Программа F-22 Structural Repair Program: продление ресурса и модернизация

80

Участники проекта F-22 SRP и последний отремонтированный самолет

Военно-воздушные силы США завершили выполнение программы F-22 Structural Repair Program. Ее целью было проведение капитального ремонта и восстановления технического состояния наличных истребителей 5 поколения Lockheed Martin F-22A Raptor. По итогам программы весь парк этих самолетов соответствует предъявляемым требованиям, а ресурс техники вырос до запланированных 8 тыс. часов.

Проблема старения


Серийное производство истребителей F-22A запустили в 2001 г. и продолжали до 2011-го. Первые планы предусматривали закупку сотен самолетов, но из-за высокой стоимости и постоянных споров на разных уровнях удалось построить только 187 серийных истребителей. За исключением нескольких потерянных машин, они остаются в строю и решают поставленные задачи.



Первые серийные F-22A достигли оперативной готовности и стали полноценными боевыми единицами в 2004-2005 гг. Нетрудно подсчитать, что эти самолеты остаются в строю более 15 лет и успели выработать значительную часть ресурса. Последние истребители в этом году отметят десятилетний юбилей – что тоже сказывается на их состоянии и перспективах.


Проектный ресурс истребителя F-22A составляет 8 тыс. летных часов, однако для этого требуется ремонт после нескольких лет эксплуатации. Соответствующая программа обслуживания под названием Structural Repair Program стартовала в 2006-2007 гг. В течение следующих лет планировалось отслеживать службу самолетов и контролировать выработку ресурса, а после достижения определенных показателей отправлять технику на восстановление.

26 января ВВС сообщили о завершении работ по SRP. За прошедшие годы ремонт и восстановление прошли все строевые F-22A – причем некоторые из них неоднократно. Последняя из машин проходила испытания в конце прошлого года. По результатам проведенного ремонта летный ресурс каждого самолета доведен до проектных 8 тыс. часов. Это позволяет ему оставаться в строю в течение 40 лет.

Работы и их исполнители


Программа F-22 SRP осуществлялась силами нескольких организаций. Основные работы были поручены 574-й эскадрилье технического обслуживания из состава вспомогательной организации Ogden Air Logistics Complex. Эскадрилья получила полный комплект оборудования и оснастки для обследования и ремонта техники. Кроме того, большую роль в программе сыграли компании Lockheed Martin и Boeing, ранее участвовавшие в серийном производстве.


Последний отремонтированный F-22A на испытаниях

За прошедшие годы 574-я эскадрилья провела ремонтные работы на 247 самолетах. Это означает, что порядка четверти машин проходило восстановление в несколько этапов, по мере продолжения службы. Выполнено 8645 заявок, на что потребовалось более 3,88 млн человеко-часов.

Сообщаются некоторые подробности проводившихся работ. Так, 1,55 млн человеко-часов потратили на восстановление уникального покрытия обшивки самолетов. При всех своих преимуществах, оно регулярно подвергается критике. Новые данные от 574-й эскадрильи раскрывают масштаб проблемы с точки зрения обслуживания. Еще 2,328 млн часов ушло на борьбу с коррозией, доработку конструкции, модернизацию и общий ремонт.

Отмечается, что значительный вклад в проведение ремонтных работ сделали компании авиационной промышленности. Они предоставили необходимые инструменты и приборы, технологии и т.д. Кроме того, представители компаний постоянно наблюдали за ходом работ.

Параллельно с работами по модернизации в рамках F-22 SRP осуществлялся плановый и внеплановый ремонт поврежденной техники. Так, силами 574-й эскадрильи за несколько лет восстановили пять серьезно поврежденных самолетов, что заняло 50,9 тыс. человеко-часов.


Новая программа


Завершив программу F-22 SRP, 574-я эскадрилья и смежники продолжат обслуживание и модернизацию истребителей. Уже объявлены планы на ближайшее будущее. Специалистам предстоит и далее обследовать и восстанавливать технику, делая упор на несколько основных направлений.

Ближайшие планы предусматривают обследование и капитальный ремонт систем и органов управления самолетов. Кроме того, в восстановлении нуждаются воздухозаборные устройства и их покрытие. Параллельно будет продолжаться модернизация бортового радиоэлектронного оборудования с целью повышения текущих характеристик и получения новых возможностей.

Новый этап обновления и поддержания состояния техники уже стартовал. Сообщается, что необходимые процедуры уже прошли девять самолетов. На их обновление затрачено ок. 200 тыс. часов. Работы будут продолжаться – до обновления всего парка.

Планы на будущее


Текущее обновление электроники осуществляется в рамках проекта Raptor Agile Capability Release 1 (RACR 1), рассчитанного на срок до 2024 г. Сообщается, что этот проект затрагивает системы связи, средства радиоэлектронной борьбы и оборудование кабины. Все эти меры расширят возможности самолетов, а также избавят их от характерных проблем.


Ремонт мотогондолы

В нынешнем виде F-22A поддерживают связь с использованием собственного протокола IDL (Intraflight Data Link), а для интеграции в контуры Link 16 требуется дополнительная аппаратура. В рамках RACR 1 самолеты получат аппаратуру связи, совместимую с шиной Link 16. Кроме того, внедрят систему Multifunction Information Distribution System-Joint (MIDS-J), при помощи которой истребитель сможет эффективно работать в одной сети с другими самолетами, кораблями и наземными войсками.

В 2024 г. стартует новая программа модернизации – Mid-Life Upgrade. Разработка такой модернизации еще не завершена. Предполагается, что обновляемые F-22A получат новые радиолокационные и иные средства, современную вычислительную машину, новые вооружения и т.д.

Реализация потенциала


Производство истребителя F-22A Raptor было завершено 10 лет назад, но он до сих пор сохраняет за собой звание самого сложного и дорогого самолета тактической авиации в мире. Этот статус известным образом отражается на специфике эксплуатации, обслуживания и модернизации. В частности, возникает необходимость в длительном и непрерывном процессе ремонта и постепенного обновления.


Процесс восстановления радиопоглощающего покрытия

К настоящему времени самолеты F-22A прошли несколько программ обновления и восстановления. Недавно завершенная SRP стала одной из самых крупных и важных, поскольку позволит в полной мере реализовать весь потенциал дорогого и сложного самолета. Кроме того, за счет нее создается задел для будущих модернизаций RACR 1 и MLU.

ВВС США планируют сохранять на вооружении истребители F-22A, как минимум, до середины XXI века. Более того, высказываются оценки о принципиальной возможности их эксплуатации до шестидесятых годов. По всей видимости, проведенная SRP и ожидаемая MLU не станут последними программами обновления, и аналогичные проекты будут регулярно осуществляться в будущем.

Все это позволит продолжать эксплуатацию уникально дорогих самолетов в течение максимально долгого времени и максимально реализовывать их потенциал – что особенно важно ввиду высокой стоимости проекта на всех стадиях. Задача продления ресурса F-22A до проектных значений успешно решена, и теперь авиастроителям и ВВС предстоит разрабатывать и выполнять новые модернизации. Результаты этих проектов станут известны только в отдаленном будущем.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

80 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    29 января 2021 18:12
    Да уж, F-22 "серьезная" машина, но вот и у нас есть некоторые новости о его "виз-а-ви"
    1. -2
      29 января 2021 18:38
      Навряд ли это можно назвать "визави".
      Хотя бы за отсутствием радиопоглощающего покрытия.
      1. 0
        29 января 2021 18:43
        Цитата: nsm1
        Навряд ли это можно назвать "визави".
        Хотя бы за отсутствием радиопоглощающего покрытия.

        А от куда такие данные? Помнится у нас еще в СССР такие и радиопрозрачные покрытия в авиастроении использовали во всю, а если учесть, что этот самолет еще и во многом сделал из композитов, то вообще как то не понятен Ваш коммент
        1. +2
          29 января 2021 18:44
          Так оно есть?
          По видео не видно, вроде просто дюраль крашеный...
          Можно ссылку?
        2. +2
          29 января 2021 22:09
          Цитата: svp67
          Помнится у нас еще в СССР такие и радиопрозрачные покрытия в авиастроении использовали во всю


          На каких самолетах СССР использовались радиопоглощающие материалы?
          1. 0
            30 января 2021 14:12
            Цитата: Глаз вопиющего
            На каких самолетах СССР использовались радиопоглощающие материалы?
            Ту-16
            1. -2
              30 января 2021 14:14
              Вы почеу-то не дали ссылки на статью или документ, где об этом говорится. Уверен, что она у вас есть.
              1. 0
                30 января 2021 14:17
                Издеваетесь? Какие ссылки на документы по ферритовому покрытию Ту-16 могут быть?
                1. -2
                  30 января 2021 14:19
                  Цитата: bk0010
                  Издеваетесь?


                  Да так же, как вы насчет радиопоглощающего ферритового покрытия Ту-16. Но я понял, что никаких ссылок у вас нет и вы предлагаете верить вам на слово.
                  1. +1
                    30 января 2021 14:26
                    Цитата: Глаз вопиющего
                    Да так же, как вы насчет радиопоглощающего ферритового покрытия Ту-16.
                    Знаете, я заморочился на поиск подтверждения и нашел подтверждение, что не только я про это слышал: https://old.computerra.ru/own/cathedra/505413/
                    1. -3
                      30 января 2021 14:28
                      При всем уважении к преподобному отцу Ваннаху, это не источник smile
                      1. +1
                        30 января 2021 14:30
                        Тогда для подтверждения вам нужен старый авиатехник.
                      2. -3
                        30 января 2021 14:48
                        Нужен скорее инженер-радиотехник. Который смог бы сказать "Да, красили радиопоголощающей краской. Да, радиолокационная сигнатура снизилась на нетривиальную величину".
                      3. 0
                        31 января 2021 01:29
                        Феритовые краски и радиопоглащающие материалы были известны и применялись ещё в конце ВМВ . В том числе немцами для покрытия\обшивки(кожух из радиопоглащающей ткани) перископов и шнорхелей своих подводных лодок , защищаясь так от обнаружения их противолодочной авиацией англичан , при помощи бортовых радиолокаторов сантиметрового диапазона .
                        Вы искали специалиста по радиолокации ?
                        Он перед Вами , и я подтверждаю , что радиопоглощающие краски известны у нас(в СССР) и применялись минимум с 60-х годов . Такой краской покрывали разведывательные беспилотники(СССР был лидером в их применении) и самолёты , в т.ч. бомбардировочной авиации . Но недостаток этих красок - они очень нестойкие .
                        И ещё , гораздо бОльшее значение для малозаметности , играет форма фюзеляжа , ибо сочленения крыла , рулей высоты , хвостового оперения , под прямым углом , работает как уголковый отражатель . Именно поэтому в самолётах последнего поколения делают развал килей , отказались от подфюзеляжных килей(у китайцев кстати эти кили на J-20 есть , а стало быть он на радарах будет хорошо виден) , стали делать переходные элементы в местах сочленения фюзеляжа и крыла , рулей высоты , а так же ещё на самолётах 4-го поколения перешли к интегральной схеме(у самолёта нет фюзеляжа - есть центроплан , который плавно перетекает в крыло) . Именно эти меры - интегральная схема , отказ от прямоугольных сочленений , развал килей и конечно она - радиопоглащающая краска\покрытие , очень серьёзно снизили ЭПР истребителей 4-го поколения ... Примерно на порядок .
                        На самолётах 5-го поколения данная тенденция была продолжена и углублена - конфигурацию планера стали расчитывать на компьютере , а вместо радиопоглощающей краски перешли к радиопоглощающему покрытию (оно толще , примерно как автомобильная шпаклёвка . Ибо поглощающие свойства зависят в немалой степени от толщины покрытия .
                        Но стойкость этого покрытия по прежнему невысока . Под действием водного образива(полёты в дождь и через облака) и теплового разогрева на высоких сверхзвуковых скоростях , они начинает вздуваться и отслаиваться .
                        И поделать с этим на данный момент так ничего и не смогли .
                        Просто для Ф-22 и Ф-35 ввели ограничения на скорость и полёты в дождливую погоду .
                        И вынуждены содержать их в ангарах с микроклиматом , ибо покрытие хорошо впитывает влагу ... теряя при этом в прочности .
                      4. -3
                        31 января 2021 02:12
                        Цитата: bayard
                        Вы искали специалиста по радиолокации ?


                        Не совсем. Я ведь написал, чего я искал.
                      5. 0
                        31 января 2021 02:37
                        Цитата: Глаз вопиющего
                        Нужен скорее инженер-радиотехник.

                        Ну дак наши войска и называются - Радиотехнические Войска ПВО (РТВ ПВО). lol
                        Кому ещё знать о радиолокационной малозаметности . bully
                        Цитата: Глаз вопиющего
                        Который смог бы сказать "Да, красили радиопоголощающей краской. Да, радиолокационная сигнатура снизилась на нетривиальную величину"

                        Да - красили и красить продолжают .
                        Сравните радиолокационную сигнатуру Су-35 и Су-27 . Фюзеляжи у них идентичны , а вот ЭПР ... очень сильно отличаются .
                        yes Это как раз она - КРАСКА .
                      6. -3
                        31 января 2021 02:53
                        Цитата: bayard
                        Ну дак наши войска и называются


                        Для ответа это неважно.

                        Цитата: bayard
                        Сравните радиолокационную сигнатуру Су-35 и Су-27 .


                        Вы вот это сейчас серьезно сказали? laughing

                        Цитата: bayard
                        Фюзеляжи у них идентичны


                        Вот что ферритовая краска животворящая делает! smile
                      7. Комментарий был удален.
                      8. 0
                        1 февраля 2021 05:52
                        у самолёта нет фюзеляжа - есть центроплан , который плавно перетекает в крыло

                        а куда он делся? )) центроплан это центроплан, а фюзеляж это фюзеляж. Или стабилизаторы с килем у вас крепятся к центроплану? belay
                      9. 0
                        1 февраля 2021 06:23
                        Ну немного некорректно выразился - застряло в голове определение интегральной схемы в описаниях особенностей самолётов 4-го поколения из одного хорошего очерка лет 30 - 35 назад , вот на автомате и воспроизвёл . Кажется из "Зарубежного военного обозрения" .
                      10. +1
                        1 февраля 2021 07:01
                        да понимаемо yes
                        Ибо поглощающие свойства зависят в немалой степени от толщины покрытия

                        чуть чуть добавлю - толщина ФМ покрытия имеет толщину, равную четверти длины волны или кратную нечетному числу четвертей волны, вследствие чего отраженные колебания от соседних слоев оказываются в противофазе
                      11. 0
                        1 февраля 2021 13:02
                        Вот поэтому в метрах и дециметрах он будет виден всегда . Но для БРЛС истребителей и ГСН ракет это серьёзная проблема . Мультичастотный сигнал(импульс) может облегчить задачу ... Думаю , что и облегчает .
                      12. +1
                        2 февраля 2021 04:55
                        Вот поэтому в метрах и дециметрах он будет виден всегда .

                        это расхожее заблуждение. По сути покрытие можно создать от волны любой длины. Невозможно создать мультипокрытия, поглощающее волны всех длин - от 2-5см до 100м. Поэтому создаваемые покрытия поглощают волны основного сектора - 3-5см, т.е. сектор длин волн основных боевых РЛС. Понятно что для загоризонтных РЛС с их волнами диапозоном от метра и выше покрытие работать не будет. И вся надежда только на геометрию планера.
      2. -5
        29 января 2021 23:44
        Цитата: nsm1
        Навряд ли это можно назвать "визави".
        Хотя бы за отсутствием радиопоглощающего покрытия.

        И какова-же ЭПР у Су-57 и у Ф-22 по вашему?
        А также укажите дальность обнаружения БРЛС Су-57 и БРЛС Ф-22.
        Тогда посмотрим и определим Визави.
        1. +3
          30 января 2021 00:13
          ЭПР у сушки однозначно больше
          Дальность обнаружения скорее всего меньше, или столько же в лучшем случае.
          Нет, это не визави.
          1. -2
            30 января 2021 00:34
            nsm1, без конкретных данных - это разговор ни о чём.
            1. -1
              30 января 2021 00:53
              Это отмазка и совершенно не так, конструктивные особенности говорят сами за себя.
              Или покрытие всё же есть?
    2. 0
      29 января 2021 20:00
      Спрячете заклёпки (засветка для локатора), тогда и поговорим...
      1. +1
        31 января 2021 19:52
        Это низзя говорить, это принижение всего, что касается отечественной техники! А у них в дождь оказывается на сверхзвуке не летают. Да ещё кто, не только фу пингвины, но даже фу динозавры.
      2. 0
        1 февраля 2021 05:55
        Спрячете заклёпки (засветка для локатора), тогда и поговорим...

        что бы с вами говорили, вы сначала получите хотя бы базовое представление о радиолокации. А уж потом высказывайте ваше интересное (на самом деле нет) мнение
        1. +1
          1 февраля 2021 17:36
          Понял, не бросайте меня, исправляюсь, хочу общаться!!!
          Из статьи NI (2009)
          “Настоящий секрет сохранения невидимости F-22 и F-35: их супер особая «кожа»”
          И наземные бригады, которые поддерживают покрытие в сохранности.
          Без должного ухода за их кожей характеристики этих передовых самолетов-невидимок со временем ухудшаются, делая их уязвимыми для радаров противника.
          Радиопоглощающий материал (RAM) - это специальный класс материалов на полимерной основе, наносимый на поверхность военных самолетов-невидимок, таких как F-22 Raptor и F-35 Lightning II, для уменьшения поперечного сечения для радара и, тем самым, их труднее обнаружить радаром.
          Поглощающая способность материала на данной частоте радиолокационной волны зависит от его состава. RAM не может полностью поглощать радар на любой частоте, но любой состав действительно имеет большую поглощающую способность на одних частотах, чем на других; ни одна RAM не подходит для поглощения всех частот радара. Распространенное заблуждение состоит в том, что RAM делает объект невидимым для радаров. Радиопоглощающий материал может значительно уменьшить радиолокационное сечение объекта на определенных радиолокационных частотах, но это не приводит к «невидимости» на любой частоте. Плохая погода может способствовать снижению скрытности.
          https://nationalinterest.org/blog/the-buzz/the-real-secret-keeping-f-22-f-35-stealth-their-super-19559
          Вот этим материалом, RAM, и покрывают поверхность самолёта, т.е. делают заклёпки невидимыми. Когда Россия создаст такое покрытие (а оно должно выдержать сверхзвук, солнце, дождь, удар молнии), вот только тогда можно будет убрать все Плюсы после 4 (4++) и с гордостью сказать “пятое поколение”.
          1. +2
            2 февраля 2021 07:31
            Когда Россия создаст такое покрытие (а оно должно выдержать сверхзвук, солнце, дождь, удар молнии), вот только тогда можно будет убрать все Плюсы после 4 (4++) и с гордостью сказать “пятое поколение”.

            зачем мне эти выжимки из NI? про ферро-магнетики я знаю уж куда больше писак оттуда.
            Поглощающая способность материала на данной частоте радиолокационной волны зависит от его состава. RAM не может полностью поглощать радар на любой частоте, но любой состав действительно имеет большую поглощающую способность на одних частотах, чем на других

            потому что для поглощения энергии падающей волны или ее ослабления необходимо толщину ФМ покрытия делать равной четверти длины волны или кратную нечетному числу четвертей волны. При чем для диэлектрической и магнитной проницаемости важен еще угол падения волны.
            Когда Россия создаст такое покрытие (а оно должно выдержать сверхзвук, солнце, дождь, удар молнии), вот только тогда можно будет убрать все Плюсы после 4 (4++) и с гордостью сказать “пятое поколение”.

            а с какого наивного перепуга вам в голову пришла мысль, что физика РПМ-покрытий известна только США? Это известный шаблон диванных хомячков. Вообще то этим начали баловаться еще немцы в конце 2МВ. И сейчас РПМ могут делать хоть в виде лакокраски, герметиков, полимеров, хоть в виде плитки и пеномассы. Безэховые камеры с покрытием РПМ появились еще в конце 50х гг.
            Не пишите чушь детскую
            1. 0
              2 февраля 2021 17:25
              “а с какого наивного перепуга вам в голову пришла мысль, что физика РПМ-покрытий известна только США?

              Вы мне историю пены не рассказывайте - её создал Менделеев по чертежам Ломоносова!
              Если покрытие работает, и снижает невидимость на 5-7% (равносильно 50-70км), и Россия его не использует, то создать его в России не смогли (выдержать сверхзвук/солнце/дождь/молнию). И не надо про покрытие Бурана - оно явно не для планера.
              1. +1
                3 февраля 2021 04:46
                Если покрытие работает, и снижает невидимость на 5-7% (равносильно 50-70км), и Россия его не использует, то создать его в России не смогли (выдержать сверхзвук/солнце/дождь/молнию).

                есть данные что не использует кроме глубокомысленного ковыряния в носу? Вы лично в Дзенгу летали замерять ЭПР Су-57го? Как часто бываете на ЦОС КнААЗа? laughing Всегда поражался величине "эхпердности" хомячков с дивана laughing
                снижает невидимость

                невидимость? laughing невидимость была у Герберта Уэлса. Там чувак бегал невидимый, да помер в конце рассказа. Вот откуда ваши познания в радиолокации laughing школу то хоть закончили, мистер эксперт? laughing
    3. +10
      29 января 2021 21:25


      Появление суперконцерна по выпуску F-22 совершило в свое время настоящую революцию в американском авиапроме. Главным подрядчиком выступил «Локхид-Мартин». На купленном у GD заводе в городе Форт-Уорт развернулась агрегатная сборка средней части фюзеляжа, а также основных систем — управления, гидравлики и т.д. Сам «Дженерал Дэйнемикс» тоже в доле, поставляя отдельные компоненты вооружения, например, пушку М61А-2. Консоли крыла и хвостовую часть фюзеляжа делает «Боинг», за ним же совместная отработка боевых систем и тренажерный комплекс.


      Двигатели F119 изготавливает «Пратт-Уитни». Радар APG-77 собирает «Нортроп-Грумман» из комплектующих «Рэтейона» на производственных площадях, купленных у специализированных фирм «Вестингауз» и «Тексас Инструментс». «Ретейон» же выпускает разработанные «Интелом» процессоры для бортовых ЭВМ, для этого он купил завод у «Хьюза», которого к этой части программы не привлекли.

      Прицельный индикатор наоне лобового стекла — продукция фирмы «Коллинз-Кайзер», она же будет делать и всю оптику, которую получит F-22 в ходе модернизации. Интегрированную радиосистему связи, навигации и опознавания «свой-чужой» ASQ-220 поручили компании TRW.

      Впервые за много лет к программе такого масштаба было допущено и иностранное предприятие. Отделение авионики «Бритиш Аэроспейс» (ВАЕ) получило заказы на систему РЭБ ALR-94, станцию предупреждения о пуске ракет AAR-56, систему выброса тепловых и радиолокационных ловушек ALE-52,
      -а также святая святых — электродистанционную систему основного управления самолета и оборудование для контроля состояния планера и бортовых систем. Но все это по контракту должно делаться в США ..
    4. -1
      29 января 2021 21:58
      Ни S-каналов воздухозаборника, ни экранирущих решеток нет, но вы держитесь.
      На корпусе куча люфтов, радиопоглощее покрытие отсутствует
      , заклепки торчат даже через лакокрасочный слой, это уже просто финиш.
      Обьективно, стелс Су-57 на одном уровне с "рафалем" лишь с бонусом в виде внутренних отсеков вооружения.
      С F-22 и сравнивать нечего, вы посмотрите на J-20, по которому хорошо видно, что китайцы неслабо запотели в новое поколение авиации.
      1. -2
        1 февраля 2021 06:01
        Ни S-каналов воздухозаборника, ни экранирущих решеток нет, но вы держитесь.
        На корпусе куча люфтов, радиопоглощее покрытие отсутствует
        , заклепки торчат даже через лакокрасочный слой, это уже просто финиш.
        Обьективно, стелс Су-57 на одном уровне с "рафалем" лишь с бонусом в виде внутренних отсеков вооружения.
        С F-22 и сравнивать нечего, вы посмотрите на J-20, по которому хорошо видно, что китайцы неслабо запотели в новое поколение авиации.

        откуда вы, боты, набежали? С дивана видящие кривизну ВЗ, наличие или отсутствие КРР и РПП laughing Есть человек-паук, есть человек-муравей, а есть русскоязычный воздыхатель амыриканцких технологий, который по фотографии определяет наличие или отсутствие ФМ-покрытия на российском самолете laughing
    5. +10
      29 января 2021 22:08
      Снижение ЭПР позволило больше не прятаться от радаров противника на малых высотах и идти к цели на высоте 12000 м, оптимальной по расходу топлива при M>1. При высотном перехвате, когда время ограничено, набор высоты до 11 км самолет F-15 выполняет по сложной программе, изменяя число М от 0,6 до 0,98, и только выше 11 км набирая высоту при М>1,0. F-22 лучше всего набирает высоту при постоянном числе М=1,5 и за счет этого имеет больший рубеж перехвата.



      Камуфляж F-22 разработан по новейшей методике, делая самолет минимально видимым для ракет с оптической системой наведения




      Его разгонные данные на «максимале» такие же, как у F-15C на полном форсаже, а включение форсажа дает новому истребителю превосходство в разгоне над F-15 в 1,25…1,5 раза. Но и без этого вступление в воздушный бой на большей скорости по сравнению с обычным самолетом расширяет зоны возможных маневров и дает возможность первому занять позицию для стрельбы. Если F-15 сохраняет устойчивость при углах атаки от +30 до -10 градусов, то «Раптор» уверенно себя чувствует в диапазоне +60о …-40о .



      Испытательный полет F-22A. Отрабатывается открытие люков внутренних отсеков вооружения при полете на больших скоростях



      имитировались воздушные бои со всеми американскими боевыми самолетами, и везде F-22 показал убедительное превосходство. Но что интересно — не упоминается о «воздушных боях» с МиГ-29, а в США имеется несколько самолетов этого типа, проданных Молдавией. Трудно поверить, чтобы такие испытания не проводились вовсе, вероятно, причина молчания — не совсем убедительные результаты.
      1. -8
        29 января 2021 22:38
        Цитата: ЭДВАРД
        Но что интересно — не упоминается о «воздушных боях» с МиГ-29, а в США имеется несколько самолетов этого типа, проданных Молдавией. Трудно поверить, чтобы такие испытания не проводились вовсе, вероятно, причина молчания — не совсем убедительные результаты.

        Даже не смешно. Миг-29 сбивали все кому не лень, ужасные результаты боев. Полный провал концепции. В отличии от прекрасной серии Су-27, с ними у F-22 могут быть сложности.
        1. 0
          30 января 2021 15:10
          Цитата: OgnennyiKotik
          Миг-29 сбивали все кому не лень


          "Все" - это Су-27 в эритрейской войне? Потому что результаты югославской войны не говорят ровно ничего о провале именно МиГ-29 - только о провале ВВС Югославии.

          И результаты учебных боев с Су-27 не говорят ни о каком провале.
      2. +3
        30 января 2021 15:11
        Цитата: ЭДВАРД
        Камуфляж F-22 разработан по новейшей методике, делая самолет минимально видимым для ракет с оптической системой наведения
        А вот этот тезис можно раскрыть полнее?
      3. +1
        1 февраля 2021 06:06
        Камуфляж F-22 разработан по новейшей методике, делая самолет минимально видимым для ракет с оптической системой наведения

        laughing laughing laughing Бинго! Оказывается камуфляж на самолете выполнен для обмана ракет "оптической системой наведения" laughing laughing laughing Это типа когда с Байрактара долбанут ПТУРом? laughing
        1. +2
          1 февраля 2021 10:56
          Цитата: Ка-52
          Оказывается камуфляж на самолете выполнен для обмана ракет "оптической системой наведения"

          Давайте подождём wink : я вот тоже надеюсь на разъяснения от автора комментария.
  2. +5
    29 января 2021 19:25
    Просто короткое видео
    1. -1
      29 января 2021 19:36
      Видео 360 градусов из кабины F22. Так понимаю, нужно на ютуб переходить что бы работало.
      1. -5
        29 января 2021 19:49
        Графика 100%
      2. +18
        29 января 2021 19:52
        Цитата: OgnennyiKotik
        нужно на ютуб переходить что бы работало

        Все работает yes
    2. +3
      30 января 2021 16:32
      Цитата: imirvladisav
      Просто короткое видео

      Хорошее видео и неплохо представляет неплохой самолёт. Хорошо что выпустили их меньше двух сотен штук, но даже это количество необходимо учитывать при планировании. Стоимость конечно заоблачная: 146 лямов это весьма оптимистично. В различных источниках встречаются цифры за 250 fly away unit cost с учетом стоимости программы
      1. +1
        30 января 2021 17:36
        Да самолет действительно неплохой и цена тоже неплохая, поэтому и выпустили такую партию, а сколько еще лямов уйдет на будущие программы обновления? ну как говорится, пусть лучше дорого да любо, чем дешево да грубо hi
        1. +2
          1 февраля 2021 11:01
          Программу прикрыли осознав отсутствие необходимости/избыточности при повышении стоимости. В результате может сам самолёт и стоит 146, но с учетом стоимости программы там от четверти лярда, встречал цифры и в 320. И сейчас они продолжают лечить его болячки и запихивать в него невпихнутое ранее /link16, .../
  3. +1
    29 января 2021 20:43
    ВВС США планируют сохранять на вооружении истребители F-22A, как минимум, до середины XXI века.


    на данный момент F-22A является лучшим истребителем армии США и поэтому не удивительно что будет стоят на их вооружении по максимуму.
  4. -9
    29 января 2021 21:07
    Надо догонять,вон "партнеры" пациента реанимровали,хотя был уже при клинической смерти. drinks
  5. +2
    29 января 2021 23:14
    А чо? Все верно.
    Некоторые модели ВВС с 70х летают, а тут сам бог велел.
  6. 0
    30 января 2021 04:46
    Меня одного удивляет американская манера на любые штатные мероприятия по ТО и ремонту запускать "программы", "миссии" и прочую лабуду, при это обязательно присвоив какую нибудь красочную аббревиатуру?! Так что, деньги удобнее пилить?
    А просто сказать, что провели капремонт Ф-22 - религия не позволяет?
    Нет - "мы закончили выполнение программы F-22 SRP." Сколько пафосу то!
    1. +2
      30 января 2021 12:09
      Так написано же ,кап ремонт+модернизация внутренней начинки!,просто кап ремонтом это уже точно не назовешь. Про это уже давно говорили,что ПО устарело и требует модернизации до современных стандартов.
      1. 0
        31 января 2021 18:53
        Да это понятно, но все равно - пафос просто запредельный! Любят это американцы, что ни говори!
        Сказать, что провели капремонт с модернизацией - ну вообще ни о чём!
        А вот - "мы закончили выполнение программы F-22 SRP" - звучит то как, а?! Куда солиднее! Ну и денежки под целую "программу" не стыдно из бюджета использовать - ведь так?!
    2. 0
      30 января 2021 14:08
      А у нас это называется выполнение по гос контракту. Номер его хрен запомнить, и попробуй вспомнить по какому номеру гос контракта че проведено у кого. При этом при составлении гос контракта обязательно кого то забудут включить, работы не все предусмотрят, сроки все сорвут, умолять командира подписать акт выполненных работ будут, а потом командира этого по прокуратурам и ФСБ для дачи показаний задергают ходить, если не посадят, то фууух, контракт выполнен.
      1. 0
        31 января 2021 19:05
        Я не про нынешнюю ситуацию с нашей армией в "обновлённом облике" и системы выполнения тендеров, госзакупок и прочего.
        Тут все и так понятно - "дефективные менеджеры" и сюда лезут: для мух, как паразитов, без разницы - что варенье, что другая субстанция, было б что пожрать, они в этом плане не привередливые..
        Я про нормальные инженерно-технические понятия, которые были во времена Союза ССР.
    3. 0
      31 января 2021 19:59
      Потому что они даво воплотили в жизни концепт потоковой организации трудовой деятельности и он у них реально действует и очень хорошо, поэтому ниразу не удивляет, а четкая номенклатура каждой потоковой операции помогает довести её до максимума эффективности. В это силнее их только Китайцы.
  7. KCA
    -2
    30 января 2021 05:53
    Америка из-за своей отдалённости от возможных театров войны никогда не имела сильной армии и авиации, читал что на начало WW2 армия США была сравнима с армией "огромной" Болгарии, развивался только флот, в основном такие-же тенденции и сейчас во главе угла в США, несмотря на то что ракетам не важно что США за океанами, долетят и попадут, как помогут раскиданные по всему шарику неплохие Ф-22 против атаки именно по территории США, а не по какому-то Гуаму или Рамштайну?
    1. +5
      30 января 2021 13:05
      Братья Райт, все-таки, из Америки. Авиация пошла оттуда. smile
      Сейчас ВВС США - самые крупные в мире.
      Ф-22 сосредоточены в трех-четырех местах.
      Кто может провести авиа-атаку против территории США, я не понял?
      1. KCA
        -3
        30 января 2021 13:50
        Название города Анадырь вам что-то говорит? От аэродрома Угольный до Аляски на параплане долететь можно, более серьёзные самолёты накроют и немножко подальше, до Н-Й и Фашингтона, а рядом была база РВСН, а может и будет, ДРСМД больше нет
        1. 0
          31 января 2021 20:02
          И сколько там самолетов? В России сейчас по доступным сведениям всего мение 800 истребителей и истребителей бомбардировщиков на всю 1/8 часть суши.
          1. KCA
            0
            31 января 2021 22:06
            Самолёты имеют особенное свойство - они летают, и могут совершать посадку на удалённых аэродромах, одного ТУ-95МС хватит чтоб в США сильно задумались, а оно надо?
            1. +1
              31 января 2021 22:37
              Если вы имеете ввиду КР с ЯО то и стратегического вполне хватает для раздумий, но разве речь идеёт об обмене ядерными ударами?
  8. 0
    30 января 2021 13:17
    Последняя из машин проходила испытания в конце прошлого года. По результатам проведенного ремонта летный ресурс каждого самолета доведен до проектных 8 тыс. часов. Это позволяет ему оставаться в строю в течение 40 лет.

    Что-то много насчитали или это при условии 0.5 часа полетов в сутки? Ну, при нормальной эксплуатации где-то на 10 лет ресурса должно хватить, но никак на 40. soldier
    1. -1
      30 января 2021 14:25
      Цитата: Влад5307
      это при условии 0.5 часа полетов в сутки?


      0.5ч полета в сутки - это 180 часов в год. Вполне нормальный налет.
  9. -1
    30 января 2021 13:43
    Цитата: Дред
    Цитата: nsm1
    Навряд ли это можно назвать "визави".
    Хотя бы за отсутствием радиопоглощающего покрытия.

    И какова-же ЭПР у Су-57 и у Ф-22 по вашему?

    - Фронтальные ЭПР - 0.1 м² и 0.0001 м² соответственно, т.е. одна и та же РЛС будет обнаруживать Су-57 на дальности большей в √√(0.1:0.0001)=5.62 раза.
    А также укажите дальность обнаружения БРЛС Су-57 и БРЛС Ф-22.
    Тогда посмотрим и определим Визави.

    - Данные БРЛС F-22 давно известны: цель с ЭПР=1 м² обнаруживается на Д=225 км в обычном режиме и на Д=193 км в режиме LPI, а вот про БРЛС Су-57 неизвестно ни-че-го...
    1. 0
      30 января 2021 22:28
      Цитата: Outsider
      - Фронтальные ЭПР - 0.1 м² и 0.0001 м² соответственно, т.е. одна и та же РЛС будет обнаруживать Су-57 на дальности большей в √√(0.1:0.0001)=5.62 раза.

      Outsider - вам ваша мама не говорила, что писать ложь - это не есть хорошо? Как всегда, неправда с рекламных роликов фирмы Локхид - Мартин.

      Outsider, это о вашей полной некомпетенции в радиолокации, в радиотехнике, и т. д., говорят ваши фейковые сравнения ЭПР бесхвостки и ЭПР летательного аппарата с хвостовым оперением, а самое главное вы даже полностью с теми, кто рисовал диаграммы ЭПР, показали полностью безграмотность, не понимание методики снятия круговых диаграмм ЭПР.
      Вы не знаете, что круговая диаграмма ЭПР снимается для определённой частоты (длины волны) зондирующего э-м(электро-магнитного) колебания. "Грамотей" с Израиля - учите радиолокацию, и не пишите фейки.
      Средняя ЭПР Су-57 равна не более
      0,5 м2, а у Ф-22 средняя ЭПР равна приблизительно 0,3 м2.
      Цитата: Outsider
      - Данные БРЛС F-22 давно известны: цель с ЭПР=1 м² обнаруживается на Д=225 км в обычном режиме и на Д=193 км в режиме LPI, а вот про БРЛС Су-57 неизвестно ни-че-го...

      Outsider, очередные фейки с Википедии, которую Израильтяне модифицируют дл себя, о чем говорит фейк про Панцирь-С1, когда в конце смонтированное о видео, израильский боеприпасы летает по кругу на верёвочке. Израильтяне внесли его в Википедию!
      Outsider, а ваша байка про режим LPI и дальность обнаружения Д=193 км говорит о полной безграмотности по курсу РТС, вы не знаете, что такое шумоподобные сигналы и про их малую мощность, максимальная дальность обнаружения не более 80 км.
      Учите радиолокацию, израильский стратег!
      1. 0
        31 января 2021 22:42
        А Израильтяне каждый раз делают фейки с веревочкой, когда накрывается где то именно Панцырь? А больше Израильтянам заняться нечем? Это самое главное для них в безопасности страны?

        Здесь по теории все правильно написано?
        https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8C_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F

        Cпособность выявить какой либо сигнал зависит не только от мощности станции и не только от способности послать и принять сигнал, по возможности, отличающйся по спектральному пакету от шумов, но и от способности процессорной части смоделировать шумовую картинку и "вычесть" её из анализируемого сигнала на входе, зная картинку сигнала на выходе.
    2. -1
      31 января 2021 03:21
      Цитата: Outsider
      - Фронтальные ЭПР - 0.1 м² и 0.0001 м² соответственно, т.е. одна и та же РЛС будет обнаруживать Су-57 на дальности большей в √√(0.1:0.0001)=5.62 раза.

      А откуда данные о ЭПР Су-57, если не секрет ? Про 0.0001 м² это Локхид еще 2005 года, а с Су-57 откуда Ваш источник ? Открытые данные дают от 0,1 до 1 в ракурсе 4/4. Но это старые данные.
  10. -1
    30 января 2021 13:50
    Цитата: OgnennyiKotik
    Цитата: ЭДВАРД
    Но что интересно — не упоминается о «воздушных боях» с МиГ-29, а в США имеется несколько самолетов этого типа, проданных Молдавией. Трудно поверить, чтобы такие испытания не проводились вовсе, вероятно, причина молчания — не совсем убедительные результаты.

    Даже не смешно. Миг-29 сбивали все кому не лень, ужасные результаты боев. Полный провал концепции. В отличии от прекрасной серии Су-27, с ними у F-22 могут быть сложности.

    - А где и с кем воевал Су-27? (Эфиопию с Эритреей не предлагать!)
  11. 0
    30 января 2021 13:57
    Цитата: Turist1996
    Меня одного удивляет американская манера на любые штатные мероприятия по ТО и ремонту запускать "программы", "миссии" и прочую лабуду, при это обязательно присвоив какую нибудь красочную аббревиатуру?! Так что, деньги удобнее пилить?
    А просто сказать, что провели капремонт Ф-22 - религия не позволяет?
    Нет - "мы закончили выполнение программы F-22 SRP." Сколько пафосу то!

    - Это не пафос. Это планирование и контроль выполнения плана по конкретным модернизациям и конкретным заменам агрегатов - для десятков самолётов соответствующих серий. Причём ряд модернизаций запланирован на десятилетия вперёд. Это очень правильно, это очень грамотно.
    А текущий ремонт по мелочи - это "отдельная песня" и выполняется индивидуально.
  12. 0
    30 января 2021 14:01
    Цитата: KCA
    Америка из-за своей отдалённости от возможных театров войны никогда не имела сильной армии и авиации, читал что на начало WW2 армия США была сравнима с армией "огромной" Болгарии, развивался только флот, в основном такие-же тенденции и сейчас во главе угла в США, несмотря на то что ракетам не важно что США за океанами, долетят и попадут, как помогут раскиданные по всему шарику неплохие Ф-22 против атаки именно по территории США, а не по какому-то Гуаму или Рамштайну?

    - Так трудно залезть в Google и посмотреть, сколько и каких истребительных эскадрилий стоит на территории континентальной части США? Там полно самолётов для защиты основной территории...
    Плюс есть же авиация национальной гвардии.
  13. -2
    31 января 2021 02:58
    Цитата: KCA
    Америка из-за своей отдалённости от возможных театров войны никогда не имела сильной армии и авиации...читал что на начало WW2 армия США была сравнима с армией "огромной" Болгарии

    - А после Второй Мировой войны США тоже не имели сильной армии и авиации?
    А сегодня как в США с этим делом - с армией и авиацией? wink
    А у кого-нибудь сегодня есть авиация сильнее, чем у США?! laughing lol
    развивался только флот, в основном такие-же тенденции и сейчас во главе угла в США, несмотря на то что ракетам не важно что США за океанами, долетят и попадут...

    - Такое сочетание слов Противоракетная оборона (ПРО) - слышал когда-нибудь? wink
  14. -1
    31 января 2021 17:49
    Цитата: Pete Mitchell
    Цитата: ЭДВАРД
    Камуфляж F-22 разработан по новейшей методике, делая самолет минимально видимым для ракет с оптической системой наведения
    А вот этот тезис можно раскрыть полнее?

    - Это была шутка...
  15. -1
    1 февраля 2021 19:02
    Цитата: bayard
    Вы искали специалиста по радиолокации ?
    Он перед Вами!

    - Ну, наконец-то! laughing
    Но недостаток этих красок - они очень нестойкие.

    - Не все. Той, что покрывали SR-71 - была очень стойкой.
    Именно эти меры - интегральная схема , отказ от прямоугольных сочленений , развал килей и конечно она - радиопоглащающая краска\покрытие , очень серьёзно снизили ЭПР истребителей 4-го поколения ... Примерно на порядок .

    - А ещё обшивка всех стелс-истребителей (да и не только их) изготавливается не из дюраля, а из углепластика - и поэтому ЭПР уменьшается ещё на порядок.
    Но стойкость этого покрытия по прежнему невысока . Под действием водного образива (полёты в дождь и через облака) и теплового разогрева на высоких сверхзвуковых скоростях , они начинает вздуваться и отслаиваться .
    И поделать с этим на данный момент так ничего и не смогли .
    Просто для Ф-22 и Ф-35 ввели ограничения на скорость и полёты в дождливую погоду .
    И вынуждены содержать их в ангарах с микроклиматом , ибо покрытие хорошо впитывает влагу ... теряя при этом в прочности .

    - Вы "несколько" преувеличиваете... laughing lol (F-22 на Аляске)



  16. -1
    1 февраля 2021 19:06
    Цитата: bayard
    Сравните радиолокационную сигнатуру Су-35 и Су-27 . Фюзеляжи у них идентичны , а вот ЭПР ... очень сильно отличаются .
    yes Это как раз она - КРАСКА .

    - Вы в этом совершенно уверены?! Поделитесь ссылкой? wink
  17. -1
    1 февраля 2021 19:11
    Цитата: янек
    Отделение авионики «Бритиш Аэроспейс» (ВАЕ) получило заказы на систему РЭБ ALR-94...

    - Только ALR-94 - не система РЭБ, а система РТР - радиотехнической разведки. Станций РЭБ на самолёте F-22 нет. СОВСЕМ... lol
  18. -1
    1 февраля 2021 19:13
    Цитата: bayard
    Вот поэтому в метрах и дециметрах он будет виден всегда .

    - Стел-самолёты (F-22 и F-35) и дециметровом диапазоне видны почти так же слабо, как и в сантиметровом, а в метровом их ЭПР больше, чем в сантиметровом примерно на порядок, не больше.
  19. 0
    3 февраля 2021 07:41
    Увы, но технология сборки так и осталось на уровне 70-х годов. Множество мелких деталей, не могут делать сложные, цельные элементы конструкции планера.
    На одной лишь геометрии планера в 5-е поколение не заедешь. Конечно, наш Су-57 мало чем отличается от Су-35 сейчас, но будем надеятся лет через 10 его доведут до полноценной машины.
  20. 0
    2 апреля 2021 18:55
    То есть, 15 лет на ремонт примерно 150 самолётов, после которого "Ближайшие планы предусматривают обследование и капитальный ремонт систем и органов управления самолетов. Кроме того, в восстановлении нуждаются воздухозаборные устройства и их покрытие." ? Восхитительно, на мой взгляд laughing

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»