Память «черного понедельника»: дефолт 1998 года – как это было

123

Старт разрушительным процессам в отечественной экономике дали все те «завоевания перестройки», которые ее адепты называли «переходом к рыночным отношениям», скрывая за этими словами разрушение доставшегося России в наследство от СССР мощнейшего народного хозяйства и ограбление населения страны. Обрушившиеся промышленность и сельское хозяйство, торговля, в которой правили бал откровенные спекулянты – все эти отрасли, конечно же, не могли наполнять бюджет. Деньги были необходимы, вот только взять их было неоткуда.

Прелюдия катастрофы


Инфляция била все мыслимые и немыслимые рекорды уже в 1993 году она вплотную подошла к уровню в 1000 %! К 1994 году в Кремле поняли – далее наполнять казну, продолжая печатать пустые бумажки вместо рублей, невозможно. Необходимо было найти иной выход. И его нашли...



Целиком и полностью идя на поводу у новообретенных «друзей» и «партнеров» с Запада, стоявшие во главе России «реформаторы» не придумали ничего лучше, как пойти по пути все более и более масштабных заимствований. Страну загоняли в долговую яму, рассказывая при этом россиянам о

«пути к выходу из кризиса».

Действительно, экономическая обстановка в последующий краткосрочный период несколько нормализовалась. Инфляция в 1997 году составляла всего 14 %, а дефицит бюджета снизился более чем вдвое. Другой вопрос – за счет каких «рычагов» это достигалось.

Курс рубля завышался искусственно. И его официальное соотношение к мировым валютам не имело ничего общего с реальностью.

Денежной массы не хватало катастрофически. И результатом этого стало множество проблем – от многомесячных невыплат зарплат, пособий и пенсий до перехода экономики на бартерные отношения. Государство само постоянно оказывалось в роли «кидалы», не выполняя свои обязательства перед предприятиями.

Финансовой палочкой-выручалочкой того времени стали появившиеся в 1993 году ГКО – Государственные краткосрочные облигации, обладавшие невероятной (для ценных бумаг такого рода) доходностью в 60 % годовых при мировой практике в 4–5% годовых.

К 1997 году данный процесс принял ещё более отчетливые черты натуральнейшей финансовой пирамиды – со вполне предсказуемыми последствиями.

Россия, сколько бы она не выпускала новых ГКО, рассчитаться по старым обязательствам уже не могла. Это были первые признаки приближающегося глобального краха.

Последней каплей многие эксперты считают принятое в конце 1997 года решение о снятии с 1 января 1998 года любых ограничений и запретов на вывоз из России капитала.

Валюта хлынула из страны Ниагарским водопадом, рынок ГКО попросту рухнул. Но если бы Россия играла только в эту игру...

К моменту объявления дефолта мы были должны «любезно поддержавшим» нашу страну Всемирному банку и Международному валютному фонду, а также прочим зарубежным кредиторам более 36 миллиардов долларов. Это – при наличных резервах Центробанка в 24 миллиарда долларов. Крах наступил.

Помимо всего прочего, ему сопутствовало «исчезновение» около 5 миллиардов долларов из целевого кредита, выделенного МВФ для спасения российской финансовой системы.

Споры о том, украли ли эти деньги еще до их перевода в нашу страну или же они «растворились» уже на ее необъятных просторах, идут до сих пор. Однако факт остается фактом – платить по долгам было более нечем.

Дополнительными негативными факторами, окончательно добившими нашу экономику, стал разразившийся в Юго-Восточной Азии финансовый кризис и очередное резкое падение цен на энергоносители.

Девальвации не будет – но вы держитесь


Многие россияне по сей день вспоминают слова тогдашнего президента страны, Бориса Ельцина, ровно за три дня до полного коллапса отечественной финансовой системы «четко и твердо» заявившего начинавшим терять голову от происходящего гражданам:

«Девальвации не будет!»

Все просчитано, ага...

Это было сказано 14 августа, а уже 17-го правительство и Центробанк официально объявили технический дефолт и окончательно «отпустили рубль».

Стране предстояло пережить несколько тяжелейших в ее истории лет...

Все, жившие в те времена, помнят воцарившиеся хаос и отчаяние, безнадежные очереди у дверей (отказывавшихся выдавать хоть копейку из ваших же кровных накоплений) банков, шок от цифр на вывесках обменников и на ценниках магазинов.

Ощущение полной безнадежности и рушащегося вокруг мира охватило многих. Люди потеряли не только все или почти все сбережения, но и какую-либо перспективу на ближайшее будущее. Иногда казалось – наступил конец всему.

Как бы то ни было, Россия, вопреки ожиданию многих, не рухнула.

Да, ВВП уменьшился втрое, дойдя до мизерного значения. До 220 миллиардов долларов возрос внешний долг, выведя страну на самый верх списка государств, чьи кредитные обязательства многократно превышали их доходы. Девальвация и инфляция, снова сорвались в безудержный рост, безжалостно обесценивая все заработки и накопления россиян, а заодно проедая новые дыры в бюджете.

Тем не менее, тот кризис стал точкой опоры для нового роста нашего Отечества.

Вынужденный отказ от ставшего моментально безумно дорогим импорта подстегнул развитие российской промышленности, создал для него реальные предпосылки и условия.

«Черный понедельник» 17 августа 1998 года в конечном итоге пошел на пользу России, к тому моменту окончательно превращавшейся в сырьевой придаток Запада.

Из этого кризиса она вышла обновленной, более конкурентоспособной, богатой и сильной.

Вот только те, кто в тот день стоял над обломками собственных разбитых надежд и судеб, предвидеть этого, конечно же, не могли.
123 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +32
    2 января 2021 05:10
    Денежной массы не хватало катастрофически. И результатом этого стало множество проблем – от многомесячных невыплат зарплат, пособий и пенсий
    А вот не совсем верно. Денежной массы было даже в избытке. Только ее не было в обороте - всякие ушлые "владельцы заводов, газет, пароходов" предпочитали передержать платежи поставщикам/на зарплаты/хрен знает, на что еще месяц-другой, а то и все полгода, в банке. Суммы были немаленькие, проценты по ним тоже выходили вполне себе упитанные, и шли они как раз в карман "владельцам заводов, газет, пароходов". Одна из шакальих примет "периода первоначального накопления капитала". Результат - кризис неплатежей, дикие задолженности по зарплате и т.д. Пенсии, кстати, выплачивались довольно стабильно, и были серьезным подспорьем для многих семей.
    Крах наступил. Ему сопутствовало «исчезновение» около 5 миллиардов долларов из целевого кредита, выделенного МВФ для спасения российской финансовой системы. Споры о том, украли ли эти деньги еще до их перевода в нашу страну или же они «растворились» уже на ее необъятных просторах, идут до сих пор
    Да какие, нифиг, споры?! Кто жил тогда, тот помнит - МВФ в упор не хотело давать тот кредит России - "один овощ, украдут!" (рядовые жители России, кстати, тоже были уверены - разворуют). Но Ржавый Толик надавил на жалость, МВФ подумало и сказало - "Ладно, дадим. Но пошлем эмиссаров, чтобы те следили, как будут деньги распределяться". Эмиссары в Россию приехали, деньги в Россию пришли. И тут у эмиссаров начала отваливаться челюсть - миллиарды стали растворяться самым неведомым образом. От трансферта к трансферту. Причем, совершенно непонятно (для эмиссаров), в каком направлении уплывали нехилые такие куски траншей. В итоге все 5 миллиардов предсказуемо рассосались. Эмиссары так и не поняли, куда, когда и каким образом. Почесали репу, подтянули челюсти и поехали прочь.
    Ельцина, ровно за три дня до полного коллапса отечественной финансовой системы «четко и твердо» заявившего начинавшим терять голову от происходящего гражданам: «Девальвации не будет!»
    Ну, этот еще задолго до обещал на рельсы лечь, но как-то у него не сложилось. А жаль.
    Ощущение полной безнадежности и рушащегося вокруг мира охватило многих
    Нифига подобного. Это ощущение возникло еще в 92-м, и к моменту дефолта вполне прочно усвоилось на подсознательном уровне. Так что особого шока у подавляющей массы населения не было.
    «Черный понедельник» 17 августа 1998 года в конечном итоге пошел на пользу России, к тому моменту окончательно превращавшейся в сырьевой придаток Запада
    ]«Черный понедельник» пошел на пользу России только в том смысле, что спровоцировал приход команды Примакова-Маслюкова. От которой после первых и очень ярких успехов поспешил избавиться ЕБН (Алканя, если автор не в курсе, после дефолта сперва упорно двигал в премьеры Черномыра, но того блокировала Дума). И Россия вполне возвратилась к состоянию сырьевого придатка Запада, каковым до сих пор и остается.
    Реально - ощущение такое, будто автор в те времена не жил, или пребывал в столь нежном возрасте, что судить о них сам не в состоянии.
    1. +12
      2 января 2021 05:39
      Ощущение полной безнадежности и рушащегося вокруг мира охватило многих.

      Я помню этот момент...конечно он начался раньше.
      Пришел на кладбище проведать родителя и гляжу что оно резко выросло на сотни метров вширь...мама родная...тогда я понял что с такими правителями мы все скопом вскоре станем жителями этого места.
      Хорошо помню ныне героя России Кириенко...хе хе киндер-сюрприз для народа...и зачем он полез в эту грязь от которой не отмоешься теперь всю жизнь...званием Героя ее не закроешь. what
      1. +18
        2 января 2021 05:59
        Да Киндер тут, в общем, не виноват. Ситуация все равно к этому катилась, дефолт грянул бы рано или поздно. Его поставили в качестве громоотвода - чтобы иметь возможность сказать: "Ну, молодой, неопытный, не справился. А мы непричемыши" (что, собственно, и произошло). Но у меня вызывает уважение сам факт того, что Киндер просчитал ситуацию и понял, что, если оставить все как есть в надежде, что все как-то само собой рассосется, то задержка с объявлением дефолта на пару месяцев-полгода может вообще обернуться развалом страны. И рискнул своей карьерой, объявив о дефолте вопреки Борькиному "Девальвации не будет!". В тот момент у Киндера оказались на удивление крепкие кокосы.
        1. +15
          2 января 2021 07:51
          Цитата: Дальний В
          Да Киндер тут, в общем, не виноват.

          Я не буду оценивать ваш комментарий. Мне просто хочется напомнить вам:
          А уж фраза: "Я вами руководил, я отвечу за все" — прямо колом в горле стоит. А такая: "Мне не дорого мое место, дорого наше дело" — получается только по частям. Сложно пока стало играть эрудированного, мыслящего человека, и хоть исполнитель морщит лоб и прищуривается, такой перекос лица не убеждает.

          Он виноват тем, что пел под общую «дуду» и взял на себя эту роль громоотвода, прекрасно понимая, что за этим может стоять...Почему же он (как и многие другие «грамотные и опытные экономисты») не стал отказываться от предложенного кресла? А, если он был таким недотёпой, на кой его поставили в Росатом, а потом вообще приблизили, взяв в администрацию?
          Не было в той ельцинской обойме невиновных. Каждому отводилась его роль начиная от премьера и кончая депутатами от оппозиционных партий.
          Цитата: Дальний В
          Но у меня вызывает уважение сам факт того, что Киндер просчитал ситуацию и понял, что, если оставить все как есть в надежде, что все как-то само собой рассосется, то задержка с объявлением дефолта на пару месяцев-полгода может вообще обернуться развалом страны.

          Разве, огласив (фактически свершившийся) факт, он стал бороться с последствиями? Смотрим сюда:
          С 24 апреля по 23 августа 1998 года Премьер-министром России был Сергей Владиленович Кириенко. Премьерство Кириенко, считающегося одним из виновников дефолта 1998 года, было недолгим. 23 августа его правительство в полном составе было отправлено в отставку.

          Почему же, «уважаемый вами» Кириенко не сделал своего заявления до начала августа 1998 года? Он что, не знал, чем закончится эта песня про «ГКО»?
          Не у меня уважения ни к окружению ЕБН, ни его дочурке, ни к разным «временщикам», роль которых была - обозначить некомпетентность руководства в полученной должности и скрыть варварское разграбление страны.
          Придёт время, я верю, люди оценят по достоинству вклад каждого участника этой криминальной революции...
          1. +5
            2 января 2021 08:37
            Придёт время, я верю, люди оценят по достоинству вклад каждого участника этой криминальной революции...
            Некоторые участники сами требуют оценить свой вклад в эту революцию...открытым текстом...я охренел от такой наглости.
            Прошу присвоить мне статус иностранного агента



            Леонид Гозман.
            https://echo.msk.ru/blog/leonid_gozman/2766198-echo/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
            1. +6
              2 января 2021 12:24
              Я Б ему присвоил.. Крест зелёнкой. С автором не согласен насчёт импорта. В первом десятилетия двухтысячных на импорте только и сидели. И не дефолт заставил отказываться, а отказ "партнёров" поставлять нам что то стоящее.
              1. 0
                3 января 2021 22:54
                Я помню, как Ельцин по телевизору:
                "Всё в норме. Вы же видите, я не в Москве сижу, а по стране езжу с визитами в города. Если бы ситуация была критической, я бы прервал поездку".
                На следующий день новость: Ельцин прервал своё турне по городам и вернулся в Москву.
          2. +2
            2 января 2021 15:40
            А, между прочим, ненулевая вероятность, что Киндер станет преемником...
            1. +4
              2 января 2021 17:17
              Цитата: Narak-zempo
              А, между прочим, ненулевая вероятность, что Киндер станет преемником...

              А потом очередной "аналитик" напишет: но мы опять выжили! laughing
          3. +4
            2 января 2021 15:43
            Не было в той ельцинской обойме невиновных. Каждому отводилась его роль начиная от премьера и кончая депутатами от оппозиционных партий.


            Пётр Алексеевич, по легенде, говаривал Меньшикову, лупцуя его по мордасам: «С прибыли воруй, скотина, с прибыли, а не с убытков»...
          4. +1
            3 января 2021 01:52
            Не было в той ельцинской обойме невиновных
            А я с него вины в общем не снимаю. Просто в той ситуации он показал, что у него есть бейцы. Почему он это сделал - без понятия. Но факт остается фактом.
      2. +14
        2 января 2021 09:20
        Цитата: Леха с Андроида.
        Пришел на кладбище проведать родителя и гляжу что оно резко выросло на сотни метров вширь...мама родная

        Недавно ходил к своим: там, где рос виноград- кресты, кресты. Одноклассник, 60 лет, терапевт Юрка Петров,-лежит; хирург Ульянов, жертва ковида на работе, - лежит. А рядом трактор землю расчищает под новые могилы.
      3. 0
        2 января 2021 15:07
        Цитата: Леха с Андроида.
        Хорошо помню ныне героя России Кириенко...хе хе киндер-сюрприз для народа...и зачем он полез в эту грязь от которой не отмоешься теперь всю жизнь...званием Героя ее не закроешь.

        Он прикрыл собой Примакова, вещал за него, делал заявления. В принципе, именно благодаря тому кризису, временно, рубль стал стоить столько сколько он реально стоил на тот момент, именно это выправило экономику, и давало эффект вплоть до 2008 года. Сейчас именно такого кризиса не хватает, он будет легче. Потому как у нас есть свое сельхоз производство, А тогда мы его потеряли, променяли на дешевые американские окорочка.
      4. -5
        2 января 2021 15:15
        Не сравнить ни Ленина, ни Сталина с теперешними пердовиками. Только теперь народ должен понять, как народу повезло, что давно нет в живых тех, которые думали, что страна для народа. Теперь этой чепухой себе голову забивать не стоит, или не стоит. Как говорил Меченый дьяволом всё, будет, как есть, но после перестройки будем жить ещё лучше. Напрасно Запад послал Хитлера. Он не смог сделать то, что сделали коммунисты от дьявола, но по его планам.
      5. BAI
        +6
        2 января 2021 15:32
        .и зачем он полез в эту грязь от которой не отмоешься теперь всю жизнь

        Система такая была - подставить под проведение непопулярных реформ специального человека. Так сказать "зиц-председатель". Кириенко, Зурабов, Сердюков - список можно продолжать. В городских и областных администрациях специально на руководство распределением земли ставили зеленых 20-летних пацанов. Жили хорошо, но не долго.
    2. Комментарий был удален.
    3. +23
      2 января 2021 05:42
      Цитата: Дальний В
      Ну, этот еще задолго до обещал на рельсы лечь, но как-то у него не сложилось

      Вместо того, чтобы самому на рельсы улечься, он всю Россию на рельсы положил.
      1. +30
        2 января 2021 08:13
        Цитата: Товарищ
        Цитата: Дальний В
        Ну, этот еще задолго до обещал на рельсы лечь, но как-то у него не сложилось

        Вместо того, чтобы самому на рельсы улечься, он всю Россию на рельсы положил.

        Зато с тех пор мы понимаем цену словам и обещаниям наших правителей - грош цена в базарный день."Девальвации не будет,пока я президент пенсионной реформы не будет",ага..Хозяева слову своему - сами слово дадут,сами слово потом и заберут.В наше время уже не удивляешься, когда чиновники не держат своё слово.Как раз наоборот,начинаешь удивляться, когда чиновник,давший свое слово,взял и сдержал его )
        1. +15
          2 января 2021 09:21
          Цитата: Кроу
          Зато с тех пор мы понимаем цену словам и обещаниям наших правителей - грош цена в базарный день."

          И что делаем? Голосуем за них и голосуем! И так 20 лет. Мазохисты что-ли?
          1. +4
            2 января 2021 17:42
            Цитата: Silvestr
            Цитата: Кроу
            Зато с тех пор мы понимаем цену словам и обещаниям наших правителей - грош цена в базарный день."

            И что делаем? Голосуем за них и голосуем! И так 20 лет. Мазохисты что-ли?

            Не, просто отупевшие от советской дармовщины. Спрашиваю избирателей на встрече: вам предлагают выбрать из 2 какашек - одна в обёртке, другая - без, выбрали в обёртке. На вопрос - а зачем вам какашка?, ответа не нашлось. Только в 20-е - 50-е, наверное, так не сделали бы, ибо Гражданская, ВОВ, восстановление страны - всё на своём горбу. А в 80-х это уже были просто безмозглые дармоеды за счёт прежних поколений. А 90-е сделали их просто безмозглыми. И они хотели оставаться дармоедами, но тут их нагнули и только пообещали морковку. До сих пор ждут и голосуют. И даже если кто-то скажет, что их обманули, скорей побьют, чем задумаются.
    4. +7
      2 января 2021 07:07
      Цитата: Дальний В
      МВФ в упор не хотело давать тот кредит России - "один овощ, украдут!"
      С точностью до наоборот. МВФ давал кредиты России только для того, чтобы их разворовали.И его эмиссары за этим зорко следили. Кредиты МВФ это инструмент контроля, сдерживания, удушения, как миска с едой, чтобы накинуть петлю и посадить на цепь. Не нужны тут старые мифы об МВФ как институте международного экономического развития.
      1. +4
        2 января 2021 07:14
        Это вы мне тут мифов не рассказывайте. Я с памятью дружу и тот период прекрасно помню. Речь именно о том кредите. Как раз его давать не хотели. Видимо, наши хапуги умудрились даже "партнеров" своим наглым беспределом достать. Настолько, что пришлось специально засылать Чубайса "спецпредставителем по международным вопросам". Тогда еще анекдот появился: "В штаб-квартире МВФ был найден рыженький мальчик, клянчил деньги на лечение матери-родины". И тот факт, что сейчас Ржавый Толик снова "спецпредставитель по международным вопросам", да еще при президенте, лично меня настораживает.
        1. +2
          2 января 2021 07:28
          Цитата: Дальний В
          Речь именно о том кредите. Как раз его давать не хотели.
          Кокетничали.
        2. -7
          2 января 2021 15:40
          Я с памятью дружу и тот период прекрасно помню. Речь именно о том кредите. Как раз его давать не хотели. Видимо, наши хапуги умудрились даже "партнеров" своим наглым беспределом достать.

          Да тут не надо помнить - вон пример Украины перед глазами , что тогда ,что сейчас в/на Украине правят одни и теже .
    5. +13
      2 января 2021 07:58
      Цитата: Дальний В
      А вот не совсем верно. Денежной массы было даже в избытке. Только ее не было в обороте - всякие ушлые "владельцы заводов, газет, пароходов" предпочитали передержать платежи поставщикам/на зарплаты/хрен знает, на что еще месяц-другой, а то и все полгода, в банке. Суммы были немаленькие, проценты по ним тоже выходили вполне себе упитанные, и шли они как раз в карман "владельцам заводов, газет, пароходов". Одна из шакальих примет "периода первоначального накопления капитала". Результат - кризис неплатежей, дикие задолженности по зарплате и т.д. Пенсии, кстати, выплачивались довольно стабильно, и были серьезным подспорьем для многих семей.

      good Всё верно. Именно такое положение способствовало обогащению новых владельцев предприятий, которые вовсе не собирались ничего производить...Вспомните, как закрывались заводы, принадлежащие частным лицам...И люди уходили с производства в спекуляцию («челноки»), чтобы как-то кормить свои семьи.
      Кстати, именно после дефолта получило развитие торговли в ТРЦ и разных рынках.
      1. +9
        2 января 2021 08:05
        Более интересно не то, как это "произошло"-тут то все как раз и "просто", а то, как из этого д..... , какими методами, нас вытащило правительство Примакова, Маслюкова и Геращенко... "Самолет он, без нашего разрешения разворачивает, понимаешь ли..." yes
    6. +4
      2 января 2021 13:02
      Так что особого шока у подавляющей массы населения не было.
      ну как сказать. Лично меня дефолт застал посередине Японского моря, на переходе из Находки то-ли в Ниигату, то-ли Тояму (за давностью лет не помню. да и не особо важно). Радиообмен с берегом чисто номинальный. Раз в сутки радиограмма о текущем положении, курсе, скорости, наличии запасов и прочее. Так что мы шлепали себе спокойно и ни о чем не подозревали. А вот по приходу.....оформились тамошними властями, поднялся на борт агент и вместе с документами притаранил местных газет и капитану - "Прикинь, какой шухер у вас там в России!" Если скажу что все были в акуе, это ни о чем! Особенно наши "пассажиры". Кто не в курсе, "пассажиры" это те же челноки только с документами моряков (типа матросы и мотористы в составе экипажа) промышляющие покупкой в Японии авто и перепродажей их в России. Вот те были в состоянии дикой паники граничащей с состоянием ступора. Ибо у всех были изрядные суммы в инвалюте, все было прикинуто и посчитано по текущему курсу валют. А тут такой "белый и пушистый полярный зверек" показал свою хитрую мордочку. Ну и сам я потерял пару тысяч бакинских.
      1. +2
        2 января 2021 15:12
        Цитата: Region-25.rus
        Ибо у всех были изрядные суммы в инвалюте, все было прикинуто и посчитано по текущему курсу валют.

        Если у моряков были изрядные суммы в инвалюте, то они НИКАК не могли что то потерять, ибо вернувшись с товаром, этот товар бы стоил в три раза дороже того на что они рассчитывали
        1. +4
          2 января 2021 15:57
          да, только кто бы у них купил то, что стало стоить в три раза дороже! Потому как покупатели, покупали доллары за РУБЛИ во всяких обменниках! А доллары стали дороже. И если ты успел прикупить баксы по старому курсу то да! А вот если нет..... Математика первого класса средней школы, изучение счета до ста.
          И да, у моряков не было на руках крупных сумм! Я писал про "пассажиров". А это или просто барыги, или представители различных ОПГ, или других не обязательно преступных группировок.
          1. +2
            2 января 2021 15:59
            Цитата: Region-25.rus
            да, только кто бы у них купил то, что стало стоить в три раза дороже!

            это просто осложнило продажу и заставило с умом подойти к покупке, никто не говорил что было легко
            1. +4
              2 января 2021 16:01
              Это СИЛЬНО (сори за капс) осложнило ведения этого (и не только) рода бизнеса. Я в той теме долго вращался как бы...И не надо мне рассказывать про то, что я видел лично. И...может расскажите как мне тяжело жилось при "кровавом совке"? И как сказочно при "святых" 90-х?
              1. +3
                2 января 2021 18:44
                Цитата: Region-25.rus
                И...может расскажите как мне тяжело жилось при "кровавом совке"? И как сказочно при "святых" 90-х?

                не по адресу вопрос. Вы видите много личных трагедий, а я вижу как работал финансовый пылесос выкачивающий деньги из страны. Конечно это трагедия когда кто то взял кредит в долларах, купил импорт, продал за рубли и тут на тебе!!! дефолт, вы теряете 70% покупательной способности ваших денег. Другое дело когда вы взяли доллары, они у вас на руках и .... дефолт, конечно проценты платить надо, но вы в гораздо более выгодной ситуации.
                Я родился в совке, точнее в СССР, до слез скучаю... как могу борюсь за социализм. Точнее за его элементы: бесплатное медобслуживание, образование и др..
                Вы поймите, точнее вспомните американские окорочка! дешевые, жирные.. они были в два раза дешевле наших синих кур! Было засилье иностранных продуктов, и товаров! а все потому что курс валют не отражал рыночной стоимости этих самых валют. И сейчас не отражает. Он формируется на Меж. валют. бирже. Где мировые банкиры ведут против нас войну. Придуман фейковый термин - "крепкий" рубль! который подразумевает что другая валюта подешевеет и рубль все купит. Только почему то когда рубль "укрепляется" наши производители чешут репу и спрашивают - почему наши товары никто не покупает?
                Сегодня наше правительство практически не влияет на курс валют, они не имеют к этому никакого отношения. И валютный пылесос по прежнему выкачивает наполнение рубля из страны.
    7. -4
      2 января 2021 15:47
      Пенсии, кстати, выплачивались довольно стабильно

      Первый раз слышу , что пенсии в 90-х выплачивались стабильно.
  2. +8
    2 января 2021 05:10
    Всех с Новым Годом!!!! Я так понимаю , то что мы в дыре, это очередной хитрый план, слава великому правителю.
    1. -5
      2 января 2021 07:36
      Цитата: Вольный ветер
      мы в дыре
      Без паники. Если не видите просвета, вероятно, вы движетесь в противоположном от выхода направлении.
      1. +7
        2 января 2021 08:35
        Ну в противоположном направлении от выхода вход. А что то везде темно. laughing С Новым Годом! Всех благ вам.
        1. -9
          2 января 2021 08:40
          Цитата: Вольный ветер
          А что то везде темно.
          Высылаю карту. Если есть фонарик, выход найдёте.
          1. +4
            2 января 2021 08:45
            Строение ваших внутренних органов мне не интересно, я женщин люблю.
            1. -5
              2 января 2021 09:03
              Цитата: Вольный ветер
              я женщин люблю
              Любите хоть поэзию, мне без разницы. Я понял, что у нас могут быть разные "вход" и "выход". Меня, к примеру, в 90-е сожрали, но я из желудка вышел с рвотной массой. А вы лезли без мыла через задний проход, а теперь прёте против перистальтики кишечника.
            2. +9
              2 января 2021 09:25
              Цитата: Вольный ветер
              Строение ваших внутренних органов мне не интересно, я женщин люблю.

              Если нарушится функция нарисованного, то вам будет уже не до женщин laughing
              Аптека станет вашей "женщиной" laughing
          2. Комментарий был удален.
      2. +4
        2 января 2021 09:23
        Цитата: sniperino
        Если не видите просвета, вероятно, вы движетесь в противоположном от выхода направлении.

        Иногда свет от встречного поезда принимают за свет в конце тоннеля. Может это ваш случай?
        1. -8
          2 января 2021 09:38
          Цитата: Silvestr
          Может это ваш случай?
          В дыре без света сегодня оказался ваш товарищ по партии, а вы о каких-то поездах из 2008 года рассуждаете. Или вы тоже с ним сегодня в дыре? Расслабьтесь, движение против перистальтики закончится подвздошно-слепокишечным клапаном (см. выше карту).
          1. +7
            2 января 2021 12:30
            Цитата: sniperino
            движение против перистальтики закончится подвздошно-слепокишечным клапаном

            Если такой спец по клапанному аппарату ЖКТ, то должны знать, что существует первичная и вторичная недостаточность Баугиневой заслонки. В 1-м случае вы получаете колонизацию тонкой кишки со всеми вытекающими последствиями, во 2-м случае рвоту фекалиями, как в случае с толстокишечной непроходимостью. Кстати, в ее классификации это момент присутствует: толстокишечная непроходимость с тонкокишечным компонентом и без него. Это влияет на тактику лечения пациента. laughing
    2. +7
      2 января 2021 08:12
      Цитата: Вольный ветер
      Я так понимаю , то что мы в дыре, это очередной хитрый план, слава великому правителю.

      Вероятнее всего, именно поэтому за неимением собственных достижений вспоминают промахи предыдущих (лучше всего - покойников) правителей.
      Цитата: sniperino
      Если не видите просвета, вероятно, вы движетесь в противоположном от выхода направлении.

      Какое интересно замечание! fellow А, мне предполагалось, что выражение:«Темно, как у ...» - говорит о многом, в том числе о безразличии в выборе направления продвижения именно в этом месте... wassat
      1. -5
        2 января 2021 11:37
        Цитата: ROSS 42
        о безразличии в выборе направления продвижения именно в этом месте
        Мы с вами пришли к общему выводу разными путями. Вам осталось только понять как вы с товарищами по несчастью угодили в ту "дыру без света", сделать для себя правильные выводы и не делать неправильных.
    3. -7
      2 января 2021 15:48
      Всех с Новым Годом!!!! Я так понимаю , то что мы в дыре,

      Вы , вполне может быть .
  3. +20
    2 января 2021 05:16
    Многие россияне по сей день вспоминают слова тогдашнего президента страны, Бориса Ельцина, ровно за три дня до полного коллапса отечественной финансовой системы «четко и твердо» заявившего начинавшим терять голову от происходящего гражданам:
    «Девальвации не будет!»

    Почти не просыхал он, какой с него спрос ?
    А памятник у Ельцин-центра переделать нужно.
    1. +19
      2 января 2021 08:03
      "Не будет девальвации.Твердо и четко.И не просто это я придумываю, или фантазия,или не хотел бы, нет.Это всё просчитано,это каждые сутки проводится эта работа и контроль,каждые сутки."Б.Н.Ельцин

      В 1998 уже окончательно было подорвано доверие народа к власти.События того года наглядно показали, что словам политиков нельзя верить - это звуки, которые им выгодно извлечь в данный момент.Так что теперь при любой опасности граждане меняют национальную валюту на доллары или евро и забирают банковские депозиты.Мы привыкли не складывать яйца в одну корзину - предпочитаем инвестировать деньги во что угодно,хоть под подушку спрятать,чем отдавать их правительству "на хранение".Как при таких "больших шухерах" забрать свои деньги из банка все помнят - никак.
      1. +10
        2 января 2021 13:07
        Цитата: Кроу
        В 1998 уже окончательно было подорвано доверие народа к власти.

        Вот он, красавец:

        И это подорванное доверие говорит нам, что власть должна не допускать подобных ситуаций, а не создавать их искусственно.
        1. +6
          2 января 2021 15:23
          Цитата: ROSS 42
          И это подорванное доверие говорит нам, что власть должна не допускать подобных ситуаций, а не создавать их искусственно.

          Самое грустное что это подорванное доверие не говорит власти о необходимости смены парадигмы управления страной, фактически это единственный случай когда в результате действий правительства, рубль пришел к своей реальной рыночной стоимости. Во всех остальных случаях курсом рулил ЦБ. Но власть не должна была допускать таких заявлений что ДЕФОЛТА НЕ БУДЕТ. именно это и подрывает доверие. Это как Путин и Пенсионная реформа.
      2. 0
        2 января 2021 15:45
        Как при таких "больших шухерах" забрать свои деньги из банка все помнят - никак

        А зачем хранить свои сбережения в банке ? )))
        Запомните - самую первую ошибку , которую вы совершаете при взаимоотношениях с банком - это когда переступаете порог банка ))))
    2. +1
      2 января 2021 15:45
      Простите, но я пописал на это чудо-юдо. Пописал и всё.
  4. +3
    2 января 2021 05:36
    «Черный понедельник» 17 августа 1998 года в конечном итоге пошел на пользу России

    Да очень смелое утверждение...итог запуск окончательной деидустриализации рф.ведь поле этих катаклизмов промышленность уже так и не стала на ноги.а 2тысячные добивали промышленность .погрясшую в валютых долгах.
    1. +1
      2 января 2021 07:20
      Цитата: апро
      Да очень смелое утверждение

      Кстати,можно согласиться.
      Правительство в связке,Е.Примаков-Ю.Маслюков,довольно быстро вытащило экономику из "трясины"
      После 1998года Запад похоронил Россию,так на заседаниях такой уважаемой организации как Бильдербургский клуб,Россию вообще не упоминали,посчитали что с нами покончено.Просчитались,о чём сейчас видимо жалеют,добить окончательно они шанс упустили.
      1. -4
        2 января 2021 08:07
        Цитата: bober1982
        Просчитались,о чём сейчас видимо жалеют,добить окончательно они шанс упустили.
        Мне в это очень долго не верилось. Даже после мира в Чечне ждал подвоха, предполагал, что замирились, чтобы раскачать весь Кавказ, Поволжье... Ожидал, что при Медведеве начнётся по новой. Однако, после принуждения Грузии к миру понял, что сильно ошибался в Путине. И не я один: на том фоне, откуда он появился...
        1. +1
          2 января 2021 08:29
          В результате победы в чехне , страна потеряла тысячи молодых парней, выплачивает им контрибуцию, но сместила один клан у власти на другой, который поет диферамбы утину, и безнаказанно фестивалят у нас. Вот такая вот победа, или нет? Ну и какой это провятел?
          1. -3
            2 января 2021 08:51
            Цитата: Вольный ветер
            В результате победы в чехне , страна потеряла тысячи молодых парней...который поет дифирамбы утину

            Ваш комент похож на это: "В результате ВОВ СССР потерял 27 миллионов..." и что? Сталин плохой?

            По результатам 2-й чеченской был заблокирован план по распаду России. Дорого? Дорого. Кто виноват в том, что началась Чечня - Путин или Ельцин? Ельцин!

            За одно это, за то, что Путин спас Россию от распада, ему памятник при жизни поставить надо, а вы, как и госдеп, мечтаете, как сказал один сенатор США, вынести Путина из Кремля: с почётом или вперёд ногами.

            Вольный ветер, вы на чью мельницу дуете?
            1. -3
              2 января 2021 12:18
              Цитата: Boris55
              Вольный ветер, вы на чью мельницу дуете?
              Вольный ветер в голове не дует ни на чью мельницу: он метёт пургу. (Пытаюсь отмазать)
            2. +7
              2 января 2021 12:58
              Носитель сумочек за собчаком и собчачькой на памятник не тянет.
              1. -3
                2 января 2021 15:15
                Цитата: Вольный ветер
                Носитель сумочек за собчаком и собчачькой на памятник не тянет.

                Что бы вы предприняли на его месте, что бы войти во власть и перехватить управление? Он вот пошёл таким путём и достиг своей цели, а каков бы был ваш путь? Изложите хот бы тезисно, как он, по вашему представлению, должен был поступать, что бы майор внешней разведки смог стать президентом?
                1. 0
                  3 января 2021 08:32
                  Ну по крайней мере теракты бы не устраивал. Объясните мне почему ни одного террориста на Дубровке не допросили, как они попали в Москву обвешанные оружием и взрывчаткой? как они катались по Москве и их никто не остановил? Почему их просто перестреляли? Хотя даже во время войны пленных допрашивали, я бы кого то допросил, а потом и застрелил, но почему никого не допросили. Значит они что то знали. И это не должно никому знать. Катитесь вы со своим великим..
                  1. -2
                    3 января 2021 08:57
                    Цитата: Вольный ветер
                    Ну по крайней мере теракты бы не устраивал.

                    Он их и не устраивал.

                    Их устраивали те, кто был недоволен тем, какую политику проводил Путин. Их цель заключалась в принуждении его к продолжению уничтожения России - остановить 2-ю чеченскую, дававшую старт этому процессу.

                    Кто они? Это госдеп за лужей и клан Ельцина "семья" в России, поставившая Путина президентом, в надежде на то, что он в истории останется как разрушитель России, а они будут как бы не причём - просчитались.

                    Теракт на Дубровке - это 2002-й год. Президент только начал набирать силу. Во всех органах власти, в том числе и силовиков, находились ставленники госдепа.

                    Террористы много знали о том, кто их прикрывал поэтому их и не оставили в живых... Помните, кто Басаева из Будёновска освободил? Правильно - Черномырдин и таких как он, во власти не мало...


                    ps
                    Террористы - это иррегулярная армия Запада. Их цель - добиться желаемого результата в обход всех правил. СМИ, "смакующие" теракты, являются пособниками террористов т.к. цель любого теракта - посеять страх среди населения. СМИ с этой задачей справляются как нельзя лучше.

                    pss
                    Короля делает свита. Она его делает в прямом и переносном смысле.
                  2. -2
                    3 января 2021 09:47
                    Цитата: Вольный ветер
                    теракты бы не устраивал
                    Похоже, у вас с террористами общие цели и хозяин: одни устраивают теракты, чтобы устранить власть и развалить страну, другие их отмазывают с теми же целями.
                  3. 0
                    6 января 2021 02:23
                    Цитата: Вольный ветер
                    Объясните мне почему ни одного террориста на Дубровке не допросили

                    Вроде на Дубровке террористов отравили газом. Была дилемма спасать отравленных зрителей или террористов. Приняли решение спасать зрителей, непохожих на террористов. Кроме того тогда Дудаев и Басаев открыто говорили о своих целях. Например секретарша Дудаева госпожа Асет открыто всем рассказывала, как Анна Политковская работала в тесной кооперации с ней.
      2. -6
        2 января 2021 08:17
        А вы были на заседаниях этого клуба? Интересно-интересно)
      3. +10
        2 января 2021 09:28
        Цитата: bober1982
        Правительство в связке,Е.Примаков-Ю.Маслюков

        И как их за это отблагодарили? - В отставку! А на их место тех, кто быстро "исправил" их успех
  5. +15
    2 января 2021 05:52
    Да помним! Помним, и то, что все началось не в 98, а на много лет ранее. Помним, жующего шоколадные конфеты, на своей даче, министра экономики и финансов СССР Гайдара, пусть его знаменитый дед спит спокойно, и это в то время, когда родители уже не знали чем кормить детей завтра. Помним и всю эту шайку реформаторов и демократов, в лице Гайдара, Чубайса, Бурбулиса, Шахрая, Полторанина, Попова, Лужкова и прочих, под руководством выдающегося деятеля Ельцина. Жаль, что никогда не услышим справедливую, историческую оценку деятельности этих субъектов, не только по развалу СССР, но результатам их деятельности, которая, по своей сути, была не менее трагична, чем так часто упоминаемый Голодомор 30-х годов.
    А потом?
    Из этого кризиса она вышла обновленной, более конкурентоспособной, богатой и сильной.
    Ага, сразу взяла и вышла... Вышла, почти, только растянулось это на два десятилетия и для многих окончилось трагически.
    1. +2
      2 января 2021 06:02
      Жаль, что никогда не услышим справедливую, историческую оценку деятельности этих субъектов, не только по развалу СССР,

      Услышим...вернее прочитаем...еще вернее наши потомки прочитают smile в трудах профессиональных историков ,лет этак через сто...когда улягутся нынешние страсти и эмоции.
      Если конечно это будет история написанная нашими учеными, а не англосаксонами.
    2. KCA
      +8
      2 января 2021 08:18
      К счастью, своих детей у Аркадия Гайдара не было, и отец хомячка был приёмный, внук не смог посрамить честь деда
    3. -3
      3 января 2021 09:58
      Цитата: Владимир61
      не менее трагична, чем так часто упоминаемый Голодомор 30-х годов.
      Забыли "в/на" добавить: "...так часто упоминаемый в/на...". У нас про голод в это время говорят.
  6. +5
    2 января 2021 06:25
    Вся эта либеральная группа "реформаторов" очень тщательно готовилась Андроповым,ещё с 70-ых годов,и отбор там был очень серьёзный.
    Упомянутый автором статьи исчезнувший стабилизационный кредит МВФ в пять миллиардов,выданный накануне дефолта,никуда не исчезал,он был конвертирован в твердую валюту самими же "реформаторами",в целях обогащения.
    1. +3
      2 января 2021 07:19
      Цитата: bober1982
      кредит МВФ в пять миллиардов,выданный накануне дефолта,никуда не исчезал,он был конвертирован в твердую валюту
      Зачем лишняя операция? На конвертации при ежечасно дешевеющем рубле потеряли бы. Он уже был в твёрдой валюте: только по своим счетам через "прокладки" раскидать.
      1. +2
        2 января 2021 07:24
        Цитата: sniperino
        На конвертации при ежечасно дешевеющем рубле потеряли бы.

        Так ведь,конвертировали до дешевеющего рубля.Всё было заранее известно,им конечно,а не согражданам.
        При ежечасно дешевеющем рубле всё потеряли рядовые граждане.
        1. +1
          2 января 2021 07:26
          Цитата: bober1982
          конвертировали до дешевеющего рубля
          Пардон, до обрушившегося рубля. А дешеветь он не переставал.
    2. +1
      2 января 2021 07:42
      Вся эта либеральная группа "реформаторов" очень тщательно готовилась Андроповым,ещё с 70-ых годов,и отбор там был очень серьёзный.

      Была одно время в инете статья об этом...там последовательно описывались все стадии развития общества которые происходят сейчас в России...я тогда принял это все за фантазии автора...но сейчас вижу все как под копирку повторяет описанное в статье. hi
      Стратегический план на будущее России...эх жаль не копнул глубже по этой статье.
      1. +1
        2 января 2021 15:38
        Цитата: Леха с Андроида.
        Стратегический план на будущее России...эх жаль не копнул глубже по этой статье.

        Стратегия, как известно, это долгосрочное планирование. У нас же в верхах тактики. Далеко не заглядывают, проплаченные эксперты в унисон твердят что мир меняется быстрее чем мы можем просчитать, никто и не думает заглянуть на пару поколений вперед. sad
        Имеются конечно наработки: термоядерный реактор, строящийся в Сарове. Это самое интересное.. Однако при такой кадровой политике, все наработки достанутся Западу, после того как мы решим все проблемы. Ибо проще купить человека чем развить отрасль.
        С точки зрения стратегии, пусть бы лучше американцы продавали свой газ в Европу. Торгующий сырьем всегда проигрывает, как учит исторический опыт.
        Цитата: Леха с Андроида.
        .там последовательно описывались все стадии развития общества которые происходят сейчас в России...я тогда принял это все за фантазии автора

        какие стадии развития? Аристотель 2200 лет тому назад сказал что аристократия дорвавшаяся до власти превращается в олигархат. Ничего не поменялось за две тысячи лет!
  7. +5
    2 января 2021 07:23
    Память «черного понедельника»: дефолт 1998 года – как это было

    Как было? Ладно, эта «полутрезвая» кукла «ласты склеила», но жив и в полном здравии непосредственный «успокоитель того времени» - Герой России Владимир Ленинович... wassat Что же вы его не распросили? Он много чего мог бы рассказать?
    Из этого кризиса она вышла обновленной, более конкурентоспособной, богатой и сильной.

    Из этого кризиса, после которого по идее должна бы вернуться старая экономическая формация (это же благодаря Жириновскому и его партии ЕБН не получил «отлуп»), власть вынесла для себя одно важное решение - все невзгоды и промахи нужно решать за счёт населения страны, что она с успехом делает до настоящего времени.
  8. +6
    2 января 2021 07:26
    Я эти дни прекрасно "пережил". Был молодой и глупый. 3 курс института. Родители в отпуске. Хата-свободна.) Но морду вечно пьяного "гаранта" даже сейчас, на фото, видеть не могу.
    1. +5
      2 января 2021 08:17
      Цитата: Андрей Николаевич
      Но морду вечно пьяного "гаранта" даже сейчас, на фото, видеть не могу.

      У вас прослеживается явная тенденция к тому, что скоро вам станет претить замкнутое заглубленное пространство... yes
  9. +5
    2 января 2021 08:30
    Я помню, что попали те, кто брал кредиты в валюте. Много контор-однодневок рассыпалось. Но чем дальше от Москвы, тем менее было заметно влияние дефолта. Такого прям апокалипсиса не помню. Потому что не миллионер))
    1. 0
      2 января 2021 10:32
      Цитата: Moskovit
      Такого прям апокалипсиса не помню

      Да,паника прекратилась сравнительно быстро,русский человек,или говоря словами Бориса Николаевича-дорогие россияне,ко всему привычны.
      1. +5
        2 января 2021 11:08
        Когда меняли деньги в 93, было похуже. Тогда народ ограбили по полной.
        1. +2
          2 января 2021 15:42
          Цитата: Moskovit
          Когда меняли деньги в 93, было похуже. Тогда народ ограбили по полной.

          я тогда приехал с Севера покупать квартиру... был миллион, когда зондировал цены на квартиры в Омске в сентябре. В октябре приехал, в ноябре купил пол дома развалюшку в пригороде.. Квартиры взлетели за месяц до 10 и больше лямов!
        2. +1
          2 января 2021 17:31
          Цитата: Moskovit
          Когда меняли деньги в 93, было похуже.

          В 90-м меняли. Реформа Павлова...
          1. +2
            3 января 2021 08:45
            Меняли и в 90-м. Но тогда тогда 50 и 100 рублёвые купюры.
            Тогда попали пенсионеры, которые хранили деньги на чёрный день. А в 93 все деньги.
            1. +1
              3 января 2021 11:22
              Цитата: Moskovit
              Меняли и в 90-м. Но тогда тогда 50 и 100 рублёвые купюры.

              Я мотался на лыжах к деду. Отмахал пять километров...
      2. -1
        3 января 2021 10:09
        Цитата: bober1982
        паника прекратилась сравнительно быстро
        Задержки и невыплаты зарплаты все 90-е гораздо тяжелее переживались, по моим ощущениям, чем дефолт в конце того десятилетия. Те, кто сумел в 90-е сделать накопления, вероятно, сильнее пострадали при дефолте, но это очень небольшая часть общества. Паника была преимущественно информационная, нагнетаемая СМИ.
        1. 0
          3 января 2021 11:24
          Цитата: sniperino
          Задержки и невыплаты зарплаты все 90-е

          А вот у нас не было задержки
  10. +3
    2 января 2021 08:31
    В статье всего 5505 знаков с пробелами. Все-таки для такой сложной темы слишком мало. Все-таки здесь не Дзен. Ну хоть бы до 8000 автор довел...
    1. +4
      2 января 2021 15:51
      Цитата: kalibr
      В статье всего 5505 знаков с пробелами.

      дело не в знаках а в терминологии и знании экономики и предмета о котором речь. ЦБ всегда поддерживал такой курс валют при котором выгоднее из России вывозить ресурсы и не давать развитию производства. Дефолт 98 это результат деятельности правительства Примакова, которого кстати никто не ругает smile , при котором рублю вернули его рыночную стоимость. Киндера назначили агнцом на заклание, провели реструктуризацию долга, отменили ГКО. Да! кризис, что в переводе с греческого СУД.
      Страну сохранили... я помню шли тогда разговоры о создании Сибирской республии и других....
      Беда, что все помнят разорившихся торгашей, но никто не вспоминает что уже через пол года на прилавках появилась российская курятина, что экономика в натуральном выражении выросла на 24 процента в год!!!!!
  11. +6
    2 января 2021 09:15
    . отказ от ставшего моментально безумно дорогим импорта подстегнул развитие российской промышленности, создал для него реальные предпосылки и условия.

    Почему автор не указал на то, как реализованы эти предпосылки? По каких направлениям у нас полный цикл производства?
    . Из этого кризиса она вышла обновленной, более конкурентоспособной, богатой и сильной.

    Новогодние праздники не прошли даром- шампанское голову кружит laughing Раскрыл бы содержание этого опуса.
    Все указанное было только за счёт космических цен на углеводородов, как только они упали, так все и исчезло.
    Осталось только отсутствие
    . какой-либо перспективы на ближайшее будущее.
  12. +8
    2 января 2021 09:57
    «Черный понедельник» 17 августа 1998 года в конечном итоге пошел на пользу России, к тому моменту окончательно превращавшейся в сырьевой придаток Запада.

    Из этого кризиса она вышла обновленной, более конкурентоспособной, богатой и сильной.

    Блин! Ещё один певец некогда популярного хита:"Это очень хорошо,что пока нам плохо!" А то,что в результате этого "чёрного понедельника" народ резко обнищал, множество судеб оказалось сломлено, загублены человеческие жизни- автору "фиолетово" ! А як же! Он своё прокукарекал! Представьте себе...у человека опухоль захватила почти всё лицо,а дохтур смотрит на затылок и говорит : "Батенька,да у вас всё в порядке!"...То ,что ЕБН сделал-не иначе,как величайшей подлостью не назовёшь! Порядочные люди , если такое сотворили ,даже не умышленно, а по ошибке, сразу подавали в отставку! Но порядочность-не для ЕБН ! Заметьте...это свойственно не только для одного ЕБН,но вообще для правящего в России режима либерастического толка : сотворить глупости,подлости и сделать вид ,что ничего такого и не было(!),и нечего об этом говорить ...вспоминать ! И путинский режим-не исключение! Но я отвлёкся! Вернёмся к нашему "павлику морозову" ,то бишь к Харалужному! Кто его тянул за язык повторять известную отмазку либерастни ? Он мог "в кратце" упомянуть мерзапакостину, которую устроил ЕБН и его команда,но акцентироваться больше на тех вариантах , которые были возможны ,чтобы не допустить катастрофы; но которые ЕБН-ская либерастня сознательно отвергла ! Акцентироваться на том уроне ,что нанесла стране катастрофа ,устроенная ЕБН-ским режимом власти !
    1. +2
      2 января 2021 17:36
      В тот день разорились десятки тысяч средних и малых предприятий и предпринимателей. Не малая часть из них покончила свою жизнь самоубийством.
      1. +2
        2 января 2021 17:50
        Цитата: Drugov
        В тот день разорились десятки тысяч средних и малых предприятий и предпринимателей. Не малая часть из них покончила свою жизнь самоубийством

        О чём и моя речь !
  13. +6
    2 января 2021 10:18
    Как бы то ни было, Россия, вопреки ожиданию многих, не рухнула.
    laughing А кто ожидал-то? ЕБН с Чубайсом? smile
    Из этого кризиса она вышла обновленной, более конкурентоспособной, богатой и сильной.
    ..Так что получается, ради этого дефолт и затевался?
  14. +7
    2 января 2021 10:56
    В те времена работал зам. начальника поисково-спасательной службы и командиром отрядом спасателей одного из южных регионов. Задержка по зарплате была 12 месяцев. Ребята-спасатели при спуске с крыши теряли сознание с голодухи... Проклятые времена...
  15. +4
    2 января 2021 13:02
    Сегодня не август и даже не понедельник. Автор что-то знает... Но не сказал.
  16. +5
    2 января 2021 13:43
    редкостная....
  17. +2
    2 января 2021 14:30
    Помню потыкался я тогда по банкам, нигде долларов естественно нет, еду на работу на маршрутке, грустный, и видимо "наверху" решили что "этого" надо пожалеть. Какой то внутренний пендаль заставил выйти на остановке, второй пендаль не дал остановится на входе в банк, где тоже было написано "долларов нет". Долларов нет, зато есть есть фунты и швейцарские франки!) Они тоже потом подорожали, так и спас я тогда свои скромные накопления, заработанные тяжелым трудом.
    1. +1
      2 января 2021 15:53
      Цитата: bairat
      есть есть фунты и швейцарские франки!) Они тоже потом подорожали, так и спас я тогда свои скромные накопления, заработанные тяжелым трудом.

      Заграница нам поможет!!!!
  18. 0
    2 января 2021 15:06
    Чтоб тебя и твоих отпрысков,бориска,черти не выпускали из котла!!!
  19. BAI
    +1
    2 января 2021 15:26
    Помимо всего прочего, ему сопутствовало «исчезновение» около 5 миллиардов долларов из целевого кредита, выделенного МВФ для спасения российской финансовой системы.

    Это не единственный пропавший кредит. Еще пропал кредит на реструктуризацию угольной промышленности. До шахт не дошло ни рубля, все исчезло в Москве.
    1. -1
      2 января 2021 15:57
      А где же ещё, лично в моей аборигеновской глотке...)))
  20. 0
    2 января 2021 15:33
    А я тогда влетел... конкретно... А кто не влетел? Может только Чубайс который знал об этом.
    1. 0
      2 января 2021 16:11
      А хотите, уважаемые коллеги, для смеху? Год не помню, суббота, на даче, радио говорит, какие-то купюры с понедельника отменяют. Ладно, собрали всё, что есть, сел на Жигуль, доехал до ближайшего гамаза, взял три мешка сахара. Грузанул в багажник. И радикулиту приятно и дома потом очень долго об эти мешки спотыкались... )))
  21. +5
    2 января 2021 17:01
    "Помимо всего прочего, ему сопутствовало «исчезновение» около 5 миллиардов долларов из целевого кредита, выделенного МВФ для спасения российской финансовой системы."
    Вообще-то, по ТВ замГенпрокурора рассказывал, как Немцов и дочка Ельцина эти деньги выводили в свой карман. Потом он куда-то пропал, надеюсь, просто уволили wassat
  22. +1
    2 января 2021 17:23
    Интересно: сколько лет было Александпу Харалужному в 1998 году?
  23. +1
    2 января 2021 17:37
    А Чубайс ходит и жизни радуется!
  24. +1
    2 января 2021 19:05
    дефолт 1998 года

    Был одним из самых тяжелых кризисов за последние 35 лет.
  25. 0
    2 января 2021 19:07
    переходом к рыночным отношениям

    Хотели рыночные отношения, а получили развал страны и промышленности.
  26. +1
    2 января 2021 19:09
    его официальное соотношение к мировым валютам не имело ничего общего с реальностью.

    так же и сейчас курс рубля не соответствует реальной стоимости.
  27. +1
    2 января 2021 19:13
    ГКО – Государственные краткосрочные облигации, обладавшие невероятной (для ценных бумаг такого рода) доходностью в 60 % годовых при мировой практике в 4–5% годовых.

    Рынок ГКО оказался тогда самой настоящей финансовой пирамидой.
  28. +2
    2 января 2021 19:20
    сопутствовало «исчезновение» около 5 миллиардов долларов из целевого кредита, выделенного МВФ для спасения российской финансовой системы.

    Куда деньги делись request bully
  29. for
    0
    2 января 2021 19:22
    Денежной массы не хватало катастрофически. И результатом этого стало множество проблем – от многомесячных невыплат зарплат, пособий и пенсий

    Помню в фирме работал, зарплата вовремя, если хочешь аванс. Однажды слух зарплату задержат, вечером привезли правда доллары, рублей не было. Во многом от хозяина зависит. Не "газнефть".
  30. +3
    2 января 2021 19:36
    Вынужденный отказ от ставшего моментально безумно дорогим импорта подстегнул развитие российской промышленности, создал для него реальные предпосылки и условия.

    Почемуто ничего подобного нет...
    Все импортное
  31. +4
    2 января 2021 19:37
    Из этого кризиса она вышла обновленной, более конкурентоспособной, богатой и сильной.

    Ну прям нашу продукцию покупают за рубежом, мы потеснили запад на рынке laughing Такими мы богатыми стали, что пришлось пенсионный возраст поднимать...
  32. +1
    2 января 2021 21:25
    Надо было добить народ и довести людей до состояния ослов, довели. Из людей, которые закончили среднее образование, сделали народ, который заряжал трёхлитровые банки воды через телевизор. Это же надо было забить в голову народу, первыми полетевшими в Космос, что те которые врут народу от негатива от народа обратно через телевизор вруны пострадают. Вместо сплочения и отмщения, дружной колонной пошли за козлами на скотобойню. Господа, что вы имели от советской власти - нихрена не имели, а при этой власти у вас будет в три раза больше и наконец будет жвачка и будете ходить, как корова на отрыжке и жевать, жевать химию, которою дождаться не могли. Для улучшения настроения анекдот. Была у одного кума сучка овчарка. Наконец она ощенилась. Тут приходит к куму в гости кум. Приносит пляшку. Выпили глянули на щенков. Кум говорит - может подаришь мне одного щенка? Кум отвечает - хрен тебе, а не щенка, когда у сучки была свадьба, ты к ней в очереди не стоял.
  33. 0
    2 января 2021 21:26
    ПРОКЛЯТАЯ НА ФОТО!!!
  34. +1
    3 января 2021 11:16
    Рыночные отношения в эпоху Ельцина заключались в том что государственный аппарат (состоявший из аферистов во главе с главным кремлевским аферистом) залезли в карманы всех участников рынка !!!

    С тех славных пор и доныне в государствах-республиках бывшего Союза существует славная традиция которая заключается в том что власть имущие придумывают все новые изощренные способы ограбления своих же народов !!! И каждый новый очередной виток беспредела сверху традиционно называют рыночными реформами !!!
  35. 0
    6 января 2021 22:23
    «Черный понедельник» 17 августа 1998 года в конечном итоге пошел на пользу России,
    к тому моменту окончательно превращавшейся в сырьевой придаток Запада.
    Из этого кризиса она вышла обновленной, более конкурентоспособной,
    богатой и сильной.

    Вам же автор в конце ясно показал, что дефолт и 220 лярдов внешнего долга
    -это тот волшебный пендаль, который дал волшебное ускорение и страна
    начала стремительно развиваться. А вот без этого бы, видимо, труба была бы.
    (я аж позавидовал, как люди умеют навыворот выворачивать)
    Ну вот "братья меньшие" и поступают "по образцу и подобию" России,
    авось и у них наступит волшебный пендаль. Украина вон занимает, занимает, уже
    за 100 лярдов превалило- видать вот вот пендаль произойдет и станет она
    "обновленной, более конкурентоспособной, богатой и сильной"
  36. Комментарий был удален.
  37. 0
    7 февраля 2021 11:31
    Вопросы кто украл 5млрд. и кто нажился на дефолте. Вся тогдашняя "элитка" это сделала, ну а народ кинули.
  38. 0
    9 февраля 2021 12:36
    Хочется сказать спасибо отдельное Меченому, за идеи о 6 сотках, без подсобного хозяйства многие бы не выжили, но, скорее всего, всех перестройщиков бы на вилы обули... А вот трёхпалый коммуняка, жаль на рельсы не лёг.. Теперь ему памятники и дворцы строят, иуде.. Жаль, что его надгробие триколором опоясали, а то бы давно взорвали...
  39. 0
    13 февраля 2021 14:40
    Даже на снимке видна пропитая рожа "гаранта Конституции", - алкаша Борьки!
  40. 0
    16 марта 2021 10:42
    ЕБНец самый худший руководитель за последнии 700 лет в на Руси и России. Человек обрёл на геноцид НАРОД РОССИЙСКИЙ.