Наследие вождя народов: с кем они, мастера культуры
Русофилы и русофобия
После кончины Сталина 5 марта 1953 года его преемники в верхах, не дожидаясь партийного
взялись за кардинальный пересмотр идеологической политики в СССР. И первым делом это коснулось искусства и литературы.
Но, как это и бывает в подобных случаях, с грязной водой выплеснули и младенца...
Пересмотр культурной политики, которую на местах обычно именовали культурно-массовой работой, периода «культа личности» вольно или невольно охватил практически все сферы советского искусства. С театральных подмостков и со страниц литературных журналов удалялись многие произведения и постановки с преобладанием идеологии русского и советского патриотизма.
Особенно доставалось произведениям, где сюжеты хотя бы минимально – «пересекались» с деятельностью или просто с упоминанием Сталина. И такой подход был не только рекомендован «сверху», это была своего рода самостраховка театральных дирекций и чиновников от культуры. По принципу –
Впрочем, такой подход проистекал также из интеллектуального уровня многих чиновников от культуры. Показательна характеристика, данная советской партийно-государственной номенклатуре середины 50-х Альфредом Мейером, профессором, руководившим Русским исследовательским центром при Гарвардском университете.
В вышедшей в 1965 году в США книге «Советская политическая система: её истолкование» он писал:
Можно предположить, что они мало ценят или вовсе не ценят интеллектуальные качества, в том числе интеллектуальную честность и независимость.
Особенно подчинённых».
Как отмечает А.Мейер,
Некультурная революция
После XX съезда КПСС процесс и вовсе набрал обороты.
В рамках новой культурной политики решениями тогдашнего ЦК в 1957–1959 гг. были официально осуждены прежние постановления ЦК партии (1946–1948 гг.) о необходимости преодоления в советском искусстве космополитизма, явного или «подспудного» преклонения перед образцами массовой «культуры» послевоенного Запада.
А в тех документах не зря отмечалось, что всё это когда-то внедрялось
И
Скажем, в постановлении ЦК (10 февраля 1948 г.) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» было отмечено
Кроме того,
Но такие оценки отвергли в постановлении ЦК 28 мая 1958 года «Об исправлении ошибок в оценке оперы «Великая дружба»:
Что было характерным в период культа личности Сталина».
То есть эта критика распространялась и на упомянутую развернутую характеристику русской музыки, как и на её роль для повышения культурного уровня и укрепления дружбы народов СССР.
И естественно, что, в связи с этой «вышестоящей» оценкой, стали активно выискиваться и удаляться из театральных репертуаров и литературных журналов произведения 30-х — первой половины 50-х годов, что называется, с
Это был пусть неофициальный, но чётко рекомендованный «сверху» курс в сфере культуры.
«Не равный Ленину»
Впрочем, в театральной среде начала 60-х ходили упорные слухи о некой директиве минкультуры СССР (1961 г.) о нецелесообразности демонстрации в театральных постановках И.В. Сталина,
Но также и атрибутики царской России, равно как и
и,
С этими предписаниями вполне перекликается также справка КГБ в отдел культуры ЦК партии 15 июля 1960 года, посвященная настроениям советской интеллигенции.
Здесь отмечена
проявляющийся
«в оценке линии партии, проводимой в области литературы и искусства».
В то же время отмечается
В частности, говорится о том, что
Хотя последних наблюдается уже меньшинство».
Как отмечает историк и филолог Полина Резванцева (г. Санкт-Петербург), по Хрущеву, история, литература и другие виды искусства должны были отражать роль Ленина, «десталинизировать» произведения и постановки по российской и советской исторической тематике.
Директивы
Но решения по преодолению «культа личности», как справедливо отмечает историк, привели
Тем временем под флагом борьбы со сталинским «культом» фактически ставилась задача пересмотра прежних личностных (в отношении Сталина) и в целом идеологических акцентов в сфере культуры.
Заглянем в докладную записку Отдела культуры ЦК КПСС в Президиум ЦК КПСС «О некоторых вопросах развития современной советской литературы» от 27 июля 1956 года:
Многие честные литераторы, которые на своем примере чувствовали сковывающее влияние культа личности, высказывали горячее одобрение доклада Н.С.Хрущева и постановления ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».
Видя в этих документах выражение ленинского духа партийного руководства».
Хрущёв разбирался в кукурузе и в культуре
Сам Хрущёв, разумеется, тоже прозрачно намекал на актуальность произведений, в коих будут пересмотрены прежние идеологические установки. Скажем, в выступлении Хрущева на торжественном собрании в честь 10-летия победы над фашизмом (1955 г.) не было даже намёка на известный тост Сталина в честь русского народа 24 июня 1945 года. Хотя до XX съезда КПСС было ещё больше восьми месяцев.
Но более предметно выступил тогдашний глава партии на III съезде советских писателей (май 1959 г.):
«Если враг не сдаётся, его уничтожают».
Это глубоко правильно. Но теперь эта борьба осталась позади.
Носители антипартийных взглядов потерпели полный идейный разгром, и теперь идёт, если можно так выразиться, процесс зарубцевания ран».
По факту, «рубцевание ран» означало удаление из всех сфер искусства того, что в них поощрялось и пропагандировалось в последнее сталинское десятилетие: величие и историческая роль России, исключительная роль русской нации в формировании российского, советского государства и дружбы народов СССР.
Также примечательно, в этой связи, письмо аспирантки филологического факультета МГУ Г.М. Щегольковой Хрущёву в мае 1962 г.:
Но к чему Вы призываете художников?
– «Ищите новое, но только так, чтобы всем нравилось».
Атмосфера, создающаяся сейчас в культуре, есть атмосфера администрирования, необоснованных обвинений, шельмования, искажения недавнего прошлого, демагогии и декламации самых высоких слов.
Страшно тяжело осознавать всё это».
Не «Русский лес» и не «Русское поле»
Однако столь комплексная кампания стартовала задолго до XX съезда.
Так, ещё в конце августа 1954 года в ЦК партии «организовали» письмо от профессоров-лесоводов П. Васильева, В. Тимофеева, члена-корреспондента АН СССР Н. Баранского и академика-аграрника В. Сухачева с предложением… убедить выдающегося писателя и историка Леонида Леонова… переделать его роман «Русский лес», опубликованный еще при жизни Сталина в 1953 году и получивший Сталинскую премию.
Прежде всего, изъять из этого романа якобы
Дескать, автор
А началась эта обструкция с «Резолюции конференции работников и студентов Ленинградской лесотехнической академии имени Кирова» от 23 марта 1954 года:
В романе нет не только производственников в лесу, нет и коллектива, нет партии.
...Конференция высказывается за решительное исправление романа в части литературных приемов, тематики, языка и стиля.
Без такой переработки роман не должен переиздаваться».
Напомним, что именно в тот период правительство предписало массовую вырубку лесов не только в обширных целинных регионах страны для большей площади их распашки. Но и в
(совместное постановление ЦК КПСС и союзного Совмина 7 февраля 1955 г. «Об увеличении ведения лесного хозяйства СССР»). Очевидно, что леоновский «Русский лес» не вписывался в эту кампанию.
Правда, ЦК партии первой половины 50-х ещё не был целиком «прохрущевским». Но Л. Леонова всё же вынудили доредактировать тот роман – с включением в него темы растущих нужд советской экономики в древесине. За что в 1957 года отблагодарили, присудив автору за «Русский лес» Ленинскую премию.
Но уже в 1959 году роман всё равно раскритиковали (в журнале «Знамя», М., 1959, № 2) за
И вскоре прекратили ставить эту пьесу в театрах. Но не только.
Сообразно с вышеупомянутыми постулатами и рекомендациями, со второй половины 50-х – середины 60-х из репертуара театров удалялось множество советских произведений 40-х – первой половины 50-х, пропагандирующих ещё и единство славянских народов или «чрезмерно» упоминающих Православие. Или даже вскользь припоминающих Сталина…
Кстати, тогда же – со второй половины 50-х – Хрущев и иже с ним инициировали общесоюзную кампанию и против религии, но прежде всего – против Православия. Сам Никита Сергеевич пообещал в 1961-м
Что тоже отражало русофобский характер искоренения
Огласите весь список
А в результате...
Вот лишь неполный перечень удаленных из репертуаров (из-за упомянутых идеологических установок) произведений:
Мариан Коваль – оратории «Народная священная война», «Валерий Чкалов» (1941–1942), оперы «Емельян Пугачёв» (1942), «Севастопольцы» (1946);
Лев Степанов – оперы «Пограничники» (1939), «Гвардейцы» (1947), «Иван Болотников» (1950), «Во имя жизни» (1952), балет «Родной берег» (1941);
Борис Лавренёв – пьесы-спектакли «Песнь о черноморцах» (1943), «За тех, кто в море!» (1945), «Голос Америки» (1949), «Лермонтов» (1953);
Павел Маляревский – пьесы-спектакли «Сильнее смерти» (1946), «Канун грозы» (1950);
Константин Симонов – пьеса-спектакль «Русские люди» (1943);
Борис Горбатов – пьеса-спектакль «Непокорённые» (1944);
Юрий Шапорин – симфония-кантата «На Поле Куликовом» (1939).
В том же реестре оказалась и пьеса Л.Леонова «Нашествие» 1942 года.
Вместо P. S.
Отец автора этих строк, пианист А.А. Чичкин, в конце 40-х – середине 50-х годов директор студии звукозаписи Московской консерватории, участвовал в подготовке клавиров (переложениях для фортепиано) некоторых из упомянутых произведений Асафьева и Коваля. Но в 1958 году эту работу прекратили по устной директиве «сверху».
Что ж, с тех пор все вышеупомянутые произведения и поныне не ставятся в театрах – теперь уже в РФ и почти во всех других странах экс-СССР.
Кроме Белоруссии, где эти произведения периодически включаются в театральные репертуары...
Информация