Медицинская служба Великой армии Наполеона: летучие амбулансы

72
Медицинская служба Великой армии Наполеона: летучие амбулансы
«Летучий амбуланс» на картине Джека Гирбола. Первый слева – изобретатель «летучих амбулансов» Доминик Жан Ларрей.

Проблема


Транспортировка раненых с поля боя в лазареты и тыловые госпитали была вопросом импровизации – особенно во время первых революционных войн.

В 1792 году никакой службы транспортировки не существовало вообще.



Раненых перевозили в обычных крестьянских телегах. В условиях, противоречащих всем принципам не только гигиены, но и элементарного гуманизма.

Крестьянские телеги, тяжелые и неповоротливые, тряслись на разбитых дорогах. А раненые (в полусознательном состоянии от боли и потери крови) переносили настоящие мучения, прежде чем после такой геенны попадали в госпиталь.

Надо добавить, что ездовыми становились, как правило, местные жители. А это значит, что, если сражение разыгралось на неприятельской территории, нельзя было рассчитывать на какое-либо милосердие с их стороны по отношению к оккупантам. А поскольку транспортировка осуществлялась без сопровождения французских солдат, то ездовые могли выбирать самые длинные пути по самым разбитым дорогам. Было в порядке вещей, что многие раненые умирали по дороге, не в силах вынести тяжестей эвакуации.

В 1792 году вышла в свет книга La Santé de Mars Журдана Лекуинте, который впервые публично обратил внимание на такое варварское отношение к раненым.

Результатом публикации стал скандал, в итоге которого Национальный конвент декретом от 18 ноября 1792 года обязал военного министра представить проект такой повозки, которая могла бы обеспечить гуманную перевозку раненых.

На стенах Парижа появились плакаты с призывами к колесникам и тележникам присылать на конкурс макеты или готовые экземпляры повозок. Хотя на конкурс было представлено несколько десятков проектов, ни один из них не был одобрен.

В 1793 году был объявлен повторный конкурс.

Но и он не принес желаемых результатов.

В конце концов, было решено заказать несколько десятков повозок проекта, который жюри конкурса посчитало самым практичным. Но даже они при первых испытаниях оказались слишком тяжелыми и неповоротливыми в условиях поля боя.

Летучие амбулансы


В то же время главный хирург Рейнской армии Доминик Жан Ларрей пришел к идее создания так называемых «летучих амбулансов» (ambulances volantes).

Это были повозки намного легче обыкновенных крестьянских телег. Они позволяли осуществлять эвакуацию раненых непосредственно с поля боя.

Но воплотить свою идею в жизнь Ларрею удалось лишь в 1797 году во время первого Итальянского похода.

Его «летучие амбулансы» получили развитие в нескольких разновидностях. Во время Египетского похода в них запрягали верблюдов.

Тем не менее, они не сразу получили признание.

И их количество было доведено до достаточного уровня лишь к 1812 году, то есть ко времени подготовки Московского похода. Все они пропали в России. И в 1813 году средства перевоза раненых пришлось восстанавливать с нуля.

Медленное воплощение идеи «летучих амбулансов» не означало, конечно, что других средств транспортировки в Великой армии не существовало.

До 1807 года поставщиками были частные предприниматели, прежде всего компания Брейдт. Однако их услуги повсеместно подвергались критике.

В частности, ездовые, не желая рисковать своей жизнью, мешкали с появлением на поле боя до тех пор, пока не стихало сражение, и атака со стороны противника им больше не угрожала.

В 1807 году, когда фирма Брейдт показала свою полную несостоятельность в ходе первого Польского похода, Наполеон приказал сформировать восемь обозных батальонов.

Одной из задач этих батальонов было предоставление медицинской службе фургонов для транспортировки персонала, медицинского снаряжения и раненых.

Фургоны, окрашенные в стандартный оливковый цвет, были крыты полотном для защиты от дождя и ветра. На полотно наносилась надпись, указывающая, к какой медицинской части прикомандирован конкретный фургон.

Однако на всем протяжении революционных и наполеоновских войн в основном использовались обыкновенные крестьянские телеги, реквизированные вместе с лошадьми, а зачастую и вместе с кучерами. Крестьяне, впрочем, сами предпочитали на несколько недель наняться на службу ездовыми, чтобы быть уверенными, что вернут себе своих лошадей.

С 1807 года всё шире стали использоваться амбулансы Ларрея.

Двухколесная модель, запряженная в пару коней, позволяла перевозить только двоих раненых, зато на неком подобии носилок, что позволяло медикам оказывать раненым первую помощь на ходу.

Однако такие двухколесные амбулансы могли применяться лишь на равнинной местности. В горных и холмистых районах надо было использовать более тяжелую, четырехколесную модель, запряженную в две пары лошадей. В ней можно было перевозить четырех раненых, уложенных в два яруса.

В гвардейских полках положение было лучше, чем в линейных частях. Наполеон заботился о своих ветеранах. И гвардейские полки лучше линейных были снабжены медицинским снаряжением и средствами его перевозки. К гвардейским полкам также было приписано больше санитарных дружин.

При ставке Наполеона постоянно находился его личный амбуланс. В полном распоряжении его личного медика Александра-Урбэна Ивана, который лечил его после ранения от ружейной пули при взятии Регенсбурга.

По материалам D. J. Larrey and R. W. Hall. Memoirs of Military Surgery. Joseph Cushing, 1814.

Продолжение следует...
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    8 марта 2021 06:13
    При ставке Наполеона постоянно находился его личный амбуланс. В полном распоряжении его личного медика Александра-Урбэна Ивана

    Иван (Alexandre-Urbain Yvan) Александр-Урбэн

    Иван (Alexandre-Urbain Yvan) Александр-Урбэн (1765-1839) – барон Империи (31 января 1810 года), военный хирург. Родился 28 апреля 1765 года в Тулоне (Toulon, Var) в семье каменщика Луи Ивана (Louis Yvan) и его супруги Мари Колломб (Marie Collomb), изучал медицину в Военном госпитале родного города (L,Hopital militaire de Toulon), в 1796 году определён в Итальянскую Армию (Armee d,Italie) старшим хирургом 1-го класса (Chirurgien-major de 1ere classe), присутствовал в сражениях 5 августа 1796 года при Кастильоне (Castiglione), 15-17 ноября 1796 года при Арколе (Arcole) и 14-15 января 1797 года при Риволи (Rivoli), в 1798 году назначен помощником главного хирурга (Chirurgien-en-chef adjoint) Дома Инвалидов (Hоtel impеrial des Invalides), а в 1804 году заменил Рафаэля Сабатье (Raphael-Bienvenu Sabatier) (1732-1811) на посту главного хирурга. В 1805 году – хирург Императорского Дома (Maison de l,Empereur Napoleon), участвовал во всех кампаниях Империи в качестве главного хирурга гренадёр Императорской гвардии (Grenadiers de la Garde Imperiale)
    После каждого сражения составлял скурупулёзно составленный, тщательный и точный отчёт о количестве раненых и убитых, который дошел до нашнго времени) и неотлучно находился при Императоре, заслужив прозвище «Рустам хирургии» (Roustam de la chirurgie); по свидетельсту барона Фэна (Agathon-Jean-Franсois Fain) (1778-1837): «Он всегда ехал позади Императора и был похож на его тень» (on le voyait toujours а cheval derriеre l,Empereur, il semblait attachе а son ombre).
    23 апреля 1809 года при осаде Регенсбурга (Ratisbonne) оказал Императору, раненному пулей в пятку правой ноги, первую помощь
    рис.«Napoléon Ier, blessе au talon devant Ratisbonne, est soignе par le chirurgien Yvan», par Pierre-Claude Gautherot (1769-1825), 1830, Chateau de Versailles


    Из «Mеmoires» первого камердинера (Premier valet de chambre de l,Empereur) Констана (Louis-Constant Wairy, dit Constant) (1778-1845):
    «Император только что получил пулю, которая поразила его в пятку. Один адъютант пришел меня искать, и, когда я прибыл, я нашел господина Ивана разрезающим сапог Его Величества. Я помог ему перевязывать рану и хотя боль была еще очень сильной, Император не захотел выжидать, надел сапог и чтобы успокоить армию поднялся на лошадь и умчался галопом со всей своей штаб-квартирой» (L,Empereur venait de recevoir la balle qui l,avait frappе au talon. Un aide-de-camp vint me chercher, et lorsque j,arrivai, je trouvai M. Yvan occupе а couper la botte de Sa Majestе. Je l,aidai а panser la blessure et quoique la douleur fut encore tres vive, l,Empereur ne voulut meme pas donner le temps qu,on lui remit sa botte, et pour donner le change a l,ennemi, et rassurer l,armee sur son etat, il monta a cheval, partit au galop avec tout son Etat-major).

    С 1811 по 1832 год исполнял обязанности главного хирурга Дома Инвалидов, участвовал в Русском походе 1812 года, 25 октября того же года Император едва не попал в плен к казакам во время рекогносцировки около Городни, после чего приказал Ивану приготовить и предоставить ему сильнодействующий яд, который всегда находился при нём в походном нессесере (11 апреля 1814 года, через пять дней после отречения, Император воспользовался им в попытке самоубийства, но яд утерял свои свойства и с тех пор Наполеон более не повторял попыток). 21 мая 1813 году контужен ядром, убившим его лошадь, в сражении при Бауцене (Bautzen), в 1814 году – генеральный инспектор медицинской службы (Inspecteur general du service de sante). Умер 1 декабря 1839 года в Париже в возрасте 74 лет. Шевалье Почётного Легиона (14 июня 1804 года), Офицер Почётного Легиона (12 мая 1807 года).
    Заранее прошу прощения за французские вставки - статья французская, а гугл переводчик как обычно кобенит имена и локации. Так что я на всякий случай продублировал в обоих транскрипциях
    1. +4
      8 марта 2021 11:16
      Ричард,вчера Вы переплюнули Шпаковского ,Ваши "комментарии" гораздо интереснее чем статья автора,а Ваши фото оценил и сам Шпаковский.
      И сегодня, Вы своими дополнениями и иллюстрациями придали блеск довольно тусклой и мало информативной статье.
      Откуда такие разносторонние интересы?
      Вам "жирный" плюс!
      1. +2
        8 марта 2021 11:58
        Спасибо, Александр.
        Кстати, Ваши комментарии всегда читаю с большим интересом-в них встречается много интересного и ранее мне неизвестного
        С уважением
        1. +2
          8 марта 2021 12:33
          Ну вот и поздравили друг друга!
          1. +3
            8 марта 2021 13:08
            Поддерживаю! Ричард (Дмитрий) крут! )))
            Вот что значит испытывать подлинный интерес к истории )))
            А ругать Шпаковского не надо. Он дает краткую тему, которую полностью должны раскрыть комментаторы. Иначе как бы Ричард сумел показать себя?))) Ну и другие.
            Доводилось читать ранние статьи на ВО. Так заморишься, пока до конца дочитаешь, -- огромные! А дочитала и обнаруживаешь, что и добавить-то нечего. Ибо Автор сказал всё! )
            1. +3
              8 марта 2021 13:33
              Кто тут Шпаковского ругал? Я написал, что материал Дмитрия полнее и оформлен лучше. Вот и всё.
              1. +2
                8 марта 2021 13:54
                Александр, ну Вы и суровый человек! )))
                Все мои высказывания -- с известной долей юмора wink ))) Не принимайте их слишком уж всерьёз.
                1. +4
                  8 марта 2021 14:05
                  С праздником Людмила Яковлевна! Главное здоровья!
                  И я известной долей язвенности am
                  Про Шпаковского,точнее про его книгу изданную в Англии, очень не лестные отзывы историков читал.
                  Это тут он звездит,а так......
                  1. +1
                    8 марта 2021 14:14
                    Здравствуйте, Александр!
                    Прошу Вас уточнить, какая именно книга Шпаковского имеется в виду?
                    1. +3
                      8 марта 2021 14:19
                      Если Вас это так заинтересовало,то на вскид назвать не могу т.к. это у меня на другом устройстве,а я сейчас в деревне только с телефоном. Поищу и отправлю.
                      Книга о российскм средневековия и вооружении. Он тут хвастался что по его книгам в Англии учатся.
                      1. +1
                        8 марта 2021 14:23
                        Поищу и отправлю.
                        Заинтересовало, буду благодарен. hi
                      2. +3
                        8 марта 2021 14:30
                        Armies of Ivan the Terriible это книга
                        Во что пишет историк И,Бабулин " если уж Шпаковский ,вроде как свой,сотворил такое безобразие по армии царя Ивана,что до сих пор за державу обидно,.....
                      3. +1
                        8 марта 2021 14:34
                        Спасибо!
                        Я так понимаю, это "оспреевское" издание? Найду, посмотрю, что там накосячено.
                  2. +2
                    8 марта 2021 14:14
                    Ох, коллега, как же я не люблю обсуждать Авторов ВО! Звездит? Ну и пусть звездит! Люди с самомнением делают это мир, а мы в нём живём wassat
                    За поздравление -- спасибо! Посылка с ментальным теплом доходит всегда! )))
                    И всегда поддерживает человека.
              2. +3
                8 марта 2021 15:13
                Цитата: ee2100
                Кто тут Шпаковского ругал?

                Я ругал. И неоднократно.
            2. +4
              8 марта 2021 13:54
              С праздником Вас, Людмила Яковлевна
              Удачи Вам , здоровья и долгих лет жизни.
              А ругать Шпаковского не надо. Он дает краткую тему, которую полностью должны раскрыть комментаторы. Иначе как бы Ричард сумел показать себя?

              Даже как то немного обидно. Я абсолютно не пытаюсь "блеснуть эрудицией", так как прекрасно знаю свой "потолок" и комментирую только те темы, которые меня заинтересовали, другими словами побудили узнать по этому материалу побольше. То что нахожу по теме статьи, и мне кажется это будет еще кому-то интересным - выкладываю. А Шпаковский, как никто другой умеет "завести" читателя своим материалом. Вот и эта статья Михаила Арушева меня "зацепила" и побудила к поискам. Если то что я выложил интереса не вызывает, прошу меня извинить, исправлюсь - теперь для себя искать все равно буду, а выкладывать уже нет.
              .
              1. +3
                8 марта 2021 14:00
                Вот сразу видно обязательного человека! )))
                Спасибо за поздравление!)))
                1. +2
                  8 марта 2021 15:39
                  Цитата: депрессант
                  Вот сразу видно обязательного человека! )))
                  Спасибо за поздравление!)))

                  А вот у Шпаковского сказки, если не про оружие и рыцарей.. ей-ей...
                  1. +2
                    8 марта 2021 15:49
                    "Зато в конце всё будет хорошо!"
                    М-да...
                    Зато нам вместе будет хорошо! wassat )))
                    1. +1
                      8 марта 2021 16:00
                      Цитата: депрессант
                      Зато нам вместе будет хорошо! )))

                      Я конечно могу выложить про зубодерню, но лучше не надо. Лучше вспомнить наше время (заранее извиняюсь, если оно не ваше)
                      1. +2
                        8 марта 2021 16:10
                        Песня эта... На мгновение показалось, будто в сердце крючок шевельнуся болью, исчез, и вот уже чужая, не прожитая тобой жизнь, мгновенно пронеслась перед внутренним взором как несбывшееся ожидание. И пришла печаль.
                      2. +1
                        8 марта 2021 16:16
                        Цитата: депрессант
                        И пришла печаль.

                        Да, такого больше не снимут, как бы не старались. Нету больше ни Алис Селезневых, ни Герасимовых.
                    2. +2
                      8 марта 2021 16:03
                      "Зато нам вместе будет хорошо! wassat )))"
                      И жили они долго и счастливо и умерли в один день от удара тупым предметом по голове.
                      Сори за мой черный юмор
                      1. +2
                        8 марта 2021 16:17
                        Да в самую тему юмор -- в медицинскую wassat )))
                      2. +1
                        8 марта 2021 16:23
                        Скорее судебно-медицинский
                      3. +2
                        8 марта 2021 16:23
                        Видимо, одновременно наклонившись за упавшим предметом.
                      4. +2
                        8 марта 2021 16:28
                        Возможно.
                        Не в тему,но на медицинскую.
                        Выходят из клиники 3 врача,а по дороге у них храм.
                        Проктолог и говорит: " Извиняйте коллеги,пойду богу свечку поставлю"
                        "Во какое самомнение!" комментирует травматолог.
                      5. +1
                        8 марта 2021 16:32
                        Третий, будучи патологоанатомом, ухмыльнувшись, промолчал.
                      6. +1
                        8 марта 2021 16:35
                        Вы были третий? laughing
                      7. +1
                        8 марта 2021 16:39
                        Нет, просто слышал этот анекдот в таком варианте.
                      8. +2
                        8 марта 2021 16:48
                        Вообще не в тему,музыкой навеяло.
                        Десять английских джентльменов насилуют женщину.
                        Немку.
                        Та, разумеется, орёт:
                        — Найн! Нааайн!!!
                        И тогда один из джентльменов вежливо отходит в сторону.
                      9. +2
                        8 марта 2021 16:42
                        Цитата: ee2100
                        И жили они долго и счастливо и умерли в один день от удара тупым предметом по голове.

                        Таким, что ли?
                      10. +2
                        8 марта 2021 16:49
                        Вроде похож
                      11. +2
                        8 марта 2021 16:51
                        Цитата: ee2100
                        Вроде похож

                        Хе-хе... Всё, я в осадок упал, не будите...
                  2. +2
                    8 марта 2021 15:53
                    Что Вы так на Шпаковского? Он же не один! Ролик ,а особенно" кот видел всё сам" относится ко всем отечественным проф.историкам. am
                    1. +5
                      8 марта 2021 16:08
                      Цитата: ee2100
                      Что Вы так на Шпаковского?

                      А он считает меня в восемьдесят процентов, когда он, любимый, в двадцать процентов входит. crying
                      1. +1
                        8 марта 2021 16:22
                        Может туплю,но поясните
                      2. -1
                        8 марта 2021 16:25
                        Закон Парето
                      3. 0
                        8 марта 2021 16:28
                        А это очень интересная тема! Мы вообще живем в такое время, когда кто кем себя считает, тем его вынуждены считать и другие, зависящие от него. Какие времена, такие и считалки -- "прекрасное далёко, зрит Заурона око"!
                        Не плачьте, Владимир, история -- качели! wassat good wassat
                  3. +1
                    8 марта 2021 15:57
                    Когда в Харькове служил, эта песня была у нас строевой. wassat
                    1. +2
                      8 марта 2021 16:14
                      Ну, так военным это вроде как в тему. Но вот представила марширующих строевым и при этом дерущих глотки и.... wassat good
                      1. +2
                        8 марта 2021 16:30
                        Наверное у старшины или прапора был хороший юмор
                      2. 0
                        8 марта 2021 16:43
                        Наверное у старшины или прапора был хороший юмор
                        Я не был ни тем, ни другим, но все равно, спасибо!
                      3. +2
                        8 марта 2021 16:46
                        Бойцы были молоденькие, песня близка))
                        Тяни носок! Подъем ноги до нижнего среза ушей!
        2. +2
          8 марта 2021 13:01
          Чтобы было интересно и познавательно публике читать про военно-медицинскую тему,на мой взгляд,надо начать было с того,что к XIX веку характер боевых действий и тактика изменилась и войны стали из "карманных" практически общеевропейскими а число раненых возросло в разы. И важность оказания своевременной медицинской помощи стала архи важной.
          Не осветил автор и важность сортировки раненых. Кажется Вы выставили тут набор военного хирурга. Почему он такой? Хирург в основном резал и пилил. 70% поверхности тела человека это руки и и ноги и естественно они подвержены более частому попаданию в них пуль, ядер и т.д. При тяжёлом ранении головы и туловища помощь практически не оказывалась. В силу известных причин.
          При Бородино колотых ран было всего 1% т.е. до рукопашной дело и не доходило.
          Вот как-то так.
          1. +2
            8 марта 2021 14:44
            читать про военно-медицинскую тему
            Думаю, не обязательно военно-медицинскую. История медицины сама по себе интересна. Года два назад, например, открыл для себя Супотницкого.
            1. +2
              8 марта 2021 14:50
              Вы имеете ввиду Михаила? Если да,то что-то о его работах читал,а так вообще нет.
              Вообще эпидемиология очень захватывающая наука сродни детективам.
              1. +1
                8 марта 2021 15:07
                Совершенно верно!
                Книга написана им в соавторстве с супругой, "Очерки истории чумы". Читается достаточно легко, даже для человека далекого от эпидемиологии.
              2. +1
                8 марта 2021 15:15
                Вообще эпидемиология очень захватывающая наука сродни детективам.
                Если взять примером вспышку холеры в Лондоне (1854г.), так оно и есть.
            2. +3
              8 марта 2021 14:53
              Если не читали советую почесть про локализацию оспы в Москве в 1959 г.
              Всё детективы отдыхают.
              1. +1
                8 марта 2021 15:09
                О, огромное спасибо! Не могли бы конкретизировать произведение?
                1. +2
                  8 марта 2021 15:21
                  Просто наберите в поисковике и всё оспа, Москва 1959 и всё
                  1. +1
                    8 марта 2021 15:23
                    Спасибо, попробую.
                    1. +1
                      8 марта 2021 15:47
                      Не пожалеете. Там есть всё. Любовь,измена,советская богема,самопожертвование, КГБ....
          2. 0
            9 марта 2021 21:01
            про хирургов - в следующих двух статьях. а про тактику - это отдельная тема - как нибудь в другой раз.
  2. -2
    8 марта 2021 06:30
    В настоящее время стало "модным!" брать себе в ники имена известных исторических личностей. Вот и у Alexandre-Urbain Yvan появился подобный "наследничек" И то-же как утверждает занимается медициной. Правда весьма своеобразной laughing
  3. -3
    8 марта 2021 06:47
    На протяжении всего авторского цикла не вставлял в свои комментарии самый известный прижизненный портрет Ларрея. Думал - Автор, сам его поместит в следующую статью. Но цикл увы заканчивается. Так что, уважаемый Михаил , без обиды
    "Хирург Доминик-Жан Ларрей (1766-1842) – офицер ордена Почётного Легиона". . Портрет работы свояченицы Ларрея, художницы Мари-Гийемин Бенуа, 1804 год. (музей при военном госпитале Валь-де-Грас)
    1. +4
      8 марта 2021 06:55
      Вот еще известное изображение Ларрея
      1. +1
        8 марта 2021 15:55
        Удивительно, как можно по-разному изобразить одного и того же человека. На портрете -- человек с сильной волей, огромного общественного темперамента, уверенный в себе организатор, и воля его добра. А на рисунке -- Митрофанушка )))
    2. -1
      9 марта 2021 21:03
      вы лучше меня знаете, что и как я хочу писать? может сами напишете?
  4. +7
    8 марта 2021 07:01
    Кроме того сохранились и профессиональные зарисовки самого Доминик-Жан Ларрея, он довольно не плохо рисовал


  5. +5
    8 марта 2021 07:07
    Ну и на последок, коль эта статья об летучих амбулансах
    1. +4
      8 марта 2021 07:17
      Цикл у Автора получился очень интересный, написанный прекрасным стилем, но почему то слабо иллюстрированный. Надеюсь в дальнейших работах Михаила, он это исправит.
      В любом случае Автору "+"
      1. +10
        9 марта 2021 06:03
        Спасибо за прекрасное дополнение статьи!
      2. -1
        9 марта 2021 21:05
        ну я как раз думал, что не надо статьи перегружать картинками. тем более, что большинство из них доступны в интернете.
  6. +2
    8 марта 2021 08:01
    Опять великая?

    Если их армия великая, то наша, разбившая в пух и прах их армию, величайшая! Может хватит повторять Западный бред?

    Или вы из этих:



    Я не понимаю, как можно называть наполеоновскую армию великой, в результате войны которой, и так называемой "прекрасной медицины", во всей Франции были убиты 2/3 мужского населения. Остались только старики и дети.

    По такому же подходу можно и армянскую армию обозвать великой и выпустить торт с именем "Пашинянский" ну и коньяк заодно ...
    1. +2
      8 марта 2021 14:58
      Борис, а вот представьте, пройдут годы, и в Азербайджане появятся печатные воспоминания участников нынешней войны. Вы думаете, в них будет говориться "Да мы этих букашек пальцем растерли!"? Уверяю, нет. Будущие читатели воспоминаний узнают, что "несмотря на ожесточенное сопротивление значительных военных соединений Армении и Нагорного Карабаха, их хитроумную тактику и немалую огневую мощь наши доблестные войска их смяли в короткое время и из гуманности принудили к миру и т.д." Ведь принижая противника, принижаешь и собственную победу над ним ))
    2. 0
      9 марта 2021 21:07
      Le Grande Armee т.е. Великая Армия, это название. как Украинский фронт или Добровольческая армия. скольйо раз можно повторять очевидные веши? тем более, что их можно проверить в интернете - в той же википедии, например.
      1. -1
        10 марта 2021 07:09
        Цитата: Former Naval Person
        Le Grande Armee т.е. Великая Армия

        Ещё раз. Пускай они называют свою армию и своего бездаря Наполеона как им вздумается, а нам то это зачем?
        1. 0
          12 марта 2021 18:11
          по мне, так можете называть хоть биг бен маленьким веником, хоть майкрософт большим и твердым, а слон знай себе идет, вперед.
          1. -1
            13 марта 2021 07:48
            Цитата: Former Naval Person
            а слон знай себе идет, вперед.

            Это неудачник Наполеон то слон? laughing
            Он пришёл на нашу землю что бы убивать и грабить. Ни когда он для русского человека не будет великим, как бы вы не старались нам навязать западную точку зрения. Запомните это.
  7. +2
    10 марта 2021 17:50
    Толковая статья