«Теоретически можно не пилотировать»: Су-57 получил максимально автоматизированную кабину

56
«Теоретически можно не пилотировать»: Су-57 получил максимально автоматизированную кабину

Российский многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57 получил кабину с максимальной степенью автоматизации процессов. Об этом говорится в журнале Объединенной авиастроительной корпорации "Новые горизонты".

Как пишет издание, на истребителе Су-57 максимально автоматизирован процесс пилотирования и боевого применения. Благодаря этому удалось создать одноместный многоцелевой истребитель, а не двухместную версию, где управление вооружением возлагается на второго пилота.



Теоретически летчик после выполнения взлета и до момента захода на посадку может вообще не заниматься пилотированием, а осуществлять поиск и атаку целей. Причем и этот процесс также в достаточной степени автоматизирован

- рассказал начальник отдела кабин ОКБ Сухого Никита Дорофеев.

По его словам, автоматизация, комплексирование информации и интеллектуальная поддержка являлись определяющими требованиями к эргономике кабины истребителя пятого поколения. Установленная на самолет система интеллектуальной поддержки помогает летчику выполнять боевые задачи. Подчеркивается, что делает это она не только на основе текущей обстановки, но и с учетом прогноза ее развития.

Ранее сообщалось, что Су-57 может получить двухместную версию, такой вариант рассматривается в интересах иностранного заказчика. Не исключен вариант заказа двухместного истребителя и для российских ВКС.
56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -12
    8 февраля 2021 16:36
    Не исключен вариант заказа двухместного истребителя и для российских ВКС.

    туристов с курсантами катать
    1. -1
      8 февраля 2021 16:45
      Именно так. К курсанту подсаживать туриста. good laughing
    2. 0
      8 февраля 2021 17:57
      Нет, для инструктора и курсанта.
      1. -1
        8 февраля 2021 18:09
        Цитата: petroff
        Нет, для инструктора и курсанта.

        Ранее сообщалось, что Су-57 может получить двухместную версию, такой вариант рассматривается в интересах иностранного заказчика. Не исключен вариант заказа двухместного истребителя и для российских ВКС.

        Ага, уже создавался максимально автоматизированный одноместный боевой вертолёт КА-50 "Чёрная Акула" и где он ?!
        Раз есть возможность создания 2-х местного истребителя, то его в МО и затребуют.
        1. +3
          9 февраля 2021 05:48
          Ка-50, создавался 40 лет назад. Думаете, за почти полвека прогресс не шагнул вперёд? При том, что и Акула, вполне себе летала и воевала.
      2. 0
        8 февраля 2021 19:10
        Цитата: petroff
        Нет, для инструктора и курсанта.

        нафига этому самолёту инструктор? пять кнопок показывать?
        1. +4
          8 февраля 2021 20:54
          Теоретически летчик после выполнения взлета и до момента захода на посадку может вообще не заниматься пилотированием, а осуществлять поиск и атаку целей. Причем и этот процесс также в достаточной степени автоматизирован
          То есть заниматься выбором целей для уничтожения в первую очередь.
          Но это только если тебя самого не атаковали.
          Но больше всего меня коробит слово ТЕОРЕТИЧЕСКИ. Оно перечеркивает ВСЕ.
          Теоретически, я влегкую дяде Васе печень поменяю. А вот практически начинаются проблемы.
          1. +5
            9 февраля 2021 04:57
            Теоретически, я влегкую дяде Васе печень поменяю. А вот практически начинаются проблемы.

            что вы суету поднимаете? Системы пилотирования в автоматическом режиме на аэробусах вас почему то не удивляют, а тут надо же - ор сразу. Современное ПО ИУС сейчас берет на себя достаточно большой объем обработки информации и контроль элементов управления боевым ЛА.
        2. 0
          10 февраля 2021 09:54
          Инструктор нужен не самолёту, а курсанту
          1. 0
            10 февраля 2021 15:37
            Цитата: petroff
            Инструктор нужен не самолёту, а курсанту

            че вы такой упёртый? это автоматизированная система, второе место ей как корове седло, случай такой необходимости очень специфический
            1. 0
              10 февраля 2021 21:19
              Не ей, а инструктору и курсанту. В случае чего, инструктор должен взять управление на себя. Вы лётчик!?
              1. 0
                10 февраля 2021 22:07
                Цитата: petroff
                Не ей, а инструктору и курсанту. В случае чего, инструктор должен взять управление на себя. Вы лётчик!?

                ) нет, я автоматчик
    3. -4
      8 февраля 2021 23:24
      туристов с курсантами катать

      Как минимум для Яснасолнышка, он любит на всём покататься
  2. +5
    8 февраля 2021 16:37
    автоматизация, комплексирование информации и интеллектуальная поддержка являлись определяющими требованиями к эргономике кабины истребителя пятого поколения.

    Интересная концепция, не просто умного шлема ,а всей кабины.
    1. +7
      8 февраля 2021 16:42
      Цитата: Гуру
      автоматизация, комплексирование информации и интеллектуальная поддержка являлись определяющими требованиями к эргономике кабины истребителя пятого поколения.

      Интересная концепция, не просто умного шлема ,а всей кабины.

      Да, это кстати в дополнение к статье о шлемах, учитывая их дороговизну и нашпигованность функциями. Может быть действительно по максимуму использовать функционал самолёта и его радаров, с тем чтобы всю многочисленную информацию выводить на приборы кабины, а за лётчиком только оставить принятие решений и ручноё управление.
      1. +5
        8 февраля 2021 17:18
        чтобы всю многочисленную информацию выводить на приборы кабины


        Интересно другое... Раз уж ЖК дисплей есть , надо бы и камер понаставить . На киль , на консоль крыла . Глянуть на хвост, на брюхо. В самом деле хвост горит и куски отваливаются или терпимо , разнесло вдрызг покрышку или показалось. Места , веса и цены мизер, а польза огромная. Не надо ведомого или РП звать " Глянь, что там "
        1. +5
          8 февраля 2021 17:58
          Цитата: dauria
          надо бы и камер понаставить

          Думаю вместо камер "Рита" это все сообщит.. И смотреть не нужно.
          1. +3
            9 февраля 2021 03:11
            "Рита" это все сообщит.


            Ну-ну... То ли датчик, то ли весь борт в потёках масла . Она баба интеллигентная, скажет "Аварийный остаток топлива", а вот про то , что шлейф из дыр за тобой уже полчаса тянется скромно промолчит. И не спросишь её " Слышь, клуша, нас над целью что-то зацепило крепко , ты не в курсе ? "
    2. +1
      8 февраля 2021 16:43
      Цитата: Гуру
      автоматизация, комплексирование информации и интеллектуальная поддержка являлись определяющими требованиями к эргономике кабины истребителя пятого поколения.

      Интересная концепция, не просто умного шлема ,а всей кабины.

      Интересно. а за чей счёт банкет, элементная база неужели отечественная, если да,то тогда я полностью аплодирую задержкам и доведения до ума.
      1. +9
        8 февраля 2021 16:46
        А там не нужны универсальные Интелы и АМД... Этих у нас не особо, но вот на RISC архитектуре мы не одну собаку съели. Не удивлюсь, если там стоит что-то подобное эльбрусу.
        1. +17
          8 февраля 2021 17:24
          "Эльбрусов" там не густо, т.е. их там вообще нет, но штука эта, по прозванию БЦВМ архитектуры ИМА БК, весьма примечательная. smile Там унутре начинка в виде четырёх СБИС 1888ТХ018, у каждой из коих по два совсем не слабых ядра PowerPC 470, а т.ж. по четыре ядра NMC3 опять же у каждой. Посмотрите по адресу https://www.module.ru/uploads/products/0032019-4224f2691c.pdf
          1. +8
            8 февраля 2021 17:37
            "Эльбрусов" там не густо, т.е. их там вообще нет, но штука эта, по прозванию БЦВМ архитектуры ИМА БК, весьма примечательная. smile Там унутре начинка в виде четырёх СБИС 1888ТХ018, у каждой из коих по два совсем не слабых ядра PowerPC 470, а т.ж. по четыре ядра NMC3 опять же у каждой. Посмотрите по адресу

            Посмотрел -конечно впечатлило, насколько помню в Рапторе стоят 80486 IBM из за чего его с Фу-35 согласовать не могли. А тут практически игровой компьютер.
            8 вычислительных ядер-PowerPC 470S; 16 вычислительных ядер-NeuroMatrix NMC3;
            Более 16 Гбайт ОЗУ с EC; Более 1 Тбайт ППЗУ
            Встроенный графический контроллер с функциями аппаратного ускорения
            Встроенный резервированный коммутатор интерфейса на основе
            Fibre Channel; 12 резервированных двунаправленных каналов Fibre
            Channel на основе профиля реального времени ;5 оптических каналов
            интерфейса передачи видеоинформации ARINC 818-1
            24 канала интерфейса обмена последовательным кодом по ГОСТ
            18977-79 (ARINC 429)
            1. +6
              8 февраля 2021 17:49
              Цитата: Гуру
              А тут практически игровой компьютер.
              good
              Видимо ещё и поэтому назвали потенциальные партнёры Су-57 "Уголовником", что противодействие такому интеллекту - уже совсем не игрушки. smile
            2. -5
              8 февраля 2021 20:37
              Т.е. проц западный. Импортозамещение сюда пока не дошло. В F-35 стоит рейд из трех двухпроцессорных модулей PowerPC 6ХХ. Кстати в Рапторе стоял вначале блок из кажется 33 плат под i960MX, а не то что вы написали, потом его тоже на PowerPC стали апгрейдить.
              1. 0
                9 февраля 2021 08:48
                Не ставили они на Рапторы такой процессор.

                Внимательно почитай.
                https://topwar.ru/21126-problemy-istrebitelya-f-22-raptor-chast-i-ekonomika.html
                1. 0
                  9 февраля 2021 13:44
                  Если ты о упоминании 486-го в статье, то сам прочитай, я таки прав, он не стоял на Рапторах с самого начала. И я ошибся немного, модулей i960MX не 33 а 35.
          2. +1
            8 февраля 2021 18:35
            Спасибо, интересная информация.
      2. +8
        8 февраля 2021 17:22
        Цитата: lis-ik
        элементная база неужели отечественная

        Об этом уже неоднократно рассказывалось и показывалось. Своё там всё
      3. +10
        8 февраля 2021 17:32
        Интересно. а за чей счёт банкет, элементная база неужели отечественная, если да,то тогда я полностью аплодирую задержкам и доведения до ума.
        Обрадую вас коллега, элементная база уже своя, но делается штучно.
        1. -5
          8 февраля 2021 20:42
          Ой, вы можете сильно разочароваться, если узнаете кто создавал основы кор-логики мощно-писюхам. smile
      4. -12
        8 февраля 2021 17:50
        Не любят у нас вопросов по существу, даже без сарказма или это озверевшие путиноиды?
  3. +2
    8 февраля 2021 16:38
    Читал как то о том что американцы пожалели о том что отказались от двухместной версии Ф-22.Те же Ф-15 новые модификации будут двухместными. Один управляет самолетом, другой пилот занимается боевыми задачами. Плюс на спарке удобнее обучать молодых летчиков. Тренажер всему не научит. Надеюсь наши создадут двухместную версию Су-57 soldier
  4. +10
    8 февраля 2021 16:38
    Двухместная версия идеально подошла бы для связки с БПЛА Охотник. Второй пилот мог бы контролировать несколько этих БПЛА, что на порядок повысит возможности.
    1. -1
      8 февраля 2021 17:27
      И один может. Контроль БПЛА заключается в выборе летчиком моделей поведения со своими сценариями и алгоритмами.
    2. 0
      9 февраля 2021 02:50
      Цитата: Wedmak
      Двухместная версия идеально подошла бы для связки с БПЛА Охотник. Второй пилот мог бы контролировать несколько этих БПЛА, что на порядок повысит возможности.

      А что там контролировать? БПЛА "видит" цель, хоть через свой радар, хоть через радар ведущего, хоть через оба сразу. Идентификация "свой-чужой" простейшая. Нужно только отдать команду "бей чужих" и синхронизировать распределение целей. Для этого человек не нужен, с этим БЭВМ справится лучше.
      А если БПЛА несколько, то тут никакой оператор не справится с распределением целей. Тем более с контролем.
  5. 0
    8 февраля 2021 16:39
    Так и должно быть !!! good soldier
  6. +7
    8 февраля 2021 18:14
    Практически сделан шаг в направлении беспилотного аналога Су-57,а сопряжение с БПЛА Охотник уже отрабатывается в ходе испытаний. Думаю и соответствующий софт для этого разработан\разрабатывается. А это уже такой хор-рощий тандем, да еще целеуказания с ДРЛО если сюда, то получается просто песня. Ну будем смотреть во что это выльется. soldier
  7. +1
    8 февраля 2021 18:56
    Товарищи летчики, подскажите, если автомат будет пилотировать а лётчик будет занят ведением боя, не вытрясет ли автоматика душу, из пилота? Ведь перегрузки в этом,, лимузине,, - огромные? Может я не совсем точно задал вопрос, извините, не спец..
    1. +1
      8 февраля 2021 19:20
      Цитата: Андрей Николаевич
      Товарищи летчики, подскажите, если автомат будет пилотировать а лётчик будет занят ведением боя, не вытрясет ли автоматика душу, из пилота? Ведь перегрузки в этом,, лимузине,, - огромные? Может я не совсем точно задал вопрос, извините, не спец..

      там ппк 9г на 30сек
  8. 0
    8 февраля 2021 18:58
    У половины летающих американских самолетов еще есть дисковод.
  9. Комментарий был удален.
  10. Комментарий был удален.
  11. -2
    8 февраля 2021 19:46
    И чья же электроника все эти чудеса обеспечивает ?Никакие там санкции внезапно производство самолета не остановят ?
  12. 0
    8 февраля 2021 19:55
    Цитата: dauria
    чтобы всю многочисленную информацию выводить на приборы кабины


    Интересно другое... Раз уж ЖК дисплей есть , надо бы и камер понаставить . На киль , на консоль крыла . Глянуть на хвост, на брюхо. В самом деле хвост горит и куски отваливаются или терпимо , разнесло вдрызг покрышку или показалось. Места , веса и цены мизер, а польза огромная. Не надо ведомого или РП звать " Глянь, что там "


    для этого наверное предусмотренны датчики request
  13. Комментарий был удален.
  14. 0
    8 февраля 2021 21:57
    Хороший репортаж в духе освоения бюджета. Осенью 2019 года в Китае на выставке авиации они показали и рассказали о перспективной кабине истребителя. Уже десять лет практически все вертолеты опцион
  15. +1
    8 февраля 2021 23:59
    При таком темпе серийного производства пилотировать пока ПРАКТИЧЕСКИ и нечего.
  16. 0
    9 февраля 2021 00:02
    Иностранного заказчика ? С-400 уже продали Ничему не научились ........
  17. -1
    9 февраля 2021 06:32
    а еще кстати говорили, что штопор для су-57 нормальный и не критический режим полёта... А потом случился -1 как раз с падением в штопор.
  18. -1
    9 февраля 2021 13:56
    А зарплату кто будет получать, "двое из ларца, одинаковых с лица"? Ага!