Удивительные роботы для обслуживания самолётов. Россия рискует отстать ещё больше

67

В предыдущих статьях мы рассмотрели вопросы технического и концептуального отставания России от США в вопросах наземного обслуживания авиации:
1. Как долго Россия будет глупо терять свои самолёты
2. Как работает военная авиация

В заключение мною было сформулировано следующее:



Если посмотреть, как устроены современные роботизированные склады и производства, то возникают картины будущего, когда роботы будут брать на себя всё больше функций обслуживания.

Однако в комментариях к статьям ряд читателей ВО сочли подобные идеи слишком фантастическими. Поэтому сегодня я предлагаю взглянуть, какие наработки в данном направлении есть уже сейчас, и существуют ли реальные перспективы тотальной роботизации всей сферы обслуживания авиации – как гражданской, так и военной.

1. Роботы MRO


В 2015 году компания Blue Bear Systems Research представила общественности одного из первых дронов, призванных помочь наземному персоналу и повысить безопасность авиаперевозок.

В дальнейшем класс подобных дронов получил обозначение Maintenance, repair, and overhaul (MRO).

По задумке, данный дрон должен был выполнять облёт авиалайнера по заданной траектории и предоставлять операторам и авиационным инспекторам высококачественные фотографии планера.

В качестве следующего этапа предполагалось написание специального алгоритма, способного самостоятельно анализировать полученные изображения и сигнализировать о присутствии на элементах конструкции механических повреждений.

По некоторым оценкам, применение данных дронов снижало время осмотра самолётов в 3 раза.

Наиболее интересные кадры продемонстрированы в данном фрагменте:



В окне видно положение дронов и список задач на проверку

То есть инженеры, ведущие осмотр, могут работать не на улице, а в комфортных оборудованных помещениях, получая на свои мониторы всю необходимую информацию.

Диаграмма ниже демонстрирует предварительные расчёты снижения стоимости обслуживания самолёта и уменьшения времени простоя.


2. Робот-заправщик


Самое первое, что было упомянуто мною в предыдущих статьях – робот-заправщик.

Существующие экспериментальные образцы выглядят примерно так:


Перед проектом ставилось несколько задач, в числе которых:

- снижение интервала между вылетами;
- снижение рисков для людей, связанных с нахождением персонала в зоне заправки;
- снижение количества необходимого обслуживающего персонала.

Стоит отметить, что инженеры столкнулись с рядом проблем, в частности, были сложности с заземлением, но все эти проблемы прорабатывают, и медленно, но верно проект развивается.

Спрос на подобную технику будет и в гражданском сегменте (особенно в нём), ведь крупные аэропорты мира постоянно работают в плотном графике.

3. Роботы от Rolls-Royce


Весьма интересную концепцию разрабатывает производитель двигателей Rolls-Royce.

Суть заключается в следующем: внутрь самого двигателя встраивается специальный модуль, имеющий в своём составе несколько подвижных зондов, которые уже расположены внутри труднодоступных мест (то есть не нужно тратить время для получения доступа в эту часть двигателя).

И в режиме реального времени эти модули могут автономно осматривать и контролировать критически важные элементы. Такая система может автономно выявлять неисправность максимально быстро и уведомлять об этом инженерные службы, сразу отправляя им всю необходимую информацию.

Может работать и в режиме ручного управления, когда саму проверку инициирует инженер.

Ниже приведён кадр из демонстрационного ролика, на котором изображено, как специальный датчик сканирует поверхности лопаток двигателя.


Параллельно разрабатываются и отдельные решения аэродромного базирования для двигателей, не оснащённых такой системой.

Очевидно, что в будущем подобные системы могут быть разработаны не только для двигателей, но и для других наиболее важных узлов и механизмов.

Примечательно, что подобные решения не отдельные проекты, а являются частью концепции IntelligentEngine, которая охватывает все жизненные циклы двигателя – разработка, производство, эксплуатация, ремонт.

По своей сути данная концепция является логичным развитием идей самодиагностики.

Роботы для снятия краски и нанесения покрытий


Удивительные роботы для обслуживания самолётов. Россия рискует отстать ещё больше

Данные решения на основе лазера позволяют снимать покрытие тончайшим слоем – в процессе работы практически не образуется отходов, а сама процедура становится намного быстрее и дешевле.

Поменяв насадку, наоборот, можно наносить различные покрытия, в том числе и радиопоглощающие.

Робот намного лучше контролирует толщину наносимого слоя, и результат получается стабильней при минимально возможном расходе материала.


Фото с отечественного завода (АО 514 АРЗ). Девушка безусловно симпатичная, но сам процесс «немного устаревает». Источник: sdelanounas.ru

4. Холодное распыление (Cold Spray)


Ещё одна очень перспективная технология.


Суть данной технологии заключается в нанесении тонкого «ремонтного» слоя на изношенную деталь.

Безусловно, есть детали, срок использования которых ограничивается усталостью материала, однако достаточно и таких, износ которых происходит главным образом в локальных зонах трения. Применяя данную технологию для таких деталей, пропадает необходимость перерабатывать старую и заново изготавливать новую – достаточно просто восстановить изношенный слой.

По расчётам, при применении этой технологии стоимость ремонта некоторых узлов может снизиться в несколько раз.

5. Детали, напечатанные на 3D-принтере


Ещё одним направлением, активно развивающимся во всём мире, является изготовление деталей на 3Д-принтерах.

Сначала это воспринималось как детская забава, однако технологии не стоят на месте, и современные решения добрались и до авиакосмической отрасли.

Так, для F-22 уже изготовлены первые детали по этой технологии.


Старая деталь со следами эксплуатации и новая титановая, только что напечатанная

Такая технология позволяет резко снизить нагрузку на военную логистику и нивелировать простои техники из-за отсутствия нужных запчастей.

В дальнейшем США планируют постоянно расширять список напечатанных деталей, допущенных к эксплуатации на самолётах.

Программа получила государственную поддержку, и в 2018 году в штате Иллинойс были начаты работы по созданию центра аддитивного производства для нужд армии (не только авиации) США.


Планируется, что центр начнёт полноценную работу в середине 2021 года, пока же персонал осваивает новое оборудование и проводит необходимые тесты, параллельно составляя списки того, что в первую очередь подходит для подобного производства.

6. Робот-буксировщик Mototok


Строго говоря, работы над превращением этого малыша в полноценного робота только ведутся, а пока же он существует в управляемом через пульт варианте.


А вот как обычно происходит буксировка у нас:


Mototok также имеет непревзойдённые показатели маневренности, так как расположен на оси вращения передней стойки шасси и может повернуть её буквально на месте, в то время как буксировщику с классическим «водилом» для изменения угла поворота стойки требуется движение вперёд, что значительно увеличивает радиус поворота.


Данные свойства будут особенно востребованы на авианосцах и вертолётоносцах с учётом плотной компоновки техники в их ангарах.


7. Роботы XYREC


Изначально роботы задумывались как платформа для покрасочных работ, однако на неё можно навешивать абсолютно любое оборудование, благодаря чему платформа может стать универсальной.


Выводы


Авиация занимает всё большую роль в современных конфликтах, при этом отставание в технологиях обслуживания увеличивает общие издержки на содержание парка самолётов, снижает безопасность полётов, увеличивает небоевые потери, увеличивает время между боевыми вылетами, а также скорость ремонта. Если самолёты больше стоят в ремонтном ангаре – значит, их меньше на боевом дежурстве.

В совокупности все эти факторы взаимно усиливают эффект друг друга.

В связи с этим России крайне важно не упустить современные тенденции, тем более что внедрение некоторых из них не связано с выделением на эти цели больших денег или с привлечением огромного количества научных работников, но в то же время позволяет существенно поднять обороноспособность страны. Главное, чтобы это осознали нужные люди и как можно быстрее приняли решение.

Некоторый оптимизм внушает и тот факт, что российские компании уже начали осваивать новые технологии.

Так, к примеру, Газпромнефть ещё в 2018 году запустила роботизированную систему заправки:


И в завершение ещё одно небольшое видео о том, как «работает кто-то другой», в данном случае робот:

67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    11 января 2021 05:33
    Сделают роботизированную систему поиска и покупки домов в Лондоне smile
    1. +1
      11 января 2021 08:25
      1. Куда денут рабочих, которых выкинут роботы? А их тысячи.
      2. Смогут ли работать роботы с некачественными материалами как наши слесаря?
      1. +6
        11 января 2021 09:21
        Они вместо самолетов будут обслуживать роботов laughing
        1. +10
          11 января 2021 09:57
          Цитата: Есаул
          Они вместо самолетов будут обслуживать роботов
          Часть рабочих станет в ряды луддитов, и роботов начнут находить сломанными: с ломом в технологическом отверстии.
      2. +12
        11 января 2021 09:38
        Цитата: Гражданский
        1. Куда денут рабочих, которых выкинут роботы? А их тысячи.

        Их десятки, сотни тысяч, их миллионы - людей, которых вытеснят роботы. Причем этот процесс уже идет вовсю. Сбер собрался уволить своих юристов в угоду роботам. На горячей линии поддержки сотовых компаний уже редко услышишь живой голос.. Процесс идет, он нужен бизнесу, а значит роботизация будет набирать обороты. А что до потерявших работу людей, так выходное пособие и привет... Ну а когда их станет совсем много, то будут раздавать "гарантированный минимальный доход"...
        А с некачественными материалами роботы скорее не будут работать. Да и кому они нужны, некачественные...
        1. +7
          11 января 2021 11:31
          Потому что надо делать роботы не для обслуги, а в первую очередь для производств, чтобы стоимость товаров падала. А люди могут либо реально на минимальное пособие просто довольствоваться прогрессом, либо идти пахать поля на тракторе, либо заниматься научной или культурной деятельностью. Но для этого надо адекватно торговать целым миром, не воевать и не разворовывать и желательно уровень образования всех людей намного выше обезьян, а так на нашей планете не умеют.
          1. +2
            11 января 2021 19:15
            Цитата: Английский тарантас
            чтобы стоимость товаров падала

            А вы уверены что она упадёт?
            Или просто владелец будет больше зарабатывать? wink
            Цитата: Английский тарантас
            идти пахать поля на тракторе

            В сельском хозяйстве тоже роботизация.
            Системы полива уже работают вовсю,
            дроны для опрыскивания гербицидами появляются
            теперь и такой робот для борьбы с сорняками разработали
            1. 0
              12 января 2021 06:55
              А вы уверены что она упадёт?
              Или просто владелец будет больше зарабатывать?

              Но для этого надо адекватно торговать целым миром, не воевать и не разворовывать и желательно уровень образования всех людей намного выше обезьян, а так на нашей планете не умеют

              Я ж вам говорю. Капитализм победил.
          2. 0
            12 января 2021 09:54
            Да ведь можно просто сократить количество людей, и тогда многие проблемы сами собой решатся.
            1. 0
              12 января 2021 10:54
              Это само собой, решил не предлагать, а то минусами закидают и предложат первым пополнить ряды борцов за светлое будущее.
            2. -2
              12 января 2021 11:09
              Начните с себя
        2. +2
          11 января 2021 12:26
          Walmart недавно наоборот роботов уволил в пользу кожаных...
      3. +11
        11 января 2021 10:07
        Цитата: Гражданский
        Куда денут рабочих, которых выкинут роботы? А их тысячи.

        Профессии появляются и исчезают, всегда так было. Помните фотосалоны, которые раньше буквально на каждом углу были? Что стало с теми, кто там работал? А с теми, кто выпускал плёнку и реактивы?

        (Автору большое спасибо за статью, очень интересно.)
      4. +5
        11 января 2021 11:27
        1. В пехоту
        2. Зачем? Если на производстве внедрять роботов, которые не делают брак, то не будут, а вообще почему робот не может работать с некачественным материалом, если вы про русское "изолентой примотать и плюнуть", то так лучше уж вообще не делать.
      5. +7
        11 января 2021 13:29
        Куда делись тысячи чертежников из НИИ, после широко распространения компьютеров и программ типа AutoCad ? Как показывает прогресс все же создает новые рабочие места.
        1. +2
          11 января 2021 20:45
          Многие остались безработными и пошли разнорабочими на стройку, сам я проектировщик, бполне знаю ситуацию изнутри. В абтокаде все получается быстрее и точнее, но... Из 3-х раньще работавших у кульмана один работает в автокаде, другой на стройке кирпичи носит, третий спился... Хорошо ли это?...
          1. +1
            12 января 2021 15:12
            Они остались безработными скорее всего не из-за того, что AutoCAD их вытеснил, а из-за общего экономического кризиса в России, многие НИИ стали сдавать свои помещения под офисы не от хорошей жизни.
      6. +2
        11 января 2021 13:44
        1. Вы мне дуриков из Огаио напоминаете, они тоже у нас спрашивали а не выкинут ли их с работы, когда мы закончим; ответ нет, но работа будет уже отличатся (хотя кого-то выкинут конечно)

        А теперь по существу, вы не из тех кто кричит что мало самолётов, кораблей и прочего строится и вообще медленно ?! Обьясняю: автоматизация в РФ на низком уровне, вы делаете штучный товар.... Лобзиком папа Карло стругает

        2. Да сможет, но количество брака увеличится; в прочем при качественном инженеринге и программировании ряд проблем можно обойти.
      7. +6
        11 января 2021 16:22
        Тут двояко. Я с промышленными роботами работаю постоянно , тч кое какое представление имею. Первое что можно сказать - установка двух роботов позволила убрать в сумме 16 человек в 4 сменах . Это конечно для любой фирмы плюс - минус зарплаты, налоги , социалка, головная боль из-за невыходов на работу и тд. Плюс роботы на длинной дистанции работают точнее человека . То есть минус человеческий фактор. С точки зрения денежной выгоды - двояко. Все же робот дорог и отбиваться будет долго. Плюс электричество , дорогие запчасти . Плюс за ними все равно должен смотреть персонал, причем более квалифицированный , чем те кого он заменил. Тч быстрее - да, минус человеческий фактор -да, дешевле - не факт. Низкоквалифицированный персонал будет скорее дешевле для простых операций.
        1. +1
          13 января 2021 03:18
          “Низкоквалифицированный персонал будет скорее дешевле для простых операций.”
          Дешевле? Нет! Надёжнее? Нет! Болезни/декреты/прогулы/отгулы/травмы_страховки_адвокаты - всё это приводит к дополнительным расходам. И работодатель должен отчислять $$ на пособие по безработице. Так что косвенные траты на персонал очень даже большие.
      8. for
        0
        11 января 2021 20:41
        Цитата: Гражданский
        Куда денут рабочих

        Мы любим оплачивать "коммуналку" телефоном и в тоже время кричим о сокращении операторов на почте, банках.
      9. 0
        18 марта 2021 03:54
        Цитата: Гражданский
        1. Куда денут рабочих, которых выкинут роботы? А их тысячи.
        2. Смогут ли работать роботы с некачественными материалами как наши слесаря?

        Наши могут работать и контрафактными запчастями для авиации-это же очевидный плюс.
  2. KCA
    0
    11 января 2021 06:25
    Прям так и вижу, командиру самолёта обслуга говорит - Вот сейчас твой борт робот обслужит, и вот прям так и слышу, что он им ответит
    1. +8
      11 января 2021 10:12
      прям так и слышу, что он им ответит


      Ничего не ответит. Будет ждать своей очереди выполнить свою часть проверок и расписаться в бортжурнале. После всех спецов . Он такой же винтик в этой системе . ИАС никогда не подчинялась лётчику напрямую. Вся она целиком подчиняется заму командира по ИАС . Тот непосредственно командиру части. Именно по этому пути решаются все "тёрки". Исключение - борттехник. На земле он подчинён начальнику ТЭЧ звена. В воздухе - командиру.
      1. KCA
        +2
        11 января 2021 12:00
        Я не лётчик, а вот вы, будучи КВС что сказали-бы, если-бы услышали что самолёт обслужит робот? Надо так надо, или иные слова?
  3. +8
    11 января 2021 06:25
    Из всей кучи роботов половина - не нужная чушь.
    Другая уже вполне внедряется у нас.
    Ничего такого "сверхтехнологичного" я тут не увидел, потому не понял автора- какое и где тут намечается отставание?
    Да, как магистрант последнего курса по обслуживанию ВПО- оборудования, я более- менее в теме...
    1. +1
      11 января 2021 06:37
      из всего показанного,из ценного,увидел только "буксировщика", для авианосца вещь нужная,и для цеха, а так...
    2. +5
      11 января 2021 07:52
      Цитата: Cottodraton
      Ничего такого "сверхтехнологичного" я тут не увидел, потому не понял автора- какое и где тут намечается отставание?

      Автор показал некий тренд в развитии системы ТО сложной техники. А вот по поводу отставания в развитии, то тут не намечается отставание, а уже имеется в наличии полное наше отсутствие в линейке стран с развитием этой отрасли. И вопрос ведь не в том, что они, роботы, эти есть или нет, а в том, как широко они применяются и какую экономическую выгоду приносят. А тут всё весьма не здорово. Если в передовых по этому направлению странах количество роботов на 10 000 рабочих мест исчисляется уже за за 200-500 (Ю.Корея - 634, Сингапур - 488, Германия - 309, все в 2019 году), то у нас это единицы (сегодня, наверное, еще и до десятка не дотянули). При том что 80% из них импортного производства. Так что работы тут край непочатый. И может быть вы - магистрант последнего курса, но вы, скорее всего, от темы далеки, как от Луны. Главное не опытный образец, типа Федора, а внедрение его в производстве и достижение экономически ощутимых позитивных результатов.
      1. +6
        11 января 2021 08:48
        Хорошо, я работаю на предприятии ОПК). Потому, конечно, от темы далек. Может даже и дальше чем до Луны. Вам то виднее, с дивана ;)
        Промышленные роботы отличаются от демонстраторов ,типа Федора или аналога из Бостона "как от Луны"...
        Причем тут это?
        Существует экономическая обоснованность...где надо, у нас стоят роботы. Где это целесообразно... Вам же знакомы такое понятие , как масштаб производства, правда?
        Или нужно пихать роботы куда нужно и не нужно, чтобы достичь преусловатого количества "роботов на тыс.человек"?
        У нас на предприятии, вполне современный парк оборудования и постепенно идет внедрение новых механизмов роботизации, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО необходимы.
        Государство, где нужно, проводит модернизацию. И ничего , повторюсь, невероятного я не увидел в видео.
        1. -2
          11 января 2021 09:16
          Цитата: Cottodraton
          Вам то виднее, с дивана ;)

          К сожалению, да. Вы судите о состоянии роботизации производства в стране по картинке, что вы видите вокруг, на своем предприятии, и пытаетесь оценить те процессы, что выходят за пределы вашего видения. Тут надо брать статистику по стране. В качестве контрольного примера проанализируйте, например, выпуск автомобилей на одного работающего по разным фирмам- производителям, сроки постройки различных сравнимых объектов и изделий ( судов, двигателей и т.п.). Вот тогда у вас пропадут иллюзии о том, что "Государство, где нужно, проводит модернизацию". Да и не мешало бы понимать, что государство не станет проводить такие мероприятия на производствах ему не принадлежащих. Здесь нужны меры управленческого порядка. Надо создавать финансовые рычаги стимуляции процесса. А на видео (в сети и на ТВ) можно увидеть лишь то, как, например, в огромном ангаре куча наших женщин на швейных машинках строчит медицинские маски, которые китайцы "шлепают" поточных автоматизированных линиях в круглосуточном режиме.
          1. 0
            12 января 2021 03:44
            Как я уже сказал, где надо, государство ставит роботов...А что до страны, то это вопрос к "хозяевам и собственникам". Это не дело государства , ставить условному частнику роботов... Тут уж личное дело. Если частник-производитель Вася условный любит тратить всю выручку на пьянки в Турции или домики в Черногориях, используя при этом труд швеи Маши и не думает о будущем, то кто виноват? Это конкретное отставание , конкретного производителя, но не "наше". Причем, по собственной воле...
            К тому же, ему может и не нужны роботы ввиду доли рынка его продукции или сферы деятельности. Вот, к примеру,выпускает он чехлов каких штук 1000 в месяц, которые ему шьют 4 человека. Зачем ему робот или чпу и еще какое средство автоматизации, если его устраивает доля рынка и прибыль?
            Роботы и прочее - для массового производства...
      2. +2
        11 января 2021 09:15
        Цитата: Hagen
        Цитата: Cottodraton
        Ничего такого "сверхтехнологичного" я тут не увидел, потому не понял автора- какое и где тут намечается отставание?

        Автор показал некий тренд в развитии системы ТО сложной техники. А вот по поводу отставания в развитии, то тут не намечается отставание, а уже имеется в наличии полное наше отсутствие в линейке стран с развитием этой отрасли. И вопрос ведь не в том, что они, роботы, эти есть или нет, а в том, как широко они применяются и какую экономическую выгоду приносят. А тут всё весьма не здорово. Если в передовых по этому направлению странах количество роботов на 10 000 рабочих мест исчисляется уже за за 200-500 (Ю.Корея - 634, Сингапур - 488, Германия - 309, все в 2019 году), то у нас это единицы (сегодня, наверное, еще и до десятка не дотянули). При том что 80% из них импортного производства. Так что работы тут край непочатый. И может быть вы - магистрант последнего курса, но вы, скорее всего, от темы далеки, как от Луны. Главное не опытный образец, типа Федора, а внедрение его в производстве и достижение экономически ощутимых позитивных результатов.

        Увы и ах, но вы все верно изложили(((
    3. +5
      11 января 2021 09:58
      Почему?

      1) Фотограф - реально полезная вещь на чеках и замечаниях. Они обеспечат полное покрытие осмотра и выдадут подозрительные фото. То есть техникам не придется тратить условную половину ночи на осмотр, а они сразу же приступят к подозрительным местам. В итоге самолет уже утром полетит в безопасный рейс. Я уже молчу, что сотрудник может просто пропустить повреждение или трещину, а робот нет. Главный плюс робота в том, что он не устает и не ошибается, у него не замыливается глаз. Разумеется если ПО написано хорошо, а навесное оборудование нужных параметров.

      2) Заправщик тоже хорошая вещь в целом. Особенно на всяких мегазагруженных аэропортах, или авианосцах.

      3) Двигатель. Такой робот будет контролировать состояние внутренней части двигателя и передавать данные. А это дает сразу 2 преимущества:
      - Минимизируется риск разрушения двигателя в воздухе. Особенно по причине брака или микроповрждений, до регламентного чека.
      - Ускоряется обслуживание, из чека можно выдавить еще пару часов лишнего времени с таким роботом, а это деньги, на парке в 100 машин, это уже миллионы долларов профита для АК. То есть эти миллионы могут пойти например на снижение цен и акции. И тут МС21 у которого не будет такого резерва, проиграет и будет летать пустым. Ибо пассажиры выберут рейс на 500 рублей дешевле.

      4) Краска/снятие/Нанесение ремонтного покрытия. Эта технология отлично себя зарекомендовала в промышленности, автомобилестроении, сейчас она приходит в судостроение и авиастроение/ремонт.

      5) Печать деталей. Главная и ключевая технология первой половины 21 века. Кто в нее вложится, то снимет сливки. Уже сейчас разрабатывают космические аппараты, которым будут прямо в космосе печатать солнечные батареи или солнечные паруса на много квадратных километров. Ибо вывести 3-4 тонны состава - вообще легко, а вот вывести сложенную в 500 раз батарею или парус - очень сложно.
      Уже сейчас повально печатают металлические детали и изделия. Причем даже для экстремальных задач - например ракетные двигатели Резерфорд на 75% печатаются, у Маска также печатают кучу деталей, а Релавити вообще 95+% ракеты делают без участия людей. Они планируют заводом в 500 человек делать 6 метановых ракет на своих двигателях в год.
      1. -2
        12 января 2021 10:05
        Цитата: donavi49
        Они планируют заводом в 500 человек делать 6 метановых ракет на своих двигателях в год

        Очередное бла-бла-бла.
  4. -3
    11 января 2021 08:46
    Я так понял, что проблему с уличными сортирами в России уже победили, теперь взялись за полную роботизацию авиации.
    Вот только "кукурузник" по-прежнему почему-то сделать не получается.
    1. +1
      11 января 2021 09:26
      Так кукурузник же делать надо, а роботизация это ж можно долго просто сидеть и писать об том как автоматы бороздят просторы чего там, и быть прогрессивным и на хайпе. А больше и ненадо.
  5. +8
    11 января 2021 09:39
    По пунктам:
    1. Осмотр с-та осуществляется не только визуально, проверяются люфты некоторых деталей, визуально не определить. Там много нюансов, не буду расписывать.
    2. Заправка осуществляется через т.н "присоску", герметичность осуществляется резиновой манжетой, через некоторое время теряет эластичность, появляется течь топлива, и здесь нужно принять решение о дальнейшей заправке или ремонте.
    С-ты ВВС стоят в зонах рассредоточения, где не всегда есть возможность точно подъехать ТЗ.
    3. Модуль самодиагностики. Да, интересно, но для военной авиации не пригоден, т.к ведет к увеличению веса и как следствие снижение боевой нагрузки.
    4. Удалить ЛКМ смывкой, иногда просто быстрее, опять же для военной авиации нанесение ЛКМ более оптимальным слоем может быть интересно.
    5. Восстановление деталей. Для сертификации восстановленная деталь должна пройти весь комплекс проверок,что может быть дороже изготовления новой.
    6. 3-D, не знаю, нет комментария.
    7. Робот-буксировщик. Ну, для авианосца может и актуален, а вот для того что-бы поставить борт в арочное укрытие зимой, на заснеженной рулежке и зазоре по плоскостям в один метр ?
    Ну, вот как-то так, коротко.
    1. 0
      11 января 2021 10:15
      Цитата: agoran
      1. Осмотр с-та осуществляется не только визуально, проверяются люфты некоторых деталей, визуально не определить. Там много нюансов, не буду расписывать.

      На большинстве видео, речь идет о осмотре верхней поверхности самолета. Не думаю что верхнюю часть физеляжа нужно на люфты проверять. Площадь, которая не нуждается в проверке на люфты довольно приличная.


      Цитата: agoran
      Заправка осуществляется через т.н "присоску", герметичность осуществляется резиновой манжетой, через некоторое время теряет эластичность, появляется течь топлива, и здесь нужно принять решение о дальнейшей заправке или ремонте.

      Не вижу проблемы. Все уплотнительные соединения нуждаются в своевременном обслуживании. Встроенные счетчик количества заправок + примитивная система проверки герметичности и проблемы нет.

      3. Модуль самодиагностики. Да, интересно, но для военной авиации не пригоден, т.к ведет к увеличению веса и как следствие снижение боевой нагрузки.

      Это да.
      Подходит для больших самолетов военно-транспортной авиации, включая сверх-тяжелые типа Гелекси (аналог "Руслана"). Летают далеко и долго, стоят дорого.


      7. Робот-буксировщик. Ну, для авианосца может и актуален, а вот для того что-бы поставить борт в арочное укрытие зимой, на заснеженной рулежке и зазоре по плоскостям в один метр ?

      Ну так фишка как раз в том, что допустим если человек хочет поставить самолет близкой к стене, допустим хвостовой балкой... то он может держа пульт, подойти к хвосту и визуально контролируя сближение управлять движением самолета. Т.е. тот кто контролирует и тот кто двигает - один и тот же человек. Для больших самолетов насколько я понял предусмотрена парковка с участием 4 человек. при этом если кто-то увидит что на его участке происходит опасное сближение он может нажать кнопку остановки.
  6. 0
    11 января 2021 10:30
    Цитата: Александр Воронцов
    На большинстве видео, речь идет о осмотре верхней поверхности самолета. Не думаю что верхнюю часть физеляжа нужно на люфты проверять. Площадь, которая не нуждается в проверке на люфты довольно приличная.

    В р-не верхней части фюзеляжа находятся турбохолодильники несколько раз находилась неисправность из-за замасливания. тактильно. Ну, тупо подскользнулся, это первый раз.
  7. +1
    11 января 2021 10:32
    Цитата: Hagen
    А на видео (в сети и на ТВ

    В сети можно найти видео как малолетние негры кобальт в шахте руками долбят.
    Вы данные то приведите. Статистику.
    1. -1
      12 января 2021 06:01
      Цитата: Termit1309
      Вы данные то приведите. Статистику.

      Читайте выше. Там все есть. А еще можете запрос сделать в сеть. Есть специальные доклады об уровне автоматизации и роботизации производства в стране. Всё доступно для тех кто интересуется.
  8. -3
    11 января 2021 12:10
    нужен международный запрет на развитие робототехники и искусственного интеллекта
    1. +1
      11 января 2021 14:00
      и на комбаины с тракторами, даешь запряженную бабу в плуг
    2. 0
      11 января 2021 16:52
      Этот идиотский запрет ни кто выполнять не будет.
  9. exo
    0
    11 января 2021 15:35
    Цитата: Гражданский
    1. Куда денут рабочих, которых выкинут роботы? А их тысячи.
    2. Смогут ли работать роботы с некачественными материалами как наши слесаря?

    Сейчас, все кто работает под западными сертификатами, пользуются только качественными , сертифицированными материалами.Это,жёстко отслеживается лизингодателем и авиационными властями страны регистрации.
    С отечественными самолётами, так уже, не будет. Есть примеры.
    1. 0
      11 января 2021 18:06
      Картина становится правдоподобной, если самолёты в ней заменить на беспилотники. И становится ясно, что подобные комплексы дело будущего
  10. 0
    11 января 2021 19:01
    Вкалывают роботы, а не человек! Терминатор видимо все таки придёт.....
  11. +2
    11 января 2021 20:08
    Да, к настоящему времени научные и технические возможности человечества достигли того, что автоматизация может заменить многие сферы деятельности, но вот в чем вопрос - а что будут делать освободившиеся люди? Работы будет все меньше, а безработных все больше. И вот тут парадокс - частник производит товары на автоматизированной фабрике, но люди не покупают - нет денег, а роботам не нужно. Пособие по безработице, безусловный доход, но за счет чего? Чтобы сделать это без простого печатания денег надо повышать налоги на частника, т.е. забирать до 80-90% его прибыли. Пойдут ли частники на это? Вряд ли. Капитализм, как система, по своим законам не подходит для этого. Что нас ждет? Феодальный капитализм, коммунизм или всеобщая революция и последующая война всех против всех и откат назад, в прошлое?
  12. 0
    11 января 2021 23:26
    [quote=agoran].[/quote]
    В р-не верхней части фюзеляжа находятся турбохолодильники несколько раз находилась неисправность из-за замасливания. тактильно. Ну, тупо подскользнулся, это первый раз.[/quote]
    В знаменитой книге "Подъем затонувших кораблей" есть
    рассказик, как, не помню кому, понадобилось поднять
    почему-то драгоценное деревянное судно. Приглашали
    известных специалистов за большие деньги. Они много
    потратили времени, обследовали весь корпус, все заткнули,
    но сколько воду не откачивали, судно снова наполнялось.
    Наконец пригласили самого крутого заграничного спеца,
    за огромные бабки. В первый же день, на первом погружении
    он поскользнулся и пытаясь удержаться, вскинул руку на корпус
    и с размаху попал в дыру. Ее заделали и процесс пошел. Получив
    свое, он в тот же день отвалил домой.
  13. +1
    11 января 2021 23:55
    А это уже из личного опыта, не из книги.
    В году 80-м, вырвал я командировку на
    служебной машине в столицу- Киев. Да
    еще к какому-то большому празднику.
    Ну и взял я в этот москвичек - пикап с
    желтой полосой дочурку -10 лет ей было.
    Нарушение то еще, да и не одно -букет.
    Одолел я эти 300 км. без приключений, а
    перед столицей, как чувствовал-заволновался.
    Дочурку упрятал на полик (пригнулась).
    И вот у самого въезда вижу пост, гаишник.....
    И вдруг он, еще издалека, переходит на
    другую (от водителя) сторону, и уже близко
    ставит жезл. Ну все, думаю, попал.
    Я остановился, он сам открывает дверку
    пассажира и говорит: Ну ка дочка, сядь
    ровно, и смотри - перед тобой Киев - Мать
    городов Русских! Проезжайте! Челюсть у
    меня упала аж до педалей и с полчаса
    там и пребывала -как он вычислил?
  14. -3
    12 января 2021 01:40
    Безусловно, есть детали, срок использования которых ограничивается усталостью материала, однако достаточно и таких, износ которых происходит главным образом в локальных зонах трения. Применяя данную технологию для таких деталей, пропадает необходимость перерабатывать старую и заново изготавливать новую – достаточно просто восстановить изношенный слой.

    Что за дикий бред? С каких это пор краска стала заменять деталь?
  15. -4
    12 января 2021 01:44
    Тут как по часа по методичке какую то дичь раз в неделю пропихивают? То у нас ракеты плохие, то корабли не те, то грузовики, то теперь самолеты. Завтра, что? Вертолеты? Тогда чего западу боятся то нас? У нас же по их словам все самое дерьмовое? Везде отстаем, у запада даже мифические камеры в компрессор на ходу заглядывают, как это происходит, ума не приложу. Даже не стал ролик смотреть, хватило описания. Придумали тягач который на месте разворачивается, да емае, какие мы тупые!? Может этому эксперты хотя бы в аэропорт съездить и посмотреть? Или на какое ни будь промышленное предприятие? Он наверное бедняга думает, что у нас до сих пор кувалдой работают? Хотя кувалда в работе вещь полезная)
  16. Комментарий был удален.
  17. 0
    12 января 2021 17:39
    До сих пор не могу забыть роботизацию и передовой прогресс США в области кормления рабочих роботами. Чаплина не только накормили, но вытерли губы и набили морду.
  18. +1
    13 января 2021 11:02
    Цитата: Hagen
    Цитата: Termit1309
    Вы данные то приведите. Статистику.

    Читайте выше. Там все есть. А еще можете запрос сделать в сеть. Есть специальные доклады об уровне автоматизации и роботизации производства в стране. Всё доступно для тех кто интересуется.

    А ну понятно. Я Hagen несу всяческую чушь, и не смейте в моих словах сомневаться. А возникнут сомнения ищите подтверждение в интернете. Кто не найдет тот ватник и злобный путинист.
  19. 0
    17 января 2021 22:17
    О чем статья? Роботы все глубже проникают во все сферы. Тоже самое касается авиации. Это и так всем понятно. Наша страна после войны (имеется ввиду Третья мировая, политическо-экономическая, которую иногда называют Холодной) еще не восстановилась. Экономика хромает, а значит грошей на все нема)))) Будет возможность доберутся и до этой темы.
    Хотя лично я против роботов. Они ведут к деградации человечества.
  20. -1
    26 января 2021 15:45
    В случае нашей страны на пути внедреня многого из этого стоит толстый экономический барьер. В случае травм на производстве компенсации нашим работникам и зарубежным -как по суду так и по контракту - несоизмеримы. Зарплаты наших и зарубежных работников также несоизмеримы . Я имею ввиду конечно те страны,в которых развивается робототехника - тут ведь есть экономический интерес а не только какая то запредельная тяга к прогрессу,так сказать.
  21. 0
    2 февраля 2021 07:14
    Спасибо за статью Вы подняли главную тему летать будут роботы, с начала грузы возить потом людей. Через сколько 10-15 лет, это уже завтра...... Обслуживать будут роботы. Всей остальных на пенсию за 100 баксов.
  22. +1
    1 марта 2021 16:43
    Роботы слили Боинга ...
    https://electrodealpro.com/after-6-years-of-ineffective-exploitation-boeing-was-forced-to-eliminate-the-777-automatic-assembly-robot-system/
  23. 0
    22 марта 2021 09:03
    " роботизированную систему заправки:"
    С учетом того, что стоимость манипулятора - заправщика в пересчете на российским многострадальный рубль - очень дорога, это скорее эксперимент, который не имеет реальной экономической целесообразности.
    Все равно водитель автомобиля заправщика остается