Будущее авиации КМП США. Тяжелый транспортный вертолет Sikorsky CH-53K King Stallion

36

Выкатка первого вертолета CH-53K, 2014 г.

В настоящее время в Корпусе морской пехоты США и в ряде других стран эксплуатируется тяжелый транспортный вертолет Sikorsky CH-53E Super Stallion. Для его замены создана новая машина CH-53K King Stallion. К настоящему времени компания-разработчик успела запустить серийное производство и получить первые контракты. Поставка готовых машин заказчикам начнется уже в этом году.

В поисках замены


Вертолеты CH-53E были приняты на вооружение в начале восьмидесятых годов. В интересах КМП и ВМС было построено ок. 180 таких машин. Большая часть этой техники до сих пор остается в строю и решает поставленные задачи, но ее эксплуатация сложна из-за выработки ресурса и общего устаревания.



В начале двухтысячных годов КМП США выступил с предложением о продлении ресурса и модернизации наличных CH-53E. Однако по ряду причин такие планы реализовать не удалось. В середине десятилетия компания «Сикорский» (сейчас входит в состав Lockheed Martin) предложила Корпусу глубоко модернизированный вариант вертолета с рабочим обозначением CH-53X. Этот проект предлагал строительство новых вертолетов с рядом важнейших изменений в конструкции и составе оборудования.


Опытные вертолеты на испытаниях, 2016 г.

Весной 2006 г. Пентагон выдал компании Sikorsky заказ на проведение проектных работ и последующее строительство вертолетов. Новый вариант получил официальное обозначение CH-53K, а позже ему присвоили имя King Stallion. В соответствии с договором, летные испытания должны были начаться в 2011 г., а к середине десятилетия планировался старт серийного производства. До 2021 г. «Сикорский» должен был построить 156 вертолетов общей стоимостью 18,8 млрд долл.

В 2007 г. условия контракта пересмотрели. Теперь КМП требовал построить 227 вертолетов. Однако в тот же период разработка проекта столкнулась с техническими сложностями и отстала от графика. К примеру, не полностью укомплектованный вертолет для наземных испытаний удалось построить только к концу 2012 г., а первые полеты сдвинули на 2015-16 гг. Кроме того, изменилась расчетная стоимость серийного строительства, а заказ сократили.

Наземные испытания первого CH-53K начались только в январе 2014 г. Первый полет провели 27 октября 2015 г. Следующие два с половиной года ушли на разносторонние испытания перед передачей заказчику. Параллельно с этим построили еще три опытные машины. В мае 2018 г. первый King Stallion отправился в одну из частей КМП для дополнительной проверки и опытной эксплуатации. На этом этапе проект вновь столкнулся с техническими проблемами, результатом чего стали очередные переносы сроков.

Способы модернизации


Затягивание работ, а также «выдающееся» отставание от изначального графика и рост стоимости были связаны, главным образом, с необходимостью серьезной переработки исходного проекта и внедрения ряда решений и компонентов. Модернизация до CH-53K затронула все ключевые компоненты вертолета, что сказалось на сложности отработки и доводки, но позволило получить прирост основных характеристик.


Заметной переработке подвергся планер. Его основную часть расширили для увеличения доступных объемов. Так, КМП требовал, чтобы в вертолет можно было загнать автомобиль HMMWV. Ширину кабины увеличили на 1 фут, что привело к росту объема на 15%. Были разработаны новые бортовые спонсоны уменьшенной ширины, за счет которых компенсируется рост поперечника фюзеляжа и уменьшается общий габарит машины. Часть металлических деталей планера заменили более легкими композитными аналогами.

Кардинально переработана силовая установка. Вертолет получает три турбовальных двигателя General Electric T408 с максимальной мощностью 7500 л.с. каждый. Разработаны новый редуктор и улучшенная втулка несущего винта, соответствующие повышенной мощности двигателей. Внедрены новые композитные лопасти несущего винта. Некоторой доработке подверглись рулевой винт и его привод.

Впервые в семействе CH-53 использована т.н. стеклянная кабина с выводом всей информации на многофункциональные дисплеи. Старая проводка управления заменена электродистанционной системой с обратной связью. За счет автоматических систем управления и контроля экипаж сокращен до 4 чел.


Вертолет получает современную систему самодиагностики, заимствованную из проектов коммерческой техники. Система следит за состоянием узлов и агрегатов, а также передает данные наземному комплексу обслуживания. Последний включает элементы искусственного интеллекта, способные делать прогнозы и выдавать рекомендации эксплуатационного характера. Все это упрощает и удешевляет эксплуатацию.

По результатам такой модернизации габариты вертолета в целом остаются прежними, хотя стояночная высота увеличивается с 8,46 до 8,66 м. Максимальный взлетный вес вырос до 39,9 т против 33,3 т у CH-53E.

В кабине устанавливаются сиденья новой конструкции для 30 чел. Возможна погрузка 24 лежачих раненых. Внутри фюзеляжа допускается перевозка грузов максимальной массой до 15,9 т. В частности, возможна загрузка поддонов типа 463L и стандартных поддонов КМП. Возможно переоборудование вертолета в заправщик, для этого в грузовой кабине ставится тактическая система дозаправки с тремя баками по 3 куб.м каждый. Максимальная нагрузка на внешней подвеске – 16,3 т на центральном крюке. Дополнительные точки внешней подвески допускают груз до 11,4 т.

От предшественника CH-53K отличается повышенными летными характеристиками. Максимальная скорость увеличена с 280 до 310 км/ч. Боевой радиус с номинальной нагрузкой в 12,25 т – 200 км. Имеется возможность дозаправки в полете для увеличения дальности.


Тренажер для подготовки пилотов CH-53K

Контракты на поставку


Первый контракт на серийное производство и поставку вертолетов CH-53K King Stallion компания «Сикорский» получила еще в 2006 г. В дальнейшем его условия несколько раз пересматривались, и сейчас речь идет о поставке 200 вертолетов общей стоимостью 23,18 млрд долл. Первые машины, построенные для испытаний, переданы КМП и теперь обеспечивают подготовку пилотов. Вместе с вертолетами планируется поставка тренажерных комплексов. Первое такое изделие передали заказчику в прошлом году.

Согласно текущим планам Пентагона, не позднее сентября 2021 г. КМП получит первый вертолет серийного производства с малым темпом. В дальнейшем планируется рост производства, и в 2023-24 гг. завершится переоснащение первой эскадрильи. Производство CH-53K будет продолжаться до конца двадцатых годов. За счет него пройдет модернизация восьми боевых эскадрилий, одной учебной и одной резервной. Сейчас эти подразделения летают на устаревших CH-53E.

С конца шестидесятых годов ВВС Израиля эксплуатируют вертолеты CH-53D Yasur и регулярно проводят ремонты и модернизации. В 2009 г. израильское военное ведомство проявило интерес к проекту CH-53K и выразило готовность купить такую технику – после завершения разработки и запуска серии.

Будущее авиации КМП США. Тяжелый транспортный вертолет Sikorsky CH-53K King Stallion

Не так давно Израиль изучил имеющиеся предложения и выбрал для закупки новый King Stallion. 25 февраля было объявлено, что решение о приобретении такой техники принято, и в ближайшее время появится реальный контракт. По разным данным, Минобороны Израиля может купить 20-25 вертолетов. Этого хватит для полной замены имеющихся «Ясуров».

В начале 2018 г. Германия объявила о намерении заменить наличные CH-53G новым тяжелым вертолетом. Планировалось приобрести не менее 40 машин общей стоимостью ок. 4 млрд евро. В течение следующих лет Бундесвер изучал предложения потенциальных поставщиков, среди которых была компания Sikorsky / Lockheed Martin.

В сентябре 2020 г. немецкое командование объявило о прекращении текущего конкурса ввиду чрезмерной сложности и дороговизны. Теперь планируется пересмотреть условия и провести новый тендер. Будет ли в нем участвовать вертолет CH-53K и удастся ли ему победить – неизвестно.


В отличие от предшественников, CH-53K способен перевозить основной автомобиль армии

В разное время поступали сообщения об интересе к CH-53K со стороны других зарубежных государств. Однако пока дальше новостей дело не пошло. О переговорах ничего не известно, контракты на поставку не подписывались. Возможно, такая ситуация изменится в будущем, и компания «Сикорский» / «Локхид-Мартин» будет строить новые вертолеты не только для США и Израиля.

История продолжается


Наблюдаемые процессы показывают, что семейство вертолетов CH-53, несмотря на солидный возраст, все еще сохраняет потенциал для модернизаций. Новый проект King Stallion предлагает замену ключевых агрегатов и позволяет получить очередной прирост характеристик, а также продлить сроки службы.

Рост характеристик, обеспеченный последней модернизацией, имеет любопытное последствие. По грузоподъемности CH-53K обошел всех основных конкурентов и теперь является вторым в мире, уступая только российскому Ми-26. Кроме того, он оказывается самым тяжелым и грузоподъемным вертолетом, пригодным для базирования на кораблях.

КМП США и Армия Израиля эксплуатируют вертолеты Sikorsky CH-53G/E в течение нескольких десятилетий. Теперь они планируют переоснащение вертолетных частей при помощи современных машин CH-53K King Stallion. Вертолеты новой постройки смогут нести службу еще несколько десятков лет – и тем самым еще долго будут определять облик авиационного парка структур-заказчиков.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +23
    3 марта 2021 18:22
    Stallion «Жеребец» - тяжелый вертолет с уникальными ЛТх, на котором была показана «мертвая петля»
  2. +21
    3 марта 2021 18:25
    Ну что сказать,нормальная такая надежная машина у "Сикорского" получилась для морпехов..
  3. +4
    3 марта 2021 18:32
    Интересно, а почему 3 движка?
    Не проще ли было установить два двигателя.
    В случае падения тяги на одном из двигателей, как это компенсируется в редукторе?
    Усложнение конструкции ведет к бОльшему количеству отказов.
    Кто в теме, подскажите, правда интересно.
    1. -14
      3 марта 2021 19:17
      Цитата: agoran
      Интересно, а почему 3 движка?

      Не смогли создать нужной мощности, чтобы осталось 2. Пришлось натягивать сову на глобус, городить усложнённый редуктор. А благодаря выхлопу вбок он теперь светится в ИК, как новогодняя ёлка. Самое то для ПЗРК wink
      А вообще, какой-то он на вид несуразный. По сравнению с нашим Ми-38 - утюг утюгом. А по грузоподъёмности с Ми-26 всё равно не сравнится.
      1. -3
        3 марта 2021 19:30
        Понятно, что для ВПК все равно, но вояки о чем думали когда принимали?
        Подготовка к повторному вылету увеличивается для техсостава, вероятность отказов увеличивается. Грузоподъемность тоже не очень.
        Моя не понимать: бросаю в озеро кирпич квадратный, а круги круглые.
        1. -6
          3 марта 2021 21:39
          Цитата: agoran
          но вояки о чем думали когда принимали?

          А вояки не думают. Они исполняют приказы.
          А заинтересовать материально того, кто эти приказы отдаёт - дело техники.
          Вон, в "Эйрбасе" был целый отдел, отвечающий за коррупцию, почему вы думаете, что в "Сикорски" нет?
      2. -7
        3 марта 2021 20:16
        А вообще, какой-то он на вид несуразный.

        Русское инженерное наследие Сикорского - не так важен внешний вид , как содержание, сделано на совесть ,по русски. Очень неплохо они его обновили , нам бы так с Ми-8 .
        1. +2
          3 марта 2021 20:58
          нам бы так с Ми-8

          А то Ми-8 не обновлен? Там уже десяток модификаций или больше? Я как-то не считал, но прилично так. Со всеми электронными прибамбасами, новыми материалами и технологиями.
        2. +10
          3 марта 2021 21:03
          Цитата: lucul
          А вообще, какой-то он на вид несуразный.

          Русское инженерное наследие Сикорского - не так важен внешний вид , как содержание, сделано на совесть ,по русски. Очень неплохо они его обновили , нам бы так с Ми-8 .

          И каким боком русский имеет отношение к веролету 80х годов и его модернизации? Правильно, никакого, там от русского ничего не осталось.
      3. -4
        3 марта 2021 22:20
        Американец,
        15 тонн весит , 16 тонн везет,38,4 тонн максимальный взлетный вес.
        Русский 28 тонн весит, 20 тонн везет,максимальный взлетный 56 тонн!
        Американцы , они тупие?
        1. +7
          3 марта 2021 22:34
          Цитата: Свойчужой
          Американец, 15 тонн весит , 16 тонн везет,38,4 тонн максимальный взлетный вес.
          Русский 28 тонн весит, 20 тонн везет,максимальный взлетный 56 тонн

          Ми-26 имеет бОльшие размеры, отсюда и бОльший пустой вес.
          Но эти самые размеры позволяют ему брать более габаритные грузы.
          Т.е. в реальной эксплуатации, когда надо поднять не чугуниевые чушки на испытаниях, а самые разные по габаритам и массе грузы или личный состав, 26-й выигрывает.
          Не говоря о том, что для него сейчас пилятся новые современные движки взамен xoxляцких, что не замедлит сказаться на приросте характеристик.
          1. +4
            4 марта 2021 01:13
            и в тоже время ми26 проигрывает CH-53 в военно-стратегическом плане, ведь CH-53 в отличии от ми26 можно перевозить самолётами, что полезно и для доставки на ТВД, и для ремонта\замены и в особенности полезно для экспорта....
        2. +3
          4 марта 2021 09:05
          Они не тупые.......там определенные показатели по посадке на корабль, определенная дальность, определенная безопасность (вертолет для ВМФ) и какая то стандартизация по двигателям.
      4. +3
        4 марта 2021 05:31
        на западе концепия трехдвигательного вертолета, прелназначенного для эксплуатации с палубы, сформировалась ещё в 60-х. Тогда столкнулись с тем, что максимальную взлетную массу надо увеличивать, а увеличивать диаметр несущего винта более 19 м опасались (да и палубные габариты сдерживали) ,т.е. пошли по пути увеличения грузоподъемности вертолёта путем увеличения нагрузки на нв. Третий двигатель был введен для гарантировано продолжения полёта при отказе одного из них всегда оставалось 2, т. к. по всей видимости полет на одном двигателя при взлетных массах близких к нормальной и максимальной был возможен только со снижением. Для сравнения в составе силовой установки супер фрелона (13000 кг, здесь и далее в скобках максимальная взлетная масса) три двигателя по 1600 лс на взлетном при 18,9 м диаметре нв, у ми-8т (12000 кг) два двигателя по 1500 лс при 21,3 м диаметре нв. Кстати, и более поздний aw101 (15600 кг) не получил нв больше 19 м.
        Примечательно вышло с ch-53(19000 кг) . Его первые модификации были двухдвинвткльными по 4000лс на взлетном , а диаметр винта составлял 22 м. Сикорский разрабатывал НВ для супер фрелона. Позднее с потребностью перейти на большую грузоподъемность и жеребец стал трехдвинательным. Ныне AVIC как разработчик, выросший на французских технологиях, разрабатывает и выпускает z8/ac313 на базе Фрелона. Кстати, израильтяне тоже "исповедовали" концепцию трехдвинательных вертолетов, и до широкой эксплуатации жеребцов гоняли фрелоны.
        в общем, трехдвинательные силовые установки появились как результат влияния разных факторов, а именно вынужденное увеличение нагрузки на нв, и следовательно увеличение потребной мошности, и отсутствие существующих на тот момент двигателей с необходимой располагаемой мощностью. А дальше концепция утвердилась и зажила
      5. -1
        4 марта 2021 15:39
        Мощность одного двигателя МИ-6 - 4100, а у King Stallion каждый двигатель -7500 л.с."Не смогли так не смогли" американцы!
  4. +2
    3 марта 2021 18:35
    отСаппоро до Хабаровска довезет котиков? штаб ДВО защищен?
  5. +14
    3 марта 2021 18:44
    Люди работают, модернизируют то что можно если есть задел, делают новое.
    Стараются не профукать опыт предыдущий.
  6. +5
    3 марта 2021 19:00
    Понравилась подпись к последней фотографии: "В отличие от предшественников, CH-53K способен перевозить основной автомобиль армии".
    Пора уже писать: как и предшественники, CH-53K не способен перевозить автомобили Oshkosh L-ATV высота которого выросла с 1,8м до 2,5м, что требует очередной модернизации вертолёта..
    1. +6
      3 марта 2021 19:09
      Ну, на последнем фото еще интересное есть.
      С "морды" лебедку сперли. Отпечаток есть, а лебедки нет.
      Меня терзают смутные сомнения.
      1. 0
        3 марта 2021 19:50
        Цитата: agoran
        Ну, на последнем фото еще интересное есть.
        С "морды" лебедку сперли. Отпечаток есть, а лебедки нет.
        Меня терзают смутные сомнения.

        hi А у Вас глаз-алмаз! good yes
        Теперь и у меня появились "смутные сомнения" по реальной вместимости грузовой кабины "Кинга"! winked
    2. +6
      3 марта 2021 19:44
      Цитата: Genry
      CH-53K не способен перевозить автомобили Oshkosh L-ATV высота которого выросла с 1,8м до 2,5м, что требует очередной модернизации вертолёта

      Справедливости ради, L-ATV MRAP, понятно что его только на внешнюю подвеску. Туда же M-ATV.
      Внутрь хамви или специально сделанный внедорожник. У Армии уже на финальных испытаниях.
    3. +1
      4 марта 2021 06:06
      Цитата: Genry
      Понравилась подпись к последней фотографии: "В отличие от предшественников, CH-53K способен перевозить основной автомобиль армии".
      Пора уже писать: как и предшественники, CH-53K не способен перевозить автомобили Oshkosh L-ATV высота которого выросла с 1,8м до 2,5м, что требует очередной модернизации вертолёта..

      Ну, Oshkosh L-ATV только-только начинают поставлять, а в армии США 300 000 старых бронеавтомобилей, которые надо заменить на этот новый. Сколько времени пройдёт пока их заменят, посчитай. Поэтому очень долго надо будет возить старые машины... Вот вертолёт и рассчитан на них...
  7. +3
    3 марта 2021 21:27
    Мозги у людей есть.деньги тоже.все работают. Неплохо получается
  8. -7
    3 марта 2021 22:14
    Миг 21 загнал один С 53 в землю Вьетнама поразив его ракетами.Пингвин нервно плачет от стоимости этого винтокрыла.18,8 млрд $ за 156 бортов 120 млн $ за борт.Если рассматривать контракт на 200 бортов то по110 млн$за борт.А наш Ми 26 25 - 30 млн $ за борт.Королевский Жеребец что из золота сделан?
    1. 0
      3 марта 2021 22:38
      Извиняюсь,если брать вес пустого,15 тонн .То за 15 тонн золота можно построить сегодня 8 жеребцов.Так что он не золотой, а только позолоченный.
    2. +1
      4 марта 2021 00:04
      .А наш Ми 26 25 - 30 млн $ за борт.Королевский Жеребец что из золота сделан?


      Только у инженера или механика в Сикорски зарплата в 20 раз больше. Им надо платить дом, две-три машины, колледж и универ для детей и копить на старины. Вот и зарплаты им нужны побольше. laughing

      И вот, выйдут на пенсию, домишко на Гавайах прикупят и будут внуков на пляже выгуливать. Както так.

      Как уже сказал - дешевка мать мизерии.. bully
      1. -1
        4 марта 2021 00:38
        У нас жизнь дешевле в России,за 100 000 $ можно легко построить дом в Краснодарском крае,если не у моря ,то вообще с вертикальным взлетом и посадкой.Я уже давно за дешивизной не гоюсь.В США просто дикие налоги и не всем дано жить на Гаваяйях.Надо оплатить кредит за образование.Потом дом.А к 50 годам наступает свобода кредитов нет можно и пожить.Всю жизнь посвятил морю ,до 50 лет.Так что у меня все нормально.А вот бы выучился на штурмана и дорос бы до капитана,решил бы все вопросы еще в 40 лет.В 90 ые годы у нас некоторые кепы умудрялись заробатывать за полгода,больше командира американского авианосца за год.Причем пользуясь льготой ,если отходил в море больше 186 суток ,то не платишь налогов ни цента..Тоже такой пользовался.Везде хорошо где мы не были.
    3. 0
      4 марта 2021 00:59
      Вот и меня такой вопрос возник...
      Это не новое поделие - пусть глубокая модернизация, но не с 0 же!! И ценник -120 млн за единицу!! Внимание - это просто танспортный вертолет! Хорошо - для военных нужд. Но стоить в 3 раза дороже Су-35... Выше моего понимания! Может кто обьяснит из знающих???
  9. +2
    4 марта 2021 05:50
    Не пойму почему речь идет про модернизацию, если абсолютно все системы новые?
    Старого только название, и то частично.
  10. 0
    4 марта 2021 06:17
    Цитата: tralflot1832
    Миг 21 загнал один С 53 в землю Вьетнама поразив его ракетами.Пингвин нервно плачет от стоимости этого винтокрыла.18,8 млрд $ за 156 бортов 120 млн $ за борт.Если рассматривать контракт на 200 бортов то по110 млн$за борт.А наш Ми 26 25 - 30 млн $ за борт.Королевский Жеребец что из золота сделан?

    Ну, "Миги и Су" в России собирают на заводах "тёть Дуси" по 9000 руб/мес. Поэтому российская техника конечно будет дешевле. Тут видна не дороговизна американской техники, а трагедия русских людей, вынужденных поддерживать "обороноспособность страны" своей нищенской жизнью... Дороговизна Западной техники отражает высокий уровень жизни работающих там. А российским работягам - копеешная оплата и "гордость за страну"...
  11. +3
    4 марта 2021 09:25
    Боевой радиус с номинальной нагрузкой в 12,25 т – 200 км

    скорее всего миль, 200км -это очень мало, у ми 26 радиус 400 км
  12. -1
    4 марта 2021 13:44
    Вообще ТТХ вертолета выдавали как универсальной боевой машины.Она могла работать как транспортная,противолодочная и воздушный тральщик.А вот Ми8и Ми26 трал тягать не могут хоть у последниго дури в движке больше.
  13. 0
    21 апреля 2021 14:46
    Придётся модернизировать ещё раз. Чтобы теперь влезал Ошкош.