«Никакой дрожи в коленках»: в США внедряют новый режим посадки на авианосцы

22

ВМС США завершают полный переход на режим точной посадки, который позволяет даже молодым пилотам из сменных эскадрилий значительно сократить объем работы, необходимой для приземления на палубу авианосцев.

Об этом утверждается на страницах издания USNI News со ссылкой на слова капитана Дэна Кэтлина, командира 106-й ударной истребительной эскадрильи, опробовавшей новую систему посадки Precision Landing Mode (PLM) на самолётах Super Hornet, как днем, так и ночью. Впервые новый режим был протестирован в 2015 году, после чего из-за множества отказов потребовалась доработка программного обеспечения. Эта задача была успешно решена в конце 2020 года.

После ночного приземления на авианосец новичка вы без проблем разглядите у него белые костяшки пальцев, дрожащие колени и незабываемое выражение лица

- заявил Кэтлин, указав, теперь это в прошлом благодаря уверенности, которую даёт система PLM.

С его слов, до внедрения нового режима посадки пилот вносил в среднем около 300 мелких корректировок в течение последних 18 секунд захода на посадку – приходилось контролировать скорость полёта самолёта, глиссаду, движение корабля и угол подхода к нему со стороны кормы. С помощью PLM число данных операций может быть уменьшено до однозначных цифр.

Пилот вручную вводит скорость движения, а затем PLM автоматически вычисляет правильную глиссаду в 3,5 градуса для безопасной посадки. Если самолёт уходит слишком высоко или низко, то PLM сама управляет дросселем [в гидросистеме], поддерживая нужную траекторию полёта.

Посадка на авианосец – самый опасный манёвр во всей авиации. Посадка на авианосец ночью, с качающейся палубой и после долгих 6,5 часов боевого вылета – тяжкий подвиг

- считает капитан, отмечая, что теперь «никакая дрожь в коленках не грозит пилотам».

В этой связи американские военные надеются, что флоту будет значительно легче подыскать пилотов для своих авианесущих кораблей.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    22 комментария
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +6
      10 февраля 2021 02:36
      А мы поищем плюсы для себя из этой информации.
      PLM вероятно замечательная, передовая на данный момент система полуавтоматической посадки вероятного противника. Даже неподготовленный пилот в состоянии "...поместить вектор скорости в то место, куда вы собираетесь посадить самолет и именно туда вы и попадете..."
      Однако, интересуют вопросы - а какова помехозащищенность радиолинии корабль-самолет? Посредством которой происходит вся корректировка посадочных маневров.
      Вероятно тут перспективное поле для деятельности систем РЭБ противника, то есть для нас с вами, однако.
      Представляете о чем будет думать "молодой пилот из сменной эскадрильи", когда надо садиться, а PLM не пашет, а в ручную - не могЁм.
      1. +26
        10 февраля 2021 02:59
        Цитата: kit88
        Вероятно тут перспективное поле для деятельности систем РЭБ противника, то есть для нас с вами, однако.

        однако, кто ж, позволит приблизиться к АУГ,носителям оборудования РЭБ... belay ?
      2. +8
        10 февраля 2021 03:09
        А какова дальность действия наших систем РЭБ? Боюсь, что эта система должна находиться настолько близко, что для палубной авиации во время её действия будет актуальна не посадка, а, как раз, только взлёт, потому что противник где-то рядом. И носитель системы будет быстро уничтожен.
        1. +4
          10 февраля 2021 03:35
          Цитата: Сергей Михайлович Карасёв
          И носитель системы будет быстро уничтожен.

          Тем более сиять будет в активном режиме как кремлевская звезда.
          Да поярче, однако, в тысячи раз!
      3. +7
        10 февраля 2021 05:45
        на мой взгляд не актуально.. для нас никаких плюсов тут нет. А они все правильно днлают, и нам бы неплохо аналог такой системы... Только амерам понадобилось 5 лет, а нам все 20 и то сделают ли?
        1. +3
          10 февраля 2021 22:45
          Их пилотам надо отдать должное, колоссальный опыт они наработали.
      4. +2
        10 февраля 2021 06:46
        А то как сажать беспилотные системы. Хотя уже сажают супостаты.
      5. +3
        10 февраля 2021 10:20
        Цитата: kit88
        А мы поищем плюсы для себя из этой информации.
        PLM вероятно замечательная, передовая на данный момент система полуавтоматической посадки вероятного противника. Даже неподготовленный пилот в состоянии "...поместить вектор скорости в то место, куда вы собираетесь посадить самолет и именно туда вы и попадете..."
        Однако, интересуют вопросы - а какова помехозащищенность радиолинии корабль-самолет? Посредством которой происходит вся корректировка посадочных маневров.
        Вероятно тут перспективное поле для деятельности систем РЭБ противника, то есть для нас с вами, однако.
        Представляете о чем будет думать "молодой пилот из сменной эскадрильи", когда надо садиться, а PLM не пашет, а в ручную - не могЁм.

        РЭБ действует на расстоянии 500 км? А я то думал, что мощность излучения падает пропорционально квадрату расстояния... Рэб армении показала себя в борьбе с дронами... Эээ никак. А! Забыл. Это же глупые армяне, им технику нельзя доверять, так же как и сирийцам, египтянам, ливийцам и пр, они же не то, что мы, вот если бы мы были на рэб вот тогда бы мы дааааа, а так нет.
        А ещё у нас есть хибины, ага :)
      6. -1
        10 февраля 2021 18:41
        Вопрос именно в неумении садиться вручную.
        Что может привести к последствиям... Электронные карты с GPS - это хороший пример, когда сел смартфон или даже военный планшет. И много такого, это "умные" прицелы и т.д.

        Тут и РЭБ не надо. Все хваленые американские морские летчики превратятся в самоуверенных дилетантов bully
      7. +2
        10 февраля 2021 19:13
        PlM система не взаимодействует с авианосцем- Это АВТОНОМНАЯ система самолета!Читайте ,а не мечтаете!
    2. -2
      10 февраля 2021 06:51
      Облегчили работу пилота и частично сняли психологическую нагрузку значит думают не только о пилоте и его состоянии, но и о завтрашнем дне, т.е. усиленно готовятся к возможной войне. С кем (вопрос риторический)?
    3. +2
      10 февраля 2021 07:30
      Всё это конечно прекрасно, но есть маленькое но. Излишне доверяя технике, лётчики будут терять квалификацию и потом, в случае гипотетического отказа системы (такое бывает с любой техникой), они просто не смогут совершить посадку. Для примера. Ни один западный офицер, без помощи компьютера (на крайний случай калькулятора), уже не может расчитать параметры артиллерийской стрельбы. К хорошему быстро привыкаешь, расслабляешься и в случае неблагоприятного стечения обстоятельств, оказываешься беспомощным.
      1. +4
        10 февраля 2021 16:07
        Излишне доверяя технике, лётчики будут терять квалификацию и потом, в случае гипотетического отказа системы (такое бывает с любой техникой), они просто не смогут совершить посадку

        На один случай отказа техники придётся куда как больше аварийных посадок.
        К тому же, у автоматики могут бытъ и преимущества перед человеком. Пример - система стабилизации автомобилей. При всём желании водитель не сможет оперировать сразу 4-мя тормозными контурами, а ESP может.
        1. 0
          10 февраля 2021 18:42
          Цитата: vadsonen
          При всём желании водитель не сможет оперировать сразу 4-мя тормозными контурами

          Летать по дорогам не надо, и тогда прекрасно оперируешь всеми четырьмя "тормозными контурами".
          На один случай отказа техники придётся куда как больше аварийных посадок
          Разговор не о том. Ни кто не спорит, что автоматизация, вещь стоящая. Но достаточно как вы говорите, один раз повредить систему, и всё. Уже никто никуда не садится. Во время ведения боевых действий, знаете ли, всякое бывает. Вроде и авианосец ещё на плаву, а сесть никто не может, потому что, привыкли к хорошему и навык ручного пилотирования при посадке утерян.
      2. +4
        10 февраля 2021 17:50
        Для начала тренируются на симуляторах дешовеньких ну просто за компом, затем на настоящих, затем уже полеты, и на первых порах автоматика поможет , А вдруг летчик ранен, то же поможет.
    4. +3
      10 февраля 2021 14:08
      я ни то что на авианосец, на огромный аэродром ночью не хотел бы садиться.
      летал ночью только на симуляторах - ощущения такие, что лишних точно не хочется.
    5. +2
      10 февраля 2021 14:12
      Цитата: kit88
      Представляете о чем будет думать "молодой пилот из сменной эскадрильи", когда надо садиться, а PLM не пашет, а в ручную - не могЁм.

      их наверняка будут обучать садиться вручную
      проблема в рутине - выполнить не 1, а 50 таких приземлений - это огромная психологическая нагрузка.
      Кроме того, чтобы отдохнуть от такого веселья и быть готовым к новому полету, потребуется значительное время.
      Не знаю, как обычным пилотам, а мне очень не нравятся полеты по приборам.
      поэтому, если повторю полеты, то низко и в чистом небе.
    6. +5
      10 февраля 2021 14:16
      Цитата: orionvitt
      Ни один западный офицер

      как-то сильно сказано.
      Я недавно слушал интервью американского самоходчика (гаубица). Он говорит, среди опытных многие тренируются считать без компа.
    7. +1
      10 февраля 2021 14:20
      Даже с этой системой посадки, никуда не денутся
      белые костяшки пальцев, дрожащие колени и незабываемое выражение лица

      Человек всё равно будет в напряжении, тем более, что будет сознавать свою полную зависимость от этого неполного контроля. Например полёты в режиме огибания рельефа вызывают очень большое напряжение, а в случае определённого сочетания скорости и высоты (первая-большая, вторая-малая), полёт возможен только в авторежиме (время реакции человека не позволяет безопасно пилотировать). Так вот, исследования показали, что полёт в авторежиме не приводит к уменьшению напряжения полота, а наоборот, к его увеличению и если бы реакции пилота хватало для безопасного полёта, то ни один пилот "в здравом уме и трезвой памяти" к нему бы не прибегал. Тоже самое и с вышеупомянутой системой просадки, важно совершить её с максимальной гарантией, а будут трястись колени у молодого пилота или нет, командованию по факту всё равно, но пиар...
      1. 0
        11 февраля 2021 17:45
        Спросите у лётчиков современных истребителей о том, как чувствуют себя при посадке в автоматическом режиме по ILSу в УМП. Никаких белых костяшек пальцев, дрожащих коленей и максимально удовлетворенное выражение лица. Также и на бомбере с огибанием рельефа, из чувств, кроме усталости, еще и полный восторг.
    8. Комментарий был удален.
    9. +1
      10 февраля 2021 21:02
      "В этой связи американские военные надеются, что флоту будет значительно легче подыскать пилотов для своих авианесущих кораблей."
      Текучесть кадров, дело конечно хорошее...
      Однако учить бойцов придется всё одно- по полной программе. Иначе это будет клуб самооубийц.
      В любой момент времени у вас перегорит предохранитель/коротнёт проводок (особенно не мудрено вертаясь из боегово полета обнаружить такие не гаразды) и купание в Баренцевом море вам обеспечено. А купания в таких условиях не являются оздоравливающими организм даже летом.
    10. 0
      12 февраля 2021 00:57
      Палубные дроны должны автономно взлетать, летать в плотном строю, садиться и дозаправляться в воздухе.
      Аналогичная автоматика должна быть и в распоряжении пилота.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»