Огненный таран «заколдованного» ордера в мае 1944 года

26

Весной-летом 1944 года Красная Армия наступала по всем фронтам. Даже блокада Ленинграда уже была полностью прорвана, и город снова стал оживать.

Но Балтийский флот, обладающий самыми мощными кораблями, всё еще был заперт в Кронштадте, не имея возможности выйти в Балтийское море.



Дело в том, что немцы, не без оснований опасаясь действий наших подлодок на коммуникациях, очень качественно перегородили Финский залив минами. А чтобы воспрепятствовать нашим осуществлять траление, был выставлен дозор из числа кораблей крингсмарине.

И так получалось, что крупные корабли Балтийского флота не могли подойти к заграждению Зигель из-за непротраленного канала. А катера, которые должны были первоначально снимать мины, отгонялись огнём вражеских кораблей.

Поэтому в ход пошла авиация.

С марта по май самолёты Балтийского флота выполнили без малого две тысячи вылетов. При этом потеряли 62 своих аппарата. Но значительных потерь нанести немцам не смогли. Не хватало мастерства нашим летчикам. А немецкий ордер кораблей даже удостоился названия «заколдованного».

Увы, победа не давалась легко.

Её приходилось добывать дорогой ценой. В том числе и ценой собственной жизни.

Подвиг


8 мая 1944 года при атаке этого ордера произошел полностью подтвержденный немецкими документами таран вражеского корабля нашим штурмовиком.

В этот день из боевого вылета не вернулись два самолёта Ил-2.

Один – двухместный, летчиком на котором был младший лейтенант Гаврилов Анатолий Анатольевич. 1923 года рождения. В КА с 1940 года. А стрелком – младший сержант Цыкунов Григорий Ефимович.

Другой – одноместный, управлял которым младший лейтенант Гринченко Александр Тимофеевич. 1923 года рождения.

Оба летчика имели орден Боевого Красного Знамени.

Кто из них совершил таран, пока неизвестно. Но сам подвиг очень детально описан в журнале боевых действий немецким офицером.

В результате тарана был потоплен немецкий тральщик FAU-1701.

Сейчас этот корабль найден. И на нём обнаружены части Ил-2.

Вполне возможно, что скоро мы точно будем знать имя того, кто совершил этот подвиг.

Ниже рассказ об этих событиях историка Мирослава Морозова.

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    3 марта 2021 05:03
    21 год парням лётчика-героям, совсем молодые погибли.Печально читать о смертях молодёжи в этой войне, столько поколений было прервано на самом взлёте жизни. Блокада Ленинграда очень дорого обошлась нашему народу.
  2. +7
    3 марта 2021 12:58
    У нас недалеко от города есть памятник лётчику, совершившему "огненный таран". 16 июля 1942 года командир 1-й эскадрильи 621-го ШАП 8 ВА майор Михаил Николаевич Дмитриев направил свой Ил-2 на вражескую технику. Немцы вытащили его из самолёта (ещё живого!) и приказали закопать живым под порогом дома. Местные жители не послушали фашистов, похоронили летчика возле дома, а после освобождения хутора перезахоронили на кладбище. Сейчас хутора не существует, а лётчик похоронен в братской могиле в хуторе Общий Морозовского района Ростовской области.
    1. +23
      3 марта 2021 13:18
      Цитата: Камчатский
      У нас недалеко от города есть памятник лётчику, совершившему "огненный таран". 16 июля 1942 года

      В адиокниге Драпкина " Я сражался на Ил-2" есть упоминание о таране вражеской колонны штурмовиком Героем Советсткого Союза, так вот после того , как наши войска захватили окупированную территорию, то обнаружили, что лётчика и стрелка немцы похоронили на обочине дороги и положили на могилу два шлемофона и Звезду Героя.
      Оказывается так тоже было. soldier
      1. +8
        3 марта 2021 13:54
        Немцы почитали культ силы в любых проявлениях и многие матерые нацисты вполне уважали проявление доблести со стороны наших солдат. Не важно - летчики, пехотинцы или танкисты.
        Так что, военные почести погибшим были привычным делом.
        Иначе относились в основном недавно призванные или плохо обученные солдаты - эти ничего, кроме ненависти не испытывали.
        1. +14
          3 марта 2021 18:51
          Цитата: yehat2
          Немцы почитали культ силы в любых проявлениях и многие матерые нацисты вполне уважали проявление доблести со стороны наших солдат. Не важно - летчики, пехотинцы или танкисты.
          Так что, военные почести погибшим были привычным делом.

          В воспоминниях летчиков истребителей я вычитал такой факт, что до определённого времени , выбросившиеся с парашютами экипажи в воздухе не расстреливали обе стороны, проявляя, тем самым, к коллегам по небесному ремеслу , некое джентельменство.
          Хотя война есть война и наверное бывало по-разному. hi
          1. +2
            3 марта 2021 22:25
            это зависело от состава офицеров каждой отдельной части. Некоторые до 45 года не трогали парашютистов.
            1. +11
              3 марта 2021 23:16
              Цитата: yehat2
              это зависело от состава офицеров каждой отдельной части. Некоторые до 45 года не трогали парашютистов.

              Согласен, но опять же есть воспоминания, что было особым шиком срезать стропы именно крылом и подобной видеосъёмки нет, хотя у немцев фотопулемёты были так точно в 41 году.
              1. +2
                3 марта 2021 23:40
                фотопулеметы брали далеко не на каждый вылет
              2. 0
                4 марта 2021 11:29
                фотопулеметы ставились не на каждом истребители 1:5 - в лучшем случае. Фотопулемет включался одновременно с началом стрельбы ,если срезать крылом, то, стрельба не велась, хотя - при столкновении крыла и человека, крыло будет повреждено и вряд ли кто то будет рисковать.
        2. Комментарий был удален.
        3. +4
          3 марта 2021 19:02
          Мужество, это внесистемная единица.
          Его уважают все.
      2. +1
        3 марта 2021 15:07
        Ну золото немцы навряд ли оставили бы, не верю я в подобные истории
    2. +2
      3 марта 2021 14:53
      Не смог вставить с телефона фотографию памятника, но подвиг майора Дмитриева признан первым " огненным тараном" в Сталинградской битве. Насколько мне известно, летчик не был удостоен звания Героя Советского Союза, причину не знаю.
  3. +4
    3 марта 2021 15:50
    Было много всяких случаев, но о погибших плохого не писали. Мой дедушка командир стрелковой роты, говорил что почти всегда о погибших писались рапорты о награждении наградами. И какая ни какая помощь семьям. . В любом случае , люди герои!!!!!
  4. +1
    4 марта 2021 00:13
    Цитата: Малюта
    выбросившиеся с парашютами экипажи в воздухе не расстреливали обе стороны, п

    Я помню, как был удивлён читаю мемуары одного из лётчиков эскадрильи нормандия-неман где он описывал расстрел немецких летчиков спасающихся на парашютах. Наши никогда такое не описывали.
  5. 0
    4 марта 2021 13:31
    Наша штурмовая авиация гораздо больше уничтожила немецких кораблей чем подводные лодки.
    1. +12
      4 марта 2021 13:43
      Цитата: Konnick
      Наша штурмовая авиация гораздо больше уничтожила немецких кораблей чем подводные лодки.

      Сюда ещё надо добавить огромный вклад авиаполков минно-торпедной авиации - МТАП.
      О количестве пущенных под воду кораблей свидетельствовали награды лётчиков один орден БКЗ= 1 потопленый транспорт.
      1. 0
        4 марта 2021 13:47
        Не помню точно, но была такая информация, что 46-й ШАП Северного флота потопил больше судов чем весь наш подводный флот. В статье про командира полка Павлова Георгия Васильевича написано 132 корабля и судна.
  6. SIT
    0
    7 марта 2021 11:34
    А как вообще атаковать боевые корабли на ИЛ2? Это же штурмовик непосредственной поддержки пехоты, т.е. работает практически с бреющего полета. На море это означает, что по нему будут палить из всех систем и калибров, включая главный калибр. При этом из средств поражения у него только РС. Бомбить с пикирования под углом 70 градусов он не может, т.к. не рассчитан на такое и никаких тормозных решеток у него нет. Бомбить корабли с горизонтального полета бессмысленно, т.к. вероятность попадания очень мала. Точность РС также оставляет желать лучшего и значит заходить надо в борт, чтобы увеличить площадь поражения цели. Это получить на встречу полный бортовой залп всего, что есть на корабле. Тут остается рассчитывать только на железные нервы пилотов и их боевую выучку. На суше Героя Союза давали за 35 боевых вылетов на ИЛ2. На море надо было давать за 15.
    1. +1
      7 марта 2021 12:08
      Бомбить корабли с горизонтального полета бессмысленно, т.к. вероятность попадания очень мала.

      Применялось топмачтовое бомбометание, с использованием рикошета бомб от воды.
      1. SIT
        0
        7 марта 2021 12:16
        Так это и есть с бреющего полета, т.е. под все стволы, включая главный калибр, и с подлетом к цели на дистанцию сброса, а это максимум несколько сот метров. Это уже не железные нервы, а просто стальные тросы.
        1. 0
          7 марта 2021 12:25
          Потери были большие, 46-й ШАП потерял 130 человек.
          1. SIT
            0
            7 марта 2021 13:49
            Вечная память этим ребятам. Не отвернули, шли до конца...
    2. 0
      1 апреля 2021 20:34
      Пушки и пулеметы еще есть.Иногда работали так-одно звено гасило ПВО,другое-обьект....
  7. 0
    8 марта 2021 19:08
    смотрится профессиональным. СпасиБо!
  8. 0
    11 марта 2021 16:30
    Цитата: yehat2
    это зависело от состава офицеров каждой отдельной части. Некоторые до 45 года не трогали парашютистов.

    Дед коллеги по работе рассказывал как находясь в немецком госпитале (попал в немецкий плен с двумя пулевыми) чуть не погиб от своих. Немцы отступая бросили г раненых. Дед услышал как открылась дверь, и в неё влетел паренёк с ППШ, передёрнул затвор и повёл ствол к койкам с немцами. Дед обложил бойца трёх этадным матом, это и спасло ему жизнь.
    P.S. У паренька погибла вся семья, как потом оказалось.
  9. 0
    1 апреля 2021 20:31
    "При этом потеряли 62 своих аппарата. Но значительных потерь нанести немцам не смогли. Не хватало мастерства нашим летчикам".Летчики были опытные и мужественные.Просто на немцах были счетверенные зенитки "Эрликон",и 88-мм ,с ПУАЗО.С боевого курса свернуть нельзя,а немец выставлял в прибор управления данные скорости именно ИЛ-2, на снарядах автомат выставлял время срабатывания взрывателя ,для заград.огня.Приходилось прорываться через встающую перед тобой стену огня.Так что мастерства и мужества парням не занимать.К тому же знали,что если собьют над водой-выживают 10-15%.