Баллада о «винчестере»: на мировой войне и на охоте…

121

Автор с винтовкой М1895. Особенно приятно писать о том, за что тебе довелось подержаться своими руками. (Фото из коллекции автора)

«Вечернюю! Вечернюю! Вечернюю!
Италия! Германия! Австрия!»
И на площадь, мрачно очерченную чернью,
багровой крови пролилась струя!
Морду в кровь разбила кофейня,
зверьим криком багрима:
«Отравим кровью игры Рейна!
Громами ядер на мрамор Рима!»
С неба, изодранного о штыков жала,
слезы звезд просеивались, как мука в сите,
и подошвами сжатая жалость визжала:
«Ах, пустите, пустите, пустите!»
(Война объявлена. 20 июля 1914 г. Владимир Маяковский)

Оружие и фирмы. А было так, что Джон Мозес Браунинг, продолжая работать на фирму «Винчестер», получил задание создать винтовку под мощный винтовочный патрон. Причём в отличие от предыдущей модели М1894, новая винтовка с самого начала создавалась под более мощные патроны – как охотничьего, так и армейского образца, чтобы, с одной стороны, обеспечить охотников оружием для охоты на самую крупную дичь, а с другой стороны – удовлетворить и запросы военных. Поэтому новая винтовка имела разные модификации под патроны самых разных калибров: 6-мм U.S.N., .30 Army, .30-03, .30-06, .303 British, .35 Winchester, .38-72 Winchester, .40-72 Winchester и .405 Winchester. Была выпущена и винтовка под русский винтовочный 7,62×54 мм R, попавшая в итоге на вооружение российской императорской армии.

Баллада о «винчестере»: на мировой войне и на охоте…
Удивительная штука судьба! Всё моё детство прошло с винчестером М1895, а теперь я опять держу его в руках, хотя не охотничье гладкоствольное ружьё, а армейскую винтовку, но, в принципе, это не столь уж и важно. Мой дед учил меня из него стрелять, и зимой мы из него палили по воронам, дразнившим нашего дворового пса. Вместе снаряжали к нему медные гильзы и рубили картечь из свинцового прутка… А это фото сделано в 1965 году после просмотра кинофильма «Сыновья Большой Медведицы» в совершенно «диких горах» неподалёку от Пензы!

Причём именно модель 1895 оказалась и первой винтовкой компании «Винчестер», которая имела коробчатый магазин Ли, расположенный непосредственно под ствольной коробкой. Наконец-то было решено отказаться от трубчатого подствольного магазина, которым оснащались все «винчестеры» с 1866 года. Такой магазин позволял совершенно безопасно использовать в новой винтовке патроны центрального воспламенения, снаряжённые бездымным порохом и с остроконечными пулями (которые в трубчатом магазине применять было рискованно из-за опасности накалывания капсюлей пулями следующих друг за другом патронами). Кстати, именно поэтому «винчестеры» так долго разрабатывались как раз под патроны с кольцевым воспламенением. Даже перейдя на патроны «центрального боя», компания «Винчестер» продолжала использовать в них тупоголовые пули, поскольку они ни при каких обстоятельствах не могли наколоть капсюль, расположенный в центре донышка гильзы.



Новая модель стала самой мощной винтовкой разработки фирмы «Винчестер», к тому же использующей мощные патроны, начинённые бездымным порохом. Однако стоит заметить, что ничего особо оригинального в её конструкции нет, поскольку в М1895 были сохранены все основные конструкторские решения, использованные Браунингом в винтовках предыдущих поколений. М1895 также оказалась и последней винтовкой с механизмом перезаряжания с помощью рычага, который был разработан Дж. М. Браунингом. Больше он такие винтовки не делал.


Патент на винтовку 1890 г.

Кстати, интересно проследить за «полётом конструкторской мысли» её создателя, потому как работать над винтовкой со срединным магазином конструктор начал ещё в 1890 году! Вместе со своим братом он запатентовал оригинальную винтовку с рычажным управлением затвором и срединным магазином с… вертикальным расположением в нём патронов! Что и говорить: идея была очень оригинальной. Патроны в количестве пяти штук вставлялись в магазин сверху при открытом затворе и располагались пулями вниз, отжимая при этом пластину подавателя. Когда рычаг возвращался на место, затвор заталкивал верхний патрон в патронник. Однако такой магазин был недостаточно укрыт от загрязнения (нужно было открывать и закрывать специальную дверцу, крепившуюся на ложе!), сложен, и, видимо, поэтому под него даже не стали делать пробный образец винтовки.


Внешний вид винтовки 1892 года из патента США


Устройство механизма винтовки 1892 года и обоймы к ней из патента США

В 1892 году был получен новый «братский» патент на винтовку уже с самым настоящим срединным магазином и заряжанием при помощи обоймы. Рычаг сдвигал затвор назад, а подаватель поднимал патроны на линию досылания. Интересно, что пружина курка на этой винтовке была… витая и находилась в прикладе. А боёк в затворе… просто свободно «болтался» туда-сюда. Тут он, видимо, сообразил, что затвор, который «прячется» в шейку приклада при перезяряжании, не очень хорошая идея, так что и эта винтовка свет не увидела.


Патроны с обоймой в магазине винтовки 1892 года из патента США


Действие затвора винтовки 1892 из патента США

Тут он придумал конструкцию модели 1886 года – с горизонтальным движением затвора и запиранием при помощи вертикального клина, так же управляемого рычагом. Запирание оказалось очень прочным. Оставалось лишь соединить этот клиновой затвор с вертикальным магазином, что и было сделано на модели 1895 года!


Схема устройства клинового запирания на винтовке М1886


Схема устройства ствольной коробки «винчестера» М1895

Начиная примерно с 5000-го экземпляра винтовки, первоначально гладкая поверхность ствольной коробки получила уступ. Это несколько понизило её общий вес, но толщина стенок увеличилась на 1,59 мм. Последние экземпляры М1895, имевшие гладкую ствольную коробку, были выпущены под №№ между 5000 и 6000. Естественно, что все образцы М1895 с такой ствольной коробкой являются довольно редкими и потому особенно в цене среди коллекционеров.


Схема устройства М1895 из патента США. Затвор закрыт


Схема устройства М1895 из патента США. Затвор открыт

В годы Первой мировой войны нехватка винтовок в российской императорской армии заставила царское правительство обратиться в США. И компания «Винчестер» согласилась изготавливать винтовки М1895 по российскому заказу и под отечественный патрон 7,62×54 мм R. В период с 1915 по 1917 год было выпущено около 300 тыс. винтовок М1895, что составило около 70 % всех произведённых в США винтовок этой модели.


Ствольная коробка М1895 с седельным кольцом (патроны .30-40 Krag). (Фото Alain Daubresse)


Карабин М1895 с седельным кольцом (патроны .30-40 Krag). (Фото Alain Daubresse)

Притом «российские» винтовки кое в чём отличались от американских. Прежде всего, из-за рантового патрона пришлось несколько изменить форму магазина. Затем на ствольную коробку понадобилось прикрепить специальные направляющие, необходимые для того, чтобы вставлять в них стандартные обоймы винтовки Мосина обр. 1891. Отличием стала также большая их длина. Так как винтовки, сделанные для России, были с удлинённым стволом с креплением для кинжального штыка. Соответственно, и цевьё тоже стало длиннее.


Винтовка с обоймой и штыком. (Фото из коллекции автора)


Прицельная планка «русского винчестера», как и у винтовки М1891, была проградуирована одинаковым образом, то есть в шагах, причём 1000 шагов равнялись 710 метрам

Первую партию винтовок американцы поставили позже обговорённого срока, поскольку модификацию M1895 под стандарт российской армии оказалось сделать сложнее, чем это ожидалось (причём особенные трудности почему-то вызвала «конструкция» направляющих для обоймы).


Винтовка «русского образца» в «полный рост». Винтовки вообще трудно фотографировать. Они длинные, но узкие! (Фото из коллекции автора)

В книге «Американские ружейные заказы для союзников», где имеется очень хорошая глава как раз про эту винтовку, приводится удивительный факт, что фирме «Винчестер» чтобы разработать эти направляющие потребовалось целых шесть месяцев!


Вот эта книга!

Однако фирма «Винчестер» также обвиняла и российских военных инспекторов, поскольку те отказывались, например, принимать винтовки, проверенные на стрельбу патронами, произведёнными в России, а не в США. Браковали винтовки со сколами древесины на прикладе (хотя уж этот-то дефект в условиях острого дефицита оружия вполне можно было бы считать несущественным), указывая на невысокое качество древесины ложи и приклада. Американцы считали, что это глупые придирки. И потом все винтовки, которые русские инспектора забраковали, продали у себя в стране частным лицам. Отмечается, что рекламаций на качество «железа» не поступало.


Гильза на подавателе. (Фото из коллекции автора)


Гильза в патроннике. (Фото из коллекции автора)

Доставленные в Россию, винтовки М1895 поступили на вооружение частей императорской армии в Финляндии и Прибалтике (при этом наибольшее их количество попало к латышским стрелкам). После гражданской войны сохранившиеся винтовки были переданы на склады, откуда девять тысяч М1895 Советский Союз продал затем испанским республиканцам в 1936 г.


Вот эта винтовка «раскрывалась» при перезаряжании. (Фото из коллекции автора)


Маркировка. (Фото из коллекции автора)

Что до армии США, то на её вооружении состояло всего лишь около 10 тыс. М1895 под патроны калибра .30/40 Krag во время Испано-Американской войны, причём война эта закончилась быстрее, чем первая партия винтовок поступила в войска. Тогда их вернули и 100 штук передали для испытаний 33-му Добровольческому Пехотному полку. По результатам было выяснено, что патрон .30/40 Krag очень хорош для армии. Оставалось 9900 винтовок, которые продали частной фирме, а та перепродала их в 1906 году на Кубу. Но часть этой партии каким-то образом затем попала в Мексику, где среди повстанцев Панчо Вильи они пользовались большой популярностью.


Штык. (Фото из коллекции автора)


Рукоятка штыка. (Фото из коллекции автора)


Штык на стволе винтовки. Вроде бы крепление под стволом удобнее бокового. Но при боковом штык лучше входит между рёбрами! (Фото из коллекции автора)

В 1896 году фирма «Винчестер» представила М1895 на конкурс, выявляющий лучший образец винтовки для вооружения Национальной гвардии. Но смогла попасть лишь на второе место, уступив первенство винтовке «Саваж» М1895 (Сэвидж). Тогда компания «Винчестер» настояла на пересмотре результатов и заявила о фальсификации результатов конкурса и подтасовке данных. Как результат всех этих подковёрных игр, винтовка «саваж» так в гвардию и не попала, как, впрочем, не попала и винтовка М1895.


«Саваж» М99. Она стала отличным охотничьим оружием, причём совершенно уникальной конструкции, в которой сочетался рычаг-скобы и… магазин роторного типа. (Фото Alain Daubresse)


А вот так он выглядел, когда перезаряжался! (Фото Alain Daubresse)

Охотничьи модификации М1895 обычно связывают с именем такого президента США, как Теодор Рузвельт, который это оружие просто обожал. У него были две винтовки М1895 (под патроны .405 Winchester), когда он в 1909 году отправился на сафари в Африку. Своему сыну Кермиту он тоже купил две такие винтовки: одну .405 Winchester, а другую – под «винтовочный» патрон .30-03 Springfield. Причём Рузвельту M1895 так понравилась, что в своей книге про африканскую охоту он назвал её «талисманом от львов». Впрочем, техасские рейнджеры тоже одобряли эту винтовку, считая её и мощной, и удобной. И это неудивительно. Винтовки с затвором, управляемым скобой-рычагом, как раз удобны для всадников, но неудобны для пехотинцев, которым приходится стрелять из неё в положении лёжа.


Реклама охотничьих «винчестеров»

В 1985 году фирма Browning Arms Company решила выпустить М1895 в штучном варианте под патрон .30-06 Springfield, а фирма «Винчестер», соответственно, подготовила её юбилейную серию в 2001 году, которую посвятила 100-летней годовщине президентства Теодора Рузвельта. Винтовки были сделаны под патроны следующих калибров: .405 Winchester, .30-06 Springfield и .30-40 Krag. Ещё две партии винтовок были изготовлены в 2009 году в память о знаменитом африканском сафари Рузвельта, состоявшимся в 1909 года. Причём забавно, что, хотя на всех этих винтовках стоят клейма «Браунинг» и «Винчестер», на самом деле их производителем являлась японская фирма Miroku Corp.


Держать в руках М1895 удобно. Удобно целиться. Удобно стрелять. Перезаряжать неудобно совершенно! (Фото из коллекции автора)

Продолжение следует…
121 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    9 марта 2021 18:06
    Красава! Дождался!!!
    Сердечное спасибо за статью и фотографии+++++++++
    с уважением, Влад!
    1. +14
      9 марта 2021 18:16
      Присоединяюсь к Коте! Статья как всегда огонь! hi кстати Олеговича первый раз вижу на фото) успехов автору)))
    2. +12
      9 марта 2021 18:16
      Перезаряжать может, и неудобно, но читается хорошо!
      Спасибо, Вячеслав Олегович!
      1. +9
        9 марта 2021 19:49
        Цитата: Вождь краснокожих
        Перезаряжать может, и неудобно

        Я в детстве думал, что все ружья такие. Потом стал учить английский, прочитал, что это винчестер. Очень удивлялся. Потом увидел курковое охотничье ружье... Так было непривычно...
        1. +7
          9 марта 2021 21:28
          Потом стал учить английский, прочитал, что это винчестер. Очень удивлялся. Потом увидел курковое охотничье ружье... Так было непривычно...

          То есть, я еще раз повторю, у кое-кого есть машина времени... wink
          Первый раз кое-кто засветился на гобелене из Байё. Евстахий Усатый...

          Кто писал про гобелен? Да он и писал! request
          Потом он засветился, как капитан Аллатристе. Кстати, выжил при Рокруа! yes Он же потом нашел в музее тайную полость у фитильной аркебузы? Нашел. То есть, ранний огнестрел знает досконально... what Совпадение? Не думаю! stop
          Обратите внимание, одни и те же усы!


          В 60-х годах 19-го века персонаж внезапно всплывает в САСШ. Это полковник Кастер. А теперь вспоминаем, кто писал про револьверы и винчестеры? Тот, кто подробно держал их в руках!

          Это тоже - ОН.
          В общем, у кое-кого есть машина времени... И за мной придут киллеры, ибо я раскрыл тайну... laughing
          Вячеслав Олегович - не обижайтесь за юмор! drinks Кланяюсь за статью! good
      2. +2
        10 марта 2021 12:12
        современные реконструкторы в форме Русской императорской армии с Winchester M1895


        1. +1
          10 марта 2021 22:09
          современные реконструкторы в форме Русской императорской армии с Winchester M1895

          Этот колоритный дядька делал ролики для Скоморохова, ЕМНИП. Пару лет назад.
    3. +14
      9 марта 2021 19:02
      Была выпущена и винтовка под русский винтовочный 7,62×54 мм R
      Автор: Вячеслав Шпаковский

      hi


      Винтовка Winchester Model 1895 "русского образца"



      Солдаты Русской императорской армии с Winchester M1895


      Судя по всему после революции

      1. +7
        9 марта 2021 19:37
        Спасибо за иллюстрации к статье!
        1. +5
          9 марта 2021 20:33
          Цитата: Коте пане Коханка
          Спасибо за иллюстрации к статье!

          Пожалуйста!
          1. +5
            9 марта 2021 21:32
            Пожалуйста!

            Шикарные комментарии! Поддержу Влада-Кота! Кланяюсь Вам, спасибо! drinks
            1. +2
              10 марта 2021 11:57
              Винчестеры М1895 в основном поступали на вооружение частей Русской армии, расположенных в Финляндии и Прибалтике. Большое количество винтовок попало латышским стрелкам.

              Первоначально винтовки очень нравились солдатам, даже несмотря на то, что из-за скобы Генри их неудобно было перезаряжать при упоре в землю, например, лёжа или в окопе,и то что они были более чувствительны к загрязнению Главный же их недостаток "всплыл" с наступлением холодов, Выяснилось, что на морозе M1895 перестаёт нормально работать — замерзает механизм. Поэтому в 1916 году их стали снимать с вооружения и заменять на Арисаки.
              1. +3
                10 марта 2021 12:00
                Очень сложная для "окопных условий" система.

                Для сравнения винтовка Мосина обр.1891 г.
        2. +6
          9 марта 2021 22:05
          Цитата: Коте пане Коханка
          Спасибо за иллюстрации к статье!

          Разбирать Винчестер намного сложней, чем Мосинку.
          Без инструментов не обойтись.
          Много мелких деталей.
  2. +7
    9 марта 2021 18:52
    Как всегда, очень познавательно и интересно, спасибо!
  3. +15
    9 марта 2021 19:13
    Народ дождался! smile
    Спасибо, Вячеслав, очень хорошая статья и фотографии на уровне, интересно было читать, а чертежи из патентов я вижу впервые.
    Винтовка и в самом деле хороша, и мне не показалась неудобной её перезарядка, хотя, одно дело перезарядить пять раз подряд, и совсем другое вести из неё беглый огонь какое-то продолжительное время.
    Я как-то нашел в запаснике, среди разных моделей Винчестера, один не просверленный карабин. В общем, изначально он не был карабином. а был полноценной винтовкой М1895, но, как выяснилось, после окончания Гражданской войны у какого-то количества винтовок со складов были обрезаны стволы и они были проданы охотникам-промысловикам в качестве охотничьих карабинов.
    Сразу позвонил ребятам во ВНИИ Судебной экспертизы и порадовал их, не все пробовали именно эту винтовку под наш патрон.
    Пока они там писали запрос и ставили печати, взял музейную пачку патронов от трехлинейки (ещё царского выпуска) и пошел в мастерскую проверить работу механизмов -- перезаряжания и спускового.
    Проверил. Сработал четвёртый УЧЕБНЫЙ патрон дореволюционного времени. Ствол, естественно, был направлен в дверной косяк и вниз. Пуля вошла в дубовый косяк сантиметров на пять. Форточка была открыта и вся толпа из очереди в Мавзолей уставилась в мою сторону. Поджег в раковине газетку, из ящика достал родную пулю, впихнул её в гильзу, запихал все патроны в обойму, прицепил инвентарный номер, запер дверь и вышел на улицу. Там как раз был наш милицейский пост, покурил с ребятами и понял, что никто ничего не понял, а выстрел был всё же за запертыми дверями, махнул рукой и пошел чистить винтовку.
    Потом приехали мужики из НИИ, я им рассказ про эту хохму, каждый счёл своим долгом засунуть отвёртку в дуру от пули. Потом забрали Винчестер и поехали к ним. Настрелялись до полного опупения, правда ствол у него уже был капитально расстрелян, видно что в своё время попользовались им от души.
    Вот такая была история.
    1. +10
      9 марта 2021 19:36
      из статьи Вячеслава Олеговича
      Держать в руках М1895 удобно. Удобно целиться. Удобно стрелять. Перезаряжать неудобно совершенно!

      Цитата: Морской Кот

      Винтовка и в самом деле хороша, и мне не показалась неудобной её перезарядка, хотя, одно дело перезарядить пять раз подряд, и совсем другое вести из неё беглый огонь какое-то продолжительное время.

      Полностью поддерживаю слова Автора и Константина. В свое время купился на эксклюзив данной винтовки и «наигрался» с ней от души, благо была такая возможность. При перезарядке выносишь кисть руки на 90 градусов, потом обратно. В сравнении с Маузером быстрее не намного. Хотя Мосинка в этом проигрывает им обоим.
      В окопе пришлось подкапывать приямник в бруствере. Лёжа ворочаешь ее в право и теряешь линию прицеливания.
      При спешке, часто не дотягиваешь рычаг, что с бортовкой в принципе не возможно.
      Ну и к слову амплитуда хода скобы куда больше чем на Марлине и охотничек Винчестере старых моделей.
      Ну где-то так! Эх вот бы Савадж - поюзать!!! crying
      1. +5
        9 марта 2021 20:11
        Или хоть почитать о нем
        1. +7
          9 марта 2021 20:15
          Была статья о нем, была. И есть в начале этой статьи действующая ссылка.
        2. +1
          10 марта 2021 04:38
          Цитата: Astra wild2
          Или хоть почитать о нем

          Вячеслав о винтовке и револьвере писал! Если я не ошибаюсь в конце прошлого года!
    2. +2
      9 марта 2021 21:33
      Вот такая была история.

      Чуть повыше я развил настоящую историю... wink Глянь, дядя Костя! laughing
      1. +2
        10 марта 2021 11:54
        Мне бы сравнение с Кастером не польстило. Тупо погубил своих людей, да и сам бесславно откинулся.
        1. +1
          10 марта 2021 12:09
          Тупо погубил своих людей, да и сам бесславно откинулся.

          Я не с этой точки зрения сравнивал. wink
          1. +1
            10 марта 2021 12:11
            Так это первое, что приходит в голову при упоминании его фамилии. request
            1. 0
              10 марта 2021 12:18
              Так это первое, что приходит в голову при упоминании его фамилии.

              Ну, не знаю даже... Мюрат тоже плохо кончил, но кавалеристом он был лихим, а личностью - вычурной!
  4. +9
    9 марта 2021 19:14
    Вот такие статьи и красят ВО. Спасибо Вячеслав Олегович. Очень интересно.
  5. +12
    9 марта 2021 19:25
    Начиная примерно с 5000-го экземпляра винтовки, первоначально гладкая поверхность ствольной коробки получила уступ. Это несколько понизило её общий вес, но толщина стенок увеличилась на 1,59 мм. Последние экземпляры М1895, имевшие гладкую ствольную коробку, были выпущены под №№ между 5000 и 6000. Естественно, что все образцы М1895 с такой ствольной коробкой являются довольно редкими и потому особенно в цене среди коллекционеров.

    Внизу "гладкая ствольная коробка, вверху - с уступом". Изменилась и конструкция скобы.
    Что касается толщины стенок, она не увеличилась. Увеличился габаритный размер - ширина (width).
  6. +8
    9 марта 2021 19:25
    Не могу найти, читал раздраженный американский комментарий про русского полковника в черкеске, который проверял винчестеры, ударяя из об бетонный пол, с патроном в казеннике.
  7. +1
    9 марта 2021 19:40
    Судя по целику, винтовка явно кривая. Ну если винтовка приведена к нормальному бою. 200-250 метров вполне себе нормальная дальность прицельной стрельбы. Мне кажется я и не особо чего увижу на такой дальности.
  8. +6
    9 марта 2021 19:42
    Вообще-то патроны:-6,5, 30,03 или 30,06 близкие патроны. Разница в навеске пороха
  9. +7
    9 марта 2021 19:45
    Жду продолжение.
    Камрады, я сам с собой заключил пари,что будет в следующий?
    1. +8
      9 марта 2021 19:53
      Вот будет интересно, если угадаете?! Сейчас статья-продолжение уже на модерации, что администрация может подтвердить. Так что обман с моей стороны исключается. Ну, называйте что будет?
      1. +7
        9 марта 2021 19:59
        Чисто по еврейски делаю,чтоб не проиграть. Сам себе шалабанов бить не буду
        1. +6
          9 марта 2021 20:03
          Ну вот, а я думал Вы назовете. Мне самому интересно!
      2. +4
        9 марта 2021 20:52
        Хорошие иллюстрации, дополнение про"русский винчестер" и ещё кое-что
        1. +3
          9 марта 2021 21:10
          Моё второе "Я"заранее торжествует.
    2. +5
      9 марта 2021 20:32
      Принимаю пари! Ставлю на "окопную метлу".
      1. +5
        9 марта 2021 20:40
        Цитата: 3x3zsave
        Принимаю пари! Ставлю на "окопную метлу".

        Пари вещь серьезная. Но "окопных метал" было несколько. Вы имеете ввиду винчестер помпу? Не так ли?
        1. +4
          9 марта 2021 20:48
          Верно, М97, "Trench Gun".
          1. +4
            9 марта 2021 20:53
            Ха! Вы не угадали! Статья будет о винтовке "Кольт-Берджесс" - "Кольт-Берджесс" против "Винчестера".
            1. +4
              9 марта 2021 20:57
              Нужно уметь проигрывать! С другой стороны: какой смысл играть, если не ставить на "зиро"?
        2. +3
          9 марта 2021 21:37
          Пари вещь серьезная. Но "окопных метал" было несколько. Вы имеете ввиду винчестер помпу? Не так ли?

          Наверно, Антон имеет в виду какой-то из помповых дробовиков Браунинга. Русский офицер (статья о нем есть в википедии), будучи наблюдателем на Западном фронте ПМВ, написал аналитическую записку об использовании дробовиков в траншейной войне. Его фамилию я забыл, но Вы сможете найти, и продолжить цикл! Это было бы интересно, Вячеслав Олегович! good
  10. +9
    9 марта 2021 19:54
    Да, совсем забыл.В. О.спасибо за эпиграф:малознакомый Маяковский. В основном мы его знаем по стихам типа:"Левый марш","Паспорт" или:"Разговор с солнцем",а он писал и патриотические и лирические стихи
    1. +8
      9 марта 2021 19:57
      Цитата: vladcub
      патриотические и лирические стихи

      И весьма похабные...
      1. +7
        9 марта 2021 20:19
        Мне всегда нравился ранний Маяковский: нет футуризма.
        Кстати,когда-то слышала,что Алексей Толстой,когда описывал поэта Бессонова,,имел в виду Маяковского
        1. +4
          9 марта 2021 21:08
          Есть такая версия,что Алексей Толстой в юности был знаком каким-то кружком футуристов изобразил их в"Телегинском"кружке.
          ПС.
          Где-то, ещё до армии, где-то слышал,что : Даша Булавина, Рощин и Телегин имели реальных прототипов, но больше ничего не помню
  11. +13
    9 марта 2021 19:56
    Штык
    Штыков было два варианта, длинный - 520 мм и более редкий короткий - 325 мм.
    1. +6
      9 марта 2021 20:01
      Я ждал, когда Виктор Николаевич ,что -нибудь добават
      1. +8
        9 марта 2021 20:29
        Цитата: vladcub
        Я ждал, когда Виктор Николаевич ,что -нибудь добават

        Ну и я добавлю. Посредником в покупке Винчестеров выступали англичане, конкретно - торговый дом Моргана. На винтовках имелось клеймо ХиЗ, приемки, принимал полковник Хатауциев,
        Цитата: mr.ZinGer
        про русского полковника в черкеске, который проверял винчестеры, ударяя из об бетонный пол, с патроном в казеннике.
        этот, наверно, и капитан Зааде. Штык нож Ремингтон, тоже несколько переделали под английско-русский заказ, патент:
        У штыков клеймо английской приемки.
        1. +5
          9 марта 2021 20:38
          Спасибо! Интересно...Не знал.
        2. +5
          9 марта 2021 21:38
          Штык нож Ремингтон, тоже несколько переделали под английско-русский заказ

          похож на штык для "арисака". Японцы такие затейники - любовь к холодному оружию из них не выбить. drinks
          1. +5
            9 марта 2021 21:48
            Цитата: Пане Коханку
            похож на штык для "арисака". Японцы такие затейники - любовь к холодному оружию из них не выбить.
            На СВТ тоже.
            Я не понял, зачем американцы эту вешалку на него прилепили. Котелок что ли с костра снимать? В принципе удобно, но нашим этот крюк наверно не понравился.
            1. +6
              9 марта 2021 21:57
              На СВТ тоже.

              Наш был меньше, и без вычурной гарды. Хотя я Вам говорить не буду, все же, знаток "финок" - это Вы! good drinks
              Я не понял, зачем американцы эту вешалку на него прилепили.

              Вроде, французы тоже что-то такое лепили на штыках времен ПМВ? Вот где - не помню...
              1. +5
                9 марта 2021 22:12
                Цитата: Пане Коханку
                Вроде, французы тоже что-то такое лепили на штуках времен ПМВ? Вот где - не помню...
                Так винтовка Ремингтона много у кого на вооружении была, это к ней родной штык. И у французов тоже, по-моему состояла.
                А все таки эта приспособа довольно полезная, для походных условий. Тот же котелок снять бывает очень неудобно. Да можно и в землю загнать до самого крюка, а к нему лошадь привязать. laughing Чтоб не убежала, скотина колченогая.
    2. +7
      9 марта 2021 20:16
      С длинным она страшнее!
      1. +6
        9 марта 2021 20:21
        Смотря с чем... laughing
        1. +6
          9 марта 2021 20:47
          Цитата: Морской Кот
          Смотря с чем...

          521 миллиметр длины, это многовато для того, о чем Вы, дядя Костя, подумали... laughing
          1. +7
            9 марта 2021 21:08
            Я про ствол, а ты что подумал? request
            1. +5
              9 марта 2021 21:10
              Цитата: Морской Кот
              Я про ствол, а ты что подумал?

              А я про штык. recourse
              1. +6
                9 марта 2021 21:10
                Стал быть в комплекте. laughing
        2. +7
          9 марта 2021 21:40
          Смотря с чем...

          С тем самым, скабрезник! drinks Но ты помнишь про саперный штык к "маузеру"? Если кого-то из немцев с ним ловили - ему было несдобровать! request потрошили этим же штыком, как в Среджневековье - обладателя фламберга! belay
          1. +1
            10 марта 2021 11:41
            Помню, конечно, мы уже по этому поводу вспоминали Ремарка и фильм по его книге.
            С тем самым, скабрезник!

            Каждый видит то, что хочет увидеть. laughing
            1. +1
              10 марта 2021 11:49
              Каждый видит то, что хочет увидеть.

              Действительно. laughing Как в том анекдоте:
              - Вы арестованы, вы имеете право хранить молчание. Все, что вы скажете, может быть использовано против вас!
              - Голая женщина...
              - Что??
              - Используйте против меня голую женщину!
    3. +10
      9 марта 2021 21:00
      Кинематика затворного механизма Winchester М 1895
  12. +9
    9 марта 2021 20:18

    А это фото сделано в 1965 году после просмотра кинофильма «Сыновья Большой Медведицы» в совершенно «диких горах» неподалёку от Пензы!
    Теперь мне становится понятен загадочный прищур Клинта Иствуда. Он просто пытается скрыть завистливую слезу! crying laughing
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +6
      9 марта 2021 21:41
      Теперь мне становится понятен загадочный прищур Клинта Иствуда.

      Полковник Кастер.... у кое-кого есть машина времени.... lol
    2. +5
      10 марта 2021 14:05
      А это селфи сделано в 1895 году после удачного нападения на почтовый дилижанс в совершенно «диких горах» неподалёку от Ранчо Пальмито

      Шутка юмора (с)wink drinks Спасибо за статью
      1. +1
        10 марта 2021 22:12
        А это селфи сделано в 1895 году после удачного нападения на почтовый дилижанс в совершенно «диких горах» неподалёку от Ранчо Пальмито

        Он тогда лично спилил все кактусы, и перегнал их в пензенский самогон - чернозем-текилу. wink Зуб даю! (из уже вырванных). feel Рецепт ему Undecim дал! drinks
  13. +7
    9 марта 2021 20:30
    (Фото из коллекции автора)
    Это ж сколько мытарств по чужим ресурсам нужно пройти, чтоб до человека дошло, что визуальная информация тоже ценна! А я еще два года назад говорил: Вячеслав Олегович, подписывайте фотографии из личного архива!
    1. +7
      9 марта 2021 20:42
      Цитата: 3x3zsave
      подписывайте фотографии из личного архива!

      Так у меня совсем мало фотографий...
      1. +5
        9 марта 2021 20:54
        Ой, не прибедняйтесь! Если я сейчас начну перечислять статьи, в которых Вами были использованы Ваши личные фотографии, боюсь, что значительно превышу "барьер" в 8000 печатных знаков.
        1. +7
          9 марта 2021 20:55
          Цитата: 3x3zsave
          Если я сейчас начну перечислять статьи

          Вообще-то, да. Просто как-то никогда не думал об этом. Кстати, статья о декабристах на модерации...
          1. +5
            9 марта 2021 21:04
            Кстати, статья о декабристах на модерации...
            Отлично! Ох, чувствую, прольется много "крови". И я ее попью!!! am laughing
  14. +6
    9 марта 2021 20:31
    Вячеслав Олегович, коллеги. Добрый вечер,я сейчас смотрела:"винчестер 73" и у меня сразу несколько вопросов.
    1)сколько патронов в него вмещалось?
    2) "один из тысячи" - в чем было их отличие от серийных,возможно, в экслизивном исполнении?
    3)сколько ,в среднем,стоили обычные 73-е?
    1. +6
      9 марта 2021 20:36
      12-17, украшались гравировкой, около 24 долларов
      1. +1
        9 марта 2021 21:22
        Что такое:"12-17"?
        1. +4
          9 марта 2021 21:57
          Цитата: Astra wild2
          Что такое:"12-17"?

          Долларов, наверно. Корова в те времена примерно столько же стоила. Или чуть подешевле. Получается цена в одну-две коровы.
        2. +2
          10 марта 2021 06:57
          Я отвечал в порядке поступления вопросов. Ваш 1: сколько патронов в него вмещалось. Иой первый ответ: 12-17 - потому, что разная длины ствола было. Минимума 12, максимум 17.
    2. +5
      9 марта 2021 21:02
      Цитата: Astra wild2
      "винчестер 73" и у меня сразу несколько вопросов.
      1)сколько патронов в него вмещалось?

      В самой распространенной 15 вроде, зависит от длины винтовки, магазин то там под стволом.
      Цитата: Astra wild2
      сколько ,в среднем,стоили обычные 73-е?

      Пару месячных окладов ковбоя во времена ганфайтеров, то есть вторая половина 19 века. yes Трехлинейки, например, нам американцы предлагали сделать по 29,50 долларов. Отказались наши.
  15. +7
    9 марта 2021 20:53
    Русский «винчестер». Винтовки Browning-Winchester M1895/1915
    НИКИТА ОВОДКОВ
    06.04.2020
    Первый контракт, на поставку 100000 шт. винтовок Winchester M1895 под русский патрон был заключён 25 ноября 1914 года. Затем, в 1915 году, русскими специалистами были внесены изменения в конструкцию винтовки. По этому контракту по декабрь 1915 г. включительно в Россию было отправлено 100 000 винтовок.
    Второй контракт от английского банкирского дома «Морган и Ко» был заключён 27 августа 1915 года на поставку 200 000 винтовок. По заказу Моргана на 200 000 винтовок по март 1917 года отправлено 196 570 штук. Таким образом, можно утверждать, что по март 1917 года включительно из США в Российскую империю было отправлено 296 570 шт. винтовок Browning-Winchester M1895/1915.

    Возникает вопрос, а при чём тут английские банкиры?
    Разве российские представители не могли сами заключать контракты в США?
    Одной из причин столь невыгодного сотрудничества через посредников в лице Великобритании можно считать курс валют, так как «…в настоящее время американские деньги нам гораздо дороже английских и, если бы подобный порядок был применён с самого начала, то в Америку не было бы дано, например, заказов на то сукно, которое ныне делается для нас из английской шерсти, везущейся в Америку из Англии».
    ...В первую очередь России требовалось получить санкцию Английского правительства на все помещаемые в Америке заказы. Затем санкция давалась «лишь по рассмотрении всех условий заказа представителям Английского Правительства».

    Нет санкции - нет нужного оружия или материалов!!!
    За окончательную приёмку винтовок Browning-Winchester M1895/1915 отвечала группа старших приёмщиков, состоявшая из двух человек: полковника Сергея Петровича Хатунцева и капитана Артемия Яковлевича Задде. Принимая каждый предмет вооружения, старшие приёмщики ставили на него своё объединённое клеймо «ХиЗ» (Хатунцев и Задде).
    1. +5
      9 марта 2021 21:23
      Как ни обидно, но наша казенная оружейная тройка в виде Тульского, Сестрорецкого, и Ижевского заводов, банально не справлялась, впрочем как и Златоуст.
      1. +1
        13 марта 2021 09:14
        Рынок гражданского оружия в РИ покрывался короткостволами и охотничьими ружьями. На экспорт вооружение не продавалось - только дарили по доброте душевной! Заводы были казённые и не имея крупных заказов сокращали рабочий персонал и станочный парк до минимума. А вот срочно развернуться для увеличения выпуска продукции по мобилизационным планам (не думаю, что такие существовали, но всё может быть) они не могли! Частные производители стрелкового оружия оказались способны производить только черновые заготовки стволов! На большее они оказались не способны!
  16. +7
    9 марта 2021 20:59
    На фото от 1965 года ,автору не хватает только пончо ,чтобы "прокатить" за своего среди мексиканцев Панчо Вильи(шутка) laughing
    1. +9
      9 марта 2021 22:04
      автору не хватает только пончо ,чтобы "прокатить" за своего среди мексиканцев Панчо Вильи(шутка)

      Он клеил его броневик. Но вот фото не выложил. Вообще, надо сказать, В.О. Шпаковский - умеет делать модели.
      А вот Вам от меня - японский "Зеро" с американским "Киттихоуком"! drinks
      1. +12
        9 марта 2021 22:38
        Цитата: Пане Коханку
        А вот Вам от меня - японский "Зеро" с американским "Киттихоуком"!

        Какая красота!!! good drinks
        1. +7
          9 марта 2021 22:54
          Какая красота!!!

          Рад, что понравилось! drinks Двенадцать штук наклеены, лишь четыре покрашены! request Долго не рашался красить - но внял советам дяди Кости (Морского Кота), Сергея-Фила и Сергея Михайлова (Mihaylov). drinks
          В "аэрокобру" надо было кусочек пластилина положить в нос, или жвачку - чтоб не перевешивала на хвост. Но это мне вышеуказанные наши коллеги уже слишком поздно сказали laughing В общем, сделал подставку. Да и краску не ту нанес - надо было "хаки", а я покрасил темно-зеленой... request Вот так получилось:

          А вот Сергей Михайлов (Mihaylov) покрасил ее правильно! Та же модель, только на десять лет старше!

          Эмблемы одинаковы - это знаки Покрышкина. yes В общем, образовываем клуб моделистов-любителей на ВО! good drinks
          1. +5
            10 марта 2021 04:48
            Шикарно Николай!
            1. +6
              10 марта 2021 05:19
              Немного похвастаюсь! Удивительно спаслось с местом и временем.

              Эсмиральда (шхуна)

              Саргес (барк)
              Серия учебные корабли.
              1. +5
                10 марта 2021 07:00
                Надо же... как давно это было.
              2. +3
                10 марта 2021 09:39
                Серия учебные корабли.

                Влад, вот это - просто блеск! good вот как тебе терпения хватает? drinks да и качество - явно получше моего рукозадого. yes
                1. +2
                  10 марта 2021 11:28
                  Цитата: Пане Коханку
                  вот как тебе терпения хватает?

                  Добрый день Николай, для меня корабли - тоже запредельная тема, ни разу не пробовал.
                  качество - явно получше моего рукозадого

                  что вы прямо, нормальное качество, все - норм! hi
                  "Зеро" я кстати тоже делал:

                  Все хочу бомбардировщик Мицубиси собрать, но все никак под бомбардировщики место на найду.
                  А звено это (ТБ-1) столько места займет, что даже страшно представить, думаю 0,5х0.5м примерно, ни в один шкаф не влезет. drinks
                  1. +2
                    10 марта 2021 11:38
                    Добрый день Николай, для меня корабли - тоже запредельная тема, ни разу не пробовал.

                    Сергей, здравствуйте! drinks Я тоже не пробовал корабли. Я, правда, и до танков пока не добрался.
                    "Зеро" я кстати тоже делал:

                    Модель та же самая, производитель - "Моделист". Очень понравилось качество. good Краску Вы нанесли - хаки? Я использовал темно-зеленую для основного цвета, остальное - как у Вас. Собрали Вы качественнее, вроде. Я, правда, еще антенну в коричневый покрасил, но это несущественно.
                    Все хочу бомбардировщик Мицубиси собрать, но все никак под бомбардировщики место на найду.

                    Попозже попробую найти в продаже какой-нибудь японский палубный бомбардировщик. А то у меня "фашисты" закончились - лишь "шторьх" остался. request Нашел тут немецкий штурмовик-биплан Хеншель-123, но он стоит больше тысячи! sad
                    А звено это (ТБ-1) столько места займет, что даже страшно представить, думаю 0,5х0.5м примерно, ни в один шкаф не влезет.

                    Это уж точно! laughing drinks
                    1. +1
                      10 марта 2021 11:44
                      Цитата: Пане Коханку
                      Нашел тут немецкий штурмовик-биплан Хеншель-123, но он стоит больше тысячи!

                      Я все хочу "Раму" (FW-189) собрать, нашел ее на сайте, который Вы присылали: 1300 руб, наверное домучаю Ягдпантеру и займусь "Рамой"
                      А то у меня "фашисты" закончились - лишь "шторьх" остался.

                      Вот еще из "фашистов" - такой колоритный:
                      1. +1
                        10 марта 2021 12:11
                        Вот еще из "фашистов" - такой колоритный:

                        Информационное поле! Только на днях почитывал про это произведение от братьев Хортенов! Шик! good
                        Я все хочу "Раму" (FW-189) собрать, нашел ее на сайте, который Вы присылали: 1300 руб, наверное домучаю Ягдпантеру и займусь "Рамой"

                        "Рама" же тоже большая? А я вот подумываю посмотреть что-то из ICM. Там у них есть модели 30-х годов.
                      2. +1
                        10 марта 2021 12:17
                        Цитата: Пане Коханку
                        произведение от братьев Хортенов!

                        модель Revell
                        "Рама" же тоже большая?

                        Да тоже не маленькая, но если очень хочется - то можно! drinks
                      3. +1
                        10 марта 2021 12:54
                        модель Revell

                        Есть ревелловский "спитфайр" масштаба 1/48, но пока не брался. Вроде, качество очень хорошее. Только что инструкция не на нашенском. smile
                        Да тоже не маленькая, но если очень хочется - то можно!

                        Таки да! drinks
                      4. +2
                        10 марта 2021 14:00
                        Цитата: Пане Коханку
                        Есть ревелловский "спитфайр" масштаба 1/48, но пока не брался. Вроде, качество очень хорошее.

                        Я делал Спитфайр, только 1/72 и причем кажется ревелловский, хотя точно не помню. Фотки правда нет, вечером сделаю. hi
                      5. +1
                        10 марта 2021 15:19
                        Я делал Спитфайр, только 1/72 и причем кажется ревелловский, хотя точно не помню. Фотки правда нет, вечером сделаю.

                        Кстати, смотрю, у "Звезды" есть куча бронетехники в масштабе 1/72. Но вот.. не мелковато ли будет? what Таки фото ждем! yes
                      6. +1
                        10 марта 2021 15:25
                        Цитата: Пане Коханку
                        Кстати, смотрю, у "Звезды" есть куча бронетехники в масштабе 1/72. Но вот.. не мелковато ли будет?

                        Мне кажется мелковато, поэтому я бронетехнику собираю 1/35 - получается мне кажется оптимально и все видно хорошо и не очень крупно, можно в шкаф поставить. hi
                        Таки фото ждем!

                        Вечером сфоткаю Спитфайр, а пока - вот из своих ранних, еще сильно корявых:
                      7. +1
                        10 марта 2021 22:06
                        Вечером сфоткаю Спитфайр, а пока - вот из своих ранних, еще сильно корявых

                        Я бы не сказал за "корявость"... what По-моему, это шикарно склеенная и раскрашенная модель He-111. good Кланяюсь, Сергей! drinks
                      8. +1
                        11 марта 2021 09:53
                        Цитата: Пане Коханку
                        По-моему, это шикарно склеенная и раскрашенная модель He-111

                        В действительности получилось так себе: хотел сделать зимний камуфляж, так как у Звезды - это сталинградский вариант, покрасил белым, получилось исключительно по уродски, нанес зеленые полосы - стало немного лучше. Но потом догадался: взял белую краску, чуть-чуть "подгрязил" ее черной или серой и сильно развел водой - чтобы просвечивала и нанес сверху. Это улучшило ситуацию, хоть как-то стало похоже.
                        Такая же ситуация с FW-190 получилось: покрасил белым - выглядело ужасно, тогда сверху немного загрязнил размывами, получился эффект "грязного снега", стало получше выглядеть:

                        А Спитфайр не так давно делал, там и модель ревелловская хорошего качества. hi
                      9. +1
                        11 марта 2021 11:02
                        Но потом догадался: взял белую краску, чуть-чуть "подгрязил" ее черной или серой и сильно развел водой - чтобы просвечивала и нанес сверху. Это улучшило ситуацию, хоть как-то стало похоже.

                        Я пока краски не смешивал, но огромное спасибо за совет! Буду знать такие вещи! Да - получилось очень хорошо! drinks
                      10. +1
                        10 марта 2021 19:41
                        Цитата: Пане Коханку
                        Таки фото ждем!

                        Как и обещал - Spitfair от Revell:
                      11. +2
                        10 марта 2021 22:07
                        Как и обещал - Spitfair от Revell:

                        Исключительно хорошо покрасили! Блеск! Вот, что значит - "руки набитые". good
                2. +2
                  10 марта 2021 14:59
                  Цитата: Пане Коханку
                  да и качество - явно получше моего рукозадого

                  Ничего подобного, ошибок море. К тому же они не крашенные в отличие от Ваших с Сергеем.
                  1. +2
                    10 марта 2021 15:17
                    Ничего подобного, ошибок море. К тому же они не крашенные в отличие от Ваших с Сергеем.

                    Это меня хором уговорили дядя Костя, Сергей-Фил и Сергей, до этого красить боялся. drinks Ну, и у Вячеслава нашего Олеговича пару раз проконсультировался - грех было не проконсультироваться. В общем, благодарен Вам всем от души! fellow
                    Влад, я думаю, в твоих моделях тоже много тонкой работы - одни паруса и такелаж чего стоят! good drinks
      2. +4
        9 марта 2021 22:42
        Благодарю !А я так и не сподобился, хоть как-то и купил набор Ил-2, если не ошибаюсь.Мои клешни не под мелкую моторику заточены и усидчивости никогда не хватало laughing
        1. +7
          9 марта 2021 22:59
          А я так и не сподобился, хоть как-то и купил набор Ил-2, если не ошибаюсь.

          От "Звезды" и "Моделиста" модели достаточно качественные. drinks Сейчас занялся за сборку Физелер "шторьх". Кстати, недавно нашел, что можно купить ТБ-1 "звено" - с двумя И-5 в придачу. Цена, конечно, кусается... request
          https://i-modelist.ru/goods/model/aviacija/amodel/305/40631.html
          1. +3
            9 марта 2021 23:17
            Всегда любил "сотворить" прикладные вещи,типа кастета из свинца акб,самопала из маслопровода трактора,лука из арматуры "прокатанной" тяжелогруженным ж/д составом и т.д laughing
        2. +6
          10 марта 2021 05:23
          Цитата: Димид
          Благодарю !А я так и не сподобился, хоть как-то и купил набор Ил-2, если не ошибаюсь.Мои клешни не под мелкую моторику заточены и усидчивости никогда не хватало laughing

          Я Амего Виспучи клею уже года два. Да и одна наглая усатая морда помогает. Как в русской сказке, только герой не мышка, а кошка. «Хвостиком вильнула» и опять пришлось клеить! Остались паруса.
          1. 0
            10 марта 2021 15:32
            Завидую" белой завистью" увлечённым людям!
            1. +2
              10 марта 2021 18:57
              Демид не надо завидовать. Это даже на хобби, а релакс - смена вила деятельности для своего удовольствия. Необязательно начинать со сложного, можно с простого, но это будет на уровне коллекционной модели.
              Увы в городе и не могу выложить фотографии своих деревяшек. Конструкторы из дерева - серия Леммо (Киров) серия полуторки или мотоцикл (уран) под которым скрывается знаменитый Ирбитскмй Урал. Минимум клея, два - три часа удовольствия. Потом вечер на раскраску морилкой или краской и коллекционная модель у вас на рабочем столе или дома на полке. Потом обязательно скину по ветке когда буду в доме. Цена вопроса от тысячи до полторы тысячи рублей. Раз в сезон можно себе позволить.
              С уважением, Влад!
              1. +1
                10 марта 2021 19:39
                Уважаемый Влад,к моему хобби , на данный момент ,можно разве что отнести прочтение книг,поболеть на стадионе за любимую команду,да посидеть после игры с камрадами за рюмкой чая( уже лет 35 практически не изменным составом).
                Поэтому и говорю о увлеченных людях.
      3. +2
        10 марта 2021 07:31
        Николай,это сколько нужно терпения?
        1. +2
          10 марта 2021 09:45
          Николай,это сколько нужно терпения?

          Вера, здравствуйте! Терпения? Если не красить, истребитель можно склеить за два вечера. Если красить - уже три-четыре. Нет, легко идет - было бы желание. drinks
          1. +2
            11 марта 2021 12:54
            Для меня это кажется сложно. Лет 10-11 назад, купила мальчика пазлы .И захотела сама попробовать. Они за вечер все сделали,а я целый день мучилась и ..
            1. 0
              11 марта 2021 12:57
              Они за вечер все сделали,а я целый день мучилась и ..

              Последний раз пробовал в глубоком детстве laughing На такое у меня точно не хватит усидчивости!
              1. +1
                11 марта 2021 17:51
                Слава тебе Господи.:я не одна такая
  17. +3
    10 марта 2021 07:14
    Класс good Долго ждал эту статью, Вячеслав Олегович - огромное спасибо!
  18. +1
    10 марта 2021 18:53

    Кстати, до сих пор производят, "упростив" систему перезарядки... Вроде, как работает