Самолет для своей ниши. Short C-23 Sherpa

25

Выкатка первого серийного C-23A, 9 августа 1984 г.

К началу восьмидесятых годов на вооружении ВВС США имелся целый ряд военно-транспортных самолетов с разными характеристиками. Однако возникли новые задачи, и ни один из наличных образцов не мог справиться с ними. Ответом на такой вызов стал новый транспортник Short C-23 Sherpa.

Проблемы снабжения


В начале восьмидесятых годов специалисты США и НАТО провели очередное исследование перспектив ВВС и выдали рекомендации по их дальнейшему развитию. Было установлено, что существующий парк военно-транспортных самолетов не является оптимальным инструментом для снабжения авиабаз и аэродромов развертывания в Западной Европе. В условиях крупной войны это грозило срывом боевой работы тактической авиации.



Выходом из такой ситуации мог бы стать новый легкий ВТС. От него требовалось перевозить грузы массой более 2 т размером с турбореактивные двигатели американских самолетов, выполнять посадку и взлет с укороченных полос, осуществлять полеты в характерных европейских метеоусловиях и т.д.


Первый самолет серии, вид сбоку

В 1982 г. Пентагон выпустил предварительные требования к перспективному самолету, и вскоре получил первые заявки. Через несколько месяцев, в 1983-м дали старт полноценной программе разработки под названием EDSA (European Distribution System Aircraft – «Самолет европейской системы распределения грузов»).

Конкурсный этап


Заявки на конкурс EDSA подали семь компаний из США и других стран НАТО. В соответствии с требованиями заказчика, все проекты основывались на существующих образцах техники. В дальнейшем это упростило оценку проектов и выбор наиболее удачных, а также последующее строительство и эксплуатацию.

После изучения предложений Пентагон выбрал двух финалистов. Ими оказались модификация пассажирского самолета «330» под названием Sherpa от британской компании Short Brothers и модернизированный самолет C-12 Aviacar, созданный при сотрудничестве испанской фирмы CASA и американской McDonnell Douglas.


Легкий C-23A и тяжелый C-5A

В 1982-83 гг. два самолета прошли заводские и армейские испытания. Более удачным посчитали британский ВТС «Шерпа». В марте 1984 г. компания Short получила первый заказ стоимостью 165 млн долл. на 18 серийных машин и их обслуживание в течение 10 лет. Также выдали опцион на 48 самолетов стоимостью почти 500 млн долл. Серийные самолеты должны были поступить на снабжение ВВС США под обозначением C-23A Sherpa.

Технические особенности


Разработка будущего C-23A заняла минимальное время. Дело в том, что базовый самолет Short 330 довели до серии в 1975-76 гг., и сразу после этого занялись созданием его специализированных модификаций. В частности, прорабатывались транспортные варианты с бортовыми дверями и кормовой рампой. Последний проект получил развитие, и уже в 1982 г. состоялся первый полет опытной машины.

C-23A представлял собой двухмоторный турбовинтовой подкосный высокоплан с Н-образным хвостовым оперением. Самолет построили на основе фюзеляжа длиной 17,7 м с квадратным поперечным сечением и характерными обводами носа и хвоста. Использовалось прямое крыло размахом 22,76 м с развитой механизацией, упрощающей взлет и посадку. Планер в основном выполнялся из алюминия с отдельными стальными деталями.


Работа с грузом - турбореактивным двигателем, 1985 г.

В гондолах на центроплане находились два турбовинтовых двигателя Pratt & Whitney Canada PT6A-45-R мощностью по 1200 л.с. Моторы оснащались пятилопастными винтами изменяемого шага марки Hartzell диаметром 2,82 м.

Внутри фюзеляжа удалось разместить грузопассажирскую кабину длиной 8,85 м и сечением 1,98 х 1,98 м. В ее носовой части, на левом борту, имелась дверь. В хвосте поместили опускаемую рампу, по бокам от которой имелись две бортовые двери. В кабине можно было разместить до 30 человек, до 3 стандартных грузовых поддонов или иную нагрузку. Для упрощения погрузочных работ на полу кабины устанавливались три направляющие с роликами.

Самолет управлялся двумя пилотами, третий член экипажа отвечал за работу с грузами. В ходе переработки исходного проекта «330» были внедрены новые приборы и системы, соответствовавшие стандартам НАТО и обеспечивавшие полноценную эксплуатацию в составе ВВС.

Пустой ВТС C-23 весил 6,5 т, а максимальная взлетная масса достигала 10,4 т. Допускалась посадка на любые полосы при массе не более 10,25 т. Полезная нагрузка – 3175 кг. Запас топлива превышал 2 т.

Самолет для своей ниши. Short C-23 Sherpa
ВТС C-23B армейской авиации

Эффективная силовая установка в сочетании с грамотно построенным крылом позволяла летать с крейсерской скоростью 350 км/ч и обеспечивала скорость сваливания не менее 135 км/ч. Длина разбега и пробега, в зависимости от нагрузки и типа ВПП, не превышала 1000-1200 м. Дальность полета с максимальным грузом и полными баками превышала 360 км. Максимальная дальность – 1240 км, но нагрузка при этом сокращалась до 2,2 т.

Самолеты в ВВС


Выполнение заказа ВВС не отличалось сложностью. Уже в августе 1984 г. на заводе Short в Белфасте выкатили первый серийный самолет. В ближайшие годы построили еще 17 единиц первой партии. В 1985-86 г. принятые машины перебросили в континентальную Европу. Согласно планам ВВС, военно-транспортные самолеты должны были базироваться на аэродроме Цвайбрюккен в ФРГ и при необходимости вылетать на другие авиабазы, обеспечивая перевозку разнообразных грузов и личного состава. По расчетам, суммарный годовой налет новых ВТС должен был достигать 12 тыс. часов.

Несмотря на высокую нагрузку, полученные C-23A справлялись с возложенными задачами. Вследствие этого ВВС решили не реализовывать опцион и не заказывать новые самолеты. Активная эксплуатация самолетов Sherpa в «европейской системе распределения» с постоянными полетами между разными базами продолжалась до конца 1990 г., когда в НАТО приняли план о сокращении сил в Европе.


C-23B в Ираке, декабрь 2003 г.

Весь парк легких ВТС вывели в США, после чего списали и раздали разным структурам. Три машины отправились в летную школу авиабазы Эдвардс, где они служили до 1997 г. и полной выработки ресурса. Восемь «Шерп» передали армейской авиации, а семь оставшихся подарили Лесной службе США.

Армейская авиация


К моменту получения восьми C-23A от ВВС сухопутные войска уже располагали техникой этого семейства. Еще в середине восьмидесятых армия заказала четыре Short 330 для работы на полигоне Кваджалейн. Затем заказали еще десять самолетов – для Национальной гвардии и ремонтных подразделений. Интересно, что техника первой партии сохранила прежнее обозначение «330», а ВТС Нацгвардии переименовали в C-23B.

В 1990 г. планировался контракт на 20 самолетов C-23A новой постройки для армии и Нацгвардии, но компания Short уже успела закрыть их производство. Вместо этого армии пришлось купить подержанные самолеты Short 360 и глубоко модернизировать их. Обновлению подверглась бортовая аппаратура; также заменили хвостовое оперение и установили рампу. Такие самолеты обозначались как C-23B+ Super Sherpa. Позже перестроили еще два гражданских «360».


Отработка транспортных миссий в суровых условиях Аляски, апрель 2011 г.

В 2003 г. несколько самолетов C-23B/B+ перебросили в Ирак для обеспечения деятельности американского контингента. Они стали удобным дополнением к более тяжелым ВТС и выгодной альтернативой для вертолетов. Кроме того, для участия в разведывательной операции Constant Hawk специальную аппаратуру установили на семь C-23B. Два из них столкнулись и разбились по пути в Ирак, а остальные успешно работали в течение нескольких лет.

В двухтысячных годах реализовывалась программа модернизации по проекту C-23C, предусматривавшая замену части оборудования. Такое обновление прошли 43 машины. Также разрабатывался проект C-23D, но по нему успели переделать только четыре самолета, после чего работы остановились.

Не только в армии


В 2007 г. Пентагон принял принципиальное решение об отказе от морально устаревших Short C-23B/B+ и их замене современным самолетом аналогичного класса. К этому времени на вооружении сухопутных войск имелось 43 машины; в Нацгвардии числилось не более 16 ед. В ближайшие годы «Шерпы» планировалось списать и распродать. Вместо нее планировалось закупить итальянские самолеты Alenia C-27J Spartan.


Разгрузка самолета, эксплуатировавшегося Нацгвардией, 2013 г.

Такое коммерческое предложение заинтересовало двух американских перевозчиков. Несколько C-23B купила компания Era Aviation, обслуживающая маршруты над Аляской. Другая партия перешла в собственность Freedom Air и перелетела на о. Гуам. Еще одним гражданским эксплуатантом стала филиппинская авиакомпания Royal Star.

К середине десятых годов восемь самолетов передали бразильской армии. Такое же количество машин отправили в качестве поддержки в Джибути. Кроме того, сообщалось о возможной поставке техники в Эстонию и на Филиппины.

Два самолета передали музеям. Один из Short 330, эксплуатировавшихся на полигоне Кваджалейн, сейчас находится в авиационном музее г. Миллвилл. В экспозиции аэропорта Beaver County Airport в Пенсильвании присутствует один из C-23C, ранее принадлежавших армии.


Списанные C-23B/B+/C на базе хранения, март 2020 г.

Оставшиеся самолеты переведены на базу Дэвис-Монтен для длительного хранения. При наличии соответствующего решения, они могут отправиться на ремонт перед продажей новым эксплуатантам – или пойти на утилизацию.

В своей нише и не только


В рамках полноценного серийного производства компания Short Brothers построила всего 18 самолетов C-23A Sherpa. Опцион на 48 машин так и не реализовали. Тем не менее, новые эксплуатанты нуждались в больших количествах такой техники – и перестраивали близкие по конструкции самолеты Short 330 и Short 360. За счет этого парк C-23A/B/B+ увеличился почти на 40 единиц.

Самолет Short C-23 Sherpa создавался под специфическую нишу в системе логистики ВВС США и, как показала эксплуатация, полностью соответствовал своей роли. Он мог бы оставаться в строю десятилетиями и обеспечивать работу баз. Однако в 1990 г. ситуация изменилась, и необходимость в такой технике пропала. Планы по дальнейшему производству отменили, а вскоре ВВС отказались от более не нужных самолетов.

Впоследствии эксплуатацию C-23 и его версий освоили другие структуры, в т.ч. из других стран. Во всех случаях ВТС Sherpa успешно справлялись с поставленными задачами и получали высокие оценки. Впрочем, положительный опыт не перевесил специфическую роль и особенности эксплуатации. C-23 не стал по-настоящему массовым, и сейчас его история приближается к своему завершению.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    24 января 2021 06:09
    шмель,по всем законам аэродинамики,летать не должен,огромная масса.маленькие крылья... но он -летает.
    1. +5
      24 января 2021 07:03
      Сколько можно?
      Старый же боян - http://lurkmore.to/%D0%A8%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D0%BD%D0%B5_%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD
    2. +9
      24 января 2021 09:01
      шмель,по всем законам аэродинамики,летать не должен

      Ну, у нас был не шмель, а "пчёлка" Ан14. После основательной переделки Пчёлка стала Ан-28. Под 2 тонны груза. Но полегче С-23.
      Не совсем то, но задачи схожи абсолютно. Просто с
      развитием вертолётов и Ан-14, и Ан-28 оказались "не у дел"
      1. +5
        24 января 2021 10:51
        Ан- 38 стал логическим продолжением этих самолётов и даже выпускался по лицензии в Польше, но ему не повезло с годами рождения.... Распад Союза и СЭВ, разрыв связей....
      2. +4
        24 января 2021 17:31
        Цитата: dauria
        Просто с
        развитием вертолётов и Ан-14, и Ан-28 оказались "не у дел"

        Делался как замена Ан-2. Сделали.
        Теперь опять изобретают замену Ан-2, а об этом, почему-то, забыли.
      3. 0
        26 февраля 2021 18:39
        Цитата: Вождь краснокожих
        Ан-38 стал логическим продолжением этих самолётов и даже выпускался по лицензии в Польше,

        Ан-38 до серии не дошел. В Польше аювяпускался Ан-28.
    3. +10
      24 января 2021 09:32
      шмель,по всем законам аэродинамики,летать не должен

      laughing Не стоит повторять эту расхожую нелепость.А то так и не вырастим новое поколение авиационных инженеров.
      Размер меняется линейно от масштаба, площадь- квадрат масштаба , прочность тоже, масса -куб ( для реального самолёта между 2 и 3 ).
      Подобие обтекания ( есть разные -Рейнольдса, Фруда, Маха и ещё куча ) . Число Рейнольдса для шмеля так мало, что настоящему самолёту надо подняться в стратосферу . Так что ни о каком подобии обтекания речи нет.
      Вся "аэродинамика" опирается на обычную школьную физику. Есть воздух, который "весит" 1,2 кг на кубометр , есть второй и третий законы Ньютона. Толкни вниз массу воздуха в секунду ( или просто слегка отклони поток ), умножь на скорость "толчка" - получишь подъёмную силу. Толкать лучше большую массу в секунду, с меньшей скоростью . Эм ВЭ квадрат пополам- затраты горючки меньше laughing
    4. -1
      24 января 2021 20:44
      Как говорил классик отечественной авиации-дайте мне подходящий двигатель и у меня кирпич полетит!
      1. 0
        25 января 2021 10:15
        А подходящий ТВД в процессе.....его пока нет.
    5. Комментарий был удален.
  2. Из наших самолётов к "Шерпе" ближе всего, пожалуй, Ан-26.
    1. +13
      24 января 2021 08:45
      Цитата: Сергей Михайлович Карасёв
      Из наших самолётов к "Шерпе" ближе всего, пожалуй, Ан-26.

      А может быть наиболее близкими являются "условно наш" L-410 и отчасти Ан-28 ?
      Максимальный взлётный вес Ан-26 (24 т) более чем в два раза превышает максимальный взлётный вес "Шерпы".
      1. +4
        24 января 2021 09:18
        Про Ан-38 забыли?
        Правда, его "перестройка" угробила.
        1. +3
          24 января 2021 13:09
          Скрестить бы Ан-38 с двигателями ТВ7-117СТ-01 и современной авионикой, интересная машина получилась бы.
      2. А может быть наиболее близкими являются "условно наш" L-410 и отчасти Ан-28 ?

        ИМХО, они маловаты против "Шерпы".
  3. +3
    24 января 2021 09:18

    На хранении их 14 штук. Могут ещё послужить.
  4. -17
    24 января 2021 11:59
    редкий уродец как и большинство американских самолетов
    1. 0
      25 января 2021 13:22
      Цитата: Грац
      редкий уродец как и большинство американских самолетов

      Шорт - фирма английская (надо бы знать...)!
      1. -1
        26 января 2021 11:38
        "-Одним словом - румын! - Так он же болгарин?! - А какая разница?"
        Брат-2(с)
  5. -4
    24 января 2021 20:46
    Ан-26 в студию и за баксы.
  6. 0
    25 января 2021 02:20
    Неплохая статья. Думаю, что автор допустил неточность в дальности полета Вс
  7. +4
    25 января 2021 09:35
    С112 Aviocar конкурент шерпы в конкурсе. Автор, вы если упоминаете что-то в тексте почему бы не добавлять изображение - статьи от этого только выигрывать будут.
  8. 0
    25 января 2021 13:23
    Жаль! Интересная была машина!
  9. +3
    25 января 2021 15:19
    и обеспечивала скорость сваливания не менее 135 км/ч

    Смысл конечно понятен но, как то коряво. Скорость сваливания чем меньше-тем лучше, тогда в тексте должно быть: "не более 135 км/ч"
  10. Eug
    0
    6 апреля 2021 07:50
    Очень схожий был в СССР - Ан-28. Производство передали в Польшу, поляки выпустили несколько самолей под названием Ан-28 Bryza в качестве патрульных.
  11. 0
    16 апреля 2021 09:18
    Цитата: Аэродромный
    шмель,по всем законам аэродинамики,летать не должен,огромная масса.маленькие крылья... но он -летает.


    Майский жук. У него действительно проблемы с аэродинамикой. Но... Летает!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»