Хлеб под оккупацией: отчётные данные

27

Уборка хлеба на оккупированной Украине

Вот это была очень интересная архивная находка. В одной из предыдущих статей, а именно в «Урожаи и заготовки хлеба на оккупированных территориях СССР», я затрагивал уже тему сельского хозяйства оккупированных немцами районов и пытался примерно определить, какие урожаи там собирались. Теперь же есть точные отчётные данные за 1942 и 1943 годы.

Конечно, я понимал, что немецкая оккупационная администрация собирала данные по площади запашки, по урожайности и по объёму урожая. Это самые основные, отправные данные для любой сельскохозяйственной политики, требуемые, к примеру, для расчёта налогов, хлебозаготовок и плана снабжения несельскохозяйственного населения, регулирования хлебного рынка и других надобностей. Не могло быть, чтобы немцы эти данные не собирали и не обобщали. Но вот где в документах отложился этот обобщённый результат? В предшествующей статье я выразил надежду, что документ отыщется, хотя и без особого энтузиазма. Мало ли что, пошёл на растопку или на самокрутку.

И вот документ этот нашёлся. Это было приложение к месячному отчёту Экономического штаба Ост (Wi Stab Ost) за 1-31 октября 1943 года. Некоторая логика в этом была: получили в конце сентября 1943 года отчётные данные, да и включили в месячный отчёт. Но вот для исследователя вовсе не так просто догадаться, что важнейшие статистические данные по сельскому хозяйству оккупированных территорий СССР надо искать именно там. К тому же документ оказался в середине довольно пухлого дела, аннотация к которому говорила, что в нём отчёты о положении в оккупированных областях экономических инспекций, Экономического штаба Ост, уполномоченного Рейхсминистерства по делам оккупированных территорий, главного командования группы армий «Юг» и так далее. Аннотация, в общем, намекала на текущую служебную переписку. В общем, обнаружить документ можно было лишь случайно, в ходе сплошного просмотра в некоторых неопределённых поисках чего-нибудь интересного.

Хлеб под оккупацией: отчётные данные
Начало отчёта о посевах и урожаях на оккупированной территории СССР. Даже не верится, что такое можно было найти

Как бы там ни было, документ найден, и можно посмотреть на сельское хозяйство оккупированных территорий СССР в статистическом разрезе. Нас больше всего интересуют зерновые культуры, но для других исследователей сообщаю, что в отчёте приведены данные также по бобовым и масличным культурам.

Урожай 1942 и 1943 годов


В отчёте приведены данные по всем оккупированным районам: управляемыми как гражданской администрацией, так и военно-хозяйственными органами. Это очень важно, поскольку в немецких документах не так часто и подробно описывается положение в тылах групп армий, которые занимали обширные районы.

Итак, сводная таблица (ЦАМО, ф. 500, оп. 12463, д. 61, лл. 52-55):




Данные нетрудно дополнить, исходя из приведённого размера урожая и урожайности. В 1942 году в Рейхскомиссариате Остланд (без Белоруссии) засевалось 2711,3 тысячи гектаров, а в Экономической инспекции «Север» – 340,2 тысячи гектаров. Всего посевы для 1942 года в указанных районах составляли 11817,9 тысяч гектаров.

Интересно отметить употребление в документе термина «Западная Украина» (Westukraine). Формально Рейхскомиссариат Украина продолжал существовать и был формально упразднен 10 ноября 1944 года. Но уже к концу сентября 1943 года почти всё левобережье Днепра было уже потеряно; к декабрю 1943 года (сам отчёт был составлен 1 декабря 1943 года) потеряно полностью, советские войска взяли Киев. Тылы групп армий «Юг» и «А» перешли на территорию рейхскомиссариата, военное и гражданское управление этими территориями смешалось. Поэтому в документе эта часть оккупированной территории выделена таким особым термином.

Это валовые показатели производства зерновых, приведённые по принятой в то время оценке на корню, сделанной перед уборкой урожая. Амбарный урожай по опыту был примерно на 15 % ниже оценочного на корню; во всяком случае немцы в оценках советских урожаев принимали такой коэффициент пересчёта оценок в амбарный урожай. В 1942 году фактически собрано было 7126 тысяч тонн, в 1943 году – 7821,3 тысяч тонн зерновых культур.

Возможные неточности в оценках запашки и урожая. Неточности, разумеется, были. Во-первых, за счёт возможного занижения данных на местах, поскольку советские агрономы, работавшие на немцев, далеко не всегда были им лояльны. Во-вторых, за счёт тайных посевов крестьян, которые сильно облегчались хаотичностью земельных отношений и невозможностью оккупационных властей проконтролировать все хозяйства; тайная запашка была типичным крестьянским приёмом обеспечения своего выживания в военных условиях. В-третьих, за счёт запашки в районах, которые фактически контролировали партизаны. Думаю, что для 1943 года можно накинуть ещё миллион гектаров и 760 тысяч тонн сбора зерновых к приведённым данным.

Уровень немецких заготовок


У нас есть данные по немецким заготовкам из урожая 1942 года. В этом году было заготовлено 3269 тысяч тонн (РГВА, ф. 1458к, оп. 3, д. 77, л. 92). Это составляет 35,5 % к объёму урожая по оценке на корню или 41,7 % к амбарному урожаю.

Для советского сельского хозяйства образца конца 1930-х годов это нормальный уровень заготовок с учётом обязательных хлебопоставок и натуроплаты МТС и при условии, что основная масса крестьян работает в колхозах. Столько дают данные по средним урожаям и заготовкам в 1938-1940 годах: валовый сбор – 77,9 млн тонн, государственные заготовки – 32,1 млн тонн, соотношение 41,2 %. Несмотря на планы деколлективизации крестьян, немецкой оккупационной администрации не удалось провести роспуск колхозов, и производство зерновых велось в основном колхозами. Вывод о том, что уровень заготовок был нормальным, подрывает многочисленные заверения в литературе, что немцы только и думали о том, чтобы ограбить крестьян. Во-первых, ограбление крестьян возможно лишь однократно, после чего неизбежно следует резкое падение запашки и сбора урожая, что следует из нехватки семенного материала в условиях тотального выгребания зерна у крестьян. Немецкие же данные показывают небольшое сокращение площади посевов примерно на 600 тысяч гектаров, что связано с положением на фронте и активностью партизан, а урожайность в 1943 году была получше, чем в 1942 году, что говорит хотя бы о том, что посев был нормальным. Во-вторых, немцы явно планировали устраиваться на оккупированных территориях надолго и кормить с них немецкие войска, потому не были заинтересованы в подрыве сельского хозяйства. В-третьих, из этого следует, что конфискация зерна у крестьян в 1942 году была явлением локальным и была связана с операциями против партизан.

Оценить уровень заготовок из урожая 1941 года у нас пока нет возможности, поскольку точные отчётные данные по этому году пока что не разысканы. Однако можно уже с достаточной уверенностью сказать, что такие данные у немцев были, и отчёт лежит где-то в архивных делах.

Заготовки из урожая 1943 года были значительно меньше и составляли 1914 тысяч тонн, что несомненно связано с тем, что в ходе боёв немцы потеряли значительные территории на Украине, причём как раз во время заготовки хлеба. Часть урожая 1943 года, выращенного при немцах, досталась Красной армии.

Упадок сельского хозяйства в военных условиях


Имеющиеся данные позволяют ещё раз вернуться к оценке соотношения урожаев до войны и при немецкой оккупации. По немецким данным, западная часть Украины (до Днепра) давала в 1943 году 5,8 млн тонн, в 1942 году – 4,2 млн тонн. В 1940 году в УССР было собрано 26,2 млн тонн, в том числе Юго-Западный район – 11,2 млн тонн, южный район (без Крыма) – 4,8 млн тонн, Донецко-Приднепровский район – 10,1 млн тонн.

В 1932 году УССР собрала 14,6 млн тонн, в 1933 году – 22,2 млн тонн, в 1934 году – 12,3 млн тонн. Из них 5,1 млн тонн в 1934 и 5,5 млн тонн в 1933 году не относились к районам, позднее учитываемым в своей статистике немцами (это области: Харьковская, Черниговская – правобережье Днепра и Одесская, относившаяся к Транснистрии). Итого сбор по учитываемой территории составлял в 1933 году 16,7 млн тонн и в 1934 году 7,2 млн тонн.

Итого урожай под оккупацией на Украине был примерно на 40 % ниже, чем в 1934 году, и на 66 % ниже, чем хороший урожай 1933 года или урожай 1940 года (точно подсчитать трудно из-за территориальной несопоставимости данных). До войны в 1940 году, судя по урожайности и урожаям, в Юго-Западном и Южном районах Украины запахивалось 12,3 млн гектаров. В 1942 году запашка составляла 54 % довоенного уровня и в 1943 году – 65 %. Что неудивительно ввиду сокращения трудоспособного сельского населения, сокращения поголовья лошадей и резкого сокращения использования тракторов из-за нехватки топлива. Довольно типичная картина упадка сельского хозяйства в военных условиях.

Однако немецкие данные показывают, что у них был определённый потенциал в восстановлении сельского хозяйства, и на Украине посевы в 1943 году увеличились на 1,7 млн гектаров по сравнению с 1942 годом, что даже в значительной мере компенсировало сокращение посевов в других оккупированных районах. Более высокий урожай 1943 года был связан, очевидно, с лучшими погодными условиями, поскольку в довоенных данных наблюдаются такие же колебания урожайности и сборов. Только вот воспользоваться этими результатами из-за поражений на фронте в конце 1943 года и в начале 1944 года они уже не смогли.

Как видим, недооценивать немецкую статистику по оккупированным территориям не стоит. Думается, что можно собрать сведения по всем оккупированным Германией территориям и вместе со статистикой немецкого сельского хозяйства полностью восполнить пробел экономической истории Второй мировой войны, связанный с производством и потреблением зерновых культур Германии и оккупированных территорий.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
  2. +6
    28 декабря 2020 05:20
    Вывод о том, что уровень заготовок был нормальным, подрывает многочисленные заверения в литературе, что немцы только и думали о том, чтобы ограбить крестьян
    Ого, автор статьи раскрывается с новой стороны. Правда уже вот это подтверждает "многочисленные заверения в литературе":
    это нормальный уровень заготовок с учётом обязательных хлебопоставок и натуроплаты МТС и при условии, что основная масса крестьян работает в колхозах
    Само собой, никаких МТС нет, а зерновые забрали. Ограбление как есть.
    Ну и в процентах выглядит неплохо, а вот в абсолютных цифрах уже совсем не так. Хотя надо отдать должное "заботе" немцев о крестьянах, немцы птицу и скот подчистил очень недурно, профессионально, так что оставшееся зерно на питомцев тратить и не надо. Это не ограбление, это такая "забота", любому любителю "баварского" понятно.
    1. +2
      28 декабря 2020 06:42
      Мда, сколько паразитов и уклонистов в тылу у немцев обшивалось. Отчёты и справки строчили рисуя виртуальное благополучие рейха.
      По сути полезная для нас глупость. Если бы этих клерков и статистов на фронт, то Вермахт мог дойти до Китая.

      Теперь без шуток, прочитав статью я лично увидел банальное ограбление крестьянского хозяйства. Рвали все и вся искусственно формируя голод и вымирание населения оккупированных территорий.
      1. +1
        28 декабря 2020 06:56
        Цитата: Коте пане Коханка
        Мда, сколько паразитов и уклонистов в тылу у немцев обшивалось

        Всяких цвайамтгеноссецурюков было как блох на барбоске, но в боевые потери немцы их понятно, не записывали, принципиально.
      2. +3
        28 декабря 2020 10:40
        Цитата: Коте пане Коханка
        Мда, сколько паразитов и уклонистов в тылу у немцев обшивалось. Отчёты и справки строчили рисуя виртуальное благополучие рейха.
        По сути полезная для нас глупость. Если бы этих клерков и статистов на фронт, то Вермахт мог дойти до Китая.

        Полночь. Я сижу в купе курьерского поезда Винница — Берлин. Он состоит из двух спальных вагонов и вагон-ресторана. Места в поезде заняты генералами, офицерами генерального штаба, эсэсовскими фюрерами и всякими «зондерфюрерами», нацистскими партийными вельможами, интендантами, военными судьями и прочими чиновниками всех рангов и оттенков. Да, господам неплохо живется в тылу. Только изредка заметишь одинокого офицера-фронтовика — он или возвращается после доклада командованию, или ему, как и мне, посчастливилось найти способ побыстрее добраться домой в свой короткий отпуск. Кроме меня в купе полковник-танкист, которого перевели на Запад. Знакомимся. Но разговор не клеится: оба слишком устали. Засыпаем, а поезд без остановки мчит нас через русские леса на родину.
        На следующее утро чувствую себя как новорожденный. Наконец-то выспался! Вместе с соседом идем в вагон-ресторан. Вдруг меня останавливает голос:
        — Почему не отдаете честь?
        Поворачиваюсь. В дверях купе стоит молодой человек с надменным лицом. Заметив генеральские брюки, я чуть было не щелкнул каблуками. Но потом разглядел сизо-голубой воротник мундира и белые петлицы с дубовыми генеральскими ветками. Мать честная, чего только не бывает на свете: «зондерфюрер» в генеральском чине! Верно, один из тех, что ездят подсчитывать урожай.
        © Гельмут Вельц. Солдаты, которых предали.
    2. +1
      28 декабря 2020 18:17
      тоже заметил " заботу"
      только воспоминания прав и лев берег Днепра -Харьков- Воронежская--Ростовская чем пахали-сеяли .и тп...
      тупая " себестоимость" --сколько труда вложили?
      какая отдача?
      смогли выкупить " партнеры" или забрали ?
      цены как во Франции или с учетом рабского дешевого труда?
      спецффицеский иследаватиль--не исследователь
      тракторы не изымали на нужды армии?
      безплатно или по ценам Германии с учетом износа?

      самый страшный зверь-цапель. мошку есть ,лягушку ест...
      1. +3
        29 декабря 2020 11:24
        Как будто автор вообще ничего не знает о ВОВ кроме немецких доносов
  3. 0
    28 декабря 2020 07:08
    В 1942 году запашка составляла 54 % довоенного уровня и в 1943 году – 65 %. Что неудивительно ввиду сокращения трудоспособного сельского населения, сокращения поголовья лошадей и резкого сокращения использования тракторов из-за нехватки топлива. Довольно типичная картина упадка сельского хозяйства в военных условиях

    В таких тяжких условиях (особенно без тракторов, с малым количеством лошадей) сбор урожая нельзя назвать плохим.

    Хотя понятно, что люди работали, в первую очередь, для того, чтобы выжить самим
    1. 0
      28 декабря 2020 08:16
      Цитата: Ольгович
      В таких тяжких условиях (особенно без тракторов, с малым количеством лошадей) сбор урожая нельзя назвать плохим.
      Пахота без тракторов и тяглового скота невероятно трудны, но не сбор урожая.
    2. +7
      28 декабря 2020 08:47
      Вы о чём? Какие трактора? Какие лошади? Мне рассказывал мой дед, 1924 г.р., что у них в селе в Ельнинском р-не Смоленской обл. из живности не осталось даже курей. Трактора и лошадей забрали наши при отступлении, также отогнали колхозное стадо коров, а потом немцы реквизировали всё, что осталось.
  4. +16
    28 декабря 2020 08:57
    Осталось найти статистику по состоянию дорог на оккупированной территории и доказать, что немцы начали строить автобаны и если бы не варварская Красная Армия, ездили бы сейчас за баварским на мерседесах по скоростным трассам.
    1. +4
      28 декабря 2020 15:14
      Ну да, опять нацистский прихвостень верхотуров выдает свои помои на гора. Его почитать, так фрицы и впрямь хотели рай в СССР устроить, но "кровавый" Сталин и его опричники НКВДэшники с партизанами не позволили... laughing
      До какой же низости опустилось ВО позволяя размещать у себя на ресурсе откровенных нацистских прихвостней! А замашка была на типа "патриотичный" сайт...
      1. +1
        29 декабря 2020 05:18
        Ну почему же вы так остро реагируете. Любую армию идущую с намерением захватить территорию, все и всегда старались на самообслуживание по еде перевести. А дальше уже как у кого получалось. Да и средневековье с малочисленностью и современное время сильно меняет маштабы задачи и результат. Инфа автора дана просто для информации и для сведения вьедлевых любителей истории. Обычные люди такое непереваривают и по диагонали читают. А инфа действительно интересна.
  5. +9
    28 декабря 2020 10:44
    У меня из родни оккупацию пережили бабушка и сестра деда. Бабушка в Кингисеппском районе, сестра деда в Лужском (Ленинградская область). По сути рассказывали одно и то же - немцы разрешали брать землю для обработки, причем не ограничивали - бери сколько хочешь. Но при этом:
    а) Мужиков в деревнях было очень мало
    б) Активно сотрудничающих с немцами могли достать партизаны
    в) Тягловая сила была реквизирована в самом начале оккупации
    По результатам получилось, что крестьяне сажали только то, что необходимо для прокорма поредевших семей, в которых фактически оставались одни девки - мужики на фронте, молодые парни угнаны в Германию, либо в партизанах.
    Бабушка рассказывала ещё про какое-то сельхозпредприятие, но я так понял, что оно было частным, то есть какой-то толи немец, толи эстонец кого-то нанимал, чего-то там запахивал, сажал...
    А так поля в основном пустовали, хотя немцы везде кричали, что каждый может сеять сколько хочет.
    1. +2
      28 декабря 2020 10:56
      Доброе утро! hi
      Читал, что немцы колхозы не разгоняли спецом, чтобы коллективному хозяйству предъявлять какие-то нормы.
      1. +2
        28 декабря 2020 11:57
        Приветствую, Альберт.
        Я специально этим вопросом не интересовался, просто пересказал, что слышал от очевидцев. В целом, насколько я могу судить, в полосе группы армий "Север", режим немецкой оккупации был в значительной степени более "человечным" в сравнении с Белоруссией и Украиной и рассказы родственников это подтверждают - про какие-либо зверства, типа, поголовного уничтожения мирных жителей я не слышал. Деревни в партизанских областях, конечно, жгли, но сначала, все-таки жителей выгоняли и вывозили куда-то в другие районы.
        Точно могу сказать, что про колхозы мне никто ничего не говорил, возможно, где-то их и восстанавливали, но не у нас, да и кто в них работал бы? У моего прадеда было пятеро детей, четыре парня и самая младшая девочка. На момент прихода немцев совершеннолетних двое, их, естественно, призвали. Третий сын - семнадцать лет - ушел в партизаны, в 1944-м был мобилизован и в сентябре погиб в Эстонии. Четвертый - мой дед (пятнадцать лет) - остался дома и сразу был отправлен немцами в Германию. А вот тринадцатилетняя девочка, их младшая сестра, всю оккупацию провела дома. Вот с её слов и со слов бабушки только и могу судить о том, что было. Колхозов, с их слов, не было. Вообще ничего не было - некому работать было. В деревнях были одни бабы да полицаи. Кормились с огородов, плюс грибы, ягоды. Скотины не было.
        1. +1
          28 декабря 2020 12:58
          Достоверно и логично - работать действительно было некому.
        2. +1
          28 декабря 2020 21:54
          Цитата: Хозяин Трилобита
          про какие-либо зверства, типа, поголовного уничтожения мирных жителей я не слышал.

          Из многих деревень сожженных гитлеровцами вместе с жителями на Псковщине, в качестве памятников сохранили две: Красуха и Андрюково. Но таких уничтоженных деревень было много.

          1. +1
            28 декабря 2020 22:57
            Да, точно, на Псковщине такие случаи редкостью не были. Но это уже в процессе освобождения выяснилось. В Ленинградской области тоже много деревень сожгли, но так, чтобы вместе с жителями - редкость, вспоминается только Большое Заречье, т.н. "Русская Хатынь". В основном, жителей просто выгоняли.
            Я написал "я не слышал", имея в виду, "не слышал от родственников". Бабушка рассказывала, что несколько деревень сожгли у них в округе 1943 г. за связь с партизанами, но перед этим всех жителей согнали в одну деревню, а потом угнали куда-то. Их деревни каратели не коснулись.
            В общем, вероятно, отношение к местному населению у немцев сильно колебалось от личности конкретного начальника. Разрешалось всё, но некоторые, видимо предпочитали более "человеческие", если можно так выразиться, подходы, а некоторые - совершенно радикальные.
      2. +1
        28 декабря 2020 16:40
        Цитата: Krasnodar
        Читал, что немцы колхозы не разгоняли спецом, чтобы коллективному хозяйству предъявлять какие-то нормы.

        Там не только нормы были причиной, но и удобство изъятия урожая с колхозного склада вместо подворового обхода единоличников в стиле "продотряд приехал".
        1. +2
          28 декабря 2020 18:53
          Цитата: Alexey RA
          Цитата: Krasnodar
          Читал, что немцы колхозы не разгоняли спецом, чтобы коллективному хозяйству предъявлять какие-то нормы.

          Там не только нормы были причиной, но и удобство изъятия урожая с колхозного склада вместо подворового обхода единоличников в стиле "продотряд приехал".

          Именно об этом я и читал
    2. +1
      28 декабря 2020 18:24
      антивирус 3 20 ноября 2016 12:36
      антивирус Сегодня, 11:59 ↑
      Сергей Гаврилович Семенов, 1931 гр, д Максимово, Старицкий район Калининской обл :
      "Мы полтора месяца были под немцем, а вот рядом , под Ржевом 1,5 г, Они нас за людей не считали. могли запросто убить "
      В 10 лет ребенок понимал чутьем, бытовое общение, взгляды и били, выгоняли из избы.
      + старший брат погиб на фронте, а еще 2 подорвались на оставшихся в земле б\припасах(каких? один разобрал из любопытства , а др не знаю)
      1. +1
        28 декабря 2020 20:56
        Да, за людей не считали, это верно. Вернее, за полноценных людей, обладающих какими-то правами. Убивать ни за что, вроде не убивали, но могли походя ударить сапогом или прикладом, просто, как мы от мухи отмахиваемся. Боялись их сильно, старались на глаза не попадаться - не угадаешь, что им в голову придет.
        Но вот, кстати, что верно, то верно, дорогу они построили, вернее старую дорогу провели в другом месте, более удобном, она стала прямее и короче. До войны дорога шла через две небольшие деревни, обходя лесной массивчик и озеро, и делая два поворота под 90 градусов, немцы ее спрямили через этот массивчик и оставили две деревеньки чуть в стороне. Ну как, немцы... Наши пленные из местного концлагеря, но "под чутким немецким руководством".
        Впрочем, коммунисты в 80-х и эту дорогу переделали - ещё спрямили, это я уже сам помню, как делалось...
        1. 0
          28 декабря 2020 22:00
          о дорогах --100 лет назад появились авто и твердое покрытие
          из деревни - колхоза была одна дорога, чаще, до район ц. вывоз молока и тп товарообмен.
          ГЛАВНОЕ--- ВСЕ БЫЛО НАНИЗАНО НА ОДНУ ДОРОГУ--СЕНОКОСЫ-ФЕРМЫ-ЛЕТН -ЗИМНИЕ СТОЯНКИ-ПОЛЯ-ДЕЛЯНКИ-РУБКИ-ВОДОЕМЫ----ВСЕ ДЛЯ РАБОТЫ СЕЛ ХОЗ( не только "колхоз") и спроект и стройка не логичны для насв 21 в.
          строили по нуждам и привычках в товорообмене из 19 века.
          1. +1
            28 декабря 2020 23:00
            Цитата: антивирус
            строили по нуждам и привычках в товорообмене из 19 века.

            Это да. У немцев была другая цель - скорость передвижения. Поэтому и переделывали под себя.
            Почему-то "спасибо" им за это говорить не хочется. request
  6. BAI
    +3
    28 декабря 2020 12:52
    1.
    Оценить уровень заготовок из урожая 1941 года у нас пока нет возможности, поскольку точные отчётные данные по этому году пока что не разысканы.

    А она была (уборка урожая) в 1941? Фронт по полям прошел. Вспоминаем как все горело в "Они сражались за Родину".
    2.
    и на Украине посевы в 1943 году увеличились на 1,7 млн гектаров по сравнению с 1942 годом,

    В 1941 не было посевов озимых, по причинам, изложенным в п.1. А в 1942 посев под озимые уже был. Это не посевная площадь расширилась в 1943, просто ее более интенсивно использовали.
  7. -1
    28 декабря 2020 20:23
    эта статистика больше похожа на байки ассов люфтваффе о сбитых тысячами за один вылет врагов)

    по ходу 13-14летних девочек тоже забирали на работу в германии,
    кого на кирпичный завод, а если кто посмышленнее и расторопнее - в домашнюю прислугу
  8. 0
    21 февраля 2021 15:19
    старались кастрюльки ! шли в светлое будущее евросоюза уже тогда !!!