Больше – значит лучше: «cлоновьи прогулки» пятого поколения

29

Словосочетание «cлоновья прогулка» давно прижилось в американском лексиконе. Оно означает отработку управления большим количеством однотипных самолётов в тесном построении: при этом взлёт машин производят с незначительным интервалом. Упражнение позволяет отработать навыки лётчиков и технического персонала на случай, если будет нужно в предельно сжатые сроки поднять в небо большое число самолётов. В последнее время США всё чаще задействуют в таких учениях новейшие истребители пятого поколения.

«Рапторы» рвутся в бой


В марте 2019 года Военно-воздушные силы США решили в очередной раз продемонстрировать потенциал первого в истории серийного истребителя пятого поколения – F-22 Raptor. Сразу 24 истребителя 3-го крыла ВВС США, которое базируется в Эльмендорфе (Аляска), вышли на «слоновью прогулку». Помимо них в тренировке поучаствовали самолёт дальнего радиолокационного обнаружения E-3 Sentry и «транспортник» C-17 Globemaster III.




Как тогда отмечали эксперты, важность упражнения связана с тем, что лётчики этого крыла будут в числе первых, кто в случае опасности отправится в зону риска на Тихоокеанском регионе. Помимо этого, истребители F-22 находятся на острие американской противовоздушной обороны крупной части стратегически важного воздушного «щита», направленного прежде всего в сторону России.

В более широком смысле учения стали напоминанием миру о том, что Штаты давно и весьма успешно эксплуатируют, вероятно, мощнейший из серийных истребителей пятого поколения. Всего, напомним, США произвели 187 серийных F-22. На сегодняшний день производство закрыли: слухи о его возобновлении, по всей вероятности, не соответствуют истине.

Демонстрация силы


Все хорошо помнят американо-иранские противоречия, вызванные в начале прошлого года убийством генерал-лейтенанта и командующего спецподразделением «Аль-Кудс» в составе Корпуса Стражей Исламской революции Касема Сулеймани. После роста противоречий американцы решили «поиграть мускулами».


В числе демонстраций силы оказались учения с применением большого числа F-35A, проведённые в январе 2020-го. Тогда на «слоновью прогулку» вышли сразу 52 истребителя пятого поколения F-35A Lightning II 388-го и 419-го истребительных крыльев Военно-воздушных сил США с авиабазы Хилл (штат Юта). Оба крыла провели похожие учения в ноябре 2018 года с участием трёх десятков самолётов, что тоже было эффектно, но одновременное участие 52-х «невидимок» впечатляет сильно как никогда.

С другой стороны, большое количество F-35 на одном фото удивляет всё меньше. По состоянию на начало 2021-го было произведено свыше 600 таких машин, а их общее число должно превысить три тысячи. К настоящему времени, помимо версии F-35A для ВВС США и союзников американцев, введены в строй и две другие модификации – F-35B с укороченным взлётом и вертикальной посадкой, а также палубный F-35C.

Морпехи наготове


Впечатляющие упражнения с участием истребителей пятого поколения проводят не только ВВС США. В 2019 году Корпус морской пехоты продемонстрировал готовность поднять в небо множество F-35B. Учения затронули 20 самолётов эскадрильи VMFAT-501.


Учения провели на территории авиабазы морской пехоты Бофорт. В заявлении службы говорилось:

Безопасный запуск и подъём самолёта подтверждают стремление эскадрильи к достижению и поддержанию наивысшего уровня готовности для подготовки следующего поколения пилотов F-35B Корпуса морской пехоты США и стран-партнёров.

Эта «слоновья прогулка» стала первой тренировкой такого рода для F-35B КМП США. Событие стало важной вехой ещё и потому, что данная версия истребителя по сумме показателей является наиболее технически сложной и дорогой. Важно также отметить, что данный самолёт совсем скоро станет основой авиационного крыла британской авианосной ударной группы, в основе которой новый авианосец Queen Elizabeth.

Все вместе


В декабре прошлого года вновь дали о себе знать пилоты F-35. На этот раз США провели учения на военной базе Эилсон на Аляске, задействовав 18 истребителей – «невидимок» пятого поколения и 12 самолётов F-16 Fighting Falcon 354-го истребительного авиакрыла. Истребители сопровождали два самолёта-заправщика KC-135 Stratotankers 168-го авиакрыла Национальной гвардии.


Это произошло незадолго после того, как российские и китайские бомбардировщики совершили совместное патрулирование над западной частью Тихого океана, продемонстрировав всё более тесные военные связи между Пекином и Москвой. В соответствующем заявлении американцев говорится:

Мы выполняем это, несмотря на коронавирус, несмотря на экстремальные погодные условия, и, несмотря на то, что это один из самых коротких дней в году.

Очевидно, что даже в отдалённой перспективе истребителям пятого поколения предстоит нести службу бок-о-бок с машинами предыдущего поколения – четвёртого. Поэтому взаимодействие между разными платформами может быть одним из ключевых аспектов удачи той или иной операции.

Не только США


Китай всё активней задействует в учениях свои новые истребители пятого поколения Chengdu J-20, введённые в строй ещё в 2017-м. Нужно сказать, что такие темпы разработки и строительства КНР нового истребителя ещё десять лет назад казались «фантастикой». В 2019-м в Сеть выложили любопытное фото совместных полётов J-20, которые ряд обозревателей сравнили с американскими «слоновьими прогулками» (всего тогда идентифицировали 15 новых машин).


Общее количество построенных в разные годы J-20 эксперты оценивают примерно в полсотни единиц. Сюда входят не только самолёты первой серии, но также предсерийные образцы и прототипы истребителя пятого поколения. Отметим, что сейчас уже мало кто сомневается, что Chengdu J-20 станет по-настоящему серийной машиной. А возможно, и основой ВВС КНР.

С надеждой на будущее


Помимо США и Китая есть ещё одна страна, которая производит собственный истребитель пятого поколения. Это Россия. Впрочем, увидеть совместный полёт большого количества отечественных Су-57 нам, возможно, доведётся нескоро: первую серийную (фактически вторую, так как самый первый серийный истребитель разбился в прошлом году) Воздушно-космические силы получили только в декабре.

Ранее в рамках МАКС-2019 мы видели демонстрационные полёты сразу четырёх опытных образцов истребителя Су-57, которые, несомненно, стали «гвоздём» лётной программы. Кроме того, недавно прототип истребителя выполнил полёты вместе с опытным ударным БПЛА «Охотник».


В любом случае настоящие испытания на прочность у Су-57 ещё впереди. Напомним, в рамках заключённого в 2019 году контракта российским ВКС должны до 2028 года поставить 76 истребителей Су-57. Скорее всего, это будет не последняя партия «невидимок», которые получит Минобороны.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    25 января 2021 18:08
    - Легат - молодец!
    Он был вынужден всего один разочек соврать:
    Помимо США и Китая есть ещё одна страна, которая производит собственный истребитель пятого поколения. Это Россия.
    1. +7
      25 января 2021 23:31
      Счёт 1:1 в течение без малого двух лет пока не позволяет говорить о серьезном серийном производстве.
      1. +4
        26 января 2021 13:27
        российским ВКС должны до 2028 года поставить 76 истребителей Су-57

        если собрать все такие "должны" за последнее время, то получится просто космос winked
    2. +2
      27 января 2021 11:14
      прототипы самолетов 5 поколения есть в Японии (1 экспериментальная штука), в Германии (но там вообще не про незаметность, там про вектор тяги и т.д.), 2 английских прототипа, 1 иранский, была движуха у индийцев, но по-моему ничего не выйдет).
      Я напомню, что критериев 5 поколение нет. у амеров они одни, у китая другие, у нас третьи.
  2. +2
    25 января 2021 18:40
    Не знаю, мне всё-таки кажется, что будущий базовый самолёт правильнее уж получше отлизать на испытаниях, чем выпускать сырую машину и потом лихорадочно ставить заплатки. Не - понятны мотивы амеров, у них бабло горело, если бы ещё пару лет с F-35 потянули - могли бы и прикрыть программу. Понятны и китайцы - у них большинство самолётного парка крайне устарело, им надо его экстренно менять хоть на что-то. Но нам - при наличии Су-35 и тд особо рвать когти вроде незачем.. Хотя и тормозить шибко - тож не след..
    1. +4
      25 января 2021 19:04
      Цитата: paul3390
      что будущий базовый самолёт правильнее уж получше отлизать на испытаниях, чем выпускать сырую машину и потом лихорадочно ставить заплатки.

      Они так и сделали, отлизали на опытной эксплуатации, проблемы решили и успешно серийно выпускают. Остался только один вопрос, превзойдут по количеству F16 или нет.
      1. KCA
        +1
        26 января 2021 03:47
        Тогда почему у отлизанного на опытной эксплуатации серийного самолёта в Пентагоне нашли 960 технических недостатков, из которых более сотни признали критическими? Это не наши диванные эксперты так решили, а сами американские военные
        1. +2
          26 января 2021 08:31
          Цитата: KCA
          Тогда почему у отлизанного на опытной эксплуатации серийного самолёта в Пентагоне нашли 960 технических недостатков, из которых более сотни признали критическими?

          Почему нашли? Потому что есть 960 технических недостатков, поэтому и нашли. Вроде логично.
          Будут все они исправлены? Конечно нет.
          На что-то это повлияет? Конечно нет.
          В реальности у каждого изделия тысячи недостатков, сотни из них потенциально критические (именно так звучит пункт, критические исправлены). У F-15/16/18, Су-27/30/35/57 и тд их не меньше. Вопрос, сколько их? Вот когда ответ получим, тогда можно судить об F35.
          Можно сколько угодно твердить про эти 960 недостатков, когда информацию о других самолётах засекретили.
          Только есть реальные факты.
          F-35 выпущено более 600 штук, очередь стоит на 5-6 лет вперёд, страны которые их купили повторно заказывают, которым отказано в продаже бьются за то что бы их получить, он успешно выполняет боковые задачи и тд.
          1. 0
            4 апреля 2021 09:07
            Ну, янки умеют навязать свой товар клиентам, кто бы спорил.
            Заказывают, строго говоря, такой товар не страны, а "местные элиты". Кто же откажется срубить жирный откат на столь дорогой "вундервафле"?
            Успешно решает боевые задачи? Бомбит папуасов? С этим и старенькие "фантомы" справляются.
            Или может успешно показал себя в воздушных боях? Примеры в студию!
            О боевых потерях потерях "рапторов" ничего не известно, но небоевые - в наличии. Печалька, однако :)
    2. +2
      25 января 2021 19:06
      Цитата: paul3390
      будущий базовый самолёт правильнее уж получше отлизать на испытаниях, чем выпускать сырую машину и потом лихорадочно ставить заплатки


      По-вашему, Су-57 "отлизали на испытаниях"? Вообще-то первый серийный экземляр разбился.
      1. -3
        25 января 2021 19:29
        И - чё с того?? Для вас откровение что опытные самолёты часто бьются? И что это и есть один из аспектов отлизывания? Я вас ещё больше огорчу - даже серийные падают. И о ужас - американские тоже..
        1. 0
          25 января 2021 19:31
          Цитата: paul3390
          И - чё с того??


          То, что "отлизали" плохо.

          Цитата: paul3390
          Для вас откровение что опытные самолёты часто бьются?


          Вы не заметили слово "серийный"? Разбился серийный самолет.
          1. 0
            26 января 2021 23:28
            Именно.
            Просто подход и условия разные.
            Если в России при таком количестве выпущенных Су-57 это уже типа "серийные" то в штатах 600 самолетов это еще не серийные. Перед Новым Годом как-то читал что решение о серийном производстве Ф-35 еще так и не принято. 600 самолетов для них это мелочь.

            Точно так же как и условия гласности с количеством недостатков Ф-35.
            Недостатки есть у всех самолетов. Но в России все закрыто иначе "имидж" пострадает.
            А американцы открытые, они не скрывают, им плевать что кто-то узнает. Специалисты все это и так понимают.
            А все остальные могут писать о том, что Ф-35 в 960 раз хуже Су-57 потому что у него 960 недостатков, а у Су-57 ни одного.
    3. -1
      26 января 2021 05:25
      Не - понятны мотивы амеров, у них бабло горело, если бы ещё пару лет с F-35 потянули - могли бы и прикрыть программу.

      да все понятно. Лайтинг - маркетинговый продукт LM. При полном использовании американского административного ресурса по навязыванию этого самолета аборигенам. Поэтому и выброс продукта на рынок (пока пирожок горяч, его надо продавать) был таким скоропостижным. Реклама инструмент торговли, а не боеспособности
      1. 0
        27 января 2021 13:12
        Аборигены за пальмовое масло, вроде, самолёты покупают?
  3. 0
    25 января 2021 18:51
    Демонстрация силы

    Если сила есть, будут её демонстрировать.
    Пока так, а там кто её знает, на что они решаться?
  4. -4
    25 января 2021 19:05
    Ох уж эти сказочники. fellow
  5. -2
    25 января 2021 19:07
    //С другой стороны, большое количество F-35 на одном фото удивляет всё меньше. По состоянию на начало 2021-го было произведено свыше 600 таких машин, а их общее число должно превысить три тысячи. К настоящему времени, помимо версии F-35A для ВВС США и союзников американцев, введены в строй и две другие модификации – F-35B с укороченным взлётом и вертикальной посадкой, а также палубный F-35C. //
    А я слышал в зарубежных СМИ, что все плохо... Там что то сотни дефектов насчитали.
    Пс. Только наши не в курсе, наверное назло....Осуществляют себе вылеты. Вот недавно даже наши сирийские оппоненты увидели воочию обломки мини GBU....
  6. +1
    25 января 2021 23:15
    Автор довольно впечатлительный персонаж.
    Такое у меня сложилось впечатление.
  7. +3
    25 января 2021 23:57
    Автор пытается открыть Америку - отставание ВКС МО РФ в количестве бортов 5 поколения, поставленных в строй.
    Пристегивание «слоновьей прогулки» (как тренировки В ПЕРВУЮ очередь, направленной на отработку вывода СВН из под удара и лишь затем на их массированное применение) это обертка горькой пилюли.
    1. -2
      26 января 2021 05:10
      Пристегивание «слоновьей прогулки» (как тренировки В ПЕРВУЮ очередь, направленной на отработку вывода СВН из под удара и лишь затем на их массированное применение) это обертка горькой пилюли.

      чушь все это, а не пилюля. Такие учения планируются заранее, пилоты успевают прибыть на аэродром, пройти подготовку, инструктаж, перейти в режим готовности к вылету и уж по сигналу произвести запуск, выруливание и взлет. Подлетное время МБР - порядка 25мин (в случае БРПЛ еще меньше). За это время совершить все выше указанные действия никто не успеет. И сгорит вся эта икона американских патриотов из стран бывшего СССР к едрене фене прямо в своих ангарах и капонирах
      1. +2
        26 января 2021 05:22
        Всем мерещятся ядреные удары (внезапные и из 12мильной зоны).
        Рассредоточение не есть вывод из под удара?
        Как это проводится - массовый подъем или лениво по-бортно - вопрос №126.
        Проведение тренажа в мирное и готовность в особый период/ходе войнушки - две большие разницы.
        1. +2
          26 января 2021 05:37
          Рассредоточение не есть вывод из под удара?
          Как это проводится - массовый подъем или лениво по-бортно - вопрос №126.

          извините, но в отличии от вас я видел своими глазами массовый вылет ТБАП. и знаю сколько времени занимает вся предстоящая подготовка. В вашей альтернативной вселенной летчики сидят 7/24 в режиме готовности к вылету? Ага, такое было только в самые горячие дни карибского кризиса. Невозможно держать летный состав долго в позиции низкого старта. Значит пока до них дойдет команда сбора, пока они прибудут в полк, пока залезут в ВВК, пока руление, взлет, сбор в воздухе и уход из зоны аэропорта - сибирский зверек им придет, а не слоновья прогулка.
          Тренировка конечно хорошо, лишней не бывает, но ваше преклонение перед американцами меня не трогает.
          Если нападение прогнозируется как наиболее вероятное, то более выгодно рассредоточение авиации, а не сбор ее на одной ВПП fool
          1. 0
            26 января 2021 09:16
            Вы аккуратней «виражи» закладывайте на счет преклонения и к вам потянутся люди.
            Если читаете «по диагонали», медленно прочтите мое последнее предложение в предидущем посте. Там черным по белому написано.
            В отличии от «белой кости» служить пришлось 7/24 (за исключением отпуска).
            1. 0
              26 января 2021 09:39
              Если читаете «по диагонали», медленно прочтите мое последнее предложение в предидущем посте. Там черным по белому написано.

              можно читать хоть по диагонали , хоть по хорде. Там чушь написана. Нет разницы между учебным планом и боевым. Отработка взаимодействия в группе, в составе звена, эскадрилий может проводится по индивидуальному плану полетов, но если речь идет об учениях, то там все "по боевому". Но даже будь это по вашему (типа никуда не торопимся, через пень-колоду), то это не отменяет написанного мной - не рассредоточенная авиатехника будет с большой вероятностью уничтожена на своих авиабазах при ядерном обмене ударами. А уж после него особо роли не играет тот факт, что у какой то из сторон сохранилось на десяток-другой больше самолетов.
              В отличии от «белой кости» служить пришлось 7/24 (за исключением отпуска).

              каждый по своему служит. Прапорщик на складе ГСМ тоже служит laughing с учетом что он по ночам топливо налево толкает, то точно 7/24 laughing
          2. -1
            26 января 2021 23:31
            Цитата: Ка-52
            В вашей альтернативной вселенной летчики сидят 7/24 в режиме готовности к вылету? Ага, такое было только в самые горячие дни карибского кризиса.


            Ну то есть именно будет так в горячую стадию кризиса.
  8. +2
    26 января 2021 03:52
    F-35 стал основой американских ВВС, что уже свершившийся факт.
    Едва-ли обычные учения строевых частей должны вызывать столь бурную реакцию за границей.
  9. -5
    26 января 2021 15:16
    Вся американская техника это хлам. Российская самая современная
  10. 0
    31 марта 2021 11:54
    "ВКС должны до 2028"... ну ну.
    Cайт надо переименовать в "нострадамус обозрение".

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»