Концепция корабельного беспилотного самолета ДРЛО

73

В предыдущей статье на Рис 1. изображена схема и изложена концепция общевойскового самолёта ДРЛО, предназначенного для замены самолёта А-100. Представленные там принципы построения используются и для корабельного ДРЛО. Во-первых, увеличение высоты полёта ДРЛО до 16–18 км позволяет ограничить зону сканирования его РЛС только нижней полусферой. Во-вторых, установка крыла на крыше фюзеляжа позволяет на освободившейся его боковой поверхности разместить активную фазированную антенную решетку (АФАР) максимально доступной площади.

Для авианесущего крейсера (АК или УДК) желательно иметь собственный малогабаритный БЛА ДРЛО. В отличие от общевойскового, корабельный ДРЛО должен (помимо задач обнаружения воздушных целей) поддерживать нанесение ударов по атакующим воздушным, наземным и морским целям вплоть до наведения ракет. Если для общевойскового ДРЛО наиболее важно было измерить азимут цели, а высоту цели могли измерять и истребители-бомбардировщики (ИБ), то корабельный ДРЛО, наводящий ракеты, должен так же точно измерять и угол места. Поэтому АФАР, у которой (как на Рис. 1) длина в 6 раз превосходит высоту, для корабельного ДРЛО не подходит.



В статье «Концепция авианесущего крейсера...» обосновывались требования: масса БЛА ДРЛО не должна превосходить 5–6 т, а размах крыла 18–20 м.

Корабельный ДРЛО не должен выполняться, как копия схемы Рис. 1, сделанной в масштабе 1:2. Так как высота боковой АФАР должна быть увеличена.

1. Конструкция БЛА ДРЛО


Предлагаемый на Рис. 2 чертёж БЛА нуждается в правке специалиста по аэродинамике. Рисунок отражает лишь общую схему размещения крыльев БЛА и указывает на вызванные крыльями ограничения зон сканирования антенн РЛС.

Концепция корабельного беспилотного самолета ДРЛО
Рис. 2

Самолет построен по двухкрыльевой схеме «тандем».

Переднее крыло имеет обратную стреловидность, аналогично крылу ИБ Су-37. Хвостовое оперение выполнено с двумя килями, на которых расположено заднее крыло, играющее и роль стабилизатора. Кили и боковые поверхности фюзеляжа образуют единую плоскость, причем кили вытянуты вперёд до начала переднего крыла.

Увеличение высоты боковой АФАР достигается и за счёт того, что воздухозаборник вытянут и протянут под передним крылом.

Шасси данного БЛА построено аналогично БЛА (Рис. 1) по велосипедному типу. Соответственно, на законцовках переднего крыла устанавливаются небольшие металлические колёсики, а внешние отрезки крыла длиной 3,5 м могут опускаться вниз, немного не касаясь ВПП. Опускание производится тогда, когда БЛА уже катится по ВПП.

Боковая АФАР разделена на 3 части. Центральный прямоугольник (размером 4,2х2 м) расположен между крыльями и содержит приёмо-передающие модули (ППМ). Отсутствие крыла над этой частью АФАР позволяет ей сканировать и верхнюю, и нижнюю полусферы, что необходимо для обнаружения ракет, подлетающих сверху.

Крайние части боковой АФАР (размером 2,1х1,33 м) состоят из чисто приёмных модулей. Они используются для увеличения мощности принятого сигнала и повышения точности измерения азимута целей, находящихся в нижней полусфере.

Расположение трёх частей АФАР и крыльев на разных высотах приводит к тому, что сканирование в разных полусферах производят разные части АФАР. Сканирование в верхней полусфере производится только центральной частью и только в диапазоне азимутов ±30° относительно оси АФАР. При сканировании нижней полусферы с отклонением луча вперёд переднее крыло загораживает верхнюю 1/3 центральной части АФАР. Поэтому в передних направлениях при отклонениях луча более чем на 30° используется только левая и нижняя 2/3 центральной части АФАР. В остальных направлениях от +30° до -60° используются все три части АФАР.

2. Характеристики вариантов РЛС для БЛА


Требование увеличения точности измерения угла места вынуждает уменьшить длину волны РЛС. Можно выбрать либо 10-см, либо 5,5-см диапазон.

Если выбран 10-см, то необходимо учесть, что наибольшую опасность для БЛА представляет многофункциональная (МФ) РЛС ЗРК Иджис, которая работает с λ=9-10 см. Поэтому для получения возможности подавлять эту РЛС, выберем именно этот диапазон и для ДРЛО.

Далее будем обозначать его, как принято в радиолокации, упрощенно – λ=10 см.

2.1 Вариант РЛС, работающей в диапазоне λ=10 см


В ДРЛО (Рис. 2) длина волны λ уменьшилась в 2,2 раза, по сравнению с ДРЛО (Рис. 1), что сократило ширину луча центральной части до 1,3*2,8°. Если на приём будут использоваться все 3 части АФАР, то ширина луча окажется 0,7*2,8°.

Центральная часть содержит 2568 ППМ (88*36), а боковые – по 1056 приёмных модуля. Импульсную мощность ППМ придётся уменьшить до 18 ВТ. Тогда энергопотребление всей боковой АФАР уменьшится до 32 кВт. Масса АФАР 400 кг.

Носовая АФАР работает в том же диапазоне 9–10 см и имеет общую площадь около 1 кв.м. Жидкостное точное значение площади определится после разработки носового обтекателя. Жидкостное охлаждение позволяет увеличить мощность ППМ до 50 Вт. При общем числе ППМ 360–400, энергопотребление составит 14 кВт. Масса АФАР 80 кг.

Для увеличения точности измерения азимута цели в передней кромке переднего крыла устанавливаются дополнительно три чисто приемные АФАР, имеющие вид трёх состыкованных линеек – левая часть крыла, центральная, правая. Общая их длина 11 м, количество приёмных модулей – 232.

В результате окажется, что, несмотря на малые размеры БЛА, характеристики его РЛС не намного уступают РЛС А-100. Приведем краткие оценки ТТХ этого варианта БЛА:

• взлётная масса – 5,5–6 т
• размах крыльев – 19 м
• длина фюзеляжа – 11 м
• масса топлива – 2,5 т
• высота полёта – 16–18 км
• крейсерская скорость – 600 км/ч
• время полёта – 10 ч
• посадочная скорость – 120 км/ч.

Дальности обнаружения целей в направлении осей боковых АФАР составят:

- ИБ типа F-16 с эффективной отражающей поверхностью (ЭОП) 2 кв. м – 550 км;
- маловысотная ПКР с ЭОП 0,1 кв. м – 220 км.

На границах зоны сканирования по азимуту, равных ±60°, дальность обнаружения уменьшается на 20 %.

Дальности обнаружения в верхней полусфере по ИБ – 480 км, по высотной ПКР с ЭОП 0,3 кв. м – 240 км.

Дальность обнаружения в нижней полусфере при азимуте 45° вперёд – 400 км, по ПКР – 145 км.

Ошибка единичного замера углов на дальности, равной 80 % от дальности обнаружения в нижней полусфере:

• по азимуту – 0,12°
• по углу места – 0,4°.

При сопровождении цели в течение 3 сек. угловая ошибка уменьшается в 2–3 раза, а при сокращении дальности до 50 % от дальности обнаружения – уменьшается ещё в 2 раза.

В верхней полусфере:

• по азимуту – 0,2°
• по углу места – 0,4°.

Характеристики носовой АФАР:

• дальность обнаружения ИБ типа F-16 с ЭОП 2 кв. м – 220 км;
• маловысотная ПКР с ЭОП 0,1 кв. м – 100 км.

Ошибка единичного замера углов:

• по азимуту – 0,1°
• по углу места – 0,8°.

Полная блочная масса РЛС – 900–1000 кг.

Себестоимость серийного образца РЛС зависит от цены ППМ. Для снижения цены объём заказа ППМ должен быть велик, например 100 тыс. шт. Предположительно, себестоимость РЛС останется 14 млн долларов.

Достоинством данного варианта ДРЛО является то, что, несмотря на небольшую массу и стоимость, он обеспечивает высокую дальность обнаружения и точность сопровождения целей.

Недостатками являются:

- Сложность комплексирования РЛС БЛА и радиолокационного комплекса (РЛК) АК или УДК. В составе предлагавшегося РЛК АК содержатся 2 РЛС диапазонов 5,5 см и 70 см и модуль госопознавания диапазона 20 см. Следовательно, для связи с РЛС БЛА придётся изготовить специальный модуль диапазона 10 см.

- Трудности, возникающие при совместной работе БЛА ДРЛО и БЛА ИБ, базирующихся на АК, у которых БРЛС работает в диапазоне 5,5 см.

То есть РЛС ДРЛО не сможет подсвечивать цели. Для того чтобы БРЛС ИБ могли бы работать в скрытном режиме или использовать подсвет РЛС ДРЛО для увеличения дальности обнаружения целей с помощью БРЛС.

Ещё одним недостатком является невысокая точность определения высоты целей. Например, ошибка измерения высоты ПКР, находящейся на дальности 150 км, составит (при сопровождении) 0,5 км. Такая ошибка не позволит выводить ПР командным методом на самонаведение.

Дальнейшее сокращение длины волны РЛС позволит избежать указанных недостатков.

2.2 Вариант РЛС, работающей в диапазоне λ=5,5 см


В данном варианте наступают ограничения возможностей уменьшения λ.

В обычной АФАР ППМ устанавливаются с шагом равным половине λ. Поэтому при уменьшении λ вдвое количество ППМ, устанавливаемых на единицу площади, увеличивается вчетверо.

Некоторое снижение стоимости получится за счёт того, что цена ППМ 5,5 см составит 75–80 % цены ППМ 10 см.

Кроме того, можно отказаться от левой и от правой частей боковой АФАР. Центральная часть АФАР будет содержать 9216 ППМ (144*64). Импульсная мощность 6 Вт. Полная себестоимость РЛС оценивается в 25 млн долларов. Масса РЛС составит 900–1000 кг.

Дополнительным преимуществам диапазона 5,5 см является возможность подавления РЛС ЗРК Патриот.

2.2.1 Характеристики РЛС диапазона λ=5,5 см


Уменьшение λ позволяет уменьшить ширину луча РЛС до 0,75*1,6°.

Достоинством этого варианта РЛС является уменьшение в 1,6 раза ошибки измерения высоты цели и получение возможности непосредственного управления планирующими боеприпасами. А также возможность организовывать подсвет целей для БЛА ИБ, использовать подсвет от МФ РЛС АК и передавать информацию непосредственно на МФ РЛС.

Недостатком является уменьшение площади боковой АФАР, что снижает дальность обнаружения на 15 % при обнаружении ИБ. Дальность обнаружения маловысотных ПКР не падает из-за использования более узкого по вертикали луча.

В результате получим дальность обнаружения боковой АФАР в диапазоне углов по азимуту от +30° до -60° по ИБ 450 км и по маловысотной ПКР – 220 км. Ошибки единичных замеров углов составят 0,12° по азимуту и 0,25° по углу места.

Дальности обнаружения при азимуте 45° вперед составят 330 км по ИБ и 160 км по ПКР.

3. Использование ДРЛО для обнаружения наземных и морских целей


ДРЛО не может (из-за отражений от земной поверхности) обнаруживать наземные неподвижные цели в режиме реального луча. На практике удается обнаруживать либо движущиеся цели, либо неподвижные в режиме синтезированного луча, то есть в боковых направлениях.

БРЛС любого БЛА обнаруживает движущуюся цель на фоне отражений от других неподвижных предметов за счёт различия скоростей сближения с движущейся целью и неподвижного предмета, расположенного в окрестности цели.

При этом значение имеет только радиальная компонента вектора скорости цели, то есть направленная вдоль линии, соединяющей РЛС и цель. Минимально обнаруживаемые скорости целей зависят от азимута цели – чем ближе цель к направлению полёта ИБ, тем меньшую скорость цели можно обнаружить.

Хуже всего обнаруживаются цели, лежащие на направлении, перпендикулярном направлению полёта. Но ДРЛО не атакует цель, а барражирует вдоль района боевых действий. Иначе говоря, цели у него находятся, как правило, сбоку. Тогда только узкий луч позволяет обеспечить обнаружения низкоскоростных целей. Боковая АФАР с шириной луча 0,7° позволит обнаруживать цели, движущиеся с радиальной скоростью более 5–6 км/ч.

Наоборот, в режиме синтезированного луча лучше всего обнаруживаются цели, находящиеся сбоку. Получить отметку от цели типа неподвижный танк можно на дальностях 100–200 км, но распознать отметку, как объект автобронетехники, удаётся на дальностях порядка 20–30 км.

Морские цели обнаруживаются намного легче наземных из-за того, что уровень отражений от моря при умеренном волнении 2–3 балла оказывается на порядок меньше, чем от земли. Особенно уровень помех снижается при малых высотах полёта ДРЛО. Если угол скольжения луча РЛС окажется менее 1°, то уровень отражений уменьшится ещё на 1–2 порядка. Поэтому можно обнаружить даже малую цель. Например, малый катер с ЭОП 10 кв. м – на дальности 200 км, выбрав нужную высоту полёта.

4. Выводы


Предлагаемый корабельный БЛА ДРЛО, несмотря на малый вес 6 т, превосходит самолёт ДРЛО «Хокай» по своим техническим характеристикам и не намного уступает ДРЛО А-100.

Низкая себестоимость (30–40 млн долларов) и малый расход топлива обеспечат его высокую конкурентоспособность даже на рынке сухопутных ДРЛО.

ДРЛО способен обеспечивать загоризонтное наведение ЗУР.

При размещении на АК ДРЛО обеспечивает координацию действий БЛА ИБ и даже может наводить запущенные с них планирующие боеприпасы.
73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    11 января 2021 15:14
    Крылья на РЛС не влияют, их давно делают из радиопрозрачных композитов. Схема БПЛА должна обеспечивать максимальные лётные характеристики. Проекты подобных БПЛА уже были.
    1. +3
      11 января 2021 15:41
      А что по носителям для БПЛА ДРЛО? Откуда 6-ти тонный дрон будет взлетать и куда садится? Кузя на привязи, УДК построят не известно когда. С берега его запускать? 30-40 млн долларов - это едва ли низкая цена.
      1. -4
        11 января 2021 17:42
        А что по носителям для БПЛА ДРЛО? Откуда 6-ти тонный дрон будет взлетать и куда садится?

        С воды и на воду ? Не? Чем гидроплан так уж плох?
        1. -2
          11 января 2021 20:10
          Цитата: lucul
          А что по носителям для БПЛА ДРЛО? Откуда 6-ти тонный дрон будет взлетать и куда садится?

          С воды и на воду ? Не? Чем гидроплан так уж плох?

          Тем более если его базировать на УДК, имеющем док для десантных катеров. Все что надо это сделать ему складное крыло, и он вполне может жить внутри дока. Ну или как в старое доброе время держать на палубе любого подходящего по размерам корабля, спускать на воду (и поднимать с нее) краном. Правда будут ограничения по волнению, так что нехудо иметь еще и вертолет ДРЛО на случай плохой погоды.
        2. 0
          12 января 2021 01:31
          И радар в поплавок сразу.
    2. -1
      11 января 2021 17:40
      Цитата: OgnennyiKotik
      Крылья на РЛС не влияют, их давно делают из радиопрозрачных композитов.


      У каких самолетов ДРЛО крылья полностью из композита?
    3. 0
      11 января 2021 19:48
      Никаких стеклопластиковых самолетов нет, есть углепластики, а они радиопоглощающие.
      1. -1
        11 января 2021 22:42
        Идея очень интересная. good
        Именно самолет ДРЛО АУГ нам и нужен черезвычайно, и роль пилотов (по сравнению с истребителем) сравнительно невелика. Взлет, посадка и полет на ограниченной дальности по маршруту патрулирования.
        Задачи непростые, но вполне решаемые.
        Если не считать дозаправку в воздухе. Но нам эта фича пока не грозит.
        В любом случае, БПЛА ДРЛО в воздухе продержится намного дольше вертолетов.
        И разбег ему можно покороче сделать чем у Як-44.
        Но в 6 т категории маловато будет и энергии, и топлива, ИМХО. hi
        1. -3
          11 января 2021 23:03
          В 6-тонных удается получить дальность обнаружения в 1, 5 раза большую, чем у 23-х тонного "Хокая". Длина разбега будет не более 150 м. Дозаправка в воздухе не нужна, так как легче сделать второй ДРЛО и заправлять их на корабле.
          1. -1
            12 января 2021 00:34
            В 6-тонных удается получить дальность обнаружения в 1, 5 раза большую, чем у 23-х тонного "Хокая".

            Ну это просто праздник какой-то... wink
            Можем в Крыму легкие авианосцы строить? smile
          2. 0
            12 января 2021 20:47
            Цитата: a.a.gor
            В 6-тонных удается получить дальность обнаружения в 1, 5 раза большую, чем у 23-х тонного "Хокая". Длина разбега будет не более 150 м. Дозаправка в воздухе не нужна, так как легче сделать второй ДРЛО и заправлять их на корабле.


            Еще раз.
            Каким источником энергии вы собираетесь снабжать почти 40 квт потребителей???
            И как он поместится на 6 тонный самолет?
        2. 0
          12 января 2021 17:31
          Но в 6 т категории маловато будет и энергии, и топлива, ИМХО
          16 кВт только РЛС жрет,да еще на полет топливо нужно и умножить это на 10 часов полета по версии автора request
  2. +1
    11 января 2021 15:17
    Вобщем, Концепций куча, самолета ДРЛО нет
    1. -2
      11 января 2021 15:27
      Цитата: Алекс2000
      Вобщем, Концепций куча, самолета ДРЛО нет

      как нет, а это что?

      1. +7
        11 января 2021 15:31
        Цитата: andreykolesov123
        как нет, а это что?

        Это Американо-Израильский G550 AEW/CAEW Eitam.
        Он представлял собой административный самолет G550 оснащенный радиолокационной установкой с фазированной антенной решеткой EL/W-2085 (модернизированный вариант EL/M-2075 Phalcon), разработанной компанией Elta. Кроме того на самолет установили интегрированную подсистему IFF, комплекс систем электронной разведки ESM/ELINT и систему коммуникации COMINT. В окончательном виде самолет получил наименование G550 CAEW (Conformal Airborne Early Warning).
        1. +2
          11 января 2021 15:38
          Цитата: Алекс2000
          самолета ДРЛО нет


          Цитата: OgnennyiKotik
          Это Американо-Израильский G550 AEW/CAEW Eitam.

          Значит есть самолёт ДРЛО, но не у всех.
      2. 0
        11 января 2021 20:11
        Не буду же все расжевывать все и вся.
        Корабельный. Беспилотный. ДРЛО. Чтоб уже был.

        А так да, самолеты есть, Вы правы.
    2. 0
      11 января 2021 16:46
      и авианосца под него нет
  3. exo
    +5
    11 января 2021 15:42
    Во-вторых, установка крыла на крыше фюзеляжа позволяет на освободившейся его боковой поверхности разместить активную фазированную антенную решетку (АФАР) максимально доступной площади.

    Крыша фюзеляжа-нет в авиации такого термина. Можно сказать:верхняя часть фюзеляжа.
  4. 0
    11 января 2021 15:42
    В принципе нормальный вариант. По идее можно попытаться сделать бпла еще проще и меньше, чтобы использовать при случае в кач-ве расходного материала. Да они будут куда хуже , чем одиночный самолет дрло. Но это по отдельности. А если их будет несколько и они будут создавать сеть, накрывающую определенный район и направление, то скорее всего это будет эффективнее. Опять же им можно установить график по которому они будут ротироваться. В них нет экипажа , которому нужен сон , обед и размять ноги. Их можно хранить в сложенном состоянии в ангаре типа вертолетного. В начале 20-го века были варианты подразумевавшие наличие своего самолета на линкорах и даже на подводных лодках. Ну а на нашем то уровне технологий что мешает размещать небольшие бпла дрло на кораблях 1-2 ранга и даже на подлодках? Запуск бпла при всплытии или даже минометным стартом из шахты . Потом приводнение . Можно предусмотреть затопление над лодкой и прием использованного бпла уже под водой. Варианты есть и технологии не настолько сложные. Вопрос - в реализации.
    1. +1
      11 января 2021 15:54
      Цитата: g1v2
      что мешает размещать небольшие бпла дрло на кораблях 1-2 ранга и даже на подлодках?

      Ничего. Например проект XFC UAS

      Или адаптировать UTAP-22 или XQ-58. Последний есть в контейнерном исполнении.




      Ну вертолетные или конвертоплан.

    2. +3
      11 января 2021 16:15
      . что мешает размещать небольшие бпла дрло на кораблях 1-2 ранга и даже на подлодках

      Их отсутствие. Их и на суше нет
    3. -1
      11 января 2021 23:06
      Небольшой ДРЛО будет иметь небольшую дальность обнаружения. Противник сумеет подлететь к нему близко и сбить.
  5. +10
    11 января 2021 15:46
    Как все было бы просто, если бы в задачи ДРЛО входило бы только обнаружение целей, как описано в предлагаемой концепции. Добавки автора о превращении РЛС с АФАР в станцию ответных помех пока оставим.
    Но нет же ж! Цели мало обнаружить - надо передать ЦУ на эти цели средствам поражения, надо передать общую полученную картину на различные КП как стратегического, так и оперативно-тактического звена. Следовательно, кроме вычислительного комплекса, надо нести на себе комплекс оборудования связи, комплект опознавания "свой-чужой", инерциальную навигационную систему, приборы радионавигации - это кроме оборудования РЭБ, чего хочет автор, и авиационных систем . Это по-прежнему будет 6 тонн?
    Самое досадное в статье - БПЛА ДРЛО преподносится как самоцель, а не как часть единого информационного поля, на котором только и можно воевать в современной войне.
    В общем, презентация выглядит, как какая-то бесхребетная фантазия.
    1. +1
      11 января 2021 15:57
      Одним БПЛА не обойтись. Нужно их несколько. ДРЛО, РЭБ, ретранслятор, ударные. Единая система.
      1. +6
        11 января 2021 16:06
        Конечно! E-2D "Хокай", к примеру, несет комплекс РЭБ, который ему нужен больше для классификации целей, обнаруженных РЛС, но это вес и объем. Для создания помех ради прикрытия своих сил нужен большой рэбовский бпла - большой ради большого источника энергии для излучателей. Поэтому о РЭБ при разговоре о БПЛА ДРЛО лучше вообще не упоминать. Да и разные рубежи работы относительно противника этих средств - ДРЛО может находиться в безопасной охраняемой зоне, рэбовский ЛА должен находиться ближе, если хотите, рисковать.
        1. -3
          11 января 2021 16:08
          Цитата: Галеон
          Поэтому о РЭБ при разговоре о БПЛА ДРЛО лучше вообще не упоминать.

          Почему? БПЛА РЭБ активно воюют, показывают отличные результаты.
          РЭБ это не только радиоэлектронное подавление.
          1. +6
            11 января 2021 16:17
            Почему?
            Чтобы не делать банджо из сковородки. Чтобы хотелки размером на фюзеляж Ил-114 не пытаться всунуть в концепцию БПЛА-шеститонника. Это раз.
            В связи с отсутствием ДРЛО появление таких летательных аппаратов в ВС неизбежно поставит их на решение в первую очередь освещения обстановки целого ТВД. Зачем вам при этом таскать рэбовскую лабуду, предназначенную для решения задач тактических? Это два.
            ЛА ДРЛО работает в охраняемой безопасной зоне, ибо важен и стоит как яхта олигарха. Применение из этой зоны средств РЭБ доступной для этого мощности с ЛА ДРЛО способно вызвать здоровый смех противника, но не причинить ему неприятности. Я не могу вам читать теорию РЭБ - уже сам ее не помню. Если в двух словах - надо поближе находиться, ближе, чем работает ДРЛО - это три.
            1. +2
              12 января 2021 00:38
              Вот и мне 6 тонн маловаты будут.
              Во-сколько оцениваете необходимую взлетную массу?
    2. 0
      11 января 2021 17:32
      Самое досадное в статье - БПЛА ДРЛО преподносится как самоцель, а не как часть единого информационного поля, на котором только и можно воевать в современной войне.

      Ну так для России это и есть самоцель - всё остальное есть ,кроме БПЛА.
    3. 0
      11 января 2021 19:52
      В начале статьи есть ссылка на предыдущую, где показано, что передачу информации производят те же самые АФАР.
      1. 0
        12 января 2021 20:50
        Цитата: a.a.gor
        В начале статьи есть ссылка на предыдущую, где показано, что передачу информации производят те же самые АФАР.


        Да, у АФАР есть алгоритм приема-передачи данных при работе - но он очень низкоскоростной.
        И дальность невелика.
  6. +1
    11 января 2021 15:59
    Для начала нужно сделать ДРЛО на основе Ил114.... и не только "морской" ...а потом отрабатывать различные бпла варианты. "Бревно" на спину и рлс в нос.

    И , может, вариант помощнее на основе ссж100 или мс21.
    1. 0
      11 января 2021 19:55
      На Ил-114 крыло находится посередине, и место для размещения АФАР большой площади не найдется. То же относится и к другим самолетам. Суть предложения как раз и состояла в том, чтобы найти конструкцию, при которой весь бок фюзеляжа можно было бы использовать под АФАР.
      1. 0
        11 января 2021 21:04
        Посмотрите на картинку к статье
        1. 0
          12 января 2021 00:39
          Вам автор статьи отвечает. hi
          1. 0
            12 января 2021 08:05
            А почему, "бревно "над фюзеляжем не подойдет?
            1. 0
              12 января 2021 13:50
              Вы, наверно, коллеге a.a.gor (Андрей) вопрос задали?
      2. +2
        12 января 2021 09:58
        Цитата: a.a.gor
        Суть предложения как раз и состояла в том, чтобы найти конструкцию, при которой весь бок фюзеляжа можно было бы использовать под АФАР.

        Интересная идея, и должна быть рассмотрена со вниманием. Вы планируете использовать ЛА на рабочей высоте 16-18 км, учитывая при этом диаграмму направленности РЛС. Отлично. А как согласуется размер и форма консолей крыла для этой высоты? Какова расчетная крейсерская скорость будущего БПЛА? Определены ли эти параметры с учетом еще одной важной характеристики любого ДРЛО - максимального времени полета (при минимальном потреблении топлива, естественно). Один вопрос сцеплен с другим, и только цельная цепочка ответов, все найденные компромиссы на эти вопросы приведут к хорошо продуманному проекту и изделию.
        1. 0
          13 января 2021 12:16
          В начале статьи все упомянутые параметры приведены. Расчеты были весьма приблизительные, так как автор не аэродинамик. То есть, "хорошо продуманный проект" должен разрабатываться группой специалистов.
  7. -3
    11 января 2021 16:34
    И сразу так делаем его гидропланом и комплектуем каждый крупный корабль такими. Тогда ещё есть смысл.
    1. 0
      11 января 2021 17:19
      Цитата: Sancho_SP
      И сразу так делаем его гидропланом и комплектуем каждый крупный корабль такими.

      И назвать его Бе-200. good
      1. -2
        11 января 2021 18:57
        А зачем?

        Поднять радар на высоту в километр И на десяток в сторону на самом деле отличная идея.

        И там особенно большой самолёт и не нужен. Сама радарная установка весьма компактна, да и генератор на вал турбовинтового двигателя прекрасно вписывается.
        1. -3
          11 января 2021 20:26
          Цитата: Sancho_SP
          Поднять радар на высоту в километр И на десяток в сторону на самом деле отличная идея.

          На мини-дирижабле с несколькими растяжками к кораблям на дистанции... И на высоте 1км (радиогоризонт более 100 км ), 10км в сторону - не имеет смысла.
          Цитата: Sancho_SP
          И там особенно большой самолёт и не нужен. Сама радарная установка весьма компактна, да и генератор на вал турбовинтового двигателя прекрасно вписывается.

          Тут вертолёт на электрокабеле вписабельнее.

          В такой концепции оба варианта необходимы. Дирижабль экономичнее(+ возможность ветрогенератора), электро-вертолёт - оперативнее.
          1. +2
            11 января 2021 20:55
            В сторону потому, что бы ориентиром пристрелки не был. Радар одновременно очень заметный.

            Масса кабеля Вас расстроит.
            1. -2
              12 января 2021 05:39
              Цитата: Sancho_SP
              В сторону потому, что бы ориентиром пристрелки не был.

              Ракете с автозахватом все равно....
              Цитата: Sancho_SP
              Масса кабеля Вас расстроит.

              Я думаю: около тонны (1кг/м). Здесь сложности с высоким напряжением (десятки киловольт) - но это же не ширпотреб.
              1. 0
                12 января 2021 10:48
                Думаю что существенно больше, ибо прочность кабеля (либо несущего троса) должна учитывать ветровую нагрузку, собственную массу (даже тонну подвесить можно далеко не на каждом кабеле), силу натяжения и так далее.

                Десятки киловольт тоже не пойдёт, так как тогда на дроне нужно будет поставить достаточно тяжёлый преобразователь (трансформатор) - двигатели все равно будут на сотни вольт.
  8. +2
    11 января 2021 17:49
    Если уж создавать БПЛА ДРЛО то в первую очередь нужно задуматся об идеальном планере. Чтоб максимально эффективно использовать весь возможный вес. Крыло большого удлинения. Механизация. Полет подобного ЛА штука довольно стабильная. Требования известны. Подогнать планер под подобные требования дело техники.
    1. -1
      11 января 2021 19:57
      Вот и хочется, чтобы кто-то помог автору и подогнал.
    2. +1
      12 января 2021 14:39
      Делать спец ЛА никто не будет. Нужно делать на основе того, что летает и серийно выпускается. Тем более нужен довольно мощный дрло. Нужно посчитать потребление в кВт и отсюда искать нужный ЛА с нужной энергетикой.
      1. 0
        12 января 2021 17:56
        Серийно выпускаюшийся крупный самолет взлетаюший с авианосца? Думаю тут будут большие проблемы.
        1. 0
          12 января 2021 18:23
          Зачем делать эксклюзивный ДРЛО? И когда у нас будет сам Авианосец? А так, мы получим завтра ДРЛО нужного типоразмера, отработает его применение и после после завтра установим его на нужный носитель для корабля.
          1. 0
            12 января 2021 21:41
            Думаю создание самолета ДРЛО и Авианосца, в Российских реалиях, займут примерно одинаковое время.
            1. 0
              12 января 2021 22:40
              Но для РФ малый ДРЛО на суше гораздо важнее и нужно их больше....И есть уже ЛА куда ставить. Для АУГ нет ничего...ни самой АУГ , ни ЛА на который ставить "бревно" или "тарелку".
              1. 0
                13 января 2021 02:21
                На суше нужен не малый ДРЛО а нормальный. На современной элементарной базе А50 (сопоставимый по возможностям) вполне может быть в два раза меньше. Тут я согласен с вами. Недорогой и отработанный "гражданский" как база оптимален.
      2. 0
        13 января 2021 12:19
        Такого ЛА у нас нет.
        1. 0
          13 января 2021 12:22
          На выходе Ил114, Ту204-214 и когда нибудь локализированные ссж100 и МС21
  9. -3
    11 января 2021 17:58
    • взлётная масса – 5,5–6 т

    И
    Масса РЛС составит 900–1000 кг.

    Не получится.
    Но нужно сразу уяснить себе ,что сегодня использования дюраля в самолётостроении ,сродни использованию железа в самолётостроении перед Второй Мировой. Грубо говоря использование композита даёт такой же выигрыш в весе , как и использование дюраля по сравнению с железом .
    Поэтому ТОЛЬКО полностью композитный корпус БПЛА и двигатель изготовленный только из лёгких сплавов, дадут необходимый выигрыш в весе .
    Ну а над снижением энергозатратности РЛС можно уже и подумать .
    1. -2
      11 января 2021 20:00
      Если сумеем сделать углепластик, то еще лучше. Его надо будет только металлизировать снаружи.
    2. +4
      11 января 2021 20:23
      Цитата: lucul
      двигатель изготовленный только из лёгких сплавов

      Ну и как будет выглядеть турбопроп или турбовентилятор без применения жаропрочных сталей? Как не помню кто говорил о сокращении самогоноварения, "аппарат сократить можно, а змеевик - ни в коем случае!"
  10. +4
    11 января 2021 18:19
    С точки зрения аэродинамики схема2-надумана! Вся прелесть крыла с обратной стреловидностьюпоздний срыв потока при больших углах атаки-тут и не нужна,так как именно раннее наступление срыва на передней плоскости и есть залог сохранения продольной устойчивости самолета. Другими словами-именно раннее наступление срыва на переднем крыле опускает нос и предотвращает сваливание Тем более-малое плечо выноса вертикального оперения делает его бесполезным. На утках и тандемах ВО выносится максимально назад от фокуса.Отсюда-жизненна схема с передним крылом прямой стреловидности и задним-с обратной и вынесенным ВО на балке максимально назад. Такие схемы есть у Рутана.
    1. -1
      11 января 2021 20:02
      Переднее крыло с обратной стреловидностью применено не для обеспечения маневренности, а для получения возможности сканировать верхнюю полусферу.
      1. +4
        11 января 2021 22:15
        Не о маневренности речь! А именно о продольной устойчивости аппарата! Самолет такой схемы неустойчив аэродинамически.То есть склонен к сваливанию в штопор при любых внешних возмущениях. Прямолинейный полет придется обеспечивать интенсивным использованием подкрылков и рулей высоты.
  11. +2
    11 января 2021 19:56
    Ну, тогда уже подъемные винты бы добавить, как в SUAS, правда, там на порядок более легкий дрон.
  12. +2
    11 января 2021 21:02
    Какой ужас...
  13. +8
    11 января 2021 21:48
    Характеристики носовой АФАР:

    • дальность обнаружения ИБ типа F-16 с ЭОП 2 кв. м – 220 км;
    • маловысотная ПКР с ЭОП 0,1 кв. м – 100 км.

    Интересно, кто автор по специальности?
  14. +5
    12 января 2021 00:17
    Автор ничего не понимает в аэродинамике.
  15. +4
    12 января 2021 00:42
    "Ноги, крылья.... главное хвост!" (с) - не совсем детская истина ;)
    Кроме аэродинамики, для мощной РЛС нужен соответствующий источник энергии, + отвод излишнего тепла, генерируемого мощной антенной.....
  16. 0
    14 января 2021 16:41
    Андрей спасибо за статью.