Два прототипа легких танков для армии США

46

Первый танк GDLS MPF, апрель 2020 г.

Армия США продолжает работы по проекту перспективного легкого танка Mobile Protected Firepower (MPF). К настоящему времени опытные образцы такой техники переданы на войсковые испытания, в ходе которых их должны будут оценить будущие пользователи. Однако конкурс пока не стал таковым в полной мере. Один из участников еще не предоставил армии требуемые бронемашины.

Опытные затруднения


В декабре 2018 г. Пентагон выдал компаниям-участникам контракты на разработку и строительство техники для последующих испытаний. В соответствии с этими документами, компания General Dynamics Land Systems (GDLS) получила финансирование в объеме 335 млн долл., а BAE Systems предоставят 376 млн долл.



По условиям контрактов, две фирмы должны построить и передать армии по 12 легких танков своей разработки, а также пустые бронекорпуса и башни для дополнительных испытаний. На выполнение заказа давалось 18 месяцев – до конца лета 2020 г. с началом поставок весной. Известные события прошлого года ударили по проектным работам и строительству, из-за чего оба участника программы MPF не уложились в указанные сроки.


В апреле прошлого года две компании продемонстрировали первые танки опытной партии руководству сухопутных войск. На тот момент техника находилась на стадии сборки или проходила первые заводские испытания. Несмотря на определенный оптимизм, работы в целом затянулись – что затем привело к срыву установленных сроков.

Только в самом конце прошлого года компания GDLS смогла передать заказчику последние из законтрактованных 12 танков. Кроме того, сообщается о сдаче двух корпусов и башен. Бронемашины от BAE Systems к тому времени не были готовы к сдаче. До конца 2020 г. Пентагон не получил ни одной такой машины.

В конце января армия раскрыла текущее положение дел. К тому времени было получено 12 танков и 4 корпусов. Таким образом, GDLS полностью выполнила свои обязательства, тогда как BAE Systems лишь начала поставки, причем не с полноценных танков, а с более простых изделий.

За прошедшие два месяца ситуация кардинально не изменилась. Танки MPF от General Dynamics переданы на испытания, а их конкуренты от BAE Systems все еще остаются на стадии производства. При этом Пентагон проявляет определенный оптимизм: все заказанные машины предполагается получить до конца 2021 г. Однако такие сроки означают отставание от изначального графика на несколько месяцев или более.


Испытания без сравнений


В соответствии с планами программы MPF, по 4 танка каждой модели должны пройти войсковые испытания или Soldier Vehicle Assessment (SVA). Эти мероприятия проводятся на базе Форт-Брэгг с привлечением одного из подразделений 82-й десантной дивизии. Всесторонняя проверка в условиях войсковой эксплуатации будет продолжаться до июня.

Как сообщается, испытания успешно начались 4 января и уже дали некоторые результаты. Однако пока в них задействована только техника от General Dynamics. Как скоро к ним присоединятся танки-конкуренты от BAE Systems, пока не известно. Кроме того, все еще не ясно, какими будут отзывы десантников-испытателей, и какой из двух образцов понравится им больше.

Испытания на базе Форт-Брэгг идут уже два месяца, но их подробности пока не раскрываются. Представители Пентагона говорят, что личный состав встретил опытную технику от GDLS с энтузиазмом и проявил большой интерес к ее освоению. Вероятно, такой же будет и реакция на легкий танк от BAE Systems – когда он доберется до испытаний.

Сдвиг сроков


В прошлом году программа MPF столкнулась с неожиданными проблемами, которые привели к затягиванию работ. Один из представленных проектов удалось удержать в разумных временных рамках, тогда как другой заметно выбился из них. Текущие проблемы со строительством могут негативно сказаться на перспективах проекта от BAE Systems или даже всей программы в целом.


Проектный облик танка MPF от BAE Systems

Согласно ранее утвержденным планам, испытания SVA должны пройти в первой половине 2021 г., после чего несколько месяцев отводится на анализ их результатов. К концу 2021 ф.г. необходимо выбрать победителя, и этот проект получит дальнейшее развитие. В конце 2022 ф.г. появится первый заказ на предсерийное производство новых танков.

Не имея опытных танков от BAE Systems, Пентагон не может провести полноценные сравнительные испытания, а также рассмотреть совокупность характеристик представленных образцов. Выбор техники для дальнейшего производства, исходя из наличия прототипов на данный момент, не имеет смысла. Поэтому армии придется ждать поставку ранее заказанных изделий и проводить полноценное сравнение.

Если компания BAE Systems представит требуемые четыре танка прямо сейчас, испытания SVA будут продолжаться, как минимум, до конца лета. Анализ их результатов придется выполнять уже осенью, и тогда же принимать решение о дальнейшем ходе программы. Вполне возможно, что имеющийся сдвиг испытаний потребует пересмотреть сроки подведения итогов.


Танк от BAE Systems на стадии сборки, апрель 2020 г.

Таким образом, следствием прошлогодних проблем на производстве становится смещение работ по MPF, как минимум, на несколько месяцев. Станет ли Пентагон требовать от подрядчиков возвращение к утвержденным срокам, неизвестно. На текущих стадиях проекта это не имеет критического значения, хотя может повлиять на будущие работы.

Проблемы будущего


В 2022 г. Пентагон собирается заключить контракт на производство 26 предсерийных танков с опционом на 28 ед. Поставки техники в строевые части начнутся к середине десятилетия. В 2025 г. первая рота на новых MPF достигнет боевой готовности. В том же году запустят полномасштабную серию с последующим полноценным перевооружением подразделений армии и национальной гвардии. Предполагается закупить 504 танка.

Очевидно, что нынешние процессы окажут влияние на будущие работы в рамках программы MPF. Более поздняя поставка опытных танков приводит к смещению выбора победителя, что, в свою очередь, должно повлиять на сроки завершения опытно-конструкторских работ и подготовки серии. Если на этом этапе возникнут новые проблемы, программу ждут очередные переносы и пересмотры.


Таким образом, появились и сохраняются серьезные риски, способные повлиять на общую продолжительность программы и сроки ее завершения. При этом не следует забывать о возможности увеличения стоимости по тем или иным причинам, что станет очередной помехой для выполнения утвержденных планов.

Требования против трудностей


Программа MPF прошла часть основных этапов. Проектирование и заводские испытания бронетехники двух типов успешно завершены. Теперь один из танков проверяется в войсках и ждет конкурента, с которым его будут сравнивать. Несмотря на все трудности и проблемы, работы продолжаются и позволяют Пентагону смотреть в будущее с оптимизмом.

По всей видимости, оптимизм Пентагона оправдан. Текущие сравнительные испытания на базе войсковой части будут завершены без серьезного отставания от установленных сроков, и по их результатам выберут победителя программы. Затем в течение нескольких лет наладят производство и запустят перевооружение. Однако точные сроки и стоимость программы все еще остаются под вопросом. Судя по последним событиям, танк MPF поступит на вооружение – но позже, чем планировалось изначально.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    10 марта 2021 04:42
    А в это время в РФ неспеша продолжали доводить до ума танк показанный на параде посвященному победе, попутно пытаясь не дать сдохнуть УВЗ единственному производителю этого чуда танка.
    1. -3
      10 марта 2021 04:54
      армии придется ждать поставку
      Вот и пусть ждут, до китайской пасхи lol
    2. -1
      10 марта 2021 06:07
      УВЗ сложности вполне простые и очевидные. Их решат,не парьтесь. Он за год продукции выпускает больше чем любой подобный завод в мире. Но их вполне прилично зацепило санкциями что и не скрывалось .
      1. 0
        13 марта 2021 13:17
        Какие у увз сложности? В распилах? В том что развалили и оптимизировали? Интересно, как на предприятие ВПК могут ударить санкции?
        1. 0
          15 марта 2021 11:49
          Цитата: Английский тарантас
          Какие у увз сложности? В распилах?

          как я понял, УВЗ погряз в проблемах финансового менеджмента.
          горе-управлялы сделали его серьезно уязвимым от внешних займодателей,
          не обошлось и без множества махинаций чиновников.
          Вообще, вокруг завода крутится просто уйма суеты, за которую по-хорошему должны сесть надолго человек 40-50 и еще около 150 по мелочи. Альфа-банк (подконтрольный США) уже предпринимал довольно жестко несколько попыток обанкротить завод (по сценарию 90-х), используя текущий бардак. Объем делается на заводе большой, вот только у многих вызывает вопросы соответствие этих объемов реальным нуждам армии.
          1. 0
            15 марта 2021 22:32
            А я вот даже без понятия чо там на увз делают. Потому что заграницу танки заказывают, но опять же не в масштабах перевооружения страны, танки заказывают старые т-72. Занимаются модернизацией наличных в России танков, тоже работы мало, мало самих переделок, да и по самим танкам работы не прям много, тот же Б3убх отличается от Б3 тем что можно поставить в автосервисе(утрирую), клепают потихоньку бтр, и раз в несколько лет рождают пару 72к с казом. Откуда там берутся такие бешеные деньги, откуда там берутся проблемы, и главное откуда там возьмутся мощности чтобы перевооружиться на армату и Прорыв вообще не понятно. Налицо очередной распил и развал, а-ля 90е
    3. +4
      10 марта 2021 09:06
      Легкий танк превращается, легкий танк под грузом новых требований превращается .. в новый тяжелый танк... это очевидно
      1. +4
        10 марта 2021 10:42
        Цитата: Гражданский
        Легкий танк превращается, легкий танк под грузом новых требований превращается .. в новый тяжелый танк... это очевидно

        Сюжет фильма Войны Пентагона подтверждается...
        1. -1
          10 марта 2021 12:02
          Цитата: Альф
          Сюжет фильма Войны Пентагона подтверждается.

          распил бюджета это святое... request
    4. -3
      10 марта 2021 10:28
      Прими ампулу пургена. Тебя попустит
    5. +1
      10 марта 2021 11:16
      А в это время всякие клоуны ищут, какую бы гадость написать, да понеадекватней. А еще в это время УВЗ выпускает Т90М. Это Вы на компе играя в танчики покупаете его, а современный танк надо делать долго и нудно, а потом дорабатывать с учетом войсковых испытаний.
      1. 0
        15 марта 2021 15:52
        Цитата: Виктор Сергеев
        Это Вы на компе играя в танчики покупаете его, а современный танк надо делать долго и нудно, а потом дорабатывать с учетом войсковых испытаний.

        Ну, 2 года и 12 опытных экземпляров-это очень быстро. Конкуренция стимулирует.
        Понятно, что ничего революционного, урезанная версия абрамса, и тем не менее..
    6. -1
      10 марта 2021 13:09
      Ну что поделать, американский завод в Лиме уже давно сдох.
    7. 0
      10 марта 2021 16:16
      Цитата: Алекс2048
      попутно пытаясь не дать сдохнуть УВЗ единственному производителю этого чуда танка.

      УВЗ умирает? Нет заказов на вагоны?
      1. +1
        10 марта 2021 18:56
        Заказов на вагоны меньше, чем нужно для прибыльности завода. Причем и в более хорошие годы закупки финансировало не РЖД, а лизинговые компании Госбанков, то есть мы с вами своими денежками. Соответственно, УВЗ в целом в долгах. Есть ещё дурацкий судебный процесс с польской фирмой PESA - лет 8 назад УВЗ выиграл контракт Москвы на поставку 120 низкопольных трамваев. Которых у него на тот момент не было и в помине (даже в чертежах). Попутно был отставлен от контракта другой производитель с Урала (УКВЗ с Усть-Катава), у которого уже был прототип требуемого трамвая в металле. Нашли поставщика за границей, эту самую PESA. Ну а потом 2014г, рост курса доллара. Контракт с Москвой в рублях, с поляками в долларах. Москва хотела получить свои оплаченные 120 трамваев, завод по новому курсу смог поставить только 70. Теперь суд, и с учетом пени УВЗ должен полякам уже сумму, в разу большую цены тех несчастных 50 трамваев. Их, кстати, в результате поставили в Киев (на европейские кредиты). В Киеве замучились отдирать шильдики УВЗ, которыми тот был щедро облеплен.
        1. 0
          10 марта 2021 19:16
          Цитата: Гончар
          Причем и в более хорошие годы закупки финансировало не РЖД

          РЖД уже давно не является собственником вагонов. И, соответственно, их покупателем.
          Цитата: Гончар
          лизинговые компании Госбанков, то есть мы с вами своими денежками

          Объясните эту сложную для моего понимания мысль.
          Как может обыватель финансировать лизинговые операции.
  2. -1
    10 марта 2021 05:13
    Какие же всё-таки это сараи! Ну хоть 120 мм орудие смогли запихать, прогресс!
    1. -3
      10 марта 2021 06:11
      Да , такое впечатление, что решалась одна единственная задача- прохождение по мостам в Восточной Европе.
  3. +4
    10 марта 2021 06:09
    Легкие танки и снова здорова не предназначенные для воздушного десантирования. Достаточно большие габариты и большой вес.
    Та же БМД-4 вооружение соответствует 100 мм пушка-пусковая установка, спаренная 30-мм пушка. Т.е. для десанта огневая мощь достаточная. Есть еще Спрут со своей 125 мм пушкой. И тоже авиадесантный.
    У америкосов был танк M551 Sheridan, условно десантный. Вес позволял с самолета десантировать, но .... Теперь новый бзик, легкие танки которые можно только посадочным способом к месту доставлять.
    Понятно что у них другая военная доктрина, в т.ч. и для ВДВ. Но тогда смысл в ВДВ если для действий за океаном они опираются на силы быстрого реагирования и базы, раскиданные по всему миру. Считают что за 72 часа могут в любой точке мира развернуть полностью воздушно-десантный корпус - в состав XVII-го ВДК входят четыре дивизии, восемь бригад и части обеспечения. Со всей техникой. Если это так то не ясно зачем им легкие танки.
    1. 0
      10 марта 2021 06:31
      Цитата: ВАШ
      снова здорова не предназначенные для воздушного десантирования

      Смешно, они даже плавать неспособны, а Вы про десантирование. wink
      1. +3
        10 марта 2021 07:46
        У них вообще нет плавающей боевой техники. Так же другая доктрина, другой подход. Считается что водную преграду будут преодолевать при помощи понтонов или специальной плавающей техники.
        Это просто замечательно не нужно ни каких дополнительных устройств, не нужно наглухо герметизировать корпус и делать все чтобы при преодолении водной преграды вода не попала в двигатель. Все это отлично НО ТОЛЬКО в ПУСТЫНЕ.
        1. -10
          10 марта 2021 10:29
          Так у НАТО и с инженерными средствами так себе
        2. 0
          13 марта 2021 13:29
          это отлично НО ТОЛЬКО в ПУСТЫНЕ

          Там тоже есть водные преграды. Прочность цепи измеряется прочностью самого слабого звена, если у вас отсутствует соответствующее инженерное и сапёрное обеспечение операций, то плавающая техника не спасёт. К тому же есть важный вопрос, сколько из имеющихся на данный момент в вс рф плавающих машин на ходу готовы переплыть реку сходу? Обычно техника никогда не соответствует полной готовности даже на 60%, у всех всегда что-то сломано. Сколько пехоты и боеприпасов они с собой перевезут? Сколько времени у них уйдёт банально на поиск подходящего место для переправы и подготовки плацдарма? За время которое нужно для решения этих вопросов навести переправу можно. Так же переправы не нужны если есть броды или можно так переехать.
      2. 0
        10 марта 2021 07:50
        У них авиадесантные только Humvee, видимо не привычны пешком ходить.
    2. 0
      10 марта 2021 19:49
      Они не столько для воздушного десанта, сколько для морпехов, которым основные "сухопутные" танки слишком тяжелы и громоздки
    3. 0
      13 марта 2021 13:22
      Теперь новый бзик, легкие танки которые можно только посадочным способом к месту доставлять.

      Дело не в бзиках, а в том что со времён вов десантный самолёт не сможет подлететь к линии фронта километров на 100 точно, и чо вы там собрались кидать с парашютом неясно. На таких дистанциях и впп найти можно.
      1. +1
        14 марта 2021 03:19
        Воздушно-десантная операция начинается с её обеспечения. Расчистки коридора пролета самолетов, нейтрализации РЛС постановкой РЭБ, уничтожение комплексов ПВО, расчистки воздушного пространства. Перед крупной ВДО сначала пойдут РДГ, которые будут выявлять систему ПВО, наличие авиации в районе, доставлять комплексы РЭБ (вы ведь даже не представляете наличие таких) и только после того как будет вскрыта система ПВО, система связи, командных пунктов начнется сама воздушно-десантная операция и начнется она с подавления системы ПВО, связи и как минимум с блокирования КП противника.
        Не пишите о том чего не знаете.
        1. 0
          14 марта 2021 09:43
          Я знаю что в случае если хоть один элемент из перечисленных мероприятий потерпит неудачу, то вся операция получает большой риск понести высокие потери и срыв операции обеспечен. Потому что десантные силы должны быть поддержаны наземными, так как сбросить тяжёлую технику и логистику невозможно, а вести наступление лёгкими силами почти самоубийство, что показывают нам операции второй мировой и вьетнамских войн.
          А если такая основательная подготовка будет удачной, а поддерживать десантников надо будет сухопутными силами, то проще уже сухопутными силами и наступать, при поддержке авиации и вертолёных штурмовых групп.
          1. 0
            14 марта 2021 13:26
            Ни когда и ни чего не идет по плану. Но стремиться к его исполнению нужно и по ходу действий предпринимать действия для исправления ситуации.
    4. -1
      15 марта 2021 16:12
      Цитата: ВАШ
      Есть еще Спрут со своей 125 мм пушкой. И тоже авиадесантный.


      Вы все еще думаете, что в современных боевых условиях можно десантировать серьезную армейскую группировку с воздуха? Это невозможно было сделать уже лет 30 назад, а уж сейчас, когда каждый папуас подмышкой ПЗРК таскает.. А про развитые страны вообще не говорим-сожгут полк в воздухе и поперхнуться.
      Если что, я в ВДВ служил, и уже в мою службу основной способ пересечения группой СпН границы с противником был, гм..пешком..
  4. -7
    10 марта 2021 06:48
    неужели негра запретят и сам наводчик будет заряжать?
  5. +3
    10 марта 2021 08:37
    Вот недавно о статье, посвященной потребности флота писал, и тут повторюсь - ощущение, что некоторые темы на ВО "вечны". Их просто достают из "пачки" и, думая, что читатели все забыли, переписывают. Часто ( как и сегодня) даже не меняя фотографий.
    1. -1
      10 марта 2021 09:57
      Цитата: Вождь краснокожих
      некоторые темы на ВО "вечны"

      Возможно эти темы развиваются, в динамике так сказать.
    2. +1
      13 марта 2021 13:30
      Половину статей вообще надо кидать в разделы "история" и "новости"(как эту)
  6. -2
    10 марта 2021 13:42
    Немного не по теме (не про американские, а про наши танки).
    На сайте Gur Khan attacks! опубликовано фото Т-90М, которые отправили в войска.
    Обратите внимание на чехол, который одет на конец ствола. Похоже, что на конце ствола дульный тормоз. Если так, то вопрос, что за пушка на нём стоит ?
    Похоже на этоИли это
    1. 0
      10 марта 2021 16:34
      "Объект 188" с пушкой повышенной баллистики 2А66 (Д-91Т)

      А орудие 2А82, которое как пишут является доработкой 2А66, давно уже примеривались поставить на Т-90М.
      Может, свершилось?
      1. +2
        10 марта 2021 16:45
        попробую ещё раз
    2. 0
      14 марта 2021 08:10
      Я думаю, что под этим чехлом просто заглушка на дульный срез ствола для защиты канала ствола от дождя и снега при хранении и транспортировке.
      1. +1
        14 марта 2021 11:45
        Цитата: Фома Н.
        Я думаю, что под этим чехлом просто заглушка на дульный срез ствола для защиты канала ствола от дождя и снега при хранении и транспортировке.

        Мне попадались два вида чехлов:
        один брезентовый, который идёт в комплекте с танком и одевается на ствол он довольно плотно, без всяких свободных мест, и
        резиновый чехол, для подводного вождения.
        Ни тот ни другой совсем не похож на тот, что на Т-90м, идущий в войска. Как вариант, допускаю, что чехол прикрывает зеркало учёта изгиба ствола.
        1. 0
          14 марта 2021 18:33
          Цитата: Bad_gr
          Как вариант, допускаю, что чехол прикрывает зеркало учёта изгиба ствола.

          Да, похоже на зеркало. Под брезентом виден характерный выступ вверх на дульной части ствола.
  7. Комментарий был удален.
  8. 0
    11 марта 2021 04:42
    Всё новое - хорошо забытое старое. Где это я слышал: мобильность, вооружение, тонкая броня, расчёт на манёвр. Ах да, Леопард 1 и Амх30. Кстати о танке М8 я читал в Зарубежном Военном обозрении ещё в конце 80х. Ничего принципиально нового. Будут на выходе те же Леопард 1 и Амх30. С новыми СУО и активной защитой.
  9. -2
    12 марта 2021 13:05
    Чёрти что и сбоку бантик. Какие цели у MFP? Правильно - новый девайс на замену старого. Почему? По качану! Потому что надо что-то новенькое вместо старенького. Какие объективные причины для создания новой машины? Разве у США появились новые угрозы на поверхности этой планеты? Нет.
    Вот и получается, что задача разработчикам толком не ясна. Какие задачи должен выполнять новый образец вооружения? Бороться с ОБТ противника? Вряд-ли. Он для этого маловат. Участвовать в полицейских операциях по типу ближневосточных подавляя тяжело вооруженную пехоту и лёгкую бронетехнику? Возможно. Но тогда вряд-ли в нём будут сидеть граждане США. Скорее какие-нибудь саудиты или наоборот, хуситы. Или тот кто к тому времени для США станет партнером, а кто угрозой.
    А "Эта [наша] Страна" продолжает развивать линию в сторону телетанков. И правильно делает.
  10. 0
    14 марта 2021 08:43
    Цитата: carstorm 11
    УВЗ сложности вполне простые и очевидные. Их решат,не парьтесь. Он за год продукции выпускает больше чем любой подобный завод в мире. Но их вполне прилично зацепило санкциями что и не скрывалось .

    Даже не смешно, если такие простые сложности, то почему они не могут решить проблему со сварными швами на башне Т-90М "Прорыв"?
    А я Вам скажу, что они не решили даже проблему со сварными швами на рамах своих вагонов уже лет 25, как трещали, так и трещат, а их тормозная рычажная передача вагонной тележки, в особенности серьга мертвой точки просто игнорирует законы механики. Санции их зацепили...позвольте как?
    Ну сварочное оборудование у них шведской фирмы ESAB, ну станки горизонтально-расточные Шкода, так это было куплено чуть-ли не при Союзе. А как сейчас санкции влияют?
  11. 0
    14 марта 2021 08:49
    Цитата: Baron Pardus
    Всё новое - хорошо забытое старое. Где это я слышал: мобильность, вооружение, тонкая броня, расчёт на манёвр. Ах да, Леопард 1 и Амх30. Кстати о танке М8 я читал в Зарубежном Военном обозрении ещё в конце 80х. Ничего принципиально нового. Будут на выходе те же Леопард 1 и Амх30. С новыми СУО и активной защитой.


    Ключевое слово "...активной защитой.". Если у них создан КАЗ с хорошей надежностью, возможно, то зачем лишние тонны брони? А с надежным КАЗом эти легкие танки будут наравне и с нашими Т-90М. Нельзя недооценивать противника. Уже было шапкозакидайство и не один раз.
  12. 0
    15 марта 2021 08:15
    Вероятно лёгкий танк больше заинтересует КМП США нежели сухопутные войска . В целом эта заслуживающая внимание машина у которой есть потенциал. По крайней мере до тех пор пока в США не разработают танк пятого поколения . Т.е сделан упор на совершершенствование тактики боя , в купе с применением как КМП так и бронекавалерийских частей сухопутных войск . good
  13. 0
    13 мая 2021 11:21
    Судя по размеру по фото такой "лёгкий" танк будет иметь снаряжённую массу свыше 40т. "Лёгкой" у него будет только броня, которая будет пробиваться в лоб 30-мм ББ снарядом с 1000-1500 м и 57-мм ББ снарядом с 2000-3000 м. В борт будет пробиваться 12,7-мм ББ пулей. Снайпер с "антиматериальной" винтовкой - приговор такому танку. Про специализированные ПТ-средства я вообще молчу.