Для чего ВС США используют микросамолеты? И нужны ли они России

43
Для чего ВС США используют микросамолеты? И нужны ли они России

Первый самолет Bede BD-5 micro был разработан в конце 1960 годов в США авиаконструктором Джимом Беда.

Какое-то время проект жил ничем не примечательной жизнью, до тех пор пока вооруженные силы не обратили на него свое пристальное внимание.



Дело в том, что в эру развития ракетных технологий задача обнаружения и уничтожения низколетящих малозаметных целей становилась все актуальней.

В качестве имитации таких целей применялись специальные ракеты-мишени, однако данное решение имело ряд существенных недостатков, главным из которых была цена – такая мишень была, по сути, одноразовой.

Современные варианты имеют возможность совершать приземление с помощью парашюта, однако никаких гарантий сохранения целостности ЛА нет. В то же время испытание новых радиолокационных систем в идеале требовало целую серию пусков.

Второй недостаток заключался в системе управления – ракета могла лететь только по заранее заданному алгоритму. Более совершенные системы ориентирования, в свою очередь, приводили к удорожанию такой мишени.

Стоимость же микросамолета предельно мала, ввиду максимальной простоты всей конструкции, что наглядно продемонстрировано на иллюстрации ниже.


Третье уязвимое место ракет-мишеней – это безопасность.

И эта проблема со временем становится все более актуальной, так как современная концепция войны предполагает тесное взаимодействие между различными родами войск. И неплохо было бы отрабатывать это взаимодействие во время тренировок. Но запускать обычную ракету-мишень на полигоне, плотно набитом по факту дружественными силами, может быть крайне опасным.

Использование маленького реактивного самолета, в свою очередь, открывает поистине широчайшие возможности – за одну испытательную сессию можно имитировать большое количество пусков в широком диапазоне профилей полета. Изменения можно вносить прямо на месте.

Сам самолет очень мал, нетребователен к инфраструктуре и легко доставляется в любое место. Масса машины всего чуть больше 1100 кг.


В одном транспортном самолете можно перевести сразу несколько таких машин и проводить тренировки расчетов ПВО по всей стране.

Особенно ярко преимущества такого решения проявляются при имитации залпового пуска крылатых ракет.

Поскольку Россия традиционно имеет большое количество наработок в сфере ПВО, то разработка отечественного аналога американской программы SMART-1 крайне желательна, ввиду того что она позволяет решить сразу несколько задач:

- В перспективе сэкономить деньги на замене ракет-мишеней.

- Ускорить все исследования в сфере ПВО.

- Положительно отразится на качестве подготовки личного состава.

Летные качества такого аппарата позволяют имитировать практически полный набор режимов полета: взлет, набор высоты, горизонтальный полет, снижение, развороты, «змейка», пикирование, кабрирование, пикирование с переводом в кабрирование, полет на малой высоте.
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    6 января 2021 05:39
    мишень была, по сути, одноразовой.
    А этот Bede получается многоразовым ?
    1. 0
      6 января 2021 06:18
      winked что-то мне кажется преждевременно, бегущему кататься, на коньках, русскому мальчику, задавать такие вопросы crying не?
      Для чего ВС США используют микросамолеты? И нужны ли они России

      [media=http://]
    2. -2
      6 января 2021 06:34
      Я так понимаю, это будет ПИЛОТИРУЕМАЯ мишень? Само собой по ней не будут ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ реальные пуски/стрельбы проводиться, но я бы побоялся. laughing
      1. +9
        6 января 2021 08:40
        Самолет интересный Bede BD-5 микро,о котором тут рассказано.вот только забыли упомянуть,что создавался он,как аппарат для массового использования.Вместо автомобиля.Цена его была чуть больше 2000 долларов(в 60х годах).В 1970-х годах компания обанкротилась, и фактически было построено всего несколько комплектов самолетов.BD-5 мог преодолевать более 1000 миль и развивать скорость более 200 миль в час с двигателем мощностью 40 л.с., которому требовалось всего 400 футов для взлета взлетно-посадочной полосы. Скорость сваливания была 60 миль в час. п.с. ресурс,откуда взято видео очень интересный.Советую.
        1. 0
          6 января 2021 08:41
          Цитата: mirag2
          ресурс,откуда взято видео очень интересный.Советую

          Спасибо, но видео просматривать особо времени нет.
        2. +4
          6 января 2021 08:46
          А еще реактивный БЕДЕ появлялся в двух фильмах о Джеймсе Бонде
        3. +1
          7 января 2021 00:08
          Забавный самолетик, до сих пор можно купить, порядка 90 штук зеленых.
          https://www.historynet.com/why-did-this-crazy-kitplane-kill-so-many-pilots.htm
        4. 0
          7 января 2021 14:18
          Цитата: mirag2
          В 1970-х годах компания обанкротилась

          ========
          Да ну? Прям так и обанкротилась? Эта информация была представлена на сайте "Уголок неба" (http://www.airwar.ru/enc/la/bd8.html). Однако на том же сайте есть информация и о других, гораздо более поздних разработках той же фирмы "Bede Aircraft Corporation", последняя из которых датируется 2001 годом:
          Плииз! BD-17 Nugget 2001? Производитель "Bede Corp.:

          (http://www.airwar.ru/enc/la/bd17.html)
          Возможно, после банкротства компания прошла реструктуризацию, а может и вообще "А был ли мальчик? Может мальчика то и не было?" request
          ----------
          Цитата: mirag2
          фактически было построено всего несколько комплектов самолетов.BD-5

          ======
          Угу! Всего несколько? belay Ну, если для Вас 5100 комплектов для самостоятельной сборки и 210 готовых самолетов - это "ВСЕГО НЕСКОЛЬКО", то сколько же для Вас, уважаемый Александр означает "МНОГО"???? laughing lol
          P.S. Источник: https://avia.pro/blog/bede-bd-5-tehnicheskie-harakteristiki-foto
          P.P.S. Кстати на день сегодняшний - продолжают летать более 30 машин и еще ок. полутора сотен машин находятся в состоянии летной годности. request
  2. -2
    6 января 2021 05:49
    Скорость у него маловата для имитации ракет, эдак проще бпла использовать . Очень медленно летит. Да и не продадут нам его, а сами лет 50 тележиться будем
    1. -4
      6 января 2021 07:06
      Цитата: тлауикол
      Скорость у него маловата для имитации ракет, эдак проще бпла использовать . Очень медленно летит. Да и не продадут нам его, а сами лет 50 тележиться будем

      Согласен полностью! Вещь микроавиация может и полезная, но не для ПВО.
      Первое - скорости! В эпоху становления гиперзвуковых скоростей пять сотен километров несерьезно. Увеличение ТТХ приведёт к переходу микро к мини и т.д. В этом случае теряется смысл игрушки.
      Второе - человек. Он ведь будет в воздухе, когда мы будем имитировать боевые стрельбы! Да и стоимость его подготовки не дешевое удовольствие.
      Третье - искусственный интеллект и дистанционное управление. Проще разработать радиоуправляемый бла-мишень, с отработанной системой возврата аппарата по самолетному. Как минимум, что прилетит жалко, но деньги это не люди.
      Ну где-то так!
  3. +12
    6 января 2021 05:51
    Летные качества такого аппарата позволяют имитировать практически полный набор режимов полета: взлет, набор высоты, горизонтальный полет, снижение, развороты, «змейка», пикирование, кабрирование, пикирование с переводом в кабрирование, полет на малой высоте.

    ПВО (как наземную,так и морскую) тренировать пригодился бы.
    1. -8
      6 января 2021 06:14
      Цитата: Кроу
      ПВО (как наземную,так и морскую) тренировать пригодился бы.

      Для полного ознакомления вариантов BEDE:
      http://ru.knowledgr.com/00868897/БедBD5
      Его можно было бы использовать для подготовки лётного состава (массово). Что касается ПВО... wassat При максимальной скорости 480 км/ч (Результатом был гладкий BD-5J, самолет (на 480 км/ч) на 300 миль в час) эти тренировки ПВО напоминали бы тренировки охотников за зайцами на черепахах...
      1. +1
        6 января 2021 08:43
        ))) какие тренировки??? Он был создан для массовых продаж и массовой эксплуатации вместо автомобиля...
        1. -6
          6 января 2021 09:26
          Цитата: mirag2
          Он был создан для массовых продаж и массовой эксплуатации вместо автомобиля...

          yes good
          Но наше мнение и познания из материала о BEDE останутся при нас. Тут же главное успеть поставить палку...
          Вы, господа «особливо грамотные»! Хотя бы прочитайте здесь:

          Отечественную ПВО они собрались тренировать... fool
          Купите фанеры, настройте аэропланов и летите к ...матери, пока петухи не прокукарекали... laughing
        2. +2
          6 января 2021 11:06
          Цитата: mirag2
          Он был создан для массовых продаж и массовой эксплуатации вместо автомобиля...

          У нас это не возможно! А что если все сядут в самолет и улетят?
  4. +6
    6 января 2021 06:10
    призывной возраст снизят до 5 лет на случай войны , карлики лилипуты опять же .....
  5. +12
    6 января 2021 06:31
    Цитата: Кроу
    тренировать пригодился бы.

    А именно расчетов РЛС. Не знаю есть ли у нас мишени, имитирующие крылатые ракеты на сверхмалых высотах. А многоразовая мишень именно для тренировки нахождения, определения и сопровождения цели в виде минисамолета с ЭПР как у КР, убивает с экономической стороны двух зайцев в виде тренировки расчетов ЗРК и одновременно летного состава без использования и расхода ресурса сверхдорогой боевой авиации и траты мишеней-имитаторов. Мысль интересная. Мишени можно оставить только для проверки боевых ЗР.
  6. +2
    6 января 2021 07:10
    Меня напрягло другое!
    Первый самолет Bede BD-5 micro был разработан в конце 1960 годов в США авиаконструктором Джимом Беда.

    Как там у Носова, поговаривал капитан Врунгель «Как корабль Вы назовёте так он и проплывёт...»! bully
    1. -1
      24 февраля 2021 11:06
      Автор статьи ошибся. По-английски Bede читается, как Бид (иногда произносят Бэдэ, как правильно не знаю). Беда там никаким боком. Биде разве что...
  7. +4
    6 января 2021 07:50
    Нужно просто создать серию беспилотных мишеней малого и сверхмалого класса, и тренировать расчеты ПВО по их поиску и поражению непрерывно, а не хвататься за чужие идеи.
  8. +1
    6 января 2021 09:56
    Вы не поверите, но есть специальные тренажеры для тренировки ПВО и для этого скоро не будет необходимости проводить дорогостоящие стрельбы.
    1. +6
      6 января 2021 12:36
      Цитата: Виктор Сергеев
      Вы не поверите, но есть специальные тренажеры для тренировки ПВО и для этого скоро не будет необходимости проводить дорогостоящие стрельбы.

      Есть конечно, есть и электронные пуски.

      Но использование мишени это всегда +1 шаг к боевым условиям.


      Плюс еще в чем... этими мишенями можно провести "рекогносцировку" ПВО на местности.
      Т.е. допустим в теории просчитали что локально расположенная система должна обнаруживать низколетящие цели которые будут лететь по определенному маршруту с учетом местности.

      И неплохо было бы по этому маршруту пролететь на таком самолете и получить реальные данные - что и как видно.
      1. +2
        6 января 2021 21:31
        Реальные стрельбы это хорошо, если стрелять каждый день, но это жутко дорого. Стрельба раз в год или даже месяц бесполезна. Я сам ПВОшник (С200), учились на имитаторах, реальная стрельба бай Бог раз года в 3 на полигоне и ничего, все было прекрасно.
      2. +1
        9 января 2021 11:27
        В качестве мишеней зачастую используют те же ракеты ЗУР. И стреляют ракетами срок хранения которых подошел к критическому сроку хранения. Так что не слишком то и тратятся. Устаревшие ракеты нужно утилизировать, а это деньги ничуть не меньше чем стоимость мишени.
        Да ещё, программы обучающие и имитирующие как цели так и собственные ЗУР стоят на каждом ЗРК. Можно имитировать налет любой сложности.
        Использование имитатора "электронный пуск" используется и в боевой обстановке. Во Вьетнаме, командир зрдн после того как расстрелял все ракеты, на С-75 их 6. Не бросился вместе с расчетом в окоп прятаться, а произвел электронный пуск. Заработал РПК (радиопередатчик команд) т.е полная имитация наведения ЗУР на цель. У америкоса сработал датчик пуска ракет и тот благополучно свалил.
        1. 0
          9 января 2021 12:00
          Цитата: ВАШ
          В качестве мишеней зачастую используют те же ракеты ЗУР.

          Они в принципе не могут имитировать низколетящие цели, движущиеся с огибанием рельефа местности.
          Ну и вопрос безопасности, который обсуждался так же важен - в Московском регионе ракетами с истекающим сроком годности пулять самое оно)))
          + рекогнисцировка реального положения дел на конкретной местности, когда важно не то как система сама себя "развлекает", а то что реально она видит а что нет.
          1. 0
            9 января 2021 13:03
            Ну вы даете. Кто это вам сказал что боевые стрельбы проходят в местах постоянной дислокации? Ашулук, КопЯр, СарыШаган наше все. Не в курсе Телембу закрыли или все же там что-то осталось.
            1. -1
              9 января 2021 14:03
              Цитата: ВАШ
              Ну вы даете. Кто это вам сказал что боевые стрельбы проходят в местах постоянной дислокации? Ашулук, КопЯр, СарыШаган наше все. Не в курсе Телембу закрыли или все же там что-то осталось.

              Владимир, я не буду с вами спорить и объяснять несложные вещи.
              Буквально строкой ниже Николай Konniсk все вполне доходчиво изложил.

              Уверен, что при желании вы сможете разобраться и понять о чем идет речь и что характер цели в виде КР летящей на малой высоте с огибанием рельефа местности отличается от зенитной ракеты используемой в качестве мишени.

              А просто так писать, ради того что бы писать, или сделать видимость разговора или упаси господи "спора" не нужно.

              Считаете что нормально тренироваться на ЗР в эру крылатых ракет - ок, у нас плюрализм мнений, вас услышали.
              1. +1
                10 января 2021 14:26
                Нет ничего сложного в том чтобы запрограммировать полет ЗУР на малой высоте. Или вы так не считаете.
                Да и спорить со мной офицером ПВО с 30 летним стажем сложно. У вас теория, у меня теория и многолетняя практика
  9. +4
    6 января 2021 13:27
    Цитата: Александр Воронцов
    неплохо было бы по этому маршруту пролететь на таком самолете и получить реальные данные - что и как видно.

    А то у нас учения проводятся только на полигонах, типа Капустина Яра, в ровной как стол, местности. А с такими минисамолетами можно проводить обучение и тренировки, например, даже в Московской зоне ПВО и в районах базирования комплексов ЗРК со сложным рельефом или в районах с большой плотностью населения. Громадная экономия и постоянная возможность поддержания боеготовности.
    1. +3
      6 января 2021 13:47
      Цитата: Konnick
      Цитата: Александр Воронцов
      неплохо было бы по этому маршруту пролететь на таком самолете и получить реальные данные - что и как видно.

      А то у нас учения проводятся только на полигонах, типа Капустина Яра, в ровной как стол, местности. А с такими минисамолетами можно проводить обучение и тренировки, например, даже в Московской зоне ПВО и в районах базирования комплексов ЗРК со сложным рельефом или в районах с большой плотностью населения. Громадная экономия и постоянная возможность поддержания боеготовности.

      Да, вы все верно сформулировали! drinks
  10. +2
    6 января 2021 15:18
    У нас одно время был в тренде самолёт СР10 ! Первоначально о нём много писали ...придумывали варианты его использования...! Но.как только МО кий на него положило,то всё затихло... recourse
    1. 0
      6 января 2021 15:53
      Цитата: Nikolaevich I
      У нас одно время был в тренде самолёт СР10 ! Первоначально о нём много писали ...придумывали варианты его использования...! Но.как только МО кий на него положило,то всё затихло... recourse

      Да, было дело.
      Прототип сделали и несмотря на то, что СР-10 в 2,5 раза больше BD-5 для озвученных задач он так же вполне подходит. Масса с топливом всего порядка 2500 кг. Но не ясно что у него с ЭПР, может так получиться что больше необходимого для имитации КР.
  11. +3
    6 января 2021 15:48
    Если вспомнить, что в США масса малогабаритной часной гражданской авиации, то никакого сенсационного заголовка не потребуется.

    Используют - потому что у них есть. Россия не использует - потому что нету...
    1. +1
      6 января 2021 16:03
      Цитата: Алекс2000
      Если вспомнить, что в США масса малогабаритной часной гражданской авиации, то никакого сенсационного заголовка не потребуется.
      Используют - потому что у них есть. Россия не использует - потому что нету...

      Вот здесь интересно.
      Я сначала думал так же но когда зашел на сайт проекта был немного удивлен.
      Гражданское использование этого ЛА прекращено.
      В разделе вопросов висит вот это


      Если кратко, то "кататься не даем, продавать не собираемся, самолет исключительно для опытно-конструкторских и военных задач".

      Гражданское использование полностью прекращено.
      Как вариант - маленькая низколетящая, относительно скоростная (относительно гражданский вариантов винтовых Цесн и т.д.) цель.
      Какойнибудь неуравновешенный псих-одиночка, насмотревшийся фильмов про камикадзе, вполне себе может куданибудь жахнуть.
      1. 0
        6 января 2021 21:04
        Конкретно этот вид не используют на гражданке, выше в комментах даже чуток описали почему.
        Зато других видов до фига.Не этот - так другой применят.

        Просто там дофига. ЛА, Яхт, катеров, экстремальных видов спорта, машин, оружия, дронов...
        Того, чего у нас массого на гражданке нет.

  12. +1
    6 января 2021 17:58
    Корни Me-163 видны невооруженным глазом. Только этот аппаратик все же безопаснее. Нашлось место для шасси, топливо не агрессивное.
  13. +2
    6 января 2021 23:01
    480 км. маловато им...
    Мне офицер ПВО рассказывал, как он со
    своими подчиненными завалил на учениях
    весь полк (при проверяющих). Задачу предстояло
    пересдавать. Комполка в ярости сказал, все в
    расположение, а ты со своими д.... будешь
    торчать на полигоне хоть месяц пока их не научишь.
    А каких научить молодежь, когда Миг над ними доли
    секунд. Тогда я, говорит перегнал их к гражданскому
    аэродрому и они у меня пол-месяца учились
    "увидеть" самолет до, взять на сопровождение,
    выдать целеуказание. Так постепенно, научились
    с малых скоростей. В результате задачу сдали на
    отлично.
  14. 0
    7 января 2021 01:22
    Зачем микросамолет???!!!
    БПЛА же есть!
  15. +1
    7 января 2021 03:58
    Интересная штука. Не знаю как у нас, а для США реально актуально. Были случаи поражения мишенью своих же кораблей. Не знаю только как можно стрелять боевыми по своему летчику..
  16. +1
    7 января 2021 15:20
    Выполнять функции мишени такой самолет не сможет. Он дозвуковой, и может имитировать только крылатую ракету но.... высоколетящую. Лететь на высоте менее 10 метров такой самолет не сможет даже при очень квалифицированном пилоте.
    России такие игрушки точно не нужны.
  17. Lew
    0
    18 февраля 2021 08:58
    готовят камикадз......
  18. 0
    28 февраля 2021 10:57
    Сначала задавались вопросом - в нужны ли советскому человеку личные автомобили, личные коровы, личные квартиры. потом джипиэс навигаторы, потом компьютеры, теперь самолеты. Да в промтоварный зайди ничего российского нет. от чайника до холодильники все импорт. Вот пока за россиян будут решать нужно им что то или нет то вечно и будем в одном темном месте. Абы кабы чего ни ни.