В России создан композитный кессон крыла для перспективного самолёта малой авиации

77
В России создан композитный кессон крыла для перспективного самолёта малой авиации

Стало известно о создании в России полимерного демонстратора силовой конструкции крыла для 9-местного самолёта малой авиации.

Конструированием и созданием такого демонстратора для перспективного средства авиации занимались специалисты ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института) по госконтракту с Минпромторгом РФ. Отмечено, что соисполнителем выступил НИИ авиации им.С.Чаплыгина.



Работы проводились в рамках программы, которая обозначается шифром «МА 19-20». Одной из основных задач при проведении работ была задача по оценке возможности импортозамещения материалов, необходимых для успешной реализации проекта.

Пресс-служба ЦАГИ сообщается, что для этих целей изготовили свыше 400 различных образцов (включая конструктивно-подобные) для получения оперативной информации о прочностных характеристиках. Как отмечено, в итоге пришли к выводу, что произведённые в России материалы по основным своим параметрам не уступают импортным.

В ЦАГИ добавляют, что полученные данные о прочности образцов и легли в основу разработки конструкции, которая включает лонжероны, нервюры и трехслойные панели обшивки.

Лонжероны в итоге изготовили на базе Сибирского НИИА в автоклавном формовании, а стальные элементы конструкции – непосредственно в ЦАГИ с применением технологии вакуумного формования.

По словам начальника конструкторско-производственного отдела Юрия Евдокимова, при изготовлении демонстратора силовой конструкции крыла самолёта малой авиации из отечественных композиционных материалов были применены такие новые решения, как использование метода вакуумной инфузии при изготовлении панели кессона (ее размах составляет порядка 5 м, хорда — около 1 м). Эта панель представляет собой интегральную трехслойную обшивку.

В текущем году изготовленная конструкция крыла пройдёт прочностные испытаний, чтобы в итоге подтвердилась правильность использованных технологических решений.
77 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -8
    3 февраля 2021 07:06
    красиво ,что сказать... морскую сперва оживите,самолёты ПЛО как воздух нужны.
    1. bar
      +5
      3 февраля 2021 09:41
      Вот всё бросить, и ждать ПЛО? Параллельно работать вообще не вариант? А может всё таки попробовать? what
      1. +1
        3 февраля 2021 09:58
        аналоги Ан-2 важнее
  2. SAG
    +11
    3 февраля 2021 07:06
    +1 позитивная новость,для бодрого дня good
    1. +14
      3 февраля 2021 09:40
      Цитата: SAG
      +1 позитивная новость,для бодрого дня

      малой авиации нужно не крыло - это дело 10-е, а нужен недорогой экономичный двигатель.
      пока его не будет - хоть чудеса с крыльями твори, авиации не будет.
      Второй момент - это импортная авионика. Она тоже значительно удорожает машину.
      И последний момент - цены на топливо и льготы для малой авиации. Сейчас малая авиация - самый НЕВЫГОДНЫЙ по финансовым условиям вид транспортной авиации. Почитайте, сколько стоит просто встать в аэропорт и как это вообще можно окупить.
      Далее, разрешение на вылет. Вы никогда не уверены, что его получите вовремя.
      И это далеко не все проблемы, так что позитив от новости чисто номинальный.
      1. +3
        3 февраля 2021 10:12
        так что позитив от новости чисто номинальный

        Позволю не согласиться. Если образно, то отсутствие денег на черную икру не говорит о том, что надо отказаться от черного хлеба.
        А по существу: проведение исследований - это необходимое условие для развития авиации, да и для любой сферы деятельности. Облегчение конструкции позволит применять и менее эффективные имеющиеся двигатели.
        1. +10
          3 февраля 2021 10:24
          новые мелкосерийные технологии - это всегда дорого
          а у нас малая авиация и так страдает от очень больших издержек
          и я не согласен с вами, что малая авиация - для олигархов.
          Есть куча других стран, где самолет - это на уровне автофургона. Так же доступно.
  3. +1
    3 февраля 2021 07:14
    Насколько такое крыло дороже алюминиевого? Нашёл цену алюминия в 3 дол. за кг, а композита для Боинг-787 в 400 д. за кг. Особо аэродинамические и прочие характеристики неважны , просто интересно примерное ценообразование.
    1. +16
      3 февраля 2021 07:31
      Цитата: Владимир_2У
      Насколько такое крыло дороже алюминиевого?

      Правильно считать стоимость всего цикла.
      Не только изготовление, но и эксплуатация.
      1. -1
        3 февраля 2021 18:20
        Цитата: Пиджак в запасе
        Цитата: Владимир_2У
        Насколько такое крыло дороже алюминиевого?

        Правильно считать стоимость всего цикла.
        Не только изготовление, но и эксплуатация.


        И посмотрите еще на разницу в качестве эксплуатации и обслуживания.
        Если аэробус современный - это топовый новейший автобус, то мизерный самолет - это телега.
        И он обязан быть телегой.
        Что бы в любом курумане - его смог починить Дядя Федор.
        А Дед Мазай, мог ему заплатку повесить.

        Просто надо тупо повторять опыт Цессны, Бичкрафта.
        Тех, у кого сотни тысяч самолетов гоняют по Аляске, Канаде, Штатам, Южным и Средним Америкам.
        С сопоставимым уровнем обслуживания и ремонтопригодности.

        Чем это композитное крыло чинить будут при падении елки с сучками на плоскость?
        И так во всем.
    2. +8
      3 февраля 2021 07:45
      В своё время импортное долото было дороже нашего в 10 раз, при стойкости в 1,5 раза большей.
      Но за счёт сокращения числа спуско-подъёмных операций в результате получалась значительная экономия.

      И считать цену конструкции исходя только из стоимости материала странная идея вообще-то.
      1. -1
        3 февраля 2021 08:11
        Цитата: nsm1
        И считать цену конструкции исходя только из стоимости материала странная идея вообще-то.
        Параметр стоимость/эффективность не от скуки придумали. Меня именно цена интересует.
        1. +3
          3 февраля 2021 08:59
          Цитата: Владимир_2У
          Меня именно цена интересует.

          Цена - функция живая. То, что сегодня может быть непомерно дорого, завтра после обкатки соответствующих сопутствующих технологий, может кратно подешеветь и стать вполне конкурентной и неотъемлемой частью конструктива, и не только в авиации.
        2. +4
          3 февраля 2021 10:26
          Меня именно цена интересует.

          Вам уже выше сказали, что стоимость кг алюминия не показывает всю картину. Многое зависит от технологий изготовления образца: литьё, фрезеровка и т.п. Кроме того важно - делаешь ты одну деталь в единственном экземпляре (с помощью надфиля и наждачки), или 10 000 деталей (на роботизированном конвейере).
          1. -1
            3 февраля 2021 10:33
            Цитата: Souchastnik
            Вам уже выше сказали, что стоимость кг алюминия не показывает всю картину.
            Я вам больше скажу, даже без каких либо операций лист, уголок или плита одного и того же материала по цене за кг. разные будут. По композиту есть что сказать?
      2. -1
        3 февраля 2021 09:13
        Цитата: nsm1
        Но за счёт сокращения числа спуско-подъёмных операций в результате получалась значительная экономия.

        Если не секрет, какое месторождение ковыряете?
    3. +4
      3 февраля 2021 08:05
      Насколько такое крыло дороже алюминиевого?

      при чем тут цена? Основная цель применения композита - снизить удельный вес конструкции. Вес это самый серьезный дамоклов меч конструкторов со времен еропланов. Вес это ограничение по эксплуатационным характеристикам, которые приходится парировать мощностью силовой установки, увеличением объема топливных баков, размерностью плоскостей и тд.
      1. -5
        3 февраля 2021 08:09
        Цитата: Ка-52
        при чем тут цена? Основная цель применения композита - снизить удельный вес конструкции.
        Не надо прописные истины про вес, мне интересна именно цена за кг композита.
        1. bar
          +4
          3 февраля 2021 09:45
          Не надо прописные истины про вес, мне интересна именно цена за кг композита.

          Интересует цена именно на стадии НИР? И именно в валюте? Подождать до хотя бы мелкосерийного производства и из отечественных компонентов в рублях не вариант?
          1. -3
            3 февраля 2021 10:02
            Цитата: bar
            Интересует цена именно на стадии НИР? И именно в валюте? Подождать до хотя бы мелкосерийного производства и из отечественных компонентов в рублях не вариант?

            Если вы такой весь умный, то приведите стоимость чёрного крыла ЛЮБОГО серийного самолёта с указанием веса.
            1. bar
              +3
              3 февраля 2021 10:10
              Я по крайней мере не пытаюсь изобразить из себя умного. И привести стоимость композитного крыла серийного российского самолёта точно не смогу по причине отсутствия такового. Предлагаю тоже не умничать и не бежать впереди паровоза, а хотя бы дождаться выхода в серию МС-21. А там посмотрим. В любом случае НИОКР должен продолжаться. А считать стоимость образцов в руб/кг, произведённых в его рамках, просто глупо. Там основные затраты в мозгах, а не в килограммах.
              1. -4
                3 февраля 2021 10:17
                Цитата: bar
                Я по крайней мере не пытаюсь изобразить из себя умного.
                Я поинтересовался, а вы вместо ответа начали именно умничать.
                Цитата: bar
                Интересует цена именно на стадии НИР? И именно в валюте? Подождать до хотя бы мелкосерийного производства и из отечественных компонентов в рублях не вариант?
                И речь идёт о ЛЮБОМ самолёте, не обязательно отечественном. Ещё раз, персонально для вас, 400 юсд за кг указан некий композит для 787.
                1. bar
                  +1
                  3 февраля 2021 10:25
                  Цитата: Владимир_2У
                  Ещё раз, персонально для вас, 400 юсд за кг указан некий композит для 787.

                  Большое спасибо, но не стоило беспокоиться. Мне это цифра совсем ни к чему, да и не говорит она ни о чём, абсолютно. Боинг не торгует этими крыльями и не делает их на заказ. Возможно, это его внутренние цены, по его внутренней бухгалтерии, не имеющие никакого рыночного смысла.
        2. +4
          3 февраля 2021 10:01
          Вообще-то композиты разные бывают. Ваш вопрос скорее напоминает - сколько стоит кг. еды.
          1. -4
            3 февраля 2021 10:05
            Цитата: Ros 56
            Вообще-то композиты разные бывают. Ваш вопрос скорее напоминает - сколько стоит кг. еды.
            Речь о композите для крыла, так конкретнее? Есть что сказать конкретно, или из любви к искусству умничаете?
            1. +6
              3 февраля 2021 10:10
              Там тоже применяют разные сочетания материалов, и углеткань, и стеклоткань, и кевлар, и бороволокно, как на тех же лопастях вертолетов. hi
              1. -4
                3 февраля 2021 10:13
                Цитата: Ros 56
                Там тоже применяют разные сочетания материалов, и углеткань, и стеклоткань, и кевлар, и бороволокно, как на тех же лопастях вертолетов
                Ну тогда усреднённую цену приведите, вот по 787 цена некоего композита указана, не исключено что и усреднённого.
                1. +3
                  3 февраля 2021 10:22
                  А я откуда знаю, мы с этими материалами еще в прошлом веке работали в 80-х годах. Вообще не понимаю, почему их за новинки выдают. Просто так широко не использовали, это да. Даже судомоделисты использовали стеклоткань для корпусов кораблей еще в 70-х годах.
            2. +3
              3 февраля 2021 11:44
              Углеволокно+ компаунд 6000 р за кг.
              1. +1
                3 февраля 2021 11:46
                Цитата: Roman 57 rus
                Углеволокно+ компаунд 6000 р за кг.

                Единственный пока конкретный коммент. Спасибо.
              2. 0
                3 февраля 2021 19:41
                Сейчас специально кучу сайтов просмотрел. Ткань карбоновую для ремонтных целей в среднем продают от 1500 до2500 рублей за квадратный метр. Расход связующего 2 кг на квадратный метр. Стоимость эпоксидки в среднем пусть будет 500 рублей. Получаем 2500- 3500 за примерно 2,2 кг изделия не считая стоимости работы. Материалы конечно бытового применения, но явно на 6000 за кг не вытягивают. И ещё это цены мелкооптовых торгоцев....Стоимость готового изделия в любом случае будет определяться по другому. И жадность производителя имеет не последнее значение. Уже писал как-то про оборудование и запчасти включенные например в морской регистр. В регистре стоимость может быть в десятки раз дороже. Примеры сейчас приводить не буду. Или например различные датчики в машинах. Производит одна фирма одни и те же датчики. Абсолютно идентичные. Но например Митсубиси наклеили на датчик свою наклейку. Цена выросла на данную запчасть в среднем в два раза. Вернее даже не сами наклеили,а производитель .
                1. 0
                  5 февраля 2021 04:25
                  Цитата: Minus
                  Ткань карбоновую для ремонтных целей в среднем продают от 1500 до2500 рублей за квадратный метр. Расход связующего 2 кг на квадратный метр. Стоимость эпоксидки в среднем пусть будет 500 рублей.
                  Плохо вы смотрели, эпоксидка от 1500 без отвердителя заявлена, и плохо считали, потому что цена дана за квадрат, а не за кило.
                  Кило углеткани минимум 4000 р. вот и выходит за 2 кг самое малое от 5500 р. только эпоксидка и ткань, а ведь там идёт целая прорва вспомогательных составов, плёнок и тканей которые могут стоить многократно дороже собственно ткани.
                  1. 0
                    7 февраля 2021 12:35
                    Правильно я смотрел. Оптовые цены ещё дешевле! Цела за 2,2 кг композита и будет складываться из 200 грамм углеткани ( в среднем кв. метр весит столькои меньше) и 2 кг эпоксидки. Сам в прошлом году покупал по 450 рублей за кг от крупного поставщика. Как раз на квадратный метр ткани и уходит 2 кг. Отвердитель не считаю, его мало уходит) цена не существенно возрастает!1500 без отвердителя???? Ну да, есть и дороже....При фасовке в мелкую тару, с красивой наклейкой!)))) А я про розлив из промышленной тары говорю! Вот при соотношении ткани к смоле 1к10 , как обычно и получается на практике и покупке сырья в фирмах реализующих промышленную химию, цена будет соответствовать мной указанной. Для промышленности цены будут ниже... Прямые контакты с производителями, оптовые цены и так далее....
                    1. 0
                      7 февраля 2021 15:00
                      Я Вам поражаюсь! Судя по Вашим расчётам расхода Вы капоты карбоном оклеиваете и в этом я не вижу ничего предосудительного, предосудительно то, что методы и пропорции этого процесса Вы переносите на формирование нагруженных деталей! То что на ура проходит для декоративных целей для серьёзнейшего изделия не годиться совершенно, хотя бы тем что деталь формируется несколькими слоями РАВНОПРОЧНОЙ углеткани и не промазывается сверху в три слоя эпоксидкой, а пропитывается в соотношении 1 к 1,5 максимум, это раз, и эпоксидка не какая попало а УФ и температуростойкая применяется это два. И цена эпоксидки не определяющая, определяет углеткань или углеволокно.
                      То что годиться для понтов, для ответственнейшей детали неприменимо.
                      1. 0
                        7 февраля 2021 15:17
                        2,5 кг смолы на кг ткани, не метр а кг!
                  2. 0
                    7 февраля 2021 12:50
                    Пример:Смола эпоксидная ЭД-16
                    Цена указанна за килограмм с НДС и тарой и варьируется от объёма:
                    От 5 кг цена 420 руб/кг
                    От 55 кг(Металлический барабан) цена 250 руб/кг

                    Есть возможность приобрести отдельно:
                    - Отвердитель ПЭПА (Фасовка 1 кг по цене 500 руб/кг)
                    - Разбавитель-пластификатор ДЭГ-1 (Фасовка 1 кг по цене 1900 руб/кг
                    Эд 20 у них же по 450 рублей.
                    У многих в каталогах дэг-1 идёт например как эпоксидная смола.... Хотя это в действительности как правильно указано выше- разбавитель - пластификатор.... И его расход составляет единицы процентов....Приведенные мной примеры- простейшие конечно . Но и это цены у спекулянтов перекупов,а не у производителя! Более дорогие и качественные составы не сильно дороже. Про дорогостоящие добавки уже сказал- их вклад единицы и десятые доли процента....
                    1. 0
                      7 февраля 2021 15:36
                      используемые материалы:
                      -смола Sicomin SR8500 + препрег отвердитель KTA315
                      -гель SG715 белый
                      -смола для матрицы YD-128+ТЭТА 12% с постотверждением.
                      -разделитель Zyvax compositeshield +порозаполнитель SealerGP
                      -внешний слой карбон 3к 2/2 твилл 240 грамм
                      -два внутренних слоя полотно 12к 300грамм
                      -жертвяк diatex PA80
                      -перф плёнка ELA20 P1
                      -дренаж PES150
                      -вакуумная плёнка PO180

                      Всё это всего на три слоя ткани.
                      1. 0
                        7 февраля 2021 16:00
                        Это вы пример импортозамещения привели? Что и откуда? Ещё раз- приведите цену эпоксидных смол у производителя. Российского. Не у спекулянтов, а именно производителей!)
                      2. 0
                        7 февраля 2021 16:18
                        Цитата: Minus
                        Это вы пример импортозамещения привели? Что и откуда?
                        Это пример компонентов для защитной накладки на мотобак. Что неясного?
                        Цитата: Minus
                        Ещё раз- приведите цену эпоксидных смол у производителя. Российского.
                        Цены действительно невысокие, даже ниже 500 р. Только вы не привели какие материалы и почём, используются для "чёрного" крыла, и никто не привёл, кроме 6000 за кг, так что поумерьте свои требования.
                2. 0
                  8 февраля 2021 08:18
                  Мне цену озвучили производители на МАКС 2013
      2. +3
        3 февраля 2021 08:17
        Цитата: Ка-52
        Основная цель применения композита - снизить удельный вес конструкции.
        Опять а насколько это будет оправдано для самолета малой авиации. Вон ТВС 2ДТС оказался не востребован из за большой цены.
        1. +1
          3 февраля 2021 08:27
          Опять а насколько это будет оправдано для самолета малой авиации.

          не факт. Для бигфутов и для военных самолетов к крылу предъявляются совершенно другие требования и ограничения. Например по упругим характеристикам. Что в конечном итоге влияет и на технологию и тем более на цену ГИ
    4. +2
      3 февраля 2021 08:10
      композит легче , экономия будет на топливе при эксплуатации
    5. +3
      3 февраля 2021 08:18
      Нашёл цену алюминия в 3 дол. за кг, а композита для Боинг-787 в 400 д. за кг.
      Так то для Боинга!!! wassat Для ф-35 наверное по 4000 продают tongue
      А так пока дороже люминя, но чем больше тем дешевле. Да и это именно о конструкции. Сам материал наши давненько выпускают.
      1. -5
        3 февраля 2021 08:19
        Цитата: НДР-791
        А так пока дороже люминя, но чем больше тем дешевле. Да и это именно о конструкции. Сам материал наши давненько выпускают.
        Так в статье и напишу! laughing
        1. +3
          3 февраля 2021 08:21
          Так в статье и напишу!
          Не забудьте выделить что высокая цена это не о материале, а именно о конструкции
    6. +3
      3 февраля 2021 08:58
      Цитата: Владимир_2У
      Насколько такое крыло дороже алюминиевого? Нашёл цену алюминия в 3 дол. за кг, а композита для Боинг-787 в 400 д. за кг.

      Крыло для Боинг-787 является сложнейшим механизмом,цена скорее показывает общую стоимость за кг готового изделия .
      1. -4
        3 февраля 2021 09:09
        Цитата: APASUS
        Крыло для Боинг-787 является сложнейшим механизмом,цена скорее показывает общую стоимость за кг готового изделия .
        Т.е. если бы крыло было чисто алюминиевым то стоило 3 д. за кг? Я эти цены видел в одном предложении без всякого "цена за килограмм крыла".
    7. +3
      3 февраля 2021 09:08
      « Насколько такое крыло дороже алюминиевого?» - на этот вопрос однозначного ответа не существует в принципе, от серии зависит, причём цена может отличаться в разы.
      1. -4
        3 февраля 2021 10:07
        Цитата: Сергей Валов
        на этот вопрос однозначного ответа не существует в принципе, от серии зависит, причём цена может отличаться в разы.
        А мне примерный ответ нужен, хотя бы. Примерная стоимость при прочих равных.
  4. -1
    3 февраля 2021 07:46
    Подробностей мало, поверхностно описано.
    1. -6
      3 февраля 2021 08:36
      Цитата: nsm1
      Подробностей мало, поверхностно описано.

      Сюда то что залез? Эта ветка не для шумеров) Мало ему написали.Остальное не для таких как ты. Ты же говорил наша страна ничего нового не делает..))) И все пропало, санкции тебе мешают.. Как плохому танцору laughing
      Чьи слова были про санкции?
      Нееет - смотрите телевизор лучше!
      Они вообще никак не действуют!
      Нисколько не мешают России добиваться новых побед.
      1. -1
        3 февраля 2021 09:11
        По существу что-то есть?
        А про санкции всё верно, они пока точечные и влияют значительно в узких областях, потому Ваши отмазки не катят.
        Но здесь это не по теме.
        1. -4
          3 февраля 2021 09:15
          они пока точечные и влияют значительно в узких областях

          Будешь радоваться, если санкции станут не точечными? laughing
          Чтобы всем было плохо в России, за это болеешь?
          1. 0
            3 февраля 2021 09:19
            Нет, мне то чего радоватся?
            Вот Вас и ваших соплеменников укропов это точно обрадует!
            1. -5
              3 февраля 2021 09:21
              Цитата: nsm1
              Нет, мне то чего радоватся?
              Вот Вас и ваших соплеменников укропов это точно обрадует!

              Я думаю по вашим комментариям понятно, чьи соплеменники укропы laughing
              А радуешься ты всегда, видно по твоим комментариям, везде, где есть плохое слово о нашей стране..
              И санкции ваши желанные, лично меня они никак не трогают, думаю как и большинство россиян.
              1. -1
                3 февраля 2021 09:23
                Тут трудно не понять, все же знают кто громче всех кричит держи шумера и есть шумер!
                1. -5
                  3 февраля 2021 09:31
                  Цитата: nsm1
                  Тут трудно не понять, все же знают кто громче всех кричит держи шумера и есть шумер!

                  Старый баян.. laughing И логика тоже из детского сада. Нового ничего не придумаете? laughing
                  И к стати, "громче всех"- это именно вы, т.к. тут не слышно звука, к сожалению. Но за то видно многое))))
                  1. -1
                    3 февраля 2021 09:37
                    Старая истина не перестала быть точно так же верной, как и раньше!
                    1. Комментарий был удален.
                      1. -2
                        3 февраля 2021 09:46
                        Так не прислали пока из шумеростана!
                        Где взять?
                        Свою не одолжите?
  5. +6
    3 февраля 2021 08:25
    Направление работ говорит о том, что дефицита углеволокна не предвидится. Санкции подтолкнули российское производство. Углеволокна. Ну и препрегов на его основе.
  6. +4
    3 февраля 2021 08:38
    Урря конечно, но неужто в России ещё существует малая авиация. Есть конечно самолётики у тех, у кого для нас денег нет, так это лёгкая авиация.
    Помню как мы студенты из Сочи до Красной Поляны добирались на вертолёте. А теперь для кого эта новость?
    1. +1
      3 февраля 2021 12:05
      Есть конечно самолётики у тех, у кого для нас денег нет, так это лёгкая авиация.

      и чем в вашей альтернативной вселенной "легкая" отличается от "малой"?
  7. +1
    3 февраля 2021 08:44
    Короче рапортовали об введении наконец то в строй новой(скорее закупленной линии), Щасья то сколько. И что появится малая авиация?,сомневаюсь.В единичных образцах для парадов и галочки да,Массово-не для этого строй существует.Вот если бы телепорт придумали по моментальному перекачиванию добытых ресурсов за границу то да, массово бы внедрили. Об малой авиации можно говорить только когда она массовая, а единичная это просто смешно.А есть ли у нас условия для массовой авиации?,скорее не чем да. Ну и всё на продажу наше всё конечно.
    1. -1
      3 февраля 2021 09:12
      Как там у китайцев, не точно: "Путь в тысячу ли начинается с первого шага"
      1. -2
        3 февраля 2021 09:24
        Как там у китайцев-своровал пулю? А у нас-на повышение-еще вопросы об светлом завтра будут?
    2. -2
      3 февраля 2021 12:16
      Читайте внимательно - говорится в целом о программе и конктретной задаче. Откуда стало известно об условиях для массовой авиации? Поменьше питайте себя ненужной инфо, будтье здоровы
      1. +1
        3 февраля 2021 13:32
        Ну если это делают не для массовой по вашим словам авиации а следовательно для единичной(то где я тогда не прав по вашему), и нафига тогда завод для единиц техники( проще сесну готовую купить.
        1. -1
          3 февраля 2021 14:22
          Проще и здоровее пешком ходить
  8. 0
    3 февраля 2021 08:49
    Новость хорошая, главное чтобы до логического завершения всё довели. До производства техники.
  9. +1
    3 февраля 2021 09:52
    Мечтать это конечно здорово.
    Как по мне, так лучше через три года менять "Жигули", чем всю жизнь мечтать о "Роллс-Ройсе".
    Ну, сделали один СУ-57, а случись чего, воевать придётся на СУ-27 и его модернизированных версиях.
  10. +3
    3 февраля 2021 09:54
    Штука конечно хорошая, прочная и легкая, но дорогая и не ремонтнопригодная. Так что считать надо, и количество самолетов, и их загрузку. Поживем, увидим, как оно обернется.
  11. +2
    3 февраля 2021 10:31
    Цитата: Владимир_2У
    просто интересно примерное ценообразование.

    композиты обычно не связаны с дорогими исходными материалами и менее энергоемки, чем металлы.
    часто значительная часть крыла вообще из углерода и подобных элементов, которые в избытке есть везде, так что потенциал себестоимости ресурсов, как правило, отличный.
    Вопрос только в цене оборудования, исследований, персонала и самого изготовления и иногда в очень дорогих компонентах, которые по идее можно заменить, но этого не произошло.
    Еще один момент - это узкая специализация. Композиты переплавить на другое не получится, они обычно создаются необратимо и со списанием превращаются просто в мусор.
  12. +4
    3 февраля 2021 11:57
    Всё это хорошо и весело , но , если мы всерьез намерены поднять малую авиацию - вопрос один и главный - ДВИГАТЕЛЬ . И не просто движок , а комплекс , модульный ( как подход к изготовлению ПД-14 ). Всегда планеры в России - не проблема и всегда ( не только в авиации, но и во всех отраслях) мы категорически отстаем в двигателях ( как в свое время нам говорил один препод на кафедре АД - "кельвинов на 300-400" ) . Исключение - ракетные двигатели ...
  13. +2
    3 февраля 2021 13:17
    Вообще я читал, что от черного крыла отказались во всем мире в малой и даже средней (размерность суперджета) потому как очень дорого в изготовлении, а вес который экономит(в т.ч. экономия на топливе) не перекрывает всех затрат. А для больших самолетов (уровня МС-21 и больше) такое крыло обязательно.
    Поэтому либо прорыв в технологии/кардинальное уменьшение себестоимости по какой-либо из множества причин, либо для тяжелых беспилотников для военных под мифом разработки гражданской авиации (чтобы поставляли оборудование, материал и т.д.)
  14. 0
    4 февраля 2021 12:54
    Основная проблема композитных элементов, это ресурсные испытания.
    Вопросы композита, не в знакопеременных нагрузках, а в изменении свойств композита со временем и температурных колебаниях от +50 град на земле, до -50 град на высоте, что приводит к деградации связующего и его расслаиванию, потере прочностных свойств конструкции.
    Спроектировать и сделать прототип - это едва ли 50% решения задачи.
  15. 0
    4 февраля 2021 16:31
    Предполагать? Человек предполагает, а бог располагает.