армат и СУ-57 подписаны. Авангард уже заступил, будет больше.
      Абстрактность только в шумерских мечтах.
  8. -1
    21 декабря 2020 09:51
    Производство движков для военной и гражданской техники это две большие разницы. Военными занимается государство, а гражданскими должны заниматься частные компании, которых у нас нет. Поэтому с военными у нас все в порядке, а гражданские уже по остаточному принципу.
    1. -2
      21 декабря 2020 11:17
      Цитата: Сокол ИБА
      Поэтому с военными у нас все в порядке, а гражданские уже по остаточному принципу.

      Сейчас поставлена ключевая задача/требование ко всем предприятиям оборонной сферы- это расширение производства гражданской продукции до 50%. Т.е. возможность работы при отсутствии военных заказов и одновременно иметь резервы для увеличения выпуска военки. Не горбачёвская конверсия с уменьшением объёмов, а удвоение мощностей.

      Все больше приходит понимание, что полная приватизация - это глупость. Необходимо иметь государственный сектор всех видов продукции (машиностроение, легпром, питание, ...), который бы конкурировал с коммерческо-спекулятивным - этакий госкапитализм.
      1. -2
        21 декабря 2020 15:00
        этакий госкапитализм

        Дальше написать смелости хватит? laughing
        Просто, после этого решения, идут два стула: один слева (с одним вечно живым), другой справа (с "великим русским народом" и, "каждый должен заниматься своим делом", т.е. богатые - править) - какой выберете?
      2. +1
        21 декабря 2020 15:24
        Хотя, кого я обманываю, называя социально-ориентированную экономику на благо большинства населения госкапитализмом, правый стул подразумевается по умолчанию. sad
  9. 0
    21 декабря 2020 10:30
    Радует такое многообразие возможных разработок. Только надо побыстрее все делать, нам экономику поднимать надо.
  10. 0
    21 декабря 2020 11:04
    Вот это, пожалуй, действительно хорошая новость под конец года. А не мультипликационные ракеты.
  11. -6
    21 декабря 2020 12:00
    Что за ура-патриотическую чушь опять развели...

    Собственные двигатели в любом случае окажутся дороже. Вопрос лишь где именно мы за них переплатим: покупая билеты или платя налоги.

    Однако, это позволит не тратить за рубеж часть валюты, что так или иначе плюс.
    1. -2
      21 декабря 2020 14:47
      Не окажутся. Курс доллара и рубля настолько ниже реального, что ПД-14 уже сейчас, на стадии опытного производства, оказывается дешевле аналогов.
      Только это не от хорошей жизни рабочих и хорошего оснащения производств ситуация, а просто из-за ущербности энергетической экономики в целом.
      1. -4
        21 декабря 2020 16:02
        Курс доллара тут не имеет значения, ибо предприятия государственные. Цена может быть назначена любая, хоть один рубль, а убыточный завод будет финансироваться из бюджета.
        1. 0
          21 декабря 2020 16:16
          Все бы хорошо, только стоимость один хрен складывается из низкой оплаты труда рабочих, стоимости эксплуатации 40-летнего оборудования вперемешку с устаревшими станками ЧПУ и т.д. и по этой самой стоимости двигатель не такой дорогой, что-то примерно 200 млн. рублей (это все равно дешевле CFM-56 в баксах).

          При капитализме откровенно бесполезные проекты государство не поддерживает. Да и завод сам хоть и на грани рентабельности, но не банкрот - основные заказы по газоперекачивающим агрегатам идут вполне себе частные (около 80% выручки).
          1. -4
            21 декабря 2020 16:23
            Ну так повторюсь - насчитать можно любую стоимость. Можно не учитывать в цене затраты на разработку, можно не учитывать условно постоянные расходы. Мы же этих расчётов не видели.
            1. +1
              21 декабря 2020 16:41
              Ну блин, вы даете, постоянные расходы итак учитываются в ходе обычной деятельности компании и переносится на всю продукцию компании (а это не только ПД-14, но и ГП-1,ГП-2,ГП-3,ГП-2,5, а также выручка с осуществления замен, ремонтов, изготовления авиационных двигателей и прочее), так как изготавливаются вполне сопоставимые изделия и по назначению и по требованиям в производстве и в очень многом по оборудованию.
              То же к затратам на разработку - конструкторское бюро занимается и иной деятельностью (от конструкторского сопровождения до модификации уже имеющихся образцов) на которую также переносится эта стоимость и частично затраты на разработку.

              А без всего этого посчитать, так и не такое можно получить, вплоть до нерентабельности проекта и при 1000 выпущенных изделий.
              1. -4
                21 декабря 2020 16:51
                Ну так Вы знаете как именно считали то?
                1. +2
                  21 декабря 2020 17:14
                  А вы на каком основании первое заявляете, начнем с этого.
                  Да и как бы это уже можно посчитать разглашением коммерческой тайны.
                  1. -2
                    21 декабря 2020 17:23
                    Мелкосерийное производство всегда дороже, даже если стоимость разработки в цену не закладывать. А разработка - 35 бюджетных миллиардов, уже оплачена.
                    1. +2
                      21 декабря 2020 17:52
                      Как считали, не скажу - интересовался только примерной стоимостью газогенератора. Примерно такую же и заявляли заказчикам ГТУ - те были не очень в восторге - газогенератор на базе ПС-90 в 2 раза дешевле, а увеличенный в 2 раза ресурс уже выглядит бессмысленным (при средней норме эксплуатации ГПА у Газпрома примерно в 53 % из всего годового времени, даже ГП на базе ПС-90 имеют ресурс под двадцать лет работы).

                      Да и где-то в сети гуляет цифра общих затрат около 80 млрд. Так что при этих затратах и примерно на той же тысяче газогенераторов (собственно число произведенных газогенераторов ПС-90, замена которым примерно через 20 лет и требуется) цена вполне реальная и обоснованная.

                      А то, что он и при текущем производстве скорее всего, дешевле обосновывается просто нереальной ценой его западных аналогов (цена одной единицы CFM-56 - 10 млн. $ это при абсолютно невероятном числе выпущенных двигателей, более 30 тыс. всех модификаций).
                      1. -3
                        21 декабря 2020 18:03
                        То есть, за разработку заплатят потребители ГТУ? То есть опять из налогов...
                      2. +1
                        21 декабря 2020 18:17
                        Все же ренту, что платят все лица, задействованные в экономике, за ориентированность экономики страны на продажу энергоресурсов можно налогом назвать только очень условно, да и то, только из-за тяжести и всеобщности такого побора.

                        Да и как бы то ни было, но Газпром и другие потребители ГТУ (Роснефть, Лукойл и другие) очень долгое время имели очень даже реальную прибыль, из которой спонсировали, хотя бы сохранение части промышленного потенциала (Газпром, например, не закупал импортные ГТУ).
                        Все таки энергетические ГТУ (для выработки электроэнергии, которую условно можно отнести к налогам) начали ставить только с Путинской программы газификации страны, что началась с середины или с конца 0-х, а основными потребителями ГТУ даже сейчас остаются нефтегазовые компании.
    2. +17
      21 декабря 2020 16:03
      Цитата: Sancho_SP
      Собственные двигатели в любом случае окажутся дороже. Вопрос лишь где именно мы за них переплатим: покупая билеты или платя налоги

      Вы немного не правы. Украина например отказалась подавать после известных событий. И вся экономия сразу накрылась. Где гарантия, что это не повторится с западным поставщиком?
      1. -4
        21 декабря 2020 16:04
        А гарантий никаких. Я не говорю, что двигатели собственные не нужны. Я говорю, что они будут дороже в итоге.
  12. 0
    21 декабря 2020 13:05
    Да дай бог, что бы получился.
    У нас всегда сначала заявляют о "рекордном своем", а потом оказывается что оно ну совсем плохо в эксплуатации или надежности - как тот же ПС-90А, который даже в летном отряде Россия ругали за ненадежность (а они то не настолько интенсивно летают, как гражданской авиации борта).
    Только эксплуатация покажет надежность.

    4 января 2001 года руководство авиакомпании "Аэрофлот" провело экстренное совещание в связи со сбоями в работе авиакомпании, произошедшими в конце декабря-начале января. В числе причин нарушений расписания движения самолетов в 2000 году было названо снижение надежности двигателей ПС-90А, в связи с чем были предъявлены претензии "Пермскому моторному заводу" и "Авиадвигателю".

    У меня друг летел на таком ПС-90 из Пекина в 2007 г, с табло "стружка в двигателе" - долетели слава богу.
    Целью создания ПС-90А2 является дальнейшее повышение конкурентоспособности российских двигателей за счет повышения их надежности и увеличения ресурса.
    Основное преимущество ПС-90А2 - значительное сокращение эксплуатационных расходов. Стоимость жизненного цикла двигателя снизится по сравнению с ПС-90А на 40 проц. Александр Иноземцев, генеральный директор - генеральный конструктор "Авиадвигателя"
    1. +2
      21 декабря 2020 15:01
      А2 вражеские технологии которые пратт-уитней после ухода из Перми не разрешает нам продавать на сторону, по этому сейчас А3.
  13. +2
    21 декабря 2020 14:07
    Цитата: Храмов
    нашей огромной стране авиация давно должна быть первой транспортной инфраструктурой.

    Ежели думать о людях, то пора возродить региональные авиаперевозки.
    Потребность в самолетах огромная

    согласен. Сейчас трудно наверное новому поколению поверить что относительно недавно даже в крупных совхозах или деревнях были аэродромы с которых можно было долететь до районного центра.
    только авиация может обеспечить непрерывную связанность такой большой страны как Россия
  14. 0
    21 декабря 2020 14:53
    Бог в помощь нашим инженерам! good Удачи! drinks И не сбавлять темпов, но увеличивать! good
  15. 0
    21 декабря 2020 14:54
    Как же хорошо, что написавший не видел состояние производственных мощностей ПМЗ.
    И если сказать помягче, все грустно. Если посерьёзней - конструкторы состояние матом описывают.
  16. +1
    21 декабря 2020 15:25
    Цитата: Пиджак в запасе
    Цитата: Владимир_2У
    плевать на пропагандируемую, часто мифическую "конкурентноспособность". У себя можем летать на чём хотим!

    Вояки, да. Могут себе позволить.
    Гражданские хошь-не хошь, а вынуждены денежки считать.
    Или вы готовы летать из Москвы в условную Казань по цене перелёта из Берлина в Ньюйорк ?

    А вот тут дело совсем не в двигателях и их экономичности, а в экономике и ценообразовании, это две большие разницы! Цена перелёта из Берлина в Париж (условно) порой всего несколько евро и это очень мало зависит от экономичности двигателей ероплана.
  17. 0
    21 декабря 2020 16:54
    Я очень рад за Россию и производство нового авиадвигателя.Но вот что хочется понять ,перед тем как петь дифирамбы .На сколько он технологичен и какой ресурс ,сколько выдает децибел ,насколько экономичен при сравнении с тем же ровесником по классу Pratt & Whitney ? Пока все эти радостные возгласы ,меня очень смущают
  18. +1
    21 декабря 2020 18:35
    Цитата: Bobrick
    Просто, после этого решения, идут два стула: один слева (с одним вечно живым), другой справа (с "великим русским народом" и, "каждый должен заниматься своим делом", т.е. богатые - править) - какой выберете?

    А чего у вас выбирать - то, от чего избавились. У вас мания граблей?

    Должна быть и частная собственность и наемный труд - но государство должно быть самым богатым олигархом и сильным соответственно(сильнее суммы всех остальных олигархов).
    В СССР принцип силы государства был, но экономической свободы населения не было. Не было конкурентного развития гос. и частного сектора. Принцип минимальной общей социальной поддержки(медицина, образование, социальный лифт) должен быть обязательно - выше за отдельную плату.

    Что ещё вам?
  19. -1
    21 декабря 2020 18:37
    Это замечательно. Однако есть прямые конкуренты "Роллс-Ройс", "Дженерал Моторс". Или мы соревнуемся только с СССР? Кстати, какой ресурс? Ресурс наших двигателей всегда был слабым местом.
  20. 0
    21 декабря 2020 22:52
    Дай Бог! Может исправим гигантские грабли под названием SSJ-100. Всю эту благоглупую маниловщину в сторону, рукава засучить - и работать! Только так нас будет за что уважать нам самим, и "партнерам" всяким там...
    1. 0
      21 декабря 2020 23:36
      Что не так с самолетом SSJ? Хотя бы летает и вполне уже серийно, в отличие от
  21. +3
    22 декабря 2020 00:08
    Цитата: MelkorAintGood
    Что не так с самолетом SSJ? Хотя бы летает и вполне уже серийно, в отличие от

    Тема большая и отдельная.
    Что хотели от этого проекта, сколько вложили, и что в итоге получили.
    Если коротко из популярных роликов можно сказать: "Это фиаско, братан!"
    То есть, зная наперед результат - лучше было не начинать. И основная проблема, будете смеяться - двигатели. Хотя, после катастрофы с 40 жертвами - там еще вопросы есть с органами ручного управления, и безопасностью при аварийной посадке, и системой сертификации. Это только первое, что мне вспомнилось. Достаточно? А ведь ради него ухайдокали почти готовую новую Ту шку, которая была в сильно бОльшей степени отечественной и даже заказы на нее уже намечались.
    Вот такая вот ошибка, которая, кстати, до сих пор никем нет признана. А значит - может быть многократно повторена.
    1. +2
      22 декабря 2020 22:12
      там еще вопросы есть с органами ручного управления, и безопасностью при аварийной посадке,

      Там главная причина - экономия средств "Аэрофлотом" на подготовку пилотов, которые обязаны уметь делать посадку в ручном режиме. Но, как писал классик - "ради 30% прибыли буржуа пойдёт на любое преступление".
  22. 0
    22 декабря 2020 05:35
    Свой двигатель это очень хорошо. Лишь бы только товарищи из за океана не начали как всегда мелко пакостить.
    1. +2
      22 декабря 2020 19:14
      Лишь бы только товарищи из за океана не начали как всегда мелко пакостить.

      Что значит лишь бы не начали? Обязательно начнут, надо уже привыкнуть.
  23. -3
    22 декабря 2020 07:31

    Но именно постройка ПД-14 говорит о том, что Россия возвращается на мировой рынок высоких технологий

    Очень-очень странная логика. Гиперзвук, титановые подлодки, компактные ядерные реакторы? Пффф, ерунда! А вот гражданский двигатель...
  24. -1
    22 декабря 2020 07:54
    Запад всё ещё может с лёгкостью обесценить наши усилия, сделав более строгими требования по шуму и экологичности. Радоваться рано.
  25. bar
    +2
    22 декабря 2020 10:09
    В своё время Советский Союз был в этом почётном клубе, а Россия долгие десятилетия почивала на былых лаврах.

    Россия не почивала на лаврах. Россия выкарабкивалась из постперестроечной разрухи. Какие уж тут лавры... sad
  26. bar
    +1
    22 декабря 2020 10:13
    Подавляющее большинство современных двухконтурных турбореактивных двигателей в России уходят своими корнями в советское прошлое.

    Подавляющее большинство любых современных двигателей уходят корнями глубоко в прошлое. Эти корни называются "конструкторской школой". На голом месте с нуля только китайцы пытаются что-то создать. Но из-за нехватки тех самых коней пока у них не очень получается.
    П.С.
    В техническом плане статья безусловно интересная, но вот литературные изыски слегка коробят.
  27. 0
    22 декабря 2020 10:35
    прекрасно прорыв в области авиадвигателей, , а для БЕ200 тоже найдется мотор?
  28. 0
    22 декабря 2020 18:10
    Эти моторы в Перми были изготовлены ещё в 2018 году, но только сейчас оказались востребованы. В прошлом году были собраны ещё два мотора,


    И кого за это сняли/расстреляли? С таким "конвейером" моторы будут "золотыми".
  29. 0
    26 декабря 2020 19:43
    постройка ПД-14 говорит о том, что Россия возвращается на мировой рынок высоких технологий.


    На рынок Россия вернется тогда, когда ПД-14 кто-нибудь купит.
  30. 0
    27 декабря 2020 21:08
    На фото топливный насос вне двигателя, что за конструкторское решение такое? Почему не на корпусе самого двигателя?
  31. 0
    29 декабря 2020 11:33
    Хотелось бы добавить: ПД-14 вырос из двигателя ПС-12, разработка которого велась с 1999 г и перетекла в ПД-14. Кому интересно могут почитать тут: http://www.aviapanorama.narod.ru/journal/2005_5/ms21.htm
  32. 0
    29 декабря 2020 14:48
    Все крайне долго, очень медленно и мизерное количество.
    50 шт. в год,это 25 самолетов.Для нашей огромной страны это просто ничего.
  33. 0
    11 января 2021 11:27
    Это очень хорошо,но на самолёты нужно тоже время
  34. 0
    16 января 2021 20:29
    Улыбнуло среди достижений упоминание об танке Армата. А их сколько сделано? Две или ещё добавилось?
  35. 0
    23 февраля 2021 13:43
    ЛЮБОЙ двигатель,создающий Разрежение-давления воздуха,по направлению-движения,-ГИПЕРЗВУКОВОЙ
  36. +1
    24 февраля 2021 23:25
    Цитата: yehat2
    Рано радоваться.

    И всё-таки мы рады!
    Наперекор всему в России возрождают собственное производство гражданской авиации.
    После десятилетий унижений и тотальной безнадёги, гр.авиация встаёт на отечественное крыло.
  37. 0
    25 февраля 2021 19:11
    Возможно, я ошибаюсь, но Вы переопубликовали раннюю статью.
    Между тем меня волнует, что после декабря 004 не выполнил ни одного полёта.
    Поправьте, если я не прав.