Морские сражения. Правильный бой наоборот

44
Вообще этот бой предшествовал тому, о котором было написано в предыдущем материале серии.
Морские истории. Бой в Бискайском заливе: погода против стволов и торпед

Морские сражения. Правильный бой наоборот




И он может служить, пожалуй, некоторым оправданием немецким морякам, которые потерпели такое оглушительное поражение от британских коллег в декабре 1943 года, тем более, что участники с немецкой стороны были почти в том же составе.



Это время в первую очередь было замечательно тем, что Германия и Великобритания не на шутку сошлись в вопросах взаимной морской блокады.

Германия испытывала огромную нехватку некоторых видов стратегических материалов, которые доставлялись в рейх так называемыми судами-«блокадопрорывателями», которые везли из стран Юго-Восточной Азии и Японии такие грузы, как вольфрам, олово, хром, каучук. Экипажи этих судов творили чудеса изворотливости, дабы миновать патрули союзников в Индийском океане, меняли названия и флаги, как перчатки, но действительно, доставляли в Рейх столь важные материалы.



9 октября 1943 года в французский Брест пришел из Японии блокадопрорыватель «Мюнстерланд», который вез груз хрома, олова и каучука. Сложно сказать, чем руководствовалось немецкое командование, но был отдан приказ идти в порты Германии. Видимо, в 1943 году немцы не решились на транспортировку столь ценного груза по железной дороге, так как авиация союзников уже начала зверствовать.

Впрочем, решение более чем странное, ибо буквально через два месяца морской авиацией был потоплен блокадопрорыватель «Альстеруфер», с которого и началась наша предыдущая история.

Итак, «Мюнстерланд» вышел из Бреста через Ла-Манш в направлении Германии. Прикрывали пароход прилично. Ближнее прикрытие состояло из 6 тральщиков и двух сторожевиков, а дальнее из пяти миноносцев «Тип 1939» или как их еще называли по имени верфи, «Эльбинг».



Тральщики и сторожевые катера особой угрозы для противника не представляли, а вот пять «Эльбингов» - это уже пришлось бы поковыряться более крупным кораблям. Ибо каждый миноносец «Тип 1939» имел водоизмещение 1750 тонн, мог ходить со скоростью 33 узла и был вооружен четырьмя орудиями 105-мм и двумя трехтрубными торпедными аппаратами. Экипаж каждого миноносца состоял из 206 человек.

Итого 20 стволов калибром 105-мм и 30 торпед в залпе. Немного, если честно. Командовал этим отрядом корветтен-капитан Франц Колауф.



В отряде были миноносцы Т-22 (флагман), Т-23, Т-25, Т-26 и Т-27.

К тому времени британцы, успешно взломавшие коды «Энигмы», были прекрасно осведомлены обо всем происходящем. И как только у них сложилась четкая картинка того, где находится блокадопрорыватель с кораблями охранения, они отправили на перехват конвоя оперативно сформированный отряд своих кораблей.

Вообще честнее было сказать – спешно сформированный. Кораблей у Британии все еще не хватало.

Потому в Плимуте было срочно собран отряд кораблей и отправлен на перехват. Его назвали «Соединение 28» и состоял он из крейсера, двух эскадренных миноносцев и четырех эскортных миноносцев.


Крейсер – легкий крейсер ПВО «Харибда» (HMS «Charybdis»), тип «Дидо» модернизированный, был спущен на воду в 1940 году. Водоизмещение 6 975 тонн. Скорость 32 узла. Экипаж 570 человек. Вооружение: восемь 114-мм орудий, одно 102-мм орудие, два трехтрубных торпедных аппарата.

Эскадренные миноносцы «Рокет» и «Гренвилл» принадлежали к разным типам этих кораблей.


Эсминец «Рокет», «R-класс». Водоизмещение 2 425 тонн. Скорость 36 узлов. Экипаж 200 чел. Вооружение: четыре 120-мм орудия, два четырехтрубных торпедных аппарата


Эсминец «Гренвилл» - это вообще бывший лидер эскадренных миноносцев типа G, с началом войны деклассированный в эсминцы. Водоизмещение 2003 тонн. Скорость 35,5 узла. Экипаж 175 чел. Вооружение: пять 120-мм орудий, два четырехтрубных торпедных аппарата.


Эскортные эсминцы типа «Хант» («Лимбурн», «Тэлибонт», «Стивенстоун» и «Уэнслидейл»). Это были корабли крупнее, чем знаменитые шлюпы «Черный лебедь», но меньше эсминцев. Идеальные патрульные корабли. Водоизмещение 1340 тонн, скорость 27,5 узла, экипаж 147 человек. Вооружение четыре орудия 102-мм.

Итого против 20 немецких орудий 105-мм и 30 торпед в залпе британцы имели 8 орудий 114-мм, 26 орудий 102-мм, 22 торпеды в залпе.

Однозначно преимущество в огневой силе было на стороне британских кораблей. Плюс в плане информированности британцы были на шаг впереди немцев.

Правда, минусом у британцев было то, что корабли в составе соединения не работали раньше совместно. А командир соединения, спешно назначенный на должность командира крейсера, капитан 1 ранга Волкер вообще был подводником, и не имел опыта командования соединением надводных кораблей.

В общем – «я его слепила из того, что было».

Но план британцев, который опирался на более совершенные радары, был довольно логичен. Обнаружить немецкие корабли первыми, «Харибдис» и эсминцы отвлекают миноносцы эскорта, а «Ханты» пытаются добраться до транспорта с его непосредственным охранением.

Крейсер и два эсминца действительно могли связать «Эльбинги» боем, а у «Хантов» были все шансы справиться с тральщиками. Тральщики типа «М» вооружались двумя орудиями 105-мм и вряд ли бы оказали достойное сопротивление миноносцам.


22 октября «Мюнстерланд» и ближнее охранение вышли из Бреста. В 21.45 4-я флотилия миноносцев встретила конвой и заняла позицию к северо-западу от него.



Примерно в это же время британские корабли вышли из Плимута на перехват немецкого конвоя.

На основании выводов, сделанных в предыдущем материале, сразу делаем акцент на погоде. Было облачно, видимость просто прекрасная, волнение около 2 баллов.

В 23.15 британцы перехватили переговоры немецких кораблей и почти одновременно немцы получили информацию от береговых РЛС в Шербуре о том, что к ним идут британцы. Колауф приказал усилить наблюдение, и в 0.25 немецкие акустики засекли шум винтов британского отряда. Колауф объявил боевую тревогу и начал маневрировать, стремясь сблизиться с британцами максимально не выдавая своего присутствия.

Очень сложно сказать, почему так получилось, что немцы первыми установили контакт с неприятелем. Есть информация, что британцы вели поиск немецких кораблей с помощью не совсем доведенных до совершенства РЛС сантиметрового диапазона. Остальные локаторы были отключены, поскольку у немцев уже были датчики, способные обнаруживать излучение дециметровых РЛС,

В 0.37, на траверзе островов Ле-Сет-Иль, радар Т-23 обнаружил британское соединение, которое двигалось со скоростью 13 узлов в составе кильватерной колонны.


Миноносец Т-23


Колауф отвернул свои корабли на юго-восток и занял просто прекрасную позицию между британскими кораблями и берегом. Британские корабли находились на фоне более светлого горизонта, а немецкие миноносцы — на темном фоне побережья. Кроме того, немцев дополнительно маскировал небольшой шквал с дождем, налетевший к тому времени.

Британцы обнаружили немцев только в 1.25. «Лимбурн» перехватил разговоры немцев и поднял тревогу, а в 1.30 радар «Харибды» показал противника в 13 километрах, но визуального контакта не произошло.

Тем не менее, обе группы кораблей быстро сближались.

В 1.35 «Харибда» выстрелил в сторону немцев, которые согласно показаний радара были уже в 8 километрах, осветительным снарядом. Однако тот разорвался несколько раньше, над облаками, и если кого и подсветил, так это британские корабли.

Колауф отдал соответствующие приказания, которые были выполнены с немецкой точностью. В 1.43 немецкие корабли совершили «поворот все вдруг» на 180 градусов и с максимальной скоростью начали удаляться на юг.

В момент разворота Т-23 и Т-26 согласно приказа разрядили свои торпедные аппараты в сторону британских кораблей.
В 1.46 свои аппараты разрядили Т-22 и Т-27, а в 1.50 это сделали (с небольшой задержкой) на Т-25.

И все 30 немецких торпед оказались в море.

У британцев дело обстояло так: примерно в 1.46 на «Харибде» снова выстрелили осветительным снарядом, поскольку противник так и не был обнаружен визуально. Немцев обнаружить не удалось, поскольку они уже удирали на максимальной скорости на юг, зато были обнаружены две торпеды, которые шустро шли к «Харибде».

Руль на крейсере переложили, дали полный ход, но все было поздно: в 1.47 торпеда ударила в борт крейсера в районе торпедных аппаратов. Одно из котельных отделений и отделение динамо-машин оказались затопленными. Корабль частично был обесточен, получил крен в 20 градусов на левый борт и остановился.

«Гренвилл», «Уэнслидейл» и «Лимбурн» тоже начали запускать осветительные ракеты, и выяснилось, что в море полно торпед. У британцев началась суматоха, поскольку к такому обороту они оказались не готовы. Началось маневрирование с целью уклонения, причем, довольно хаотичное.


Британский эскортный миноносец "Лимбурн"

В 1.51 торпеда из второй волны снова попадает в «Харибду». Крейсер продержался на плаву недолго и в 1.55 ушел на дно, прихватив с собой 464 члена экипажа вместе с командиром.

В 1.52 торпеда нашла «Лимбурн», который маневрировал недалеко от «Харибды» и оторвала ему носовую часть. Погибло 42 человека, корабль начал погружаться с креном на правый борт. «Лимбурн» оказался обесточен, потому его командир, коммандер Фелпс, заместитель Волкера, ушедшего на дно вместе с «Харибдой», не смог передать командование дальше. И начался полноценный нормальный такой флотский бардак в условиях паники.

То, что сделали британцы потом, не назовешь красивым поступком. Корабли просто начали отход на север, совершенно плюнув на своих товарищей, оказавшихся в воде. Паника…

Самым спокойным офицером оказался командир «Гренвилла», лейтенант-коммандер Хилл, который принял командование на себя. Хилл собрал уцелевшие корабли, провел разведку района, и, убедившись в отсутствии радиолокационных контактов, повел корабли обратно.

Только в 3.30 британские корабли начали спасательные работы. «Харибды», понятное дело, на поверхности воды уже не было, а вот «Лимбурн» еще держался.

Всего из воды было спасено 210 человек, 107 с крейсера и 103 с эсминца.

«Лимбурн» пытлись взять на буксир и увести на свои базы, это даже почти получилось, но приближающийся рассвет, а с ним и Люфтваффе вынудили Хилла отдать приказ о потоплении корабля. «Рокет» всадил в «Лимбурна» торпеду и на этом служба эсминца закончилась.

А немцы? А немцы спокойно так присоединились к конвою и спокойно довели «Мюнстерланд» до Сен-Мало. Совершенно без потерь, да еще и претендуя на награды. Вполне, кстати, справедливо, ибо крейсер, миноносец и 506 человек личного состава – это довольно блестяще проведенный бой.

Разбор боя, который был устроен командиром дивизиона Колауфом привел к следующим результатам: первая торпеда, поразившая «Харибду», была с Т-23, вторая – с Т-27. Торпеда, попавшая в «Лимбурн» могла принадлежать как Т-22, так и Т-26, так что попадание засчитали обеим экипажам. Для поддержания боевого духа и всего прочего.

И конечно, никого не обошли в плане наград. Тут командование Кригсмарине в жадинах не ходило никогда. Командир 4-й флотилии корветтен-капитан Франц Колауф был награжден Рыцарским крестом. Командир миноносца Т-23 капитан-лейтенант Фридрих-Карл Пауль был награжден Германским крестом в золоте. Остальным тоже досталось.

Вообще стоит отметить, что несмотря на то, что преимущество в радарах однозначно было на стороне британцев (крейсер все-таки выше эсминца), использовать они его не смогли. Вообще, немецкие моряки продемонстрировали более высокую степень подготовленности и реализации преимущество.

Конечно, совершенно неопытный в таких операциях командир британского соединения и не сыгранность экипажей дали немцам шанс. Но немцы его не упустили и использовали на все 100%. Все было красиво: быстрое обнаружение, расчет, точный торпедный залп и уход, пока противник разбирается с торпедами. То есть, налицо высокий уровень подготовки экипажей и владения техникой.

Британцы же выглядели очень бледно. Операция была спланирована более чем поспешно, да и преимущество свое в орудийных стволах британские моряки не смогли реализовать. До этого даже дело не дошло, два выстрела осветительными снарядами с «Харибды» - это все, что сделали орудия британского отряда.

Да, спустя каких-то два месяца британский флот возьмет реванш в Бискайском заливе, когда два крейсера, «Глазго» и «Энтерпрайз» обратят в бегство 11 немецких эсминцев и миноносцев, потопив три из них.

Но предшествовало этой победе британцев вот такое поражение. И, если в случае с немецкими кораблями в Бискайском заливе, еще можно было как-то все списать на непогоду, которая имела место быть, то в случае боя в Ла-Манше увы, но британцам оправдать себя было нечем.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    1 марта 2021 05:22
    Спасибо Автору, читалось с интересом.

    Общие потери англичан в бою 23 октября превысили 500 человек.

    Опять ничего не работает, фото не грузится, смайлы не идут.

    1. +14
      1 марта 2021 05:45
      Присоединяюсь,интересный бой,хотелось бы продолжение в виде
      реванш в Бискайском заливе, когда два крейсера, «Глазго» и «Энтерпрайз» обратят в бегство 11 немецких эсминцев и миноносцев, потопив три из них.

      После того сражения немцы перестали по воде грузы перевозить,решили,что на подводных лодках оно как-то безопаснее будет.
      1. +11
        1 марта 2021 06:23
        Привет, Коллега. hi
        Ну, так лодки союзники тоже научились топить. smile



        Хотел загрузить на первом комменте, да как-то опять не вышло, гружу сейчас -- типа "Корабли в бушующем море".
      2. +7
        1 марта 2021 10:10
        как-то безопаснее будет.
        ,,,да что там на лодках,капля в море.
    2. +3
      1 марта 2021 08:28
      Присоединяюсь к вашим словам благодарности автору.
      А по поводу картинок... Может телефон уже "на пенсию" просится?) laughing
    3. +2
      1 марта 2021 20:46
      Цитата: Морской Кот
      фото не грузится,

      request
      Все прекрасно грузится...
      1. 0
        1 марта 2021 23:16
        Я имел в виду на самом первом комментарии на ветке, и не только на этой. Т.е. тогда, когда вы пишите самым первым., и это не первый случай. А потом -- да, всё прекрасно грузится. Я же выше обо всём написал.
        1. +2
          2 марта 2021 15:26
          Цитата: Морской Кот
          Я имел в виду на самом первом комментарии на ветке, и не только на этой. Т.е. тогда, когда вы пишите самым первым., и это не первый случай. А потом -- да, всё прекрасно грузится. Я же выше обо всём написал.

          Странно,сам сколько первым начинал, все работало. Может, сайт время от времени подглючивает ?
          1. -1
            2 марта 2021 17:28
            Всё может быть, я не очень разбираюсь в этой механике.
            1. +1
              2 марта 2021 17:32
              Цитата: Морской Кот
              Всё может быть, я не очень разбираюсь в этой механике.

              Аналогично. Такое впечатление, что искусственный интеллект уже давно создан и успешно живет своей жизнью.
              1. -1
                2 марта 2021 17:33
                Иногда, правда, во вред окружающим. smile
                1. +1
                  2 марта 2021 17:35
                  Цитата: Морской Кот
                  Иногда, правда, во вред окружающим. smile

                  Нет, он большой юморист. Глядит на пользователей и думает-какую бы подлянку еще этому индивиду устроить, а когда он дойдет до белого каления вернуть все в нормальное русло. laughing
                  1. 0
                    2 марта 2021 17:36
                    Шоб ему денег завтра на опохмелку не дали. laughing
                    1. +2
                      2 марта 2021 17:38
                      Цитата: Морской Кот
                      Шоб ему денег завтра на опохмелку не дали. laughing

                      Ой, таки лучше не надо, он же на нас отыграется. Вот Вы хотите увидеть завтра при попытке входа-Ваша учетная запись удалена ? Я не хочу, а потому руковожусь древнерусской мудростью-Не буди лихо, пока спит тихо.
                      1. +1
                        2 марта 2021 17:54
                        Ну да, Лихо Одноглазое, Соловей Одихманьтьевич, да союзный дух Кончар -- компания куда как серьёзная. laughing drinks
  2. 0
    1 марта 2021 05:41
    Повезло немцам, пальнули наугад в сторону англичан и попали так удачно в противника.
    1. +5
      1 марта 2021 06:20
      ...уже в 8 километрах, осветительным снарядом. Однако тот разорвался несколько раньше, над облаками, и если кого и подсветил, так это британские корабли.

      Это по поводу наугад.
      1. +3
        1 марта 2021 09:21
        Торпеда, попавшая в «Лимбурн» могла принадлежать как Т-22, так и Т-26, так что попадание засчитали обеим экипажам

        фото. Т-22 на якорной стоянке в Гавре, 9 августа 1943 года
  3. +7
    1 марта 2021 06:34
    крейсера Сцилла и Харибда из-за вооружения их 114 а не 133мм орудиями англичане называли беззубый ужас
    1. +5
      1 марта 2021 12:53
      Цитата: Ryaruav
      крейсера Сцилла и Харибда из-за вооружения их 114 а не 133мм орудиями англичане называли беззубый ужас

      Беззубий против других крейсеров, но против небронированих немецких миноносцев ето настоящие зубьи тигра.
    2. +1
      1 марта 2021 20:50
      Цитата: Ryaruav
      крейсера Сцилла и Харибда из-за вооружения их 114 а не 133мм орудиями англичане называли беззубый ужас

      Корабль с 8х114 назвать "крейсером ПВО" как-то несерьезно. В моем понимании крейсер ПВО должен быть утыкан зенитками, и в первую очередь автоматами.
      1. +3
        1 марта 2021 21:13
        Цитата: Альф
        Корабль с 8х114 назвать "крейсером ПВО" как-то несерьезно.

        В общем-то сами британцы никогда не считали "дидо" крейсерами ПВО. :)
        Это был обычный эскадренный крейсер - развитие "Аретьюзы", у которого ПВО была усилена универсальным ГК.
  4. +2
    1 марта 2021 07:23
    Итого против 20 немецких орудий 105-мм и 30 торпед в залпе британцы имели 8 орудий 114-мм, 26 орудий 102-мм,
    Со стволами ни чего не напутали?
    1. +1
      1 марта 2021 19:13
      Было у бритов 8х114мм плюс 9х120мм плюс 17х102мм = 34 орудия. Потом почему-то орудия 102мм и 120мм калибров решили объединить вместе, в итоге стало 8х114мм плюс 26х102 =34 В сумме количество орудий совпадает
      1. 0
        1 марта 2021 19:37
        Цитата: Borik
        В сумме количество орудий совпадает

        Забавно...
  5. +11
    1 марта 2021 08:33
    Интересно, какое отношение имеет к излагаемым в статье событиям изображенный на первом фото британский эсминец класса F HMS Foresight (H68), потопленный итальянцами в Средиземном море в августе 1942 года?
    1. +5
      1 марта 2021 10:08
      С фото у автора как обычно полный бардак - широко известное фото Асмуса Реммера "Миноносец Т-22 на якорной стоянке в Гавре, 9 августа 1943 года", автором подписывается как "Миноносец Т-23".
      ИМХО, из-за этой фразы:
      Командир миноносца Т-23 капитан-лейтенант Фридрих-Карл Пауль был награжден Германским крестом в золоте
      .
      Лучше бы подписал это фото просто нейтрально- германский миноносец тип «Эльбинг -39»
  6. BAI
    +5
    1 марта 2021 09:46
    9 октября 1943 года в французский Брест пришел из Японии блокадопрорыватель «Мюнстерланд», который вез груз хрома, олова и каучука.

    Автор ведет речь «Мюнстерланде». А на фото (которое, кстати, подписано) транспорт «Hindenburg», (1921 г., 7888 брт), который был потоплен 17 ноября 1942 г. в точке 59.40 с.ш. 21.20 в.д. (на Балтике) на мине ПЛ «Л-3» (Грищенко).
    Летучий голландец? Мертвец поднялся из вод морских?
    Очевидно, автор писал по мотивам этой статьи: https://warspot.ru/3795-myunsterland-trudnaya-mishen
    Там то же фото ну очень похожее, только без подписи "Гинденбург".
    1. BAI
      +2
      1 марта 2021 10:19
      А вообще, испанцы много написали на эту тему. Да еще картинку где-то срисовали:
  7. +2
    1 марта 2021 10:05
    [/quote][quote]Да, спустя каких-то два месяца британский флот возьмет реванш в Бискайском заливе, когда два крейсера, «Глазго» и «Энтерпрайз» обратят в бегство 11 немецких эсминцев и миноносцев, потопив три из них.

    Вообще-то, в свою очередь акцию Колауфа в октябре 1943-го можно вполне назвать реваншем за апрельскую неудачу, когда Олбрайтон и Готланд севернее всё тех же Ле-Сет-Иль расчехвостили конвой, утопив итальянский танкер и немецкий МО.

    Ближнее прикрытие состояло из 6 тральщиков и двух сторожевиков
    Точнее, шести раумботов и двух форпостенботов
    1. +4
      1 марта 2021 12:03
      Точнее, шести раумботов и двух форпостенботов
      Автор почему то не разместил фото и характеристики этого "ближнего прикрытия".
      R-boat - это катера - тральщики водоизмещением в зависимости от серии от 60 до 160 тонн и вооружением из одной 37-мм Flak M42 и от двух до шести 20-мм FlaK C/30 или 20-мм FlaK C/38.

      На фото раумботы из 2 Sperrbrecherflottille у побережья Франции.
      Форпостенботы - это переоборудованные из рыболовецких суден сторожевики.
      На фото один из пары этих "сторожевиков", V-702 (Memel) из состава 7 Vorpostenflotille в гражданской жизни.
  8. +3
    1 марта 2021 11:38
    Весь цикл "морских историй " превосходен ! Спасибо огромное.
  9. +5
    1 марта 2021 11:42
    9 октября 1943 года в французский Брест пришел из Японии блокадопрорыватель «Мюнстерланд», который вез груз хрома, олова и каучука. Сложно сказать, чем руководствовалось немецкое командование, но был отдан приказ идти в порты Германии. Видимо, в 1943 году немцы не решились на транспортировку столь ценного груза по железной дороге, так как авиация союзников уже начала зверствовать.
    Никакой сложности тут нет. Авиация союзников действительно начала свирепствовать, но не над железными дорогами, а над западно-французскими портами. Только 9 октября на стоящий в Бресте Münsterland британцы провели два налета в котором участвовало в общей сложности 56 самолетов.
    Поэтому было принято решение перевести все ценные корабли через Ла-Манш в порты Германии.
  10. +4
    1 марта 2021 12:49
    Считат надо не только артиллерия и торпед, но и бронирование крейсера - 76 мм борт и 25 мм палуба.
    На дистанциях етого боя она весьма хорошо защищало от немеецкой артиллерии.
  11. +2
    1 марта 2021 13:02
    Большое спасибо. Стиль повествования стремительный , читается на одном дыхании .
    Впечатляют комментаторы, в хорошем смысле . Удивляюсь их начитанности .
  12. +4
    1 марта 2021 13:02
    Цитата: Ryaruav
    крейсера Сцилла и Харибда из-за вооружения их 114 а не 133мм орудиями англичане называли беззубый ужас

    Против бронированих кораблей 114 мм орудие "беззубое", но против небронированих кораблей ето настоящие зубьи тигра.
  13. -5
    1 марта 2021 13:13
    очень интересная статья, все верно, вот типичный пример победы малых эсминцев над громоздкими крейсерами, просто избиение,.. причина 1 малая радиолокационная и визуальная заметность 2 боевая выучка
    1. +3
      1 марта 2021 18:57
      Мама дорогая...где тут "эсминцы" хотя бы и малые? И где тут "ГРОМОЗДКИЕ крейсерА"?????
      1. Комментарий был удален.
      2. +4
        1 марта 2021 22:23
        Цитата: Niko
        Мама дорогая...где тут "эсминцы" хотя бы и малые? И где тут "ГРОМОЗДКИЕ крейсерА"?????

        Коллега Владимир1155 в своем репертуаре. Крейсеры и броненосцы огромные и дорогие, надо построить огромную толпу канонерок с двумя 12-дм и пустить их в море. Они как бабахнут, так сразу и утопят супостата, если, конечно, до него доплывут и если хоть куда-нибудь попадут...
  14. +2
    1 марта 2021 17:52
    Сложно сказать, чем руководствовалось немецкое командование, но был отдан приказ идти в порты Германии.

    Интересно, как автор видит прорыв через Датский пролив или Фареро-Исландский проход в конце 1943-го года? :)
    Малый каботаж в тех краях закончился очень давно... :)
  15. +1
    1 марта 2021 21:23
    Так, минуточку.
    легкий крейсер ПВО «Харибда» (HMS «Charybdis»), тип «Дидо» модернизированный,

    Харибда к "улучшенным Дидо" не относилась.
  16. +1
    1 марта 2021 23:36
    Так на каком расстоянии был торпедный залп? Если считать по скорости (встречной суммарной) сближения (примерно 13 узлов англы и 20 узлов боши, не менее, мб и все 27,5 узлов, боши - выходили же в торпедную атаку!!) и учитывая расстояние в 8 км. в хх.35 мин., а залп в хх.43 мин (разница примерно 8 мин). то ... 100 рублей по рублю, 7 на ум пошло ... то это же ... Залп был с расстояния ОКОЛО 1 км. мб даже МЕНЕЕ? А торпеды очевидно, были "простые", не самонаводящиеся.
  17. 0
    2 марта 2021 15:47
    Сложно сказать, чем руководствовалось немецкое командование, но был отдан приказ идти в порты Германии.

    Автор опять перегибает. После той же успешной операции «Церберус» 1942 года у немцев не было повода считать, что проводка, пусть и важного, но транспорта вызовет большие сложности.
    Конечно, взлом "энигмы" менял ситуацию, но Кригсмарине этого не знали.
    Потому, возможно, немецкое командование решило: "зачем заниматься перегрузкой? И так доставим"
    Роман, за информацию о событии спасибо, но ляпы в изложении портят результат.
    С уважением hi
  18. 0
    2 марта 2021 20:47
    Интересная статья.